Батальное порно

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Big Badass Battle Sequence. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Я знаю человека, который снял антивоенный фильм. Очень хороший. Когда этот фильм показали в его родном городе, число добровольцев выросло на 600 % »
— Из фильма «Трюкач»

(link)

Наглядно и под подходящую музыку

Батальное порно — это подробное, масштабное, развернутое, а главное — вдохновенное изображение боевых сцен. Нет, поединок двух ратоборцев, стычка двух взводов или рейд карателей на партизанский отряд еще не тянут на батальное порно. Тут меньше, чем дивизией, не обойтись, а в идеале — столкнуть две армии. А то и больше. Чтоб колонны маршировали, знамена реяли, пушки палили, паруса рвались, мачты трещали, звездные дестроеры рассекали друг друга плазменными лучами, а супердредноуты швырялись звездами при помощи силовых баллист.

Батальное порно — неизменная примета авторов, считающих, что Война — это круто. Но, как ни странно, нередко получается и у авторов, желающих показать, что Война — это кошмар. Подводит главным образом любовь к эстетике или страх перед цензурой: ядреное Батальное гуро на экраны могут и не пустить.

Характерные приметы тропа:

  • Пафос. Тонны его.
  • Больше и эпичнее — едва ли не надтроп. Батальное порно грандиозно по определению.
  • Не обязательно, но весьма часто: бескровная резня. Тысячи рубятся друг с другом — но кровищи на удивление мало.
  • Оркестровая бомбёжка — характерное музыкальное сопровождение в тех родах искусства, где это возможно.

Примеры[править]

Мифология, фольклор и его переработка[править]

  • Рагнарёк. Нужны ли комментарии?
  • «Махабхарата». Да и «Рамаяна» тоже.
  • «Илиада» — пополам с другим тропом. Кроме пафосных речей и громких эпитетов есть и описания кровавых ран и предсмертных конвульсий.
  • «Титаномахия».
  • «Песнь о Роланде». Кто-нибудь, намекните Снайдеру, что из этого может получиться эпик похлеще 300!
  • «Витязь в тигровой шкуре» Руставели балуется таким приёмом в меру, но полноценно — одна сцена взятия крепости Каджети чего стоит…
  • «Песнь о Нибелунгах» основана на этом чуть менее чем полностью. И ни один обиженный не ушёл…

Театр[править]

В силу камерности этого вида искусства в театре довольно трудно устроить батальное порно. Но некоторые авторы справлялись, описывая масштабные действия словами.

  • Шекспир, «Генрих V» — битва при Азенкуре.

Литература[править]

