Бездушный разум

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Их называют фанатиками, но в них, по-моему, есть что-то притягательное. Избавиться от всех этих слабостей, страстей, вспышек эмоций… Голый разум плюс неограниченные возможности совершенствования организма. Исследователь, которому не нужны приборы, который сам себе прибор и сам себе транспорт. И никаких очередей за ульмотронами… Я это себе прекрасно представляю. Человек-флаер, человек-реактор, человек-лаборатория. Неуязвимый, бессмертный… »
— Про ученых, срастивших себя с машинами. Братья Стругацкие, «Далёкая Радуга»

Этот персонаж — настоящий гений, или, по крайней мере, обладатель блестящего интеллекта. Он имеет выдающиеся научные достижения, легко решает детективные загадки, обыгрывает в шахматы гроссмейстеров. Казалось бы, этот умник будет интересным, приятным собеседником, но…

«Поэзия? Я не понимаю, зачем она нужна. По-моему, люди напрасно уделяют своим нелогичным эмоциям время, которое могли бы занять чем-то полезным — взять пару-тройку интегралов, например».

«Чувство юмора? Не понимаю, что такого привлекательного во лжи, тем более когда всем участникам диалога известно, что это ложь».

«Сострадание? Мало вам своих собственных эмоций, так вы ещё и уделяете избыточно много внимания чужим!»

«Любовь? Нет, не слышали. Что это вообще?»

Бездушный разум не испытывает эмоций и не способен разделять всё, что с ними связано, также он может быть лишён фантазии и способности создавать новые идеи и концепции. Скорее всего, у него будут большие трудности во взаимопонимании с более эмоциональными окружающими. С другой стороны, бездушный разум незаменим в вопросах, требующих приложения чистого интеллекта.

Бездушный разум может быть козлом, но ненамеренно — обычно он и в мыслях не имеет никого оскорблять, но именно так окружающие воспринимают его отсутствие эмпатии и привычку резать правду-матку. Другие характерные типажи — Неэтичный учёный и невыносимый гений, не обязанный, однако, быть бездушным.

Педаль в пол, если речь идёт не о человеке или гуманоиде, а о искусственном интеллекте или Чу-Чу.

Противотроп — «Поэт и учёный». Родственный троп — «Голливудский аутизм».

Также противотроп — «Безрассудный разум» — Инверсия бездушного разума, существо полностью лишенное математической логики, рационализма, здравого смысла, и тому подобного — оно руководствуется исключительно чувствами, эмоциями, и Т.П («Математика? Зачем она нужна, всем и без этих цифр понятно, что моя крутая штука больше твоей! По-моему, юдишки попусту занимаются ерундой, когда могли бы заняться чем-то полезным — например, постукать кого-нибудь!»).

Примеры[править]

Огромное количество советских произведений 1960-70-х гг., времён спора «физиков и лириков». Поскольку абсолютное большинство этих произведений было по понятным причинам написано «лириками», сабж в них преподносился как нечто плохое и негодное.

Инопланетяне[править]

Один из самых распространённых сюжетных ходов: есть некие инопланетяне, чья нечеловеческая психология заключается именно в безэмоциональности; общаясь с землянами, они (отдельные представители или все сразу) так или иначе обретают способность к эмоциям.

