Археолог-авантюрист

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Adventurer Archaeologist. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Археология занимается фактами. Не истиной. Если вы интересуетесь истиной, то класс философии доктора Тайри дальше по коридору. (…) Забудьте всё, что себе напридумывали о затерянных городах, экзотических путешествиях и случайно откопанном неизвестном мире. Мы не следуем по картам к зарытым сокровищам, и место никогда, никогда не отмечено крестиком. »
— Индиана Джонс
Эталон из палаты мер и весов. Хранить вечно.

На самом деле археологи вовсе не прячутся от ядерного взрыва в холодильниках, не устраивают перестрелок в затерянных городах в джунглях Амазонки, не бегают наперегонки с нацистами и не находят древние корабли пришельцев. Но в кино и комиксах всё совсем по-другому. Бесстрашному герою, исследователю древности, противостоят нацисты, стремящиеся с помощью невиданного древнего артефакта захватить мир, сектанты, желающие пробудить древнее зло и прочие неприятные личности, которые никак не угомонятся и не дают археологу-авантюристу спокойно исследовать осколки древних цивилизаций, сдавать их в музей, а затем долгие месяцы писать научные книжки.

С какой бы загадкой ни столкнулся археолог-авантюрист, она всегда окажется лишь составным элементом ещё большей загадки, а на пути к решению его будет ждать множество опасностей. Убийцы из тайных обществ, древние ловушки в тайниках, стенах и коридорах, нацисты — все мечтают избавиться от скромного доктора археологии, который всего-то хотел найти очередной легендарный склеп древнего короля.

Проблема в том, что после финальной битвы, в которой бесстрашный герой спасёт человечество и разгадает очередную загадку, собственно артефактов обычно уже не остаётся — их уничтожает взрыв, наводнение или космолёт пришельцев. Поэтому герою приходится вновь зарабатывать себе на жизнь преподаванием нудных курсов студентам университета. Пока не подвернётся новая загадка, конечно.

Забавно, что археолог-авантюрист совершенно не заботится о сохранности древних артефактов: без стеснения грабит могилы, не спросив разрешения местных властей и недрогнувшей рукой закладывает динамит в тысячелетние пещеры. Впрочем, если он что-то добудет, то непременно отдаст в музей; по его мнению, это отличное оправдание его поведения. Часто археолог-авантюрист встречает корыстных коллег, так называемых «чёрных археологов». К ним он беспощаден — в конце концов, он служитель науки, а они в лучшем случае жалкие торгаши (в худшем — пособники безумцев, стремящихся захватить мир). Правда, с юридической точки зрения археолог-авантюрист ненамного лучше, потому что таких при разрушениях памятников материальной культуры выдача открытого листа (разрешение на проведение раскопок) ему точно не светит.

Героев-авантюристов можно разбить на две категории: профессиональные (бодрые учёные в расцвете сил, профессора, научные сотрудники корпораций) и любители (крайне любопытные парни или девушки, завсегдатаи библиотек, студенты, реже задроты-ботаники или миллионеры-оккультисты). В любом случае присутствует элемент образования, будь то полноценная университетская подготовка и десятки лет преподавания студентам, напряжённого изучения письменных источников, работы на всевозможных археологических раскопках или ночные посиделки в Интернете. Багаж полученных знаний на первый взгляд никак не способствует выживанию главгероя во враждебной обстановке, где на первый план выдвигаются требования по быстрой и меткой стрельбе, исключительная физическая подготовка, ловкость и вёрткость, хладнокровность, стратегическое мышление, но это только на первый взгляд.

Отличительные черты[править]

работа археолога наглядно

Ниже дан список особых возможностей, знаний и умений, которыми может обладать исследователь-авантюрист в силу специфики жанра.