« Если смаковать трагедь, читая литератур(-к-)у, называется «жевать стекло», то точно такое же упоение батальными сценами должно называться «жевать стегло[1]». Похрустывая доспехами и ковыряясь в зубах мечом до крови из дёсен. »
— https://vk.com/wall57418705_11283
  • «Повесть о доме Тайра» (XIII в.), «Повесть о великом мире», да и весь жанр гунки-моногатари в целом. На то они и гунки, сиречь «воинские летописи».
  • «Троецарствие» (XIV в.) — не меньше десяти сражений разной степени эпичности, среди которых центральным по месту в композиции романа и значимости является Битва у Красной Скалы.
  • «Полтава» А. С Пушкина.
  • «Бородино» М. Ю. Лермонтова.
  • И. Лажечников, «Последний Новик» — битва под Гуммельсгофом.
  • Н. В. Гоголь, «Тарас Бульба» в версии 1842 г. — битва казаков под стенами Дубно показана как батальное порно.
  • «Трилогия» Сенкевича (написанная, как подозревает автор правки, в качестве масштабной ответки на Тараса Бульбу). Троп на троне из кровавых тропов сидит, кровавым тропом закусывает и порабощённым тропом погоняет. Oт начала и до так-таки конца.
  • П. Н. Краснов, «От Двуглавого орла к красному знамени» — некоторые боевые эпизоды Первой мировой, чего стоит, хотя бы, отражение атаки венгерской кавалерии под Владимир-Волынским в начале войны. Правда, чем дальше — тем больше скатывается в противоположный троп, а уж гражданская война — беспросветный мрак.
  • «Властелин Колец» — битва за Хельмову Падь, Пеленнорская битва и сражение при Моранноне.
    • Фанфикрайтеры впечатлились и превзошли:
    • Перумовскую трилогию «Кольцо Тьмы» знают именно за это, наравне с Орлангуром. Излишне подробно описанные баталии, числом далеко за десяток, что вкупе со слабым знанием матчасти, привело к массе ляпов и бафоса. Списки всех родов войск, включая, разумеется, конных арбалетчиков и Хирд — это оттуда.
    • «По ту сторону рассвета» Чигиринской — битва у Бешеного Брода и битва в долине Хогг. Более-менее реалистично, без перегибов, но и эпос и символизм почти, как у Профессора. Однако, самое масштабное столкновение армии Моргота с войсками Союза Маэдроса остаётся за кадром, известно только, что благодаря двум описанным сражениям под предводительством Берена, Маэдрос победил.
  • Sharpe — не меньше половины романов содержат объемистые описания битв Наполеоновских войн и предшествующей им Индийской кампании. Как правило, сцена масштабной битвы служит кульминацией романа, в которой Шарп ставит на карту все и зарабатывает очередную звезду на погоны.
  • «Гарри Поттер» — битва за Хогвартс вышла именно такой, хотя показана незначительно. И здесь как раз тот самый случай, когда Роулинг хотела продемонстрировать ужасы войны, и у неё это получилось.
  • «Герои» — чуть менее чем полностью, книга о трёхдневной битве. От ежедневных пафосных сражений Бремен дан Горста и Жужела из Блая, первого применения пушек и сражений за стратегические точки (старые мосты и деревенские домики), до сидения в болоте или шкафу.
    • Да и в оригинальной трилогии сражения описаны довольно масштабно.
  • Р. Скотт Бэккер в своём цикле «Князь Пустоты» грамотно играет на контрастах — эпичные сражения Священного Похода и Великой Ордалии описаны в лучших традициях героического фэнтези — великие герои возглавляют отряды и пафосно гибнут в центре схватки, десятки тысяч людей сходятся в рукопашной, маги поливают всё заклинаниями… А с другой стороны грабежи, изнасилования, убийство рабов и жен ради экономии воды во время перехода через пустыню, людоедство в осаждённом городе, гибель людей от болезней и это не говоря уж от том, до чего докатилась Ордалия, вынужденная питаться шранками.
  • Сага о ведьмаке Сапковского — битва под Старыми Жо… простите, под Бренной. Автор описывает битву сразу с нескольких точек зрения, создавая полную картину эпического побоища, ставшего поворотной точкой Второй Северной войны.
  • «Малазанская Книга Павших» — книга «Память Льда». Почти полностью состоит из беспрерывных битв.
  • «Сказания Меекханского пограничья» — описания сражений Горной Стражи с кочевниками в первой книге «Север и Юг», и война Фургонщиков с Кочевниками в книге «Небо Цвета Стали».
  • Владимир Возовиков, «Поле Куликово» — масштабно описана Куликовская битва, с большим размахом, и при том с точки зрения разных персонажей из обеих армий.
  • «Хроники Края» — трилогия о Плуте. Битва между гоблинами и шрайками во второй книге и сражения за Вольную Пустошь в третей.
  • Ник Перумов как таковой — одна из причин его популярности как раз в красочном и подробном описании битв.
  • «Отблески Этерны» Веры Камши. Попытка в батальное порно, результат — батальное хоум видео.
  • Традиционно — подавляющее большинство книг Александра Афанасьева (потому что меньшинство о локальных конфликтах).
  • Метавселенная Рудазова. Некоторые книги состоят из сабжа чуть более чем наполовину. У этого писателя могут провисать некоторые моменты, но как баталист он гениален.
    • И, кстати, признавался в интервью, что как раз батальные сцены даются ему труднее всего.
  • У Джо Аберкромби в его цикле «Земной Круг» тоже множество описаний масштабных битв.
  • Внутримировой пример в «Фантастической саге» Гаррисона — в снимаемом протагонистом фильме «Викинг Колумб» использовались запечатленные кадры реальных баталий, но это не помешало одному критику, посмотревшего этот фильм, обвинить в нереалистичности батальных сцен.
  • Цикл «Эсминец „Уокер“» — автор любовно описывает батальные сцены на суше, на море и в воздухе, а то и все три одновременно, если флот поддерживает высадку десанта, в то время как авиация старается обрести господство над небесами.
  • Super Powereds — в финале четвёртой части десятки Героев сражаются с людьми главгада, которым тоже дали временные суперсилы. В битве участвуют студенты и даже деканы всех пяти школ. А потом появляется персонаж из спин-оффа верхом на огнедышащем кролике-кайдзю.
  • Литература по Warhammer 40,000 отличается подвидом тропа под названием болтер-порно, в котором смакуются конкретно превозмогания уныло непобедимых пафосмаринов.

