Алхимия

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« По средневековым представлениям, философский камень получался в результате процесса под названием «великое делание». »
— Из «Своей игры»

Алхимия — искусство переводить одни вещества в другие, и/или изменять их состояния. В фэнтези обычно сводится к банальной варке зелий.

В реальной жизни[править]

«

Хочу, чтобы в треножнике из металла осталась в киновари ртуть; Но сначала опущу в нефритовый пруд серебро, содержащееся в воде. Свершение духа и «вращение огня» не закончится к рассвету; Из бездонных глубин появится диск солнца. Танцует тигр, взмывает дракон — бушуют ветры и волны; В середине, в центре — истинное место рождения сокровенной жемчужины, Плоды рождаются на ветвях в конце срока жары, Младенец находится в лоне — разве здесь есть различие? Первоистоки на юге и севере, образы триграмм сменили. Огонь на рассвете и на закате соединяется с небесной осью…

»
— Китайский трактат по алхимии «У чжэнь пянь»

Зародилась в древнем Египте, называвшемся в те времена Кеми («Черная земля») и звалась, соответственно, «наукой Кеми», химией (khemeia). Изучалась в храме Сераписа, который являлся частью Александрийской академии наук, которая, в свою очередь, была частью Александрийской библиотеки — так что, когда страдала библиотека, мощный удар наносился и алхимии.

Тем не менее, наука Кеми к тому времени успела продвинуться на восток, где арабы окрестили ее «аль химия»  — от чего мы и имеем нынешнюю алхимию. Арабы создали самое важное, что требуется в любой науке: более-менее прочную базу и труды, на которые могли опираться последователи. Так что спустя какое-то время алхимия проникла из Арабского халифата в Испанию, а оттуда и в остальную Европу, где алхимия получила покровителя Гермеса Трисмегиста и весьма плохую репутацию.

По большей части в этом виновата толпа шарлатанов: пользуясь доверчивостью правителей и меценатов, мошенники обещали золото из свинца или незаметную отраву, от которой не нашлось бы спасения, попутно изображая, что им ведомы тайны магии, эльфов, чернокнижничества и вообще всей Вселенной, после чего «таинственным» образом исчезали, когда тянуть деньги и время становилось уже невозможно или слишком опасно. Нетрудно догадаться, какое мнение из-за этого складывалось об алхимиках и алхимии в целом.

Настоящие же алхимики были одними из первых ученых, которые ставили эксперименты. Они открывали физические свойства материалов, разработали множество химических приборов и придумали немало полезных веществ. Именно из алхимии «выросла» современная химия. Не стоит также забывать, что алхимики часто подрабатывали в аптеках, так что для медицины и фармакологии они тоже были более чем полезны. В целом настоящие алхимики обычно находились в монастырях и среди священников, как и большинство сносных учёных того времени.

Алхимия изъяснялась на весьма пространном и велеречивом языке: к химическим рецептам были подмешаны астрология, мифология и философия. Однако эрудированный человек легко ориентировался в сложной системе благодаря объяснениям на понятных и знакомых образах: за символами и аллегорическими названиями скрыты реально применимые знания, в отличие от какой-нибудь бессмысленной и унылой каббалы.

С другой стороны, алхимики от химии делились на две категории — те, кто с помощью всей этой трихомудии шифровал плоды своих трудов, ибо патентного права в те времена не было, и те, кто, приняв всё это за чистую монету, городил совершенно чудовищные теории, основанные по сути на понятых буквально иносказаниях. Плоды трудов древних алхимиков сейчас знают все — это и духи, и керосин, и лекарства (по сути дела, та часть алхимии, которая занималась выделением и очисткой веществ от примесей), металлургия и строительство (рецепты стали для мечей и способы цементирования кладки первоначально содержали просто запредельное количество астральщины), и много чего ещё. Ах да, водка, виски, ром и прочее сорокаградусное — это тоже они: дистилляты из продуктов брожения, содержавшие этиловый спирт в высоких концентрациях, были сначала исключительной тайной арабских алхимиков, которые и придумали слово «алкоголь» (аль-кухуль). От них тайну узнали алхимики европейские и в свою очередь научили ремесленников-винокуров.

О зельеварении и травничестве — и тем, и другим занимались любители даров природы (то есть травы, грибов и плесени), и именно им мы обязаны психоделическими наркотиками, антидотами от нервно-паралитических ядов, целой кучей весьма опасной отравы, образом Бабы-Яги в литературе, кучей разновидностей пива, вкусными и ароматными соусами и описанием лечебных свойств всего того, что употреблять в пищу не рекомендуется. ИРЛ разницы между травничеством и зельеварением не существует — всюду используются дары природы, в основном растительного типа (хотя рогами оленей, ядом змей и скорпионов, толченым мелом и соплями девственницы в зельеварении тоже не пренебрегали). Разница была в основном теоретическая: деревенские знахари и ведьмы, как правило, алхимических трактатов не читали, ибо часто вообще читать не умели. Алхимики же, напротив, были людьми хорошо образованными, знали латынь и греческий. Медицинская отрасль алхимии звалась в Европе ятрохимией или спагирикой. Ныне эта область алхимии здравствует в виде союза народной медицины с фитотерапией, как следует сдобренных восточными рецептами, и в отличие от поставщиков БАДов, гомеопатов с их сахаром и работы «магов в пятнадцатом поколении» — реально работает, лучше, чем эффект плацебо, но сильно хуже таблеток. Некоторые наиболее удачные находки спагириков — типа настойки валерьянки или боярышника — вполне себе продаются в обычных официальных аптеках. Впрочем, лучше такая медицина, чем вообще никакой, верно?

