Архитектурное порно

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Архитектура — онемевшая музыка. »
— Иоган Гёте
Альтиссия из Final Fantasy XV

(link)

Чего только в Minecraft не построили.

Архитектура — искусство строить. Одно из древнейших искусств человечества, на котором ныне стоит человеческая цивилизация, в буквальном смысле этого слова. Сама же архитектура стоит на трёх началах по Поллиону: прочность, польза, красота. Соблюдение этих трёх начал требует обширных познаний в матчасти разнообразных наук и занятий: от физики и математики до живописи и скульптуры[1]. Однако так лишь наяву. Писателям, цифровым дизайнерам, художникам (если они не реалисты или дотошные педанты) достаточно лишь воображения. Но здесь в силу вступает уже другое искусство — талант изобразить свою фантазию зрителю.

Грамотная передача изображения здания и есть архитектурное порно, тема нашей статьи. Без этого немыслимо ныне эпическое фэнтези и готика, но, само собой, его применение даёт дополнительные очки прочим жанрам, хотя оно не обязательно. Один минус есть для кино — это бюджет пишет сюжет. Когда автор задумал нечто грандиозное, завораживающие, но из-за недостатка деньжат могут сооружение даже не показать толком. Это особо видно на примере в первых сезонов Игры Престолов — где Королевскую Гавань и Риверран мы толком и не увидели.

Ведьмак 3 — Боклер, столица Туссента

История архитектуры[править]

Архитектура, как и ряд других видов искусства: живопись, литература и музыка, является одним из древнейших, ведущих свою историю с античности, а может, и раньше. Что ещё лучше, наследие первобытной архитектуры, хоть и в довольно обшарпанном виде, мы можем увидеть и сейчас в Греции, Египте или Месопотамии, чего, к сожалению, нельзя сказать о музыке. С другой стороны, архитекторы обычно сильнее обделены известностью, чем деятели прочих искусств. Кто сможет сразу дать имена творцов Зимнего Дворца или Версаля?

На протяжении своего существования она, архитектура, видоизменялась не менее динамично, чем та же литература. По мере хода веков одни стили заменялись другими под давлением новых традиций, времени, миграций народов и завоеваний. Бывало, что порой откапывали мёртвый стиль и воплощали его в настоящем. Так появились неоготика и классицизм, к примеру. А сейчас в моде хай-тек и деконструктивизм. Вкратце об основных направлениях:

