Авария — дочь мента

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Авария — дочь мента
Файл:Crash.jpg
Коллаж с обложки DVD. Авария в боевой раскраске и её отец в штатском.
Общая информация
Жанр
Страна производстваСССР
Киностудия
  • Мосфильм
РежиссёрМихаил Туманишвили
Автор сценарияЮрий Коротков
Когда вышел1989
Продолжительность94 минуты
В главных ролях:
Владимир ИльинАлексей Николаев, старший лейтенант ГАИ
Оксана АрбузоваВалерия «Авария» Николаева, дочь Алексея
Анастасия ВознесенскаяВера Николаева, жена Алексея и мать Аварии
Николай Пастуховотец Веры, тесть Алексея и дед Аварии
Борис Романовпрофессор Кузнецов
« Я первым делом сказал Ильину: «Ты очень талантливый актёр — и должен правильно понимать стилевой камертон фильма. Помни: мы снимаем американское кино! Ну, в смысле, стилизацию под американский фильм, но в советских декорациях и реалиях. Отчасти боевик, отчасти жестокую бытовую драму». «А я супермен?» — серьёзно спросил Ильин. «Ты, вернее твой герой — не то чтобы супермен, а скорее невесёлая пародия на такого. Чтобы все увидели, что в реальной жизни может получиться из суперменства». »
— Михаил Туманишвили

«Авария — дочь мента» — фильм Михаила Туманишвили по повести Юрия Короткова и его же сценарию, вышедший в 1989 году. Один из наиболее популярных и известных фильмов времён Перестройки. Основной темой произведения является конфликт поколений, который в те смутные времена был особенно острым, — непонимание между молодёжью и старшими поколениями (и неспособность друг друга хоть попробовать понять) проходит единой нитью через весь сюжет и демонстрируется на каждом шагу. В таких условиях подростковое бунтарство главной героини быстро переходит крайне опасные границы, приводя в результате к личной и семейной трагедии. В целом атмосфера дотлевающего СССР аж сквозит из фильма, что может быть интересно и современному зрителю. Хотя в своё время фильм привлекал публику в кинотеатры тем, чем через тридцать с гаком лет зрителей уже вряд ли кому-то удастся удивить — немного экшна, немного обнажёнки и смакование темы диковинных в те времена неформалов.

Что касается повести-первоисточника, она называлась просто «Авария» и была впервые опубликована в журнале «Парус», № 09 за 1988 год. Сам этот выпуск — библиографическая редкость, но повесть потом издавалась в сборниках автора. Если вкратце, экранизация в целом мало отходит от сюжета (вообще повесть и представляет собой литературный вариант первоначального сценария). Наиболее заметное отличие — радикальное изменение линии с профессором. В остальном от себя почти ничего не добавлено, убран ряд маловажных сцен и изменены некоторые мелкие детали. В нашей статье больше внимания будет уделено именно фильму, но на повесть тоже будем оглядываться.

О чём там[править]

В центре сюжета — советская семья, обитающая в Москве. Главные герои — отец семейства, ГАИшник Алексей Николаев и его дочь Валерия, в тусовке известная под прозвищем «Авария», юная неформалка и «трудный подросток». Кроме них в семье есть не в меру нервная мать и бодрый дедушка-ветеран. Бунтарка Авария постоянно ругается с родителями, дерзит учителям и тусуется с панками и металлистами, время от времени попадая в милицию, откуда её приходится вытаскивать отцу. После очередной ссоры девушка сбегает из дома, пытается лишиться невинности со взрослым дядькой (в фильме оказавшимся порядочным гражданином, в книге — нет), а потом некоторое время живёт у одноклассницы.

Примерно две трети фильма отец занимается поисками дочери, тут повествование сконцентрировано в основном на нём. В итоге Николаев находит свою непутёвую дочурку, возвращает домой, где воссоединение семьи проходит очень мирно и душевно… пока не появляется мама. От подружки, у которой скрывалась Авария, ей известно даже о том, чего в фильме на самом деле не было. Чтобы пресечь очередной скандал, девушка не находит ничего лучше, чем на глазах всей семьи полоснуть себе по предплечью бритвой (в фильме — опасной, в книге — лезвием от т. н. безопасной). Впрочем, все, включая саму Аварию, отделались лёгким испугом, травма оказалась несерьёзной, а отношения в семье с перепугу даже улучшились (так в фильме: в книге героиня полежала в психиатрической больнице, да и отношения в семье улучшились не особо).

