Аналогия подвела

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Analogy Backfire. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Айболит — не детский врач, а ветеринар![1] »
— Откровение
« У коллеги день рождения. Дарю ей шоколадку со словами: «Пусть твоя жизнь будет сладкой, как шоколад». Все бы ничего, но шоколад был горький — 72 %. Так стыдно мне давно не было. »

Один персонаж, желая выставить себя или что-то важное для него в позитивном свете, приводит аналогию, то есть сравнивает одно с другим, но оказывается, что он не владеет матчастью, уверен, что его собеседник или аудитория поголовно безграмотные, или просто не подумал. В результате другой персонаж, используя ту же самую аналогию, выставляет её объект в негативном или даже противоположном свете. Популярный пример — это сравнить двух влюблённых с Ромео и Джульеттой, забыв, чем для них всё закончилось.

Важно ещё понимать, что аналогия — не средство обоснования или доказательства чего-либо, а всего лишь иллюстрация тезиса в понятиях, доступных собеседнику. Описанная ситуация может возникнуть как просто если собеседник имеет другую точку зрения на предмет, приводимый в качестве аналогии, так и если придумает контраналогию (а таковая найдётся почти всегда, если изначально придуманная аналогия достаточно далека от изначального предмета обсуждения).

Возможна инверсия тропа — персонаж приводит такую аналогию намеренно, после чего сам же её опровергает (либо даёт понять догадавшемуся, что именно это он и имел в виду) показывая, как он на самом деле относится к происходящему. Или, что обычно и происходит в жизни абсолютно закономерным, предсказуемым и унылым образом — даже зная, что на самом деле это троп, персонаж спокойно приводит эту аналогию, потому что уверен: все и так поймут, что он имел в виду «мирское» понимание соответствующего образа, и никто из-за того, что какой-то там заяц на самом деле не трус, не начнёт всерьёз указывать на слабую логику оратора.

Более общий троп — Плохо прозвучало.

Примеры[править]

Общие случаи[править]

Для рационально мыслящего человека неудачной аналогией является ложная аналогия, распространённая логическая ошибка: аналогия проводится по несущественному признаку, а различие по более существенным признакам игнорируется. Пушкин носил бакенбарды и был достоин уважения, но это не значит, что если некого человека сравнили с Пушкиным по виду бакенбардов, то он достоин уважения. Часто ложной аналогией является неодобрительное сравнение человека с животным. Пример нормальной аналогии: «Бездумно следовать традиции, не разбирая, хороша она или плоха — скотское дело: скот идёт туда, куда его ведут, а человек идёт туда, куда ему надо» — и здесь за основу взят существенный признак: нехорошо человеку уподобляться скоту в тупости. А вот называть абсолютно любое собрание людей стадом, подразумевая нечто унизительное, неправильно, хотя патологические мизантропы так и делают: проводящий аналогию ничего не сказал по существу о том, почему якобы плохо собираться в одном месте, а приписывать собранию людей тупость по аналогии с животными — значит неправомерно расширить аналогию. В конце концов, коровы так же дышат кислородом, как и люди, но какой дурак скажет, будто это что-то плохое?

Большинство сравнений с животными основано на фольклорных образах этих животных и при сравнении с реальностью превращается в троп:

  • «Храбрый» лев не храбрее обычной кошки. Скорее уж сильный — лев сильнейший хищник саванны, поэтому он никого не боится, потому что знает, что все (кроме слонов, носорогов и бегемотов) его слабее (и, как и домашняя кошка, лев любит мучить или гонять слабейшего чисто ради своего удовольствия[2]). При этом в прайде охотятся львицы, да ещё стаей — лев слишком приметен, чтобы сидеть в засаде (хотя, если не заработал на прайд, придётся охотиться в одиночку или с братом). Вот вам и символ благородства…
    • При этом львы вполне храбро грызут глотки друг другу, а не добыче, что больше соотносится с войной. Обычные кошки, кстати, ведут себя точно так же.
      • «„Храбрый“ лев не храбрее обычной кошки» — спасибо и мур-мур за эти слова от кошек, ведь они означают, что обычная кошка не трусливее огромного льва![3]:)
    • Автор правки читал где-то (возможно, что и на этом ресурсе), что всем известного короля Ричарда прозвали «Львиным Сердцем» вовсе не за благородство, а за достойную хищника свирепость/беспощадную жестокость.
    • Изначально представление о храбрости львов, да и вообще засилье в европейской геральдике этих не самых характерных для Европы зверей пошло из Библии (Притчи 28:1, в частности).
  • Коварные змеи, пришедшие из всё той же Библии. Образ змеи, принявшей собственный хвост за еду, гораздо более реалистичен.
  • Осёл бывает упрямым, но это лишь с точки зрения человека. Если он устал или груз слишком тяжёл, разумнее не перенапрягаться. И он не глупее лошади, его просто немного труднее дрессировать — но люди с этим веками справляются. По сравнению, скажем, с носорогом осёл даже покладистый.
  • Еще одно якобы глупое животное — баран. На самом деле они смышлены, и у них хорошая память. Но да, в новой обстановке осваиваются медленно, так что поговорка насчет «новых ворот» не так уж неверна.
  • Свинья — вовсе не грязнуля, наоборот, это одно из самых чистоплотных животных. Они всегда стараются испражняться не там, где едят и спят. На пастбищах они выбирают определенное место для «туалета», а минипигов можно приучить к лотку. Если есть возможность лечь на чистом, свиньи не лягут на грязном. И они любят плавать. А в жидкую грязь ложатся лишь в том случае, когда не могут искупаться, чтобы избавиться от паразитов.
  • Хамелеон хитрый и лицемерный, он меняет цвет, чтобы сливаться со средой. А вот и нет — он меняет цвет в зависимости от своего настроения. Напуганный хамелеон тёмный, злой — яркий, спокойный — мягких природных оттенков. Так что скорее он мог бы стать символом искренности как существо, не скрывающее своих чувств.
  • Заяц — трусливый? Попробовали бы вы денёк пожить в шкуре крошечного существа, которое все норовят сожрать. Загнанный в угол заяц дерётся как лев… то есть, пардон, как отчаянный герой.
    • У зайца нет ни огромных клыков, ни мощных передних лап, а мощными задними, которыми он отталкивается в прыжке, драться не очень удобно. Многие охотники окончили дни, располосованные недобитыми зайцами. Чтобы избежать такой печальной участи, зайца нужно поднимать только за задние лапы и только на вытянутой руке, тогда он не сможет ни опереться для сильного удара, ни дотянуться. Зато с более мелкими хищниками — например, с воронами — эти длинноухие зверьки отважно сражаются.
  • «Пёс» как оскорбление. Отличная благодарность человека своему вернейшему союзнику, спасибо.
    • Основано на презрительном отношении к собачьему послушанию. Оно в исполнении людей и вправду выглядит не шибко презентабельно — но люди сами себе такое выбирают, а у собачьих это просто «запрограммировано природой». В отличие от кошек, которые воспринимают живущих с ними людей как равных и себе подобных и могут даже угощать едой, принося пойманных птичек и мышек, пёс, если уж «запечатлелся» на данного человека как на «особь, превосходящую его, пса, иерархически»[4], позволит и бить себя, и унижать иными способами — а сам только будет скулить, зажимать хвост между ног и искательно заглядывать вам в глаза. В стаях собачьих оно так и происходит — вожак кусает низкорангового, утверждая себя, а низкоранговый охотно унижается перед альфой, порой даже буквально пресмыкается.
      • «Он меня кормит, значит, он бог!» — подумал пёс. «Он меня кормит, значит, я бог!» — подумал кот. ©
    • А может быть, повлияла и склонность НЕКОТОРЫХ собак избегать прямого столкновения, но кусать исподтишка.
    • Кроме того, в ряде культур/религий собака считается «нечистым», неблагородным животным. Мусульмане, например, за обзывательство «собакой» могут и убить.
    • Российские уголовники обзываются «псом» потому, что домашние собаки, по их мнению, «шестёрки по духу». А шестёрку, холуя кто ж уважает?
    • Инверсия: те, для кого преданность своей организации и лидеру не порок, а добродетель, ассоциаций с собаками не боятся. Ни тевтонские рыцари, ни опричники не избегали их и даже подчёркивали. Особо веселит орден святого Доминика: доминиканцев повадились дразнить «domini canis», то есть «псы господни». Долго дразнить не вышло: монахам это понравилось, и они сами стали себя так называть с отчетливой гордостью.
  • Одинокий волк — больной или слабый и поэтому изгнанный из стаи, то есть первый кандидат в покойники. Волки — стайные животные!
    • Вероятно, подразумевался волк, потерявший стаю и вынужденный выживать как может. Романтики из числа людей могли («антропоморфируя», то есть мысленно перенося на волков людские замашки) и выдумать, будто «гордый волчара сам, по собственной инициативе поругался с сородичами и решил жить и охотиться отдельно». Но если волк по тем или иным причинам отпал из стаи и при этом выжил — он, несомненно, крут.
  • Наше посмотрельское папа-волк. ОБЫЧНО ни волк, ни даже волчица не станут рисковать своей жизнью ради потомства.
    • Но изредка всё же бывает, что представителя стаи диких собачьих «перемкнёт», и он (чаще всё же она) будет кидаться на посягателя, утратив страх и защищая потомство. Киплинг в начале «Книги джунглей» показывает именно такой редкий случай (Ракшу помните?.. но там к тому же противник — Шер-Хан — был увечный и трусливый, и волчица это чуяла).
    • Правда, для собачьих это всё-таки нехарактерно, это вам не медвежьи. А вот что касается именно папы, то с этим у медведей всё довольно тускло. После брачных игр самец уходит, и мама растит потомство одна или с помощью старшего ребёнка. В голодные годы медведь может медвежат и сожрать, если наткнётся, нередко даже своих.
    • Ясон Бадридзе, исследователь, умудрившийся внедриться в стаю волков и прожить там длительное время почти как полноправный её член, рассказывал, как волки при возвращении с охоты (да, он вместе с волками ещё и на их охотвылазки ходил, подробности лучше в первоисточнике, благо и книг и записей его лекций в интернете есть, колоритнейший дядька) защитили его от «внезапно из-за угла медведя». Человек приустал и облокотился на непонятный валун, которым оказался вовсе даже живой медвед. Заслышав недовольный рык мишки, волки вернулись к отставшему двуногому «собрату» и, не колеблясь, вступились, облаяв и обрычав топтыгина с ног до головы всем кагалом. Хотя казалось бы — зачем было волкам защищать прибившуюся к стае непонятную голокожую обезьяну…
    • Волки, как правило, не защищают потомство при непосредственном появлении угрозы, однако если тот же охотник заберет волчат живыми, родители отследят его до самого дома и вполне могут заявиться ночью, чтобы найти способ их выручить.
  • Когда уповают на медлительность кого/чего-либо, часто сравнивают с черепахами. На деле же эти рептилии быстрее, чем кажется: да, обычно они двигаются довольно медленно, но если нужно, могут разогнаться до 20 км/ч (сухопутные), а морские в воде ещё как могут быть резвыми[5]. А уж со скоростью реакции и вовсе полный порядок (почувствовав малейшую опасность, мигом прячется в панцирь, а хищные подвиды хватают добычу за мгновение не хуже змей).
  • Выражение «белый и пушистый» может и к медведям применяться, и к волкам, и к совам. Да и песец тоже…
    • Учитывая, что выражение чаще всего используют как иронию (в исходном анекдоте «белой и пушистой» вообще жаба была), подобное откровение у холодильника скорее наоборот, углубляет аналогию.
  • Стереотип, что сова — символ мудрости. На самом деле в реальности самыми умными птицами являются вороны и попугаи, а совы умны ровно настолько, насколько им это необходимо для выживания и успешного размножения в природе. В частности, Ника Рыжова-Аленичева aka Yoll (орнитолог, держащая дома филина и других совушек) утверждает, что домовые сычи, с которыми чаще всего изображают богиню мудрости Афину, «разумом совсем не светят, а вот эмоции у них очень забавные и характер стервозный». Неслучайно сама Ника в шутку называла своих сычей словом «сучи». В общем, «древнегреки были ещё теми троллями».
    • Характеристика «умны настолько, насколько им нужно для выживания в природе» — сама по себе троп данной статьи. На самом деле живые существа умны ровно настолько, насколько нужно им для успешного выживания и размножения в природе, если до сих пор не вымерли. Насколько нужно им самим.
    • Ассоциация же совы с мудростью пошла оттого, что данная птаха видит в темноте: ученье, как говорится, свет.
  • Про неуклюжих людей часто говорят «как слон в посудной лавке». На самом деле слоны двигаются неспешно и всегда смотрят, куда ступают, и, как показали опыты, слон вполне аккуратно может ходить в пресловутой посудной лавке. В отличие от обезьян, которые ради прикола могут переколотить всю посуду.
    • А в небезызвестной Камасутре и вовсе несколько раз встречается выражение «грациозна, как молодая слониха».
    • На Западе говорят «корова в посудной лавке». Проверено Разрушителями Легенд на живых коровах в посудных лавках — ни одной тарелки не разбили.
      • Тут зависит от условий: представьте что будет, если слон испугается.
    • А также знаменитое «топать, как слон». Передвигаются эти огромные и солидные животные практически бесшумно, если, конечно, не пытаются целенаправленно напугать вторженца — вот тут они и топают, и трубят, и ушами хлопают.
      • Слоны могут общаться друг с другом на расстоянии, именно топая. Потому что этот звук слышно дальше, чем те, которые слоны издают голосовыми связками.
  • Некоторые люди, которым не нравится, если точка зрения широких масс людей противоречит их собственной, сравнивают эти массы с мухами, обожающими известную субстанцию. Вот только муха как раз таки делает абсолютно разумный для её вида выбор, садясь на питательный для неё субстрат, на который можно отложить яйца.
    • Мимо кассы, потому что обычно это употребляется в контексте вроде: «- Всем это нравится, значит, и тебе должно нравиться! — С чего бы? Мухам вот нравится дерьмо, но я же не муха».
    • Известная картинка с пчелой («вокруг цветы и благоухание») и мухой («кругом говно и помойки»), призванная показать разницу между оптимистами и пессимистами, как-то упускает из виду, что для пчелы «цветы и благоухание» означают работу, а для мухи «говно и помойки» — еду, так что, кто ещё тут оптимист
  • «Спит, как младенец» — младенец легко может кричать и плакать полночи.
    • Зато когда он наконец угомонится, это будет счастье. И вы точно не захотите его будить.
  • Выражение «Ты должен это знать, как „Отче Наш“!» в наше время сильно поубавило в актуальности. В реалиях современного мира смысл можно перевести как «Совершенно не знать, не разбираться, но общее представление иметь».
  • Ассоциация леммингов с суицидом или тупым самопожертвованием. В действительности идея о том, что колонии леммингов в каких-то ситуациях могут совершать массовое самоубийство, происходит от недобросовестных авторов документального фильма, пошедших ради красивой истории на прямой подлог: в пропасть лемминги могут броситься, только если их туда согнать (как, собственно, горе-исследователи и поступили), к тому же они умеют плавать.
    • На самом деле при превышении численности популяции лемминги мигрируют в поисках пищи. Не все выживают при этом, откуда, видимо, и появился миф о самоубийстве. В брокерском сленге леммингами называют участников рынка, массово скупающих акции при их росте и продающих при падении, что является более точной аналогией.
  • Амёба — символ бесхарактерного, пассивного человека. Видимо, отсутствие постоянной формы навевает такие ассоциации, хотя, казалось бы, урок биологии в шестом классе свидетельствует о противоположном, ведь именно на амёбе изучают таксис, то есть движение по отношению к раздражителю: она вовсе не пассивна, а активно тянет свои ложноножки к частичке пищи и так же активно отползает от кристалла соли.
    • Возможно, тут скорее речь о уровне интеллектуального развития? Амёбы действительно не слишком умны, по очевидным причинам.
      • Нет, амёбой называют не дурака, а именно пассивного человека, которому всё пофиг и он просто плывёт по течению.
  • Нем как рыба — рыбы и прочие водные жители очень активно используют звук для коммуникации: в конце-концов, звук в воде распространяется быстрее и дальше, чем в воздухе.
  • Здоров как бык — открываем список болезней крупного рогатого скота. https://milknews.ru/longridy/TOP-6-samyh-opasnyh-boleznej-korov.html
    • Имеется в виду не состояние, а габариты.
      • В отношении здоровья тоже так говорят — например, Швейк так говорил про себя в том рассказе, где его пытались отправить в отставку по болезни. А в романе был герр доктор в местном аналоге военкомата, который посылал в армию больных, которых перед этим так мучил, что многие соглашались признать себя здоровыми, чтобы только у него не оставаться, и сам признавался: «У меня не осмотр, а досмотр с заключением, что „больной“ безусловно здоров как бык». Несогласные либо, как Швейк, попадали в тюрьму, либо их выносили вперёд ногами.
  • Стрекоза и муравей как воплощения трудолюбия и легкомысленной праздности соответственно. На самом деле четверть муравейника откровенно бездельничает, а стрекозы — эффективные хищники, которых, в свою очередь, полюбили сравнивать с боссами-вертолётами в играх.
  • Как часто говорят: «Закрой дверь/оденься теплее — не май месяц!» Вообще-то, в мае, конечно, бывают жаркие, как летом, дни, но нередко бывают и холода, даже заморозки изредка случаются. Так что красоваться в летней одежде и настежь распахивать двери и окна и в мае далеко не всегда получается. Уж говорили бы «не июль месяц».
    • В Сибири это выражение стало почти полностью ироническим — там иногда в мае даже снег ещё лежит.
    • А на побережье Приморского края самые тёплые месяцы — именно май, август и сентябрь. Июнь и июль часто бывают холоднее мая, в августе и сентябре может резко похолодать из-за дождей, так что «оденься теплее — не май месяц!» актуально во ВСЕ месяцы, кроме мая.