  1. Знание целого букета иностранных языков:
    1. наиболее распространённый язык в части света, где происходит место действия (китайский, арабский, испанский, русский, etc.) или общемировой язык (английский, французский, немецкий, etc.);
    2. специфичный для страны — места действия язык (африкаанс, кечуа, иврит, etc.);
    3. полный набор наречий языка, распространённых в данной стране (например, с десяток диалектов китайского языка);
    4. пара-тройка редко употребимых диалектов, языков диких племен, мёртвых языков;
    5. умение читать непонятные для непосвящённых иероглифы на древних полурастрескавшихся каменных плитах или полусгнивших, потемневших от времени манускриптах.
  2. Исключительные энциклопедические знания истории (что положено по роду службы), политико-экономических реалий страны места действия, география района, даже круглогодичной погодной статистики. Хорошая зрительная память на разного рода карты, маршруты.
  3. Глубокие знания культуры жителей страны места действия: традиционная архитектура, музыка, изобразительное искусство, обычаев, религии и святыней, традиционного уклада и самосознания, специфики сельского хозяйства и скотоводства, умение наладить быстрый и позитивный контакт с местными, знания, как себя нужно вести в разных ситуациях (например в пивнушке, на базаре).
  4. Имеет верных друзей из местных жителей в стране-месте действия, которым ранее оказал ценные услуги или даже спас жизнь, часто друзья занимаются выгодными для шпионажа профессиями (бармены, уличные бродяги, работа на ресепшене) или имеют довольно высокий социальный статус (сотрудники полиции, мелкие чиновники).
  5. Выживание в дикой природе с использованием общеизвестных техник (развести огонь лупой, найти питьевую воду, построить укрытие на ночь), а также хитростей местных жителей (обмазаться особой глиной, которая отпугивает мошкару, поиск воды и жирных личинок в стеблях растений, лечебные травы).
  6. Всегда имеет в колоде пару краплёных карт во всех смыслах — обладает специфическими умениями, навыками и знаниями, о которых никому не рассказывает. Так для противника становится полной неожиданностью (а для зрителя и подавно), когда выясняется, что герой в детстве посещал кружок юных диверсантов и вот уже за полторы минуты заканчивает собирать на коленке фугас, пользуясь лишь консервной банкой, проволокой, удобрениями и т. п.
  7. Являясь представителем европейской цивилизации, не стесняется использовать самые совершенные технические средства истребления против врагов, стоящих на более низкой ступени технического развития. Так, может уверенными движениями направлять кукурузник-истребитель с бомбой на борту в атаку на хлипкие лодчонки аборигенов-дикарей. Или, взмыленный, разворачивать в спешке пулемёт Гатлинга против наступающих орд арабской конницы с саблями наголо. Не чурается разводить местных дикарей на предмет обладания магическими скиллами, например, поджигает воду (предварительно капнув туда керосином или спиртом для надёжности).
  8. Приходится иметь дело со старыми механизмами — первыми английскими танками Первой мировой войны, бипланами — дедушками современной авиации, старинным или сильно устаревшим оружием, паровыми машинами эпохи английской революции и всем в таком роде. Со всем этим он также обращается блестяще.

Как правило, главгерой дьявольски хитёр, умеет продумывать ситуацию на несколько шагов вперёд, обставляя своих конкурентов или врагов. Притягивает к себе различные неприятности, если план был продуман на скорую руку или конкуренты оказались тоже не лыком шиты, благодаря чему обладает уникальным свойством думать, как выжить в угрожающей жизни ситуации, что называется, «в процессе». Если брать абстрактного археолога-авантюриста в вакууме, то по характеру он индивидуалист с ярко выраженной способностью приспосабливаться и обучаться на чужих ошибках.

Классификация[править]

Интересны отношения археолога-авантюриста с коллегами по цеху — другими авантюристами. Авантюристы делятся по времени существования на людей из прошлого или живущих одновременно с нашим археологом. Персонажи первого типа обычно являются общеизвестными исследователями-пионерами разных географических белых пятен, чьи имена навеки вписаны в анналы мировой истории (например, первые конкистадоры, викинги-первооткрыватели американского континента, первые полярники), знаменитыми археологами, членами секретных экспедиций. Но часто встречаются и вымышленные личности, хотя если внимательно присмотреться к ним, то обнаружится, что их образы если не списаны, то хотя бы содержат черты реальных первооткрывателей.

Люди из прошлого — с ними никоим образом не может пересечься главный герой-авантюрист, но при этом он имеет дело с их делами, наследием — документами или отчётами, оставленными после экспедиций, славой оставшейся в память о совершенных находках и открытиях, не дающих покоя нашему герою-авантюристу. Имеют ряд характерных черт:

