Автоконь

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Automaton Horses. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Речь пойдёт о самом любимом транспорте героев, приключающихся в средневековом сеттинге (особенно фентезийном, а то и вовсе стандартно-фентезийном) — коне. Крутому воину нужен крутой конь, да и начинающему он не помешает. Сидящему на мели наёмнику сойдёт и цыганская кляча. Лошадь прекрасной принцессы бела, как снег, а тёмный властелин едет на коне демоническом. И всё вроде бы хорошо и складно…

Но если приглядеться, все эти лошади какие-то странные. Нет, они не чрезвычайно умные и не говорящие, и даже не бывшие люди (хотя всё это и не исключено) — тут странность совсем другого рода. Дело в том, что эти кони хоть и прикидываются обычными живыми существами, но ведут себя как суперживучие машины из будущего.

Посудите сами: что бы ни случилось, герою никогда не приходится кормить и поить свою лошадь, даже если он месяцами скачет по лесам и болотам. Добравшись до жилья, транспортное средство можно смело доверить трактирному мальчишке — и на следующий день оно будет в полной боевой готовности, вне зависимости от качества трактира и умения прислуги. Лошадь никогда не теряет подков, даже двигаясь через лесной бурелом, болото, горы — в общем, по всем тем местам, где настоящая лошадь не то что подкову — голову потеряет. Всаднику не нужно снаряжение — или же оно не требует никаких действий с его стороны, всюду идя в комплекте с лошадью. И тем более не нужно умение — любой попаданец мигом научится ездить. Конь, оставленный на месте, будет стоять, как вкопанный, и его даже не надо стреноживать для этого. А иногда это животное и вовсе прибегает на зов хозяина само, появляясь из ниоткуда в нужный момент вместо того, чтобы рвануть за горизонт, испугавшись звуков боя. В общем, под маской лошади скрывается суперпроходимый внедорожник на ядерном топливе, с функциями автопилота и саморемонта и интуитивным интерфейсом. И этого никто не замечает!

Троп является частным случаем незнания автором матчасти и расчёта на такое же незнание со стороны потребителя. В конце концов, времена активного использования коней в быту давно прошли, и сейчас мало кто знает, как правильно пользоваться ездовым животным. С другой стороны, троп может быть и частным случаем упрощённого снабжения: даже если автор знает, как управляться с конём, он не станет включать эти подробности в произведение, где они не нужны. И тем более незачем включать их в игру, если ничего, кроме фальшивой сложности, это не принесёт.

Если конь — на самом деле машина, то это уже соседний троп. Для машин, которые не требуют обслуживания, тоже троп есть. Если это герой — то у него что, дизель в заднице? Если конь или ездок ещё и падает от любого чиха — вам сюда

Примеры[править]

Литература[править]

  • Курт Воннегут, «Бойня номер пять» — аверсия.
«

Билли открыл глаза. Пожилая чета ворковала над лошадьми. Эти люди заметили то, чего не замечали американцы, — что губы у лошадей кровоточили, израненные удилами, что копыта у них были разбиты, так что каждый шаг был пыткой, что лошади обезумели от жажды. Американцы обращались с этим видом транспорта, словно он был не более чувствителен, чем шестицилиндровый «шевроле».

»
— Ковбои нынче уже не те.
  • «Сварог» — инверсия: протагонист задумывается над тем, что в кино и книгах герои не задумываясь, воровали коней и куда-то на них лихо скакали, а вот как такое в жизни провернуть и как заботиться о лошади, чтобы на ней доехать куда-то — бывший майор ВДВ СССР не знает.
  • Ю. Никитин, «Зубы настежь» — деконструкция: автокони тут выводятся специально.
«

Справа и слева под стенами вдаль уходили одинаковые стойла. Конские головы смотрелись как вычеканенные из дорогого мрамора, почему-то только черного и белого. Я слышал неумолчный хруст, шелест, словно тысяча жерновов перетирала зерно в муку. От ворот запыхавшиеся конюхи не успевали подтаскивать мешки с овсом, прямо в помещение часто въезжали нагруженные доверху телеги. С другой стороны конских рядов, где мерно помахивали роскошные хвосты, слышался ровный стук. Словно дождь барабанил по крыше частыми крупными каплями, или же в саду сыпались переспелые груши, разбиваясь на земле от переполнившего сока. Конские каштаны сыпались и сыпались, младшие конюхи подхватывали широкими лопатами еще теплые рассыпчатые клубни и с размаха, с лихого разворота, ухитряясь не попадать друг в друга, швыряли в широкие телеги с высокими бортами. <…> А вот фекалии… Эта усиленная дефекация… — Побочный продукт, — ответил он кисло. — Кто из вас, героев того мира, помнит, что коня надо кормить, поить, да и вообще?.. Вот они, так сказать, наперед. Но вам на это смотреть не обязательно.

