Апокрифы

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Апокриф»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Иисус заповедал нам любить, и мы две тысячи лет резали друг друга в борьбе за то, КАК он это сказал. »
— Капитан Мэтью Гидеон, «Вавилон 5: Крестовый поход»

Апокриф — в христианстве неудавшаяся священная книга, объявленная неканонической на одном из церковных соборов. Также к ним относятся позднейшие фанфики на тему священных книг, например, легенда о Вечном Жиде или целый легендариум о Святом Граале. Некоторые апокрифы в целом повествуют о том же, о чем и Библия, просто вот чем-то не дотянули до включения в состав оной или просто опоздали с выходом в свет. Некоторые же проповедуют радикально другие идеи. Да и вполне уважаемые источники могут стать апокрифами просто из-за того, что их плохо сохранили. Евангелие Иуды и от Фомы считали вполне надёжными, на них даже сами апостолы при жизни ссылались. Но первоначального текста не сохранилось, а видоизменённые версии с отсебятиной признавать за канон как-то несолидно.

В вымышленных религиях (или в вымышленных версиях реальных религий) апокриф — это «секретная» книга, повествующая о том, что именно церковь скрывает. По этой причине текст апокрифа в Интернете найти невозможно, а единственный бумажный экземпляр хранится в тайной библиотеке Ватикана, охраняемый злющими инквизиторами с собаками.

Также в толкинистском движении России апокрифом называется серьёзный фанфик, продвигающий некую авторскую трактовку Арды (а не весёло-сопливые похождения Леголаса и Мэри Сью).

Почему их признают неканоничными? На то есть куча причин.

Во-первых (особенно характерно для ветхозаветных апокрифов), книга могла уцелеть только в переводе на арамейский, греческий, а то и эфиопский. Раввины признают такие книги некошерными! Вдруг переводчик напортачил или потерял игру слов? И хотя оригиналы некоторых книг (например, книги Иисуса, сына Сирахова, которую к апокрифам относят протестанты), находят, в канон их уже поздно включать, особенно после сотен богословских статей о разночтениях между апокрифами и каноническими книгами.

Во-вторых, даже для написанных на древнегреческом Евангелий очень заметна разница между каноническим и гностическим. Признаётся, что самое древнее — от Марка, оно самое короткое. Позже на его основе пишутся, с добавлениями из других источников, Евангелия от Матфея и Луки. Наконец, позже всех, и уже явно для чтения греками, пишется от Иоанна, куда более эзотерическое и изощрённое. Именно на них и ни на какие другие ссылаются отцы церкви первых веков, ещё до эпохи вселенских соборов.

Чуть позже пишутся довольно жуткие «Евангелия детства». Что касается поздних, гностических Евангелий, то их авторы откровенно Абраксаса за плерому заводят и уразуметь что-то в этих рассуждениях об эонах было непросто даже их современникам.

А в христианстве противоречивых идей и так слишком много. Если добавить ещё, начнется холи вар в самом буквальном смысле слова.

Где встречается[править]

  • Реальная жизнь: утраченное «Евангелие Иуды» было найдено во время археологических раскопок. И оно лишь одно из многих апокрифических евангелий; известны также такие признанные неканоническими на церковных соборах описания жизни Иисуса, как «Евангелие от Фомы»[1] (того самого, который Неверующий), «Евангелие от Марии Магдалины», «От Петра» и даже такая экзотика, как «Тибетское Евангелие». Есть также апокрифический Апокалипсис Петра, вполне аутентичный текстологически, но отвергнутый из-за слишком активного смакования казней грешников на том свете, тогда как каноничная Библия о рае, аде и их содержимом подчёркнуто молчит.
    • Часть течений индуизма считает апокрифом Атхарваведу. Вместо пафосных рассказов о деяниях богов и героев она рассказывает о более приземлённых вещах, смахивая на энциклопедию древнеиндийской жизни — начиная с ритуалов и кончая такими вещами, как описание строительства хижины. Также она содержит описания методов ведения войны, которые по причине изменений в морали считаются брахманами безнравственными (яды, ловушки, биологическое оружие в форме заражённых болезнью жуков и т. п.), за что к ней относятся как к книга запретных знаний. А ещё она содержит и информацию о лечении ран и другие медицинские сведения, более древние, чем чисто медицинская Аюрведа.
    • Есть и ветхозаветные апокрифы. К ним относят либо побочные работы вроде Книги Юбилеев, либо не сохранившиеся на древнееврейском (Книга Еноха, Письмо Иеремии).
    • Наконец, есть книги Ветхого Завета, которые считаются каноном у католиков и православных, но отвергаются протестантами и иудеями, т. к. сохранились только в греческом переводе. Это целые куски книги Даниила, две книги Ездры, премудрости Соломона (не путать с железобетонно канонической Книгой притчей Соломоновых), премудрости Иисуса, сына Сирахова, Товит, Иудифь и три книги Маккавеев, к которым уже позже написали пять книг продолжений (продолжения в канон не входят нигде).
  • «Апокрифы» Карела Чапека — сборник сатирических рассказов с переиначиванием классических сюжетов — от жития Иисуса Христа до «Ромео и Джульетты».
  • Фильм «Догма», по сути, весь об этом.
  • Перезапуск канона ЗВ превратил почти всю Расширенную вселенную в предмет статьи.
  • Цикл Faction Paradox, а конкретно — Книга Войны для Doctor Who, раскрывает подробности устройства реальности Галлифрея (он же — Родина). Избегает конкретных терминов из-за авторских прав, так как цикл создан писателем, захотевшим собственный сеттинг (однако у него не получилось окончательно избавиться от наследия Доктора Кто).
  • В Morrowind апокрифы называются «Апографа» и представляют собой альтернативное Трибуналу учение, восхваляющее Даэдра. После падения Трибунала именно это учение стало доминирующей религией в Морровинде, а до того его приверженцы преследовались Ординаторами.
    • Ну и, разумеется, одноименный даэдрический план, выглядящий как гигантская библиотека запретных знаний.
  • Dragon Age: у Андрастианцев есть свои апокрифы, именуемые «Нестройными куплетами» (Песнь Шартана, Песнь Маферата и прочие).

Примечания[править]

  1. Причём «Евангелие от Фомы», аутентичность которого не вызывает у историков сомнений, так как текст тесно перекликается с Евангелиями от Луки и Матвея и производит впечатления текста, основанного на рассказе некоего очевидца (возможно, что действительно самого Фомы). Существует ещё и «Евангелие детства от Фомы» (не путать!), являющее собой яркий пример фальшивого апокрифа: начинается со слов «Я — Фома израильтянин», однако незнакомство автора с обычаями евреев демонстрирует то, что автор этого евангелия — не еврей, а следовательно, не Фома.