Аномальная зона

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Eldritch Location. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Осторожно, вы вступаете во владения гномов!

Аномальная зона — место, где сами законы физики работают «не как у людей»: близкое становится далёким и наоборот, улицы, здания, этажи и комнаты произвольно появляются и исчезают, а время идёт быстрее или медленнее, чем в обычном мире. Здесь можно встретить таинственных существ, от мутировавших животных и не менее мутировавших сталкеров и местных жителей и людей до призраков и инопланетян. Иногда здесь можно добыть всякие артефакты, такие как Мистический Сникерс или Мистический скелет воблы.

Надтроп — чужеродное место. Основное отличие: аномальная зона — это относительно небольшое пятно, в котором нарушаются законы нормального мира, причём её чуждость может не бросаться в глаза, пока не попадёшь в аномалию или не поцелуешься с возникшим из ниоткуда кровососом.

Примеры[править]

Фольклор[править]

Литература[править]

  • «Заколдованное место» Гоголя же!
  • Братья Стругацкие:
    • «Пикник на обочине» — практически кодификатор в отечественной литературе.
    • Рассказ «Забытый эксперимент» — проводили опыты с радиацией. В итоге — почти то же, что и в «Пикнике», только без инопланетян. Зато с лосями.
    • «Волны гасят ветер». «На острове Матуку происходили убийства. Довольно скоро выяснилось, что причиной всему был исполинский силурийский моллюск, чудовищное первобытное головоногое. Биополе этого монстра оказывало угнетающее действие на психику высших животных. В частности, у человека оно вызывало катастрофическое снижение уровня мотивации, в этом биополе человек становился асоциален, он мог убить приятеля, случайно уронившего в воду его рубашку. И убивал».
    • «Сказка о Тройке» — заколдованное место aka «Заколдун». Холм. «Краткая сущность необъяснённости: во-первых — не проехать, во-вторых — не пройти».
  • Вселенная S.T.A.L.K.E.R. — тут с Зоной вытворяют все, что только могут придумать.
  • Вольное продолжение предыдущего цикла, «Зона-2051» — теперь зон пять! И все соединены гиперпространственными туннелями.
  • Сергей Тармашев, «Ареал». Третично, по отношению к Пикнику и Сталкеру. Цикл появился в результате нежелания автора писать книги по серии «сталкача», по просьбам трудящихся. Читать можно, если не наелись всего остального, а также стандартных для Тармашева заскоков.
  • Кир Булычев — «Спасите Галю!», полупародия на «Пикник на обочине». Зона тут — разрастающаяся свалка на месте заброшенного завода игрушек, превратившаяся в замкнутую экосистему, со своими сталкерами и аномалиями…
  • Дмитрий Быков, «Можарово» — герой-журналист на поезде проезжает эту самую деревню Можарово. С виду — обычная депрессивная российская глубинка, где нищие местные жители просят столичных гостей, чтобы им помогли… Но на самом деле там обитают инфернальные Чу-Чу, которые каждому показывают такой иллюзорный образ, перед которым именно ему трудно устоять (маленькую девочку, женщину с ребёнком и др.) — и стоит открыть им окно, как схарчат и не подавятся.
  • Нью-Кробюзон Чайны Мьевиля — развалины Суроша и Какотопическое пятно, ставшие аномальными зонами в результате применения вихревых бомб.
    • Какотопическое пятно возникло само по себе, из-за природных дуновений Вихревого потока, и тянет скорее на полноценное чужеродное место.
  • Чайна Мьевиль, «Рельсы» — само Рельсоморье, перемещаться по которому можно только по железнодорожным путям. Есть в нем и свои сталкеры — сальважиры — являющиеся по совместительству и археологами. Присуствует оммаж Стругацким.
  • Вселенная Метро-2033 — многие заброшенные станции и туннели, и еще больше мест на поверхности.
  • Яцек Дукай, «Иные песни» — пополам с чужеродным местом. Сабж образуется вокруг каждого адинатоса. Чем ближе к центру, тем сильнее всё начинает искажаться по принципу «стать чем-то абсолютно непостижимым». Объекты рандомно меняются, стираются грани между живым и неживым, предметом и явлением, распадаются даже смыслы слов. А там, где адинатосы высадились на Землю, образуются самые широкие чужеродно-аномальные зоны — Сколиодои aka Кривые земли, куда богатые путешественники и учёные отправляются за всякими чудесатыми трофеями.
  • Евгений Лукин «Портрет кудесника в юности» и особенно «Бытиё наше дырчатое». Гора Колдушка в первую очередь, и отдельно аномалка, куда ещё не добрались людские предрассудки — скажем, что вечный двигатель невозможен (в аномалке возможен, правда, за них теперь в Баклужино штрафуют), или что путешествия во времени неосуществимы.
  • Джефф Вандермеер, «Аннигиляция», и фильм, снятый по книге, — Зона Икс, в которую уже пару десятков лет раз за разом отправляют экспедиции в попытках понять, что же там произошло. В книге так до конца не понятно, в чем причина происходящего, а в фильме крайними сделали инопланетян.
  • «Перо ангела» Виктории Радионовой — после падения метеоритов таких зон множество. Начать с того, что войти туда может не каждый. Выйти - тем более. Ходоки-пустынники долго не живут, радиация вызывает мутации как у них, так и у потомства, а некоторые предметы становятся аномальными артефактами

