А ведь был хорошим ребёнком

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Used to Be a Sweet Kid. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Бен Ганн. В детстве был благовоспитанным мальчиком, но начал играть в орлянку, связался с пиратами и покатился… »
— Мультфильм «Остров сокровищ». Правда, Бен Ганн — не конченый злодей, а алибабаевич
« Дети — это ангелы, у которых крылья уменьшаются по мере того, как удлиняются ноги. »
— Народная мудрость
Примерно так

Многие злодеи и просто козлы начинали свои гнусные делишки ещё в далёком детстве и, разумеется, были маленькими гадёнышами. Но это случай, когда нехорошие люди в детстве были, наоборот, милыми и добрыми. Однако что-то сделало их злыми и порочными. Вполне вероятно, что о том что злодей был хорошим в детстве, герои и зрители узнают по флэшбэкам и не сразу. Это значительно увеличивает количество сочувствующих. См. так же — Сломленная птица и Разум не вынес.

Противоположный троп — Вырастут — поумнеют.

Примеры[править]

(link)

Хороший мальчик?

Театр[править]

  • «Малыш и Карлсон» (спектакль записан и для телевидения) — один из двух воров, сыгранный Андреем Мироновым, поёт злодейскую песню:
«

Я в страхе был воспитан, Ребенком тихим рос. Но с детства стать бандитом, Хотелось мне до слёз.

»
— «Песня Рулле».
«

— А вы были ребёночком… И такая маленькая-маленькая… Розовенькая-розовенькая… Пухленькая-пухленькая, как поросёночек… И вот этот поросёночек рос, рос, и выросла такая большая… — (повторяет куски фразы лакея) Что выросло?! — Ну, что выросло, то выросло, теперь уж не вернёшь…

»
«

Да что же такое, пора, в самом деле, От пьянства и буйства его отучить! Таким был хорошим мальчишкой Маджере, А нынче горазд безобразья творить! <…> Да что же такое, пора, в самом деле, Волшебникам этим нам дать по рукам! Таким был хорошим мальчишкой Маджере, А нынче посмотришь — и ужас, и срам!

»
— Кабак. Карамон, ты ведёшь себя дико
  • В книге, что характерно, они репутации таких уж хороших мальчиков не имели. А вот на том, что «такая дурная семья»[1] дружно сходились все.
  • Кстати, в «Драконах Мага Песочных Часов» Рейстлин на предположение о своем беззаботном и добром характере в детстве только мрачно усмехается.

Литература[править]

