Агата Кристи (группа)

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Агата Кристи — рок-группа родом из Свердловска-Екатеринбурга, основанная в 1988 году и просуществовавшая до 2010 года (с разовым воссоединением в 2015 году) во главе с братьями Вадимом и Глебом Самойловыми. Стала в 1990-е годы одной из самых народных групп в стране. Невозможно представить себе какой-нибудь 1995 год без звучащего из каждого утюга «Опиума для никого»! Заполнили сравнительно пустовавшую нишу главных декадентов и готов страны и оставались таковыми до самого конца своего существования. Ныне группа распалась, а ее наследие стало поводом для склок между теми, кто его и создавал.

Состав[править]

Самые главные участники[править]

  • Вадим Самойлов — вокалист, гитарист, композитор и поэт, продюсер группы. Успел записать альбом с Пикником и был на соло-гитаре в Наутилиус-Помпилиус. А ещё участвовал в самом первом сезоне возрождённого КВН в 1986/87 годах, играл пел за команду «Уральские дворники», дошёл до полуфинала. Кроме группы, вел сольный проект «Полуострова» совместно с видным политическим деятелем Владиславом Сурковым. Ныне в основном катается по России со старым репертуаром «Агаты», а также заседает в Общественной Палате, устраивает фестивали и проводит мастер-классы.
  • Глеб Самойлов — младший брат Вадима, вокалист, гитарист, басист и основной автор текстов и музыки. Кроме группы записывал сольные альбомы. Еще в процессе распада группы собрал собственную группу The Matrixx, которая суть та же Агата, но педаль в асфальт, и ныне в основном работает в ней. Поёт по-прежнему хорошо, но в интервью радует фирменной упоротой дикцией. Страшно обижен на Вадима и считает, что тот ведёт себя не по-братски. Сказал наркотикам нет, ведёт напряжённые переговоры с алкоголем.
  • Александр Козлов (1961—2001) — клавишник, основной (наряду с Глебом) композитор группы. Придумал название. С его смертью группа впала в длительный творческий кризис, и, вполне вероятно, это повлияло на ее дальнейшую судьбу. Нового клавишника искать не стали, на концертах клавишные партии включались в записи, а на сцене обыкновенно стоял пустой синтезатор в память о товарище.

Прочие участники[править]

  • Андрей Котов — барабанщик в 1990—2008 годах.
  • Константин Бекрев — клавишник в 2008—10 годах. Потом ушёл в The Matrixx. А ныне — ещё и из Matrixx ушёл. В команду Лепса, лол.
  • Дмитрий «Снейк» Хакимов — барабанщик группы в 2008—10 годах. Ещё до «Агаты» прославился в таких коллективах как «Мэд Дог», «Young Guns» и «Наив». Ныне барабанит и директорствует параллельно в «Матриксе» и «Наиве».
  • А ещё несколько ударников: Пётр Май, Альберт Потапкин, но они особенной роли не сыграли.

Дискография[править]

  • 1988 — Второй фронт (единственный альбом без Глеба, но уже с его песнями)
  • 1989 — Коварство и любовь (первый альбом, изданный на виниле)
  • 1990 — Декаданс (эпическая одноимённая баллада)
  • 1993 — Позорная звезда (Альбом-альфа номер раз. Первый русский альбом на компакт-диске)
  • 1995 — Опиум (Внезапно, вторая альфа, а не бета)
  • 1997 — Ураган (такой Опиум-2)
  • 1998 — Чудеса (окончательно ушли от продюсеров. Хит про ковёр-вертолёт всё равно пролез на радиостанции)
  • 2000 — Майн Кайф? (последний альбом с Александром Козловым)
  • 2004 — Триллер, часть 1 (Вторая часть так и не появилась)
  • 2010 — Эпилог (Собственно, по названию всё понятно. Песни Вадима и Глеба через одну)

Тропы и штампы[править]

