Абордаж

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Идут корсары, идут корсары на абордаж! »
— Йовин
« Викинги вооружились —
Кто мечом, а кто ножом.
Занялись они разбоем,
А точнее, грабежом.
»
— «Сага двух великих скальдов…»

Абордаж — метод ведения боя, некогда являвшийся на море основным, а затем популяризированный байками про пиратов. Заключается он в том, чтобы прицепиться к другому судну, забросить туда штурмовую (абордажную) команду, которая «нейтрализует» команду неприятеля, и, собственно, прихватизировать что полагается (потому что если воспользоваться вторым основным некогда методом боя — тараном — захватывать будет нечего). От пиратов абордаж перекочевал в космооперу. В особо тяжких случаях космодесантников могут телепортировать прямо на борт вражеского корабля.

Описание[править]

Абордаж условно можно разделить на два типа: взятие судна и взятие чего-то/кого-то на судне. Соответственно, слегка различалась и тактика во время собственно атаки.

Если по каким-то причинам нужно было само судно, то абордаж проводили крайне аккуратно, чтобы добычу излишне не покоцать (ключевое слово тут «излишне», т. к. сама по себе абордажная тактика предполагала минимальную порчу корабля: чтобы он никуда не уплыл, но и починить всё можно было достаточно быстро), и при этом крайне жестоко. Согласитесь, спёртый/дезертировавший корабль мало кому нужен был вместе с командой воров/предателей. А вот груз чаще всего не трогали — официально на него, конечно, всем было чихать, а вот неофициально — гешефт лишним не бывает.

Если же была безразлична судьба корабля, то его старались разве что не бить ниже ватерлинии, всё остальное вполне допускалось: на кораблях захватчиков частенько даже стояла защита (в виде особо прочных сеток) от падающего рангоута (мачт и всего, что к ним крепилось), так что не жалели абсолютно ничего.

Самый плохой случай приключался для обороняющихся, когда целью был груз на корабле. Тогда команду особо никто не щадил — выжившие и пленённые (особенно раненые) были только обузой. Это же был самый лёгкий сценарий для атакующих. К тому же у них на эти два случая имелась специальная «призовая команда», которая в бою особо не участвовала и управляла уже захваченным судном или вытаскивала лут, когда всё уже было окончено, и штурмовики шли отдыхать и залечивать раны.

Немного получше было, если целью была важная шишка на борту — вместе с каким-нибудь эскортируемым министром пираты могли взять в плен и других относительно «высоких» лиц, да хотя бы кэпа и пару старпомов. Однако, если кэп был помесью козла с Горловым, команда могла переметнуться на сторону захватчиков.

Совсем унылые для атакующих и полезные для обороняющихся случаи — когда нужна была сама команда. Например, чтобы загнать их как рабов. Тем не менее, во времена абордажей работорговля была делом крайне выгодным[1], так что на такой риск тоже шли, пусть и не слишком часто.

Почему это деление условное? Потому что ещё на этапе приготовлений один тип мог внезапно перейти в другой. Чаще всего такие проколы встречались, когда целью был сам корабль — его могли банально слишком сильно поломать в ходе боя, а тащить груду щепок и металлолома никому никуда не хотелось. Но бывало и по-другому. К примеру, заказчик говорил, что груз на борту слишком уж габаритный, так что проще будет тупо захватить корабль. На деле оказывалось, что груз хоть и большой, но не совсем уж неподъёмный и/или огромный, так что его всё же перетаскивали на свой корабль, а опустевшую «цель» пускали ко дну, чтобы не геморроиться[2]. Вообще же случиться могло что угодно. Важная шишка может погибнуть от шальной пули или обломка, команда откажется сдаваться, груз сгнил или сожран мышами, могли банально обознаться и напасть вместо груженного корабля на относительно пустой.