  • А. С. Пушкин, «Евгений Онегин» — в детстве протагонист «был резов, но мил». Ну, что выросло, то выросло… Хороший такой козёл.
  • Чарльз Диккенс, «Рождественская песнь в прозе» — Эбенизер Скрудж. В детстве и юности был хорошим парнем. Увы, жажда наживы со временем изменила его в худшую сторону.
  • В. Гюго, «Собор Парижской Богоматери» — Клод Фролло. Ребёнком мы его не видим, а вот юношей-школяром — ответственным, самоотверженным, жадным до знаний, невероятно трудолюбивым и бесконечно любящим младшего брата — да. Кто бы мог подумать, что через шестнадцать лет этот кругом положительный паренёк окажется способен на убийство, похищение человека (пусть и чужими руками), донос и изнасилование? А вот поди ж ты.
    • Если автору правки не изменяет память, хулиганистый несмотря на все попытки воспитания братец Жеан изрядно подкосил веру Клода в идеалы. Кстати, у Клода (священника!) имеется ещё такое невинное для современного читателя хобби, как алхимия. Так что, вероятно, по меркам сеттинга Фролло-старший перешёл моральный горизонт задолго до знакомства с Эсмеральдой.
  • А. Конан Дойл, «Собака Баскервилей» — именно так характеризует миссис Бэрримор своего младшего брата, убийцу Селдена. Впрочем, Элиза может быть необъективной — сама же избаловала братца.
  • Теодор Драйзер, «Американская трагедия» — погнавшись за богатством и «красивой жизнью», Клайд Грифитс проходит путь от примерного мальчика, во всём помогающего родителям-проповедникам, до казни за убийство.
    • Насколько помнит автор правки, в переводе Норы Галь на уровне глаголов очень тонко подсвечивается, что Клайд старается выглядеть благопристойным, примерным, etc — как того требует общество; и полностью избегаются его точные характеристики: что он «был таким-то» или «подумал то-то». Так что с «примерным мальчиком» всё непросто.
      • Непросто и с его родителями. Сектанты - фанатики, которым наплевать на самочувствие детей, переезжающие в разгар учебного года и принуждающие детей вместо игр участвовать в унизительных уличных выступлениях. Грифитсов совершенно не волновало что дети подвергаются травле и не могут получить образование. И вы ещё удивляетесь, что старшая дочь связалась с козлом и родила ребенка вне брака, а старший сын пошел по кривой дорожке?
  • Джон Бойн, «Мальчик на вершине горы» — славный мальчуган Пьеро, после смерти родителей переехавший жить к тёте, которая работает в австрийской резиденции Гитлера, под влиянием нацистской идеологии превращается в отпетого мерзавца.
  • Арчибальд Кронин, «Песенка в шесть пенсов и карман пшеницы» — между двумя частями романа проходит 12-13 лет, и протагонист Лоуренс Кэррол в первой и во второй части дилогии ведёт себя настолько по-разному, словно это два разных человека, которым нечего сказать друг другу. Между ласковым, мечтательным, робким мальчуганом, которой не смеет сказать девочке, что она ему нравится, и циничным жуликоватым бабником, путём нахального обмана заполучившим должность врача в швейцарском тубдиспансере и меняющим женщин, как перчатки — пропасть.
  • «Коты-Воители» — неоднократно. Такие неприятные личности как Звездоцап, Звездолом,Бич и Коршун были милыми, добрыми и активными котятами в детстве, мало отличаясь от своих ровесников вроде Чернобурки, Бурана и Мотылинки. Даже Остролап, кровожадный рыцарь крови не был полным чудовищем изначально, что подтверждает довольно трогательный момент, когда юный Репейничек обещает своим сестрам защитить их от ветра, чтобы он их не сдул.
  • «ПЛиО» — Тайвин Ланнистер, как вспоминает его младшая сестра, был когда-то очень, очень добрым человеком. К сожалению, он так и не понял что доброта и слабость вовсе не обязательно взаимосвязаны, и решив искоренить второе, успешно искоренил и первое. В сериале, в сценах его общения с младшим внуком Томменом и (особенно), в сценах его общения с Арьей Старк дают понять что какие-то проблески доброты в нём остались… просто в 99,99 % случаев он не считает себя в праве или в силах её проявить. А в тех редчайших случаях, когда он может себе это позволить…
  • Юхан Борген, «Маленький лорд» — Вилфред Саген в раннем детстве очень старался всем нравиться, под всех подстраивался, был отличником и хорошим спортсменом, делая даже то, что боялся и ненавидел, лишь бы порадовать родных. Но по мере взросления, отчасти под влиянием насмешек кузенов, отчасти просто желая «вкусить запретных плодов», маленький лорд открывал своё сердце злу: внешне оставаясь всё таким же златокудрым ангелочком, он начал красть, хулиганить, злоупотреблять алкоголем и даже учинил поджог на хуторе. Всё это сошло ему с рук, и в 14 лет он совершил совсем уж омерзительный поступок — избил до смерти старика-еврея, владельца табачной лавки.
  • «Квантовый вор» — Матчек Чен продавливает педаль в недра губернии, поскольку нам в деталях показывают, как его самые благие намерения превратили добрейшей души паренька в тёмного цифрового бога Солнечной системы, который намеревается отыскать копию своей детской личности и использовать в своих планах.
    • Жан ле Фламбер и Миели тоже подходят под троп.
  • «Элениум» Эддингса. Энниас. Первосвященник Симмура, столицы Элении. Поскольку патриарх Симмура по старческой дряхлости от дел отошел, управляет всеми церковными делами столицы. Бывший капеллан королевской семьи. Судя по тому, что о нём вспоминают во второй трилогии, был когда-то достойным и верующим молодым священником, однако был совращён 12-летней (!) принцессой Ариссой, тётей Эланы, начал играть в орлянку, продал душу злому божеству и покатился. К тому времени, как начинается первая трилогия, это прожжённый, абсолютно беспринципный политик, мечтающий добраться до архипрелатского престола и не гнушающийся по пути к цели ничем — готов на подкуп, ложь, интриги и убийства в любом количестве, не говоря уже о магии, употребление которой ему, как служителю церкви, строго запрещено. Впрочем, как показывается в последней главе первой книги, у него ещё бывают редкие минуты раскаяния, но остановиться он уже давно не в силах. Отец Личеаса, сына Ариссы, что тщательно скрывает. Сын ему нужен только ради политической интриги, но никаких тёплых чувств он к нему не испытывает. Да и ни к кому другому тоже. Мечта о престоле архипрелата — последнее что у него осталось в жизни, во всём остальном это безжалостный, отчаянный и абсолютно одинокий человек.

