Азирис Нуна

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Постер фильма. Слева направо: мумия Неменхотепа, Неменхотеп при жизни, Смолянин, Айна, Шидла (кверх ногами)

Российский фантастический фильм 2006 года. Снят по книге «Сегодня, мама» С. Лукьяненко и Ю. Буркина.

Сюжет[править]

В Москве живут супруги-археологи, специализирующиеся на египтологии, у них есть есть два сына, Костя (Филипп Авдеев) и Стас (Роман Керимов). Они примерно одного возраста, но на двойняшек не похожи, возможно, разница в 1 год.

Как-то раз ночной сторож хранилища экспонатов (Спартак Мишулин) сообщает отцу семейства (Александр Лазарев), что в голове сфинкса внезапно ни с того ни с сего появилась трещина, а из неё виднеется металл. Он решает пойти и проверить на следующий день, но Костя и Стас подслушивают его диалог с женой (Нонна Гришаева) и отправляются раньше него, ночью, сбежав для этого из дома. Костя ломом отколол солидный кусок от головы сфинкса, и внутри обнаружилась странная капсула. Внезапно на них нападает ожившая мумия, хранившаяся там же, спасаясь от которой, братья залезают в эту капсулу и закрывают дверь. Хаотически нажимая кнопки, Костя нечаянно активирует прыжок устройства непонятно куда. Открыв иллюминаторы, они видят, что находятся в космосе, на околоземной орбите. Тут их притягивает магнитно-гравитационным лучом некая космическая станция. Выйдя из устройства (оказавшегося хроноскафом), они встречают трёх человек в футуристической одежде и со странными татуировками, говорящих на странном языке будущего (с русским языком смешались иностранные и современный молодёжный слэнг — видимо, тонкий стёб над современным жаргоном). Они представляются им как: шеф Департамента Защиты Реальности генерал Кубатай (Вячеслав Гришечкин), командующая Хронопатрульной Службой майор Айна (Алёна Ивченко), и переводчик контактного отделения Защиты Реальности капитан Смолянин (Семён Фурман). Смолянин, однако, может говорить на русском языке нашего времени, и даёт героям «лингвотаблетки», при помощи которых они обучаются речи будущего. Военные встречают гостей из прошлого и принимают их небольшим банкетом. Выясняется, что на дворе 2506 год, их родители давно уже умерли. Парни хотят вернуться в своё время, но Кубатай решительно отказывает. Костя приходит в гнев и лезет на него с кулаками, но его отпугивает шокером парящий боевой робот, который делится надвое, хватает обоих и сажает в камеру. Однако, в процессе конфликта станцию резко встряхивает, все падают на пол. Айна сообщает, что это сфинкс Шидла (Максим Аверин) с Венеры, который уже грозился протаранить станцию на своём космическом корабле. Шидла ставит Кубатаю ультиматум, требуя разрешить перемещения во времени от имени цивилизации сфинксов.

Тем временем, к сидящим взаперти подросткам приходит Айна и объясняет, что Кубатай отказал не из козлизма: существует опасность, что возвращение в прошлое вызовет необратимые искажения в пространственно-временном континууме и уничтожит Вселенную. В качестве «утешительного приза» она перемещает их в другую камеру с большим количеством игр полного погружения. Они начинают с гонок, Стас случайно выходит из игры и видит, что Костя там застрял и не может отличить реальность от виртуальности. Попытка тронуть его обернулась неслабым электрошоком, но Стас придумывает другой способ: выяснив, что шокер реагирует только на органику, достаёт из кармана зубную щётку, пощекотав ей нос Кости, заставив того чихнуть и очнуться, нечаянно сбросив устройство подключения. Тут ребята слышат, что за дверью кто-то есть. Нафантазировав в этой виртуальной комнате тяжёлые горшки и кастрюли, они бьют ими исподтишка вошедшего незнакомца, но тот это едва замечает (у него было что-то вроде шлема). Он представился Шидлой и предложил помочь им сбежать. Также им в побеге посодействовала Айна, пожалевшая их. Шидла упоминает, что его друзья-сфинксы отвезут её на Венеру.

