Басы могущества

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

(link)

Наглядно — танк «Апокалипсис» из Red Alert 2

Могущество, сила и власть ассоциируются с низким голосом. Поэтому персонаж, обладающий всем этим, будет разговаривать именно таким голосом. А у персонажа, внезапно получившего невдолбенную мощь, голос сразу снизится на несколько октав.

Если невдолбенная мощь связана с превращением в некое огромное существо, то объясняется троп легко: больше существо — больше голосовые связки, а значит, голос уходит куда-то в инфразвук. Однако такое, в меньшей степени, может наблюдаться и при обретении могущества чисто социального характера: человек начинает подсознательно говорить более низким голосом.

Где встречается[править]

Литература[править]

Театр[править]

  • В музыкальном театре — повсеместно. Если на сцене есть король, высокопоставленный жрец или сатанинский архетип — как пить дать, он будет петь басом. Исключения очень редки.
  • «Ария варяжского гостя» из оперы «Садко» — не столько властное или магическое могущество (скандинавский купец-воин рассказывает о своей суровой родине), сколько мощь варягов как повелителей северных морей.

Кино[править]

  • Звёздные войны — Дарт Вейдер.
    • В конце третьего эпизода Палпатин, открывшись Скайуокеру, говорит более низким голосом, чем ранее.
  • Фильмы «Властелин Колец» и «Хоббит»: Галадриэль в режиме «Как Лаврентий Палыч». Она и сама-то по себе далеко не пискля, но в этих сценах вообще говорит как из бочки.
    • Не менее близкий пример — Гэндальф в процессе убеждения Бильбо оставить Кольцо Фродо. «Я тебе не какой-нибудь ярмарочный фокусник!»
    • Дракон Смауг разговаривает почти инфразвуковым рокочущим хрипловатым басом. Оно и логично — при таких размерах и способности плеваться огнем на добрые полсотни метров нужно иметь громадные легкие и не менее чудовищную глотку.

Телесериалы[править]

  • «Великолепный век: Кёсем» — с фитильком, но всё же: у Нургюль Йешильчай, сыгравший Кёсем в зрелом возрасте, голос ниже, чем у её предшественниц в этой роли. Очень кстати для героини, являющейся фактически самой могущественной женщиной в Османской империи на тот период, регентом и почти что единовластной правительницей.
  • «Люцифер» — Бог в исполнении Денниса Хайсберта бас которого широко раскручен среди американской аудитории рекламой автостраховок Allstate. В меньшей степени — его старший сын Аменадиил. Но не заглавный герой, явно подсвечивающий себя как баритенор.

Мультфильмы[править]

  • «Король-Лев» — Муфаса, которого озвучивает Джеймс Эрл Джонс (тот же актёр который озвучивал Вейдера).
  • В мультфильме Оскара Блехмана «История солдата» таким басом говорит чёрт (за него «басит» Макс фон Сюдов).
  • В «Ореховом прутике» глубоким мощным басом разговаривает добрый великан Фаурар (озвучил Александр Ханов).
  • «Чудесница» — провожающий Кукурузу на север Арбуз до баса не дотягивает (скорее, одышливо сипит), зато встречающий Колос (сноп, судя по тексту, северной пшеницы — кстати, прочие растения в мультфильме в единственном числе, и даже несколько колосьев — видимо, Овса и Ячменя — и только Колос-Хлеб — целый сноп) говорит басом Леонида Пирогова.

Аниме, манга, ранобэ[править]

  • Fate/Zero — гулким басом говорит Искандер. Он, может, и не самый сильный из Слуг (по крайней мере, Гильгамешу проиграл), но властный настолько, что даже его же Мастер признал себя его подданным.

Видеоигры[править]

  • Серия C&C — начиная с Red Alert 2 так разговаривают мамонт-танки всех мастей (Апокалипсис, Оверлорд, Император). Оно и понятно — это самый могучий танк в игре!
  • Fallout: New Vegas — жутковато-низкий голос Улисса, искажённый радио и маской. Да и у легата Лания голос не из высоких.
  • Undertale — король Асгор, судя по звуковым сигналам, говорит низким басом. Учитывая, что он правитель Подземелья, один из крупнейших по габаритам монстров и крутой огненный маг — вполне резонно. Также довольно низкий голос у Санса, и не вздумайте проходить игру на Геноцид, или убедитесь, ПОЧЕМУ это наш троп.
  • Team Fortress 2 — Пулемётчик, а также Инженер, Подрывник и Солдат. Все четверо — здоровые бугаи, каждый по-своему крут, и голоса у них довольно низкие.
  • Ведьмак 3: Дикая Охота: в количестве. Именно таким голосом разговаривает искусный государь и самый могущественный человек всея Ведьмиленда — Эмгыр вар Эмрейс (в оригинальной озвучке), король Дикой Охоты Эредин Бреак Глас, а в дополнении Кровь и Вино — вампир и главный босс Детлафф, причем в случае перевоплощения в «боевую» форму голос становится ещё ниже.
  • The Neverhood (локализация «Дядюшки Рисёча») — таким голосом говорит Хоборг, демиург и правитель в одном лице. Правда, эмоций ему слегка недодали.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 — чуть ли не каждый космодесантник.

