Абсолютная износостойкость

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Ragnarök Proofing. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.


Тории (ворота синтоистского храма) в Нагасаки. Пережила ядерную бомбардировку 1945 года и землетрясение 2011 (то самое, которое привело к разрушению Фукусимы), попутно, породив мем о своей неразрушимости

В реальном мире всё изнашивается. Дерево гниёт, камень стачивается и крошится, металл окисляется и устаёт, газы улетучиваются (некоторые — сквозь любые преграды), топливо деградирует, даже сама земля меняется, и где сейчас суша, через миллионы лет может плескаться море. Но для вымышленных вселенных такой преграды нет, и в них вполне возможны вещи, строения и механизмы, продолжающие бесперебойно служить веками, тысячелетиями и миллионами лет, вплоть до соответствия названию — способности уцелеть даже после кончины Вселенной и сотворения новой. Когда подъёмный кран стоит несколько столетий с грузом, когда продолжает работать электричество и идти вода из крана десятилетиями после краха цивилизации (педаль в пол: если они продолжают работать, даже если соответствующие коммуникации очевидно разрушены), когда персонаж в скафандре спокойно болтается по орбите годами и десятилетиями, а двигатели закинувшей его туда ракеты можно зажигать и гасить неограниченное число раз — это сюда.

Является надтропом для тропов Безотказные ловушки, Никогда не нужно промывать форсунки, и Хайвей в отличном состоянии (и соответственно примеры, где исключительно ловушки, машины или дороги, стоит добавлять туда). Также касается одной из разновидностей тропа Законсервированный корабль.


Примеры[править]

Комплексные франшизы[править]

  • Звездные Войны — вся техника ракат демонстрирует полную устойчивость к воздействию времени. Устройства, дроиды и оружие стоят невредимые и готовые к бою многие десятки тысяч лет. Гиперпространственные врата гри и ква стоят уже более ста тысяч лет, не выказывая никаких признаков коррозии и неисправности. То Йоры, корабли неизвестной расы, с которых, собственно, и началась история джедаев 36 тысяч лет назад, были обнаружены аборигенами в отличном состоянии. Педаль в космос выжимают Небожители - их технике как минимум миллион лет и она по-прежнему работает.
    Во всем остальном — полная инверсия. Корабли и устройства без должного ухода быстро приходят в негодность, и чем древнее посудина — тем сложнее ее поддерживать на ходу. Тысячелетний Сокол в этом смысле показательный пример. Еще более показателен пример в Трилогии Трауна — корабли флота Катана, проведя десятки лет в космосе без должного ухода, практически непригодны к полетам и боям.

Литература[править]

