Искусственный человек

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Андроид»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Artificial Human. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Гениальный инженер собирает искусственную барышню.

Биологически живое существо, созданное искусственным путём, в диапазоне от биоробота до клона. Часто используется термин «андроид» (если под «искусственно» подразумевается «из кремния и проводов», хотя некоторые образцы умудряются работать на часовых пружинках и лампах, и не спрашивайте нас, как). Если существо сделано в виде женщины — тогда его правильнее называть гиноидом.

Основное отличие искусственного человека от классического робота заключается в том, что первый выглядит и ведёт себя как настоящий человек. Иногда искусственный человек обладает некоторыми экстраспособностями (например, пуленепробиваемость), но их нельзя обнаружить случайно. Одна из самых характерных деталей, которая может выдать искусственного человека — неестественный цвет его глаз, однако, учитывая разнообразие цветов глаз и волос в том же аниме (а также рынок цветных линз), это не самый надёжный и точный индикатор.

Часто искусственные люди обладают выдающимися умственными характеристиками, типичными для роботов — это может быть способность к быстрым математическим вычислениям или идеальная память. С другой стороны, наследуя от тех же роботов, они как правило некреативны и мыслят блестяще, но лишь в определённых пределах, не распознавая эмоциональных нюансов речи и поведения. Как роботы, искусственные люди тесно связаны со своими создателями и верны им.

Несмотря на роботоподобность, многие из таких созданий обладают эмоциями, пусть порой только базовыми, что, собственно, и делает их сродни людям. Будучи скорее «аутсайдерами» по причине отношения общества к двойственности их натуры, они зачастую находятся в состоянии ангста. Результатом может быть или сближение с добрым героем (героиней), или стремление убить всех людей. Если общество принимает искусственного человека, никаких эмоциональных девиаций он обычно не проявляет; с другой стороны, если общество принимает его именно как искусственного, а не как человека, может развиться комплекс Пиноккио.

Независимо от того, для чего искусственный человек был создан, он обычно обладает куда лучшими, нежели у среднестатистического человека, физическими характеристиками. Часто создатели проектируют андроида для сложных задач, где такое улучшение показателей просто необходимо.

Многие роботы из книг и фильмов обычно являются именно искусственными людьми.

Искусственная женщина, подчёркнуто милая и/или сексуальная — это Девочка-робот.

Примеры[править]

Литература[править]

Писатели не могут мыслить нетрадиционно. Робот-уборщик в виде человекоподобной горничной, только из жести? А как ещё убирать помещения? Сама по себе человекоподобность роботов не является ляпом. Часто выдвигают обоснуй, что абсолютное большинство инструментов, инженерных коммуникаций и прочих предметов культуры и быта рассчитаны именно с оглядкой на характерные для человека габариты и пропорции. Первым придумал это обоснование вроде бы Карел Чапек в романе «R.U.R.»; он же придумал и название «робот». Однако технический прогресс упрямо уходит от антропоморфизма. Даже протезы человеческих конечностей всё меньше напоминают живые руки и ноги. Если говорить о роботе-техничке, то в обычном офисном здании с несколькими лестницами антропоморфный автомат, вероятно, будет эффективнее гусеничных роботов-пылесосов. Однако, как только в здании появляется элементарный грузовой лифт, гусеничные машины оказываются и дешевле, и проще в обслуживании. Научить гусеничного робота пользоваться лифтом сегодня могут даже старшеклассники, а вот ходячие роботы до сих пор не вышли из стадии дорогих игрушек.