»
— .
  • Алексей Паншин, «Обряд перехода» — аверсия. На Корабле подростков при подготовке к Обряду (то бишь к высадке на месяц на планету, заполненную невежественными недружелюбными селюками) учат, в том числе, и верховой езде. И не только езде: кормить, чистить и убирать за животными также приходится временному хозяину. Протагонистка размышляет, что в книгах для этого всегда есть верный оруженосец.
  • Practical Guide to Evil — игра с тропом. Лошади, безусловно, сложные в обслуживании — поэтому и Чёрный Рыцарь, и Сквайр попросту убивают своих лошадей — нежить куда менее прихотлива.
  • Лео Франковский, «Инженер средневековья» и следующие книги о Конраде. Кобыла главного героя, хоть и требует еды, вполне способна жевать хоть ветки. А еще она умна на уровне ребенка (может понимать письменные тексты) и размножается партеногенезом. потому что выведена людьми далекого будущего искусственно

Сетевая литература[править]

  • «Вы призвали не того» Айтбаева — частичная аверсия. Ездовое животное главного героя — настолько не конь, что сойдёт за него только издали. Да, он может использовать его как коня — но свою еду животинка сама поймает, как и всякий уважающий себя монстр, и в обиду себя не даст по тем же причинам, и сообразительна весьма. А ещё у неё свои секреты есть… Но вот остальные ездовые животные — именно автокони.
  • «Бета-тестеры» — рассказ «Без страха и упрёка» демонстрирует инверсию с подсветкой. В очередной игре первым испытанием для героев стала уже попытка сесть на коня. Потому что отнюдь не сразу они сообразили, что «Королевский турнир» — не обычный боевичок с конным героем, а симулятор.

Видеоигры[править]