Кино[править]

  • «Александр Невский» Эйзенштейна.
  • Опять-таки «Трилогия Сенкевича», снятая в обратном порядке Ежи Гоффманом. Помимо великолепных батальных сцен, можно получить немалое удовольствие от сабельного мастерства. В калифорнийском университете, в классе фехтования, автор правки показывал когда-то приятелям *как* летала сабля пана Михала Володыёвского в дуэлях с Богуном и Кмицицем…
  • «Освобождение» Юрия Озерова же! Сотни единиц техники, толпы массовки, набранной из ближайших к местам съемок воинских частей, и желание режиссера живописать победу Красной Армии в Великой Отечественной — все это на выходе порождает незамутненный эпик.
  • «Ватерлоо» Сергея Бондарчука. Западные продюсеры так вдохновились постановкой батальных сцен в экранизации «Войны и мира», что позвали маэстро режиссировать фильм о последнем сражении Наполеона. Результат — пожалуй, самый эпичный фильм на тему Наполеоники. И да, описываемый троп — это почти весь хронометраж фильма.
  • «Илья Муромец» — фильм 1956 года. В съёмках участвовало больше ста тысяч человек, и застилающая горизонт армия Калин-царя в этом фильме — не спецэффект.
    • На самом деле участвовало 2 тысячи людей массовки, и армия до горизонта как раз спецэффект — размноженный отряд в кадре.
  • «Звёздные войны». В основном в космосе.
  • Джексоновская экранизация «Властелина Колец». Этим и славится.
    • Хоббита забывать не стоит тоже. Битва Пяти Армий вышла на славу. Да даже потасовка с троллями или вообще побег в бочках превратились в полномасштабное сражение.
  • Лоуренс Аравийский
  • «Битва у Красной Скалы» Джона Ву.
  • «Плоть и кровь» — штурм замка в начале.
  • «Храброе сердце» же!
  • «Троя».
  • И «Гладиатор».
  • «Последний самурай».
  • «Робин Гуд» (2010).
  • 300. Да, спартанцев всего три сотни, но персов несколько миллионов, и это не считая разные боевых животных. И всю эту массу в течение полутора часов спартанцы режут в слоу-мо на фоне восхитительно красивых пейзажей. Зак Снайдер любит, умеет и могёт.
  • «Бахубали». Правда, эффект несколько подпорчен привкусом комизма.
  • Мстители и Мстители: Эра Альтрона — брутальность баталистики подчеркивается тем, что со стороны героев выступают от 6 до 10 человек, а со стороны врагов — несметные толпы.
    • Примерно то же нам обещают в Avengers: Infinity War. Но на самом деле разве что финальная битва. Больше было попыток запинать толпой одного Таноса.
      • Мстители: Финал — здесь силы примерно равны, но эпичности не убавляется: с одной стороны Мстители, Стражи Галактики, Камар-Тадж, Опустошители, армии Ваканды и Асгардцы, с другой стороны — Танос, Чёрный Орден, Читаури, Аутрайдеры и Сакараанцы.
  • Почти любой фильм Майкла Бэя, но тоже с привкусом.
  • Удивительно, но даже студия Дисней не чужда тропу — сцена битвы людей и волшебных деревьев из «Малефисенты» снята на уровне Питера Джексона и выглядит неимоверно круто. Жаль, что такая крутая битва всего одна на фильм.
  • Первые два фильма по «хроникам Нарнии».
  • «Беспредел» — финальная сцена бунта. Революция, как завещал Витя Филателист.
  • «Битва на Неретве». Самый дорогой фильм в истории СФРЮ.
  • «Аквамен» — огромное подводное сражение с альянсом из Атлантиды, Ксебеля и Рыбаков против Солёноводных. Затем появляется Аквамен верхом на кайдзю.
  • «Миссия „Серенити“» — в финале, когда Мэл сотоварищи стравливают флот Альянса с флотом Пожирателей.