Убегая, они сталкиваются с одним из боевых роботов, который стреляет в Шидлу миниатюрными ракетами (от которых тот уворачивается при помощи теплового зрения и супербыстрых рефлексов), но не может увернуться от импульсной пушки, отлетает и ударяется об стену. Но тут возвращается Костя (чуть задержавшийся, чтобы нарисовать усы висящей на стене фотографии Кубатая) и сбивает его из рогатки. Они садятся в хроноскаф и летят от станции, Кубатай грозится им выстрелить из импульсной пушки и таки стреляет уже в момент начала прыжка, сбив временные координаты назначения. Происходит жёсткая посадка на Земле в неизвестном времени, в пустыне. Шидла уходит на разведку, оставив братьям на всякий случай «реаниматор» — устройство, способное быстро лечить раны и болезни и даже воскрешать мёртвых (состоит из браслета и активирующего пульта), а Стас и Костя остаются разводить костёр.

Однако им что-то не сиделось и они на следующий день пошли сами на разведку без согласования со сфинксом, который ушёл знакомиться с «хищницей из породы кошачьих». По дороге сталкиваются с группой воинов во главе с гвардейцем Доршаном (Андрей Бархударов) и понимают, что они в Древнем Египте 1506 года до Новой Эры. С одной стороны они рады, ибо разделяют интерес родителей к египтологии, с другой не рады оказаться в плену (их приняли за слуг Сета, хотя они усиленно протестовали, называя себя слугами Осириса). Древние египтяне прекрасно говорят по-русски, кстати (но это может быть жанровая условность: известно, что пацаны знают древнеегипетский, но не говорится точно, на каком именно уровне, к тому же, когда они оказались в будущем, Смолянин скормил им обучающие лингвотаблетки). Их связывают и приводят во дворец фараона Неменхотепа IV (Александр Филиппенко), который, посоветовавшись с придворными советниками по имени Ашири (Владимир Гусев) и Гопа (Юрий Ваксман), решает кинуть чужеземцев в темницу, чтобы завтра принести их в жертву богам, сварив заживо в огромном котле с супом. В тюрьме они знакомятся с юной красавицей Хайлине (Мария Козакова), которая рассказывает свою грустную историю: фараон велел пригнать ко дворцу самых красивых юных дев страны, для того, чтобы выбрать невесту, посмотрел и ткнул на неё пальцем. И больше она ни маму, ни папу не видела — их сожгли, поскольку у фараона не может быть родственников-простолюдинов. В то же время, фараон тяжело болен и скоро умрёт, в гробницу вместе с ним отправятся его богатства, рабы и жена. Ребята говорят, что попытаются что-нибудь придумать, но Хайлине не верит, что у них получится.

На следующий день, Стас и Костя разыгрывают придуманный ночью спектакль: называют себя волшебниками на службе у Осириса и говорят, что могут исцелить Неменхотепа, если он отпустит их и Хайлине. Фараон, желая получить доказательства, кидает Костю в котёл, Стас пультом, читая для виду «заклинания», воскрешает его (или просто не даёт умереть, там не совсем понятно). Фараон после этого поверил в легенду, но они заявили ему, что он оскорбил верных слуг самого Осириса и теперь заклинание на него не подействует — в качестве искупления он должен сам нырнуть в котёл. Фараон нехотя соглашается, в случае обмана велев Доршану скормить их крокодилам в Ниле. Однако, когда он и правда умирает, никто не спешит это делать: начинается дворцовый переворот и хаотичная драка за власть прям тут же, на месте. Неожиданно время замирает и появляется Шидла, приглашая и парней обратно в хроноскаф, который успел починить. Они уговаривают его забрать также и Хайлине.

Однако, по дороге обратно домой выясняется, что из-за лишнего веса доставить всех четверых в 2006 год не получится. Хайлинэ вызывается сойти по дороге, и Шидла высаживает её на 20 лет раньше, в 1986 году в Ташкенте — столице Узбекской ССР, вручив для самообороны «мумификатор» — мощное лучевое оружие.

