Адаптация творческого процесса

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Перед вами стоит задача в очередной раз экранизировать всем известное классическое произведение. Только вот проблема — слова «в очередной раз» мешают вам, потому что зрителю будет есть с чем сравнивать, в том числе с тоже уже классическими адаптациями, да и сюжет произведения более-менее известен среднему зрителю. Ну или произведение не такое, чтобы можно было снять из него целый фильм (например, скульптура или картина). Какой можно придумать выход из этого положения?

Как насчёт подняться на один мета-уровень выше и снять не «Алису в стране чудес», а фильм про Льюиса Кэрролла и обстоятельства, в которых была написана «Алиса в стране чудес»?

Популярное художественное решение в таких адаптациях — акцентировать внимание на параллелях между событиями в жизни автора и аналогичными ему событиями в произведении. В крайних случаях вырождается в Лавкрафт писал правду!.

В крайних случаях (если произведение прямо очень классическое) бывает адаптация творческого процесса адаптации произведения (внутренняя адаптация при этом бывает вымышленной).

См. также Шоу внутри шоу про вымышленное произведение внутри реального и Приключения автора.

Примеры[править]

Тут помню тут не помню.jpgДа миллион раз же было!
Автор этой статьи уверен, что неоднократно видел примеры этого тропа, но не может вспомнить достаточное их количество. Может быть, вам придёт на ум ещё хотя бы парочка?

Театр[править]

  • «Целуй меня, Кэт» — мюзикл про театральную постановку «Укрощения строптивой» Шекспира. События внутри шекспировской пьесы максимально перекликаются с происходящими вне её, вплоть до сцен, где один из актёров в диалоге выходит из роли, а второй нет.

Литература[править]

  • «Золото» Айзека Азимова — рассказ о попытке снять CGI-фильм по второй части азимовского же романа «Сами боги».

Кино[править]

  • «Влюблённый Шекспир» — про историю создания Шекспиром «Ромео и Джульетты». В первоначальном варианте автор планирует хэппи-энд: Ромео на самом деле ребёнок Капулетти, которого взяла к себе мать Монтекки, когда её собственную дочь похитили пираты. Ну и заодно вообще про закулисные будни театра «Глобус».
  • «Ночной дозор» Питера Гринуэя — история создания Рембрандтом одноимённого полотна. Лента придерживается теории, согласно которой Рембрандт зашифровал в этой картине обвинение в организации убийства. Сопровождается документальной лентой «Обвинение Рембрандта».
  • «Девушка с жемчужной сережкой» — про написание известной одноименной картины Йоханнеса Вермеера.
  • «Новая рождественская сказка» (Scrooged, примерный перевод «Скруджанутый») с Биллом Мюрреем — главгерой, богатый и жадный руководитель телеканала Фрэнк Кросс, ставит телемюзикл-адаптацию «Рождественской песни в прозе», не позволяя сотрудникам отдохнуть на Рождество.
    • «Необыкновенная история на Рождество» — об истории создания книги Чарльза Диккенса.
  • «Происхождение» — про создание Чарльзом Дарвином теории эволюции.
  • «Прощай, Кристофер Робин» — история создания «Винни-Пуха» Алана Милна.
  • «Спасти Мистера Бэнкса» — о том как Уолт Дисней добивается от автора Мэри Поппинс разрешения на экранизацию её книги.
  • «Хичкок» затрагивает съёмки известного фильма Альфреда Хичкока «Психо» в 1959.
  • «„Дюна“ Ходоровски» — документальная лента о невероятно амбициозной и провальной попытке Алехандро Ходоровски адаптировать «Дюну» Фрэнка Герберта.
  • «Горе-творец» — о том как Томми Вайсо снимал свой известный фильм «Комната».
  • «Социальная сеть» — история создания Марком Цукербергом Facebook.
  • «Солдаты неудачи» — внутримировой пример. Изначально хотели снять боевик про войну во Вьетнаме, однако в итоге из отснятого материала о злоключениях в джунглях получился фильм о съёмках фильма. Итог: фильм сорвал кассу, Продюсер в восторге, а исполнитель главной роли получил «Оскар».

Телесериалы[править]

  • «Воспоминания о Шерлоке Холмсе» — сериал об Артуре Конане Дойле и о том, как он писал про Холмса.