Фольклор[править]

  • Про Конфуция:
«

Женщина пришла к Конфуцию и спросила, чем многожёнство отличается от многомужества. Конфуций поставил перед ней пять чайников с чаем и пять чашек, и говорит: — Лей чай в пять чашек из одного чайника. Нравится? — Нравится, — согласилась женщина, отпив из чашки. — А теперь, наоборот, лей в одну чашку из пяти чайников. Нравится? — Еще больше нравится, — призналась женщина, оценив получившийся купаж. — Дура! — заорал Конфуций. — Такую притчу испортила!

»
— Анекдот
  • Про мусульманина:
«

У мусульманина спросили: «Почему ваши девушки носят платки?» Мусульманин вытащил из кармана две конфеты, одну в фантике, другую без, и сказал: «Выбирай». Человек спросил: «Почему ты таскаешь в кармане конфету без фантика?»[6][7]

»
— Анекдот
«

Судья выносит приговор подсудимому — мужчине с чёрной-пречёрной бородой: — Если всё что про вас сказали это правда, то ваша совесть должна быть такой же чёрной, как и ваша борода — Если уж судить о совести по бороде, то у вас её вообще нет — ответил подсудимый.

»
— Анекдот
  • Сказка «Тростниковая шапка», где девушка сказала, что любит своего отца, как соль. Инверсия — аналогия-то была верная, без соли жить невозможно, да вот король (или, по другим версиям, просто знатный и богатый человек) не понял.
  • Анекдот, где мужчина в транспорте сказал девушке с котом за пазухой, что хотел бы сам быть на месте котика. А девушка как раз везла кота на операцию.
  • Анекдот про Илью Муромца/Марка Тайсона/еще какого-нибудь силача по вкусу, угодившего на зону. Сокамерники его спрашивают, не петух ли он часом. Ответ примерно такой: «Сейчас отдохну, и пойду топтать весь ваш курятник».
  • Анекдот про проповедника, заказавшего новый костюм, и портного, который заявил, что будет шить его месяц:
«

— Как месяц?! Господь создал целый мир всего за шесть дней!

— Вы видели этот мир? Хотите себе такой же дрянной костюм?

»
— Анекдот
  • Анекдот, где двое персонажей остаются в кромешной темноте, один восклицает «Темно, как у негра в жопе!», а другой ехидно комментирует, какой у его товарища богатый жизненный опыт.
    • В одной из игр про Петьку и Чапаева: «Всё-то ты, Петька, знаешь, везде побывал». Петька выкрутился: «Я только предположил».
  • Анекдот про магазин, где нет сыра дор блю, но (после объяснения термина через плесень) обнаруживаются такие сосиски и селёдка.
  • Собственно в ответ на Ромео и Джульетту — любовь длилась три дня и закончилась пятью трупами.
    • А это уже неудачная аналогия второго порядка. Любовь Ромео и Джульетты не является ни необходимым, ни, тем более, достаточным условием дуэли Тибальта и Меркуцио. Если бы Ромео продолжал сохнуть по Розалине, или отравившись несвежими помидорами умер в первом действии, Тибальт и Меркуцио точно так же могли поцапаться…
  • Любимая борцами за нравственность фраза «Хочешь победить врага — воспитай его детей». Вот только если твои дети насмотрелись Губки Боба, а потом начали вести себя как идиоты, то в этом виноват не заокеанский враг, а ты сам — ты просто забил на воспитание детей, раз уж они усваивают любую глупость.
    • Эта фраза как раз и говорит о том, что враг (борцы имеют в виду именно то, что ненавистные группы людей воспитывают наших детей в выгодном этим группам духе) должен влиять на детей так, чтобы их родители не сумели этого заметить и противостоять.
      • Автор данной правки всегда полагал, что эта фразочка как раз и представляет собой ужатый через литературную формулировку тезис «Люди, будьте бдительны! Враг не дремлет, он хочет навязать вашим детям пропаганду, в том числе и посредством массовой культуры. Воспитывайте детей, следите, что они читают и во что играют, заинтересуйте их правильными книгами и фильмами», ну и все такое в этом духе.
    • Тут не аналогия плохая, а причина её появления.
  • Анекдот о том как парень из христианской семьи носил длинные волосы, и отец отказывался купить ему машину, пока он не подстрижётся. Сын сказал отцу, что длинные волосы это хорошо, и привёл в пример Иисуса Христа. Папа же отметил, что Иисус ходил пешком. (Аналогия подвела и отца: Иисус вообще-то на осле рассекал, когда путь был неближний[8]).
  • Многие современные деконструкции старинных притчей. Например: «И наказал старик-отец всем своим сыновьям жить вместе и защищать друг друга, „Это зачем ещё?“, спросил старший сын. Отец дал ему веник и сказал: „Возьми и сломай!“ Сын взял и сломал.» Реакция отца — как у Конфуция в анекдоте выше: «Такую мораль испортил, дурак!».

Театр[править]

  • И. А. Крылов, комедия «Пирог» — помещик посылает другому помещику в подарок большой пирог и поздравительную записку, в которой расписывает достоинства адресата и уподобляет их богатой начинке пирога. Тропа бы не было, если бы не вмешался случай: слуга, который нёс пирог, украдкой выел всю начинку.

Литература[править]

Отечественная[править]

  • М. Е. Салтыков-Щедрин:
    • У Щедрина, в одной из лучших его сатирических «сказок»-притч, сабжу посвящено аж несколько больших абзацев:
«

Поэты много об орлах в стихах пишут, и всегда с похвалой. И стать у орла красоты неописанной, и взгляд быстрый, и полёт величественный. Он не летает, как прочие птицы, а пари́т, либо ширяет; сверх того: глядит на солнце и спорит с громами. А иные даже наделяют его сердце великодушием. Так что ежели, например, хотят воспеть в стихах городового, то непременно сравнивают его с орлом. «Подобно орлу, говорят, городовой бляха № такой-то высмотрел, выхватил и, выслушав, — простил». Я сам очень долго этим панегирикам верил. Думал: «Ведь, в самом деле, красиво! Выхватил... простил! Простил?!» — вот что̀ в особенности пленяло. «Кого простил? — мышь!! Что́ такое мышь?!» И я бежал впопыхах к кому-нибудь из друзей-поэтов и сообщал о новом акте великодушия орла. А друг-поэт становился в позу, с минуту сопел, и затем его начинало тошнить стихами. Но однажды меня осенила мысль. «С чего же, однако, орёл „простил“ мышь? Бежала она по своему делу через дорогу, а он увидел, налетел, скомкал и… простил! Почему он „простил“ мышь, а не мышь „простила“ его?» Дальше — больше. Стал я прислушиваться и приглядываться. Вижу: что-то тут неблагополучно. Во-первых, совсем не затем орёл мышей ловит, чтоб их прощать. Во-вторых, ежели и допустить, что орёл «простил» мышь, то, право, было бы гораздо лучше, если б он совсем ею не интересовался. И, в-третьих, наконец, будь он хоть орел, хоть архиорёл, всё-таки он — птица. До такой степени птица, что сравнение с ним и для городового может быть лестно только по недоразумению.

