Антисеттинг

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
«

Дело было в январе, пятого апреля, Сухо было во дворе, грязи по колено. По железной мостовой, сделанной из досок, Шёл высокий гражданин маленького роста, Кучерявый, без волос, тоненький, как бочка. Нёс тетрадки он в руке, ровно два листочка. Пишет сыну он письмо: «Дорогая дочка! Жив, здоров, лежу в больнице С переломом поясницы. Сыт по горло, жрать хочу. Приезжайте, приезжайте! Я вас видеть не хочу!»

»
— Детский абсурдистский стишок

С первого взгляда похоже на Идиотский сеттинг, вот только все нескладухи, несовпадения, несостыковки и прочее — не баг, а фича. Автор придумал эту фичу специально, чтобы абсурдностью и алогичностью места/времени действия подчеркнуть абсурдную ситуацию, в которую попал герой, да и абсурдность бытия в принципе.

Нередко антисеттинг сопутствует антисюжету, но не обязательно: бывают антисюжеты в нормальных сеттингах, бывают и в антисеттингах нормальные сюжеты.

А если повествование идет от лица некого POV-персонажа, то автор показывает, что рассказчик ненадежный.

Примеры[править]

Литература[править]

Отечественные авторы[править]

« Я гулял вдоль антиречки и набрёл на антилес —

Там стояли антисосны, антиёлки до небес, Среди этих антиёлок погулял антитопор. Антипуть мой не был долог — впереди антизабор

Там у антибудок новых разлеглись два антипса — Они рады бы любому выгрызти антиглаза. Я прошел за антидвери, в антикомнату попал — Это был анти-античный антигрецкий антизал.

Там стоял антияпонский антистерео-мафон, Антипортрет в антирамке антилампой освещён. За соседней антидверью я увидел анти-вид: На большой антипостели там сидел антисемит.

»
— Алексей Свиридов пародирует троп
  • Братья Стругацкие, «Град обреченный» и «Улитка на склоне».
  • С прикрученным фитильком — Василий Аксёнов, «Мой дедушка — памятник» и «Сундучок, в котором что-то стучит». Кстати, хороший пример логичного (пусть и с элементами правила прикольности и чудес или их симулякров) сюжета в антисеттинге.
  • «Апофения» Александра Панчина. Мир победивших астрологии и гомеопатии со стороны смотрится ничуть не менее безумным, чем Страна Чудес.
  • «Полигон» Сергея Кузнецова.
  • «Дети против волшебников» (по альтернативной версии — идиотский сеттинг, поскольку достоверно неизвестно, была ли книга написана, как искренне упоротая пропаганда или же как скрытая сатира).
  • Юнна Мориц любит в своих стихах использовать антисеттинг и показывать, например, вот такую картинку: «На берегу сидел рыбак, Ромашками заросший, Ловил он раков и салак Резиновой галошей…».
  • А. Зиновьев, «Зияющие высоты». Антисеттинг — всё, начиная с названия. Ибанск есть никем не населенный населенный пункт, которого нет в действительности. А если бы он даже случайно был, он был бы чистым вымыслом. Во всяком случае, если он где-то возможен, то только не у нас, в Ибанске.
  • Макс Фрай, серия «Лабиринты Ехо» — внутримировой пример. Владельцы придорожного трактира «Середина леса» убеждены, что весь мир исчерпывается лесом и их трактиром. Кто их посещает? В основном обитатели леса, оборотни. Откуда они берут припасы? Их снабжает один предприимчивый фермер, который, с их точки зрения, тоже живёт в лесу, являясь его частью. Как быть со свидетельствами проезжающих путешественников? Ну, мало ли какие сказки могут рассказывать незнакомцы с богатой фантазией!
  • Михаил Успенский, трилогия «Приключения Жихаря» и примкнувшие к ним «Белый хрен в конопляном поле» и «Невинная девушка с мешком золота». Персонажи осознают «сломанность» мира, и главный квест — всё исправить, «разомкнуть кольцо времени».