  • Древнегреческая архитектура — стиль архитектуры, заложивший основы всему европейскому вектору зодчества. Охватывает долгие века от минойских дворцов на Крите до Александрийского маяка, ныне утраченного. Основные черты напоминать, думаю, не надо: колонны, мрамор, храмы и театры. Ныне полюбоваться тем, что осталось, можно в избытке в Греции и Италии. Самые известные памятники — афинский Акрополь, Дельфы, кносские дворцы.
  • Древнеримская архитектура — испытала на себе влияние цивилизации этрусков и греков. От греков были взяты колонны и своды, от этрусков арочная система. В целом отличалась от греков монументальностью и богатством отделки. А также важное новшество — применение бетона! К концу империи архитектурный стиль здорово изменился, появились купольные, крестовые своды. Новые здания, как базилики и акведуки. Примечательно, что от римлян до нас дожили в основном светские здания, тогда как от греков духовные. Останки этого направления: Колизей, римский Пантеон, многочисленные акведуки и т. д.
  • Романская архитектура — стиль, образовавшийся намного позже упадка древнеримского (в XI веке), отчего в западной Европе присутствует тёмная эпоха архитектуры в раннем средневековье. Считалась воспроизведением утраченного. В наличии от римского арки, базилики, фрески. Однако есть и отсебятина наподобие массивных стен. В основном в этом стиле строились монастыри, храмы и иногда замки. Сразу и не вспомнить здания в подобном стиле: Замок Сфорца в Италии или Лимбургский собор в Германии.
  • Готическая архитектура — направление, быстро потеснившее романский стиль. Зародилась в конце XII века во Франции и активно использовалась до XV века. Отличительные черты: высота, нет, не так, ВЫСОТА зданий, витражи, порталы, криповые горгульи и шпили. Самая главная особенность — оочень долгие стройки. Нотр-Дам де Пари строили почти 200 лет, потом часто обновляли, реставрировали и в конце концов дореставрировали, Миланский собор строился ещё дольше, четыре века, а Кёльнский собор шесть веков. Но и результат того стоил. Ныне новые образцы этой архитектуры встречаются в фэнтези и даже в сеттингах, косящих под космическое средневековье (Warhammer 40,000). Интересно, что в своё время готика побывала буревестником фанатского сообщества. Так как итальянцев жаба грызла, что их довольно занудный ремикс древнеримской архитектуры был потеснен варварским стилем. Отчего и нарекли они стиль «готикой» от варварского наименования племени готов. Много лет спустя готика получила второе дыхание через неоготику.
  • Архитектура возрождения — но, по иронии судьбы, возврат к романскому стилю в виде ренессанса и сгубил готику. Характеризуется строгой симметрией, поиском пропорции. Зародилась она в Италии и, в отличие от готики, отдавала предпочтение светским зданиям, а не исключительно духовным. Жила с начала XV века по начало XVII века. Ввела ряд новшеств в строительное дело. Памятники архитектуры — дворец дожей в Венеции, галерея Уффици, частично и Лувр.
  • Архитектура барокко — жила с конца XVI века по конец XVIII. Характерная особенность — страшная роскошь, яркость, пышность, насыщенность, а также колоссальные размеры. Значимое новшество — сочетание здания с парковым ансамблем. Активно использовалась как в светских, так и в духовных зданиях. Распространилась практически на всю Европу, и Россию в том числе. Образцы барокко — Фрауэнкирхе в Дрездене, Королевский дворец в Мадриде, Зимний дворец в Петербурге.
  • Архитектура неоклассицизма — возрождение древнегреческой архитектуры. Порой с греческими прототипами практически совпадает, а порой кипит от отсебятины. Припеваючи жила с XVIII века по XIX. Несмотря на столь короткий период, оставила после себя богатое наследие. Делится на четыре направления: палладианство (встречается в Великобритании и США), неогрек, боз-ар (неоклассицизм в квадрате с оглядкой на) и ампир (назван так, потому что зародился во Франции времён Наполеона). К каждому направлению по примеру: вашингтонский Белый Дом (палладианство), Афинская академия наук (неогрек), здание Гранд-Опера в Париже (боз-ар) и Триумфальные ворота Москвы (ампир).
  • Историзм — «наш ответ» неоклассицизму со скрупулёзным (не всегда, опять же, было и много примеров вольности обращения с оригиналами) переносом деталей и планировок древнегреческой архитектуры на современные (по меркам XIX века) реалии, но уже с оглядкой на региональные традиции. К нему относятся неоготика, неорусский стиль (здание Исторического музея в Москве), неовизантийский стиль (Морской собор в Кронштадте), неомавританский стиль (источник вдохновения — арабская архитектура, московский особняк Арсения Морозова, Индо-сарацинский павильон в британском Брайтоне), викторианская архитектура в Англии и федеральная архитектура в США (источник вдохновения — «григорианская» английская архитектура XVIII века); лондонский вокзал Сент-Панкрас, бидермейер (источник вдохновения — немецкая народная и старинная городская архитектура с фахверком и прочим), псведоегипетский стиль, шинуазри (фр. «китайщина», Китайская деревня в Царском селе), стиль пуэбло (источник вдохновения — древние поселения индейцев культуры пуэбло), шатоэск (подражание французским замкам XV—XVI веков) и некоторые другие. Особо историзм полюбили в XX веке некоторые тоталитарные режимы, и в результате получились гитлеровский полумодернизм-полуклассицизм и сталинский ампир (правда, на раннем этапе, в 1930-х годах, он больше напоминал популярное тогда на Западе ар-деко).
  • Эклектика — получила распространение в XIX веке. Главная мысль — сочетание нескольких стилей архитектуры в одном. Примеры — церковь Сент-Огюстен в Париже, соединяет барокко и романский стиль; Храм Святого Семейства — соединяет готику и модерн (заложили в 1882 и до сих пор строится).
  • Конструктивизм — преимущественно советский стиль 1920-30-х гг. Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. Характерные памятники конструктивизма — фабрики-кухни, Дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны.
  • Модернизм — архитектурный стиль, доминировавший в XX веке. Особенность — отметание третьего начала Поллиона в пользу первых двух, прочности и пользы. Модернизм обязывает соблюдать дух современности, использовать новейшие инженерные достижения, рациональность во внутренней планировке, и никаких декоративных крендельков! Но, как свойственно архитектуре, для кого-то это вышло круто, но не так, как рассчитывалось — угрюмые стеклошкурые небоскрёбы кажутся гармоничнее напыщенного и ультрапафосного барокко. Примеры — Штаб-квартира ООН, Бруклинский мост.
  • Хай-тек — зародился к концу XX века. Характеризует собой отход от прагматизма модернизма в угоду к декору. Постепенный отказ от бетона, практически повсеместное применение пластика, стекла и металла. Ныне доминирующий стиль. Примеры — Всемирный торговый центр (ныне разрушенный) в Нью-Йорке, башня «Меркурий Тауэр», стадион Уэмбли в Лондоне.