»
— М.Е.Салтыков-Щедрин, «Орёл-меценат»
  • И это Михаил Евграфович ещё не слышал, какие звуки на самом деле издаёт эта «гордая птица»! «Орлиный крик» в кино — это крик сокола, да ещё обработанный. Настоящий орёл издаёт совсем другие звуки, хотя и тоже довольно красивые… но слишком уж похожие то на истерический крик человека, а то даже и на петушиный.
    • А орлиное гнездо… Нет, издалека оно действительно выглядит величественно, но в действительности по структуре мало чем отличается от вороньего: куча веток, без особой выдумки сваленных в кучу и держащихся вместе только на силе трения и испражнениях самих обитателей. «Такая вот элитная недвижимость из гуано и палок» (с). В общем, вряд-ли вам хотелось бы, чтобы ваш особняк или замок выглядел подобным образом.
      • Обычно такое название дают по месту расположения.
    • В «Письмах к тётеньке» Щедрин посмеялся ещё над одной аналогией (со смыслом «меньше говори, больше слушай»): «Человеку дан один язык, чтоб говорить, и два уха, чтобы слушать; но почему ему дан один нос, а не два — этого я уж не могу доложить».
      • Потому что слух для человека важнее обоняния?
  • Хольм ван Зайчик, «Дело незалежных дервишей» — на железнодорожном вокзале Асланiва красуются гордые строки местного поэта: «Гяури нiшкнут — и Асланiв помчится шляхамі титанiв!». На что один из героев замечает, что все пути титанов закончились в Тартаре, то есть — в аду. Навсегда.
  • «Хроники странного королевства»: «…А если подумать, с какой радости в таком деле нужен наставник? Вас кто-то учил (курить)?» — «А как же! Трубка — вещь не настолько простая, чтобы самому научиться. Меня Костас научил. Только это между нами, хорошо?»
  • Михаил Яснов — «Ёлочный базар». «Мы сюда приходим с папой, как в зелёный детский дом». «Я колючую сестрёнку смело на руки беру.» Аналогия так себе, если вспомнить, что ёлки на базаре мёртвые, а по окончанию праздников ёлка оказывается на ближайшей помойке.
    • Все верно, только данный конкретный образ — не аналогия, а метафора. Однако метафора как троп всегда работает с аналогией как приёмом (метафора — это образное уподобление, а уподобления без аналогии не бывает), и вот этот-то приём тут и подвёл.
« Генералу Дурново был присвоен придворный чин, и по этому случаю он примерял новый мундир. Глядя на себя в зеркало, генерал спросил своего камердинера:

— Ну как, Иван? Идёт мне этот мундир? — Очень идёт, ваше превосходительство, — отвечал тот, — вы в нём теперича похожи на льва. — А где же ты видел льва? — удивился Дурново. — А на картинке, — отвечал камердинер. — На нём Иисус Христос в Иерусалим въезжает…

»
— Михаил Ардов, «Мелочи архи-, прото- и просто иерейской жизни»

Зарубежная[править]

  • Вальтер Скотт, «Приключения Найджела». Леди Гермиона (молодая, красивая, но уже много испытавшая женщина) объясняет юной Маргарет, почему метафора не доказательство:
« — Метафора не есть довод, моя дорогая, — заметила, улыбаясь, леди Гермиона.

— И очень жаль, мадам, — возразила Маргарет, — потому что это такой удобный способ обиняком высказать своё мнение, когда оно расходится с мнением старших. К тому же сравнений на эту тему можно придумать бесконечное множество, и все они будут вежливы и уместны. — В самом деле? — отозвалась леди. — А ну-ка, послушаем хотя бы несколько из них. — Вот, например, — продолжала Маргарет, — было бы дерзко с моей стороны сказать вашей милости, что спокойной жизни я предпочитаю смену надежды и страха, или приязни и неприязни, или… ну и прочих чувств, о которых изволила говорить ваша милость. Но зато я могу сказать свободно, не боясь осуждения, что мне больше по душе бабочка, чем жук, трепещущая осина — чем мрачная шотландская сосна, которая никогда не шевельнёт ни единой веткой, и что из всех вещей, созданных из дерева, меди и проволоки руками моего отца, мне более всего ненавистны отвратительные громадные старинные часы немецкого образца, — они так методически отбивают часы, получасы, четверти и восьмые, как будто это страшно важно и весь мир должен знать, что они заведены и идут. Право, дорогая леди, вы только сравните этого неуклюжего лязгающего урода с изящными часами, которые мейстер Гериот заказал моему отцу для вашей милости: они играют множество весёлых мелодий, а каждый час, когда они начинают бить, из них выскакивает целая труппа мавританских танцоров и кружится под музыку в хороводе. — А какие часы точнее, Маргарет? — спросила леди. — Должна сознаться, что старые, немецкие, — ответила Маргарет. — Видно, вы правы, мадам: сравнение не довод, по крайней мере мне оно не помогло.

»
  • Ярослав Гашек, «Как черти ограбили монастырь святого Томаша» — настоятель монастыря, на которого свалилась обязанность в кратчайшие сроки накрыть стол для высоких особ, обращается к своему тёзке и заступнику: «О мой святой покровитель, хотел бы я быть на твоем месте!» И говорит это иконе, на которой святого мученика сажают на кол.
    • Аналогия вполне уместная — высоких особ настоятель и в самом деле боится больше смерти.
      • Явление интернациональное, ибо дедовщина в этих всех духовных иерархиях стоит такая, что советский стройбат в Забайкалье в конце 1980-х нервно курит в сторонке.
  • «Гарри Поттер» — в «Ордене Феникса» Амбридж говорит, что Гарри станет аврором с той же вероятностью, что изгнанный Дамблдор вернётся в школу. Макгонагалл отвечает, что у Гарри очень хорошие шансы…
  • Терри Пратчетт это дело любит:
    • «Правда» — «Мы сможем жить как короли» — вот только в Анк-Морпорке короли нередко жили мало и оканчивали жизнь не самым приятным способом.
    • «Санта-Хрякус» — охранник портит момент Чайчаю, когда тот называет себя его самым жутким кошмаром, начиная перечислять кошмары, с которыми он сталкивался на этом месте работы.
      • Здесь же: один из персонажей обещает быть честным весь день. Второй подмечает, что это самый короткий день в году.
    • «К оружию» — когда руководитель Гильдии Убийц возмущается что Ваймс ведёт себя, как будто Гильдия принадлежит ему, тот показывает ему документ, по которому владеет этим местом.
    • «Ноги из глины» — Стража как одна большая семья… а в семье бывает разное.[9]
    • «Безумная звезда» — Анк-Морпорк часто называют жемчужиной Плоского мира. И действительно, если его и можно с чем-то сравнить, то только с куском какой-то дряни, покрытым болезненными выделениями умирающего моллюска.
      • Да Анк-Морпорку вообще часто достаётся. «Мор, ученик Смерти» — карта мира: «В углу располагался большой бронзовый диск мира, выполненный во всех деталях, вплоть до отлитых из серебра слонов на спине Великого А’Туина. Главные реки были представлены нефритовыми венами, пустыни бриллиантовой крошкой, а самые выдающиеся города помечены драгоценными камнями; Анк-Морпорк, к примеру, обозначался карбункулом». В смысле, красным драгоценным камнем. Но «карбункулом» к тому же называют гнойно-некротическое воспаление…
  • «Атлант расправил плечи» — аж на уровне названия. То, что мадам Рэнд путает титана Атланта с жителями Атлантиды, много кто отмечал, но всё ещё забавнее. Автор сравнивает капиталистов с Атлантом, что держит небо — только их стараниями человеческая цивилизация и держится, а если миллиардер перестанет складывать прибыль со всего себе в карман, то и солнышко светить не будет, и птички петь перестанут, и вообще кочерга в заднице. А ведь мифический Атлант — это один из древнейших примеров тропа Чтобы ты задолбался: его поставили держать небо в наказание, а объективной надобности хоть кому-то поддерживать небосвод, судя по всему, не было.
    • Добавим к этому Йопт In Translation в переводе названия: в оригинале Атлас не расправил плечи, а пожал плечами.
    • Что-то подобное упоминается в супергеройской книге «Wearing the Cape», где суперменоподобный Атлас втихаря говорит Астре, что терпеть не может своё прозвище и объясняет ей миф о тупоголовом титане, которого перехитрил Геракл. Но что поделаешь — пиар есть пиар.
  • Йэн Бэнкс, «Воронья дорога» — один из персонажей, чтобы показать, что не создан для брака, говорит: «Я в браке, как лемминг в воде». Но, как выяснилось, лемминги умеют плавать.
  • Эрих Кестнер, «Малыш из спичечной коробки» — сын короля называет две шляпы, очень похожие друг на друга, большую и маленькую, Голиафом и Давидом. С фитильком, хотя по размеру аналогия подходит, ему возразили, что внешнего сходства между этими антагонистами не было.

