Бесполезное спецподразделение

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Police Are Useless. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Ты выставил моих людей, самых тренированных бойцов на Земле, кучкой охранников из супермаркета… Это неприятно. »
— Агент Коулсон допрашивает Тора
« SWAT's the best, and still... not one survived this »
— Parasite Eve II

Бесполезное спецподразделение — организация, чаще всего тайная, созданная для борьбы с необычными угрозами (пришельцы, демоны, вампиры и т. д.), но плохо справляющаяся со своими обязанностями. Иногда полностью уничтожается своим врагом.

Вариации — крутые для битья и бестолковая полиция.

Шкала (де)градации степеней (бес)полезности по приведшим к ней причинам[править]

Собственно само по себе название тропа не описывает, почему и насколько спецподразделение оказывается бесполезно, а это на самом деле существенно.

  1. Подразделение само по себе не бесполезно, просто его действия не исправляют ситуацию.
    1. Ошибка командования — подразделение доблестно выполняет задачу, которую ему ставить не стоило.
    2. Проблемы логистики — подразделение может быть и справилось бы, да нечем.
    3. Недостаток осведомлённости — подразделение вынуждено полагаться на свои глаза и уши вместо данных разведки.
  2. Подразделение по всем понятиям в высшей степени профессионально, но встретившийся ему противник сверхъестественно силён.
    1. Обычный спецназ сталкивается с паранормальщиной.
    2. Противник относительно привычный, но задавливает числом.
    3. Подразделению противостоит тактический гений.
  3. Подразделение профессионально в чём-то другом, а встретившийся ему противник обнаруживает критическую уязвимость.
    1. Подразделение составлено из специалистов по решению разных задач, среди которых нужные навыки только у одного, чего слишком мало.
    2. Подразделение вынуждено выполнять роль другого подразделения, потому что больше никого не нашлось — например специалисты по освобождению заложников вынуждены выступать телохранителями или наоборот.
    3. Подразделение готовили по устаревшим методикам — встретившийся противник изначально спланировал создание выигрышных для себя условий, опираясь на пересмотр тех же самых методик.
  4. Подразделение не профессионалы — а просто лучшее, что удалось найти.
    1. Подразделение обладает подготовкой, но только теоретической и общей физической, а реального опыта не имеет.
    2. Подразделение подготовлено настолько основательно, насколько получилось, но сами готовившие его были далеко не профессионалами и допустили массу просчётов.
    3. Подразделение — «желудочная рота»: теоретически на что-то способны, но на практике получается, как получается.
  5. Подразделение действительно бесполезно.
    1. Все вышеозначенные проблемы вместе разом: ни подготовки, ни экипировки, ни даже здоровья, снабжение не просто не доходит, а даже не отправляется, командование про ребят в лучшем случае просто забывает.
    2. Предыдущий пункт умножить на антиутопию.
    3. Спецподразделение — просто название.
  6. JANFU — полезность спецподразделения даже не нулевая, а отрицательная: побеждают не только сами себя, но ещё и своих товарищей — снабжение и разведданные не исправляют, а только усугубляют ситуацию.
    1. Проблемы с коммуникацией убивают в режиме педаль в пол — спецподразделение ВСЁ делает не так.
    2. Псих-наёмник дорвался до ответственной должности и пошёл в разнос.
    3. Предательская кавалерия — портят ситуацию по задумке. И вообще это уже другой троп.

За что авторы их так?[править]

В первую очередь за то, что задача персонажей — играть роли. А роли они играют для того, чтобы автор через это что-то сказал публике. Пожертвовать персонажем в угоду развитию сюжета — тоже приём повествования.

  • Автор пытается показать высокую степень опасности противника, а тренированный спецназ — отличная «боксёрская груша» для такой демонстрации.
  • Автор пытается поддать антиутопии, показывая, что условия настолько тяжелы, что даже очень крутым тут приходится несладко.
  • Автор пытается показать крутизну главного героя, состоящего в отряде, по сравнению с его однополчанами; и он может стать последним из могикан.
  • Автор хочет показать именно бесполезность подразделения. Врага просто не существует, и спецподразделение находится на уровне шарашкиной конторы, шарлатанов, обманщиков и шутников (X-commandos в мире, где нет никакой внеземной жизни, борцы с несуществующими вампирами/демонами). Когда враг таки появился, то подразделение по очевидным причинам не может с ним ничего поделать/отказывается от своих прямых обязанностей.