Зарубежные авторы[править]

  • «Путешествия Гулливера» Свифта — один из кодификаторов: в сатирических целях, дабы показать абсурдность жизни.
  • «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле — в той части, где герои путешествуют к Оракулу.
  • Э. Р. Распе, «Приключения барона Мюнхгаузена». Отдельные части могут противоречить друг другу. Сделано намеренно, чтобы показать какой протагонист врун/фантазер.
  • Л. Кэрролл, «Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье» — образцово-показательно. Поэтому обвинять авторов продолжений сказки (дилогия Т. Бёртона, канадский мини-сериал и пр.) в том, что у них сюжет получился идиотским — заведомо проигрышное дело. Логика, физика и прочее в Стране чудес и Зазеркалье работают не так, как у нас.
    • В фильме «Алиса в Зазеркалье» (1998 г.) «анти» подчеркивается тем, что при переходе Алисы из локации в локацию (т. е. с одной шахматной клетки на другую) её прическа и наряд не кардинально, но меняется.
  • «Маленький принц» Экзюпери. Сеттинг нарочито абстрактен — несколько сцен происходит на астероидах, где может поместиться только один человек.
  • С. Лем, «Кибериада» и произведения про Ийона Тихого. Тут и сатира, и правило прикольности, и вывих мозга.
  • Р. Д. Брэдбери, «Марсианские хроники». По словам автора, «сборник рассказов, который делает вид, что он — роман». Посему множество микротрещин в канве, превращающиеся в макротрещины. Хотя вроде бы освоение человечеством Марса описано в хронологическом порядке, но каждый раз что-то может быть не так, как в предыдущих рассказах.
  • Цикл «Тёмная башня» Стивена Кинга. Особенно в первой книге.
  • Discworld — антисеттинг, созданный, чтобы спародировать фэнтезийные штампы и ляпы. Плоский мир. На четырех слонах. Стоящих на спине черепахи. С бесконечным водопадом, извергающимся за Край. Почему на Диске не кончается вода? А наплевать. Правило прикольности во все поля.
    • И нет, солнце не ходит вокруг периметра диска. Оно раз за разом пролетает ПОД плоским диском, причем так, что «время от времени одному из слонов приходится приподнимать ногу, чтобы дать солнцу пролететь» ©
  • Автостопом по галактике — абсурдный сеттинг, по-дадаистски бросающий вызов осмысленности современной культуры.
  • Роберт Шекли
    • «Координаты чудес» — землянин случайно выигрывает в некоей неведомой ему галактической лотерее (вернее, ему выдают приз по ошибке), после чего странствует сначала по галактике, а потом по вероятным Землям в поисках своей. Нашёл, но она оказалась ничуть не нормальнее безумных альтернативных вариантов.
    • «Обмен разумами» — «искажённый мир», до которого допрыгался протагонист в финале. Хотя и до этого, с точки зрения читателя, всё весьма безумно.
  • Мервин Пик, «Горменгаст». В первых двух книгах персонажи уверены, что кроме замка и близлежащей деревни в мире больше ничего нет. За счет чего они живут? Откуда в замке вообще берется хотя бы еда, если взрослые жители деревни поголовно занимаются резьбой по дереву? Откуда Герцог взял свои драгоценные книги? На ком женятся Герцоги, если равных им по положению не существует, а нарушение традиций здесь очень не приветствуется? Неважно: автор писал притчу, и обстановка должна быть абсурдной.
    • В третьей части, однако, автор показал, что за пределами Горменгаста. Если вкратце, почти ничего хорошего. В каком-то смысле третья книга даже абсурднее первых двух.

Кино[править]