Кино[править]

  • «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика», новелла «Напарник» — прораб знакомит Федю с народными пословицами про труд, в том числе «работа не волк, в лес не…» — и как раз здесь спохватывается. Волк может и уйти со двора в лес сам, а вот неоконченное дело никуда не денется, и рано или поздно придётся вернуться к отложенной работе — но не в случае Феди, который, как бы хорошо или плохо ни работал, через 15 суток вернётся к своей обычной жизни.
    • И не забываем еще о «лентяйском» понимании этой пословицы.
    • Прораб вовремя спохватился, ведь про работу есть и другие народные пословицы: «Пускай работает железная пила, не для работы меня мама родила»(с)В. Бахнов, «Ты меня, работа, не бойся, я тебя не трону», «На работу как на праздник, а по праздникам мы не работаем», «От работы не будешь богат, а будешь горбат», «От трудов праведных не наживешь палат каменных» и т. д.
      • Последняя пословица разве не намёк на то, что каменные палаты можно нажить исключительно неправедным путём, и это как раз осуждается пословицей?.. Но пословицу некоторые действительно понимают в том смысле, что, стало быть, и нечего, как дурак, честно и упорно трудиться, а надо искать другие пути, особенно если непременно хочешь себе каменные палаты.
  • «Человек с золотым пистолетом» — оружейник из Макао сперва показывает Бонду винтовку по спецзаказу (у клиента оторваны несколько пальцев на правой руке), а после бросает фразу «Убивают не пули, убивает палец на спуске». Бонд тут же показал, что того за язык никто не тянул.
  • «Охотники за привидениями» — после того, как их выставили с работы в университете, Питер пытается утешить Рэя, сказав, что Эйнштейн прославился, когда работал клерком в патентном бюро. Рэй спрашивает: знает ли Питер, сколько там получают? В те времена это действительно была очень хорошая должность.
  • «Тёмный рыцарь» — Харви Дент рассуждает, что в Римской Республике граждане отказывались от части свободы в пользу одного человека для обеспечения безопасности. Рэйчел отвечает, что Цезарь так и не отказался от полномочий.
    • Встречается не только здесь: Дента называют «Лицом Готэма», а потом это «лицо» становится именно таким, каким является Готэм.
  • «Александр» — Александр сравнивает своего друга Гефестиона с Патроклом. Тот не впечатлён: Патрокла убили первым.
  • Миссия «Серенити» — Оперативник цитирует «Сказание о старом мореходе», называя Ривер альбатросом, символом беды. Мэл, к удивлению Инары, читавший поэму, отвечает, что альбатрос был символом удачи, пока один идиот его не убил.
    • Согласно бэку, Мэл — сын богатого владельца ранчо, его мать настояла на хорошем обучении сына. Он просто любит прикидываться шлангом. Об этом видно в серии, где он попадает на светский раут и неплохо танцует с Инарой.
  • «Парк юрского периода»: во время неполадок в парке Джон Хаммонд говорит, что в этом нет ничего страшного — аттракцион в Диснейленде «Пираты Карибского моря» тоже иногда барахлит. Доктор Малькольм резонно замечает: «Пираты не едят туристов».
  • «Жизнь Пи» — «Мы поплывём как Колумб». — «Колумб плыл в Индию». (Индусы решили плыть в Канаду).
  • «Men in Black» — толстый полицейский — Эдвардсу: «Да я сто́ю двоих таких, как ты!» — «Если по весу, то конечно».
  • «Ворошиловский стрелок» — отец задержанного насильника взывает к родительским чувствам милиционера: «У Вас есть дети?» — «Да. Две девочки. 8 лет и 15».
  • «Счастливчик Гилмор» — Шутер Макгевин своим бахвальством дважды напарывается на троп:
« — Такое дерьмо, как ты, я пачками на завтрак ем.
— Ты ешь на завтрак дерьмо?
»
— от Гилмора
« — Ты меня обыграешь только после дождичка в четверг!
— Сегодня четверг и дождик был.
»
— от Ли Тревино
  • «Карты, деньги, два ствола» — Том, уговаривая Ника стать посредником для продажи партии украденной конопли, заявляет, что товар «кошерный как само еврейское рождество». Ник тут же подмечает, что евреи не справляют Рождество.
    • «Вся Британская империя была основана на чае». — «Ага, и посмотри что с ней стало».
  • «Копы в глубоком запасе» — раздражаясь поведением Аллена, Терри говорит ему, что будь он, Терри, львом, а Аллен тунцом, то Терри бы не побоялся заплыть в океан, чтобы сожрать его. Аллен ответил, что львы ненавидят воду, а тунец весит под три сотни килограмм, так что лев бы с ним не справился. Да и к тому же, напав на тунца, лев бы имел дело со всей его стаей, и они бы сами его сожрали.
    • Актёр сошёл со сценария и сам придумал этот монолог на месте. Марк Уолберг там едва не угорал.

Телесериалы[править]

  • «Воронины» — «гневная» тирада Николая Петровича: «Это не кофе стало „оно!“ Это образование стало „оно“!» Так-с, секундочку…
    • Тут, скорей, отсылка к анекдоту «Запомните, дети, — кофе и виски это „он“ и только „он“! А „оно“ — это дерьмо и министерство образования!»
  • «Тайны Смолвиля» — Хлоя сравнивает Лану и Кларка с Барби и Кеном. Добавляя, что те расстались по желанию продюсеров.
  • «Чёрная гадюка», 4 сезон: «Я такой же британец, как Королева Виктория». — «Ага, твой отец немец, ты наполовину немец и находишься в браке с немцем?»
  • «Миллиарды», 3 сезон: говоря о переговорах с Тайлер, Акс говорит, что он, как американское правительство, «не ведёт переговоров с террористами», на что Венди Роудс отвечает, что он и сам знает, что правительство не только ведёт с ними переговоры, но и приплачивает им периодически.
  • «Дальнобойщики» — Саня говорит Фёдору, что кто не рискует, тот не пьёт шампанское. Тот отвечает, что его пучит от шампанского.
    • И вообще, кто сильно рискует, за того пьют водку. Не чокаясь.
  • «В поле зрения» — Элиас пытается угрожать Доминику, сравнивая себя с рекой, которая зимой спит подо льдом, а весной вскрывается бурно и устраивает ледоход. «Человек — не река» — отрезает Доминик.
  • «Теория большого взрыва» — чтобы привить интерес 12-летним школьницам к науке, Шелдон приводит им в пример Марию Склодовскую-Кюри, открывшую радиацию и погибшую от неё.
    • Склодовская-Кюри умерла в 66 лет от болезни почек, напрямую с радиацией не связанной. Научной деятельностью занималась 40 лет. Пьер Кюри, ее супруг, погиб вообще в результате ДТП.
  • «Простые истины» — Гриндерс говорит Вайнштейну, что будет хранить его секрет, как Мерседес хранила верность Эдмону Дантесу. На что Данила отвечает: «Она вышла за другого. Книжки, Макс, надо дочитывать до конца».
  • «Кукольный дом» — зигзаг в серии, где Эхо внедряют личность профессиональной форточницы. Когда напарники говорят ей, что никогда о ней не слыхали, то она спрашивает слыхали ли он о Бонни и Клайде. Те резонно замечают, что Бонни и Клайда расстреляли копы. Вроде бы сабж, да? А вот и нет — она именно этого и добивалась и объясняет, что они хотели славы, а не быть лучшими из лучших. Мораль: лучшие воры неизвестны.
  • «Универ: Новая Общага» — когда пьяный в хламину Антон просит Майкла выбрать ему самую красивую проститутку на ночь (ибо в таком состоянии Антону все женщины кажутся красивыми, а наутро он уже не раз так лоханулся) тот спросонья говорит: «Воон та в центре — огонь». А когда снова проснулся в объятиях страшилы, то предъявляет претензию Майклу: мол, кого ты мне насоветовал. Тот же, с максимальным ехидством отвечает: «Я же товорил, что та в центре — огонь. А огонь — это страшная вещь. Особенно когда его много».
    • Когда Валя впервые пробует алкоголь, то Майкл и Антон сравнивают это с прививкой — мол, сейчас ты приймешь малую дозу, чтобы потом было легче. Валя отмечает, что прививают обычно болезни, выходит, в таком случае они признают алкоголизм как заболевание. Ему советуют забыть этот пример.
  • «Клава, давай!» (2002) — 3 сезон, 18 серия. Джеб и Лидия поцапались при составлении брачного контракта. Пытаясь убедить их, что истинная любовь важнее каких-то там документов, Клава спрашивает: «А у Ромео и Джульетты был брачный контракт», на что Джеб отвечает: «Нет, поэтому они себя и прикончили».
  • «Настоящая кровь» — пришедшая разобраться со Сьюки оборотниха ломится в дом, приговаривая «поросенок, поросенок, отвори мне дверь!». Вот только в сказке «Три поросенка» для волка попытка вломиться в поросячьи дома, в конечном итоге, кончилась очень не хорошо. Для этой оборотнихи аналогично.
  • «Вампиры средней полосы» (2021) — на вопрос, тихо ли у него все прошло на первой охоте, Женек отвечает «как у глухонемых на свадьбе». У глухонемых на мероприятиях «для своих» как раз может твориться редкостный треш, угар и содомия, так как сами не слышат, что делают, а тихо себя вести не пытаются. Впрочем, учитывая, чем все кончилось, получилось нечаянное пророчество.