  • А что, пусть будет! — в инструментальную композицию, которая впоследствии стала песней «Ковёр-вертолёт», Козлов изначально вставил шум вертолётных лопастей и наотрез отказался его оттуда убрать. Пришлось писать текст про вертолёт.
  • Аллюзии, цитаты, оммажи и прочие отсылки встречаются довольно часто.
    • «Ты уходишь» — соло явно намекает на «Песню о далёкой Родине» из «17 мгновений весны»
    • «Собачье сердце» — положенная на музыку цитата из М. Булгакова.
    • «Viva Kalman!» отсылает к «королю оперетты» Имре Кальману, поскольку альбом «Коварство и любовь» в целом и эта песня в частности выдержаны в опереточном стиле.
    • В качестве стихов в песне «Аллергия» были использованы строки неизвестного автора из книги П. И. Карпова «Творчество душевнобольных», которые также цитируются в повести Стругацких «Понедельник начинается в субботу». Скорее всего, авторы вычитали их именно из «Понедельника», потому что используется отрывок оттуда, но у стиха есть продолжение!
    • В «Красном петухе» строки «Красный петух, красный петух, красный петух — огонь летучий» напрямую заимствованы из романа Андрея Белого «Серебряный голубь».
    • В «Сказочной тайге» присутствует парафраз мелодии песни «Звенит январская вьюга» из комедии «Иван Васильевич меняет профессию» (подсвечено в клипе), там же — отсылки к старым песням прошлых лет: строчка «Значит, нам туда дорога» позаимствована из «Дороги на Берлин» из репертуара Леонида Утёсова, строчка «Когда я на почте служил ямщиком» — из одноимённой русской песни XIX века.
      • Хотя основной мотивчик больше похож на De ce plung chitarele от молдавского ВИА Контемпоранул (они же ВИА Норок). Сам Козлов утверждал, что первый вариант мелодии был вдохновлён чем-то из Ace of Base и игрался вдвое медленнее.
    • Фраза «Музыка — это опиум для никого» пародирует высказывание «Религия — это опиум для народа». А «Убей меня, убей себя» — крутой детектив 1983 года по Микки Спиллейну.
    • В песне «Грязь» обыграна строчка из популярной советской песни «Увезу тебя я в тундру» («Ты увидишь, что напрасно называют грязь опасной…»).
    • Эпиграфом к песне «Странное Рождество» служит цитата из фильма «Сказка странствий» («Странные праздники. Что-то меня знобит от этого веселья…»). Вслед за этим звучит тема из детской песенки «В лесу родилась ёлочка». Сам альбом «Майн кайф» посвящается «Памяти Альфреда Шнитке — последнего гения и волшебника XX века», а название отсылает сами знаете к чему.
    • Песни «Дорога паука» и «Альрауне» являются посвящениями одноименным произведениям немецкого писателя Ганса Гейнца Эверса.
    • «Ветер» написан Глебом под впечатлением от кинговского «Стрелка».
    • «Ein Zwei Drei Waltz»: «Последний вальс — он трудный самый…» — реминисценция из песни М. Ножкина «Последний бой» («Последний бой — он трудный самый»).
    • «Снайпер» является посвящением роману Юрия Бондарева «Берег».
    • «Выпить море» — отсылка к Эзопу.
    • «В интересах революции» — создан под впечатлением от романа «Красный Лондон» Стюарта Хоума.
    • «Звездочёт» — явная отсылка к рассказу «Выше звёзд» Урсулы К. Ле Гуин.
    • К «Убийству» из Глебова сольника «Свистопляска» знающие толк в извращениях месье пытались приплести гейский хоррор Поппи Брайт «Изысканный труп». Камон, ребята, как называется группа, ну?
«

Еще в юности я понял, сколь противоречива моя натура. Прежде всего скажу, что романтика пленяла меня всю жизнь. (…) Но не только романтика пленяла меня. Я упивался, наблюдая гибель живых существ, наслаждался, убивая их. Мне нравилось истреблять садовых вредителей… Жажда убийств была ведома мне с детских лет. (…) В последние годы я стал замечать перемены в своем характере: я потерял контроль над собой — мне захотелось не только выносить приговор, но и приводить его в исполнение. Захотелось — я буду откровенен — самому совершить убийство. Я видел в этом жажду самовыражения, неотъемлемую черту каждого художника. А я и был или, вернее, мог стать художником в своей сфере — в сфере преступления! Я потерял власть над своим воображением, которое мне дотоле удавалось держать в узде: ведь в ином случае оно препятствовало бы моей работе. Мне было необходимо… просто необходимо совершить убийство! Причем отнюдь не обыкновенное убийство. А небывалое, неслыханное, из ряда вон выходящее убийство! Наверное, мое воображение осталось воображением подростка. Меня манило ко всему театральному, эффектному! Манило к убийству… Да, да, манило к убийству…

»
— «Десять негритят»
«

Расскажи мне высокую правду Своей суровой жизни, Научи утолять эту жажду — Эту вечную жажду убийства.

