Ангелы, демоны и кальмары

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Angels, Devils and Squid. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Чем мы провинились перед Богом, Аллахом и другими? »
— Виктор Черномырдин
Вроде того
Или того

Стандартная христианская мифология кажется старой и неинтересной? Надо добавить в неё изюминку? Надо сделать из демонов симпатичных персонажей, и при этом боязно делать Бога злым? Решение одно: дорисовать в картину Ктулху и Ньярлатхотепа!

В самом деле, одним махом решается куча проблем. Во-первых, мифы Лавкрафта — это модно, куда моднее, чем Библия. Во-вторых, Зло против небытия или Хороший, плохой, злой — чем не изюминка? В-третьих, черти и бесы по сравнению с этими и не зло вовсе, а так, злишко.

С другой стороны, столько же проблем и создаётся. Где место этих существ в авраамической картине мира? Зачем Бог их создавал? А если не Он их создал — значит, Он не всемогущ и не вездесущ, и есть что-то старше Его? Или это Его НАЧАЛЬСТВО? Впрочем, стандартная христианская мифология — явление народное и страшно далека от теологических тонкостей, так что, возможно, авторов это не заботит.

Родственный троп — Ангелы, демоны и эльфы — когда третья сторона — не ещё большее зло или небытие в конфликте зла и добра, а наоборот, нечто умеренное, вроде языческих духов. Или вариант смерть против ада, если чу-чу управляет смертью.

Если кальмаров вводят в уже устоявшуюся вселенную, пересекается с тропом Орлангур. Реалистический аналог тропа — три сверхдержавы.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Вообще-то, кальмары есть и в Библии — те самые бегемот и левиафан из Книги Иова, «верх путей Божиих», хтонические создания, описанию которых посвящено не меньше двух глав. И тем не менее Господь восторгается ими почти по-детски и даже предлагает Иову положить руку на голову левиафана: может, это превосходящее человеческий разум чудище и способно пережевать ангелов и демонов, но пред ликом своего Творца моментально смирнеет и виляет хвостиком.
    • Есть мнение, что Бегемот и Левиафан были динозаврами. Что, кстати, совершенно не означает, что древние люди были современниками динозавров: по реакции Иова очевидно, что раньше он таких существ никогда не встречал, и более чем вероятно, что Бог, для которого времени нет, показывал ему динозавров из далёкого прошлого.
    • Там же: если ангелы составляют небесное воинство, то с кем они должны были воевать? Причем воинством они были еще до падения Денницы.
      • Воинство не обязательно воюет с равным противником. Может и людишек, и прочих существ небожественного уровня карать.
  • Античная мифология — у хтонических титанов с культурными олимпийцами, конечно, есть разногласия, но, в общем, и те и другие — потомки Геи и Урана. А ведь есть еще одно крупное семейство богов — дети Эреба (мрака) и Нюкты (ночи). Самые известные представители — бог смерти Танатос, богиня мести Немезида, богини судьбы Мойры, богиня забвения Лета (изображает реку в Аиде) и богиня раздора Эрида. А вообще, их еще много и специализации у них как правило малоприятные.
  • Бородатая шутка о том, что какую-то задачу можно решить правильно, неправильно и по-армейски.

Литература[править]

Отечественная[править]