Мультфильмы[править]

  • «Покахонтас» — отец призывает героиню быть стабильной, как река, но она возражает, что вода в реке всё время меняется.
  • «Шрек» — эпичная попытка Шрека провести аналогию между ограми и луком.
    • А что не так в аналогии, если это Ослик тупо не врубился в глубины огрской философии? Ну, разве что тот факт, что лук резко пахнет (и может вызвать дурной запах изо рта), от него плачут, а под многочисленными слоями лука нет ничего, кроме самого лука…
  • «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» — услышав о намерении Колывана жениться, князь киевский поддержал делового партнёра: «Это правильно. Мужик без жены — что дерево без гусеницы».
    • Зигзаг: зрители смеются, но Владимир, кажется, что хотел, то и сказал — что-то наподобие «Как собака без блохи: жить можно, но скучно».
  • «Три богатыря на дальних берегах»: когда Яга натравливает «зайцев-мерзавцев» на князя и Юлия, конь ведёт себя привычным образом: перетрусив, несёт псевдолиберальный бред про комиссии и иностранных наблюдателей. Затем сдуру добавляет: «…И, наконец, третье — чем мы убьём сразу нескольких зайцев…» Неудачное выражение. А то, что оно устойчивое, конь объяснить уже не успевает.
  • «Рио» — Рафаэль сравнил Голубчика и Жемчужинку с Ромео и Джульеттой. И тут же сам добавил: «Конечно, они оба умерли в конце… но не в этом суть!»
    • Здесь имеет место изменившаяся мораль. Во времена Шекспира главных героев пьесы воспринимали как малолетних дураков, которые опозорили свои семьи. Это сейчас подростки считают романтикой умереть ради любви, особенно запретной. К слову, в «Звёздном пути» клингоны просто обожают Шекспира, который, к слову, сам был клингоном, однако воспринимают Ромео и Джульетту как и англичане эпохи Шекспира.
      • …и, наверное, именно потому, что малолетние дураки опозорили свои семьи — главы оных семей, стоя над хладными трупами указанных малолетних дураков, пафосно мирятся.

Мультсериалы[править]

  • «Бэтмен будущего» — Учёный: «Вы не можете ходить здесь, как будто это место принадлежит вам!». Брюс Уэйн: «Оно мне принадлежит».
  • «Гаргульи» (1994) — 1 сезон, 3 серия. Один из пока ещё безымянных гаргулий утверждает, что имена им не нужны, как, например, вот этой реке. Элиза говорит, что реку называют «Гудзон». Так что, может, гаргульи и не обращаются друг к другу по именам, но это никак не помешает людям называть их. Лажанувший гаргулья решил принять имя этой реки.
  • «Закон Майло Мерфи». Замечательный способ успокоить человека, боящегося горок: «Ты прямо Жанна д’Арк парка развлечений» (дескать, воплощение отваги, благородства, стойкости, великолепия, прославленности — прям «живое знамя»). В ответ прозвучал резонный вопрос: «А её разве не сожгли на костре?»
  • W.I.T.C.H. — когда базлинг Джиг украл у стражниц Сердце Кондракара, подставив тем самым Бланка, тот решил вернуть его — «Бланк должен восстановить своё доброе имя… ладно, просто имя». Сам Бланк жулик и контрабандист, но вовсе не предатель.
  • «Смешарики» — В спин-оффе «Смешарики. Пин-код». Кар-Карыч, подбадривая расстроенного Ёжика, случайно ляпнул устойчивое: «Это и ежу понятно», чем ещё сильнее обидел колючего друга.
    • Похожий случай в оригинальной 2D-серии — На Копатыча, по причине дурости Кроша и Ёжика, обозлился его пчелиный рой. Пытаясь отвлечь внимание насекомых, медведь по привычке добавляет: «Укуси меня пчела!». Легко догадаться, к чему это в итоге привело.

Комиксы[править]

  • Girl Genius — Когда ягер Огги вконец достал своего праправнука Рассказчика вопросами о том, почему тот не женат, Рассказчик в сердцах ляпнул: «Я женюсь, когда ты найдёшь Гетеродинов!». Огги уже заранее радуется прапраправнукам…
  • «Человек-паук»: Твердолобый мечтал уйти как Аль Капоне — в зените славы. Потом бандит узнал, что Аль Капоне умер в тюрьме, из-за осложнений после сифилиса.

Веб-комиксы[править]

  • Dilbert: объясняя важность стажёров, Босс как-то заметил, что для компании они — как норки для норковой шубы: без них ничего не получится. На это стажёр Асок ответил, что самим норкам от человеческой шубы пользы мало.
    • Возможно, что Босс это и имел в виду — он, конечно, дурак, но кое-что смыслит и подчинённым указывать их место не стесняется.
    • В другом комиксе Босс говорит трём сотрудникам, что они должны относиться к работе как к семье. Вот только один в разводе, второй холостяк, а третий даже ни разу не целовался…
  • Комикс, в котором женщина сказала что Бога нет, потому что она его никогда не видела. А когда ей задали вопрос, видела ли она свой мозг, женщина достала снимок с томографией.
  • Schlock Mercenary — Кевин подобным страдает. К примеру, перед первым (вынужденным) испытанием прототипа терапорта на всём корабле сразу капитан Тейгон признался, что не доверяет гипердрайвам, которые помещаются в кулаке. Кевин поспешил успокоить: «А почему? Ядерные гранаты и коллапсарные бомбы ведь такого же размера!»

Аниме, манга и ранобэ[править]

  • «Girls und Panzer» — Катюша утверждает, что она заключила трёхчасовое перемирие с загнанными в угол противниками, потому что «сердце у неё большое, как сибирская равнина». Нонна интересуется: оно у неё такое же холодное?
    • Аналогия подвела дважды — летом там иногда доходит до плюс сорок по Цельсию.
  • «Neon Genesis Evangelion» — Аска (немка по матери, воспитывалась в ФРГ) объявляет дверь в свою комнату «Несокрушимой стеной Иерихона». Это факт, а дальше начинаются версии:
    • Версия А — рыжая бестия прекрасно знала, что стены Иерихона как раз таки и известны тем, что пали, и думала, что подобный намёк побудит Синдзи предпринять какие-то шаги в её сторону. Только вот чистокровный японец Синдзи в библеистике — полный ноль и принимает игривый намёк девушки за очередную угрозу (благо Аска — та ещё сволочь по жизни и не прочь над Синдзи поиздеваться). В 22-й серии показан этот эпизод со стороны Аски, и она за закрытой дверью падает на пол практически в слезах, поскольку внимания Синдзи ей на самом деле ещё как хочется, а вот сказать об этом лучше не получается.
    • Версия Б — аналогия подвела персонажа, потому как Аска о себе чересчур высокого мнения, а реальных знаний у неё не то чтобы очень много, хотя странно, учитывая, что у неё уже есть университетская корочка.
    • Версия В — аналогия подвела авторов, учитывая, что сериал путает ангелов с апостолами (переводит японское «сито» как «angel»).
  • Goblin Slayer — про гоблинов говорят, что у них разум как у детей. Это правда, только это не значит, что они безмозглые животные: детям не хватает знаний и опыта, но они могут быть хитрыми, изобретательными и быстро учатся. А еще гоблинам, как и детям, конкретно так не хватает тормозов.
  • Naruto — на первых порах Неджи не видит большой разницы между Наруто и своим сокомандником Роком Ли. Для него оба — крикливые и туповатые неудачники, обречённые проигрывать настоящему таланту. Пытаясь ломать Наруто психологически, Неджи напирает на то, что стать Хокаге удаётся единицам, и человек должен быть рождён для этой важнейшей роли. Но патологический фаталист Неджи не просто нарвался на упрямого героя сёнэна. Он не представляет, что говорит, на минуточку, с отпрыском Четвёртого Хокаге, который был героем и любимцем деревни (титулы каге не передают по наследству, но задатки всё равно остаются). А уж скрытых талантов и мощи у Наруто побольше, чем у Неджи и всех его сверстников, вместе взятых. До поры до времени герой сам не ведает о своём происхождении и невероятном потенциале, но на пути к мечте это ему здорово помогает.