Теория архитектуры[править]

Как и всякое другое направление искусства, архитектура также имеет право обладать собственной наукой. Эта наука носит имя «Теория архитектуры», а предметом её изучения является абсолютно всё, что прямо или косвенно относится к архитектуре, от причин её, архитектуры, возникновения до стилей и обыкновенных мелочей, вроде знаковой системы или композиции интерьера. Первые трактаты, посвящённые архитектуре, были записаны ещё Ветрувием в первом веке до нашей эры, хотя и до него Платон и Пифагор успели изложить свои мысли, отличив стройку от, собственно, самой архитектуры.

Теория архитектуры подразделяется на несколько направлений, о чем сейчас будет сказано.

Философия архитектуры — как и всякое другое искусство, архитектура поддаётся осмыслению через философию. Данная философия нацелена на определение архитектурной мысли и рассмотрение архитектурных произведений в трёх аспектах: эстетическом, социальном, функциональном. Как и всякая философия, тема эта довольно объёмная, включает множество течений, заложенных философами и архитекторами, потому в двух-трёх словах её здесь не изложить.

Семантика и семиотика — направления, разбирающие архитектуру, словно язык. Её образ, знаковые системы, условия возникновения архитектурных стилей и определение их чистоты. Итальянский искусствовед Умберто Эко разделил их на две категории кодов: «синтаксические» и «семантические». К синтаксическим кодам относятся такие детали, без которых целостная конструкция была бы невозможна. Своего рода несущие стены, которые также являются элементами архитектурных стилей: колонны, арки, потолки, пилястры. К семантическим же относят более декоративные элементы, второстепенные для устойчивости здания, но также необходимые для стилевого единства: окна, балконы, крыши, лестницы…

Теория архитектурной композиции — направление, изучающее принципы и закономерности расстановки декоративных элементов, будь то интерьер комнат или декоративные элементы фасада. Определяет архитектурную композицию, то есть способ достижения общего единства и гармоничности постройки — всё по третьему началу Поллиона. Является определяющим направлением в изучении внешнего вида, но, в отличие от семантики, изучает предмет в целом, а не по единичным знакам.

Теория градостроительства — направление, изучающее планировку и формирование населенных пунктов, градостроение одним словом.

История архитектурыименно то, о чём вы подумали, и о чём было сказано ранее.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Конечно же, наш любимый Лавкрафт отметился и здесь. Описания города Старцев в «Хребтах Безумия», Р’льеха в «Зове Ктулху», Кадата и многих менее распиаренных локаций варьируются от нарочито фэнтезийных до сверхъестественного архитектурного гуро, но неизменно проработаны до мелочей.
  • «Имя Розы» Умберто Эко — описание незваного монастыря, где происходят действия романа. Поражает как размерами, так и великолепной отделкой интерьера.
  • «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго — изобилует как описаниями собора, так и средневекового Парижа. Педаль в пол — роман, собственно, и задумывался в защиту обветшавшего в ту пору собора, который даже подумывали снести.
  • «Песнь Льда и Пламени» — описание практически любого замка великого дома, особенно выделяются Кастерли Рок, Орлиное Гнездо и Хайгарден.
  • «Колесо Времени» — описание любого большого города.
  • Сергей Лукьяненко «Императоры иллюзий» — резиденция Кёртиса. Не то чтоб акцент на красивом описании резиденции, но архитектурный разврат — во всей красе.
  • Клайв Баркер, «Имаджика» — Первый Доминион представляет собой концентированный троп, безграничный мегаполис из уходящих в небо многоцветных зданий, покрытых совершенными орнаментами и пронизанных прожилками света. Являет собой физическое тело Хапексамендиоса, и чем дальше вглубь, тем больше видна его нездоровая природа — великолепие уступает место упадку, а там и патологии, где прежде гармоничные цвета обретают режущую глаз яркость, а орнамента чуть ли не больше, чем поверхности под ним.
    • Аналогично (вплоть до спойлеров) в «Вечном похитителе».
  • Александр Беляев, «Лаборатория Дубльвэ» — красочные описания футуристичного утопического Ленинграда составляют заметную часть истории. И даже всякие лаборатории показаны очень круто и детально.

Кино[править]

  • «Властелин Колец» — экранизация Минас Тирита, Хельмовой Пади и Ривенделла. Сюда же можно и привести примеры из «Хоббита»
  • «Проклятие Золотого Цветка». Для съёмок была построенна модель императорского дворца в масштабе 1:1! Эти потрясающие разноцветные колонны не пластик а стекло. Модель сохранили и до сих пор показывают обалдевшим туристам и, право, не зря!!