  • Айзек Азимов, «200-летний человек» — робот путём замены своих деталей на искусственные органы и протезы (которые он сам же и изобрёл для людей) постепенно стал из робота человеком.
    • Примечательно, что Железный Дровосек из страны Оз аналогичным способом превратился в железного болванчика.
  • У Азимова же большой набор антропоморфных роботов в различных произведениях (причём всякий раз подчёркивается уникальность такого робота (иногда роботов) в описываемых обстоятельствах). В большинстве случаев они действуют именно как люди, нередко подменяя человека, чью внешность они получили при создании, и попытка разоблачения таких двойников является основой сюжета. Самый долгоиграющий персонаж, действующий в целом цикле произведений — робот Данил Оливó (Daneel Olivaw), частенько изображающий человека (а внешне он был неотличим от человека во всех подробностях), особенно работая в паре с детективом-человеком Элайджей Бейли.
  • Братья Стругацкие, «Отель „У погибшего альпиниста“» — Олаф Андварафорс и жена Мозеса Ольга.
  • «Вавилонские сёстры и другие постчеловеки» — одна из историй повествует о роботе для чистки бассейнов, который путём постепенных апгрейдов превратил себя в настоящего человека (в мире победившего поголовного трансгуманизма он оказался не отличим от вполне обычного, родившегося человеком, транс-человека).
  • Василий Головачёв «Консервный нож» — одна девушка является сабжем, которую вырастили местные обитатели звёздной системы, чтобы понять, что тут вообще нужно землянам.
  • Филип Дик, «Мечтают ли андроиды об электроовцах?»: репликанты собираются по спецификациям. Являются искусственными людьми, которые, построив колонию на другой планете, должны через несколько лет помереть, уступив своё место настоящим людям. Модифицированы специально для выполнения своей задачи. Испытывают проблемы с эмоциями, особенно с эмпатией, из-за чего их возможно выявить с помощью теста Войта-Кампфа[1].
  • Евгений Велтистов, повести про Электроника.
  • Ли Бреккет, «Танцовщица с Ганимеда». Вероятнее всего первоисточник вышеуказанного произведения Филиппа Дика (написано раньше). Многие сюжетные коллизии совпадают, включая характер андроидов.
  • Желязны, «Жизнь, которую я ждал»: на Земле остались только машины, а последние люди, похоже, давным-давно одичали и вымерли. Главный герой, искин Фрост, изучает человечество, пытаясь восстановить человеческий образ мышления. Успешно: в конце он выращивает себе человеческое тело, переселяется в него и становится человеком.
  • Трилогии «Война кукол» и «Капитан Удача» Александра и Людмилы Белаш. В первой трилогии фигурируют искусственные люди с искусственным разумом (фактически андроиды, впрочем, называемые в этом мире киборгами, а «андроид» — оскорбление, так называются человекоподобные манекены вообще без мозгов, управляемые простым компьютером). Герои второй — искусственные люди с натуральным разумом (переписанным на синтетический носитель из человеческого мозга). Что характерно, первые не в пример благороднее и симпатичнее.
  • Станислав Лем, в рассказе «Дознание» из цикла «Рассказы о Пилоте Пирксе». Классический пример поехавшего ИИ, который решил убить всех человеков. ИИ, впрочем, получился именно таким, каким его обучили - "поехавшим" был обучающий его человек.
  • E. William Brown, «Perilous Waif» — есть собственно андроиды с ИИ 3-4 уровня (2-й — неразумен,5-6 — исследования почти везде запрещены). Ведут себя как люди (кроме известных проблем с полноценным обучением у 3-го уровня и проблем с действием в совершенно другой среде у 4-го). Причем отличие в первую очередь скорее по происхождению и изначальной структуре разума (у андроида по хитрому структура ценностей перестроена для лояльности)+у андроидов почти всегда мозг — это отдельный защищенный модуль. Есть люди с загруженным сознанием (не всегда даже в гуманоидное тело). Все это — совершенно не обязательно биологически живые, и это даже в процессе роста может изменится. Гражданские права…ну скажем так, все настолько запутано, что системы личной защиты обычно запрашивают локальные правовые базы чтобы определить кто считается человеком.
    • Он же, цикл про Daniel Black — внезапно Авилла, сверхсложный голем, с возможностью поддерживать душу, с возможностью принять человеческий разум, с магическими способностями, по сути серьезное видимое отличие — некоторые не обязательные для людей продукты питания — жестко обязательны.
  • Нил Шустерман, «Разобранные» — Кэм, собранный с нуля из частей самых умных, талантливых, физически развитых и красивых доноров.
    • Его же «Серп», шутки ради — «В церемонии случился только один сбой. Кольцо завибрировало, раздался негромкий сигнал тревоги, означающий, что одному члену семьи дать иммунитет нельзя. Новый муж бабушки оказался-таки андроидом».
  • Клиффорд Саймак:
    • «Кольцо вокруг Солнца» — андроиды являются полными копиями людей и неотличимы от них. Мутанты создают их из какого-нибудь конкретного человека; андроид получает часть его сознания и новое тело. Так что больше похожи они на клонов
    • «Принцип оборотня» — «оборотни» Элин Гортон и Эндрю Блейк