Кино[править]

«

Я с детства был послушным Ребенком золотушным. Я не любил проказы, Но обожал приказы.

С тех пор для меня слово шефа — закон. Вперед, никаких рассуждений! Я только в одном глубоко убежден: Не надо иметь убеждений.

В бою о личной шкуре Не будет думать Урри. Хозяину в угоду Пойду в огонь и воду!

»
— «Песенка Урри».
  • «Сказка странствий» — разбойник Горгон похищает ради обогащения Мая, младшего брата главной героини, который наделён даром находить золото. И от его воспитания некогда милый добрый мальчик вырастает испорченным и жестоким богатеем, ради забавы натравившим собак на Марту.
    • Подсвечено самой Мартой: «Ты же был таким добрым, таким славным мальчиком! Что же они с тобой сделали!»
  • «Про Красную Шапочку» — как можно понять из лирической песни Худого Волка «Травка, цветы незабудки», когда-то он был милым волчонком, который даже не ел овечек.
  • Центральная тема фильма «Петля времени». Злодей был хорошим ребёнком… и остался бы им, если бы герой не припёрся из будущего ему мстить и не толкнул тем самым на путь злодейства.
  • «Все умрут, а я останусь» — инфантильная и наивная Вика сначала вместе с Жанной предаёт Катю ради дискотеки, потом ради поисков обожаемого Алекса бросает Жанну одну со спаивающими её десятиклассницами, а в конце курит с незнакомыми парнями травку и страстно целуется (намекается, что не только) с их лидером Сашей.
  • «Beautiful Boy», дословно «Красивый мальчик» (в прокате «Хороший мальчик») фильмы 2010 и 2018 года (фильмы не римейки, а просто названия совпадают) — родители удивляются в одном фильме как хороший мальчик стал наркоманом, а в другом как устроил кровавую стрельбу в школе.
  • Экранизация «Мелкого беса» Ф. Сологуба — совершив два убийства, окончательно слетевший с катушек учитель гимназии Передонов, воинствующе дремучий, лицемерный и жестокий, отправляется в психушку. А в его гимназическом альбоме наивный и мечтательный гимназист Саша Пыльников, постоянная жертва нападок Передонова, находит фотографию учителя в отрочестве — такого же наивного и чистого мальчика. В конце даётся намёк, что и Саша, развращённый «весёлой» барышней Людмилой, станет таким же скотом, каким стал Передонов.
  • «О чем говорят мужчины-3» — «А ведь такой мальчик был… Такие скворечники делал!» (родители о персонаже, который внезапно отказался идти на традиционный день рождения дяди Бори).

