Андрей Рублёв

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Людям просто напоминать надо почаще, что люди они. Что русские. Одна кровь — одна земля. Зло везде есть. Всегда найдутся охотники продать тебя за тридцать серебренников. А на мужика всё новые беды сыпятся: то татары по три раза за осень, то голод, то мор. А он всё работает и работает. Несёт свой крест смиренно. Не отчаиваясь, а молчит и терпит. Только Бога молит, чтоб сил хватило. Да разве не простит таким Всевышний темноты их? »
— Андрей Рублёв о Боге и трудности жизни.
Андрей Рублёв
Рублёв.jpg
Общая информация
Жанр
    История
Страна производстваСССР
Киностудия
    Мосфильм
РежиссёрАндрей Тарковский
Автор сценария
    Андрей Тарковский
    Андрей Кончаловский
Когда вышел1966 г.
Продолжительность175 минут, 205 минут (полная версия)
В главных ролях:
Анатолий СолоницынАндрей Рублёв
Николай БурляевБориска
Иван ЛапиковКирилл
Николай ГринькоДаниил Чёрный
Ирма РаушДурочка
Николай СергеевФеофан Грек
Юрий НазаровВеликий князь/Малый князь
Михаил КононовФома
Нелли СнегинаМарфа
Ролан БыковСкоморох
Юрий НикулинПатрикей
Болот БейшеналиевТатарский хан

«Андрей Рублёв» (aka «Страсти по Андрею») — чёрно-белая историческая драма и второй полнометражный фильм Андрея Тарковского, своего рода magnum opus режиссёра (недаром он на него ссылался в «Солярисе» и «Зеркале»). Хоть фильм и основан на биографии иконописца Андрея Рублёва (и частично других гуру иконописи — Феофана Грека и Даниила Чёрного), назвать его байопиком в прямом смысле слова нельзя. О реальном Рублёве известно, довольно мало, и образ на экране больше предоставляет художественный вымысел, а во второй же серии фильма он вообще второстепенный персонаж. Это великое и масштабное полотно — портрет средневековой Руси начала XV века без прикрас и со всеми вытекающими: княжеские междоусобицы, набеги, чума, разорение, жестокость дружинников, подпольное язычество и т. д. (и это ещё до «Игры престолов»!)

Фильм с непростой судьбой: из него вырезали полчаса материала, но всё ровно «положили на полку». Хоть ТИПАЯТАРКОВСКИЙ ещё тут слабо прослеживается, но картина стала началом эпопеи непонимания и противоборства Тарковского с чиновниками из Госкино (ну и заодно со зрителями любящими мейнстрим). Хоть в дальнейшем Тарковскому и давали большие бюджеты, но фильмы выходили только в ограниченном прокате. За рубежом называли гением, а на Родине — халтурщиком. И снять свой следующий фильм Тарковский смог только через 5 лет, им стал «Солярис» (1972), снятый по одноименному роману Станислава Лема — для кого-то вопиющий неканон, а для кого-то один из лучших фантастических фильмов и НАШОТВЕТ буржуазной «Космической одиссеи 2001 года».

Сюжет в общих чертах[править]

Фильм состоит из восьми новелл и разделен следующим образом:

  • Пролог;
  • «Скоморох» (1400 г.);
  • «Феофан Грек» (1405 г.);
  • «Страсти по Андрею» (1406 г.);
  • «Праздник» (1408 г.);
  • «Страшный суд» (1408 г.);
  • «Набег» (1408 г.);
  • «Молчание» (1412 г.);
  • «Колокол» (1423 г.);
  • Эпилог в цвете.

После того, как трое художников — Андрей Рублёв, Даниил Чёрный и Кирилл уходят из Троице-Сергиевской лавры на поиски работы в других городах, начинается череда их злоключений и проблем: споры и разногласия со своими коллегами, творческий кризис, зависть друг другу, стычка с язычниками, набег татар и т.д.

Малый князь, чтобы досадить своему брату — князю Великому, объединяется с ордынцами и нападает на город Владимир, где Рублёв занимается своим ремеслом. Во время набега Рублёв убил воина, который пытался надругаться над девушкой. Это событие и факт того, что город и его иконы пожгли не только татары, но и русские, становится причиной депрессии и экзистенциального кризиса иконописца. Он бросает свою творчество, разочаровывается в людях и принимает обет молчания, чтобы искупить грех убийства. Невзирая на издевки, мольбы и просьбы, Рублёв, уставший от предательств и человеческой жестокости, обет не нарушает. Спустя годы Рублёв мимоходом становится свидетелем того, как юноша-сирота руководит отливкой нового колокола и, несмотря на свою неопытность, совершает чудо — колокол звонит, Великий князь доволен, народ радуется. Рублёв, поняв, что в мире есть что-то хорошее и прекрасное, нарушает обет и снова начинает верить в человечество.