Где встречаются[править]

Литература[править]

  • А. Бушков, «След Пираньи» — субверсия. Смешанный отряд из российских и американских спецназовцев успешно справляется с первой фазой операции и гибнет сугубо из-за предательства «в верхах» — уж очень масштабная «игра» получилась. Уцелели только Мазур и агент ФБР Джен — да и то по сугубо по случайности: они просто вышли из зоны взрыва термобарической бомбы.
  • «Песнь Льда и Пламени» — на момент начала саги Ночной Дозор переживает не лучшие времена, т. к. за давностью лет в Иных практически никто не верит.
  • Всадники вейра Бенден перед 10-м Прохождением в «Полёте дракона» бабушки Маккефри. После Долгого Интервала (400 лет вместо обычных 250) в Нити уже никто не верит, даром что все остальные вейры загадочно опустели те самые 400 лет тому назад,[1] поэтому всадников все считают пафосными дармоедами. Когда же Прохождение всё же начинается, сил единственного вейра оказывается явно недостаточно…
  • «В час, когда луна взойдёт» — во второй книге четверо простых крутых смертных выносят отделение спецназа, состоящее из вампиров[2].
  • Алексей Пехов, «Хроники Сиалы» — Орден Серых.
  • Андрей Уланов, «Никакой магии». Отряд егерей, отлично тренированных бойцов, наводящих ужас на эльфов легко выносит… девочка. Правда, дитя это совсем не простое, а вполне себе безумный суперсолдат.
  • Виталий Егоренков, «Охотник» — смеха ради, третий тип: узнав, что в квартире проживает нечистая сила, туда приходят ведьмаки-охотники на чудовищ. Вот только это обыкновенные ищущие адреналина ролевики, не обученные особым навыкам, хотя действуют на удивление смело и толково. Ментор главного героя (НАСТОЯЩЕГО охотника на чудовищ) натравливает на них галлюцинацию в виде оборотня, те его героически превозмогают и уходят довольные.
  • Одной из подконтрольных Министерству магии спецслужб является группа отлова оборотней. С одной стороны, ловят оборотней они достаточно умело, с другой — пойманные часто сбегают почти сразу же после поимки.

Кино[править]