В Китае зародилась своя школа алхимии, в первую очередь отличающаяся своей теоретической частью — китайские пять стихий имеют крайне мало общего с европейско-арабскими четырьмя. Другим отличием было то, что вместо знаменитых стеклянных алхимических реторт китайские алхимики предпочитали проводить химреакции в тиглях, именуемых «алхимическими котлами». Вместе с алхимией развивалось и китайское искусство приготовления лекарств из натуральных ингредиентов, которое и поныне живёт и здравствует (и приносит много головной боли экологам, пытающимся спасти тигров и носорогов от современных ценителей китайской спагирики).

Ну а алхимия души, полученная синтезом алхимии и философии, к алхимии отношения почти не имеет. Поскольку слова «золото» и «совершенство» в трудах адептов этой идеи были взаимозаменяемы, алхимики первой категории пытались достичь совершенства духа, а их недалёкие последователи второй категории поили китайских императоров растворами тяжелых металлов, дабы, насытив ткани золотом, даровать им бессмертие. Понятное дело, что ни к чему хорошему это привести не могло.

Отравления «пилюлями бессмертия» привели к тому, что в Китае «внешняя алхимия» трансформировалась во «внутреннюю алхимию», сочетавшую настойки и отвары трав, мази и притирания с физическими упражнениями, дыхательной гимнастикой и массажем. Причём названия ингредиентов по-прежнему являлись замысловатыми шифровками. Например, «лапа медведя» — растение похожей формы, а слово «первоиней», расшифровывавшееся во внешней алхимии как химсоединение (весьма ядовитое при приёме внутрь), во внутренней означало дыхательное упражнение.

Приставку «ал» алхимия отбросила в XVII в. Именно тогда жил Роберт Бойль, первый химик без «ала», который и написал трактат «The Skeptical Chymist» («Химик-скептик»). В этом трактате Бойль призывал к упорядочиванию химических знаний и выбрасыванию на мороз всякой философско-оккультной муры. Бойль первым предположил, что химический элемент и оккультная стихия — это нифига не одно и то же, и предложил искать и систематизировать настоящие элементы, в чём впоследствии преуспели Дальтон и Менделеев.

Может ли алхимия дать человеку бессмертие? Физически — нет. Но те, чьими именами названы процессы, законы и принципы, на которых зиждется мир, обессмертили свои имена. Правда, среди них намного больше химиков эпохи после Бойля, чем алхимиков — но и Парацельса, Вилланову и Луллия современные химики вспоминают добрым тихим словом, а по Иоганну Глауберу так и вовсе с удовольствием гонят азотку в лабораториях.

Физика как инкарнация древнего искусства алхимии[править]

«

XXX: Покупаем 1кг ртути, вынимаем один протон, получаем 1 кг золота. Вы богаты YYY: А потерю массы при расщеплении ядра кто считать будет? И чтоб кг ртути получить, сколько термометров надо разбить? По-другому металлическую ртуть в магазине не купишь? ZZZ: Грабли начнутся с того, что, раскурочив современные градусники, юный алхимик получит килограмм галинстана: сплава 68,5% Галлия, 21,5% Индия и 10% Олова. И ни грамма ртути. Пожелаем ему удачи с протонами :-) XXX: Вот вы, оба-два, пришли и все испортили. … Если нужно хорошее стабильное золото, а не какая-то суперрадиоактивная дрянь (как в «Золотой антилопе»), которая за несколько минут превращается в бесполезный мусор, то это должен быть единственный стабильный изотоп Au-197. Получить его «выниманием одного протона» (по-научному это называется «протонный распад») можно только из ртути Hg-198, которая является далеко не самой распространенной. То есть сперва ртуть надо обогатить, что требует огромных затрат энергии. Но это только пол еды. Дело в том, что Hg-198 – стабильный изотоп, который сам по себе не распадается. А также стоит упомянуть, что протонный распад – весьма экзотический и встречается только у нескольких нестабильных изотопов ртути, и то крайне редко. Гораздо характерней для ртути позитронный распад (когда нейтрон распадается на протон и позитрон с вылетом последнего), иногда электронный захват (когда протон становится нейтроном) и альфа-распад с образованием платины, а не золота. Но и тут проблема - Hg-197 (единственный изотоп, из которого может получиться стабильное золото) не встречается в природе и может быть только синтезирован, что опять же требует огромных затрат электроэнергии). Иными словами, гораздо выгоднее будет продать саму ртуть, которая превращается в обычное золото, потому что она будет стоить на несколько порядков дороже.