  • Барсумский цикл Эдгара Берроуза. Калданы — мозги на ножках, управляющие рикорами — безголовыми и безмозглыми телами. Организованы по принципу коллективных насекомых. Очень стараются стать именно темой статьи — вплоть до слияния в единый огромный мозг в неопределённом будущем. Но получается у них пока не очень — эмоции то и дело прорываются.
  • Ф. Кнорре, «Бумажные книги Лали».
  • Инверсия: Никита Разговоров, «Четыре четырки». В этой повести у инопланетян (конкретно — марсиан) когда-то давно была своя война физиков и лириков, в которой физики одержали решительную победу, превратив всю цивилизацию в бездушно-разумных существ. Но впоследствии они сами поняли неполноценность такой жизни — и теперь старательно учатся испытывать эмоции, понимать юмор, писать стихи… Получается смешно, но трогательно.
  • Юрий Томин же, дилогия «Пришельцы»! Инопланетяне-исследователи с такой вот планеты затем и летают на Землю — «нахвататься» от землян, чтобы превратиться из бездушного разума обратно в одухотворённый.
  • Сергей Лукьяненко, «Рыцари сорока островов» — разумные Лотари насколько бездушны, что понятие предательства у них носит название «смена поведения».
    • Он же «Предел» — разумная раса феол, у представителей которой за эмоции отвечает живущий в мозгу глист-симбионт, которого они называют «лучшая часть меня». По ходу действия симбионт персонажа-феол гибнет, отчего тот превращается в сабж.
  • «Ложная слепота» Уоттса — инопланетяне именно такие, причём у них даже не разум в смысле самосознания, а сверхнавороченные инстинкты вкупе с колоссальным бессознательным интеллектом.
  • Фильм Леонида Нечаева «Сказка о Звёздном мальчике». Сюжет основан на сказках Уайльда, но добавлены инопланетяне, из числа которых и происходит Звёздный мальчик. Они давно «освободили» себя от эмоций и считают их болезнью. Именно в этом и состоит причина козлизма главного героя.
  • С юмором и элементами пародии на троп — в фильме-капустнике «Эта весёлая планета».
  • Спок и вообще раса вулканцев из Star Trek — инверсия. В действительности этот народ отличает очень эмоциональная натура, но они учатся подавлять свои эмоции и мыслить, опираясь исключительно на холодную логику. Их родственники, империалисты и расисты ромулане (да и не родственники, а такие же вулканцы, разделились всего две тысячи лет как) — как раз пример того, во что могут превратится вулканцы, не контролирующие свою страстную натуру.
    • Оттуда же — Борги. Полностью неспособны к креативности и потому для прогресса присоединяют к себе другие расы.
    • Шелдон из «Теории большого взрыва» фанатеет по Споку и косплеит бездушный разум. В одной из серий он разочаровывается в Споке, осознав, что очень даже эмоционален.
  • «Санта Клаус побеждает Марсиан» (Santa Claus Conquers the Martians, 1964). Марсиане добились прогресса. Дети сразу получают информацию от ЭВМ и уже почти взрослые. Но юному поколению не хватает чего-то. По всей планете дети ведут себя странно для Марса. Как выясняется им не хватает «старорежимного» детства, как пример для подражания — земные дети.

Роботы[править]

Другой распространённый ход: эмоциям и т. п. обучают, ни много ни мало, робота. Причем и в зарубежных произведениях.

  • «Приключения Электроника» (в книге это заметнее, чем в фильме).
  • «Его звали Роберт».
  • Аналогично и робота Читти из индийского (тамильского) «Робота».
  • У С.Лема в «Кибериаде», «Сказках роботов» и произведениях про И.Тихого роботы тоже научились эмоциям, но об этом как-то упоминается вскользь.
  • И нельзя забывать про Терминатора!
  • Братья Стругацкие, Далёкая Радуга (см. эпиграф). Чертова Дюжина — тринадцать ученых, которые сращивали себя с машинами. «— А как же они погибли, если они бессмертны? — Разрушили сами себя. Видно, не сладко быть человеком-лабораторией».
    • Последний живой из Чертовой Дюжины — Камилл. «Он никогда не снимает блестящей белой пластмассовой каски. Такие каски надевали иногда во время экспериментов нуль-физики: она предохраняла от излучений». Да, он бессмертен. «— Как дела на том свете? — Там темно. Сегодня я умирал и воскресал трижды. Каждый раз было очень больно». И он всё знает, даже будущее. Но «Опыт не удался. Вместо состояния „хочешь, но не можешь“ состояние „можешь, но не хочешь“. Это невыносимо тоскливо — мочь и не хотеть». (В романе «Волны гасят ветер» между делом сообщается о самоубийстве или, точнее, саморазрушении Камилла).
    • «Вы любите мечтать иногда о мудрости патриархов, у которых нет ни желаний, ни чувств, ни даже ощущений. А куда уйдешь от своей психической призмы? От врожденной способности чувствовать… Ведь нужно любить, нужно читать о любви, нужны зеленые холмы, музыка, картины, неудовлетворенность, страх, зависть… Вы пытаетесь ограничить себя — и теряете огромный кусок счастья. И вы прекрасно сознаете, что вы его теряете. И тогда, чтобы вытравить в себе это сознание и прекратить мучительную раздвоенность, вы оскопляете себя. И тогда вас ожидает одиночество».
  • Эдак половина ИИ разной степени «злобности»[1], от Скайнета с терминаторами и HAL 9000 до Икара, Дедала и Гелиоса из Deus Ex. Другая половина чаще всего ударяется в противоположную крайность.