  • «Такси» — именно первый фильм. Спецназ жандармерии которые подключены к полиции, что бы ловить банду на «мерседесах» — и спецназ жандармерии, что охраняют ихнего министра МВД, что мимо проезжал. Одни подумали что перед ними бандиты, другие что перед ними террористы. Пускай даже это действительно смешно, но снята перестрелка так натурально, что понимаешь что там только чудом никто не погиб.
  • «Хеллбой» и «Хеллбой 2» — смотреть эти фильмы и не испытывать жалости к честным парням из ФБР, просто невозможно. В подразделении занимающееся поимкой и нейтрализацией откровенно инфернальных тварей — отправлять оперативников на задание не то что без армейской поддержки и тяжёлой брони. В костюмах и с «Береттами»? Герр доктор, я надеюсь это не вы отвечали за подготовку оперативных агентов их оснащение и тактику действий? Кстати, зачем гробить несчастных мужиков, когда есть Чади, который один стоит ста человек по силе и выживаемости, решительно непонятно. Во втором фильме, в облаву на зубных фей, агентов послали вообще фактически на съедение. Это у них в порядке вещей да?
  • «Леон» — ВСЕ ПОЛИЦЕЙСКИЕ, не смогли одолеть Леона. И огневой мощью его давили, и мясом. В конце-концов додавили, только он всё равно сам ушёл.
  • «Пятый Элемент» — француз, к тому же Бессон, так что тоже самое что сверху, но добрее. Милитаризированная полиция Нью-Йорка будущего — на редкость бестолкова. Хотя стоит заметить, что работа у них не сахар, и видно что они стараются.
    • С другой стороны, инверсия во все поля. Ветеран федерального спецназа Корбен Даллас, даром что последний выживший (а Фингер тогда кто интересно?) из своего отряда, наверное один из лучших солдат человечества, специалист по ведению переговоров с террористами — точно лучший. Если у них там вся армия такая, Земля может спать спокойно.
  • «Набережная Орфевер 36» — педаль в пол, причём местами настолько стыдно что даже смешно. Несколько персонажей ещё проявляют себя как крепкие следаки и работают профессионально в целом. Но идиоты-коллеги и общий уровень подготовки сделали своё дело: тщательно спланированная операция по поимке банды профессиональных налётчиков, закончилось чудом что только одним полицейским трупом, с десяток полицейских отправились в больничку, «обалденный» результат при численном и тактическом перевесе в пять раз. Главарь банды к слову сказать, сбежал, из этого самого окружения.
    • Смешнее только сцена поимки этого самого беглого главаря. Которая добавляет в целом в весьма мрачный и злой фильм, целых две минуты гомерически смешной комедии. Когда вышедший из душа голый бычок, в рукопашную валит на пол разодетых под спецназ оперов с автоматами и в полном обмундировании. «Уронил» человек пять, пока на главного героя с дробовиком не напоролся. Мда, хлипкие у них там во Франции опера, а уж столкнись они с нашими братками…
  • Но все французские фильмы, комедийные и не очень — меркнут перед криминальной эпопеей «Враг Государства № 1», в двух частях, которая дотошно снята по реальным событиям и биографии реального отмороженного налётчика Жака Мерина. Показанные там действия французский властей, полицейских, жандармов и спецслужб — способны вызвать острый приступ испанского стыда и боли за Францию, даже если вы совсем не француз. Один побег Мерина из тюрьмы в центре Парижа, чего стоит. Кажется что в жизни так не бывает… ага, щаз.
  • «Довод» — практически все первые семь минут фильма. Снятые, безусловно — красиво и очень хорошо начинают фильм. Только если даже не пытаться разобраться, а что вообще делают русс… пардон, украинские антитеррористы, при захвате театрального це… филармонии. Куда несутся бойцы «КОРДа»? Откуда они знают что с фасада здания по ним не начнут палить из гранатомётов сходу? Куда несётся как оглашенная эта толпа профи в сто с гаком рыл, вовнутрь сразу? Где переговорная группа и оперативный штаб, кто приказы то отдаёт вообще? Ведь вы даже не знаете, кто внутри, что происходит, сколько их, чем вооружены, тактика противодействия не выработана. Почему вы сразу решили пустить газ, вы его что везде и всегда с собой носите? Если вы знали что театр захватят, то не легче было бы боевиков перехватить ДО захвата? Или все полицейские службы Та… простите, Киева, целиком и полностью продажны, и в курсе что теракт это всего лишь ширма для того что бы убрать одного ЦРУшника?
  • «Параграф 78». Оба фильма — от начала до конца про такое спецподразделение. Все его представители — настолько колоритные и (более или менее) неуравновешенные, и в товарищах настолько согласья нет, что на лад их дело не пошло, да, пожалуй, и не могло пойти. Впрочем, на фоне сеттинга («параллельной» России, где легализована анаша) такие персонажи смотрятся органично. На свой лад, конечно же.
    • После провальной операции, за пять лет до событий фильма, в отряде капитально разрушилось всё отношение доверия у членов группы между собой. Почему их вернули в строй? Потому что их не жалко — начальство прекрасно понимало, зная о какой лаборатории речь, что шансы вернуться с миссии 50 на 50. Жертвовать слаженным подразделением на боевом дежурстве, или бывшим отрядом состоящим из практически ренегатов, в котором один член уголовник, а второй в розыске? Начальство цинично предпочло второй вариант.