Телесериалы[править]

  • Рим — Атия с тоской думает о том, что ее сын Октавиан, циник, манипулятор и полное чудовище, в детстве был покладистым ребенком, которого, в отличие от его сестры, не приходилось шлепать. Вообще никаких проблем.
  • Пацаны — Хоумлендер в детстве был добрым ребёнком, но учёным из «Vought» был нужен сильнейший супергерой, и если для этого нужно растить его в лаборатории без семьи, постоянно ставя над ним эксперименты…

Мультфильмы[править]

  • «Кунг-фу Панда» — антагонист фильма был милым снежным барсиком, и мастер Шифу воспитывал его так же, как главного героя воспитывал его отец. Однако Угвэй разом решил перечеркнуть всё доброе, что было в молодом мастере кунг-фу, отказом признавать его заслуги. И понеслось…
    • Ну, вообще-то в мультфильме — если это не ошибка перевода, что вряд ли — чётко поясняется, что Угвэй увидел зло, которое таилось внутри «этожеребёнкакотёнка», потому-то и воспротивился давать ему доступ к источнику безграничной силы.
    • Откровение у холодильника — а если бы Тай Лунг нашёл в себе силы смириться и признать, что он не заслуживает признания себя лучшим из лучших? Как знать, не было ли это последним испытанием на звание подлинно великого мастера кунг-фу? В принципе, при знакомстве с даосской философией это вполне себе логичное предположение…
    • Вообще, гордыня считается кране негативной чертой характера во многих культурах и религиях (да и современном мире тоже), и по реакции Тай Лунга на отказ сразу понятно, что именно её имел в виду Угвэй под «тьмой в его душе». Нормальный человек барс, конечно, очень бы обиделся и разозлился, скорее всего даже послал бы Угвэя куда подальше и ушёл, хлопнув дверью. Но начать громить всю долину, а потом попытаться забрать Свиток силой? Тут уж скорее Шифу виноват в том, что воспитал в Тай Лунге непомерное самомнение.
    • Вообще, получи Тай-Лунг свиток, хуже бы точно не стало. Возможно, оба великих мудреца и сами не знали главного спойлера первого мультфильма? Разве что наш барс впал бы в ярость уже от осознания эпичности облома.
  • «Про злую мачеху» — некто Фёкла, вышедшая замуж за такого же, как и она сама, вдовца Сидора Сидоровича (отца-одиночку), начиталась сказок в духе «Золушки» и задумала провернуть эпичную инверсию оных. Родную дочь Фиру она стала держать в «чёрном теле» (свалила на неё половину хозяйственных забот, заставляла делать все уроки, даже сложные, исключительно самой, гоняла по поручениям и т. д.), а с падчерицей Томой повела себя как типичная идише мамэ. И в итоге последняя, изначально маленький ангел чистой воды, развращённая таким образом жизни, превратилась в столь же эталонную отвратительную толстуху — ленивую и капризную истеричку. После этого её становится откровенно жаль…
  • «Остров сокровищ» — «С рождения Бобби пай-мальчиком был…». А также Бен Ганн (см. эпиграф).

Мультсериалы[править]

  • Что с Энди? — с фитильком, ибо ГГ-шутник даже на козла не тянет. Лет до шести Эндрю Ларкин был тихим, милым мальчишкой. А потом он познакомился со своим дедушкой, у которого была вечная тяга к розыгрышам. Потом, как выяснилось, у них это семейное и даже его скучный и нервный батя в юности был троллем эпических масштабов.
    • Чего-чего? Как минимум во втором сезоне Энди Ларкин — эталонный козёл и мелкий гадёныш, розыгрыши которого становятся всё более обидными и оскорбительными.
  • My Little Pony — Гильда была стеснительной и милой, но её травили из-за того, что она грифон, и только Рейнбоу Дэш дружила с ней. Сценки из детства Тэмпест Шэдоу и Старлайт Глиммер также дают понять, какими няшными и дружелюбными жеребятами они были, пока не осатанели в силу разных причин.
    • А в одном из официально комиксов показали маленького Сомбру. Тоже был не плохим жеребенком, а потом увидел кем станет и пошел по кривой дорожке (ну и национальный конфликт как-никак).
  • «Волшебные родители» — мистер Крокер был красивым добрым мальчиком. Но потеря фей стало началом его морального падения.
  • Аватар: Легенда об Аанге — Хозяин Огня Озай был добродушным и весёлым мальчиком, но недолюбленность со стороны отца (больше внимания уделявшего его старшему брату Айро) и возросшая зависть к брату сделали своё дело.
    • В сиквеле таковыми являлись Амон-Ноатак и его брат Тарлок: оба были очень даже неплохими ребятами, но вот им с папашей вообще фартануло
  • «Гаргульи» — в эпизоде «Обеты» показано, что Демона в юности была сама доброта. Подобно своей родной дочери Анжеле.
  • «Губка Боб Квадратные Штаны» — Планктон в детстве был лучшим и единственным другом Юджина Крабса. Но крабья жадность сыграла немаловажную роль в становлении Планктона на путь преступности.