Прочее[править]

  • Это косплеил литературный Шерлок Холмс, прикидываясь перед Уотсоном, будто бы он не читает романов, потому что они не имеют отношения к его работе. И не знает, что Земля вращается вокруг Солнца, ага. Но при этом он ходит в театр и таки цитирует романы в других рассказах.
    • Шерлок из сериала BBC — однозначный сабж. «Я не психопат, а высокоактивный социопат, выучите термины». Сам он, заметим, термины выучил плохо: симптоматике социопата он не соответствует и употребляет это выражение в значении «Мизантроп в режиме педаль в пол». Впрочем, в итоге оказалось, что этот Шерлок тоже косплеит и выпендривается. Более того, его чувствительность даёт ему преимущество перед Эвр, которая действительно максимально далека от своих эмоций.
  • В антиутопии «Мы» Замятина сабж считается образцом поведения гражданина, а в финале главный герой действительно им становится.
  • «День гнева» Гансовского — выведенные из медведей отарки, отличающиеся отличной обучаемостью, высоким интеллектом, развитым научным сознанием и полным отсутствием морали, нравственности и человеческих чувств, зато со звериной агрессивностью.
  • «200% свободы» Анатолия Днепрова — главный герой. Всё потому, что он мутант — мать, когда была беременна, пережила бомбардировку Нагасаки.
  • Анасуримбор Келлхус же! Правда, душа стала потихоньку появляться во второй книге и таки окончательно появилась в третьей. А вот прочие дуниане — педаль в пол, особенно Моэнгхус.
  • Многие персонажи Ю. Нестеренко.
    • Сам писатель также активно позиционирует себя в качестве такового.
    • Хотя по отзывам невольных собеседников создаётся ощущение, что автор, в лучшем случае, просто бравирует
  • HPMOR — Риддл предстает именно таким. Вдобавок у него потрясающий актерский талант: целый год изображать другого человека, который «на самом деле» третий человек! Все его эмоции фальшивы, но убедительны, а тактическое и стратегическое мышление совершенно. Ничего удивительного, что он разочарован в людях и воспринимает их как ботов в игрушке. А вот Риддл 2.0 уже не таков: он пытается доказать своему «создателю» практическую пользу добрых поступков. Риддл 1.0 соглашается с его доводами и обещает их осмыслить, но добрее не становится.
  • Фильм «Машина смерти» — технарь-социопат Джек Данте, изобретатель смертоносного робота.
  • «Эквилибриум» давит педаль в асфальт — там всё человечество такое благодаря специальному препарату прозиуму, регулярное употребление которого обязательно даже для детей.
  • Аладдин — в эпизоде 51 волшебник Халиф Капок разделил тело и голову, дабы сердце, находящееся в его теле, не заставляло его испытывать муки совести. Получилось, что безголовое тело мыслит сердцем, положив болт на здравый смысл, а голова становится холодным и суровым гением. Позже Капок проделал тот же фокус с главным героем. Безголовое тело в этой серии оказалось положительным персонажем.
  • Watchmen. Доктор Манхэттен всё больше и больше теряет связь с человечеством по ходу действия комикса. В конце только невероятная по масштабам катастрофа сумела пробудить в нём заново осознание человечности[2]. В итоге Доктор улетел создавать свою жизнь в другой части вселенной, но обещал, возможно, когда-нибудь, вернуться.
  • Аниме Violet Evergarden — главная героиня. При этом она очень хочет научиться чувствовать.
  • WarHammer 40,000 — члены культа Адептус Механикус стремятся именно к этому. Автору правки особенно запомнился эпизод из книги «Темный апостол» Энтони Рейнольдса, где магос Механикумов послал возмущённый запрос командиру элизианцев на то, что его бойцы нерационально утилизирует трупы погибших товарищей, и просил предоставить эти тела в его распоряжение — мол, у скитариев белковая паста на исходе, негоже ресурсами разбрасываться и в землю их закапывать… Реакция командира Имперской Гвардии была вполне ожидаемой для читателя, но магос все равно не понял, что так обидело элизианца.
    • Не забудем «Железную ярость» Криса Райта. Для киборгизирующих себя Железных Рук подобный способ мышления — единственно правильный. В итоге командующий войсковой операцией не подумал о том, что, если гробить отборные боевые части ради скорости продвижения, но не говорить подчинённым о готовящимся демоническом прорыве, то они рано или поздно взбунтуются. В его сознании то, что он имеет право приказывать — уже достаточно, и объяснять что-либо даже ближайшим подчинённым (которые — сами именитые командиры) — излишнее сотрясение воздуха. Что почти приводит к потере планеты.
    • Помянем здесь также элиту некронов. Связались невесть с кем, отдали родные биологические тела и души в придачу… а в новых металлических как-то не очень уютно. И пока просыпающийся рядовой состав, как правило, ещё и личности лишён и просто хочет вырезать всё живое, командование всерьёз обеспокоено изысканием способа вернуться в биологические тела, а главное — вернуть души.
  • «Последние и первые люди»: Четвёртые люди — мозги-гиганты, живущие в башнях, этаких гигантских системах жизнеобеспечения. В какой-то момент своего существования вляпались в интеллектуальный кризис — не смогли придумать, ни что делать с уже накопленными знаниями, ни что бы еще изучить. А заняться чем-то другим, дабы отдохнуть и развеяться, они не могли, как как не видели в этом смысла. Пришлось создавать новую расу себе на замену — Пятых людей.
  • The Longest Journey — Гордон Хэллоуэй, личность которого, в результате экспериментов «Авангарда», оказалась расколота на две части – лишённый эмоций безжалостный убийца и неконтролируемый Вихрь Хаоса, первый из которых вполне подходит под троп.
  • «Повелитель Ночи» Спуриэра Саймона — Пахвулти, неправильно переделанный сервитор механикус. Сохранил разум и самостоятельность, но лишён эмоций, включая даже страха и боли. В итоге стал преступным гением, мечтающим о власти над городом — и больше ни о чём.