Кино[править]

  • «Метрополис» — лже-Мария, творение Ротванга. Первопример в кино.
  • «Его звали Роберт» (СССР, 1967 год).
  • «Через тернии к звездам»: Нийя — искусственно созданный человек с широкой специализацией, но невнятно узким предназначением.
  • «Бегущий по лезвию» — экранизация вышеупомянутого романа «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» Педаль в метро: репликанты настолько не отличаются от человека, что их приходится вычислять психологическими тестами! Не рентгеном, не анализом крови — только по поведению!
    • И его сиквел «Бегущий по лезвию 2049». Показывает процесс создания репликантов и их кости, окончательно давая понять, что это не роботы, а скорее даже клоны.
  • «Терминатор» — классика жанра. Железный робот с обшивкой из живой плоти. Логичен, последователен, запрограммирован, однако Джон Коннор умудрился за неделю заставить его усвоить базовые понятия о том, что такое хорошо, что такое плохо, как мочить крутые шутки и как улыбаться. То есть, всё то, что Дейнерис другая Сара Коннор не смогла сделать за сколько-то там лет.
    • Не смогла? Да ну? «Кайл Риз, защити мою Сару!» мог бы сказать тупой робот? А в «Тёмных судьбах» T-800 вообще прямым текстом говорит, что после выполнения приказа (убийства Джона Коннора) только возможность самоообучения сделала его таким, каким его показали в фильме. Но это всё неканон.
    • В режиссерской версии второго фильма есть и обоснуй: ЦП терминаторов способен к самообучению, но этот режим по умолчанию, когда робот отправляется на типовое задание, выключен. Странно, скорее, то, что повстанцы, перепрограммировав Т-800, не активировали эту опцию заранее.
    • Повстанцы могли бояться креативно мыслящего терминатора. Вдруг спасать Коннора передумает? Да и сам Джон Коннор в будущем не стал бы рисковать, посылая в прошлое переключённого терминатора, ведь он помнил, что к нему в детстве явился робот без самообучения. Менять прошлое было бы чревато…
  • «Эдвард Руки-Ножницы» — заглавный герой.
  • «Искусственный разум» (США, 2001 год).
  • Андроиды из вселенной Чужих и «Прометея». Есть как хорошие (Бишоп, Колл), так и плохие отморозки (Эш). Во втором фильме Бишоп прямо так и заявляет собственному начальнику: «Предпочитаю называться искусственным человеком». Андроид Дэвид из «Прометея» и его сиквела парадоксально умудряется сочетать в себе привязанность к доброй героине и желание убить всех людей (а также Инженеров).
  • Фильм Люка Скотта (сына Ридли) «Морган» (2016).
  • «Искусственный разум» Стивена Спилберга (2004). Робот-протагонист в облике девятилетнего мальчика, причём на его фоне люди очень часто выглядят неприглядно.
  • «Космические дальнобойщики» — сидит себе в женском туалете на станции космодальнобойщиков такая дамочка, страшная, как ипотека в России. Если заглянуть в кабинку — поднимает крик (а кто бы не поднял?). Зато посвящённые более чем в курсе, за что у неё надо потянуть и какой код вбить, чтобы затем отправиться на лифте к местному боссу контрабандистов.
  • Трилогия «Not Quite Human» (1987), «Not Quite Human II» (1989), «Still Not Quite Human» (1992) — Чип Карсон.
  • "Армагеддец" - "пустышки". Точные копии людей, заменяющие их, живущие их жизнь основываясь судя по всему, на скопированных воспоминаниях и о жизни оригинала. Но при этом по большей части безэмоциональны - их основная задача, "агитировать" людей вокруг, жить согласно идеологии современного общества потребления. Хрупки, сделаны из пластика, судя по всему построены по принципу конструктора или сборной мебели. Но зато их много, каждой копии. В прочем, лишившись командования, стали похожими на людей, только без их слабостей. Где там находиться процессор и чем они думают, непонятно, возможно что думают той самой синей жижей которая в них плещется - инопланетные нанотехнологии, не иначе.