  • Малоизвестная книга «Кровь, огонь, серебро». В центре сюжета находится вялотекущая война между вампирами и оборотнями, очень напоминающая борьбу Ночного и Дневного дозоров из цикла Лукьяненко. В этой вселенной встречаются демоны и также есть вялые проявления христианского бога: в некоторых руках крест и бочка святой воды действительно способны убить вампира. Мимоходом в книге арабского Безумного Книжника упоминается не кто иной, как сам Ктулху. Однако сюжет делает резкий поворот, когда глава стаи оборотней оказывается аватарой одного из старых владык, очень напоминающим Шоггота Лавкрафта. Рассказ обрывается…
  • Педаль в недра Земли. Метавселенная Рудазова. Есть множество миров, среди которых есть и обычные, и тёмные миры, и светлые. Среди светлых есть и Рай с христианским богом, Саваофом, среди тёмных есть Ад с Люцифером, а есть Лэнг с Ктулху и Ко. Собственно на противостоянии с последними и строится львиная доля книг автора.
    • Хотя стоит заметить, что в метафизике вселенной Рудазова Лэнг — совершенно банальный тёмный мир, как и Ад.
    • Зато есть хтонические монстры, порождения первородного хаоса, которые вполне подходят на роль кальмаров.
  • Надежда Попова, цикл «Конгрегация». Весьма недвусмысленно намекается, что помимо христианского Яхве существует еще целый сонм богов, активно пытающихся вернуть утраченные позиции. Кроме того, где-то там в темноте шевелятся щупальца вполне себе лавкрафтианских «кальмаров». Тем не менее, знает об этом одна лишь Конгрегация — да и то не все подряд, а только верхушка и самые морально устойчивые и благонадёжные инквизиторы, среди которых, конечно же, и Главный Герой.
  • Дмитрий Емец, взаимосвязанные циклы «Таня Гроттер» и «Мефодий Буслаев». Сыграно зигзагом: в первом цикле Хаос периодически поминается как некая третья сила, одинаково неприятная и Свету, и Мраку, но уже ко второму циклу нам прямо сообщают, что это лишь миф, модная идея, в которую когда-то некоторые искренне верили. «На самом же деле» Хаос — просто обломки от строительства мироздания, бессмысленно блуждающая в пространстве «сырая» сила. Возможно, кальмарами являются т. н. «псы», упомянутые в «Лёд и пламя тартара». Они стражи границы миров, о которых Меф узнал в заглоте — междумирье, возникшем при случайном пересечении магических полей миров. Их не показывают, так что облик не известен даже стражам. Способны за секунду отгрызть полголовы стражу света, который случайно залез головой на границу между заглотами.
  • А. Белянин, трилогия «Меч без имени». Подсвечено в третьей книге — в мире, в котором есть место магии и богиням уровня Кэт или Черной Сукки, разумеется, существуют и Бог, и Дьявол. Но на их уровне уже никакие скиминоки и люциферы «не котируются» — однако, как подчеркивает Кэт, Андрею и местного Люцифера за глаза хватит, более серьезного противника у него еще не было.
    • И это при том, что Люцифер, по сути, как верно его описывает один из чертей, всего-навсего «верховный чёрт», избираемый… свободным голосованием! Всех его магических абилок, положенных по должности, не хватает, чтобы приструнить вызванного экспромтом Ёкарного бабая.
  • Р. Артемьев, цикл рассказов «Это Хаос, детка!» — на момент Сотворения Мира новые боги разделились на 4 фракции: Свет, Тьму, Равновесие и Хаос. Однако нашлись и личности, избравшие своей целью окончательное уничтожение мира и поддерживающих его существование остальных богов. Их называют Отступниками, и при появлении в сотворённом мире против них объединяются все остальные.

Зарубежная[править]