Основные персонажи[править]

  • Андрей Рублёв — талантливый, но меланхоличный иконописец-идеалист, который постоянно находится в метаниях и поисках вдохновения. Добрый монах, мыслящий нестандартно, до набега пытается видеть везде хорошее. Он практически всеобщий любимец — его талант признают все, и про него никто плохого слова не скажет, ну, кроме Кирилла.
  • Кирилл — бесталанный иконописец втайне завидующий Рублёву. Когда Кирилл обламывается с шабашкой у Феофана Грека, решает уйти из монастыря в мир, при этом обругав монахов и убив свою собаку. Через несколько лет, прожив жизнь в нищете и поняв, что мир не такой уж радужный и приветливый, возвращается, прося прощения у настоятеля монастыря.
  • Феофан Грек — маститый иконописец и злобный дед, который тоже когда-то разочаровался в людях. Теперь он презирает их, считая лицемерами, гнидами и просто «тёмными». И только будучи призраком, признаёт, что ошибался. И, подобно Оби-Вану, пытается наставить Рублёва на путь истинный и уговаривает не бросать творчество.
  • Бориска — заикающийся юноша, потерявший семью из-за чумы. По его словам, умирающий отец передал ему «секрет колокольной меди». Поэтому Бориску берут руководить отливкой нового колокола. Несмотря на отсутствие опыта и скептицизм старых мастеров, он справляется со своей задачей. Только, как оказалось, отец помер, так и не успев ему передать все секреты мастерства, никакого секрета парень знать не знал и лишь импровизировал. И заплакал, когда колокол удался.
  • Дурочка — немая отсталая девушка, которую Рублёв спасает от насильника во время набега. Однако позже она уходит от Рублёва, и становится восьмой женой татарского воина. В конце фильма Рублёв видит её посреди толпы красиво одетой с татарчонком (сын, наверно), и с ясным взглядом.
  • Даниил Серый Чёрный — духовный наставник Рублёва, который практически заменил ему родню. Прославленный художник, который искренне уважает и любит Андрея, хотя иногда не понимает его. После новеллы «Праздник» полностью выпадает из повествования. Упоминается, что он либо умер, либо ушёл на север, но в новелле «Набег» он отсутствует — до этого ли ушёл или во время вторжения татар погиб?
  • Малый князь (по фанатской версии, предположительно Юрий Звенигородский) — младший брат Великого князя (Василия I), стремящийся на трон. Поэтому объединяется с татарским ханом и совершает набег на Владимир, жестоко убивая его жителей и разоряя храмы.
  • Фома — ученик и подмастерье Рублёва, чудом спасается во время Владимирской резни. Только вот его убивают загородом выстрелом из лука.

Разница между версиями[править]

Так как суровый цензурный аппарат советского Госкино любил докапываться до любой мелочи, режиссёрская версия «Рублёва» отличается не только названием («Страсти Христовы по Андрею»), вырезанными и сокращёнными на несколько секунд сценами, но и иными монтажом, дубляжом и даже вступительными титрами (некоторые имена исковерканы, вместо Андрея Михалкова-Кончаловского — Андрон Кончаловский просто). Измененный порядок сцен меняет контекст, ну и переозвученные фразы, конечно, пример: в сокращённой версии звучит «И баб не трясем», а в расширенной, чуть ли не кажется — «И баб не е...». Ну и монолог Рублёва о Христе слегка отличается.

Из вырезанного:

  • Показан уход Андрея, Кирилла и Даниила из Троице-Сергиевой лавры, и попытка одного из братии уговорить трио вернуться («Скоморох»);
  • Фрагмент, показывающий труп избитой собаки Кирилла («Феофан Грек»);
  • Отряд дружинников и монахов сталкивается с артелью Рублёва («Праздник»);
  • Дурочка, помочившаяся в храме («Страшный суд»);
  • Флэшбэк, где Великий князь избивает и унижает Малого («Набег»);
  • Фрагмент, где татары скачут на лошадях, прихватив собой Дурочку («Молчание»);
  • Князь услышавший шуточную фразу Бориски: «А колокол и не зазвонит» («Колокол»);
  • Скоморох танцующий вокруг костра на потеху народа («Колокол»).