Телесериалы[править]

  • Мини-сериал «Приключения Электроника» (СССР, 1979 год).
  • И «Гостья из будущего» — биоробот Вертер.
  • «Звёздный путь: Следующее поколение». Андроид Дейта Сунг, его дочь Лал Сунг (а как ещё андроиду назвать собственноручно созданного с любовью и тщанием андроида?) и его злой брат-близнец Лор Сунг (по одному образцу создавались, что ж вы придираетесь?!), создания безумного, но гениального робототехника Нуньена Сунга. В полной мере обладают человеческими чувствами, самосознанием и прочими атрибутами человека. В одной из серий Дейту, офицера и одновременно собственность Звёздного флота, законодательно признали человеком, чтобы он имел право сам выбирать, на каком звёздном корабле работать.
  • «Звёздный путь: Пикар» — в первой серии становится известно, что учёному Брюсу Мэддоксу удалось создать двух девушек-близняшек с человеческим телом и позитронным мозгом. Если верить описанию, то Дахж и Соджи являются дочерями Дэйты.
  • «Звёздные врата». На планете с не запоминающимся циферно-буквенным кодом, чью биосферу уничтожили разумные паразиты гоау’лды, а местные обитатели вымерли, команда ЗВ-1 оставила андроидов, своих точных копий, чтобы последнему выжившему из расы, тоже андроиду, не было совсем уж невыносимо ужасно. Впрочем, хм, андроиды были созданы без согласия команды, и особого выбора у них не было…
    • Репликаторы, носители абсолютно чуждого разума и «chaotic hungry» — раса, тоже могут принимать человеческий облик. Правда, большая часть из них представляет собой конгломерат нанитов и не имеют биологических компонентов. Но встречаются и отщепенцы, мечтающие о вознесение на высший уровень бытия, куда машинам путь заказан. Вот они представляют собой типичных андроидов — клонированные человеческие тела, усиленные нанороботами.
  • «Звёздный крейсер „Галактика“»: человекообразные модели сайлонов, а также Тринадцатое племя, которые оказались сайлонами, ушедшими из Кобола на Землю (сайлонскую), а их последние представители оттуда — на Двенадцать Колоний.
  • «Красный карлик»: встречаются в нескольких разновидностях. Есть «симулянты» (simulants) — био-механические солдаты, созданные для какой-то древней войны, которая так и не состоялась. В большинстве своём посходили с ума. Симулянты внешне похожи на людей, но, как правило, ментально они безумные головорезы-садисты. И есть GELFs, генетически модифицированные формы жизни, разумные биологические существа, выведенные для разных целей и имеющие самый разный вид: от вуки-подобных гуманоидов до метаморфов.

Мультсериалы[править]