В очередной раз уходя из школы в дурном настроении, импульсивная Авария с видом «пофиг, пляшем» садится в машину к четверым мажорам, похоже, принявшим её за проститутку. Спохватившись, она ухитряется позвонить «подружке Маше», то есть отцу, и намёками позвать его на помощь по указанному адресу. Николаев, вооружившись дубинкой (в книге фигурирует кусок трубы), подоспевает как раз вовремя, спасает дочь от неминуемого изнасилования и… всё. Видимо, мажоры оказались сильно мажорными, или что-то ещё помешало, но герой даже не попытался заявить о попытке изнасилования в свою же милицию. Подонки так и не познакомились с дубинкой, и мент мирно увёз дочь домой.

Чем дальше, тем хуже. Обиженные мажоры выследили Аварию, притащили на ту же «хату» и всё-таки изнасиловали, ещё и предварительно избив. Узнав о случившемся, Николаев ворвался в квартиру уже с пистолетом в руке, но никого там не застал (по книге понятнее, что «хата» вообще находилась в заброшенном доме). Теперь гадов предстоит искать по всей Москве. Мент, переодевшись в штатское, принимается за поиски, и узнаёт, что его дочь тоже ищет обидчиков (что уж говорить, она даже пытается украсть его табельный пистолет, чтобы отомстить лично). Николаев незаметно следит за дочерью, и когда она выслеживает наконец четвёрку сволочей… они её тоже замечают и затаскивают в машину. Отец угоняет чей-то оставленный без присмотра автомобиль и пускается в погоню. Аварию выбрасывают из машины, но Николаев, видя, что дочь не получила заметных травм и даже может встать на ноги, продолжает преследование и так таранит гадов, что их машина падает с обрыва. Судя по всему, насильники сгорают, возможно даже заживо и в сознании. Подоспевшие коллеги арестовывают Николаева. Добежавшая до места ДТП дочь бежит к нему с криком «Папочка!» (звука в тот момент не слышно, но по губам отлично читается). Появляются титры.

Персонажи[править]