  • «Гарри Поттер» — гоблинские мечи. Не нуждаются в полировке и заточке, всегда выглядят как новенькие, поглощают все полезные в бою свойства веществ, с которыми контактируют (убьёшь таким мечом василиска, и каждый последующий удар будет выдавать дополнительный дамаг от яда и разрушать крестражи)
  • Конан — мир пережил упадок и относительный расцвет, но все механизмы исчезнувшей цивилизации работают как часы.
  • Автостопом по Галактике — робот-параноик Марвин. Из-за путешествий во времени его хронологический (прожитый) возраст в тридцать семь раз больше возраста Вселенной, но диоды по левому боку, на боль в которых он жалуется, так и не были ни разу заменены. Да и замена всех остальных частей всего лишь пятьдесят раз (за, на минуточку, 500 с лишним миллиардов лет жизни) тоже полностью подходит под троп.
  • Давид Брин, «Дело практики» — субверсия, от неиспользования вещи «откатываются» в изначальное их состояние, зато если их использовать, они не портятся, а улучшаются: например каменный нож становится кристаллическим с лазерной заточкой, способным гнуться как резина (размышления на тему «насколько такая гибкость полезна для ножа» оставим на совести автора), а волокуша со смазанными полозьями становится санями с устраняющей трение вообще смазкой.
  • И. Дравин, Чужак (цикл) — вещи, прошедшие обработку магией драконов. Наиболее значимый объект — Храм Мира, в котором этот эффект (особенно в катакомбах) сочетается с искажением Поганью.
  • В. Зыков, Дорога домой (цикл) — Дорога Королей и площадки для отдыха на ней, обучающий артефакт рептохов и артефакт-ловушка рептохорсов. И аверсия с зуу′ль′тeками, скрижалями рептохов для записи заклинаний. Несмотря на ценность информации, защита у зуу′ль′теков отсутствует, и находят их как правило в виде кучек осколков.
  • А. Кларк вообще любит этот троп и игры с ним:
    • «Город и звёзды» — все машины и почти все строения Диаспара созданы так, что переживут даже раскалывание планеты на части, обитатели ничего и не заметят. Также полностью исправным и готовым к немедленному перелёту оказался, спустя миллиард с лишним лет, корабль Мастера, оставленный им в порту Диаспара, несмотря на то, что гелогические эпохи похоронили его в сплошной толще отложений.
    • «2001: Космическая Одиссея» — завязка сюжета заключается в обнаружении на Луне инопланетном устройстве, которое пару миллионов лет ждало, пока потомки австралопитеков доберутся до Луны. Да и прочая техника неведомых акушеров цивилизаций устроена по тем же принципам. Но не вся. Как выясняется в финале, цивилизация создателей монолитов то ли давно погибла, то ли бросила своё занятие и куда-то удалилась: в том месте, куда предлагают отправиться черные монолиты, нет ничего, кроме древних, постепенно разрушающихся мегаструктур. Да и сами монолиты, как выясняется ближе к финалу, прошедшие миллионы лет перенесли вовсе не без потерь.
  • А. Нортон, цикл «Королева Солнца». Созданная тысячелетия назад техника предтеч пережила галактическую войну с уничтожением целых миров и звёздных систем и нередко вполне эффективно работает, если конечно суметь разобраться в вывихнутых, по человеческим меркам, принципах управления. Причём речь не только о диковинной системе планетарной обороны, которая такой могла быть сделана целенаправленно, но и об обычной технике, вроде транспорта.
  • Энн Маккефри, «Все вейры Перна» — космический корабль первых поселенцев Перна завалило пеплом и залило лавой при извержении вулкана, потом прошли сотни лет, за которые люди вообще забыли о существовании Земли и построили феодализм, а поверх корабля выросли деревья, но, когда корабль откапывают, там все рабочее, даже искусственный интеллект.
    • Какие ещё деревья? На плоскогорье, где был разобранный космокорабль и посёлок первых поселенцев, деревья не растут. Только трава (герои книг обращают внимание на "холмики" на лугу, под которыми потом обнаруживают здания). Кроме того, в рабочем состоянии только главный процессор ИИ "Айвас" и основная память (а также компы в космосе на "Рассветных Сёстрах"; по словам ИИ - из-за того, что воздуха там нет, и в вакууме ничего не ржавеет). По ходу книги жители Перна восстанавливают остальную часть системы ИИ из готовых комплектов, упакованных под вакуумную плёнку и спрятанных в подземных складах первопоселенцев (о которых все забыли, кроме ИИ).
  • Джанет Эдвардс, «Девушка с планеты Земля» — технологии XXIII века ищут археологи века XXVIII в руинах брошенных городов. С обоснуем — ценные вещи прятали в стазисное поле, так что они вполне могли пережить Исход, упадок цивилизации и сильнейшие пожары, которые бушевали в крупных городах.
  • «Восход чёрного солнца» Драко Локхарда — Пояс Богини, переживший падение вместе с космонавтами с орбиты планеты и продолживший работать. Правда, эта техника лишь частично создана Тайгой, а основана на волшебстве расы Рэйдена. Так же созданный той же Тайгой МУН, переживший уничтожение жизни на Кринне и простоявший веко вплоть до прихода Коршуна. Хотя управляюший наномашинами ИИ вполне мог и ремонтироваться, и даже апгрейдить себя под условия среды.
  • С. Лукьяненко и Ю. Буркин, «Сегодня, мама» — хроноскаф переживает заточение в камне на четыре тысячи лет, лишь подзаряжая аккумулятор.
  • Метавселенная Рудазова — адамант, металл богов и бог металлов, самозатачивается до буквально кварковой остроты (впрочем, это не главная его суперспособность). Его алхимический эрзац адамантий нужно всё-таки точить, но заточку он держит вечно, да и доспех неуязвимости из него получается на диво.
  • Алексей Ефимов - цикл "Требуется Тёмный Властелин" - пирамида Древних. Пребывала в запустении ещё со времён когда эльфийский старейшина был пацаном, при этом по-прежнему в отличном состоянии. Обоснуй - аннигиляционное поле, с которым нюхнул гемору главгер. После исчезновения поля стала покрываться осадками, мусором и грязью.