Телевидение[править]

  • «Ералаш», «Опасная зона» — школьник Котов, увлёкшись лозоходством, определил, что стол учительницы находится в опасной зоне. И действительно — когда стол перенесли, с потолка сама собой упала люстра. А вот себя эксперт по опасным зонам уберечь не смог.

Кино[править]

  • «Гиперкуб» — же!
  • «Сталкер» — аналогично первоисточнику Стругацких, правда, здесь аномальная зона мистического, а не научно-фантастического плана.
  • «The Endless» (надм. «Паранормальное», вообще-то «Бесконечное») — коммуна «Аркадия». Местные обитатели поклоняются некоему хтоническому лавкрафтианскому Чу-Чу, которое способно играть с временем и пространством и изменять реальность, так что люди здесь живут во «временных петлях».
  • «Аллегро» Кристофера Боэ — в центре Копенгагена образовалась аномальная зона, в которой оживают воспоминания и бессознательное (а-ля «Солярис»), и главный герой отправляется туда, чтобы вспомнить свою возлюбленную, с которой он в прошлом расстался при странных обстоятельствах. В конце он выясняет, что она погибла, но увы, Зона не возвращает прошлое, а только даёт возможность его вспомнить…
  • «Аннигиляция» — Мерцание, образовавшееся после падения метеорита. Искажает всё, что попадает внутрь его, соединяя воедино живое, неживое и даже свет. Режиссёр (в отличие от автора книги-первоисточника) не скрывал, что вдохновлялся работами Тарковского.
  • «Ведьма из Блэр» — Гробовая скала. Пространственные петли, временные аномалии, вечная ночь и прочая чертовщина.
  • «Третья планета» — в наличии и аномалии (в том числе и пространственные), и мутанты и даже военные сталкеры. А сама зона представляет собой довольно большой кусок леса с, находящимся там заброшенным городком, базой ВМФ и несколькими меньшими поселениями.

Мультфильмы[править]

  • «Аниматрица» — новелла «По ту сторону (Beyond)». В одном из городов Японии дети находят аномальную зону, в которой происходят странные вещи — гравитация и время весьма причудливо искажаются, например… Тем временем Матрица замечает «ошибку рендеринга» в этой локации и высылает группу корректировки, которая исправляет глюк и все приходит в норму. В обычную серую будничную норму.

Мультсериалы[править]

Видеоигры[править]