»
— С Баша

Второй раз об алхимии вспомнили уже физики, когда внезапно обнаружилось, что одни атомы очень даже можно превращать в другие — стоит только добавить нейтрончик-другой или расколошматить в хлам лучом разогнанных электронов. Ну и доказали, в частности, что золото и платину таки можно получать из ртути (прав был алхимик из эпиграфа), а вот из свинца нихрена интересного, кроме таллия и висмута (и очень редко ртути) получить нельзя. То есть фактически философский камень в плане трансмутации элементов мы таки нашли. Но себестоимость получения 197Au (единственный стабильный изотоп) из 196Hg заоблачна, что не помешало некому журналисту вызвать панику и обвалить цены на рынке золота в 1949 г. А в 1980 Гленн Сиборг удалил из атомов висмута несколько протонов и нейтронов, получил несколько тысяч атомов золота.

Ладно, а что там с бессмертием? Ну, ученые начали было строить предположения, но их грубо прервали. Несмотря на это, в физике количество философии (мысленные эксперименты), астрала (теория струн), магии (кислород[1]), странных символов (лямбда-член), диаграмм (диаграммы Фейнмана) и прочих атрибутов древней алхимии (прелестные кварки) просто зашкаливает и непосвященному человеку кажется очень сильным колдунством. И этим, как и встарь, пользуются разные шарлатаны, то и дело выдающие трансмутаторы материи и красиво светящиеся реакторы холодного термоядерного синтеза, которые, разумеется, не работают, но чтобы это доказать, надо либо знать физику, либо поймать мошенника за руку. Вероятно, наше понимание микромира находится примерно на том же уровне, что и понимание химии нашими предками. А ещё вероятнее, что наше понимание микромира вполне себе нормальное, просто он безумен и прекрасен.

В фэнтези[править]

В фэнтези алхимия — чаще всего либо прикладная область магии, либо ремесло на уровне кузнеца или кожевника, которое не требует какого-либо магического дара. И сводится это ремесло исключительно к созданию зелий, ядов, антидотов и прочих тинктур — без какого-либо намека на науку и знаний о свойствах материалов и элементов дальше, чем чего-то в духе «вон это при выпарке дает устойчивость к огню».

Более-менее внимательно алхимия прорабатывается редко, и за основу берется образ именно средневекового алхимика-мошенника: темная лаборатория, заполненная непонятными стеклянными приборами, черепа демонов и чучела русалок на стенах, мантия со звездами непонятного цвета с прожженными дырками от неудачных экспериментов, всклокоченный и в целом сомнительный вид…

Такая «алхимия» обычно построена на довольно диких сочетаниях ингредиентов и их обработке — именно таким образом получается сыр с сыром, дающий сопротивление огню и варево из истолченных драгоценных камней.

Когда алхимии дается чуть больше внимания, получается что-то более интересное: и зелья имеют большее разнообразие, чем механические эффекты вроде «полечить-навредить-восстановить ману», и может проявиться изучение, понимание и повелевание простыми элементами.

В стратегиях алхимия может даже присутствовать не в виде занятия, а в виде юнита типа «гном-алхимик».

Что касается зельеварения, то альтернативой алхимии является травничество.

Примеры[править]

«

— А ты? — Доверял золотому лучу. Сейчас квинтэссенцию я получу (Смотри, вот рецепты!), и мне по плечу Окажется всякое дело. Входи, я таить ничего не хочу. — Алхимик зажег восковую свечу, Железных опилок насыпал в мочу, Добавил толченого мела.

»
— И. Шальнова

Примеры произведений, где есть интересная алхимия, или главный герой ей занимается.

Комплексные франшизы[править]

  • «Сага о ведьмаке». Для ведьмака варимые зелья — один из важнейших элементов как для его превращения в, собственно, ведьмака, так и для подготовки к сражениям с монстрами, так что Геральт изготовляет различные зелья очень часто. Стоит заметить, что многие из них только он и может пить — организм обычного человека скорее всего попросту не справится с ядовитыми веществами.
    • В книгах алхимия подразумевает достаточно сложный процесс: к примеру, настоятельница монастыря в одной из первых книг говорит Геральту, что «пополнила его запас эликсиров», а в поздних книгах Геральт вообще перестаёт принимать эликсиры, потому что их у него просто нет. То есть подразумевается, что ведьмак, может, и способен изготавливать их самостоятельно, но точно не в полевых условиях. В играх же Геральт смешивает эликсиры сам, «на коленке», в минуты отдыха у костра, так что большую часть инвентаря будут занимать ингредиенты и различное варево. При этом учитывается токсичность сваренных зелий — выхлестывать все без малейших ограничений не получится.
    • Отдельно стоит отметить алхимическую систему первой игры, сильно упрощённую и опошленную в продолжениях. Количество типов ингредиентов гораздо больше количества рецептов. Поэтому каждый ингредиент относится к одной из пяти «категорий», их комбинация и создаёт рецепт, а разные ингредиенты одной категории дают только небольшие бонусы. Плюс, существуют «уникальные» ингредиенты, требующиеся для создания ограниченного количества особых зелий (квестовых, или постоянного действия). Также, создание зелья требует спиртосодержащей основы-растворителя трёх уровней «качества». Кроме собственно зелий можно создавать алхимические «намазки», наносимые на мечи (вместо спирта требуют для основы жир или масло), и бомбы (требуют порох).
    • Из персонажей-алхимиков выделяется Адальберт Калькштейн — в первой игре сперва один из подозреваемых, а потом друг Геральта, стереотипный рассеянный учёный (даже имя толсто намекает). В третьей части за кадром казнён Радовидом, но устроил последний парад и не просто сгорел, а взорвался с красочным фейерверком, который сложился в небе в непечатное ругательство по адресу короля. Геральт, кстати, предполагает, не было ли у Калькштейна в роду гномов (и верно, были) — живучий стереотип, однако.