Из расширенного:

  • Иные планы полёта на воздушном шаре (пролог фильма);
  • Полная панорама внутри хлева, когда Рублёв с Кириллом и Даниилом пережидают дождь — полные 360 градусов («Скоморох»);
  • Продолжение сцены, где Кирилл размышляет о беззаботности юности и трудности взрослой жизни, затем к нему прибегает Фома и оповещает о приезде гонца из Москвы («Феофан Грек»);
  • Полная версия разговора Рублёва со своим учеником Фомой («Страсти по Андрею»);
  • Один из дружинников неудачно пытается схватить Марфу («Праздник»);
  • Убитый Малым князем подмастерье Пётр, истекает кровью («Набег»);
  • Более подробные сцены сжигания коровы и убийства лошади при помощи копья («Набег»);
  • Начало разговора одичалого Кирилла с игуменом («Молчание»).

Сокращённая версия фильма идет 2 ч. 55 мин. режиссёрская версия — 3 ч. 17 мин.

Что тут есть?[править]

  • Война — это кошмар — новелла «Набег»: смотришь, так и хочется сказать: «Это просто бойня, это полный пи…ц».
  • Дофига персонажей — помимо сотни актёров массовки, в фильме как минимум 30 персонажей с репликами.
  • Жертвенный агнец — Иисус Христос. Только в фильме Распятие Христа видоизменено под славянский стиль: казнь происходит зимой, вместо римлян дружинники, толпа людей и сам Христос в рубахах и лаптях, да и всё происходит на фоне Кремля (наверно, так показали потому, что это воображает Рублёв).
  • Живой рояль — Рублёв набредает на языческий праздник Ивана Купалы, там его палят язычники и связывают. И вроде, наутро язычники обещают Рублёву шандец, но как они уходят, появляется голая девушка-язычница Марфа; сначала пытается его соблазнить, а потом освобождает.
  • Заявленная способность — то, что герой занят чем угодно, но только не иконописью — сознательный режиссёрский ход. И в самом конце мы видим его иконы в цвете и во всей красе.
  • Игры престолов — противостояние между Малым князем и Великим.
  • Издалека долго — действие происходит во Владимире и окрестностях.
  • Козёл — Кирилл. Из-за его доноса дружинникам на скомороха, мало того, что несчастного посадили в яму аж на 10 лет, так ещё и пол-языка отрезали — и это за шутку про «баб не трясём»?!
  • Нет мира под оливами — не сказать, что тут Средневековье показано как в «Трудно быть богом» Алексея Германа, но и жести тут предостаточно.
  • Не щадить детей — упоминается, что во время набега убили Сергея, самого младшего из артели Рублёва.
  • Ордынское иго — татарский карательный поход показан крайне натуралистично.
  • Обнять и плакать — Андрей, когда обнаруживает, что все его труды уничтожены.
    • И когда Дурочка бросила его, плюнув в лицо.
    • Бориска в конце фильма.
  • Они выкололи мне глаза — дружина Великого князя ослепляет артель резчиков, чтобы те не украшали храм его брату.
  • Обманул смерть, но всё равно помер — Фома, сумел таки избежать резни во Владимире, но загородом его в спину застреливает из лука ордынец.
  • Молчаливый Боб — Пётр из артели Рублёва. За весь фильм один раз крикнул: «ТАТАРЫ!».
  • Мучитель животных — в фильме этого предостаточно (особенно в полной версии), за что многие Тарковского критикуют до сих пор; особенно яро ругают любители коров.
  • Пнуть собаку — Кирилл в обиде уходит из Андронникова монастыря, за ним вслед бежит его верный пёс, но Кирилл берет палку и избивает его до смерти.
  • Полное чудовище — Малый князь.
  • Пейзажное порно, чуть ли не иконное — последние 10 минут фильма — показ икон Рублёва во всех подробностях и деталях. Практически можно разглядеть все трещинки на красках.
  • Поднял уровень доброты — Феофан, когда умер и стал призраком в своем познании настолько преисполнился, что забыл про всё плохое и начал любить людей.
  • Пытки — это серьёзно — татаро-монголы выпытывают у монаха Патрикея, где спрятано золото.
    • Из воспоминаний Юрия Никулина: незамеченная (или, о ужас! замеченная?!) горячая смола с факела действительно капала ему на ноги, так что вопли при пытках что ни на есть настоящие.
  • Старший брат-задира — во флэшбэках (в более подробных в полной версии фильма), выясняется, что Великий князь унижал и избивал своего младшего брата Малого князя на глазах простого народа.
  • Сирота и Крутой шкет — Бориска.
  • Снег означает смерть — после разорения храма и убийства многих жителей Владимира начинает падать снег.
  • Унылый дождь — когда под грустную музыку Рублёв, Даниил и Кирилл пережидают ливень в хлеву, так и чувствуется мрачная атмосфера Средневековья.
  • Философский угар, а то и философская дуэль — диалоги между Рублёвым и Феофаном Греком.
  • Целомудренный герой — Рублёв отвергает голую язычницу Марфу, которая буквально ему вешается на шею.
  • Что-то пошло не так — неудачный полёт монаха Ефима на воздушном шаре.
  • Что это было? — полёт монаха на воздушном шаре.
  • Что стало с мышонком? — Даниил, Малый князь, Марфа.
  • Чудо одной сцены — Юрий Никулин в роли монаха Патрикея.
    • Также Ролан Быков, превосходно сыгравший роль скомороха.
  • Шут — Скоморох.

