Артефакт

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Артефакт — вид флеботинума, обычно магический или построенный с помощью неизвестных чужих технологий. Само слово «артефакт» значит «искусственный», и это говорит нам о том, что артефакт всегда кем-то сделан или построен. Минерал, растение или животное артефактом быть не может (зато они вполне могут быть реликтами), если только его искусственно не наделили особыми способностями.

В вымышленных мирах артефакт — это не какой-то там черепок от ночной вазы мохнадцатого века до нашей эры[1]. Артефакт обладает особыми способностями, причем способностями уникальными и невоспроизводимыми никакой распространенной технологией или магией, которые делают этот предмет единственным в своем роде. И ещё он всегда древний, чем древнее, тем лучше: новые изобретения могут называться гаджетами, но никак не артефактами. В современных фэнтезийных романах, впрочем, оба правила зачастую нарушаются, а «артефактом» походя именуется чуть ли не любой магический предмет, даже только что на коленке созданный чародеем.

Некоторые артефакты создаются для того, чтобы их использовали. Некоторые — чтобы их использовал только их создатель и хозяин, и в других руках они работают неправильно или не работают. Некоторые — для того, чтобы влиять на мир одним своим существованием, а некоторые — чтобы приносить горе, несчастье и рок тому, кто попытается их откопать.

Благодаря всему этому, желающих найти артефакт хоть отбавляй, поэтому артефакт — распространенная разновидность макгаффина. Для детско-подростковой литературы и фэнтези - мейнстримный способ закрутить сюжет.

Разновидности[править]

  • Узнаваемый артефакт — основан на реально существующем или упоминающемся в мифах и легендах предмете.
  • Множитель силы — увеличивает уже существующие способности своего обладателя.
  • Желанный артефакт — вызывает у всех (или только у слабовольных) желание во что бы то ни стало им обладать.
  • Злобный артефакт — Обычно бывает создан неким великим и ужасным злодеем и помогает ему творить зло; в руках доброго или нейтрального персонажа постепенно превращает его в злодея. Персонаж с сильной волей и/или твёрдыми моральными принципами может устоять перед воздействием артефакта, если захочет — но только в виде отказа от его использования (если даже он носит артефакт с собой, то только как «хранитель», а не как пользователь).
  • Экстремально мощный артефакт. Создан не злодеем и изначально на зло не настроен (максимум — сотворён с некоторым нарушением правил техники безопасности, а порой и того нету); однако артефакт настолько силён и «замкнут» на настолько масштабные мировые процессы, что использование его в хоть сколь-либо неблагих целях опасно для окружающих.
    • Обычно Экстремально мощный артефакт является ещё и Желанным (ввиду слишком мощных сил, упиханных внутрь него или иным образом связанных с ним). Иногда в него также встроен параметр, несущий некую кару всякому, кто объявит сей артефакт своим (или даже просто до него дотронется), но при этом позволит себе некорректную мотивацию.
    • Как правило, за Экстремально мощными артефактами заядло охотятся злые силы — в их руках штуковина начнёт служить злу, хоть и вопреки собственной природе. Если артефакт умеет наказывать неправедных обладателей — представитель Зла обычно готов терпеть последствия, лишь бы владеть «плюшкой». Вариант: за штуковиной охотится не записной злодей, а некий сложный и трагический персонаж с тараканами в голове, который с этим артефактом натворит куда худших бед, чем без него. Нередко квест положительных героев заключается именно в отнятии Экстремально мощного артефакта у некоего нехорошего (или не особенно хорошего) персонажа. Как вариант: герои не должны допустить, чтобы подлец/безумец им завладел.
    • Самые известные примеры Экстремально мощных артефактов: Сильмариллы у Толкина; Аркенстон (в «Хоббите») у него же[2]; Философский камень в «Гарри Поттере» и в Slayers.
  • Проклятый артефакт — приносить пользу либо не способен вообще, даруя обладателю только беды, несчастье и смерть, либо наоборот, вместе с эффектом проклятия дарует какую-то силу. Наиболее распространенный частный случай такого артефакта — проклятое оружие.
  • Артефакт бессмертия — позволяет вечно жить. Какой ценой — это отдельный вопрос, честный ответ на который не во всех случаях приятен слуху и уму.
  • Развращающий артефакт — мгновенно или постепенно меняет мировоззрение владельца на мировоззрение создателя артефакта. См. выше всё, что сказано о Злобном артефакте.
  • Защитный амулет — защищает своего владельца или отпугивает от него недоброжелательных существ. Иногда — и вполне доброжелательных субъективно, но могущих нанести вред объективно. И/или представляющих некую определённую фракцию/группировку, на защиту от практик которой как раз и настроен амулет.
  • Волшебная лампа — артефакт, призывающий на службу хозяину некое могущественное существо. Возможны самые разные варианты того, откуда берётся такое существо, какова его природа и какие причины побуждают его выполнять желания владельца артефакта.
  • Артефакт дармовой силы — придает тому, кто его подберет, какие-нибудь способности или умения просто так, на ровном месте (в отличие от Множителя силы, который умножает уже существующие). Цена опять же может оказаться неожиданной, а то и малоприятной…

Сочетают сразу несколько вариантов[править]

  • Единое кольцо из LotR — это (с учётом того, что существуют различные версии объяснения его сил):
    • Множитель силы
    • Желанный артефакт
    • Злобный артефакт
    • Артефакт бессмертия
    • Артефакт промывки мозгов
    • В какой-то степени еще и проклятый, потому что оно имеет тенденцию предавать и подставлять самозваных владельцев, в некоторых случаях — со смертельным исходом, пытаясь вернуться к своему создателю.
    • Ну и наконец, поскольку LotR — это LotR, оно стало почти что узнаваемым артефактом. Довольно часто можно увидеть отсылки к нему в виде простых золотых колец без камня, дающих невидимость, со зловещими названиями (например в первом Quake).

См. также[править]

Примечания[править]

  1. Или сущность в рамках модели. А то и вовсе ошибка, порожденная методологией: примером, у автора правки первая ассоциация со словом «артефакт» — спецдефект.
  2. Описания Сильмариллов и описание Аркенстона во многом совпадают, и вряд ли это случайно. В фаноне бытует версия, что Аркенстон — это некая «более слабая реинкарнация» того Сильмарилла, в обнимку с которым Маэдрос сын Феанора бросился в расселину с лавой. Другая фанская версия гласит, что это тот самый Сильмарилл и есть, только обросший защитной скорлупой из алмаза за время своего путешествия под землёй; этим объясняется и возможность его огранить (гномы гранили всего лишь скорлупу), и его нежгучесть.