Аргумент мультиверса

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Goblins 551.jpg

Иногда типичный для ряда художественных произведений парадокс чрезмерной выживаемости героев — или их противоречащего всем обычным нормам везения — может быть разрешён путём введения гипотезы о существовании мультиверса, то есть безграничной множественности миров и измерений с разными путями развития сюжета, из которых мы наблюдаем лишь наиболее благоприятный или интересный.

По понятным причинам отсылки к аргументу мультиверса обычно используются более или менее явным образом лишь в научно-фантастических произведениях или телесериалах. Так, например, персонажи телесериала Stargate. SG-1 неоднократно встречались со своими менее удачливыми или находящимися в затруднительном положении двойниками из альтернативных вселенных.

Ироническим образом аргумент мультиверса был упомянут в цикле юмористического фэнтези Сергея Мусанифа «Правила стрелка»:

« Вселенная бесконечна. В каком-то из миров Роланд приходит к Темной Башне, а в каком-то умирает в пустыне от недостатка воды или гибнет на морском берегу, сожранный чудовищными крабами. На одного Мерлина, сына Корвина, севшего на трон Хаоса, вполне может прийтись десять Мерлинов, у которых это не получилось. И не факт, что в каждом мире, где есть хоббиты и Ородруин, двоим мохноногим смельчакам удается преодолеть все препятствия и бросить колечко в жерло вулкана. »
— Сергей Мусаниф, «Первое правило стрелка»

Примеры[править]

Литература[править]

  • Плоский Мир — при срабатывании шанса «один на миллион» не однократно уточняется, что в других «Штанинах Времени» события развивались иначе. Возможно на эту же особенность мира намекает афоризм: «Событие с вероятностью один на миллион происходит в девяти случаях из десяти». Неодонократно комически обыгрывается в текстах.
  • «Хроники Амбера» — не совсем понятно, чем на самом деле являются отражения, но это совершенно точно параллельные реальности, и прямо упоминалось, что каждый возможный исход той или иной ситуации произошел в некотором отражении. Впрочем, одни и те же люди в разных отражениях являются самостоятельными личностями, так что парадокс квантового самоубийцы тут не катит. А вот меч главный герой с помощью манипуляций с отражениями себе всё-таки вернул.
  • Брендон Сандерсон, «Reckoners» — внутримировой пример: одна из способностей Огненного мстителя a.k.a. Меган — как оказывается во второй книге, вовсе не искусство иллюзий, а подмена фрагментов реальности на такие же из параллельной вселенной. Где, например, она одета в другую одежду. Или же родилась мальчиком, а после Напасти стала огненным эпиком. Или же на этом же месте вообще ничего не было.
  • Сергей Лукьяненко, «Чистовик» — отравленный главгерой возвращает себя к жизни посредством аргумента мультиверса.

Телесериалы[править]

  • Power Rangers — вовсю юзают мультиверс начиная с сезона Samurai. Там, в кроссоверной серии, заканонили то, что сезон Power Rangers RPM находится в параллельной вселенной. А с невнятного двухсезонника Ninja Steel мультиверс начали юзать всё больше, правда, довольно странно и нелепо. Всего же в этой вселенной (которая уже выросла из сериала в комплексную франшизу) фанаты насчитали до десятка условных «Земель». В комиксах Mighty Morphin Power Rangers от BOOM одной из таких земель стал «мир Безмедальных», где всё в руинах, а злодеи победили.

Мультсериалы[править]

  • Рик и Морти — да, Рик — самое опасное существо во всех вселенных, однако, он совсем не бессмертен, и на протяжении сериала Рики мрут как мухи, причём не только от рук других Риков. Особенно хорошо это раскрывается в серии, посвященной Цитадели. Рик C-137 тоже пару раз был на волосок от смерти, а однажды и правда помер, но был воскрешён Морти.
  • Неожиданно, но Смешарики. Теория не смотря на всю свою резкость для мультсериала, однако, права и логична. Да и каноном подтверждена, игрой «Параллельные миры».

Комиксы[править]

Вэб-комиксы[править]

  • Homestuck. В Пузырях Снов — аналоге загробной жизни — есть сотни, если не тысячи, менее удачливых версий героев из обречённых временных линий. Хотя доброй половине героев нахождение в альфа-таймлайне не помогло.
  • Гоблины: жизнь их глазами — лабиринт Многих. Форгат, Минимакс и Кин сталкиваются со множеством вариантов самих себя.
    • Интересно, за них всех играет один Герберт Великий?
      • Вполне возможно, что это концепты персонажей, которые перебирались и были отброшены на этапе создания.