  • Время их жизни и деятельности отстоит от текущих событий на значительное время, что лишний раз подчёркивает древность, с которой имеет дело археолог-авантюрист. Для примера: допустим, давным-давно какой-то путешественник отправился в опасное предприятие с нечёткими целями и ещё более непонятной схемой финансирования на край земли. Проплыв 10 морей, пройдя кучу лесов, горных перевалов, пустынь, степей и т. д., он абсолютно случайно обнаружил высеченное в скале здание храмового комплекса внушительных размеров, с богатым убранством и россыпями предметов из золота, толпой обслуживающего персонала, развитой инфраструктурой, плюс древний подземный город поблизости, и отнюдь не папуасскую деревню из бамбука с выгребной ямой в центре. Естественно, он описал бы всё это великолепие в своём походном дневнике, не скупясь на подробные описания увиденных богатств и чудес, но почему-то скупясь на указание точного местоположения, чтобы в будущем потроллить авантюристов-последователей. Вместо стандартной ширины-долготы, условно, даются мутные указания на скалу причудливой формы, которая находится чёрт-те где, и тень от которой в момент прохождения Венеры созвездия Стрельца по касательной укажет на замаскированный вход в скалу. Понятно, что на момент первого документально подтверждённого обнаружения возраст скального города должен быть довольно большим. Далее первооткрыватель отправляется в обратный путь, и проходит 10/100/1000 лет. То есть возраст утерянного города уже будет неимоверно большим.
  • Любят играть в загадки и шарады с археологом-авантюристом: оставляют смутные описания ключевых объектов в письменных источниках, либо зашифрованные рисунки, либо зашифрованные стихи, с извращённой логикой, которые нормальный человек в трезвом уме не способен разгадать. Это задача под силу лишь нашему археологу-авантюристу, либо Шерлоку Холмсу («Элементарно!»), либо целой армии специалистов-криптографов, лингвистов, заплесневелых историков и компьютерных гиков.
  • Иногда оставляют смертельные ловушки «плохим/глупым» авантюристам (либо стыдливо умалчивают о них) и оставляют подбадривающие подсказки, указатели, куда нужно двигаться для «хороших/умных» авантюристов.
  • Овеяны легендами и мифами, зачастую оставляют после себя противоречивую информацию, которая иногда даёт повод задуматься «А был ли мальчик?»
  • Иногда появляются в качестве бонуса в виде мумифицированного трупа или черепа с костями в характерном головном уборе на пути героя-авантюриста.
  • Как правило, вся информация о них подаётся очень пафосно, с пиететом, с использованием возвышенного литературного стиля, без упоминания компрометирующих их память фактов (преступления, жестокий нрав, жестокость по отношению к членам команды).

Люди из настоящего:

  • Дружественный персонаж — сподвижник археолога-авантюриста:
  • девушка, репродуктивного возраста, в «самом соку», остальное додумайте сами;
  • тупой слуга-недочеловек, который ничего не умеет делать, которого всему нужно учить, который является обузой, по крайней мере, это мнение самого археолога-авантюриста;
  • бодрый слуга, который постоянно выручает археолога-авантюриста из сложных ситуаций, разгадывает загадки, организовывает походы, но который всё равно недочеловек, ничего делать не умеет (см. выше);
  • непонятная тёмная, скользкая, трусливая личность, которая при первой возможности сдаёт археолога-авантюриста с потрохами, но пока этого не делает и продолжает помогать.
  • Нейтральный персонаж — тупо другой авантюрист, до которого нашему герою нет дела.
  • Враждебный персонаж:
  • просто другой авантюрист, который посмел искать то же самое, что и археолог-авантюрист;
  • другой авантюрист, злобный, пользующийся сомнительными, антинаучными, подлыми приёмами (зачастую теми же, которыми пользуется сам археолог-авантюрист);
  • другой авантюрист, злобный и, что самое главное, умный и талантливый, отчего он становится гаже и отвратнее в два раза.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Тэд Валюженич, герой цикла романов «Око Силы» Андрея Валентинова.
  • Профессор Рувим Кац (Ян Валетов, «Сердце проклятого»).
  • К. Булычев, инопланетянин Громозека (с планеты Чумароз). На родной планете считается чудаком, т. к. его соплеменники домоседы и дальше своих лун не летают. В экранизациях участвовал в раскопках, пару раз из которых непосредственно отправлялся в прошлое для изменения настоящего. В книгах Громозека тоже не раз отличился.
    • А ещё Рррр (с планеты Брастак), хотя он не совсем археолог, а лингвист — главный специалист по древним (в т. ч. мёртвым) языкам у себя на планете (и не только).
  • В неканоничной расширенной вселенной «Звёздных войн» тоже любили делать из главных героев некое подобие археологов-авантюристов. В частности:
    • В некотором роде Манго Баобаб из мультсериала (который перемонтирован в две полнометражки) про двух беспризорных роботов «Дроиды».
    • Роман Джеймса С. А. Кори «Честь негодяев». Шпионская история со спасением Ханом Соло разведчицы Скарлет Харк постепенно превращается в приключения с целью поиска древних артефактов. Ищут наследство предтеч компания, знакомая по основной трилогии, плюс мисс Харк (см. обложку http://azbooka.ru/book/24756.shtml). А имперские силы выполняют роль конкурирующей организации. Они даже опередили героев в поисках.
  • Джанет Эдвардс, цикл «Девушка с планеты Земля». Главная героиня Джарра, ее преподаватель профессор Плейдон и... да много кто еще. С фитильком, т.к. взрывы в археологии XХVIII века — штука необходимая, иначе в заброшенном Нью-Йорке поиски растянутся на тысячелетия, да и дома могут рухнуть на головы (что и происходит в первой книге). Но зато главные герои последовательно откапывают: старые видеозаписи, краденные картины, соседнюю команду археологов, упавшую орбитальную станцию и средство связи, которое инопланетяне оставили на Земле тысячи лет назад. Копают археологи тоже не ради приключений, а в поисках утраченных технологий XXIII века.