Телесериалы[править]

  • «Игра престолов», с конца 2-го сезона и битвы при Черноводной. До того бюджет был скудный, поэтому битвы оставались за кадром, а армии ограничивались парой десятков солдат и упоминанием остальных.
  • «Рим». Битвы не только масштабны но--как и всё почти всё остальное в данной программе--исторически точны.
  • «Викинги»
  • «Последнее королевство»
  • Китайское «Троецарствие» 2010 года. Создатели не зря смотрели «Властелин колец».
  • Star Gate знает толк в космическом батальном порно! Особенно развернулись к «Атлантиде», где и со стороны землян, и со стороны их врагов есть по флоту.
  • Star Trek тоже не остался в стороне — вспомним, например, войну с боргами.
    • Достаточно масштабных боев показаны в «Глубоком космосе-9»
  • «Доктор Кто» и «Вавилон-5» тоже имеют в своем арсенале немало великолепных образчиков космического батального порно разной степени масштабности.
  • «Орвилл» первоначально задумывался как стёб над «Star Trek». В результате, многие «треккеры» считают его полноценным наследником сеттинга в духе Родденберри и откровенно презирают официальный сериал «Дискавери». Большинство батальных сцен — между двумя кораблями. Однако и здесь можно увидеть два сражения между флотами: короткий бой между двумя враждующими расами и полноценное сражение со множеством жертв в районе Луны, между космофлотом Союза и кайлонами. А потом появляется ещё и третий флот в виде подоспевшей кавалерии — криллы. В общем, совершенно ясно на что угрохали большую часть бюджета сезона.

Мультфильмы[править]

  • «Большой Тылль». Да, показывают чудовищную мясорубку, но попробуйте скажите, что не эпическую!
  • Советский «Маугли» — битва волчьей стаи, Маугли, Балу и Багиры с ордой рыжих собак. Наибольшую эпичность создаёт невероятно точно подобранная музыка.
  • «Крепость: Щитом и мечом» — образец батальной сцены штурма укреплений XVII в.

Комиксы[править]

Манга и аниме[править]

  • Берсерк — Причём с развитием изобразительного мастерства Миуры батальные сцены делаются все многофигурней и замороченней.
    • Особенно удачно битвы отображены в полнометражной трилогии.
  • Drifters.
  • Hellsing — с прибытием крестоносцев и Алукарда в Лондоне началось это самое.
  • Gunbuster — битва в центре Галактики в последней серии. Впрочем, и в предыдущих присутствует.
  • Evangelion тоже. Есть что-то восхитительно красивое в спецоперациях с участием громадных органических мех.
  • Legend of Galactic Heroes — тактика космических сражений — тема взырвоопасная, но уж в масштабности и зрелищности (по меркам 90-х годов) им не откажешь — сотни космических крейсеров, разрывающих друг элегантными энергетическими лучами под классическую музыку и команды своих адмиралов. Троп играется на полную, пока нам не показывают, что происходит внутри подбитого корабля.
  • «Космический линкор Ямато» — примерно то же самое. Причём в эпичности не откажешь даже сражениям одинокого Ямато против флотов Гамилуса. А уж когда на экране начинаются бои флот на флот…
  • Übel Blatt.
  • Gundam, естественно.
  • Last Exile — битва воздушных флотов Анатоля и Дизита в начале сериала и их общее сражение против Гильдии в последних сериях. Бой «Сильваны» против «Урбанусов» тоже впечатляет, даром что участников не так много.