В общем-то, всё это справедливо для любых сеттингов, хоть для Золотого века пиратства, хоть для современных реалий, как в Black Lagoon, хоть в ваха-подобной космической эре. Однако если в историческом сеттинге или каком-нибудь стимпанке все манипуляции просты и отработаны (ибо вода, воздух, сабли и огнестрел — идеальная формула же), то вот в космосе (если это более-менее твёрдая НФ, а не космоопера) пиратам придётся капитально повозиться, чтобы взять что-то на абордаж. В космосе, с одной стороны, легче повредить что-то важное, будь то сама захватываемая посудина или груз и экипаж на ней, а с другой стороны, нужно попотеть, чтобы банально состыковаться. Мешает буквально всё — от ненулевой скорости[3] даже основательно повреждённого корабля и огромных космических расстояний и до систем жизнеобеспечения и защиты обороняющихся. В современной космонавтике стыковка корабля с орбитальной станцией — это больше суток орбитального маневрирования в условиях, когда в стыковке заинтересованы обе стороны. Даже если обороняющиеся просто заставят свой корабль вращаться, это уже сделает абордаж практически невозможным. Практически единственные реалистичные варианты — это убедить обороняющихся сдаться самим под угрозой уничтожения их корабля или перехватить управление их кораблём с помощью какого-нибудь вируса, засланного в бортовой компьютер, или предателя на борту. Либо брать на абордаж беспилотные грузовые баржи с примитивным электронным мозгом, которые не сопротивляются захвату. Также реалистичным вариантом является проникновение противника на уже приземлившийся корабль, где бы он ни был, или же вместе с шаттлом/челноком, в трюме, коридорах, техтоннелях, вентиляции или незадачливых членах экипажа, не озаботившихся биологической защитой; но такие варианты встречаются крайне редко, и обычно в случае, когда противники не являются привычными абордажниками, обычно являясь космической саранчой, инопланетной живностью или местными братками, которые не имеют собственного корабля, но имеют огромной желание таковой забрать силой. Хотя, как с точки зрения здравого смысла, так и формально, это уже не абордаж — а штурм пришвартованного корабля, незаконный пролёт на корабль или халатность экипажа — но не абордаж; с нашей точки зрения, это в большей степени похоже на угон автомобиля, в котором уже сидит его владелец с товарищами (если корабль совсем небольшой), или же на штурм здания (если большой), или на проезд «зайцем» в транспорте — но уж никак не на абордаж…

Существуют, однако, распространённые среди авторов резинонаучные технологии, которые делают абордаж возможным и даже практичным. Например, притягивающий луч-гравицапа, который существенно облегчает и ускоряет синхронизацию скоростей кораблей, специальные абордажные модули — маленькие кораблики-прилипалы, задача которых — догнать врага, прилепиться к его бортам и взрезать их, или вовсе телепортаторы, чтобы закинуть абордажную команду прямо неприятелю на борт, минуя шлюзы (что делает абордаж бессмысленным, так как от телепортированной в вражеский корабль космической торпеды толку будет больше, чем от абордажной команды[4]).

Также есть вариант с абордажными гарпуномётами (выстреливается пробойник с тросом, и свой корабль подтягивается к цели), пробойник (корабль влетает на полном ходу в цель, дожидается, пока из отсека вылетит весь воздух, и выдвигает шлюз, который герметизирует все дыры в отсеке, делает давление в отсеке нормальным, и можно входить), позволяющий пристыковываться к месту, где нет шлюза (вроде хватателя из KSP), и ручная высадка (высаживаем абордажников, и те, ползя по обшивке цели, с трудом добираются до шлюза и входят в него).

Попытки залезть на корабль вместе с контейнером или обломком являются неэффективными, так как неизвестно, как долго будет дрейфовать абордажная команда в контейнере, протянет ли она до абордажа, контейнер может подобрать не тот корабль, а нужный просто пролететь мимо, а то и уничтожить контейнер, или просканировать и не взять, или принять меры безопасности… В итоге в болтающихся в системе контейнерах, обломках и брошенных кораблях обычно находятся ксеноморфы (завелись на корабле — ситуация, типичная для космической фантастики), взрывчатка (заложенная космическими пиратами), отходы (системы переработки может не быть, отходы могут разниться от кала и загрязненной воды до хлористого пандемониума, фонящих реакторных отходов или голливудской кислоты) или контрабанда (подстава), но никак не абордажные команды (хотя иногда бывают, правда, не первой свежести).

Примеры[править]