Аниме и манга[править]

  • Hellsing — Архиепископ Максвелл в детстве был милым и послушным ребенком, а стал злым священником.
  • Берсерк — Клайд Гриффитс, тьфу, Гриффит в детстве был таковым. Однако, желание иметь свой замок сильно изменило его.
  • Elfen Lied — если бы Люси не травили в приюте и если бы не убили её щенка, кто знает, может, она бы не стала апокалиптической маньячкой.
  • Rozen Maiden — если расценивать героинь психологически, то такой была Суигинто. Нежная и пугливая девчушка, радующаяся мелочам и во всём слушающаяся Шинку как старшую сестру.
  • One Piece — Большая Мамочка была доброй, хоть и огромной и прожорливой девочкой.
  • Chirin no Suzu — кто бы мог подумать, что из милого ягнёнка, напоминающего Бэмби, вырастет такой вот злой, опасный и криповый баран?
  • Хроники Эвиллиоса — многие злоде… э, персонажи.
  • Blue Exorcist — Юкио. Подсвечено Рином, который сильно удивился в переменах характера брата
    • Справедливости ради хочется отметить, что в этом виноваты люди воспитавшие его. Сначала его дрессировали как собаку, вбивали в голову, что всех опасных монстров надо убивать сразу без суда и следствия, и за поражения шпыняли. А как только он стал соответствовать установленным стандартам, выяснилось, что его брат полукровка, и с того дня тот стал конфликтовать с ним, обещать превзойти его, рукоприкладствовать, оскорблять, делать всё ему наперекор и при этом оказываться правым. Да ещё и стал выставлять его тираном и бесчувственным убийцей, мучающим бедных монстриков, с которыми можно поговорить. А потом парень с ужасом выяснил что он и сам то скоро перестанет быть человеком… Ай, молодца!
  • Date A Live — Куруми, как ни странно. Изначально она была очень милой и хорошей девушкой, желающей всем добра. Но потом она стала духом и была обманута Мио. И понеслась…
    • Сама Мио тоже далеко не сразу стала тем безжалостным духом, которого все знают. Спасибо Уэсткотт!
  • Neon Genesis Evangelion — маленькая Рей была показана игривой и весёлой девочкой.
    • Вот ваще не сюда. Эта «игривая и веселая» девочка довела взрослую тетеньку до нервного срыва и суицида. Скорее даже инверсия — подросшая Рэй ничего хуже оплеухи за плохие слова в адрес Гэндо не делала.
    • Если уж на то пошло, под троп попадает и Аска. Не то чтобы её много показывали в детстве, но вряд ли у нее уже тогда был настолько сволочной характер.
  • Trigun — Найвз в манге. В детстве был проказливым солнышком, хотел подружиться с людьми…
  • Naruto — Обито и Мадара Утихи из агнцев выросли в эталонных козлищ. Где-то рядом стоят Нагато и Сасуке Утихи. И вообще мир синоби таков, что даже пацифистам вроде Итати Утихи приходится творить лютейшую жесть…
  • JoJo's Bizarre Adventure: Stardust Crusaders — Джотаро, собственной персоной. Далеко не худший пример… но первые же страницы Крестоносцев так и вопят о тропе. Налицо зигзаг: к 4-ой части эволюционировал до более-менее мрачного добряка.
  • Osomatsu-san — в школьные годы Тодомацу действительно был невинным милашкой без всякой там тёмной стороны.
  • Isekai Quartet:
    • Overlord (anime) — практически, все НИПы Назарика в свою бытность при Игдрассиле выполняли роль безличностной боевой свиты для создавших их игроков. Но вот с попаданчеством в Новый мир обрели самосознание на основе заготовленных для них характеристик. Айнз первое время знатно охреневал, каких расистов и социопатов (как минимум, большинство из них) создали его товарищи по гильдии, потом просто забил на это — раз они, за неимением других игроков, преданы лишь ему одному, то за свою жизнь переживать необязательно.
    • Youjo Senki — Мэри Сью. Изначально была доброй и милой девочкой, но смерть отца по вине Тани и желание отомстить главной героине за это превратили её в озлобленную психопатку.