  • Алексей Николаевич[1] Николаев (роль исполняет Владимир Ильин). Старший лейтенант ГАИ, 38-летний начинающий лысеть мужичок крепкого телосложения, в целом неплохой человек и весьма правильный «мент». Как милиционер он весьма профессионален: умеет драться руками и ногами, круто водит машину, храбр и обладает чувством долга даже когда не при исполнении. И, пожалуй, единственный из семьи, кто хотя бы пытается понять Аварию — например, пробует смотреть с дочерью клипы её музыкальных кумиров, хотя для него такое выглядит чушью. Стоит отметить важный «штрих к портрету», к сожалению, не попавший в экранизацию: он сам в юности был неформалом, когда даже такого термина не было, а «„Битлы“ только начинали». Вот что он говорит профессору в их беседе, сокращённой по причине сокращения всей профессорской арки (хотя чем этот момент-то мешал?): «Мы ведь тоже не подарок были! [эта фраза есть в фильме, последующего, увы, нет]. Клеши тридцать сантиметров, с лампочками, батарейка в кармане. Старухи вслед плевались. Патлы у меня были — вот досюда. Твист рубали — учителям назло…» Деструктивности неформалов конца 80-х он, конечно, не понимает. Так или иначе, Николаев в итоге проявляет себя, как лютый «папа-волк».
  • Валерия Николаева (Оксана Арбузова), также называемая родными и близкими ласковым именем «Валерка», а в своей тусовке — говорящим прозвищем «Авария». Старшеклассница[2]. По фильму — явно панкуша, в книге названа металлисткой. Имидж — соответствующий: одевается в кожанку и джинсы, носит причёску в стиле «взрыв на макаронной фабрике», красится вырвиглазно. В повести её волосы были выкрашены в ярко-жёлтый цвет, в фильме решили, что образ и без этого колоритен. Язвительная насмешница, постоянно подкалывающая представителей старшего поколения их лицемерием, напоминая, что в их головах каким-то чудом уживается то, во что они верили с тем, что всплывало на самом деле. Импульсивна до безобразия, из-за чего время от времени влипает в неприятности (наверное, оттуда и прозвище). При всех своих негативных чертах она вовсе не бесчеловечная и не тупая, временами через показной нигилизм проступают хорошие черты (в фильме заметно подкрутили ручку контрастности в светлую сторону, ничего не добавляя, но кое-что убрав). А, кстати, на начало повествования Авария девственница, что имеет смысл в обоих вариантах развития сюжета.
  • Вера Ивановна[3] Николаева (Анастасия Вознесенская), мать Аварии, жена Мента. Истеричная женщина, наиболее резко реагирующая на выходки непутёвой дочки. В фильме она не настолько долбанутая, как в повести.
  • Дедушка (Николай Пастухов), в книге безымянный, по фильму Иван, судя по отчеству дочери — дед Аварии, тесть Мента, ветеран войны. Старик, по факту, занимается легальной спекуляцией — покупает всякие вещи по пенсионерско-ветеранской скидке, а потом продаёт подороже. Судя по словам Аварии, явление в его возрастном кругу повсеместное, и таким образом пенсинонеры перепродают даже билеты на концерты всяких панко-металлических групп. Хотя в целом дед обычно добродушен, да и количество наград впечатляет, пусть он и злоупотребляет ими во времена действия фильма.
  • Андрей Олегович Кузнецов[4] (Борис Романов) — 38-летний профессор, преподающий что-то в некоем ВУЗе, женатый и явно не бедствующий. По фильму — благородный человек, которого тщетно попыталась соблазнить Авария в очередном своём «душевном порыве». В книге он не был настолько высокоморальным, и между ним с Валерией даже возник небольшой роман. В киношном варианте больше понятно, что профессор — этакий эстет, которому просто интересно разнообразие, пришедшее на смену хождения строем, и он будто любуется бушующей молодёжью.
  • Мажоры — четверо ушлёпков, заинтересованных в основном в «съёме» проституток и прочих девушек с низкой социальной ответственностью. В итоге докатились до изнасилования — и как знать, в первый ли раз. В состав шайки входят белобрысый главарь, каратист Алик южной внешности, «Боб» — водитель (и, видимо, владелец) автомобиля и кучерявый по кличке «Лысый». Морально уродливы в разной степени — если Лысому не нравится затея шайки изнасиловать Аварию (из страха сесть в тюрьму, естественно, а не из гуманизма), то Алик — тот ещё храбрец и «настоящий мужчина», не гнушающийся избить девушку, которую ещё и держат «соратники».
  • Школьники, менты, неформалы, советские обыватели.

Что тут есть[править]

Основное[править]