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • «Хроники странного королевства». Здесь алхимики занимаются вполне себе наукой: химия, фармакология и прочие дисциплины, особо не связанные с магией. В целом, алхимиками местные учёные называются скорее по традиции, ибо в сеттинге класс персонажа — метафизическая черта, и серьёзного медика приравнивают к алхимикам так же, как шпиона к ворам, а актёра к бардам…
  • «Житие мое» Ирины Сыромятниковой. Алхимия здесь — стык механики, фармакологии, бытовой химии, биологии и ещё много чего. Магией приправлена самую малость.
  • Александр Гуров, «Ученик некроманта». Несмотря на название, алхимию главный персонаж, лич, уважает куда больше собственно некромантии. Присутствуют традиционные манипуляции, приборы и названия из средневековой европейской алхимии.
  • Б. Акунин, «Детская книга» — барон Эдвард Келли, приближённый Лжедмитрия I. У него был реальный прототип.
  • Серия «Алхимик» Алексея Абвова. Здесь алхимия — чистая магия: «запредельное» преобразование веществ «передачей через алхимика магической энергии», организация в материале «каналов передачи магии» и далее вплоть до магических компьютеров на этих каналах.
  • «Codex Azureus» (известный в узких кругах фанфик-апокриф по Rozen Maiden). Коракс, главный герой, занимается чем-то средним между средневековой религиозно-мистической и восточной «внутренней» алхимией — создает рецепт бессмертия, но при этом берет за основу не материальные вещества, а компоненты собственного сознания и подсознания.
  • Бета-тестеры — в игре «Эпоха химер» алхимия реализована очень детально, и заранее предсказать что даёт то или иное сочинение материалов и действий невозможно. А один из тестеров, Ксенобайт, очень любит заниматься алхимией в играх. Так вот, он там как то намешал аналог ядерной бомбы, а также зелье ломающее механику игры.
    • Первое бомбануло так, что стёрло персонажа Ксенобайта (сам программист заработал реальную амнезию и неделю ничего не соображал) и создало ядовитое облако, убивавшее даже каменных големов.
    • Второе заставляло все баффы не перекрываться (действует самый мощный), а складываться, и выпивший это зелье гоблин под кучей баффов завалил неубиваемого монстра. При этом успел пропахать неслабую борозду, после чего откинулся.
      • Никого он не завалил, он вывел Громозеку из города и убился об скалу где-то на другом конце континента. В финальном разговоре это даже подсвечивается: «Честно говоря, мы накачали бедного Муню так, что он этого Громозеку мог голыми руками порвать, как тузик грелку. Если б он его так не боялся.»
  • «Прогресс» Романа Башаева — алхимия в этом мире заменила науку. В итоге Британия стала изоляционистской и не внедрила пар — зато изобрела дарующие бессмертие таблетки, люминесцирующую слизь для фонарей и гомункулов-телепатов.
  • Метавселенная Рудазова — в ассортименте. Кстати, в шумерской школе магии эликсироведение и собственно алхимия разнесены примерно как органическая и неорганическая химия.
    • Себастиус Трансмутатор — штатный невыносимый гений Серой Земли, старый козёл и чуть-чуть сумасшедший учёный (надышался всяким в лаборатории, да и возраст, знаете ли, сказывается). Единственный, кто способен производить философский камень конвейерным методом, сразу в нескольких атанорах, и первооткрыватель способа трансмутации адамантия. Его наработками пользуются многие колдуны, от метаморфов до материализаторов — среди них и алкагест, и нетающий сверхскользкий архилёд, и главная гордость старика — жабий камень (ну очень зелёный).
    • Креол-старший, по основной специальности элементарист, алхимию тоже уважал и даже изобрёл ритуал трансмутации, вызвавший завистливое охренение у самого Себастиуса: тот-то привык изменять физические свойства материала, оставляя астральную компоненту прежней, а Креол Алкеалолыч, напротив, «убеждал» измениться дух металла — и физические свойства следовали за ним.
    • Сэр Исаак Ньютон, на Земле-1691 занявшийся не механикой и оптикой, а именно что алхимией. Вместо закона тяготения открыл способ холодного алхимического расщепления атомного ядра, старательно двигает родной мир к манапанку и мечтает принять сан.
    • Курдамоль Адорази, штатный злой гений Бельзедора. На самом деле не очень злой и даже почти не сумасшедший, всего лишь забывчивый и рассеянный. Но алхимик он больше по совместительству, а в первую очередь — биомаг-микробиолог, выращивающий страшные штаммы вроде протрезвляющего хомунция, который лишит всю планету способности опьянеть.