Кино[править]

  • Индиана Джонс. И его копиркины, про которых есть отдельный подтроп.
  • «Библиотекарь» — протагонист Флинн Карсен. По совместительству, крутой ботан (знает всё почти обо всём, сумел расшифровать «птичий язык» за пару дней, и, согласно его словам, имеет 22 высших образования). В отличие от вышеперечисленных граждан, проявляет чуточку больше осторожности в обращении с находками. В телесериале нанимает тройку других, правда ни один из них не является археологом: эксперт по-искусству, гениальный математик и профессиональный вор.
  • Эвелин Карнахан из «Мумии» реж. Стивена Соммерса (1999). Обычных раскопок с её участием не показывают, а первый же полевой выезд оканчивается разрушением легендарного затерянного города. Знание мёртвых языков, ожившая мумия и компаньон с револьвером — в комплекте. Во второй части раскопки Эвелин больше напоминают грабёж. В третьей части её сын Алекс также занимается раскопками, только его больше интересует древний Китай, а не древний Египет.
    • Согласно информации из первого фильма, Эвелин — библиотекарь. Что не мешает ей превратиться в полноценный сабж.
    • С прикрученным фитильком — Джонатан Карнахан: он больше авантюрист, чем археолог, и вообще не особо любит такие путешествия... Но он всегда включается в семейное дело.
  • Дженни Хэлси из перезапуска «Мумии» (2017).
  • В некотором роде Синдбад-мореход из фильмов Р. Харрихаузена «Золотое путешествие Синдбада» и «Синдбад и Глаз Тигра». Тут Синдбад отправляется на поиски древних артефактов (чтобы применить их по назначению прямо на месте) при помощи странных древних карт, а мешают ему то принц-колдун Курра, то ведьма султанских кровей Зинобия.
  • Проф. Я. Тарнас из «Заклятия долины змей» (польск. Klątwa Doliny Węży, эст. Madude oru needus). Частично отставной майор и криминальный любитель антиквариата Бернар Травен. Пережитое приключение окончательно отбило у профессора желание искать древности.
  • Jumanji: Welcome to the Jungle — доктор Смолдер Брэйвстоун в исполнении Скалы

Телесериалы[править]

  • «Охотники за древностями» — профессор Сидни Фокс.
  • «Доктор Кто». Эксцентричная профессор археологии Ривер Сонг, жена Доктора. К её услугам знания и технологии древней и могущественной расы, и она с удовольствием их использует. Особенно знания Повелителей времени пригождаются при столкновении с разными древними чудовищами.
    • Любит оставлять своему мужу любовные послания на музейных экспонатах.
    • Примечательно ещё то, что она во многом напоминает Бернис Саммерфилд из книг про Седьмого Доктора. Впоследствии получала собственную книжную серию и аудиосериал.
  • «Звёздные врата». Даниэль Джексон — на самом деле лингвист, но во всём остальном соответствует.
  • «Золото Трои» — сериал посвящён археологическим изысканиям Генриха Шлимана (см. Реальная жизнь). Авантюр и древностей по сравнению с реальностью стало на порядок больше. Жена и друзья Генриха Эрнестовича становятся его достойными учениками.