Телесериалы[править]

  • «Кукольный дом» (s01e04 «Gray Hour») — серия посвящена ограблению хранилища древностей. На специалиста по антиквариату (жадность фраера сгубила) фрагмент барельефа Парфенона действует покруче порно…

Мультфильмы[править]

  • Синдбад: Легенда семи морей — Сиракузы. Поверьте, это надо видеть!

Мультсериалы[править]

Аниме и манга[править]

  • Любая работа Кацухиро Отомо: Akira, Steamboy, новелла «Пушечное мясо» в сборнике «Memories»… Отомо по образованию архитектор, и это заметно.
  • Не отстаёт от него Цутому Нихэй, который тоже выучился на архитектора.
    • У его ученицы в Dorohedoro троп присутствует с прикрученным фитильком, но в экранизации докрутили до полноценного архитектурного порно. Потому что за задники ответственен один из тех, кто работал над «Акирой».
  • Neon Genesis Evangelion — Токио-3, и в ещё большей степени — то, что расположено под ним.
  • Vampire Hunter D: Bloodlust — дворец Кармиллы бесполезно описывать, его надо увидеть.

Видеоигры[править]

  • Мета-пример — любая трехмерная песочница, имеющая возможность строительства. Повторить мировые шедевры, или создать свою постройку мечты? Всё в руках игрока.
    • Но если кто и заслуживает стать королём этого тропа, так это Minecraft.
  • Любая годная игра жанра Soulsborne: Demon's Souls, Dark Souls, Bloodborne, Sekiro
  • «Dragon Age» — в руинах Остагара проглядывается некогда великолепное сооружение, погубленное временем.
  • «Dragon Age II» — Казематы и Верхний Город Кирквола представляют собой монументальные сооружение, построенные на горбах тысяч рабов.
  • «World of Warcraft» — в изобилии и здесь. Внутри мира таковым считался Луносвет.
  • «Age of Empires» и «Age of Mythology» — особые здания классификации «Чудо света».
  • «The Elder Scrolls» — в «Morrowind» это город Вивек, для любителей грибов нет, не тех, таким может показаться архитектура Телвани; в «Oblivion» это Башня Белого Золота; а вот из «Skyrim» сюда мало что можно отнести. Разве что Коллегию Магов и, можно предположить, что Винтерхолд был таким. Также, может быть, и Виндхельм для «первобытных аборигенов». DLC «Dawnguard» эту проблему решил.
  • «Heroes of Might and Magic V» — каждая раса обладает собственным архитектурным порно (кроме орков), в следующих частях вместо городов стоит цветастая, ужатая браузероподобная застройка.
    • В третьей части троп тоже имел место. В первых двух графика ещё не настолько продвинулась и города отдавали сильной схематичностью, в четвёртой к этой схематичности зачем-то вернулись — у всех рас аналогичные строения на одних и тех же местах.
  • Warframe: Все локации имеющие отношение к цивилизации Орокин, особенно корабли Бездны.
  • Final Fantasy — педаль в Австралию, тут ну очень много примеров. Художники отлично постарались в создании поистине красивых локаций, от которых у игроков может отвиснуть челюсть. Сад Баламб, Линдблюм, Рабанастр, Альтиссия, Эстар, Занарканд…

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 — архитектура Империума, например, дворцовый комплекс Бога-Императора на Святой Терре.

Реальная жизнь[править]

Ахтунг! Если сюда накидать все имеющиеся шедевры архитектуры, то статья разрастётся до габаритов Китайской Стены.

  • Притцкеровская премия — ежегодная премия, вручаемая за достижения в архитектуре. Последний лауреат Исодзаки Арата получил награду за проектировку спортивного комплекса «Palau Sant Jordi»
  • Чудеса Света же!
  • Творчество Антонио Гауди, который, живя в рациональном XX в., вернулся к третьей составляющей — да как!
  • Архитектурные символы городов, стран и континентов — Эйфелева башня, Пизанская башня, башня Елизаветы aka Биг-Бен (часовая башня Вестминстерского дворца), Кремль, Новосибирский и Сиднейский оперные театры.
  • Весь Санкт-Петербург, начиная с ранних этапов строительства — Пётр I ради такого дела, например, запретил всем остальным русским городам строить что-либо из камня, а тут, соответственно, из чего-то, кроме камня. Вышло настолько хорошо, что некоторые до сих пор считают, будто строить всё это помогали инопланетяне, или что город вообще нашли в нынешнем виде, построенный условными древними атлантами, и только слегка отреставрировали.
  • Сталинский ампир, и особенно нереализованные проекты.
  • Из современных — архитектурное бюро Заха Хадид, работающее в стиле Future Hi-Tech, по праву считается крутейшим.

Примечания[править]

  1. Французский философ назвал эти два искусства «осиротевшими детьми архитектуры», которым мать больше не может указывать их пределы.