Реальная жизнь[править]

  • Подавляющее большинство внушительных представителей позвоночной фауны, вроде слонов, носорогов, гиппопотамов, медведей, львов и тигров. Причина очень проста: Чем меньше по размеру голосовые связки, тем тоньше и выше голос, и наоборот, чем больше по размеру, тем толще и ниже.
    • Там же — вожди многих племён. Когда власть определялась силой, многие из них обладали солидными габаритами и говорили басом.
  • Крупные представители насекомого мира. Сравнить только какую-нибудь дохленькую осу и толстого могучего шмеля! Или шершня, который жужжит так, что дрожь пробирает. Или жука крупного какого-нибудь. Особенно если их много. Особенно если это какие-нибудь не среднерусские, а какие-нибудь африканские.
  • Автомобили. Только послушайте этот рокот на грани инфразвука, когда рядом разгоняется мощный внедорожник!
    • Старые карбюраторные V8 продавливают педаль в пол.
  • Зигзаг в случае реактивных самолётов. По мере разгона оборотов звук воздушно-реактивного двигателя повышается, и к басовому рёву выхлопной струи примешивается почти ультразвуковой, адски пронзительный свист. Зато переход звукового барьера докатывается до земли в виде вполне низкого и раскатистого звука.
  • Черногорский футбольный тренер Миодраг Божович, что неудивительно для человека ростом почти 2 метра и с фигурой медведя. На своих подопечных во время матчей орёт чуть ли не гроулом.
  • Бас-гитара же! При использовании усилителя может заставить задрожать практически всё.
  • И «бочка», в которую должен попадать любой басист, в ту же степь. Особенно в синтетических ударных, где её частоты можно понизить до границ инфразвука.
  • При интервью с людьми «пожелавшими остаться инкогнито» принято пропускать голос через «фильтр», как это называется у журналистов. В результате голос человека начинать очень могуче басить. На самом деле «фильтр» является звуковым эффектом общего назначения, то бишь, применимым для любого музыкального инструмента и голоса, под изначальным названием «октава»[1]. В таких интервью изначальный звук удаляется, остаётся только сниженный на октаву. Для чего это делается, автор правки недоумевает, поскольку эффект можно как ввести, так и снять почти в любом звуковом редакторе за пять секунд, и если кому-то очень захочется послушать изначальный голос такого «инкогнито», ни малейших затруднений это не составит.
  • Примочку «октава» любят гитаристы — она позволяет сымитировать бас на обычной гитаре в предельном случае, а в обычном применении обогащает обертона. А уж если пропустить через неё бас… Например, Роджер наш Уотерс сделал так в знаменитом инструментале «One Of These Days» (да ещё вкупе с «эхом», термоядерный набор эффектов). К сожалению, делалось так только на концертах, запись 1971-го года сделана всего лишь с двойным обычным басом — ни одна домашняя акустика тех лет не была способна передать такие частоты в изначальном виде, да и сейчас далеко не любая может (а примитивный шумодав сетевых частот гарантированно уничтожал любые звуки ниже 100Гц, сейчас избирательность ФНЧ невообразимо выше), но те, кто слышал это в концертном исполнении, ощутили всем организмом, что такое настоящие басы могущества.
    • Пожалуй, самая известная песня, в которой используется заниженный на октаву бас именно в записи — «I Wish It Would Rain Down» (1990) Фила Коллинза.
  1. В современных звуковых процессорах позволяет сместить звук на любое количество ступеней и вниз и вверх, убрать или оставить звук изначальный, смешать изначальный со смещённым и вниз и вверх (такой «пачкой» голосов делает знаменитое предсказание профессор Трелони в «Гарри Поттере», а также говорят люди, одержимые всякой нечистью в мистико-ужастиках) и т.д. Гибкая штука.