Визуальные романы[править]

  • Danganronpa — с треском проваливашаяся в попытке сбежать из академии Селестия, стараясь скрыть страх скорой смерти, бросает, что надеется «в следующей жизни переродиться и стать Марией Антуанеттой». Ясухиро, которого она несколько минут назад старалсь подставить, иронично замечает, что королеву тоже казнили.
  • Ace Attorney — Ларри, пытаясь объяснить свои отношения с Синди Стоун, говорит, что они были «как Ромео и Джульетта, как Марк Антоний и Клеопатра», и Феникс мысленно замечает: «Но ведь они все мертвы, разве нет?»

Видеоигры[править]

  • Far Cry 5 — после успешной совместной обороны дома от сектантов Ник Рай предлагает Помощнику свою помощь и заявляет, что они будут как Бутч и Санденс. Его жена Ким, стоящая рядом, замечает, что те двое погибли, но Рай в ответ только отмахивается, явно придерживаясь другой точки зрения насчёт финала фильма.
  • Grim Fandango — самоуверенный мерзавчик Домино толкает речь главному герою в духе «Почему ты отстой», а в конце кричит (намекая на себя), что если бы тот вёл себя правильно, то где бы он был, — а через секунду его буквально стирает в порошок огромными дробилками, которые он не заметил.
  • Mass Effect — Эшли цитирует Уитмена: «О капитан! мой капитан!». Шепард комментирует, что в поэме капитан «холодный и мёртвый»…
    • Мордин, если переживёт события на Тучанке, пришлёт письмо, в котором, наблюдая за сотрудничеством людей, туриан и салариан, сравнивает строительство Горна с Вавилонской башней, как с символом объединения разных народов перед общей целью. Вот только башня была неудачным проектом и стала причиной раздробления единого человечества на разные народы.
      • Строительство башни было остановлено Богом путем смешения языков, когда люди перестали друг друга понимать. Если посмотреть на ситуацию с «Цербером» и на то, что у протеан «тоже был свой Призрак» — аналогия не такая уж неподходящая… Неудобная, но не неподходящая.
        • Как раз неподходящая. Аналогия с Вавилонской Башней была бы уместной, если бы цитадельцы передрались меж собой за какие-нибудь разногласия над Горном или забросили бы его, не осилив требования подобного проекта. А в случае с «Цербером» Горн вообще не при делах, чтобы сравнение с Вавилонской Башней было уместным — Призрак конфликтовал с остальными за то, что хотел подчинить Жнецов, а не уничтожить их.
    • Комическое непонимание людской культуры для Мордина характерно: песня генерал-майора в оригинале не про эксперта, а про человека, который знает что угодно, только не то, что обязан знать по должности.
    • Во второй игре на Тучанке, узнав, что для лечения генофага кроганы также экспериментировали на людях, Шепард реагирует в духе «это насколько мерзко, что „Цербер“ кажется хорошим». Угу, потому что «Цербер» до такого никогда не опустится, не так ли, Джек? Эй, адмирал Кахоку? Полсотни погибших на Акузе морпехов и капрал Тумбс? Хаскированные колонисты на Часке?
      • Справедливости ради, «Цербер» хотя бы что-то реально изучал. Вы, к слову, знаете, например, что все, что сегодня известно о физиологии обморожения и его лечении, происходит из фашистских и японских экспериментов? А вот эксперименты на людях по лечению генофага у кроганов, при полном отсутствии сходства физиологии, иначе как тупым садизмом назвать странно. И сводились они, по большому счету, к вызову рака различных органов и исследованию спонтанных мутаций.

Музыка[править]

  • В песне «Есть только миг» говорится, что вечный покой — для седых пирамид, для звезды есть лишь ослепительный миг. Вот только звёзды живут на порядки дольше всяких пирамид с их «вечным» покоем.
    • Но если внимательнее изучить весь текст песни, окажется, что там речь идёт не о сроке жизни звезды, а о «звезде, что сорвалась и падает», то есть о том, что в просторечии называют «падающей звездой» (shooting star) — о метеоре. А метеор с точки зрения земных наблюдателей и правда очень недолго падает. С точки зрения тех же самых землян пирамиды стоят уж всяко дольше.
    • Пирамиды, пережившие немало разграблений, а потом нашествие туристов, попросили бы насчёт вечного покоя!
  • «Ундервуд», «Скарлет Йохансон едет в Херсон» — «Не смыкая синих век, Тима пьет как древний грек». Древние греки, конечно, пили часто, только вот при этом сохраняли воздержанность и разводили вино водой до бледно-аметистового цвета (собственно, «аметист» и значит «не пьяный»).
    • Есть мнение, что и делали то они это лишь для того, чтобы обеззаразить воду для ежедневного питья, так как с чистой питьевой водой в Средиземноморье напряженка даже сегодня в век водопровода и самых навороченных очистительных сооружений. При желании напиться у грека всегда было под рукой чего покрепче.
  • «Игра слов» песня «Кабаева Алина» — «Перед нами грация с картины Леонардо, Пикассо, Рубенса — неважно. Написать её портрет жаждет мастер каждый». Учитывая, как выглядят «Три грации» Рубенса, Кабаева имеет полное право набить морду автору песни.
    • Да и сравнение с работами Пикассо тоже не сказать чтобы было очень лестным.
      • Для полноты осталось только вспомнить, что Леонардо ни одной грации вообще не нарисовал (или, по крайней мере, соответствующие картины и рисунки не сохранились).
  • Виталий Козловский «Шекспир напишет не про нас». Хочется сказать «и слава богу» .

Прочее[править]