  • Изнасилование и месть — одно из наиболее известных творений перестроечно-постсоветского кино на данную тему (следующим был «Ворошиловский стрелок»). Вся последняя треть фильма посвящена этой теме. Первые две — про побег из дома и то, что из него получилось.
  • Конфликт поколений — основная тема фильма. Непонимание между поколениями просто катастрофическое. Если судить по повести, то автор не одобряет поведения старшего поколения, но младшее тоже не понимает. Он скорее как книжный Николаев, который сам в молодости был весьма вычурным, но радикализацией молодёжи 80-х попросту шокирован.
  • Чернуха. Видали и почернушнее, но вообще фильм очень мрачный.
  • Светлее и мягче — внезапно, мрачный фильм выглядит светлее и мягче по сравнению с повестью-оригиналом.
    • Образ Аварии в фильме сильно осветлили. В книге она ведёт себя более дерзко и аморально, да и злоключения на свою голову она получает ЕЩЁ более суровые, — из фильма просто убрали некоторые сцены, включая целую сюжетную линию — роман с женатым мужчиной. Травма от нанесённого самой себе удара бритвой по предплечью в фильме оказывается незначительной, хотя в книге Авария угодила в психиатрическое отделение.
    • Профессора облагородили дальше некуда. Вообще игра актёра лицом позволяет предположить, что какие-то такие искушения его персонажа всё-таки посещали. Но в фильме обошлось без супружеской измены и развращения школьницы.
    • Мать главгероини тоже в фильме хотя бы после посыпавшихся на дочку несчастий образумилась. В книге звучит фраза «Доигралась, дрянь! Нагулялась! Так тебе и надо, потаскуха!» — нормальная мать будет кричать такое изнасилованной и избитой дочери? Тем более после того, как дочь уже и без того резала себе вены перед мамашей и какое-то время полежала в дурдоме? Впрочем, Авария не остаётся в долгу и швыряет в мамочку магнитофоном.
  • Унылый совок — им пронизана вся атмосфера фильма. Многое понятнее тем, кто те времена застал — что за «очередь» на холодильники и «стенки» (в повести упомянуто и про очередь на автомобили), что значит «достать» кроссовки и тому подобное.
  • Ходят слухи о том, что присутствует троп «Пощадить в адаптации»: в интернете можно найти многочисленные, но ничем не подтверждённые утверждения о том, что Николаев в изначальной повести погиб вместе с мажорами. В доступном варианте повести он жив и арестован. У кого-то есть тот выпуск «Паруса»?
  • Ещё кое-что: по нашу сторону телевизора случился троп «Маска прирастает к лицу». Оксана Арбузова жаловалась, что роль Аварии испортила ей характер, и она некоторое время вела себя подобно героине — всем хамила, ругалась с родителями и тусовалась на дискотеках до полуночи. С годами пала окончательно: вышла замуж за Ивана Охлобыстина и даже в течении нескольких лет, когда он подался в священники, побывала матушкой Ксенией. Не всякая попадья может похвастаться тем, что на её сиськи рукоблудил весь СССР до и после своего распада.
  • И напоследок: тут имеет место почему-то не адаптированное на Посмотрече явление, на TV Tropes называемое «The Other Marty». Изначально роль Аварии предлагали… Наталье Гусевой, той самой Алисе Селезнёвой из мини-сериала «Гостья из будущего». Естественно, после прочтения сценария она отказалась и правильно сделала. Да, на фильм с «богиней» в кинотеатры бы набежало куда больше зрителей… но с просмотра они бы выходили, образно говоря, седыми. Изнасилование Алисы вынесло бы мозг всем поклонникам «Гостьи», пусть оно и произошло за кадром.
    • А кроме того, Наташа Гусева категорически не подходила бы на эту роль: она слишком мягкая и добрая, и это не скроешь ничем. Оторву она не сыграла бы — это просто не в её актёрских средствах. Получилось бы «НЕ ВЕРЮ!!!». А Оксана Арбузова — самое то на роль оторвы, и неважно, что безбашенность героини больше показная, чем действительная.

Остальное[править]