Телевидение[править]

  • Образ Е. Дворжецкого, когда тот вёл программу «Семь бед — один ответ» (ОРТ, конец 1990х). Возможно, что отсылка к Индиане Джонсу.
  • Французская игра «Тайны Ксапатана» (La piste de Xapatan). Практически все игроки в большей или меньшей степени играют роли археологов-авантюристов.
  • В «Большой разнице» были кроссоверно спародированы как само амплуа, так и киноархеологи. см. https://www.youtube.com/watch?v=-naSegxVVEg

Мультсериалы[править]

Копыта загребущие.
  • Дэйринг Ду из My Little Pony: Friendship is Magic. Является собирательным образом описываемых археологов, а её приключения — педаль в пол относительно приключений иных археологов. Первый раз в сериале появилась как героиня книги, затем выяснилось, что она существует и сама описывает собственные приключения.
  • «Приключения Джеки Чана» — собственно сам Джеки Чан. С обнаружения им магического талисмана всё и заверте…
  • «Утиные истории» — Скрудж МакДак не гнушается на досуге заняться поисками какого-нибудь древнего артефакта или места. В перезапуске это было его основное занятие в прошлом.
  • «Флиппер и Лопака» — Барни Крэбб и его команда из третьего сезона являются именно чёрными археологами (хотя островитяне называют их пиратами).
  • Huntik: Secrets and Seekers — Данте Вейл, отыскивающий амулеты титанов и способный влезть ради них и новых знаний в любую, даже самую опасную, локацию.
  • «Чудовищная сила» (1994) — формально доктор Ромер. Он «немножечко» уступает в крутизне Индиане Джонсу или мультсериальному Джеки Чану, но тем не менее занимается археологией и ради сокровищ готов хоть карту у конкурентов украсть, хоть древний город взорвать.

Веб-комиксы[править]

  • Homestuck — Арадия Мегидо до своей смерти

Аниме и манга[править]

  • Pokemon — археологи порой встречаются среди эпизодических персонажей, но всех затмевает Брэндон — Король Боевой пирамиды. Внешностью и характером он больше смахивает на отставного военного, чем на археолога, однако очень любит исследовать древние развалины — особенно, если там есть редкие покемоны. А в свободное от исследований время Брэндон сражается с тренерами, рискнувшими пройти испытания Боевого Рубежа, и не стесняется выпускать против них легендарных покемонов. Противник он очень серьезный — даже когда не использует троицу «Реджирок-Реджиайс-Реджистил».
    • Седрик Джунипер из Юновы — еще один пример тропа. Впрочем, путешествовать с ним несколько опаснее, чем с осторожным Брэндоном. Старый авантюрист то не успевает предупредить о смертельных ловушках… то не предупреждает специально. Потому что если знать обо всём заранее, будет не так весело!
  • One Piece: Нико Робин — действительно археолог: была официально принята в археологическое сообщество, владеет соответствующими знаниями, прошла нужные экзамены (хотя и в восемь лет). Но в мире, где Мировое Правительство относится к археологам едва ли более благосклонно, чем к пиратам, авантюристом становишься поневоле… Её мать, к слову, тоже относилась к тропу.
  • «Ублюдок FFF ранга» — Ланувель, первая спутница героя, его экскурсовод и головная боль протагониста. Именно археолог-авантюрист, обладающая гигантским объёмом как знаний о разных странах (поскольку много путешествовала), так и информации о затерянных гробницах, катакомбах и пещерах, где герой может поприключаться и набраться опыта. Помимо этого знает толк в выживании в подобных затерянных местах - от готовки на привале до обустройства лагеря. В крайнем случае может и телепорт применить. Однако стремится скорее обеспечить героя приключениями, чем выполнить цель: специально выбирает запутанные пути и активирует ловушки.