Кино[править]

  • Киновселенная Марвел — такими были заявлены Камни Бесконечности, Мьольнир и предметы из вибраниума. Не помогло: один из камней разбила Алая Ведьма, молот Тола поломала Хель, а вибраниевый щит капитана Америки расколошматил Танос.
  • «Артур и минипуты» — металл, из которого сделан Меч Власти. Неразрушимый, сверхострый и совершенно не подвержен коррозии. Тоже, возможно, имеет божественную или околобожественную природу.

Комиксы[править]

  • Фил Фоглио, «Buck Godot» — Винслоу и остальные платонические идеалы. Полностью неуязвимы и неразрушимы, в том числе разрушением самой Вселенной и Большим взрывом следующей. Винслоу, правда, единственный живой из них (и даже говорящий, но говорит почти исключительно «Привет!»), остальные — простые вещи вроде шкафов и табуреток.
  • Замри. Замолчи — прошло почти столетие, но в магазине всё ещё можно найти не-заржавевшую тачку с целой резиной, или палатку, и сохранилось много читаемых книг. Но в целом аверсия — многие здания разрушены, дороги повреждены, один мост вообще разваливается сразу после проезда по нему машины главгероев.

Видеоигры[править]

  • Tales of Maj'Eyal — большинство артефактов и подземелий были созданы самое меньшее два с половиной тысячелетия назад[1], и есть куча вещей и того старше. Всё работает без каких-либо проблем, даже многотысячелетние луки и пращи не сгнили и не требуют никакого техобслуживания, а пергамент прекрасно читается, а не рассыпается в пыль от малейшего прикосновения.
  • Torment: Tides of Numenera — педаль в асфальт, здешние артефакты остались от как минимум миллиардолетней истории Земли, и восьми различных человеческих цивилизаций.
  • NieR — Эмиль после очередного апокалипсиса до сих пор живой.
  • The Elder Scrolls — двемеры и айлейды исчезли давным-давно, но в развалинах их городов прекрасно сохранились ловушки, техномагические устройства, оружие с доспехами и даже книги. Подсвечивается в диалогах в Oblivion.
    • У двемеров это было сделано намеренно — они использовали «неподвластный времени» сплав (собственно двемерский металл) для сооружения вообще всего. И даже это не всегда помогает. А айлейдские постройки вообще пережили перезапись реальности (переделку Сыродела Сайродила из джунглей в умеренный климат Тайбером Септимом).
    • Там же имеется Ада-Мантия, Первая Башня, которой вообще ничто не может навредить. Но она хотя бы создана богами.
  • Fallout — спустя двести лет после конца света можно найти исправную, или легко чинимую довоенную технику. С прикрученным фитильком — в сеттинге действительно делали вещи с прицелом на два столетия активного использования, атомный ретрофутуризм же.
    • 3D-части в этом плане давят педаль в пол. Куча не только исправной техники, но и пригодной к употреблению довоенной еды. Особо отличился Fallout 4: здесь не проблема силовой броне простоять 200 лет в пруду и даже не быть забитой илом, и сетка-рабица с кодовым замком точно так же 200 лет хранит другой комплект брони и ни ржавчина, ни рейдеры не могут эту сетку забороть, а в деревнях даже не облупилась краска на стереотипном американском белом заборчике, хотя дома, им огороженные, давно лежат в руинах.
      • Ну и опять же, проработавший всё это время без перерыва парящий на реактивном двигателе робот Кодсворт.
    • Разлом в Нью-Вегасе пережил не только глобальный, но и локальный Рагнарёк, однако там сохранились исправные автодоки, торговые автоматы и пусковые установки. Да даже упавшие здания остались намного более целыми, чем можно было ожидать.
      • А ещё в Нью Вегасе можно поднять из водохранилища Мид «Боинг» Б-29, и Бумеры его успешно поднимут в воздух для помощи Курьеру в битве за дамбу Гувера. Упал он туда, что в реальности, что в игре, в 1948 году, а события New Vegas происходят в 2281, то есть он пролежал в воде и иле 333 года.
    • Большая Гора давит педаль в недра земли: там уцелел футуристический научный комплекс с высокотехнологичным оборудованием. Причём без достойного обслуживания: не безумным же учёным кибермозгам с лоботомитами и робоскорпионами за всем этим ухаживать. А ещё там бегают экзоскафандры самоспасения со скелетами внутри.
  • Серия Half-Life — в изобилии, и чем дальше, тем запущеннее:
    • Half-Life 1 и аддоны — в Чёрной Мезе есть некоторые заброшенные локации. Когда именно они были заброшены, не вполне ясно (положим, всего несколько лет), но разрушения были впечатляющими. Местами доходило даже до обрушения туннелей монорельсовой системы, притом что освещение и сама монорельсовая система вполне работали. Лаборатория прототипов из Blue Shift, в которой ВНЕЗАПНО нашёлся работающий телепорт (хоть и старого образца) не считается — она оставалась в сравнительно неплохом состоянии. Оставалось только проломить фанерную стенку, скрывающую лифт, подать питание и расконсервировать оборудование.
    • Half-Life 2 с эпизодами — целая куча локаций, где до сих пор горит свет и работают старые механизмы. Педаль в пол — довоенные машины, освещающие фарами затопленный туннель, и текущая вода в заброшенных душевых Нова Проспект. С фитильком — свет в подземельях Сити-17 могли восстановить подпольщики для своих нужд, Рейвенхольм освещается трудами безумного отца Григория, а Шахта Победы явно не один год служила опорным пунктом для повстанцев.
    • Half-Life: Alyx — буквально процитированы машины со светящимися фарами из HL2, но это ещё не всё. Целая громадная Зона Карантина, запечатанная ото всех, кроме ликвидаторов Альянса, очень неплохо освещается, имеет электрические замки и кучу работающих механизмов. Комбайнам не приходило в голову обрезать лишние кабели, чтобы подавить сопротивление людей, оказавшихся внутри, и затруднить работу диверсантов? Бункер давит педаль в Зен — в куске жилого дома, оторванного от остальной части здания, свет горит всё так же исправно. Впрочем, Бункер является зоной аномалий, там ещё и не то творится.
  • Mass Effect — техника цивилизаций предыдущего Цикла (с которого прошло 50 000 лет) всё ещё в рабочем состоянии. Да и сами Ретрансляторы вместе с Цитаделью проработали без обслуживания неизвестное количество циклов.
    • Цитадель, впрочем, с прикрученным фитильком — её обслуживает огромное количество Хранителей-ремонтников.
    • В одной из концовок к ME 3 Лиара намеренно делает свои капсулы времени рагнарёкоустойчивыми, заодно исправляя недочёты протеан, позаботившись о том, чтобы цивилизации следующего цикла, нашедшие рассеянные по многим планетам капсулы, поняли их содержимое.
  • Stardew Valley — механизмы гномов, которые можно достать из жеоды (то есть они геологически древние), продолжают работать.
  • Stellaris — почти все мини-квесты отражают троп. На опустошённых планетах и дело попадаются города, которым десятки тысяч лет, однако полно работающих артефактов и хорошо сохранившихся зданий. А особо впечатляет древний дредноут, вот уже много тысячелетий ведущий автономный поход и расстреливающий всё, что приблизится. По-видимому, его боезапас бесконечен, а команда роботов ремонтирует сама себя. Обоснуй: всё перечисленное создано с использованием ну очень высоких технологий.
  • The Last of Us — инверсия: прошло всего 20 лет, но повреждений на все 200. В реальности за двадцать лет всё максимум зарастёт травой, кустарником и молодыми деревьями, без значительных повреждений зданий (если не случится какого-нибудь землетрясения или урагана).
  • Subnautica — тысячелетие простоя практически не навредило постройкам местных Предтеч. Хотя, возможно то, что их турель только подбила аж три разных корабля, вместо распыления их на атомы — именно следствие простоя.
    • Опять же, имеются рабочие КПК с записями предыдущих потерпевших с кораблей Дегази (10 лет) и Меркурий-2 (30-100), а так же закрытые шкафы с уцелевшими бутылками с водой и прессованой едой, при том что базы, в которых они находятся, очень сильно пострадали от времени, а Меркурий вообще проржавел насквозь.
    • А вот Below Zero зиждется на аверсии данного тропа — механические хребты (скорее всего, силовые кабеля) на дне океана порваны на части, а Убежище Ноль сильно разрушено и в нём почти кончилась энергия. Зато фазовые врата, хоть и были основательно покрыты льдом и подпорчены упавшими с постаментов пилонами, работают без проблем.
  • Warframe — Орокин строили на века, и то, что не разрушено намеренно, всё ещё работает, и живы многие из встретивших Войну персонажей вроде Тенсина и самих Тенно. Но аверсия для драматического эффекта в Камбионском дрейфе — местная семья Орокин всё это время занималась техобслуживанием критической, никак не зарезервированной системы энергообеспечения всей техники их цивилизации. Причём справлялись они довольно плохо, что и позволило эту систему временно (стараниями игрока) отключить.