Я стану прилежным адептом, Проникну я в самую суть, С тамбурином и пистолетом Повторю твой изысканный путь.

Путь убийства — процесс перманентный: От рождения и до седин В ожидании момента Нами движет выбор один.

Выражаясь фигурально, Убивать — это способ жить: Не летать невозможно пилоту И убийце нельзя не убить.

Неизъяснимая прелесть Дыхания высших начал Никогда не снизойдет На того, кто не убивал.

Для того ж, кто родился с фантазией, Кто няниным сказкам внимал, Кто подолгу смотрел на звезды И грустные книжки читал, —

Для него этот свод мирозданья, И блаженства незримая нить, Для него — и любовь, и желанье, И великая жажда убить.

»
— «Убийство»
  • Анахронизм — во времена декаданса Стинг ещё не родился.
    • Возможно, что и нет: герои — современные подражатели, ведь патефоны до сих пор в ходу, аэропланом герой вполне может называть и современный самолёт, например, АН-2, да и почему бы двум благородным донам не сыграть в преферанс в при свечах.
  • Амок — видимо, что-то такое постигло главного героя песни «Ветер». Там же и амнезия.
  • Вампиры (вышли на охоту в «Эпидемии», а в «Трансильвании» кого-то из них пытаются упокоить), оборотни («Сирота», «Вервольф», а в «Огоньках» они уже охотятся на смеющихся героев) и прочая нежить (в «Розовом бинте», например). И собственной персоной Дьявол в «Мотоциклетке» и, конечно же, в «Сказочной тайге».
  • Горизонт отчаяния — большая часть песен звучит откуда-то далеко-далеко из-за горизонта. Морального горизонта тоже касается.
  • Добрый — не значит милый. Песня «Аусвайс на небо», где силы Добра призывают главного героя присоединиться к ним, чтобы картечью демонов размазать по стене, мечами выпустить весь ливер Сатане, а потом растоптать сапогами их мятежные мозги. Само слово «Аусвайс» как бы намекает, какой режим установлен в Раю.
  • Добрый секс, злой секс — доброго как-то не замечено (возможно, «Навеселе» и «Полетаем»?), а вот насильников («Снайпер» о советском офицере, насилующем немку, собственно «Насилие»), маньяков («Красная шапочка») и мазохистов («Садо-мазо», «Извращение», «Вольно!») в творчестве полно. Для пресыщенных декадентов неудивительно.
  • Жизнь пишет сюжет — когда снимали клип на песню «Как на войне», у Глеба некстати вздулся флюс. Как итог, режиссеру Игорю Песоцкому пришлось отказаться от крупных планов, и получилась визуальная отсылка к клипу на песню REM «Losing My Religion».
    • Кто-нибудь тут сможет поверить, что песня «Два корабля» изначально должна была быть позитивной? Но Глеб в процессе её сочинения слёг с почечной коликой, а больничная обстановка не очень располагает к написанию жизнерадостных песенок.
  • Замороженный Север, он же Тёмный лес — «Сказочная тайга» же!
  • Злобный клоун — «Viva Kalman!»
  • Мазохистское танго — «Я на тебе как на войне, а на войне, как на тебе» ©.
    • Хит № 2 — «Опиум для никого» — туда же. «Убей меня, убей себя, ты не изменишь ничего. У этой сказки нет конца, ты не изменишь ничего» ©
  • Музыкальный триппер — полно, оба брата были одарёнными мелодистами, Козлов тоже не отставал, но даже тут «Как на войне» выжимает педаль в асфальт. Заглавный рифф, раз услышав, потом хрен выкинешь из головы.
  • Назван в честь знаменитости. Интересный факт — до этого Вадим хотел назвать группу «Жак-Ив Кусто» в честь великого океанолога. Однако, на тот момент Кусто в СССР знали очень немногие (это потом его жители постсоветской России посмотрят и полюбят). Вот и выбрали название в честь писательницы, которую даже не читали.
  • Нацист — тоже в количествах. «Звёздное гестапо», например, хотя педаль в пол давит сольный альбом Глеба «Маленький фриц».