Реальная жизнь[править]

  • «Если законы морали невозможно рационально объяснить с точки зрения их природной необходимости, то они являются лишь банальными заблуждениями или предрассудками, от которых необходимо избавляться». Субверсия тропа, поскольку человек, придерживающийся данного мнения оказался на редкость добропорядочным и с чувством юмора. Возможно, в немалой степени из-за того, что чётко понимал свой моральный кодекс и мог его логически обосновать «от» и «до». Из всего списка лишь с поэзией у него проблемы.

Где не встречается[править]

  • Питер Уоттс, «Эхопраксия» — монахи-двухпалатники, представляют собой именно рафинированный (избавленный от человеческого) транс-человеческий роевой разум, и они не считают это «бездуховностью», а напротив, такой транс является основой их Веры. И да, это космопанк со всеми вытекающими включая как транс- так и пост-человеков.
  • В Звёздные войны тоже есть интересные монахи-трансгуманисты — Орден Б’омарр. Они ложатся под нож хирургов, которые вырезают им мозги и помещают в банку именно с целью познания истины, чтобы стать свободными и от всяческих гормонов, и от лишних чувств и ощущений. Это у них арендовал свой дворец Джабба-хатт.

Примечания[править]

  1. В кавычках, ибо они вредят пусть целенаправленно и осознанно, но без ненависти, коя тоже эмоция.
  2. Нет, не саму человечность, её Манхэттену уже никак не вернуть, а только осознание её важности.