    • И какой толк от такого, прости господи, отряда, бойцы которого даже личные проблемы и то без стрельбы и предательства решить не могут? И что значит «жертвовать»? Задача сложная и опасная, но все же не самоубийство и не билет в один конец, может у отряда поприличнее и шансов вернуться было бы побольше? Какой смысл гнать туда абсолютно бесполезный отряд — если сдохнут, то, конечно не жалко, но ведь такие бойцы и задачей вряд ли справятся.
      • Но ведь отряд со своей задачей справился и все предписанные директивы выполнил. И потом, разлад в отряде возник в крайне опасной (и крайне нестандартной) ситуации. В целом же видно, что бойцы всё равно продолжают относится друг к другу как друзья и действуют достаточно грамотно. Тут скорее стоит задать вопрос - а какого хрена отряду отправленному на секретный объект по испытанию биооружия, не выдали элементарно костюмов химической защиты.
      • У "отряда поприличнее" шансов вернуться было бы не побольше, а равно столько же - вирус косит всех, вне зависимости от подготовки, будь ты хоть офигенно крутой спецназовец! Соответственно, все те же 50 на 50 - или защита от вируса работает (и тогда даже такое подразделение справится), или вирус вырвался на свободу (и тогда погибнут все, но этих хотя бы не жалко). Приходится признать, что расчет начальства хоть и циничен, но абсолютно верен.
  • Полицейские или армейские спецподразделения, пытающиеся взять штурмом захваченное здание IT-корпорации («Терминатор-2»), или отбить у террористов линкор («В осаде»), или… Да в любом американском боевике такой отряд почти всегда есть в наличии.
    • Есть более чем обоснованное мнение, что в Т2 полицейские работали как раз очень грамотно, просто такая имба, как терминатор, ими определённо не ожидалась. И то — смогли загнать Сару в угол.
    • А вот чем занимаются полицейские в Т3 — непонятно. Выехали на перестрелку у ветклиники, но ни мчащийся им навстречу пикап из этой клиники без водительской двери, ни странная дамочка на месте происшествия, ни вооружённый здоровяк с открытыми ранами их внимания нисколько не привлекают. Вопрос: что они вообще тогда там делают и что должно произойти, чтобы это им показалось подозрительным?
      • Да и вояки с базы НОРАД не лучше — мало того, что без проверки пустили странного вида гражданских на территорию, где испытывается секретное оружие, так ещё и оснастили тестовые модели БОЕВЫМ вооружением.
  • «Меркурий в опасности» — спецназ ФБР показан кучкой крайне неумелых и бестолковых пингвинов с автоматами, имеющих лишь один условный рефлекс — бестолково бегать и выпуская много пуль, никуда не попадать, или попадать много куда, но только не туда куда надо. Особенно это косяк обиден — потому что заметно что сделано было как сделано, потому что хотели сделать «реализм по тру-крайму». Но на это не хватило тупо не хватило таланта и усилий.
  • «Блэйд 2» — «элитный» (очень прямь) отряд европейского сообщества вампиром, который долгие годы собирали для охоты на Блейда, а вынуждены были переключиться на Номака и его армию упырей. От слова «элитный» на самом деле одно название. Кроме Ниссы с её наставником и соратником, да невыносимо крутого как сам хеллбой Рейнхарта — весь отряд представлял из скопище какого то полубандитского сброда. Который при столкновении с «оборотнями» кончился довольно быстро.
    • Главный вопрос — мог ли отряд специально собранный для охоты на Блейда справиться с Блейдом?
      • Учитывая, что один из них то ли из-за страха то из тупости, не сообщил всем о том что заразился, остальные придерживались тактики "стреляй во всё что шевелится", а в результате их с особым цинизмом поимел "остряк подслеповатый" подставив под жвалы тварюшек, чего то там стоил только персонаж Дони Ена, и то его сожрали.
  • «Падение Чёрного Ястреба» — инверсия. Действующие в Могадишо бойцы армии США, реально лучшие из лучших и элита вооружённых сил своей страны. Просто сам по себе план — войти в двухсотысячный, наполовину вражеский город, силами ста пятидесяти человек, при поддержке шести вертолётов и одного конвоя лёгких бронемашин… это даже на клинический идиотизм не тянет. Эта «операция» в принципе, ничем хорошим не могла закончиться, с самого начала. То что на сплочённости, свирепости и умении драться, вообще вышли из города и даже тела своих с собой забрали — и есть пример подлинного героизма. Когда кто-то совершает ошибки, другие вынуждены превозмогать.
  • «Козырные Тузы» — Тоже инверсия. Федеральные агенты и все местные силовики округа Рино и полиции Аризоны, всё делали профессионально и правильно. Но попали в такую мясорубку (в том числе «благодаря» начальству), что ничем хорошим для них это в принципе кончиться не могло. Вопиющее паскудство и несколько крайне гремучих случаев невезения привели к жуткой трагедии.
  • «Бэтмен: Начало» — в кризисе на острове Нароуз, полиция Готэма облажалась вообще везде где можно и нельзя. И даже нельзя сказать что это их вина, да и играли с ними, игроки им не по рылу. Но тем не менее показательно. В «Тёмном Рыцаре» всё таки исправились.
  • «Shiri». Спецподразделение О. П. Южной Кореи. Постоянно имеются диверсантами Северной Кореи в особо циничной форме. Количество убитых южнокорейских службистов исчисляется попросту десятками.
  • «Круто Сваренные» — родственный троп. Приехавшие в конце на бойню в больнице, копы в целом и спецназовцы в частности — честно и самоотверженно героически превозмогают упырям главгада. Но потери несут огромные, и какой то чётко выработанной и проработанной тактики в их действиях, не видно вообще.