  • Цикл «Сфера Великорасы» Зоричей. Несмотря на предсказуемо огромные для НФ дистанции боя в Космосе, абордаж активно применяется, упомянуты даже специальные флуггеры (местные лёгкие космолёты) для доставки абордажных команд.
  • «Барраяр»: адмирал Нейсмит (Майлз Форкосиган) частенько самолично участвовал в абордаже. Общая неэффективность корабельных вооружений (силовые поля от ракет и снарядов, «шпагоглотатели» от лазеров и плазменные зеркала от плазменных орудий) вообще сделала таран гравидеструкторами с нескольких десятков километров и абордаж вынужденно популярными видами космического боя.
  • Master of Orion: медведеобразные бурлати очень любят абордаж и имеют самый сильный космодесант.
    • Причём во второй части имеется минутка реализма: взять на абордаж можно только корабль, который в этом ходу уже не может двигаться (либо потому, что израсходовал весь запас движения, либо потому, что у него сломан двигатель, либо потому, что это вообще орбитальная станция, а не корабль).
  • Empire Total War и все последующие игры серии: с появлением морских боёв, естественно, появился и абордаж.
  • WarHammer 40,000: Бог-Император, взяв на абордаж корабль Гора (Хоруса), самолично вступил с ним в бой. Используется повсеместно, что у людей с эльдарами, что у орков с тиранидами, в подобном пока только тау не замечены (кроме неудачного шутера Fire Warrior). Считается достаточно эффективным средством поражения вражеской команды; способов доставки масса, начиная от абордажных торпед и телепортации и заканчивая тараном вражеского судна собственным кораблём, с последующим открытием люков, и полётом через космос, разделяющий корабли, в скафандрах и без. Часто может случится, что команда тяжело повреждённого корабля идёт на абордаж своего более удачливого противника. В торпедном и телепортационном абордаже обычно участвуют специальные команды, в таранном — все подряд, как, впрочем, и в отражении абордажа, особенно на небольших кораблях. Благо, корабли в Вахе переполнены лишними людьми и нелюдями, а восполнение команды можно провести как на попавшейся планете с соответствующим населением, так и путём ловли дикарей и мутантов в «тёмных трюмах» (для справки: даже маленький эсминец типа Иконоборец имеет длину в 1300 метров, а ширину до 400 метров, а крупнейшие линкоры — суда длиной свыше 20 километров. Размеры трюмов можно подсчитать самостоятельно).
  • Black Lagoon — абордаж судна неонацистов силами Датча и Реви.
    • Закадровый абордаж «Меланезии».
  • Nexus. Jupiter Incident: есть возможность получить на борт абордажный шаттл с отрядом коммандос.
  • Spelljammer: Pirates of Realmspace. Абордажить приходится регулярно, причём педаль уходит в пол за счёт того, что многие космические корабли в этом мире — это просто должным образом заколдованные парусники.
  • Space Pirate Captain Harlock — вообще пираты предпочитают таран или бой москитных флотов, но пираты они или где, так что абордаж тоже случается. В кульминации совместили, заявившись на флагман антагонистки прямо вместе со своим кораблём.
  • Ни одна книга (или другое какое произведение) о пиратах не обходится без абордажа. Счас пойдём на абордаж, чтобы враг у…рался аж! (с)
  • Parkan — от всех прочих космических леталок в жанре privateer отличается личным участием в абордаже.
  • Серия Heroes of Might and Magic — собственно по-другому тут с вражеским кораблём и не разобраться, но самый шик — пойти на абордаж зазевавшегося судна прямо с берега.
  • Генри Лайон Олди, «Ойкумена» — либурнарии, абордажная пехота помпилианцев. Великая Помпилия постоянно требует притока рабов, и либурнарии играют в этом заметную роль. Абордаж космических кораблей — один из важнейших разделов их подготовки.
  • «Фабий Байл: Повелитель клонов» Джоша Рейнольдса — Красные Корсары используют абордаж в космосе, пробивая вражеский корабль торпедами и подтягивая его натянутыми на них тросами. А внутри этих тросов скользит абордажная команда.
  • Эсминец «Уокер» — нечасто, но встречается. Наиболее яркий пример — абордаж "остиндийца" гриков силами американцев и лемурианских морпехов в первой книге (который возглавил лично капитан Редди).

С особым цинизмом[править]

см. также Бросить командование ради абордажа
  • «Звёздный путь» — как раз та самая телепортация абордажных групп на борт вражеского корабля. Правда, возможно только после снятия с него щитов. Попытка штурма космической станции с шашками, то есть батлетами наголо, жесточайше описана в «Глубоком космосе-9»
  • Те самые «Звёздные короли» Гамильтона: секретное оружие Облачников — материализация стереоизображений на устройствах связи с последующим расстрелом внутренностей корабля из портативных орудий.
  • Субверсия в «Звёздных Войнах» — капитаны кораблей никуда не уходят, а вот джедаи (почти каждый из которых имеет ранг генерала и является вторым командующем на судне) частенько идут в абордаж, на штурм и т. д.
    • Никакого цинизма: в ДДГ, как и ИРЛ, армия и флот — это две большие разницы. Генералы-джедаи были именно армейскими командирами, и над везущими их капитанами и их кораблями власти имели не больше, чем обыкновенный земной генерал на борту крейсера, везущего его и его подразделение к месту выполнения боевой задачи. Нет, разумеется, приоритет личного уважения над субординацией, как у Энакина Скайуокера с Вулфом Юлареном, тоже имел место — но если чисто формально…

Реальная жизнь[править]