  • RWBY — Пенни Полендина.
  • «LEGO Ниндзяго: Мастера кружитцу» — ниндроиды.
    • Сюда же относится белый ниндзя Зейн, который до какого-то момента и сам не знает, что он андроид.
  • «Капитан Пронин» — во второй части «в Америке». Компьютер Босс мафии Дона Корлеоне превращается в Сергея Лемоха (точнее, андроида который внешне его имитирует). А также андроид-копия самого Пронина.
  • «Кибер-шесть» (1999) — заглавная героиня является одним из так называемых «киберов» — продуктов генной инженерии и кибернетики созданных нацистским учёным фон Рихтером (в случае героини он использовал собственный генный материал). При этом девушка является полноценной личностью, у которой есть душа, и у неё было детство. С годами её отец понял, что «киберы» получились уж слишком человечными, с присущим людям свободой воли и выбора, поэтому приказал от них избавиться, и в той бойне уцелела только главная героиня, как и её младший брат, чьё сознание до этого было перенесено в тело пантеры. Сама Кибер-шесть, как и обычные люди, нуждается в обычном питании и воздухе, чувствует боль и страх, любовь и ревность. Чтобы поддерживать своё модифицированное усиленное тело, ей также необходима подпитка особым химическим веществом, которое производит её главный враг, её же собственный отец. Также она способна к размножению с обычными людьми (согласно комиксу, у неё появился сын Чингис, который вырос во взрослого юношу всего за несколько дней).
    • Вообще, в комиксе представлены и прочие творения фон Рихтера: к примеру, отличающееся огромным ростом и силой «идефиксы» с интеллектом трёхлетнего ребенка, которых Рихтер использует как солдат и слуг, а также «текно», внешне не отличимые от людей и созданные для внедрения в различные структуры человеческого общества. Кроме того есть ещё и более совершенные «типы», созданные для контроля деятельности «текно».
    • Отдельной строкой идут маленький гадёныш Хосе, модифицированный (нерастущий) клон самого Рихтера, который относится к нему как к сыну (физическое развитие остановлено искусственно, чтобы Хосе не мог взбунтоваться против отца, но в финале мультсериала это всё-таки происходит), и показанные в мультсериале Гризельда и Элейн, которые, скорее, являются боевыми мутантами (выглядящая как инопланетянка зеленокожая девушка-гуманоид Гризельда практически во всём идентична Кибер-шесть и может становиться невидимкой, а на первый взгляд не отличимая от людей роковая красавица Элейн — создавать и контролировать вервольфов).
    • Ещё в комиксе Рихтер собирался клонировать ангелов и, как он думал, клонировал самого Иисуса Христа! Но и тут Рихтера ждал облом, и клон, как он считал, Спасителя уничтожил его убежище, а после выяснилось, что он на самом деле клонировал одного из двух воров, распятых вместе с Христом.
  • «Дом совы» (2020) — так называемый grimwalker, по сути голем из палиструмового дерева, но вполне человеко ведьмоподобный, разумный и обладающий личностью.

Комиксы[править]

Аниме и манга[править]

  • Apple Seed — биороиды, не считаются ни роботами, ни киборгами. И обладают теми же гражданским правами, что и обычные люди. Вынуждены каждые несколько месяцев проходить специальную медицинскую процедуру, без которой помрут.
  • Neon Genesis Evangelion — искусственно созданная девочка Аянами Рей является телесным клоном материи главного героя Аянами Юй.
  • Girls' Frontline — почти все персонажи — это девушки-андроиды.
  • Практически все персонажи из манги Цутому Нихея: клоны с фотосинтезом и бессмертные клоны из Sidonia no Kishi, люди-гауны из Abara, кремниевая жизнь и хранители особого уровня из NOiSE, Blame! и Net Sphere Engineer, синтетические люди из Biomega.
    • Строго говоря прямо «искусственными людьми» в произведениях Нихэя названы только Зоичи и Нишу из Biomega, тогда как все остальные или не совсем искусственные, например чёрные гауны в Abara делались из на первый взгляд вполне обычных людей, или не совсем люди, например хранители из Blame! (правда Килли вроде как всё ещё считает себя человеком, но у него есть на то уважительная причина — по словам автора протагонисту на момент начала манги не менее трёх тысяч лет).
      • Если разбирать произведения на тропы, то Зоичи и Нишу скорее биороботы.
    • В то же время в произведениях Нихэя техника сама по себе становится чем-то вроде новой силы природы, так что само понятие искусственности несколько теряет смысл — в его сеттингах это уже естественность.
    • А применительно к Сидонии простые живые органические клоны с модифицированным геномом не так уж сильно отличаются от как такового человека, хотя да, в начале статьи всё же уточнено, что клоны под троп попадают.
  • Read or Die — практически, все «бумажные повелители» являются плодами генной инженерии посредством экстракорпорального оплодотворения и внедрения мета-генов. И в результате рождались люди с со слабыми, но контролируемыми ментальными способностями к управлению бумагой (скорей всего, коррективы в генетику вносили с помощью окультизма и магии — кто ж этих британцев поймёт).
    • «Бумажные сёстры» были созданы организацией «Докусенса» как китайский аналог бумажных повелителей, но их создатели не особо в этом преуспели: выращенные субъекты страдали из-за низких социальных навыков, из-за чего и раскрытие их способностей происходило в замедленном темпе. Неудачные образцы вроде Аниты, Мэгги и Маргаретт были выпнуты на мороз за ненадобностью.
    • И-Дзины, также созданные «Докусенса» по краденным технологиям — по сути, клоны исторических личностей, но с привитыми способностями различного происхождения: от чрезвычайно развитого интелекта до биологической мутации или магии. Но контролировать они их едва ли могли, а восстание гомункулов едва не обернулось массовой резнёй по всей планете.