  • Большинство ММО. Часто конь представляет собой просто красиво оформленное небоевое ускоряющее заклинание.
    • В SWTOR транспорт «по умолчанию» — флаер. Но при этом ездовые животные подчиняются совершенно тем же правилам.
  • Серии Age of Wonders, Heroes, King Bounty и прочие подобные, где герои формально используют коней и других ездовых животных, а практически их присутствие ни на что не влияет.
  • Dragon Age: Inquisition — аверсия. При общем раздражающем обилии ммо-подобных условностей в игре, верховая езда неожиданно глубоко проработана. Лошадки переходят с шага на рысь и очень чувствительны к рельефу. В результате… абсолютно бесполезны. Кому нужен конь, когда есть неутомимый, вездеходный бегущий протагонист? Разве что ради красивых скриншотов.
    • В King's Bounty герой перемещается по карте на коне, в подземелье — пешком (в «легенда о рыцаре» такого ещё не было). С одинаковой скоростью. И если пройти через подземелье на другую часть острова (на которую из-за разнообразных препятствий иначе никак не добраться) — конь сразу же появится на выходе. Он что, тайные тропки знает? Или герой прячет его в карман вместе со всей своей армией, чтобы гордо пройти через пещеру пешком?
    • В серии The Elder Scrolls «сверхъестественная выносливость» местных скакунов даже подсвечена во внутриигровых диалогах и подсказках на экранах загрузки. Некоторые кони славны еще и свирепостью — в Skyrim волшебный (а потому бессмертный) конь Темного Братства служит не только транспортом, но и верным товарищем в битве!
      • А как они карабкаются по отвесным скалам!
  • Kingdom Come: Deliverance — несмотря на то, что верховая езда здесь проработана с вниманием к аллюрам, попонам, уздечкам, подковам и шпорам, и даже смоделирована усталость всадника при скачке карьером, лошади не просят ни есть, ни пить, являются по свистку куда угодно и оживают даже после самых страшных ранений. А конные бои на данный момент не доделаны, так что лошадь это просто возможность двигаться по карте на четырех ногах.
  • Shadow of the Colossus — почти полная аверсия. Лошадь Агро живёт своим умом — отказывается приближаться к колоссам, прыгать с высоких обрывов, боится лестниц. Агро сама огибает и перепрыгивает через небольшие препятствия, а на команды отвечает с задержкой. Если оставить лошадь одну она пойдёт заниматься своими делами, а если позвать — честно побежит через разделяющее её и ГГ расстояние.
  • Minecraft — да там всё такое. Куры вообще святым духом питаются и несутся исправно. Остальных же хотя бы ради размножения надо кормить (а даже ради роста детёныша — уже не требуется, хотя у некоторых можно так его ускорить). Чуть прикрутила фитилёк овца — если она не будет поедать траву с земляных блоков, на ней не будет восстанавливаться шерсть. С пресловутым конём всё непристойно прямо: можно его чуть ли не в шкафу держать 24/7, либо скакать на нём 24/7 же, не отпуская попастись, и этому терминатору всё до хвоста. Единственная фишечка, если его не привязывать, он всё время норовит куда-то свалить.
  • Mount & Blade — хотя здесь очень хорошие конные бои, но лошади ведут себя скорее как биологические мотоциклы. Впрочем, на момент выхода игры (2008 год) даже это было прогрессом. Да и сейчас лучше никто не сделал.
    • Особенно смешно было в модах по Star Wars, где спидеры, получив шальной заряд, начинали убегать.
  • «Ведьмак 3» — Плотва не нуждается в пище (точнее, её не надо специально кормить — так-то она есть, пьёт и самостоятельно находит корыто для этих целей, если рядом с местом, где Геральт спешился, таковое имеется), закадрово телепортируется к игроку и имеет с ним общий инвентарь (даже если находится на противоположном конце карты). Кроме этого, она идеально амортизирует падения с любых гор (хотя заставить ее с них прыгнуть — та еще задача), а также обладает круиз-контролем и функцией удержания на дороге. При этом в игре неплохо реализованы конный бой (хоть конных противников и кот наплакал, выносить пехоту верхом гораздо веселее) и скачки, лошадь может устать от долгого бега или испугаться и сбросить игрока.
  • Классические Стратегия в реальном времени же! Лошадь (или другой скакун, хоть дракон, хоть волк, хоть неведома зверушка) — это единое целое со своим всадником. Производится с ним вместе, он никогда с неё не слезет, а она не устанет. Погибнут они тоже вместе.
    • Total War отличается от большинства возможность приказать всадникам спешиться (реализовано не во всех играх серии), правда лошади при этом будут ждать хозяев на том же месте. А в последней игре серии возможно, что всадника убьют, а лошадь убежит.
    • Warcraft III — гиппогрифы производятся таки отдельно от лучниц, которых можно на них посадить, а можно и оставить бегать пешком. Но если уж посадил, то разделить их более невозможно.
    • Вторая игра из серии War Wind: во фракции S.U.N. солдаты-защитники с потенциалом умеют седлать диких бонок (местное стадное животное, на вид — помесь свиньи с носорогом) и превращаться в кавалеристов. Причем в любой момент можно заставить кавалериста спешиться и опять превратиться в защитника, а бонка уйдет себе куда-нибудь пастись. Но при этом погибает всадник вместе со скакуном.
      • Здесь примечателен и тот факт, что свободная бонка не становится прирученной, а опять дичает (но ее можно и приручить, если есть юнит с такой способностью) и может начать самостоятельно бодаться, если напасть на нее или на ее шастающих поблизости детенышей. А еще в игре присутствуют бонки-вожаки: они крупнее и сильнее обычных, и защитники тоже могут их седлать, превращая их в транспорт большой вместимости.
  • Серия Red Dead Redemption — действие игр происходит на Диком Западе, поэтому ездовые лошади тут играют непосредственную роль, а верховая езда проработана с вниманием к деталям, особенно во второй части. Лошадь нужно поймать, приручить и тогда она станет постоянным спутником героя. Во второй части за лошадью нужно ухаживать, кормить и чистить, чтобы держать её в тонусе. А так же лечить, ибо она не бессмертна. И всё равно эта скотина может запросто сбросить героя, испугавшись, к примеру, волков, и умчаться в закат.
  • Древний платформер Golden Axe — инверсия: на ездовое животное нужно сесть, и с него легко свалиться.

Настольные игры[править]

  • DnD начиная с третьей редакции (про ранние автор не скажет) имеет заклинание Mount, позволяющее призвать лошадь или пони со всей положенной сбруей. Учитывая, что длительность идёт в расчёте на час за уровень, то даже начинающий маг может доскакать куда надо, не заботясь о лошадях.