  • «Трасса 60».
  • «Догвилль» фон Триера. Город Догвилль целиком нарисован мелом на полу, от домов до домашних животных. Одновременно это можно воспринять как разрушение четвёртой стены. (Собственно, фон Триер всего лишь перенес в кино принципы брехтовского эпического театра. В театре уже давно никого не удивляет, что Гамлета может играть хриплый мужик с гитарой и в черном свитере на пустой сцене.)
  • «Плезантвилль» (пока герои не изменяют мир, сделав его более логичным). Дороги замыкаются в кольцо: в мире нет ничего, кроме этого городка. Нет секса, то есть в буквальном смысле — никто не знает, что это такое, однако дети откуда-то есть. Все книги состоят из пустых страниц. Не бывает дождя (однако вокруг отнюдь не выжженная пустыня). Еще не бывает пожаров (опять-таки, никто не знает, что это), однако есть пожарные — они снимают кошек с деревьев.
  • «Геи-ниггеры из далёкого космоса» — именно то, что написано на упаковке.
  • «Завет» Эмира Кустурицы — спиной можно ловить пули, лбом — ломать стены, если сунуть человеку в рот гранату, он испарится без следа, а единожды выпущенный из пушки акробат сутками парит над страной. Впрочем, у него большинство фильмов такие.
  • «Совершенно секретно!» — пародия на шпионские фильмы времён холодной войны. Но при этом персонаж, стоящий на крыше вагона едущего поезда разбивает собой каменную арку и даже не теряет равновесие, сброшенный со стены охранник разбивается как и глиняный горшок, и всё в таком духе.

Телесериалы[править]

  • «Lexx» же. Вселенная (вернее вселенные) этого сериала живут по тем же правилам, что и «автостопом по галактике» — то есть по правилу прикольности.
  • «Геракл» и «Зена». «Не бойтесь нарушить канон, потому что нет никакого канона!», говорил шоураннер Роб Тейперт.

Мультфильмы[править]

  • «Том и Джерри». В рамках жанровой условности, хронически рваной канвы и правила прикольности. Кот и мыш живут в каждой серии чуть ли не в разных альтернативных вселенных. Исключение составляет только, если действие происходит в доме Мамочки-Два-Тапочка. Да и тот в разных сериях различается то планировкой, то внешним видом. Одно неизменно — мультяшная физика в совокупности с непростыми отношениями кота и мыша.
  • Аналогично венгерский «Густав».
  • «Иван Царевич и Серый Волк» от студии «Мельница». Тридевятое и Тридесятое царства разграничены буквально дощатым забором, через который легко пролезть, и никто не заметит. Русалка (классическая, с рыбьим хвостом) сидит на ветвях дерева, откуда постоянно соскальзывает. Колодец на окраине царства оказывается не то тоннелем, не то порталом, ведущим «туда, не знаю куда». Земля является плоской стоит на трех слонах, которые стоят на черепахе, а то, что она круглая — просто выдумки желтой прессы (со слов Ученого Кота). На Луне можно дышать без скафандра и материализуются любые желания (а попасть туда можно путем выстрела из пушки, аки Барон Мюнхгаюзен). Древнерусские царства существуют в одно время с США и Мексикой (судя по 3-ей части), в Париже уже есть Эйфелева Башня, а Милан является индустрией шопинга. Несмотря на ляпы во всех мультфильмах серии, это не идиотский сеттинг, ибо стёб авторов уж слишком очевиден.
  • «Падал прошлогодний снег» же!
  • И «Пластилиновая ворона» туда же. Правда тут, вполне возможно, всё дело просто в забывчивости рассказчика.

Мультсериалы[править]

  • Adventure Time — квинтэссенция тропа. Совершенно безумный мир, населённый драконами, принцессами, говорящими вафлями, демонами нижних миров, радиоактивными мутантами и целым одним (на самом деле нет) человеком.
  • Соответствует этому тропу и откровенно стебный мульт С приветом по планетам.
  • «Губка Боб Квадратные штаны» — ой, неужели вы думали, что морской биолог Стивен Хилленберг, создатель этого мультсериала, не в состоянии осознать, какого абсурда полон мир Спанчбоба?
  • «Футурама» — логика? Поищите её где-нибудь в параллельной вселенной. Правила? Оно тут на весь сеттинг одно — да, то самое.
  • «Южный парк» — троп обыгрывается во все поля уже с пилотной серии.
  • «Гриффины» — если основные сюжеты серий ещё хоть как-то тянут на нормальный сеттинг (да и то далеко не всегда), то вставки-флэшбэки — это уже однозначно наш троп.
  • ENA — сеттинг? Его тут нет! Всё строится по принципу "побольше сюра на экране". И контраст с этим безумным, абсурдными, нелогичным миром, с каменными дождями, растущими песочными часами, танцующими манекенами, странными пастями вместо дверей, и такими же странными и бзумными персонажами, вроде существа с тремя лицами — на голове и на руках, говорящего кубика Рубика или безногой ведьмы с глазами на руках, извергающими бессмысленные цитаты, и простыми, банальными сюжетами, вроде "ГГ с подругой пошли на аукцион." или "ГГ идёт на вечеринку к подруге", только усиливает эффект мозговывиха