На других языках[править]

  • Собор Парижской Богоматери — Клод Фролло занимается доступной в его эпоху наукой, не в последнюю очередь алхимией.
  • «Парфюмер». До определенного момента то, чем занимается протагонист, не выходит за рамки реального парфюмерного ремесла его эпохи, и под его работу подведена основа в виде реальных методов. Но в какой-то момент Гренуй начинает изготавливать себе духи убеждения, страха, незаметности — словом, персонажу позволяют использовать магию без затрат маны.
  • «Гарри Поттер». Вместо алхимии зовется зельеварением, что, в общем-то, хорошо отражает суть этого занятия — только варка зелий, и ничего сверх того. Хотя стоит заметить, что именно варкой зелий Поттер и его друзья добились многих своих целей. От других «отраслей» магии зельеварение в Поттериане принципиально отличается тем, что не столь требовательно к силам самого мага[2] и требует в первую очередь знаний и умения очень тщательно следовать инструкциям. При этом в мире поттерианы существует и алхимия как таковая, но это, во-первых, «вузовская» наука, которую в Хогвартсе не изучают, во-вторых, тётя Роулинг не уточнила её отличия от зельеварения. Единственными персонажами в серии, кто прямо назван алхимиками, являются Дамблдор и его друг Николас Фламель, создатель философского камня.
  • Алхимики Плоского Мира не просто каноничны, но пародийны. Вечно что-нибудь взрывают (здание собственной гильдии, например). Изобрели октоцеллюллозу, попкорн и кинематограф.
  • «Песнь Льда и Пламени»: алхимия — отдельная околомагическая наука и не составляет единое целое с «просто наукой». И организации разные: «просто наукой» (медициной, историей, металлургией, и т. д.) занимается Орден Мейстеров, а алхимия — исключительная тайна Ордена Пиромантов aka Гильдии Алхимиков. Единственное (пока) виденное нами достижение алхимиков — напалм, называемый «дикий огонь», но если верить их словам, они знают ещё много чудес, которые не показывают даже аристократам и королям.
  • А. Сапковский, «Сага о Рейневане»: многие маги занимаются алхимией, и Рейневан — не исключение.
  • «Досье Дрездена» Джима Батчера. Гарри Дрезден время от времени варит зелья, причем использует для этого максимально абсурдные сочетания ингредиентов.
    • В принципе, местная алхимия это тоже версия магии, только для бедных (то есть не требует сколь-нибудь сильных врождённых способностей к магии) и с примесью артефакторики (каждый эликсир это одноразовое заклятие-артефакт напитанное магией), так что выбор ингредиентов оправдан также как и методы местного колдовства-чародейства, где основное требование для работы магии, это вера самого чародея, а все внешние атрибуты нужны только для настройки сознания. Как пример, в любовный эликсир нужен толчённый алмаз, если его нет, то это не беда, это атрибут богатства, так что порванной бумажки в 50 долларов вам хватит.
  • Эйв Дэвидсон, «Феникс и зеркало»: Вергилий (да, тот самый, но здесь он не столько поэт, сколько маг — такой, каким его считали в Средневековье) занимается большой алхимической работой: изготавливает девственное зеркало. Для этого мало, чтобы в зеркале до первого использования ничего не отражалось; надо ещё использовать максимально «девственные» материалы, например, самому выплавить металлы из руды.
  • «Хроники убийцы богов» — распространённая повсеместно алхимия крови имеет столь мрачное название из-за того, что в составах используются девять гуморальных жидкостей, называемых Милостями. Эти Милости обладают определёнными свойствами, каждое из которых весьма полезно. При этом Милости имеют также градацию престижа, поскольку под ними подразумеваются слезы, слюна, мокрота, пот и даже кал, благообразно именуемый черной желчью. Как уже понятно из названия, кровь является самым ценным гумором. Почему же всё это используется? — спросите вы. А потому, что эти Милости являются гуморами богов. Кроме того сами боги принадлежат к одной из четырёх стихий, что даёт их Милостям дополнительные эффекты.
  • «Чернокнижник в мире магов / Wujie Shushi». Варка зелий — один из основных источников дохода главного героя на протяжении большей части ранобэ. В Мире Магов алхимия дает весьма широкие возможности, от банального снятия усталости до открытия новых уровней магической мощи, но характерна весьма небольшими шансами на успех, даже у профессионалов, а так же огромными затратами на компоненты. Да и рецепты самых ходовых зелий фракции держат за семью замками. Главный герой со своими читами способен сварить зелье почти любой сложности, но старается не привлекать к себе лишнего внимания.
  • Паоло Коэльо, романе «Алхимик» — аверсия. Персонаж, названный Алхимиком, занимается чем угодно, кроме алхимии. По сути, он скорее слабенький стихийный волшебник и дзен-философ.
  • «Мастер ужасок» — антагонист книги Суккубиус Айспин занимается алхимией в своем черном замке, насылая различные болезни на местных жителей. К тому же он очень хорошо готовит.