  • Вообще основной способ ведения морского боя до появления артиллерии. Таран, несколько вытеснивший абордаж в античности, первоначально появился как средство обеспечения абордажа — а давайте-ка стукнем носом врагу в борт, и пока гребцы с матами полетят на палубу, а кто и за борт, сами слезем с вёсел, похватаем колюще-режуще-рубящее и полезем сами!
    • Да и в эпоху парусников периодически встречался — но уже как следствие стремительного сближения в бою, принуждения раздолбанного противника к сдаче ради призовых и т. д. Например, сражение в Хиосском проливе: российский линейный корабль «Евстафий» из-за неудачного манёвра сцепился с турецким «Бурдж-у-Зафер», бой перешёл в абордаж, турок с корабля выгнали, но затем горящая мачта «Бурдж-у-Зафер» упала на палубу «Евстафия» рядом с открытым люком крюйт-камеры, после чего оба корабля взорвались.
    • Классические бои с абордажем того времени — битва при Гангуте 1714 года и Гренгаме 1720 года. В первом случае куча русских «москитов» накинулась на шведские корабли, во втором — шведский флот сначала коварно заманили на мелководье.
  • Пираты всех времён, всех рек, морей и океанов.
  • У японцев в средние века излюбленным методом морского боя был абордаж. А вот корейцы абордажа избегали, предпочитая корабельную артиллерию — когда придумали, конечно. А до изобретения артиллерии предпочитали перестреливаться из луков, отталкивая длинными шестами противника, пытающегося взять корейцев на абордаж.
  • Древние римляне абордаж очень любили. И специально для этой цели изобрели и абордажного ворона, и гарпаг. Ворон представлял собой перекидной мост с зацепами, при перекидывании, пробив ими палубу, цеплявшийся за вражеский корабль. Гарпаг был окованным металлом брусом с крючьями, которым стреляли из скорпиона чуть выше палубы вражеского корабля с таким расчётом, чтобы он, чуть пролетев, зацепился за него крючьями, а затем за этот гарпаг вражеский корабль подтягивали к себе — то есть по сути гарпаг был специализированным аналогом абордажной кошки, который, в отличие от кошки, не метали вручную, а стреляли им на приличную дистанцию.
    • Однако, купеческие суда и римлян, и греков носили на борту свинцового или каменного дельфина — с целью противодействия абордажу. Для этого, подняв дельфина на грузовой стреле, роняли его на пиратский корабль — так, что дельфин пробивал и палубу, и днище, а пиратам резко становилось не до абордажа.
  • Индийцы во время войны с европейскими колонизаторами старались, дождавшись штиля, взять их корабли на абордаж.
  • Последний в официальной военно-морской истории абордажный бой произошёл 21 мая 1879 года, во время Второй Тихоокеанской войны между Перу и Чили. Перуанский монитор «Уаскар» протаранил чилийский корвет «Эсмеральда». После этого командир «Эсмеральды», капитан второго ранга Артуро Прат Чакон, приказал своим матросам идти на абордаж, и сам первым запрыгнул на палубу «Уаскара». Однако в шуме боя его команду услышали лишь двое матросов, так что все трое почти сразу были убиты перуанцами.
    • Сложный вопрос, что считать абордажем — но если это захват сопротивляющегося (не спустившего флаг) военного судна другим военным судном с непосредственной высадкой на него бойцов, то последним существенным случаем был, скорее всего, абордаж Альтмарка в 1940 г., а вообще наираспоследним — инцидент в Керченском проливе 2018 г. Масштаб не велик, это да, хотя силы, оперировавшие при захвате Альтмарка, были ничуть не меньше, чем в боях античности с участием вышеупомянутых римлян.
  • В современном мире с некоторой натяжкой абордажем можно считать действия пиратов и ответные меры по освобождению захваченных судов.

Примечания[править]

  1. Например, на Барбадосе и прочих Карибских островах охотно покупали белых рабов (а не только чёрных, как на большой земле).
  2. Совсем не обязательно. Довольно часто те же карибские пираты вели себя достаточно гуманно — груз забирали, а кораблю и его экипажу позволяли плыть дальше. В эпоху расцвета пиратства существовало что-то вроде негласного пакта о минимизации взаимного насилия — пойманным пиратам, в свою очередь, тоже грозила не виселица, а несколько месяцев тюрьмы. По мере того, как мощь военных флотов росла, и с захваченными пиратами перестали церемониться, они также стали действовать более жестоко.
  3. Вообще говоря, нулевых скоростей в космосе не бывает в принципе. Любое тело всегда движется относительно других тел, причём почти всегда — с ускорением (даже если у него не работают двигатели, оно, скорее всего, движется по криволинейной траектории под влиянием гравитации, к тому же оно ещё может вращаться вокруг одной или нескольких осей)
  4. Если только, опять же, корабль или его содержимое не нужны целыми. К тому же во многих сеттингах есть вещи, которые телепортации не подвержены, в том числе и потому, что могут взорваться.