    • Самым явным примером являются прото-скины для Экскалибура и Глефы, так как описаны внутри самой игры как старше самой цивилизации Орокин, а как знает игрок — происходят из плюс-минус нашего времени (это Хейден Тенно в броне и его глефа из darkSector).
    • А варфреймы могут легко простоять несколько столетий в разрушаемом временем здании, зарасти и запылиться до вида каменной статуи, после чего без каких-либо проблем включиться обратно и побежать раздавать люли.
  • Kerbal Space Program — в стоковой игре принципиально отсутствуют поломки и износ деталей со временем, а так же жизнеобеспечение. Поломаться что-либо может только от столкновения — в том числе с воздухом, при излишней скорости, и перегрева (а при галочках на старте — ещё и от превышения давления и ускорения), любая ракета и даже отдельный кербал на внекорабельной деятельности могут болтаться по орбите/стоять на поверхности планеты вечность.
    • Есть моды на добавление и того, и другого, например Kerbalism.
  • Cataclysm: Dark Days Ahead — аверсия, никакие до-Катаклизменные линии снабжения не работают в принципе, вплоть до того, что электричество здесь работает только в машинах (и соответственно если хочется сделать себе мастерскую, придётся делать статичную машину), так как возможности пробросить проводку или проложить трубы вне машины нет. Еда портится (если не законсервирована: ради упрощения симуляции еда, не портящаяся больше года, считается не портящейся в принципе), вещи повреждаются при использовании, правда только в бою, и вообще разработчики стремятся к максимальной реалистичности, так что вполне можно ожидать полной аверсии со временем.
  • Metro Exodus — паровоз «Аврора» пережил и ядерную бомбардировку, и путешествие по постапокалиптической России.
  • RimWorld — здешние «полезные ископаемые» являются уже обработанными металлами и даже частями простых механизмов, как останками предыдущих цивилизаций, так и последствиями терраформирования (человечеством были разосланы зонды фон Неймана для переделывания планет в землеподобные, так как сверхсвет в сеттинге отсутствует). И имеются относительно легкосоорудимые гробы криптосна, в которых можно пролежать тысячелетиями (что в запечатанной комнате — «Древней Опасности» — зачастую и происходит).
  • Terraria — погребённые глубоко под землёй, в заросших паутиной и полуразрушенных зданиях напольные часы всё ещё показывают точное время. Да и ловушки тоже отлично работают, несмотря на расположение в пещерах.
    • И как обычно факелы никогда не выгорают. Хотя магическое освещение тоже есть, да и сами факелы управляются через сигнальную систему, что для палки с горящей обмазкой несколько нехарактерно.
  • Серия Myst — несмотря на почти полное отсутствие обитателей уже десятки, если не сотни, лет, механизмы в Эпохах работают исправно. С обоснуем — Д’ни были доступны практически неуничтожимые материалы.
    • Аверсия в главном их городе: как можно увидеть в Uru и прочитать в книгах про работу исследователей, очень многое было разрушено временем, да и в самих Эпохах оно идёт — в одной, отмеченной как находящейся на орбите готовящейся взорваться звезды, сверхновая всё-таки произошла. Что исследователи узнали, когда отправили туда человека в защитном скафандре из одного из вышеупомянутых практически неуничтожимых материалов, и он выжил после нескольких секунд в пламени звезды.
  • Serious Sam — Ключ к Вечности, машина времени, погребённая больше четырёх тысяч лет в песках Египта, отработала исправно. С прикрученным фитильком, всё таки машина времени, вполне возможно что создатели позаботились о защите механизма.
    • Там же летающая тарелка (в древнем Египте) и ракета (в Средневековье), пролежавшие в консервации несколько тысячелетий и исправно работавшие, когда до них добрался Сэм.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 — множество вариантов тропа. Корабли, тысячелетиями путешествующий в космосе? Боевое оружие, заставшее ещё времена Ереси? Функционирующий Железный человек из времён ещё более древних? Но глубже всего педаль выжимают расы, ответственные за Войну в Небесах. Сооружения некронов, не смотря на значительные потери, простояли много времени даже по космическим меркам. А артефакты древних буквально пережили рагнарёк: гибель своих создателей в глобальной войне и ещё множество тысячелетий в забвении. И всё ещё поражают своей мощью.