Аниме и манга[править]

  • «Стальной алхимик». Алхимия если и используется для варки зелий, то исключительно за кадром. В целом здешняя алхимия — скорее научная магия, поскольку весьма активно используется в бою, а также позволяет создавать жизнь (…ну, или её условное подобие) и прикреплять души к обыкновенным предметам. С соблюдением законов сохранения вещества, энергии и всего прочего.
    • Стоит заметить, что при этом возможность неограниченного использования алхимии в бою главный герой получил при исключительно неблагоприятных обстоятельствах, а большинство алхимиков пользуются как раз «домашними заготовками»: тщательно рассчитанными алхимическими кругами, производящими вполне определённые, запрограммированные трансмутации.
  • «Волчий дождь». Опять же, алхимией называется развитая магическая (или даже техномагическая) система. С помощью алхимии была создана «дева-цветок» Чеза; с помощью алхимии Джагара хотела открыть путь в Рай. Есть у неё и более «приземлённые» применения: например, город Джагары получает электроэнергию от алхимического «лунного тигля».
  • «Волчица и пряности». В городе Кумерсоне алхимиками заселен целый район с узкими улочками (нет возможности строить вширь), с массой ворон и прочей зловещей фауны (живые «газоанализаторы» на всякий случай) и отделенный от остального города стеной с калиткой (чтобы никто никому не мешал). Сами алхимики не появляются — не хотят лишний раз светиться и нарываться на церковников. Зато присутствует ведьма — и. о. менеджера алхимиков по закупкам и продажам.
  • Ride-On King — Белл является продвинутым алхимиком. А ещё наркоманкой, «сидящей» на лечебных зельях. Сложно сказать, что на что повлияло.
  • Toaru Majutsu no Index — Истинная цель алхимической ветви магии — моделировать все в этом мире. Поскольку это просто подраздел магии, естественно, он включает в себя несколько применений и теорий, которые присутствуют в магии, таких как учение Гермеса Трисмегиста, которое защищает Золотая Заря. Одно из этих учений состоит в том, что алхимия — это не только превращение свинца в золото, но также и процесс, с помощью которого можно довести естественное тело до совершенства, этот процесс называется Magnum opus или Ars Magna — другими словами, люди — неполные боги, и через обучение и доведение до совершенства люди могут стать богами. Так Аурелиус Иззард способен в прямом смысле слова воплощать сказанное в реальность, но для этого требуется верить в это, иначе это не станет реальным..[3]

Видеоигры[править]