Видеоигры[править]

  • World of Warcraft: Бранн Бронзобород и Харрисон Джонс.
  • Renowned Explorers: International Society — там все такие.
  • Натан Дрейк, герой серии игр Uncharted и честный копиркин Лары Крофт и Индианы Джонса.
  • The Elder Scrolls — в Морровинде и Скайриме игрок может повстречать некоторых таких исследователей двемерских руин. Или найти то, что от них осталось, если экспедиция была неудачной. Или самому побывать в этой роли, если ему выдали квест принести из близлежащих руин какую-нибудь особо замысловатую шестерёнку. Внутриигровая книга «Развалины Кемел-Зе» — именно про нелёгкое ремесло археолога-авантюриста.
    • В Скайриме игрок может поучаствовать от Коллегии Винтерхолда в археологических раскопках Саартала. «Раскопки» в основном заключаются в зачистке подземелья от драугров. Собственно раскопками занимаются все остальные студенты, а Довакина начальник экспедиции берёт с собой на зачистку склепа после одной любопытной находки.
    • В дополнении Dragonborn есть чуть более серьезные раскопки: Курган Колбьорн. Игроку периодически будут приходить письма о затруднениях (читай: драуграх) в процессе раскопок. Но после каждой зачистки можно будет получить один предмет из набора брони Азидала и оплатить растущие в цене услуги шахтеров-охранников для следующей стадии.
    • А в The Elder Scrolls Online есть два данмера-авантюриста: брат и сестра Рейнор и Кирет Ваносы, путешествующие по двемерским руинам от Дешаана до Рифта в поисках интересных двемерских артефактов, а поскольку Рейнор Ванос ещё и невезучий изобретатель, творениями которого активно пользуется Кирет, чаще всего игроку приходится спасать сестру из очередной передряги, в которой она оказалась из-за не вовремя сломавшегося прибора или чрезмерной тяги к приключениям. У этих двух братьев есть коллега из Даггерфолльского ковенанта — леди Кларисса Лоран. Плюс в Greymoor подвезли археологию для игрока, более реалистичную, именно с лоцированием и раскопками, а не банальным выносом из древней гробницы всего, что не приколочено.
  • StarCraft 2: Wings of Liberty — в миссиях по сбору фрагментов артефакта зел-нага рейдеры Рейнора представляют собой сабж в режиме «педаль в пол»: для прорыва устраивают на «местах раскопок» небольшую войну с использованием взрывчатки, бронетехники и авиации.
  • Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura — Франклин Пейн.
    • В библиотеке можно найти очерк, посвящённый данному типажу, сводящийся к «Эти необразованные мародеры лезут в гробницы, выносят всё, что не прибито, остальное ломают — и как после них потом что-то исследовать?!» — явное мягкое «на тебе!» в адрес игроков и приключенцев. Особенно учитывая, что примерно треть игры как раз таким и приходится заниматься.
  • Stellaris — любой учёный на ранних стадиях игры, когда он вынужден отправляться в другие системы, полные опасностей, чтобы исследовать аномалии, либо же найти пригодную для жизни планету. Даже есть перк «Археолог», позволяющий ученым быстрее изучать аномалии и уменьшающий риск неудачи при исследовании, и отдельная механика раскопок для особенно крутых находок.
  • Tomb Raider
  • Baldur’s Gate — побочный квест с раскопками древней гробницы. Все, что положено в этом случае — пара археологов, один из которых предатель, творящий козни за спиной у руководителя раскопок, бестелесная, до поры, НЕХ, которая сводит с ума слабых духом, толпа рабочих, которые паникуют от творящейся жути, хотят сбежать, но поздно — под действием темных сил крыша у них окончательно протекает и все как один дружно убиваются об меч протагониста. В раскопе наблюдается идол древнего бога, до которого, собственно, докопались — если его побеспокоить, явится этот товарищ собственной персоной и завалить его недостаточно опытным «археологам» будет не так-то просто…
  • Fallout 4 — локация Dunwich Borers, еще до Войны там творилась чертовщина, а уж теперь местечко то что надо… На самом дне шахт древняя статуя НЕХ, которую старательно откапывали и которой приносили в жертву людей еще в те времена. Археология напополам с мраккультизмом.
  • Профессор Лэйтон из одноименной серии игр. Впрочем, нарочно он приключений не ищет, это приключения находят его.

Настольные игры[править]

  • Колода "Adventure" от компании "Riffle Shuffle". Как бы не игровой персонаж, а символ всей колоды. Некая искательница приключений, которая изображена на рубашке и футляре карт. Также в нескольких сценах на крупных картах.


Прочее[править]

  • Археолог и просто искатель приключений Джонни Гром, также известный как Сэм Грант или Джо Фримен из наборов «Лего» 1998—2003 и 2013—2014 гг. серии Adventures и Studios. Последний для того, чтобы обычные дошкольники и школьники могли снимать кино про такого археолога.