  • «Настоящий ариец должен быть высок как Геббельс (165 см), строен как Геринг (125 кг) и белокур как (темноволосый) Гитлер». В вариациях старого времени — ещё «целомудрен как Рём» (гомосексуал и педосексуал), во Франции — «молод, как маршал Петен» (родился в 1856 году). И карикатуры по мотивам анекдота.
    • А один отечественный блогер правого толка одно время подписывался никнеймом Dirlewanger. И мало того что Дирлевангер — неважный пример для подражания, так он ещё и был весьма сухощав, в то время как бывший обладатель никнейма страдал наслаждался лишним весом до 27 декабря 2021 года.
  • «Небольшая группа, обороняя один дом, уничтожила вражеских солдат больше, чем гитлеровцы потеряли при взятии Парижа» — заявил маршал Чуйков об обороне дома Павлова в Сталинграде. Всё, конечно, верно, но крайне странно сравнивать по потерям боевые действия и занятие без боя «открытого города».
    • Ну так он и намекал на то, что Париж без боя сдали.
  • Байка про неправильных Адама и Еву, которые на предложение Змея «стать как боги», интересуются «то есть вкалывать шесть дней из семи?»
  • На заверения в братской любви могут припомнить Каина и Авеля.
    • Ну или сказать, что все люди братья - как будто наследство делят...
  • Из православного чина венчания: «И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль». Замечательное благословение, учитывая, что у Рахили, согласно библейскому канону, было только два сына, и при родах второго она умерла…
    • Да и про то обстоятельство, что ради продолжения рода Авраам сделал ребёнка служанке Агари при живой Сарре (хотя и с её согласия), периодически вспоминают даже сами священнослужители.
    • Для тех, кто не понял, какой смысл имелся в виду изначально: Сарра возвеличилась как праматерь множества народов и лично Мессии (Бытие 17), Ревекка возвеселилась, потому что вышла замуж по собственному выбору (Быт. 24:58) и была исцелена Богом, да так, что её сыновья стали прародителями великих народов (Быт. 25), а Рахиль, хотя детей у неё было меньше, чем у Лии, родила Иосифа, благодаря которому еврейский народ умножился в Египте, и от него произошли целых два колена, которые вкупе были многочисленнее других колен Израиля и составляли мощь единого, а затем Северного царства.
  • «Тот, кто говорит „легко, как отнять конфетку у ребёнка“, никогда не пробовал это сделать».
  • Исторический анекдот:
« Кто-то, желая смутить Пушкина, спросил его в обществе:
— Какое сходство между мной и солнцем?
Поэт быстро нашёлся:
— Ни на вас, ни на солнце нельзя взглянуть не поморщившись.
»
« Главное действующее лицо этой истории, преподаватель в художественном вузе, с одной стороны, был ревнителем традиционной морали, с другой — представителем богемы, поэтому простую незамысловатую агрессию позволить себе не мог. Когда всплыла тема о «нетрадиционной ориентации», он ответил уклончиво:
- Знаете… мне это кажется каким-то нездоровым, противоестественным… неэстетичным. Ведь мужчина — он как бульдозер, мощный, сильный, грубый. А женщина — мягкая, нежная, ласковая, как кошечка. Вот вы можете представить, чтобы бульдозер с бульдозером?..
Что ж… бульдозер с бульдозером я вполне могу представить. Но с тех пор мечтаю развидеть бульдозер с кошечкой!
»
  • Пролайферы любят припоминать Менделеева, который был семнадцатым ребёнком у своих родителей. Вот только вопрос — кто из оставшихся шестнадцати детей дожил хотя бы до пяти лет? Из семнадцати детей восемь умерли ещё в младенчестве (троим из них родители даже не успели дать имён), а одна из дочерей, Маша, умерла в возрасте 15 лет. Также аргумент пролайферов насчёт Менделеева разбивается одним простым вопросом: почему никто из остальных детей Ивана Павловича и Марии Дмитриевны не стал выдающимся научным гением? Может, и не в многодетности дело, а в необходимых природных задатках и соответствующем их проявлению воспитании?
    • И любят вспоминать его прогноз о 600 миллионах человек в России к 2000 году. Вот только он был сделан до урбанизации. И Африка с Индией вряд ли достойные примеры для подражания.
    • И таки да, Иван Павлович Менделеев, отец гениального учёного, был не крепостным мужиком и даже не мещанином, а директором Тобольской гимназии, то есть человеком, который мог обеспечить неработающую жену и семнадцать детей. И, соответственно, поспособствовать раскрытию потенциала будущего гения.
  • В советской публицистике было принято сравнивать экономические достижения СССР с достижениями Российской империи в 1913 году (последнем мирном году перед Первой Мировой). Вот только пропагандисты продолжали это делать даже в глубоких 70-х, да ещё и в таких весьма несвойственных для царской России (да и вообще для той эпохи) отраслях, как автомобилестроение или производство минеральных удобрений.
  • Социальная реклама, плакат «It doesn’t matter who you click with», идея которого в том, что и гетеро-, и гомосексуальные отношения нормальны. Только зря авторы, как метафору на мужчину и женщину, использовали части ремня безопасности, который, как известно, может быть правильно застегнут только одним способом.
    • В данном примере аналогия настолько неудачная, что авторов рекламы заподозрили в троллинге меньшинств.
    • Даже не только меньшинства: собирать части разных ремней безопасности — тоже занятие довольно бессмысленное, даже если они защелкнутся. Если мы реально хотим перенести это на человеческие отношения… «Браки заключаются на небесах»? «Новые отношения никогда не будут успешны»? Даже среди гомофобов это вряд-ли является общепринятым мнением…
  • Социальная реклама против пиратства «You wouldn’t download a car». Ну в общем-то все верно, имей мы возможность загружать из интернета физические предметы, мы бы скачали не какую-то там машину, а целый самолет.[10] Позже фразу заменили на «You wouldn’t steal a car», но… не все ровняют кражу и пиратство, так как хозяин украденного предмета теряет его, и по такой логике жертвы пиратов терпят убытки от самого факта создания копии.
  • Фанатский мюзикл «Рататуй», поставленный в TikTok’е по одноименному мультфильму. Главный герой, который, как мы помним, крыса, спет чернокожим артистом, и всё бы ничего, если не знать, что именно чёрные крысы разносили бубонную чуму. А на дворе как раз творились очень похожие события
    • Так-то серые крысы тоже разносят всякую заразу (а белые — искуственно выведенные альбиносы, и вряд-ли могут символизировать хоть какую-нибудь расу), все притензии на счет симпатии к ним — к авторам оригинала.
  • В рекламе «Сбербанка» цитируют Жоржа Милославского, призывавшего хранить деньги в сберегательной касса. Только вот, кажется, кто-то забыл, что Милославский — вор-рецидивист. Шутки по этому поводу не заставили себя ждать.
    • Так в первоисточнике, если не изменяет память, речь была именно о том, что хранение денег в банковском учереждении убережет вас на случай квартирной кражи. Другой вопрос, что «мы позаботимся о безопасности ваших сбережений на случай кражи, ограбления или стихийного бедствия» — нормальная реклама оренды банковских ячеек, но не, например, депозитных вкладов, с которых люди, как правило, еще проценты хотят.
    • И это именно Милославский цитирует навязшую в зубах рекламу (точнее, агитацию) — а в более поздней рекламе это обыгрывается в свою очередь.
    • В социальной рекламе население призывают вакцинироваться от ковида при помощи сцены из «Кавказской пленницы». Вот только Шурик и Эдик кололи Троице отнюдь не вакцину…
  • «Научи хорошему» и их последователи часто называют своих критиков и оппонентов антигероями. Ввиду того, что эти кретины не знают значения термина «антигерой», то это настоящий комплимент для критиков — они противостоят силам зла в лице НХ, пусть и весьма радикальными методами.
  • Среди ролевиков и реконструкторов европейской части России (за Уралом на явление смотрят сквозь пальцы, а то и откровенно одобряют) ходит не то чтобы оскорбительная, но порицающая кличка «слоны» в адрес тех, кто ходит по городу в ролевом обвесе или не спрятав оружие. Первоисточник — известная басня дедушки Крылова, где «за Слоном толпы зевак ходили», а в наше время — ещё и снимали на телефон и с гыгыканьем постили в соцсети. Вот только те, чьими силами идиома ушла в народ, не подумали, кем получаются они сами, раз лают на «слонов».

Реальная жизнь[править]

Примеры вынесены в отдельную подстатью.

Примечания[править]

  1. Откровение того, кто читал только сказку в стихах Чуковского «Айболит». В повести «Доктор Айболит» герой помогал и людям. «Со всех сторон к доктору приходили лечиться больные пастухи, больные рыбаки, дровосеки, крестьяне, и каждому давал он лекарство и каждый сразу становился здоров. Если какой-нибудь деревенский мальчишка ушибёт себе руку или поцарапает нос, он сейчас же бежит к Айболиту — и, смотришь, через десять минут он как ни в чем не бывало, здоровый, веселый, играет в пятнашки с попугаем Карудо, а сова Бумба угощает его леденцами и яблоками». Впрочем, повесть эта — адаптация «Доктора Дулиттла» Хью Лофтинга (Чуковский и сам всегда это указывал), а цитируются чаще всего сцены из сказки в стихах: плавание на ките, полёт на орле, лечение шоколадками и так далее. На самом деле ветеринар может лечить и людей, включая детей, но это и патологоанатом может, если других вариантов нет. И это не отменяет странности фразы «Сейчас к тебе придет (ветеринар) Айболит».
  2. Хотя кошки глумятся над добычей не из жестокости, а в целях оверкилла: на момент начала трапезы добыча должна с гарантией быть либо мертва, либо настолько обессилена, что сопротивляться уже не сможет. Кошке совсем не нужно, чтобы ей покусали морду или язык — как и всем индивидуально охотящимся хищникам, добыча которых может быть хоть сколько-нибудь опасна для них самих. В результате так ведут себя все такие хищники, до мангуст и ежей. Только вот львы делают так чисто по приколу, какого-нибудь буйвола они могут начать есть живьем, да и кошки свои «игрушки» часто не съедают
  3. Ну, если учитывать, что кошка иной раз может спугнуть даже медведя… Да, в каждой шутке есть доля шутки
  4. А бывает и наоборот — тогда берегитесь, пёс станет вас «наказывать» укусами, если сочтёт нужным!
  5. На тихоокеанских островах морская черепаха и вовсе считается символом скорости. Когда её изображают на эмблемах тамошних почтовых служб — это ни разу не сарказм.
  6. Вариация этого же анекдота: «Вот видишь, ты выбрал конфету в фантике, потому что она чистая!» — «Так, я не понял, вы что, едите своих женщин?!»
  7. В другом варианте мусульманин предложил конфеты не из кармана, но задавший вопрос выбрал конфету без фантика — потому что неизвестно, что может оказаться под ним.
  8. Единственное упоминание поездки верхом на осле носит ритуально-церемониальный характер — вход в Иерусалим перед Пасхой и распятием.. Все остальные упоминания путей Иисуса и апостолов либо косвенно указывают на пеший путь (срывание колосьев по пути, толпа, толкающая Иисуса), либо никак не затрагивают тему транспортных средств.
  9. Автор этой правки не ладил в школе с директрисой (не без причины). И вот на «последнем звонке» она читает речь первоклассникам и заканчивает её фразой «Мы одна большая семья!». ВПС подумал, что в Коза Ностру с теми же словами принимают…
  10. Тем временем, с распространением трёхмерных принтеров появилось пиратство миниатюр для варгеймов. В первую очередь — от одной британской компании, которая упорно считает их главным источником своего дохода и продаёт по заоблачным даже для богатого Запада ценам.