  • Potion Craft: Alchemist Simulator
  • Alchemist Adventure
  • Atelier: The Alchemist of Dusk DX
  • Ancient Domains of Mystery. Алхимия — один из «любимых» и практически не используемых навыков мага (хотя здесь это возможно без котла, но поди найди ингредиенты и рецепты именно того, что тебе надо!). Из любопытных особенностей — некоторые зелья можно не только выпить или облить ими врага, но и наложить эффект на предмет или свиток, окунанием.
  • «Князь-III. Новая династия». Алхимия на высоте, без успешного приготовления зелий (со стадиями «ингредиент»-«раствор»-«отвар», нагреванием горелкой и учетом концентрации) не выполнить многие полезные квесты. А еще она так и называется «алхимия» — между прочим, в русской игре со славянским сеттингом.
  • World of Warcraft. От тысяч других ММО, где алхимия — одна из «побочных» профессий персонажа, отличается тем, что это чуть ли не единственная игра, где алхимик занимается трансмутацией металлов! Целью его, правда, выступает не банальное золото (хотя и золото тоже, но не как деньги, а как ресурс для крафта), а особые магические металлы, которые иным способом не получить. Кроме того, для трансмутации необходим философский камень…
    • Warcraft 3: The Frozen Throne — нейтральный герой Алхимик. Ушибленный на башку гоблин, забрасывающий противника ядовитыми зельями, а в ближнем бою полагающийся на ручного огра, у которого ездит на плечах. Ультимативной способностью натурально превращает указанного бойца в золото — тот моментально уничтожается, а на счёт игроку капает его стоимость.
  • The Elder Scrolls — в каждой части есть возможность заниматься алхимией — ингредиенты встречаются на каждом шагу, да и, прямо скажем, так можно здорово сэкономить на зельях из алхимических лавок. А при должном старании при сочетании навыков «Торговля» и «Красноречие» можно и вовсе опустошить все лавки в игре, став таким образом сказочно богатым. Имеет продуманную, но простоватую систему — каждый ингредиент содержит несколько «свойств»-эффектов, которые складываются в зелье из нескольких ингредиентов. Есть лабораторное оборудование для улучшения качества продукта — как усиление полезных эффектов, так и ослабление побочных. В общем, местная алхимия — крайне полезная вещь, а в Morrowind является и вовсе откровенно читерским навыком, которая позволяет за считанные секунды (спасибо эксплойту, позволяющий комбинировать один и тот же эффект при многократном использовании зелий) стать богом и сломать всю игру.
    • Также имеется трансмутация — заклинание школы изменения в пятой части, позволяющее превратить деревяшку в золото железную руду в серебряную, а серебряную в золотую.
  • Two Worlds.
  • Minecraft — многие объекты только для того и нужны. Система достаточно примитивна — операция заключается в комбинации «старое зелье» + «ингредиент» --> «новое зелье», с достаточно произвольные правилами (в основном итог получается или «усиленным» («зелье … III уровня»), или «модифицированным» («взрывное зелье …»), или с совершенно измененными свойствами). Для начала цепочки требуется «основа», изначально автором предполагалось что основы разных типов будут создавать различные цепочки, но на текущий момент эта особенность практически не используется.
    • Модификация Thaumcraft добавляет Алхимию как часть тауматургии, она позволяет преобразования разных веществ друг в друга с помощью эссенций, так называемая «низкопробная алхимия», возможность удваивать металлы, а также позволяет извлекать эссенцию для дальнейшего использования.
    • Модификация Blood Magic, как сообщает нам во внутриигровом учебнике алхимик и маг крови Влад Хайборн, философский камень невозможен и поэтому алхимики используют свою и чужую кровь для преобразований, создания зелий, которые лучше ванильных и работы некоторых алхимических кругов, которые представляют собой мини-ритуалы.
  • Might and Magic 6-7-8. Алхимия здесь является важной, но не кардинальной частью гемплея. Зелья временно повышают статы, или дублируют эффект заклинаний, что более полезно на начальном участке игры. А еще можно создать собственное зелье омоложения (но, увы, не средство Макропулоса — зелье отменяет только неестественное старение) и однократно перманентно повысить характеристики. Нажиться на зельях не получится: простые слишком дешевые, сложные становятся доступны тогда, когда цена их продажи уже мала по сравнению с накоплениями. В 7-8 части алхимия дополнительно ограничивается тем, что является отдельным навыком, требующий прокачки. При этом, грандами алхимии могут стать только определенный класс персонажей, но возможность создавать «чёрные» зелья однократного повышения характеристик приходит слишком поздно и даёт пользу лишь однократно, и их проще купить в паре алхимических лавок высшего уровня. Сами рецепты создаются по примитивным правилам «зелье 1» + «зелье 2» -> «зелье 3 следующего уровня»/взрыв. Результат определяется опытным путём, или покупкой «рецепта».
  • Wizardry 8. Есть класс персонажа «алхимик», чей основной род занятий — колдовство. Навык алхимии совпадает с основным магическим навыком. Существенно экономически поддерживает партию. Ингредиенты не собирает, только смешивает готовые продукты. На высоких уровнях создает мощные целебные зелья с недостижимым иным способом эффектом. Экспериментирует со всем подряд, от зелья лечения легких ран до фейерверков.
  • The Sims 3. Присутствует и как химия в аддоне «Все возрасты», и как алхимия в «Сверхъестественном». Развитые системы для разных целей. Самые простые зелья являются антидепрессантами — или, наоборот, нагоняют тоску. Опытный (ал)химик способен себя трансмутировать в (не)человека, обрести бессмертие или омолодиться. Очень полезный навык, но основная проблема в поиске ингридиентов. Для мощных зелий их найти трудно и влетают они в копеечку. Кроме того, нужно содержать у себя дома настоящую лабораторию, и еще и шкафы для ингридиентов и зелий. В качестве шутки присутствует «Дар Мидаса» (именно тот) и философский камень, которые все превращают в золото. Может и персонажа, да-да.
  • Torchlight: Один из доступных персонажей — алхимик. Однако по сути он занимается не алхимией, а обычной магией и техномагией.
  • Strider 2: среди боссов-похожий на шута немец-алхимик, создающий живые доспехи.
  • Darklands: игра, описывающая Центральную Европу XV века, только такую, где магия и народные поверья могут быть истинными. Помимо всего прочего, в игре есть и алхимия: персонажи могут обмениваться с городскими алхимиками рецептами, собирать или закупать ингредиенты и варить десятки зелий (а в случае крупной неудачи — платить за ремонт комнаты на постоялом дворе, попорченной взрывом).
  • The Longest Journey — больше химия, чем магия, если верить словам Эйприл. Хотя и магия — тоже, причём довольно сильная. Но в пространстве антимагической защиты действует только она.
  • Tales of Maj’Eyal: здесь алхимик — единственный класс «чистого мага», доступный по умолчанию (остальные надо открывать). Зелий не варит, специализируется на манипулировании веществами и элементами — например, превращает драгоценные камни в магические бомбы. Поскольку сам по себе не силен, всюду ходит в компании металлического голема, которого можно (и нужно) улучшать. До первого глобального обновления был одним из самых слабых классов, после ревампа сильно окрутел и при правильной прокачке может стать крайне мощным.
    • Шутки ради в игре присутствуют и стереотипные алхимики-зельевары — Братство Алхимиков, очень скрытная организация, занимающаяся непонятно чем. Торговать своими эликсирами они не могут, поскольку боятся Зигурантов, так что все их исследования сводятся к накоплению и бесполезному складированию новых знаний. Могут выдать игроку квест на поиск необходимых ингредиентов.
  • В конце этого длинного и попсового списка, тихо плачет маленькая позабытая всеми Занция. Чуть ли не самый первый алхимик в компьютерном мире (стоит вспомнить Слайти и Линка).
  • Shovel Knight — здесь алхимиками являются Чумной Рыцарь, его ассистентка (и возлюбленная) Мона и их многочисленные миньоны. Им посвящено DLC «Plague of Shadows». Алхимия присутствует в геймплее Чумного рыцаря — игрок может крафтить собственные бомбы, покупая у Моны различные виды фиалов, пороха и запала.
  • Loop Hero — можно заниматься ей. Отвечает за волшебное превращение ресурсов, позволяет разбирать ресурсы на водород и после создавать их из водорода.
  • Risen — в первой части из разных растений можно варить зелья которые навсегда увеличивают параметры персонажа.
  • Opus Magnum — головоломки на программирование, где игрок строит алхимические соединения из атомов типа огня, соли или «жизненной силы», получая на выходе сплавы, волокна, растворители и многое другое. В мире игры алхимия — престижная научная дисциплина и возможность сделать карьеру при дворе какого-нибудь аристократа. Практикуется в том числе и трансмутация свинца вплоть до золота, от которой аристократы ахают, а закончивший универ главгерой-алхимик отчаянно зевает: детский сад какой-то!
  • Pathfinder: Kingmaker — класс алхимиков. Могут швырять бомбы, регенировать, превратить себя в нежить, упарываться собственными стимуляторами и накладывать свои зелья-заклинания на других персонажей, даже если спелл имеет ограничение «на себя».
    • Pathfinder: Wrath of the Righteous — всё то же самое, но теперь алхимики во время привала могут варить и обычные зелья.