Музыка[править]

  • Пародийное прочтение типажа Дороте(я) клип "Attention danger". Как бы случайно главная героиня оказалась в джунглях, в которых обитают дикари с копьями, европейские колонизаторы 19 века, латиноамериканские партизаны, азиатские туристы, хищные звери и героический обезьян. В результате ГГ находит артефакт и ставит его себе в комнату.
  • Еще раз французская эстрада. Шейла (Sheila) клип "Little Darlin’". Как бы внутримировой пример. Писательница сочиняет повесть. Главная героиня исследует фэнтезийно-фантастические локации, плюс мельком посещает нуар-сити. В роли обеих Шейла. Почти как Дэйринг Ду, лет так за 30 до того как придумали эту пони.

Реальная жизнь[править]

  • Полковник Томас Эдвард Лоуренс, известный как Лоуренс Аравийский, приобрёл свои знания Аравии и арабского языка на раскопках в Харшемише.
  • Барнум Браун — вообще-то палеонтолог, а не археолог, но в остальном соответствует этому тропу. Являлся знаменитым «охотником за динозаврами», проводившим большую часть времени не в тиши кабинетов, а в экспедициях.
  • Отто Ран, эсэсовец-мистик и искатель Грааля. Режиссёр Ричард Стэнли снял про него документалку «Secret Glory».
  • Большинство археологов раннего периода, когда археология ещё не стала формализованной научной дисциплиной, были в той или иной мере авантюристами: не раскапывали памятники систематически, а охотились за интересными находками, воровали их у законных владельцев, вывозили контрабандой, совмещали археологию со шпионажем… Впрочем, работать по-другому в Египте или Ираке XIX века было бы затруднительно.
  • Генрих Шлиман — археолог-любитель, откопавший Трою, которую профессиональные археологи никак не могли найти. Строго говоря, перед началом своих поисков он прочитал тонны учебных материалов, но всё равно налажал с техникой безопасности, за что историки ругают его до сих пор.
    • Поскольку его интересовала именно Троя, то слои более позднего времени (римского и эллинистического) он просто сносил, оставляя лишь наиболее яркие находки.
  • Были свои археологи-авантюристы и в СССР — например, Валерий Чернецов, археолог и этнограф Западной Сибири, получивший аутентичное шаманское посвящение у манси (задолго до того, как это стало модным), и настолько хорошо освоивший образ жизни традиционных охотников, что смог вдвоём с женой пережить зиму в тундре [1].
  • Тур Хейердал — аверсия: самый знаменитый практик экспериментальной археологии. Занимался с риском для жизни экспериментами типа построим кораблик по древним технологиям и попробуем переплыть на нём через океан.
  • Тим Северин — тоже аверсия: последователь Тура Хейердала, который тоже строил корабли по древним технологиям и переплывал на них океан.

Чёрный копатель[править]

Связанный троп чёрный копатель — эти люди ведут нелегальные раскопки, и могут наносить реальный ущерб науке разоряя место раскопок с разрушением культурного слоя. Например, могут разбросать кости какого-нибудь короля, посчитав их «мусором», который не продать, чтобы добыть его корону.

  • Лара Крофт, расхитительница гробниц.
  • Мы из будущего
  • Персонажи скандинавских саг, раскопавшие артефактный меч в каком-нибудь кургане.
  • Дилогия «Спецназ по-русски» — Дятел и Мозгоклюй.
  • «Расхитители гробниц по-русски» – бугровщики – регулярно встречаются в исторических романах Алексея Иванова.
  • Совсем варварские методы "раскопок" - приехать на известное место древнего захоронения, экскаваторами срыть, погрузить в самосвалы и вывезти в неизвестном направлении, где уже спокойненько перебирать грунт. Активная фаза длится буквально несколько часов, за которые никто, разумеется, не успевает среагировать. Археологический памятник не "поврежден" и даже не "разграблен", а полностью и бесповоротно уничтожен. В сравнении с копателями, которые шарят металлоискателем и ковыряются лопатой - несопоставимое зло. Археологи тщательно скрывают места обнаружения интересных находок - в частности, перед посещением одного неприметного с виду холмика, руководитель потребовал и проверил исполнение команды - отключить всю GPS-аппаратуру, пишущую трек, не фотографировать и не "светить" место любыми иными способами. Как раз чтобы на следующий сезон не обнаружить на этом месте дыру.

Примечания[править]

  1. В. С. Мосин. Древние охотники Урала. Челябинск, 2010, с. 471—473.