  • Легендариум Толкина: вроде бы довольно каноничное отображение авраамического мировоззрения с лёгким налётом язычества. Единый Бог-творец, восставший против него первый из архангелов, бу-бу-бу, ля-ля-ля… Стоп! Что это в «Сильмариллионе» за паучок там ползёт, и почему Валар кладут в штаны от его лицезрения? А это кто там грызёт корни Земли во «Властелине Колец»?
    • С другой стороны, ничего не мешает Унголиант быть одной из айнур (ничего фантастического, невозможного для айнур, в ней нет). Да и не боялись валар Унголиант, это она опасалась выступать против них, а единственным, кто перетрухал при виде неё, был Мелькор, да и то потому, что он к тому времени сильно ослаб, а она раздулась до гигантских размеров после осушения Древ. Кроме того, Унголиант испугалась балрогов и не смогла преодолеть могущество майа Мелиан. Вот такая тварь «могущества Великих Древних Лавкрафта», ага. Существа у корней Земли тоже могут быть майар, которые просто давно отпали от валар и Эру, но и к Тёмным Властелинам не прибились, а просто одичали и стали жить сами по себе, забыв начисто о своей изначальной духовной сути. В общем, при таком раскладе и паучиха и духи гор, несмотря на свою эстетику Чу-чу, вполне вписываются в изначальную концепцию.
    • Толкин данную тему особенно не развил, потому что понимал последствия и был ими обеспокоен. Зато вот отечественная апокрифистка Васильева ухватилась за кальмаров и написала «Чёрную книгу Арды». Оказывается, «Пустота» (и её проявления «Не-Свет» и «Не-Тьма») — не менее полноценные силы на арене, чем свет и Тьма.
    • А несколько раньше другой эпичный апокрифист Ник Перумов ухватился за другого толкинского кальмара — пожирателей скал, породив дополнительных мини-боссов: живое «дыхание» пожирателей, выглядящее как свободно перемещающиеся синеватые облака, телепатически пугающие всех живущих на поверхности до кирпичей, боящиеся Кольца Гномов; и слепую подземную хищную плесень, которая не боится гномьего кольца, но боится кинжала Отрины. Однако, автору показалось мало новых тёмных кальмаров и он изобрёл и кальмаров «светлых»: мифического «Высокого» и его ученика Отрину, которые отыскали некий «свой Свет», не такой, как дарёный Свет Западных эльфов, а «истинно свободный». В тексте многократно делается особый упор на то, что эти две разновидности кардинально различаются, однако, никаких отличий читатель не находит. Разве что названия танков и самолётов магических артефактов другие. Как говорится в плохой рекламе «но и это ещё не всё!» Ещё черешенкой на торте красуется сам Орлангур. Который, вроде бы по замыслу, олицетворяет Мировой баланс, на деле же, кроме пространных речей, толку от него ноль. Итого: Инь, Янь, Истинный Свободный Инь, Полный Янь и такая же Полная Хрень. Идеология, конечно, хромает на все пять ног, но роман читается легко, если не обращать на идеологию внимания.
  • Вселенная «Звёздных войн» — особенно Расширенная вселенная. Тут кальмары представлены бездной разновидностей и группировок. Для тех, кто считает, что основной исторический конфликт Галактики — войны джедаев и ситхов (в этом случае «третья сторона» — всякие чародеи Тунда, дагойянские мастера и датомирские ведьмы, или даже просто Света и Тьмы, кальмары в ЗВ — это те, кто Силой не обладает, но наделён мощью политической, военной или экономической. Хатты, пайки, корпорация Цзерка, Чёрное солнце и другие преступные империи, мандалорцы, а также государства, вроде Торговой Федерации, Протектората гранов, Доминации чиссов и многих-многих других (иногда все они играются с фитильком, июо чувствительные к Силе среди их представителей встречаются, или даже их возглавляют). Участь «третьих» в ЗВ чаще всего незавидна — собственно, звёздные и межзвёздные войны почти всегда их затрагивают или разворачиваются в их пространствах или на их деньги, ситхи часто берут их под контроль, а джедаи с кровью их освобождают, потом Республика расхлёбывает астрополитические проблемы, потом приходят всякие Империи и устанавливают новые правила. Нет, положительно, первые две силы в Силе — катализаторы истории, на беду всем третьим и четвёртым.
  • Джим Бутчер, Dresden Files. Есть Бог и ангелы, есть вполне каноничные демоны — падшие ангелы динарианцы (а также, похоже, есть и «просто демоны», никогда не бывшие в Раю). И есть Небывальщина, страна фэйри, в которой немало существ, похожих на демонов, но имеющих совершенно другую сущность. А ещё есть некие Врата, за которыми находится другая реальность и живут Внешние (Outsiders) — лавкрафтианские чудовища.
  • Лемони Сникет, «33 несчастья». Первые девять книг — более-менее классический сюжет про трёх юных сирот, которые противостоят зловещему графу Олафу, мечтающему завладеть наследством их родителей; как постепенно выясняют герои, и их погибшие родители, и их друзья и опекуны, и Олаф состоят в некой тайной организации, некогда расколовшейся на «добрых» и «злых» (родители и друзья выступали, понятно, за «добрых», а Олаф — за «злых»). В десятой книге оказывается, что Олаф — далеко не самая крупная рыба в этой организации, и в сюжете появляются Мужчина с Бородой, Но Без Волос и Женщина с Волосами, Но Без Бороды — ещё более страшные злодеи, чем Олаф, выступающие в роли его «начальства». И это бы ещё ничего, но в одиннадцатой книге автор выводит на сцену Великое Неизвестное — загадочный подводный объект, который внушает одинаковый ужас как «добрым», так и «злым». Причём если в самой одиннадцатой книге намекается, что это подводная лодка, видимо, принадлежащая какой-то третьей стороне, то в последующем цикле книг «All the Wrong Questions» Сникет делаёт намёки на другую версию, что это некое морское чудовище в духе лавкрафтианы.
  • Терри Пратчетт, «Плоский мир». Бэл-Шамгарот (Пожиратель Душ, Изменяющий Души, Насылатель Восьми…) из Подземельных измерений не является Злом, потому что даже Зло обладает некоей жизненной силой. Это оборотная сторона монеты, на которой и Добро и Зло находятся на противоположной стороне.