Видеоигры[править]

  • Mount & Bladeзигзаг: игра подразумевает большие эпичные битвы, но из-за тупости ИИ и упрощенной боевой модели начинается обычно бестолковая куча мала. В мультиплеере аналогично: большие сражения возможны только при наличии жестких ограничений (держать строй, не атаковать без приказа), зато стычки до 20 человек порой проходят очень интересно.
  • Ultimate Epic Battle Simulator. Просто Ultimate Epic Battle Simulator, ибо вся игра исключительно про сабж.
  • Вся серия Total War. Причём в старых частях солдаты не просто тыкали наносящим урон хитбоксом в сторону противника, а реально сцеплялись в специальных фехтовальных анимациях. Десятками и сотнями. В Warhammer же внезапно так умеют только одиночные монстры.
    • Захватом движения (mo-cap) начали пользоватсья только со времён Emperor. До этого действительнго пользовались хитбоксами. Это позволяло нескольким солдатам бить одного врага. В Emperor такой фокус уже не пройдёт.
  • Total Annihilation со своими прямыми потомками Supreme Commander и Planetary Annihilation. В то время как более знаменитые серии RTS сделали упор на тактику и микроконтроль отдельных стычек, эти славны мясорубками и противостояниями, растягивающимися поперёк всей карты. Происходящее настолько эпично, что в играх есть функция разделения экрана, без которой за всем уследить бывает невозможно.
    • Planetary Annihilation — педаль в ядро планеты! Бои разворачиваются на поверхности, в воздухе и на орбите вокруг планет, которых может быть много и всяких.
  • Lineage 2 — при всем неуважении многих людей к этой игре, благодаря Ричарду Гэрриоту осада замка здесь действительно выглядит как осада замка, а не как типичный баттлграунд c корейской спецификой.
  • Eve online — Даёт прикурить предыдущему пункту. Когда в одном сражении участвует буквально несколько тысяч людей одновременно, а стоимость потерь явно превышает скорость типичной кредитоповозки — становится понятно, зачем люди идут в эту игру.
  • Все игры студии Paradox interactive и Europa Universalis 4 в частности — полная инверсия тропа. Ни в одной из игр серии вы не увидите батальных сцен, даром что большая часть геймплея — именно что война. Все что вам покажут- условные фигурки армий на глобальной карте, весело скачущие цифры потерь, да схематичное изображение расположения армий друг относительно друга.
    • А вот в Hearts Of Iron — уже субверсия. Да, вместо отдельных дивизий все еще условные фигурки на карте — но глядя на огромные фронта, прорывы, окружения и «котлы» невольно проникаешься масштабом войны.
    • Зигзаг в Stellaris. Космические битвы очень красивы и масштабны, особенно с участием павших империй, левиафанов или кризиса. Но командовать ими напрямую нельзя. А вот планетарная война выглядит как фишечки армий с убывающим здоровьем.
  • Серия Final Fantasy
  • Nexus: The Jupiter Incident — огромная битва в предпоследней миссии. Игроку даётся полдесятка кораблей, а враги постоянно прибывают. И всё это сделано на довольно продвинутом для того времени движке.

Настольные игры[править]

  • Warhammer (любой из трёх). Сорокатысячный — педаль в пол.
    • По-настоящему педаль в пол выжимают фанаты с их CGI-ными фанатскими мультфильмами. Death of Hope Марка Спарка, Astartes Шьямы Педерсена, машинимы SODAZ... их немало появилось в последние годы.
  • Dust 1947 — на первый взгляд, выглядит как разборки Механикусов по вопросам правильного использования ксенотехнологии и параллельное решение проблемы с культом Хаоса.

Музыка[править]

Изобразительное искусство[править]

Есть целый отдельный батальный жанр, в котором особо прославлены:

  • Гобелен из Бойе, на котором придворные дамы супруги Вильгельма Завоевателя вышили битву при Гастингсе.
  • «Битва под Оршей» неизвестного автора
  • «Грюнвальдская битва» Яна Матейки.
  • «Полтавское сражение» М. В.. Ломоносова.
  • Ф. А. Рубо́ — «Оборона Севастополя» (в Крымскую), «Бородинская битва», «Штурм аула Ахульго».
  • А. Дейнека, «Оборона Севастополя» (уже во Вторую мировую).
  1. Стёганую куртку, надевавшуюся под, а иногда и вместо доспехов.