Настольные игры[править]

  • «Зельеварение». Полностью посвящено алхимическим трансмутациям.
  • В Warhammer Fantasy Battles главными алхимиками являются маги металла, освоившие трансмутацию чего угодно и ищущие способ сделать её постоянной. Насчёт местных египтян и арабов известно меньше, однако, первые очень круты и получили эликсир бессмертия аж три раза (правда, один превращает в ходячую мумию, другой в вампира, а третий зажилил Нагаш) и помимо этого задались вопросом о придании устойчивости магическому веществу, из которого состоят демоны. А ещё здесь уже используется бойлевское понимание химического элемента и открыты почти все, встречающиеся в реальной природе (90 из 94), и при этом вполне сохраняется представление об элементах как магических субстанциях, придающих веществу определённые свойства — потому что таковые здесь тоже существуют, правда, наоборот, протекают из царства Хаоса и осаждаются в подходящих предметах материального мира.

Музыка[править]

  • Iron Maiden — The Alchemist.
  • Vernian Process — The Alchemist’s Vision. Стимпанковский дарквейв.
  • Группа Therion любит алхимиков, особенно часто поминает их на альбоме Gothic Kaballah.

Примеры «гномов-алхимиков»[править]

Примеры произведений, где главный герой сам в алхимии не разбирается, но может нанять алхимика себе в помощь.

  • Dota 2 — Гоблин-алхимик, разъезжающий верхом на ездовом огре.
    • Так как первая Dota являлась картой для Warcraft 3, то персонаж взят оттуда.
  • King's Bounty — гном-алхимик, умеет делать коктейли Молотова, яды и …Святую Воду (против нежити), всё это швыряет в стеклянных склянках во врага, а в подошедшего близко может брызнуть кислотой. В аддонах может сварить новое зелье взамен израсходованного, а если среди противников нет нежити, вместо святой воды использует энергетик.
    • Забавно, что тёмная версия того же воина отличается только потерей префикса «ал-».
  • Disciples II — во фракции Горные Кланы, преимущественно состоящей из гномов, есть девушка-алхимик с гигантской бутылкой. Ее способность позволяет даровать любому юниту дополнительную атаку за ход.

Примечания[править]

  1. дважды магический атом, суперстабильный
  2. «На этом уроке не будет дурацких взмахов волшебной палочки и глупых заклинаний. Я не надеюсь, что вы оцените такую тонкую науку, такое точное искусство, как приготовление зелий. Однако тех нескольких, избранных, кто имеет предрасположение, я постараюсь научить.» (с) Северус Снейп
  3. Источник