  • «Щелкуны» Брайана Кина — Первозданный хаос был не пустотой, а самой настоящей вселенной, где жили местные кальмары. Создатель, который пришёл откуда-то из иного мультиверса, уничтожил прежнюю вселенную и истребил её обитателей, чтобы на её обломках создать наше многомерное бытие. Но часть кальмаров сумела выжить и приспособиться к новосозданной вселенной, и теперь намерены отплатить Создателю его же монетой.
  • Роберт Шекли, Роджер Желязны, цикл «История рыжего демона». На первых порах мы имеем стандартное, хотя и весьма ироничное столкновение христианского Ада с христианскими же Небесами, окрашенное рядом придуманных уже во времена Возрождения стереотипов, но к финалу второй книги конфликт между Светом, Тьмой и бросившими им всем вызов людьми-магами накаляется так, что вмешаться оказывается вынуждена сама Ананке. Языческое олицетворение судьбы. Которая вроде как не светлая и не тёмная — и которая оказывается высшей инстанцией в споре. А что христианский Бог? Так, погулять вышел, вероятно.
  • Роджер Желязны
    • «Хроники Амбера» — Лабиринт Корвина стал тем ещё «кальмаром» для давних соперников — Лабиринта Оберона и Логруса.
    • «Князь света» — можно считать, «ангелы, демоны и кальмары» буквально. Кроме насильно удерживаемого в средневековье человечества есть ещё его прародители, прикидывающиеся богами индуистского пантеона (ангелы), и как минимум две разумные туземные расы: чисто энергетическая (и не то бессмертная, не то просто с неограниченным сроком жизни) цивилизация ракшасов (демоны) и матери нестерпимого зноя — некий речной народ (кальмары), от которых осталась единственная особь.
      • Да, а ведь ещё один (из двух?) континентов остаётся неисследованным (за ненадобностью?).
    • «Создания света, создания тьмы» — кроме персонажей и сюжетов европейской и древнеегипетской мифологии в книге присутствует и небольшое количество совершенно чужеродной неопределимой фигни.
  • Роберт Шекли, сборник «Прикладная демонология». В частности:
    • «Демоны» — три существа (один из них, вероятно, человек) проводят Ритуал и Вызывают Демонов с целью наживы. Вот только в этом треугольнике каждый вызывает следующего — в итоге круг замкнулся.
    • «Бухгалтер» — дьявол, ведьмы и демоны определённо существуют, вот только прогресс всё больше проникает в жизнь магов, а сын протагониста не желает изучать магию, а всё своё время посвящает игре в бухгалтерию. Когда же протагонист идёт на крайние меры и вызывает демона детей Борбаса (последствия чего обычно очень травматичны, а нередко и фатальны), сын призывает Бухгалтера, духа ещё более могущественного, с которым сын уже успел заключить контракт, свидетельством чего служит метка — чернильное пятно на руке.
  • Роберт Хайнлайн
    • «Иов, или осмеяние справедливости» — кроме Яхве и Сатаны есть ещё, как минимум, Тор и Локи (каждому по вере его). Но вообще для разрешения спора с братом Сатана обращается к существу, настолько же превосходящему его, насколько боги превосходят людей.
    • «Число зверя» — четвёрка главных героев в процессе исследования мультиверса всерьёз опасается попасть в мир мифов Лавкрафта (повезло, не попали).
  • Тим Пауэрс «Ужин во дворце извращений» — книга начинается как бодренький постапокалипсис с вялым противостоянием «нормальных людей» и религиозных фанатиков… Но к финалу выясняется, что главгад — нечто совсем другое.
  • Карл Эдвард Вагнер, «Цикл о Кейне» — помимо Бога-Творца (именуемого Безумным Богом) и местного Сотоны (известного, как Лорд-Тлолуин) есть ещё и Семеро Безымянных — древнейшие протобожества, существующие вне упорядоченной вселенной добра и зла; их царством является безвременных хаос, состоящий из неначатого творения и окончательного распада. Названы так потому, что их имена запрещено упоминать смертным (сие действие плохо заканчивается для последних), но известно прозвище сильнейшего из них — Серый Повелитель.
  • «Мать учения» — Первозданные. Существа, присутствовавшие при сотворении мира, и изгнанные из него богами. Местные мраккультисты необоснованно считают их вариацией на тему демонов со своими ритуалами призыва. Первозданные враждебны самому мирозданию, и не изгнаны, а заключены в свёрнутые карманные измерения. Ритуалы призыва на деле являются катализаторами для открывания темниц, и оставленные в мироздании ушедшими богами закладки на таких беглецов реагируют локальным экстерминатусом. Один из Первозданных оказывается де-факто батарейкой зацикленной карманной реальности / симуляции и преследует в отношении участников симуляции свои интересы. Из-за того, что ближе к финалу ведьма Сильверлейк идёт на сделку с этим Первозданным, в финале доля его сущности оказывается перенесена в самку Серого Охотника. О том, кто вылупится из её следующей кладки, или что будет с теми, кто рискнёт использовать эту кладку в качестве алхимического ингредиенте, остаётся только догадываться.
  • BIONICLE — по лору книг мировой порядок неоднозначен. Великий Дух сотворил обитателей Вселенной Маторанов, одними из них были макуты, которые просто создавали животных для заселения мира. Потом они начали блюсти порядок как ангелы. Далее все макуты обратились разом ко тьме, несогласных порешили. Так они пали.
Другая организация, Рука Артакхи, работала во имя добра, достаточно скоро переформировалась в Орден Мата Нуи и сражалась во имя этого самого добра с Братством Макут, как и рыцари Тоа. Вот так появились ангелы и демоны, хотя конфликт уже бело-светло-серо-чёрный.
Но на деле всё куда сложнее. До Великого Духа вселенная уже была, и управлял ей Трен Кром, просто слизанный у Лавкрафта своей внешностью и аурой чужеродного сверхмудрого создания. Дальше были легендарные братья Артакха и Карзахни, один давал маторанам работу и технологии, другой их калечил, как в раю и в аду. А были и где-то ещё есть Великие, предтечи, всё это безобразие сконструировавшие буквально по фану.
  • Танит Ли, «Красны, как кровь»: Белоснежка — вампир, гномы — оживлённые ею пни, мачеха — посланница Добра, пытающаяся исцелить принцессу. Не справившись собственными силами, она обращается за помощью к Люциферу, что заставляет задуматься: что же за Зло олицетворяет собой местная Белоснежка, что против него приходится объединяться Богу и дьяволу?