  • Ай, молодца! Похитив Аварию в кульминации фильма, мажоры хотели лишь запугать её и, высказав угрозы, собирались её уже высадить… но тут Николаев начал таранить их машину (в книге такое получилось случайно — придурки просто слишком резко затормозили, но в фильме таран явно умышленный). Конечно, он не знал, о чём идёт речь в автомобиле преступников, но если б чуть подождал, дело могло бы обойтись без того, чтобы ставить под угрозу жизнь дочери, а также многих граждан, оказавшихся на дороге и поблизости. Подстерёг бы злодеев позже в более спокойной обстановке и, возможно, даже ухитрился бы избежать правосудия.
  • Белые волосы, чёрное сердце — «скотина белобрысая», видимо, главный в мажорской шайке. Он ещё и носит белые костюм и обувь (хотя рубашка чёрная, что символично).
  • Бензин — это взрывчатка. В финале чётко видно, что Николаев таранит вражескую машину в область багажника, причём с левой стороны (лючок бензобака расположен справа), но там что-то аж так взрывается, что весь салон воспламеняется в ту же секунду. В книге машина загорелась уже после того, как упала с обрыва.
  • Блеф — в ходе кульминационной погони Авария от души троллит и без того перепуганных мажоров: «Вы своё получите, поняли? Он вас всех убьёт! У него пистолет». Она отлично знает, что отец не при исполнении, и пистолета у него нет. Впрочем, в том что убьёт, не ошиблась.
  • Водит, как псих — поскольку публика любит погони, а с каскадёрами в СССР всё было весьма неплохо, финальная погоня в фильме выглядит именно в таком стиле (интересно, что нужно в реальности сделать с «ВАЗ-2105», чтобы он на дороге взлетел на пару метров без трамплина и с пятью пассажирами на борту, а потом приземлился и продолжил ехать). Хотя в фильме более психованно машину ведёт водитель-мажор, но главгерой не отстаёт — в обоих смыслах.
    • В книге он ещё до того, перенервничав в ходе слежки за дочерью, иногда водит психованно. «Николаев среагировал с опозданием, рванул так, что прокрутились колеса и машину занесло на повороте. Водитель встречного „Запорожца“ выразительно постучал себя пальцем по лбу».
    • «Рокеры» (байкеры, по-современному) в фильме показаны так, чтоб публика восхитилась. В сцене, где они удирают от милиции, киношные рокеры ещё и делают трюк с прыжком. Правда, одного парнишку преследующая его милицейская машина довела до тарана лбом забора — тоже тянет на данный троп.
    • В фильм не вошла сцена, где Николаев рассказывает домочадцам очередной «анекдот» из своих приключений на ГАИшной службе. Когда он остановил некую гражданку, ехавшую не в том направлении по улице с односторонним движением, водительница извинилась и поехала в правильном направлении… задним ходом. Судя по тому, что для главгероя это смешно, развернуть машину нормально ей ничто не мешало.
  • Диссонирующее имя — как говорилось выше, одного из мажоров дружки кличут «Лысым», что как-то не вяжется с его шевелюрой.
  • Доктор Поц — бабка-медичка из «скорой», везущей порезавшую руку бритвой Аварию в больницу, проявляет чудеса профессиональной этики, высказывая в присутствии «самоубийцы» всё что думает о ней и ей подобных. Не дивно, что некоторые суицидники в палате пытаются суициднуться повторно. Очередной пример пропасти непонимания между поколениями.
  • Драматическая смена причёски — Авария, после того, как над ней надругались ублюдки, сменила не то что причёску, а вообще весь имидж. Переоделась из нефорской одежды в обычную, перестала краситься, а вместо своей обычной причёски кое-как заплела в хвост волосы (в книге, напомним, они были выкрашены в ярко-жёлтый цвет; такими и остались, когда были заплетены в «цивильную» причёску).
  • Жертва моды — в общем-то панки всегда выглядели вырвиглазно, но речь о длинной и крепкой цепи у Аварии на шее. Цепь оказалась очень на руку одному преступников. Намотана.
  • Злобный плевок — Авария постоянно жуёт жвачку и обычно, нажевавшись, её выплёвывает. Поскольку героиня почти всегда в дурном настроении, плевок выглядит характерно злобно. Впрочем, одному из насильников она плюёт в рожу и без жвачки.
  • Издалека сойдет — в роли Москвы в ряде сцен снялся Симферополь.
  • Камео — Авария тусит на концерте довольно-таки популярной среди московской панкоты группы «Чудо-юдо». В книге не говорилось, что за группа, да и играла она что-то, что автор называет «металл»… впрочем, сомнительно, что автор разбирался в стилях новомодной музыки, особенно если учесть, что когда менты начинают растаскивать особо буйных фанатов, группа исполняет известный хит советского хэви-металла «Милиционер в рок-клубе» (хотя, может, имеется в виду, что группа просто сыграла чужую песню, подобающую ситуации).