  • Они не геи — стёба ради об этом была песня «Гетеросексуалист». Правда, в 1990-е никто не знал еще такого слова, и всё равно думали, что это какой-то извращенец.
  • Пираты — «Пират».
  • Пиратская нежить — «Выпить море».
  • Погоня — герой песни «Беглец» скрывается от неведомых преследователей, пытается спрятаться в лесу, обещая ему за помощь свою бессмертную душу, просит помощи у моря. Когда же преследователи его всё же настигают, выясняется, что им он и не нужен.
  • Последний танец — в прямом смысле в песне «Ein Zwei Drei Waltz».
  • Протагонист-злодей — регулярно. «Снайпер», «Холодная любовь», «В интересах революции».
  • Революция не по-детски: «В интересах революции» — жёсткая деконструкция революционных идеалов. Для лирического героя революция — лишь повод убивать, грабить и насиловать, и при этом выглядеть крутым героем («Я буду классным, когда взорву ваш магазин, таким опасным и сексуально заводным»).
  • Реклама наркотиков — в творчестве встречается тут и там (чего уж там, самый коммерчески успешный альбом называется «Опиум»), а как взглянешь на того же Глеба, так она тут же превращается в антирекламу. Спиртного тоже касается.
    • Педаль в пол — в раритетной песне «Героин», не изданной, но сохранившейся в ужасном качестве на записи какого-то концерта конца 1980-х или начала 1990-х. Текст. Антиреклама наркотиков, видимо, подразумевалась, но она незаметна за вызываемым песней интересом к этому «источнику блаженства». Спасибо, что не издали: в 1990-е наркоманов и без того хватало.
  • Религия — это смешно. Постебались в песнях «Его там не было» (Глеба достало телевидение, которое тогда «непрерывно крутило американских проповедников») и «Вечная любовь». Хотя с 2000-х годов Глеб позиционирует себя как православного.
  • Религия — это плохо. «Красный петух» — истинные православные подожгли дом, в котором находились некие «хлысты и фармазоны». «Странное рождество» — религиозная версия синдрома Дженовезе: за окном кого-то убивают… ну, помолимся.
  • Родные братья противоположны — внешне более прагматичный Вадим и более сентиментальный Глеб. Противоположность эта всегда отравляла братьям жизнь и работу, и в итоге оба сперва распустили группу, а после 2015 года и вовсе разругались так, что общаются теперь только через суды. Не будем здесь о политоте, но они и в этом плане противоположны.
  • Романтизация самоубийства — «На патефон поставлю пластинку/И застрелюсь под музыку Стинга!», «А тем, кто сам, добровольно, падает в ад/Добрые ангелы не причинят/Никакого вреда…», «Давай вечером / Умрём весело / Поиграем в декаданс».
  • Стилистика декаданса — во все поля в и каждой ноте творчества! Говорить, что один из альбомов так и называется — «Декаданс» — даже как-то неловко.
  • Чернуха — предсказуемо много, но особенно давят педаль в пол альбомы «Чудеса», «Майн Кайф?» и песни «Они летят» и «Серое небо». Обе эти песни являются эпитафиями: первая — Игорю Сорину (вокалист «Иванушек» покончил с собой, выпрыгнув в окно), вторая — Владу Листьеву (журналист и телеведущий, стал жертвой заказного убийства). Так что не удивительно, что их тексты столь мрачны.
  • Эффект «Реквиема по мечте» — путая разные проекты Глеба Самойлова, обзывают «Matrixx» «Агатой Кристи». А «Позови меня, небо» — это песня Вадима с «Полуостровов».
  • Эпидемия самоубийств — в 1990-е, задолго до эмо и групп смерти, группу подозревали в доведении до самоубийств. Случай самоубийства, вдохновлённый творчеством группы, и правда был, но всего один и уже в 2000-е.
  • Я не Зельда — «Viva Kalman!», Кальман — это не имя клоуна-убийцы, это мастер оперетты.

Примечания[править]