Сетевая[править]

  • Серия «Армагеддон» Стюарта Слейда. Ангелы и демоны — обитатели других миров местного мультиверса. Пусть и богоподобные, по меркам людей прошлого. Но во второй книге упоминаются некие «дьяволы», оказавшие сильнейшее влияние на войну Рая и Ада где-то 6000 лет назад, о которых демоны говорить напрочь отказываются. Правду должна была раскрыть третья книга, но не сложилось.

Телесериалы[править]

  • «Сверхъестественное» — есть Рай и ангелы, есть Ад и демоны… есть Чистилище и Левиафаны, которые старше и сильнее всех ангелов и демонов вместе взятых. Правда, есть ещё и Додревняя Тьма, примерно равная по силе Богу.
    • А недавно нарисовалась Пустота, как местная вариация Шеола, куда попадают после смерти ангелы и демоны, и чей единственный показанный обитатель утверждает, что его истинный облик настолько ужасен, что способен свести с ума даже ангела.
    • В 13 сезоне на одну серию появилась целая чета кальмаров, опустошившая свою вселенную, и нацелившаяся разобраться с реальностью Винчестеров.
  • «Зачарованные» — помимо ангелов и демонов есть ещё несколько не уступающих им в силе и враждебных и тем, и другим.
    • Пустота — чрезвычайно разрушительная и при этом неуничтожимая сила, которую может выпустить лишь безумец.
    • Титаны. Да, древнегреческую мифологию тоже приплели.
    • Аватары — существа с объединённой силой, благодаря которой каждый из них не уступает в силе самым сильным ангелам и демонам. Если аватаров достаточно, то они могут превратить мир в утопию, уничтожая тех, кто остаётся плохим.
  • «Вавилон-5» — учитывая местный космооперный сеттинг, на роль ангелов и демонов подойдут Ворлонцы и Тени. При всем своем вечном антагонизме и манипуляторстве младшими расами, они не хотят истребить все живое на своем пути. В отличие от обитателей Третьего Пространства. Самых натуральных кальмаров, придерживающихся концепции анти-жизни.
    • Всё-таки очень условно. В самом сериале чётко показано, что Ворлонцы и Тени — просто две младших среди древних расы, оставленные присматривать за расами молодыми, и занимающиеся прогрессорством так, как они его понимают: одни через насаждение строгого порядка во главе с собой, другие — через насаждение хаоса и подталкивание подопечных к войнам друг с другом. И когда им убедительно объяснили, что они тут больше не нужны — и те, и другие соглашаются уйти за Предел вслед за другими древними. При этом во вселенной сериала классические ангелы и демоны тоже присутствуют, ибо «Затерянные сказания» — тоже часть канона.