Видеоигры[править]

  • Far Cry 5 — по словам Иосифа, Иоанн, отличающийся жестокостью методов даже на фоне своих родственников, в детстве был самым добрым из Сидов.
  • Grand Theft Auto: Vice City — Томми Версетти в детстве помогал отцу с работой в типографии и планировал пойти по его стопам, однако позже выбрал «другую жизнь» и пошел работать на криминальную семью Форелли.
  • Silent Hill
  • Kingdom Heatrs — во флэшбэках показано, что в детстве Ксеанорт был не таким уж плохим.
  • Ведьмак — мальчик Альвин, выросший в магистра Якова из Альдерсберга.
  • Undertaleс сильным фитильком — Азриэль. Потеря души сказалась на некогда робком и добром принце: после перерождения он становится жестоким чудовищем и чуть не уничтожает мир. Впрочем, Азриель без души, фактически, потерял и свою личность, и злодействовал уже под личиной жуткого цветка Флауи.
  • Warcraft — в новеллизации «Восхождение Короля-Лича» маленький Артас предстает сущим ангелочком. Первая часть так и называется: «Золотой мальчик». И не сказать, что в итоге из него выйдет такое чудовище.
  • A Hat in Time — Девочка с Усами. Когда Мафия только прибыла на остров, она их встретила с улыбкой, а потом те стали громить город и присвоили его себе.
  • Library of Ruinaс сильно закрученным фитильком ибо технически Анджела уже была создана взрослой. Она первоначально была весьма мягкой личностью, готовая выслушать планы Хеседа о безопасности, о системе подготовки Ход, о том как систематизировать всё в корпорации. Но в течение несчётного количества циклов и повторение раз за разом одного и того же сценария, сделали из неё весьма циничного и прагматичного ИИ
  • Fable/Fable I -- можно отыграть.

Визуальные романы[править]

  • Danganronpa — смешанный волей разработчиков с дерьмом Корекиё Шингуджи был тихим и скромным мальчиком. А потом его волю начала подавлять старшая сестра. А заполучив тотальную привязанность младшего брата, она умерла
  • Ace Attorney — в детстве Майлз Эджворт был хорошим, хоть не по годам умным и серьёзным ребёнком. Но потом его отца Грегори убивает Манфред фон Карма… К счастью, старания Феникса не прошли даром, вернув его на «светлую сторону».

Музыка[править]

  • Nightwish — «Two For Tragedy» и «Dead Boy’s Poem».
  • НОМ, «Жирные пальцы».

Прочее[править]

  • Популярный персонаж Крипипасты Джефф-убийца. Был послушным и примерным пареньком, но школьная травля расшатала психику, а потом хулиганы его и вовсе изуродовали.
  • Демотиваторы с маленьким пушистым солнышком и наглой рыжей мордой. И не только рыжей. «Интересно, а когда я вырасту, я стану наглой рыжей мордой?»Например, здесь..
    • Где они? Гугл не выдал ни одной парочки…
  • Притча о том, как художник (в одном варианте - тот самый Леонардо да Винчи) написал портрет ангела (в варианте с Леонардо -Христа) с милого, красивого мальчика, а спустя 40 лет стал писать портрет дьявола (Иуды в варианте с Леонардо) с уродливого старого пьяницы, во время позирования начавшего плакать и сказавшего, что 40 лет назад он был мальчиком, с которого рисовали ангела.

Примечания[править]

  1. Лесоруб, взявший за себя вдову разорившегося рыцаря, оказавшуюся ещё и поехавшей провидицей, как результат — один из мальчишек тормоз, другой не по годам нелюдимый дистрофик, да плюс дочка от первого брака, чаще чем за нож хватающаяся только за гульфик местного полуэльфа)