Комиксы[править]

  • Romantically Apocalyptic.
  • Homestuck. Настолько контр-интуитивный факмоймозг в качестве сеттинга больше никому не удавалось пока придумать. И всё остальное гармонично, гладко и ровно натянуто на этот адский базис, тоже превращаясь в адский факмоймозг.
  • Космическая опера «Каста Мета-Баронов». Правило крутизны, Правило драмы и Правило прикольности торжествуют, а больше никаких правил и нет. И даже не пытайтесь понять, как функционируют тамошние наука, техника и экономика, откуда Мета-Бароны постоянно берут новые сверхспособности, и даже что вообще изображено на страницах комикса в тех эпизодах, где ткань реальности начинает рваться от запредельной крутизны происходящего.
  • «Поход на свою голову» Савила. Начиная с того, что все персонажи знают, что они в комиксе. А один из них — это сам автор. Со всем набором авторских сил: может, к примеру, нарисовать побольше денег для закупки припасов в магазине.

Манга и аниме[править]

  • Toriko. Есть моря из вина, пустыни из сахара и риса. Бродят животные, состоящие из карамели и шоколада. Есть птица, которая может снести бесконечное число яиц. С небес падают дожди из лазерных лучей, яда, шампанского и гор, по небу летают облака из металла. В морях плавают сверхсветовые (!) рыбы, а также есть кит, представляющий собой живую черную дыру.
  • Haiyore! Nyaruko-san — всевозможные пришельцы проникают на Землю в Японию, чтобы насладиться ее уникальной культурой аниме, манги и прочего. Герои то попадают в плен к галактическим торговцам людьми, то происходит вторжение неведомых сущностей из будущего, то они борются с некой адской машиной — все эти развлечения одноразовые, далее никак не упоминаются и во вселенную никак не складываются.
  • Gintama — вроде как околосредневековая Япония, захваченная насадившими прогресс пришельцами.
  • Shimeji Simulation — вроде как обычная, хотя и удивительно пустынная Япония, где никого не удивляют грибы или яичница на голове, клуб закапывания\выкапывания ям, а после кошмара перед домом запросто может появиться странное изваяние. Да, и старшая сестра Сидзимы строит машину, чтобы отобрать мир у бога — и у нее это получается...или нет.

Видеоигры[править]

  • Игры про земляного червяка Джима. Про него и мультсериал есть.
  • Дилогия старых приставочных игр о двух инопланетных тинейджерах, которых зовут Toejam and Earl. Потом получила продолжение на XBox (нет, не 360, а просто).
  • Годвилль — является ярким примером данного тропа.
  • Игры про Марио.
  • Saints Row — если первая часть была ещё вполне сдержанным закосом под GTA, то во второй стали проклёвывать ростки сабжа, давшие обильные плоды в третьей.
  • Baldi's Basics — даже на одной из досок написано «Place lore here», что даёт понять, что в игре нет лора.
  • Большая часть классических шутеров — в той или иной степени, но особенно серии Duke Nukem и Serious Sam.
  • Epic Battle Fantasy — забавный антисеттинг с зашкаливающей абсурдностью является одной из фич серии.
  • My Friend Pedro — ладно бы дело было только в говорящем банане, это можно было бы объяснить последствиями полученного героем удара по голове, но тут и весь мир полон абсурда. Например, интернет здесь вполне реальное место, в которое можно доехать из канализации, населённой жестокими гемерами-убийцами, а за падающим с небоскрёба протагонистом бросается толпа врагов с целью подстрелить его, пока не разбился.

Музыка[править]

(link)

Это было прошлым летом, В середине января, В тридесятом королевстве, Там, где нет в помине короля
  • «Лев и брадобрей», песня из фильма «Мэри Поппинс, до свидания!», действие песни происходят в явном антисеттинге.