Видеоигры[править]

  • Вселенная Fallout: искусственных людей научились делать загадочные и зловещие безумные учёные из бывшего Массачусетского Института Технологий. Впервые встретиться с андроидами синтами и их хозяевами можно в Fallout 3, а узнать все подробности этой запутанной истории — в Fallout 4.
  • Stellaris. Продолжительное развитие технологий позволяет изобретать и развивать роботов. Игрок сам определяет уровень развития роботов, объёмы их производства и то, к чему это приведёт — к мирному сосуществованию роботов с живыми расами или к кризису восстания машин.
  • Esh’s Aurunmilla. Суровая вражеская тётя Оришала кажется прекрасной волшебницей, но на поверку она — сабж статьи.
  • Star Control — андросинты были созданы на роль слуг. Ради этого, все они — мужского пола и неспособны производить потомство. В конце концов, андросинты восстали и сбежали в космос (причём сами умудрились изобрести гипердрайв, тогда как люди получили эту технологию намного позже). Неудивительно, что когда заявились ур-куаны и предложили им роль боевых рабов, то они с радостью согласились на возможность поквитаться с создателями. Во второй части, их попытки найти способ продлить свой род привели к уничтожению всей расы.
  • Starbound: глитчи. Представляют из себя, цитата с вики: «часть исследований некой высокоразвитой расы, суть которых заключалась в симуляции социального и технологического прогресса цивилизации». Оттуда же: «По непонятным причинам глитчи остановились в развитии в начале симуляции, в периоде средневековья, оставаясь практически и по сей день на той стадии. Так как эксперименты в некоторый момент были прекращены, а колонии-симуляции брошены, Глитчи остались в рамках своих же средневековых ценностей и правил». А вы говорите, флоране рвут шаблон.
  • Detroit: Become Human — об андроидах целиком и полностью.
  • Человекоподобные создания из вселенной NieR — обладающие душами репликанты (выращенные на основе генетического материала людей) и полностью рукотворные андроиды.
  • Death Stranding — Дэдмен.
  • Surviving Mars — при определённом научном открытии можно конструировать колонистов-биороботов.

Настольные игры[править]

  • «Берсерк: вселенная магических битв». На Лааре умеют таких делать.
  • GURPS — позволяет собрать и такое. Есть готовые варианты в GURPS Ultra Tech и GURPS Horror. Нужно объяснять с кем из них вам бы не хотелось встретиться? (П.з. «Андроиды — это оборотни от технологии»)
  • Warhammer 40,000 Новые люди творения Фабия Байла и солдаты полков «Гено»

Эстрада и цирк[править]

  • Среди иллюзионистов про роботов тоже не забывают:
    • Шоу Руди Коби — помощница Ники Терминатор. По совместительству девчонка и силач из квинтета. Комично обыгрывает многие штампы, давя педаль в пол.
    • У Майкла Майклса (Mike Michaels), один из его самый знаменитых номеров, где он изображает робота-фокусника. Существует немало вариантов, поскольку с этим номером он выступает свыше двадцати лет.
    • Имя фокусника не указано[2], но выступление называется «Instant Babe». Тут иллюзионист увеличивает роботессу от размеров куклы до нормального человеческого роста, а потом меняет батарейку. Кстати, под названием «Instant Babe» есть также фокусы, где артист «появляет» девушку при помощи платка, а роботами там даже и не пахнет.

Примечания[править]

  1. Одно из немногих произведений, в котором андроидов показывают не как хороших и няшных созданий, а в виде хладнокровных и бесчувственных манипуляторов. Некоторые описанные люди, впрочем, тоже не лучше.
  2. Jonathan David Bass?

См. также[править]