Наглядно
  • Забагованные и непрописанные в коде (и собранные из элементов кода, для того не предназначенных, вроде странных миров из super mario bros) локации, где есть всякие предметы со странными свойствами, глюки текстур и объекты вроде Missing No, обтянутые стандартной аварийной фиолоетово-черной текстурой.
  • В некоторых играх при некоторых обстоятельствах аналогом аномальной зоны является край уровня (и провал сквозь текстуры, если проще — «сквозь землю провалился»), область рядом с ним и все, что находится за ним. Место это, мягко говоря, странное
  • Большую нелепицу можно заметить, если читами отдалить камеру там, где этого делать нельзя, или сделать то, что разработчиками было не предусмотрено.
  • S.T.A.L.K.E.R. — намного, быть может, в десятки раз меньше, чем в книгах по этим играм. Всякой чертовщины (вроде телепорта на Плато или пространственной петли в Оазисе в Зове Припяти) полно, но многие аномалии хотя бы кажутся более-менее поддающимися изучению.
  • «Sam & Max: Hit the Road» — вообще-то, весь мир игры не слишком нормальный, но педаль в пол выжимает Таинственный Водоворот (Mystery Vortex) — аномальная зона, пародирующая «Mystery Spot» (см. ниже). Невозможные лестницы, «мягкие часы» Сальвадора Дали, пианино, играющее само по себе, комнаты, где герои ходят по потолку или увеличиваются-уменьшаются в размерах…
  • Silent Hill — одноименный городок.
  • Prime World — Праймзона являет собой огромный участок аномальной территории в жизнерадостном фэнтезийном сеттинге. Её свойства подробно не прописаны, но явно имеют много общего с Зоной Отчуждения из вышеупомянутой игры про сталкеров, разве что нежити в ней, как правило, нет.
    • После наступления Эпохи Тумана в аномальную зону превратился весь главный материк данного мира, также Туман изредка появляется в случайных местах на южном материке.
  • Серия Metro 2033 — в Москве и прочих локациях постъядерной России встречаются места, где происходит всякая чертовщина: отключается всё электрооборудование, слышны призрачные голоса, видны тени умерших, возникают картинки из довоенного прошлого. Иногда эти места очень опасны. Педаль в асфальт выжимает Новосибирск — практически весь город представляет собой одну большую аномальную зону на поверхности (и в очень многих местах под землей тоже полно всякой околомистической чертовщины).
    • Хотя возможно, что Артёма просто «клинит» от низкочастотного излучения или психотропных веществ (тех же спор светящихся грибов) в воздухе.
  • Tomb Raider (2013) — на острове вообще, и в некоторых местах в особенности, творится чертовщина с погодой.
  • Encased: A Sci-Fi Post-Apocalyptic RPG — Купол.
    • Более конкретно территория вокруг заправки «Пикник на обочине», отличительной особенностью которой является сильно увеличенная скорость старения всей техники и всех конструкций.
  • Fallout 3 и 4 — Данвич-билдинг и Данвичские бурильщики. Все, кого заносило в эти места после Великой войны неизбежно сходили с ума, а до нее там чертовщина творилась как сама по себе, так ее еще и прямо призывали. С прикрученным фитильком — послевоенный Питтсбург со своим синдромом троглодитского вырождения и запредельно угробленной экологической ситуацией. Да и в Пойнт-Лукаут аномалий хватает.
  • Control — весь Старейший Дом, штаб-квартира Федерального Бюро Контроля, является одной большой аномальной зоной.

Настольные игры[править]

  • Игра в жанре кинь-двинь по роману «Затерянный мир». На игровом поле есть клетка с одноимённым названием. Согласно описанию в инструкции, здесь пропадают люди и животные, возникают шаровые молнии, а по ночам можно увидеть призраков и НЛО. Поэтому, если игрок остановится на этой клетке, он должен бежать оттуда — бросить кубик и отступить назад.
  • Warhammer 40,000Варп, аналог астрала местной вселенной.
    • Есть такая вещь как варп-шторм. Это когда обширная местность (размерами со звездную систему, не меньше) погружается в варп, оставаясь при этом в материуме, что позволяет демонам свободно рассекать по ней. Из варп-штормов наиболее известными являются Око Ужаса, Мальстрим и Вопящий Вихрь.

Интернет-проекты[править]

  • Harry Potter and the portrait of what look’s like a large pile of ash — так как фанфик написан ИИ, в нём небо над Хогвартсом выглядит как полный крови чёрный потолок, а сам замок окружён магически усиленным ветром.
  • SCP Foundation, конечно же. Фонд содержит не только всякие аномальные предметы и чудных существ, но и целые локации, отгородив их забором от любопытных гражданских. А ещё из-за различных паранормальных событий даже целые учреждения Фонда превратились в аномальные зоны.
    • А вы знаете, что случилось в Зоне 13?
      • Это неважно. важно, что Зоны 5 не существует.
    • SCP-001-H - субверсия. Аномален весь мир, кроме небольшой области с городом Хоуптаун в центре.

Реальная жизнь[править]

  • Чёрные дыры — самый эпический пример вообще. Их существование следует из теории относительности, но сами такие объекты в буквальном смысле выворачивают законы физики и человеческой логики наизнанку.
  • Магнитные аномалии — никаких физических законов не нарушают, но здорово нервируют моряков и перелётную живность.
  • Нонгкхай
  • Дарваза — чем не Разлом из «S.T.A.L.K.E.R.»?
  • «Mystery Spot» — загадочное место в Калифорнии, где компасы и GPS «сходят с ума», шары катятся снизу вверх, а люди стоят наклонно. Владельцы объясняют это тем, что в давние времена там упал метеорит, и место стало магическим. На самом деле это всё построено на оптических иллюзиях. Погодите, а как же компасы? Ну, если метеорит был из железа, то всё объяснимо.
  • Иногда такой «аномальной зоной» становится центр Москвы — включаются глушилки GPS, чтобы кто попало не запускал там дронов.
  • Различные места где из-за оползней на склонах стволы деревьев оказываются растущими не вверх, а под углом. Можно снять такое место так, что кажется, будто брошенный на дорогу мячик не скатывается вниз, а наоборот — стремится укатиться наверх.
  • Да тысячи их. Надо ли говорить, что аномалии в большинстве случаев либо имеют научное объяснение, либо не наблюдаются вовсе?