Тропы вокруг фильма[править]

  • Анахронизм — некоторые слова («секрет», «артель», «интересно» и т. д.) и диалоги немыслимы для средневековой Руси;
    • Сам Рублёв, своими взглядами, характером и мыслями больше напоминает творческого человека XX века (да внаглую самого Тарковского) — кого угодно, но не средневекового монаха.
    • Также сомнительно, что на Руси начала XV века были опыты с воздухоплаванием, как показано в прологе фильма.
    • Да и Русь уж больно в убогом состоянии, и серьёзно страдающая от набегов, хотя действие происходит уже спустя несколько десятилетий после Куликовской битвы (которую Тарковский хотел и показать в фильме, но бюджет не позволил).
    • Феофан Грек, появляется в новелле «Набег», действие которой происходит в 1408 году, только вот является он Андрею в виде призрака, хотя в реальности умер приблизительно в 1410-м. Но это не точно. Вообще дата его смерти колеблется между 1405 и 1415 годами. Так, что субверсия.
  • Аллюзия — Борсика, скорее всего он аллюзия на самого Тарковского, когда тот снимал «Иваново детство», также использовавший нестандартные решения и подход к делу.
  • А что, пусть будет! — Патрикея пытали, прижигая факелом. Прижигали, конечно, не всерьёз, но что-то не рассчитали, и расплавленная смола капала Никулину на босые ноги. Никулин кричал и стонал (как сцена того и требовала), но не прервал дубль, пока съёмка не закончилась. Эти кадры и вошли в фильм.
  • Цензура — по сути, это самый зацензуренный фильм Тарковского, И немудрено — в нём много нехарактерных для советского кино мрачности и жестокости: ослепление ремесленников, сожжение коровы, убийство лошади/собаки, жестокая смерть монаха Патрикея, сыгранным Юрием Никулиным (ну это вообще). Да и в целом: сцены набега сняты жестоко не только для советского, но и для всего мирового кинематографа 1960-х годов.
  • Знают именно за это — сцена с коровой.
  • Камео — монаха Ефима сыграл интересный советский поэт Николай Глазков.
    • Роль матери Иисуса досталась директору фильма — Тамаре Огородниковой.
    • Роль Дурочки исполнила первая жена режиссёра — Ирина Рауш.
  • Мучитель животных — на съёмках корову по-настоящему сожгли, а лошадь по-настоящему сбросили с колокольни. Тарковского лишь немного извиняет то, что животных взяли с бойни, где они погибли бы и так (но хотя бы быстро).
    • Однако, это одна из версий, сам режиссёр и другие члены съёмочной команды утверждали, что корова была накрыта абсентом и не пострадала.
  • Оммаж — некоторые критиковали фильм за то, что режиссёр «утопил Русь в дожде», и фильме, да, много сцен дождя. Это было сделано не для чернухи, а просто заимствование у японского режиссёра Акиры Куросавы, который преимущественно снимал такие же громадные по хронометражу фильмы про средневековую Японию, и в них присутствовали сцены дождя или ливня.
  • Визуальная отсылка — cцена убийства Фомы, снятая в рапиде, своеобразная цитата убийства вора из фильма «Семь самураев» Куросавы.
    • В начале фильма есть мотив полёта, Тарковский скорее всего вдохновлялся «Восемь с половиной» Феллини.
  • Отсылка — в фильме «Кино про Алексеева» главный герой попадает на место съёмок «Андрея Рублёва» (в частности, съёмки новеллы «Молчание»), после слушает беседу Тарковского и Солоницына.
    • «Зеркало» того же Тарковского — у главного героя в квартире висит постер «Рублёва» на французском языке.
    • «Солярис» опять таки Тарковского — Крис Кельвин смотрит на «Троицу», даже можно уловить едва слышимое музыкальное сопровождение из эпилога «Рублёва».
  • Отомщено временем — несмотря на то, что от этого фильма были в восторге на Западе, в СССР его сразу «положили на полку». В ограниченный прокат выпустили в 1971 году, а широкая премьера случилась лишь в 1987-м. Тарковского критиковали за всё, что только можно: за пропаганду насилия, жестокость к животным, русофобию, НЕпатриотичность и т. д. Но с годами фильм все же признали. У него высокие оценки, он во всех мировых топах лучших фильмов (даже возглавляет топ лучших фильмов по версии Ватикана). Для кого-то один из лучших, а для кого-то — лучший фильм режиссёра (причем даже некоторые хейтеры Тарковского признают достоинства картины).
  • Форсированный метод Станиславского — Анатолий (Отто) Солоницын убедил Тарковского попробовать его в главной роли в сцене, когда Андрей нарушает обет молчания. Он попросил месяц на подготовку и всё это время (по другой информации — 4 месяца) действительно молчал, чтоб его голос был осипшим и хриплым. Надтреснутый голос получился великолепно. Только не пытайтесь это повторить, от такого реально и вправду временно онеметь.
    • Ролан Быков сам придумал танец и частушки для роли скомороха, и дотошно изучал реальные песни (и удивился, что подлинные частушки большую часть состоят из брани и мата).
    • Также животные умирали в кадре по-настоящему, это было сделано для нужного эффекта, и показать, что жестокость — плохо. И судя по реакции зрителей, это удалось.