Мультсериалы[править]

  • «Самурай Джек» — педаль в асфальт, кабы не ещё глубже. Есть собственно Джек и немногие другие лучики света в тёмном царстве. Есть всяческие разбойники и наёмники, включая боевых роботов, монстров, призраков… Есть Аку, без особых усилий нагнувший множество планет. Есть какие-то положительные, но от того не менее ктулхианские боги. И когда-то раньше существовала нёха, чьим маааленьким кусочком является Аку — для того, чтобы её побить, вышеупомянутые боги все вместе приложили огромные усилия, и то не вполне ясно, добились ли успеха(кусок остался и стал Аку). Титаны там тоже были.
  • «Подземелье драконов» — тоже давит педаль глубоко в мантию. В мультфильме встречается «Неназываемый» — вселенское зло, вызванное Эриком, который по глупости открыл Огненный Сундук. От монстра в ужасе прячется все население планеты, включая главгада Венджера.
  • «Атомный лес» — в этом тёмном варианте Смешариков от их создателей немало конфликтов (вернее, столкновений) людей и очеловечившихся наземных обитателей заглавной локации. Однако, согласно Плану Природы, в итоге в эволюционной борьбе победят ни те, ни другие — «ТРЕПЕЩИТЕ! Мир достанется нам, кальмарам!».

Комиксы[править]

  • «Хеллбой» же! Есть вполне каноничные демоны, странного вида ангелы и… огромный кальмародракон, который ещё и о семи лицах един — Огдру Джахад. Его создал первый бунтующий ангел, Анум, который украл часть силы Единого Бога.
  • Вселенная Marvel — помимо каноничных демонов и ангелов, существует также коварная раса многогранных (к ним например относится великий Шума-Горат), выглядящих как твари из книг Говарда Лавкрафта. Хотя многогранных номинально и относят к демонам, по сути они ими не являются — эти существа появились на свет, когда зародилась вселенная (а может быть и намного раньше), истинных демонов тогда даже не существовало.
    • Возможно многогранные и есть Великие Древние ибо этого «гората» придумал Роберт Говард(который «дописывал» лафкрафтовский цикл), а авторы комиксов развили тему
  • Вселенная Bubble — есть не-совсем-уж-злые демоны, не-такие-уж-добрые ангелы, но из Лимба тянет щупальца Хаос, из космоса пристально наблюдают богоподобные Предтечи, всплывают пророчества о некоем спящем, и жаждут поклонения божества вполне земных языческих пантеонов.
    • До того, как вселенная Bubble растеклась по всем этим направлениям, в роли кальмаров выступил Кутх и армия зомби-оборотней. Против него сплотились все значимые герои, а так же армия демонов.
  • «Спаун». С развитием сюжетных линий становится понятно, что Рай и Ад — далеко не единственные силы во Вселенной комикса.

Аниме, манга, ранобэ[править]

  • To Aru Majutsu no Index (и спин-оффы) — есть магия, люди, которые её используют и связанные с ней сущности (духи, к которым относятся в том числе и ангелы с демонами). Есть наука (как антипод магии) и созданные ей эсперы (а также искусственные духи и ангелы (Айвасс, Казакири Хёка). А позже обнаруживается, что есть такие создания, как «Imagine Breaker» (он же Камидзё Тома; причём в дальнейшем выясняется, что за ним скрываются ещё более мощные и таинственные силы), найденный в Антарктиде сверхъестественный паразит, именуемый «Личинка Шоггота», и некая Фройлен Кройтун, про которую прямо сказано, что эта «странная форма жизни» не имеет отношения ни к науке, ни к магии.
  • Shingeki no Bahamut — есть боги и ангелы. Есть не такие уж и злые демоны. А ещё взявшийся непонятно откуда дракон Бахамут, пытавшийся уничтожить мир, и чтобы его одолеть, царь богов Зевс и повелитель демонов Сатана принесли себя в жертву.
  • High School DxD — основными силами являются представители христианской мифологии: добрые ангелы, добрые демоны и не такие уж злые падшие ангелы. Но так же присутствуют языческие пантеоны Богов, японские ёкаи, а также древние драконы, двое из которых прихлопнули христианских Бога и Сатану, пытавшихся помешать им, драконам, выяснять отношения.