По возвращении в своё время, ребята прощаются со сфинксом и отправляются к себе домой, по дороге чуть не столкнувшись с более ранними версиями самих себя, идущих в хранилище. Костя выражает желание догнать самого себя и надавать по шее, чтобы отбить желание влезать в это, но Стас высказывает гипотезу, что они не могли поступить иначе — это судьба.

Когда они возвращаются домой и делают вид, что спят, как обычно, заходит их папа и, заметив, что у них собраны вещи на улице, догадывается об их намерениях. Они делают вид, что только сейчас упрашивают его взять с собой, и он соглашается втайне от мамы. Пока они собираются, он обыскивает некоторые их вещи, находит странный пультик и нажимает на кнопку... а браслет-то остался на Неменхотепе, его забальзамировали и похоронили с ним.

Трое идут в хранилище, тут на них нападает ожившая мумия фараона. Папа усиленно отбивается при помощи лопаты, каменных плиток и даже ручного пулемёта ПКМ (внезапно, заряженного боевыми патронами), но выясняется, что мумия неуязвима для такого оружия. Сыновья спрашивают, куда он дел пульт, могущий сделать мумию уязвимой, он отвечает, что кажется положил в карман рубашки Стаса, но там пульта не обнаруживается. Когда фараон уже готов убить папу, появляется мама, которая окрикивает его: «Неменхотеп!». «Хайлине?» — узнав её по голосу, удивлённо отвечает тот. Мама Галина аннигилирует мумию фараона мумификатором. «Халйине, так ты наша мама?!» — «Угу :)». «Галя...» — удивлённо шепчет отец. Воссоединение семьи, занавес.

Тропы[править]