Интересные факты[править]

  • Первоначально идея фильма принадлежала актёру Василию Ливанову, и он даже хотел самолично поставить его и сыграть в нём главную роль, но Кончаловский вместе с Тарковским решили позаимствовать идею, и первые подали заявку на съёмки. Тарковский продинамил Ливанова с ролью Рублёва (несмотря, на то, что обещал её именно ему), после чего огрёб нехилых люлей от актёра.
  • Чтобы получить разрешение на постановку фильма об иконописце, Тарковский и Кончаловский заливали Госкино цитатами Ленина, который завешал сохранять память великих русских художников.
  • Роль Рублёва первоначально предлагалось Василию Ливанову, затем Иннокентию Смоктуновскому, но тот был занят не менее гениальным фильмом — «Гамлет» (1964). Роль досталась на тот момент малоизвестному и бесперспективному Анатолию Солоницыну и не прогадали — после этого фильма Солоницын стал востребованным и признанным актёром, а Тарковский сделал его своим «счастливым талисманом», и давал ему роли в последующих своих фильмах («Солярис», «Зеркало» и «Сталкер»).
  • Также с «Рублёва» началось сотрудничество Тарковского и Тамары Огородниковой, которая была директором его фильмов «советского периода», и играла там небольшие роли.
  • Сам Тарковский рассказывал о конфузе со сценарием, когда он случайно забыл его в такси. Режиссёр опомнился, когда машина уже уехала. С горя он напился, и идя по улице, наткнулся на того таксиста и сценарий был благополучно возвращен.
  • Фильм чудом попал на Каннский кинофестиваль: копию выкупил французский бизнесмен русского происхождения и повёз в Канны. Фильм с триумфом прошелся на фестивалях и был признан многими критиками.

Похожие фильмы[править]

  • «Александр Невский» (1938);
  • «Иван Грозный» (1944 и 1945);
  • «Семь самураев» (1954);
  • «Седьмая печать» (1957);
  • «Девичий источник» (1960);
  • «Маркета Лазарова» (1966);
  • «Долина пчел» (1967);
  • «Остров» (2006);
  • «Тайна Келлс» (2008);
  • «Царь» (2009);
  • «Трудно быть Богом» (2013);
  • «Легенда о Зелёном рыцаре» (2021).