    • В повести Авария смотрит по телевизору какой-то кусок концерта «Арии». В фильме камео не случилось — возможно, из-за «шедеврального» понимания автором повести той культуры, о которой он пишет. «На экране размалеванные во все цвета радуги, уже далеко не юные мужики с растрепанными волосьями скакали по сцене, визжали и дергались в конвульсиях, будто совершая непристойный акт с болтающимися на животах гитарами» — под такое описание подходит как раз «Чудо-юдо» (впрочем, его по телевизору вроде и не крутили). Впрочем, в фильме Авария смотрит видео группы «Success» — если группа с таким названием и существовала, то о ней ничего не известно. То ли авторы фильма ошиблись, то ли сама героиня, но вообще-то группа называется «Sigue Sigue Sputnik», а «Success» — название песни.
    • Пополам с «Мы тебя где-то уже видели» — не все узнали в наглом сутенёре (которого Николаев покалечил) Владимира Басова-младшего, в юности ярко заявившего о себе ролью Федьки «Лба» Лобанова в дилогии про отроков во Вселенной. Да, совершенно верно: он сын Владимира «Ну, алкоголики, тунеядцы…» Басова.
    • В фильме в эпизодической роли промелькнул ставший через много лет знаменитым байкер Александр «Хирург» Залдостанов. Впрочем, тут скорее «Мы тебя где-то уже видели», хотя вряд ли кто-то из не знакомых лично вообще смог бы понять, что это один и тот же человек.
  • Колебаться с линией партии — молодёжь винит старших именно в этом. Особенно досталось обвинений старой учительнице истории, начинавшей преподавать ещё при Сталине — причём не только от бунтарки Аварии, но и от вполне себе приличных учеников. Уж что-что, а официальная история где угодно склонна колебаться в угоду новым веяниям, и в СССР такого тем более хватало, так что можете себе представить, сколько раз за свою карьеру учительница преподавала ученикам при новом вожде прямо противоположное тому, что преподавала при предыдущем. В перестроечные времена так и вовсе не знали уже, что именно втирать.
  • Крик в небеса — банальнее, просто в потолок. Николаев, с пистолетом в руке ворвавшийся в уже пустую «хату», никого там не застаёт и видит кровавое пятно на постели, оставшееся после насильственной дефлорации его дочки. Пожалуй, именно эта сцена стоила того, чтобы убрать всю лав-стори Аварии с профессором — одно это пятно нормальным зрителем воспринимается как ледяной душ.
  • Крутой в дурацком колпаке — тут такое больше проявляется в повести. В фильме Николаев в поисках обидчиков тоже одевается в гражданское и пытается завести дружбу с неформалами, но в книге он явно выглядел куда более дурацки, натянув на себя кожанку, которая едва сходится на его отросшем пузе, а также обвешавшись значками «с чьими-то ублюдочными рожами», которые до того носила Авария. В фильм не вошла сцена, где пассажиры троллейбуса высказывают всё что думают по поводу немолодого мужика, вырядившегося как типичная «поганая молодёжь».
  • Не буду я тебя спасать — реакция напарника главгероя после того, как юный байкер «рокер», удиравший на мотоцикле от их машины, пробил собой забор и распластался на земле, пуская кровь изо рта и бормоча в бреду что-то про маму. Напарник предлагает просто тихонько уехать и сделать вид, что «он сам убился», а то ещё от начальства попадёт. Николаев строго приказывает вызвать «скорую». Кстати, по фильму непонятно, выжил ли пацан, по книге становится ясно, что отделался переломами.
  • Не было бы счастья… — как ни отвратительно такое звучит, но после посыпавшихся на Аварию бед отношения в семье Николаевых наладились. Впрочем, только в фильме.
  • Непохожие друзья — хамовитая и стрёмно выглядящая панкуша Авария и её соседка по парте Лена, отличница и чистюля, идущая на золотую медаль. Впрочем, дружба их посреди сюжета накрылась медным тазом по весьма грязной причине. Да и отличница оказалась далеко не ангелом.
  • Неформал — значит, лузер — хоть кто-то из неформалов в сюжете выглядит героично? Большинство, включая главную героиню, ведут себя как придурки и время от времени бывают биты.
  • Нюхательный клей. Если точнее, в фильме фигурировал ацетон, в первоисточнике — некий аэрозоль, возможно инскетицид «Дихлофос». Пятеро подростков насмотрелись «мультиков» до смерти. То ли несчастный случай, то ли групповое самоубийство… Мент из следственной группы предполагает, что вовсе убийтство — ведь токсикоманы обычно оставляли кого-то отвечающего за то, чтобы вовремя снять с их голов пакеты, в которые накапан «наркотик», но почему-то в этот раз пакеты никто не снял.
  • Общественно опасное возмездие — напомним, в кульминации фильма происходит автомобильная погоня, этим всё сказано. И ладно уж Николаев, крутой мент, явно умеет в экстремальное вождение — в фильме он и правда в меру своих возможностей старается грамотно «сидеть на хвосте» преследуемой машины. Но за рулём этой самой удирающей от него машины — перепуганный сопляк, который может и не справиться с управлением. Просто чудом погоня не превратилась в автокатастрофу с жертвами среди невиновных (а вот автокатастрофой с жертвами среди виновных таки стала).