  • Ай, молодца! — отец ребят, найдя у них пульт воскрешения, нажимает на кнопку. А фараона мумифицировали и хоронили с воскрешающим браслетом...
  • Ай молодца, злодей! — идея сварить двух пацанов, оказавшихся слишком хитрыми, приводит Неменхотепа к смерти и лишь помогает им сбежать
  • Анахронизм — на космической станции в качестве экспонатов прошлых войн стоят готические доспехи XV—XVI веков с Калашами в руках
  • Антизлодей/Благонамеренный экстремист — генерал Кубатай сажает Костю и Стаса в камеру, отбирает хроноскаф и запрещает им возвращаться в прошлое. Но делает он это, потому что уверен, что путешествия в прошлое могут вызвать конец света.
  • Боевой робот — летающие роботы на космической станции. Маленькие, хрупкие, но опасные.
  • Вечный ребёнок — с прикрученным фитильком Шидла. Большой приколист, большую часть времени ведёт себя по-детски непосредственно и немного эксцентрично, с большим энтузиазмом относится к путешествиям во времени главным образом как к развлечениям. Но умеет быть умным и крутым, когда требуют обстоятельства.
  • Вопиющий неканон — таково мнение о фильме у многих зрителей, знакомых с первоисточником.
    • Уже нет. Фильм умудрился просочиться в канон, правда несколько необычным способом, — в оригинальном сеттинге он является экранизацией книги главного героя.
  • Вундервафля — устройства Шидлы, которые он даёт ребятам, одно лечит и воскрешает, другое стреляет смертоносным лучом
  • Героизм в адаптации — в книге Шидла классифицировался скорее как козёл с золотым сердцем, и обладал предубеждением по отношению к людям. В фильме он — безоговорочно положительный и светлый персонаж.
  • Достаточно развитые инопланетяне — вначале, судя по воскрешению мумии казалось, что в истории будет сверхъестественные элементы, но это оказалось крутой инопланетной технологией будущего
  • Дыра в сюжете: почему Шидла такой кошкоподобный? И почему в кадрах, показывающих Венеру, мелькают какие-то египетские пирамиды? И откуда вообще взялся хроноскаф? В первоисточнике это объяснялось: венериане-сфинксы - это не коренное население Венеры, а искусственно выведенные людьми путём генной модификации кошек существа, предназначенные для её колонизации. Они взбунтовались и добились независимости. Узнав о хроноскафе, сфинксы строят его копию, на которой отправляют в прошлое Стаса и Костю с Шидлой, причём сам Шидла остаётся вместе с хроноскафом в древнем Египте, внедряя там культуру венерианской цивилизации и уважение к кошкам. Хроноскаф остаётся там же, чтобы через несколько тысяч лет его нашли Стас и Костя из предыдущего витка временной петли, а Шидла умер в Египте и был воскрешён оживителем в будущем.
  • Злой король — фараон Неменхотеп IV. При этом не слишком умён, но на откровенно тупого не тянет и придворные им не манипулируют напропалую. Но реально злой. Хоть это и весёлая сказка, но его поступки тянут почти на полное чудовище.
  • Иду на таран! — Шидла таранит станцию Хронопатрульной Службы своим космическим кораблём
  • Кошколюди — сфинксы
  • Крутой ботан — хоть папа ребят и не археолог-авантюрист на постоянной основе, но в конце продемонстрировал круть, сумев сдержать мумию до прихода помощи
  • Крутой в дурацком колпаке — Шидла!
  • Крутой шкет — главные герои, Костя и Стас
  • Конланг — псевдодревнеегипетский. В книге, как гласит Слово Божие, слеплен на основе казахского. В фильме цитируется значительно меньше, зато именно на нём его название, означающее якобы «Спокойной ночи!».
  • Космическая станция — что интересно, помимо Кубатая, Айны и Смолянина на ней есть только роботы (бюджет пишет сюжет).
  • Мастер невероятного оружия — Костя сбивает летающего робота рогаткой
  • Ментор — Шидла становится для Стаса и Кости своего рода ментором-трикстером
  • Направо кругом — Айна помогает ребятам сбежать, её саму, по словам Шидлы, отвозят сфинксы на Венеру. В оригинале Айна была активным членом провенерианского подполья и осталась на Земле
  • Появление кавалерии — трижды:
    • Костя приходит на помощь Шидле и Стасу, сбив рогаткой робота
    • Шидла находит ребят во дворце, тормозит время хроноскафом и увозит их вместе с Хайлине (так-то они в целом и сами выпутались из ситуации, но без него бы застряли в этом времени)
    • Хайлинэ/Галина в нашем времени окончательно упокаивает Неменхотепа, готовящегося убить её мужа и детей, при помощи оружия, оставленного ей Шидлой, когда её пришлось высадить на 20 лет раньше
  • Путешествия во времени — на этом строится сюжет
  • Спецдефекты - Когда фараон поднимается к котлу, якобы, по телам своих рабов, в кадр бесстыдно лезут настоящие ступеньки, по которым он идет.
  • Трикстер — Шидла
  • Украсть шоу — Максим Аверин так талантливо сыграл Шидлу, что он, будучи девтерагонистом, является бесспорно самым харизматичным и прикольным персонажем фильма
  • Умник — Стас в большей степени, чем Костя, склонен продумывать, и носит очки. Но вообще они оба владеют древнеегипетским и знают историю, и потому сразу догадались, в каком периоде оказались: «Оп-па-па. Смотри, у них на копьях наконечники медные. Значит, не дикари — уже ремёсла освоили»
  • Эксцентричный мудрец — и снова сфинкс Шидла
  • Эрративный сленг — наречие, на котором изъясняются в будущем.
    • А в книге переводчик с всеземного на русский Смолянин ботал на фене, потому что изучил словечки из воровского жаргона вместе с общеупотребительной лексикой и, видимо, неправильно понял их роль и место в языке.
  • Эффект бабочки/Временной парадокс — пацаны своим путешествием во времени запустили цепь событий, приведших к их рождению (Хайлине назвала своих детей в честь друзей, спасших её), и к нечаянному оживлению мумии, ранее напавшей на них