Аниме и манга[править]

  • SPACE☆DANDY — сверхспособность Данди, о которой он даже не подозревает, заключается в том, что его бесконечно много. И сколько бы раз он не гиб, в каком-нибудь мире всегда найдется еще один. Да и местный вариант тирьямпампации на поверку оказывается эксплуатацией свойств мультиверса.
  • JoJo's Bizarre Adventure — Фанни Валентайн использует копии себя как «дополнительные жизни».
  • Bokurano — если проиграть в любом из пятнадцати боёв, Вселенная будет уничтожена; герои выигрывают все бои и не допускают этого. А вот множеству параллельных Вселенных не повезло…
  • Вроде бы канонным объяснений лейдживерса является цикличность состояния Вселенной (хотя это не точно), но многие фанаты предпочитают куда менее мозголомный обоснуй: события разных историй просто происходят в параллельных реальностях. Да и паранормальную удачу героев можно объяснить тем же, но на это уже намеков не было.
    • Собственно эти два обоснуя друг другу не противоречат, так как на каждом новом витке время стратует с нуля, из-за чего есть большие сложности с тем, чтобы определить хронологическую очерёдность самих витков, если она там вообще существует.

Видеоигры[править]

  • BioShock Infinite целиком построен на аргументе мультиверса.
  • В Super Meat Boy после прохождения уровня показывают все ваши предыдущие попытки, и вы видите десятки копий ГГ, из которых до финиша доходит только один.
  • Серия Zero Escape — благодаря этому герои умудряются телепатически получить информацию из предыдущего, неудачного прохождения. Мультиверсность особо подчёркивается в третьей части, где герои даже перемещаются между альтернативными таймлайнами, в том числе и в те, где они уже умерли.
  • На мультиверсе строится система магии в Вине (Enderal, Nehrim. Myar Aranath и остальные игры). Подразумевается, что одаренный индивидуум не просто, например, зажигает свечу силой разума, но заглядывает в альтернативную реальность, где свеча УЖЕ горит и проецирует частичку этой реальности в родной мир. А, и не стоит забывать, что способности тут могут проснуться в любой момент или не проснуться вовсе — подготовиться к этому заранее невозможно. Способность заглядывать в другие реальности часто сводит неподготовленных магов с ума, да и тело может не выдержать.
    • Квест «Капля в океане» в Enderal: Forgotten Stories позволит заглянуть в другие реальности, хоть и ненадолго.
  • The Henry Stickmin Collection — все фейлы Генри произошли в альтернативных вселенных и при получении АБСОЛЮТНО ВСЕХ фейлов в КАЖДОЙ части игры, мультивёрс уходит в дизбаланс, который CCC чинит дефрагментацией мультивселенной.
    • Игра с тропом в CtM. На пути к концовке R во время битвы с Правой Рукой в одном из выборов будет опция — Форма Духа. Дух, который использует Генри, Reference, обладает способностью перемещать своего хозяина и того кто попал под удар в альтернативную реальность. От фейла всё равно не спасает.
  • Loop Hero — за протагонистом стоит богиня Вероятности, поэтому ему везёт. Она же открывает ему пути в другие миры, где он же не сумел одолеть финального босса.
  • Honkai Impact 3rd — местная мультивселенная состоит из Воображаемого Древа, листьями которого являются полноценные параллельные миры, которое питается соками Моря Кванты, в котором находятся неполноценные миры, так называемые пузырьковые вселенные. Основной сюжет происходит на одном листов Древа. А события ивентов происходят в других «листьях» и «пузырях». В некоторых ивентах развивается сюжет Капитан-верса, о Капитане(игроке) Гипериона, путешествующем между «пузырями» сквозь пространство и времч и восстанавливающем свои воспоминания, которые он потерял в ходе событий ивента Honkai Kingdoms.
  • «Врата Смерти» — именно на этом принципе основана рунная магия сартанов и патринов: маг просто заставляет осуществиться частичку иной, «несбывшейся» реальности, вероятность которой сама по себе слишком мала. При этом в сеттинге существует и «обычная» магия, которая имеет дело не с волной вероятностей, а с физическими процессами.
  • Warframe — вся теория физики времени под названием «этернализм» в том и состоит: все варианты развития вселенной от самого начала до самого конца сосуществуют вместе, причём точно так же для каждого из таймлайнов сосуществуют его прошлое и будущее, а «сейчас» существует только для отдельно взятого наблюдателя, причём в формате «здесь и сейчас» — как ни странно, за основу взята одна из вполне серьёзно рассмытриваемых наукой гипотез о сути времени, хотя DE её и основательно подрихтовали для большей художественной выразительности.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 — в некоторых рассказах прямо говорится, что через Варп можно перемещаться не только между двумя точками одного материального мира, но и во времени, а также между параллельными реальностями, правда при этом уточняется, что различия между двумя разными параллельными мирами зачастую ничтожны.

Интернет-проекты[править]

  • SCP Foundation — тут это прописано в сеттинге изначально, чтобы не возникало вопросов, когда творения разных авторов начнут друг другу противоречить. Более того этим же объясняются странные дыры в нумерации объектов: фондовцы сами не могут однозначно сказать, объект был поставлен на содержание в их вселенной, или в параллельной, а уже потом прямо в таком виде «провалился» к ним — тут временами целые зоны особого содержания со всеми объектами и всем персоналом между реальностями прыгают.