  • Одеть женщину — профессор Кузнецов, каким он показан в фильме, поступил именно так. Вообще чёрт его знает, чего он хотел, приглашая несовершеннолетнюю панкушу к себе в дом, да и игра актёра отображает целый спектр загадочных эмоций. Но в итоге, когда почти голая Авария плюхнулась в постель, сдуру собираясь лишиться девственности с первым встречным, профессор просто пожелал спокойной ночи и закрыл двери спальни. В книге он сам дождался возвращения Аварии из ванны, и потом они переспали. Да и ещё на несколько дней случайный роман продлился.
  • Прерванное самоубийство — речь не об Аварии, чья выходка с бритвой и не была попыткой самоубийства. В книге есть эпизод с психиатрическим отделением, и там подобное присутствует в трагикомичном ключе: «Восьмиклассница, которую бросил мальчик, узнав, что она беременна, попыталась по второму разу перепилить вены какой-то железкой. Больше в палате никого не было, вставать было лень, и Валерка запустила в нее яблоком…»
  • Проституция — продемонстрировано и такое распространившееся тогда явление. «А как им на тебя смотреть? — говорит напарник Николаеву, когда им встречаются уличные проститутки. — Они за ночь зарабатывают, как ты за месяц». Несколько позже к Николаеву, переодетому в штатское и занятому своими поисками, прямо в подземном переходе подваливает сутенёр и предлагает ему воспользоваться услугами проститутки, там же стоящей в типичной позе «каблук в стену». По словам сутенёра, барышня «дело знает» и ей тринадцать лет. Он даже шутит по поводу офигевания главгероя по поводу возраста — мол, ты чего, суеверный, что ли? Эпизод заканчивается тем, что Николаев жестоко избивает сутенёра с криком «„Дело знает“?! Ей тринадцать! Ей же в куклы играть!» Проститутка на то, что её «хозяина» избивают и калечат, не реагирует никак — просто стоит, не пытаясь ни убежать, ни вмешаться, ни кого-то позвать (в повести понятнее, чем в фильме — девчонка чем-то напрочь обдолбана[5]).
  • Профдеформация — фраза, отсутствующая в повести, но присутствующая в фильме по причине радикального повышения моральных качеств профессора. Трижды Николаев уточняет, правда ли у профессора ничего не было с Валеркой и в ответ на фразу «А может хорошо, что вместо одной тупой сытой рожи стали появляться нормальные человеческие лица?», отвечает: «Знаете, я в милиции работаю. Я нормальных не вижу».
  • Пародия на троп «Смердяковщина» отыграна трагикомически: главный герой без формы похож на обыкновенного умеренно пьющего мужичка. Будучи в штатском (и поддавши) и сам столкнувшись с грубостью ментов, находящихся при исполнении, он гневно орёт им вслед: «Ментура!».
  • Хорошее курение, плохое курение — очень многие персонажи как повести, так и экранизации дымят как паровозы.
    • Курят менты, курит профессор Кузнецов. В книге вроде не сказано, какие у профессора сигареты, по фильму — такой же «Беломор», как и у ментов.
    • Курят мажоры — естественно, дорогие импортные сигареты (кажется, Marlboro).
    • В книге особо подчеркнуто, насколько демонстративно курят школьники — «Мимо прошёл учитель, с ним попрощались, не вынимая сигарету изо рта. Николаев покачал головой — в его время курили в дальнем углу школьного двора, выставляя кого-нибудь „на стрему“». В фильме внимания на подростковом курении особо не заостряли.
    • А Авария в той же сцене курит демонстративно, в стиле «отморожу уши бабушке назло» — специально стреляет сигарету и картинно закуривает при отце. Курит невзатяг, а случайно затянувшись начинает кашлять. Николаев при виде такого бафоса даже невольно улыбается.
  • Эпидемия самоубийств — в фильме не показано, в отсутствие самого эпизода с пребыванием Аварии в дурке, но в книге количество ежедневно привозимых в отделение пациентов смотрится великовато. «Каждый день в больницу со всей Москвы свозили суицидников, неудавшихся самоубийц, „таблеточников“, „висельников“, „парашютистов“, быстро откачивали и распихивали в переполненные палаты».

Примечания[править]

  1. Отчество известно по книге — в фильме просто отсутствуют фрагменты, в которых его называют по отчеству.
  2. Желающие могут попробовать точно установить, в каком классе она учится, по курсу истории тех лет. Автору статьи стало лень так заморачиваться. Кстати, в фильме перепутали сцены из повести, потому странно выглядит, когда историчка в школе читает сначала лекцию о коллективизации, а на последующем уроке возвращается к теме Первой мировой. В повести два урока шли именно по теме ПМВ, а про коллективизацию Авария слушала уже по возвращении из психушки.
  3. Так в фильме; в книге имя и отчество не названы. Возможно, именно из-за того, что мамашу Аварии назвали Верой, пришлось переименовать учительницу истории из Веры в Юлию.
  4. Фамилия из фильма, в книге не упоминается.
  5. Судя по раширенным зрачкам, заторможенности и тому, что из наркотиков тогда было широко доступно для потребителей такого уровня — похоже, укурена в хлам.