Видеоигры[править]

  • Castlevania: Lords of Shadow: есть ангелы (хотя в самой игре не появляются), есть демоны, чей предводитель — тот самый Сатана (который в сем перезапуске занял место главзлодея заместо традиционного Дракулы). И есть какое-то загадочное чудище по кличке Забытый — которое, судя по всему, было даже опаснее Сатаны.
    • В этой же серии есть Старые Боги — сверхъестественные сущности, которым люди поклонялись до распространения единобожия. В основном Старые Боги взяты из греческой мифологии: например, среди них есть Пан и три сестры-Горгоны. Согласно популярной у игроков теории, вышеупомянутый Забытый тоже принадлежит к этой компании, только после поражения он был лишён имени и вычеркнут из истории, так что никто о нём не знает.
  • Crimsonland — главный герой со временем может продать душу демонам (Infernal Contract) за перки, да со Смертью договориться насчёт того, чтобы тот (?) убил после его смерти большинство врагов. А врагами здесь являются инопланетные монстры. Впрочем, неизвестно, хороший или плохой ли протагонист.
  • WarCraft — титаны, Пылающий Легион и Лорды Бездны. Названия другие, суть та же.
    • В WoW проблема постепенно исчезает — Титаны запечатали себя вместе с Саргерасом, превратив Престол Пантеона в охраняемую лично Иллиданом тюрьму, Пылающий Легион разбит войсками Азерота и за неимением командира рассеян по Круговерти Пустоты... Лорды Бездны на подходе, но есть ощущение, что скоро придется бить морды и им самим. Тем более, что это уже не впервой.
  • Diablo — с одной стороны, тут ангелы, созданные из тела Ану. С другой — демоны, порожденные из трупа семиглавого чудовища Татамета. А откуда вылез дракон Траг’Оул, защитник Санктуария и Страж Равновесия (между ангелами и демонами), и куда пропал, никто не знает, даже ангелы с демонами не знают о его существовании.
  • Новая вселенная Heroes of Might and Magic (которая Асхан). Есть ангелы в лице, собственно, ангелов. Есть демона, в лице, собственно, демонов. и есть кальмары в лице Безликих. Причём самая кровопролитная война в истории была именно между ангелами и безликими, и с обеих сторон были те ещё сволочи.
    • Не совсем. Драконы Порядка и Хаоса — самые первые и могучие боги. Дети первого — стихийные драконы, в том числе драконы Света и Тьмы, от которых пошли ангелы и безликие. Безликие хоть и жутковаты, но олицетворяют не зло, а тайные знания, в то время как ангелы — классические храмовники. Ну а демоны — создания того старшего дракона Хаоса и противостоят вообще всему живому и неживому в мире. Третью силу здесь напоминает разве что мелькнувшая в кампании Сандро Пустота.
  • Darksiders — начинается более-менее прилично: ангелы, демоны, человеки… Обугленный Совет, который раздал пинков первым и вторым чтобы третьи развились и по какому-то непонятному замыслу влезли в эту войну, а также некая Бездна с чу-чу. Потом выясняется, что при всей странной человекоцентричности изначальных установок есть ещё так называемые Творцы в своём мире, отдельное царство мёртвых, поддерживающее круговороты реинкарнации (а зачем тогда рай и ад?) и вообще дофига миров за кадром.
    • Что значит, зачем рай и ад? В индуизме, а следом за ним и в буддизме, например, есть рай, ад и реинкарнация. Некоторые так эпично грешат, что должны искупить свои грехи, реинкарнировавшись в аду, некоторые — напротив, реинкарнируются в раю в качестве награды.
    • Ещё одно, «что значит, зачем?» — это миры, где обитают расы Ангелов и Демонов соответственно.
  • Grim Dawn — тут скорее «кальмары, каракатицы и наутилусы»: все главные враждебные фракции, по сути, чужеродные чудовища, но принципиально разные.
    • Эфирные (Aethereal) — энергетические формы жизни из нематериального мира, захватывают живых (или не очень) существ и изменяют их по принципу «я художник, я так вижу». И нет, это не нежить. Нежить в Grim Dawn тоже есть, но выглядит совсем иначе.
    • Хтонийцы (Chthonian) — рождённые в пустоте дети мёртвого бога, стремящиеся пожрать всё живое. Мраккультистов, которые их призывают, не трогают (пока).
    • Кошмары/Жуть (Eldritch) — это сущности что обитают в Царстве Жути, вместе с тремя богами-узурпаторами (Бисмиэль, Дригг, Солаэль). Отличие от вышеперечисленных: по большей части это магические-животные балующихся как элементальной магией, так и заигрывая с силами Пустоты. Не служат силам Добра и Зла. Как именно эти животные там оказались автор этой правки не может утверждать, так как бывший владелец того мира активно защищал его от всяких мраккультистов и посягательств на своё место.
    • Ах да, некое подобие ангелов здесь тоже есть, если считать за них врагов ультраредкого типа Небесный (Celestial). Но попробуйте найти что-то ангельское в громадном вендиго!
      • Скорее Celestial надо рассматривать не как ангельский, а как божественный.
  • Armies of Exigo — присутствуют все: Альянс — ангелы; Орда — демоны (они реально могут такое вызвать); Падшие — кальмары (а как их ещё таких назвать-то?).
  • Dragon Age — в Тени за Завесой есть Создатель и различные духи (добрые и злые, они же демоны), но помимо них есть Древние Боги, ставшие Архидемонами и Порождения тьмы.
  • Trillion: God of Destruction — в роли кальмаров — собственно, упомянутый Триллион и его приспешники. А вот демоны — это главные герои.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40000 — В мире с «ангельским» Империумом и демоническим Хаосом роль кальмаров (по крайней мере по отношению к людям и некоторым другим расам) играют к’тан и тираниды. Эльфы тут тоже есть, причём разновсякого толка. Поработители- эталонные «кальмары». НЕХ из варпа, а может еще дальше.
  • Старый мир Тьмы — Есть Дарующая со своими ангелами, есть демоны из Ада, а есть метафизическая триада в составе Буяна, Ткачихи и Змея, и Грёза, владения фей, которые к этому квазиавраамизму отношения не имеют. Как оно друг с другом соотносится — непонятно: согласно линейкам Падших и Маскарада первична именно Дарующая, а Триат это абстрактные философские концепции… Вот только в одном из сценариев конца света эти концепции летали по небу, причём не в Умбре, а вполне в реальности. Это потому что какой-то из источников врёт, или просто авторы не заботились о целостности сеттинга? Решать мастеру.
    • Отчасти «подсвечено» самими авторами в рулбуке Падших: согласно их мифологии, мироздание изначально было многослойным, как пирог, и каждый слой представлял свое происхождение мира с веткой событий — тут и авраамизм, и анимизм, и современная физика… А потом, после Падения, слои слились в единую реальность, разбитую на мир материи и мир духа, и всё мироздание упростилось, породив при этом противоречия между линейками и их мифологиями. Впрочем, основная канва осталась прежней — лишь мастер решает, каким будет его мир.
  • MtG — есть ангелы мира Серры, есть множество разных демонов… И есть трое Титанов-Эльдрази.
    • И Фирексия. И Никол Болас.
      • На начало 2021 года Болас временно вне игры, из титанов Эльдрази осталась одна. А Фирексия — Новая.
  • D&D — аболеты, которые властвовали в царстве смертных до прихода богов.
    • Есть добрые и злые боги. Есть ангелы(небожители) и демоны(исчадия), которые, похоже, напрямую с богами не связаны, хотя последние могут делать своих небожителей/исчадий(зависит от элаймента бога), есть элементали и архиэлементали, есть звёздные порождения и их повелители, вполне лавкрафтианские боги, к стандартным пантеонам не относящиеся. Из более мелкой рыбёшки ещё слаады и модроны, которые являются ожившими концепциями Хаоса и Порядка соответственно.