Реальная жизнь[править]

  • Практически всё, сделанное из каменного массива, способно простоять тысячелетия. Египетские пирамиды были построены четыре тысячи лет назад, и даже без разобранной на строительство Каира обшивки практически не повреждены. Горы и монументы, из них созданные, разрушаются ветром и водой за десятки и сотни тысячелетий.
    • В частности, каменные строения Мезоамерики до сих пор уцелели посреди джунглей, всего лишь зарастя лианами и деревьями (впрочем, до такой степени, что в полукилометре от них несколько десятилетий бродили в их поисках люди).
    • Книги на глиняных табличках, созданные в Шумере, Аккаде, Вавилоне, Ассирии и других государствах Междуречья (Месопотамии), были написаны (точнее, клинопись выдавлена на них) 3-4 тысячи лет назад. Пережили сожжение городов - только некоторые раскололись, а надписи сохранились. Ведь глина-то не горит.
    • В ту же степь некоторые очень простые вещи. Чугунные сковороды, например, служат, пока их не разобьют: чугун металл хрупкий, но очень износоустойчивый, и использующаяся всю жизнь нескольких поколений сковородка — это далеко не предел.
      • Алюминиевые вещи! В отличие от железных или медных, практически не окисляются. Например, лейка служит семье комментатора уже более сотни лет.
  • Часы Долгого Сейчас, рассчитанные на бесперебойную работу в течение десяти тысяч лет.
  • В принципе, существуют материалы, с применением которых можно добиться баснословно долгой службы вещей, но в этом нет смысла — даже если не учитывать экономику, практически всё устаревает морально и физически за десятилетия.
    • Возможно имеет смысл делать вечными «законченные» вещи, достигшие идеального состояния для своих условий. Например, конструкция ножа или велосипеда принципиально не изменится до тех пор, пока принципиально не изменится сам человек.
      • Принципиально изменяются задачи: охотничий кинжал становится бесполезным, если нет необходимости охотиться с холодным оружием (им даже колбасу резать неудобно), универсальные кухонные ножи за последнее время эволюционировали преизрядно: от немецкого поварского ножа 1731 года до популярного сейчас сантоку — дистанция огромного размера. А уж нынешний ассортимент велосипедов под различные задачи — от шоссейных и предельно облегчённых трековых до внедорожных и велосипедов на широких шинах для езды по песку… Какой из них делать вечным и насколько вечной окажется концепция?
        • Ничего не мешает производить вечные экземпляры каждого из ножей или типов велосипедов, или не использовать излишне узкоспециализированные (кинжалы, стилеты, трюковые велосипеды) — единственный нож какого-нибудь охотника начала Железного века будет пригоден и для современных задач. К тому же, с теми же кухонными и разделочными ножами задачи не меняются, меняется культура использования: европейцы предпочитают рубить, азиаты рассекать.
  • Синтин — советский синтетический керосин, в отличие от перегнанного из нефти топлива состоящий из одного вещества (C10H16) вместо смеси углеводородов, присадок и примесей и благодаря этому хранящийся неограниченно долго. Для сравнения, керосин деградирует до бесполезности за около пяти лет, обычный бензин — год-два, солярка и того меньше.
  • Всемирное семенохранилищеконец света, как мы его знаем, вероятно, переживёт. Хотя часть семян наверняка погибнет после выхода из строя холодильных установок, но там и без них не жарко.
    • Правда, вызывает вопрос сам смысл его существования. После полномасштабного конца света до этого места всё равно никто добраться не сможет. А если человечество катастрофу переживёт — значит, не погибнет сельское хозяйство и так.
      • Если апокалипсис будет заключаться в, например, таинственной потере нынешними семенами плодоносности, то очень даже пригодится. Или если глобальное потепление вжарит однажды так, что большая часть человечества вымрет, но, скажем, норвежцы наконец смогут вести полноценное сельское хозяйство даже на Шпицбергене.
  • РадиоИзотопные ТермоЭлектрические Генераторы (РИТЭГ) и Бета-гальванические элементы, в которых электричество вырабатывается за счёт бета-распада изотопов (по сути, прямая перегонка электронов, полученных из распада в электроны, которые можно пустить по проводам). Эти источники энергии затем и создавались, чтобы работать бесперебойно десятки и сотни лет. РИТЭГи повсеместно используются на космических аппаратах, чья программа выходит за пределы солнечной системы (например, Вояджеры)
  1. 2646 лет, если быть точным.