Прочее[править]

  • SCP Foundation — чего там только нет! Ангелы, демоны и кальмары всех мастей прилагаются!
  • Возможен и светский вариант тропа. Конфликт двух сторон с внятной идеологией и образом врага (капитализм vs социализм, старая феодальная элита vs новая буржуазная элита, колония vs метрополия). Конфликт сторон, являющихся детьми в целом одной культуры (зачастую, одна из сторон отделилась от другой) и потому говорящих на одном языке. Конфликт привычных врагов[1]. И в этот конфликт с грацией слона в посудной лавке вваливается третья сторона, опирающаяся на совсем иной культурный базис (исламские террористы, санколюты из парижских предместий, идейные анархисты[2]). И вот эта третья сторона для обеих сторон исходного конфликта смотрится не меньшим сюром, чем кальмары на фоне поля Мегиддо.
    • Такая вариация тропа любима EA Games: террористы в конфликте капиталистических США и коммунистического Китая (C&C: Generals), анимэшная Япония на фоне конфликта коммунистического CCCР с союзниками и капиталистического НАТО (Red Alert 3).
    • Это уже троп Три сверхдержавы.

Примечания[править]

  1. Естественно, у каждой из сторон свое мнение о том, кто из них ангел, а кто демон, но сама ценностная вертикаль у них общая, разница в векторе
  2. Лозунг «Бей красных, пока не побелеют, бей белых, пока не покраснеют» — типичный пример кальмарской логики, отрицающей общую для сторон конфликта систему ценностей