  • Джон Ву вообще над такими вещами не заморачивается и очень любит драму. Поэтому в «Без Лица» штурм воровской малины Кастора Троя, выглядит точно так же. Куча ФБРовцев бестолково бегает по его пентхаусу, чисто случайно валят всех подряд и дохнут пачками. Но снято красиво, да.
  • «Bareuge Salja» (Южная Корея, 2007): вызванный на учения по захвату заложников в банке отряд спецназа дольше всех ждали и быстрее всех нейтрализовали.
  • «Защитники» Сарика Андреасяна, непреднамеренно. Собственно команда супергероев, которой посвящён фильм: ни разу не смогли победить в честном бою главного злодея, наломали дров, когда можно было сделать всё проще и лучше, пусть и подаются как крутые.
  • «22 Мили» — «Призраки», которых официально не существует — в самом начале этот отряд проводит захват русских террористов из ФСБ и, из-за собственного идиотизма половина из них гибнет. Одни не додумались связать пленных, еще один — был не в курсе, что существуют тайные комнаты с замаскированными дверьми и препирался с оператором беспилотника (хотя тот видел все отчетливо с тепловизора), пока его не пристрелили. И это их нам преподносят как «суперпрофи, способных выполнить любое задание»?
    • Да там вся операция идиотская: обнаружив на СВОЕЙ территории базу тех самых русских террористов американцы зачем-то посылают для её захвата тех самых «призраков», вместо обычного спецназа ФБР/полиции. Не удивительно что те наломали дров.
    • Имеет место быть намеренная игра с тропом. Нам показывают по сути — что современные американские спецслужбы настолько оборзели, что посылают отряды смерти, проводить карательные операции уже даже на территории собственной страны, плюя на все законодательные акты, конвенции о военнопленных и просто чувства стыда и здравомыслия. Более того, ведут себя эти «оперативники», не как настоящие хладнокровные профи на службе стране, а как банда отмороженных ублюдков. Это не баг, это фича.
  • Extraction — Бангладешкий SWAT выпиливается «под ноль» главным героем без особых проблем.
  • Индонезийский «Рейд». Целый взвод местного СОБР пускают на мишени буквально за 15 минут. Оставшимся в живых приходится демонстрировать чудеса крутизны, чтобы тупо выжить.
    • Не СОБРа а уж скорее обычного ОМОНа, и как упоминается в самом фильме, отряд укомплектован сопливыми салагами. Для тех кто только кончил учёбку, попав В ТАКУЮ то задницу, отвоевались ребята достойно. Плюс ещё и тотальное предательство-дебилизм продажной полицейской шкуры.
  • Dog Soldiers — спецподразделение капитана Райана оборотни уничтожили за секунду, никто даже выстрелить не успел. Простые солдаты, которых предполагалось использовать как приманку, продержались куда дольше.
  • REC 2 — даже с учётом крайней необычности той угрозы, с которой столкнулись ребята из испанского GEO. Вели они себя в процессе операции, крайне бестолково.
  • Крепкий орешек — тут неоднозначно и разнообразно.
    • В первом фильме копы в целом всё делали грамотно, и вполне вероятно даже бы всё и прокатило у того же СВАТа. Кто же знал что у боевиков не то что базука, грёбанная противотанковая ракетная установка окажется, по типу «Корнета»? Даже для террористов это крутовато.
    • Во втором фильме копы карикатурные идиоты. Но в своей бесполезности и дебилизме, аэропортовские СВАТовцы пробивают педаль на обратную сторону земли. Ты знаешь что в аэропорту террористы, в пустом терминале ты видишь перед собой несколько молчаливых и незнакомых тебе мужиков в белой униформе. Они молчат, и ещё и до кучи включают эскалатор. Скажи мне, товарищ командир — ты идиот? В прочем это была его и его отряда, последняя ошибка в жизни.
    • Действий спецназа NYPD не показали. Но полиция в целом по ситуации, действовала весьма и весьма грамотно, и вообще реалистично.
    • В четвёртой части — педаль в пол. Все федеральные органы власти, агенты, спецназы и армия, оказываются бесполезной кучей безмозглых идиотов. Из-за которых, по большому счёту, весь кризис и случился. Вместо того что бы тратить десятки миллиардов долларов налогоплательщиков на зарплату этим идиотам, надо было просто дать Джону карт-бланш на все действия по защите страны.
  • «13 Район» — национальная жандармерия (в которой состоит один из героев), вроде как место где служат самые лучшие и самые крутые парни во всей Франции. Но показывают нам такого одного (пусть и безумно крутого). А вот все остальные французские силовики, это в лучшем случае просто Божий стыд.
    • Но первый фильм ещё ничего в сравнению со второй частью. Который можно смотреть только и исключительно как тупейшую но гомэрически смешную комедию вроде «Два нуля» или «Мы легенды». Начать и кончить тут можно только тем — что во время уничтожения одного из самых криминогенных городов в мире, компашка обсос… простите, главных героев, спокойно проникает в резиденцию президента Франции. И там выясняется, что вся его охрана, выходит против главных героев в рукопашную, потому что у них нет никакого огнестрельного оружия (у солдат на карауле тоже).
  • С прикрученным фитильком — имперские штурмовики из Звездных Войн. В самом начале они представлены как профессионалы своего дела: быстро и почти без потерь зачистили звездолет, наполненный вооруженными до зубов повстанческими головорезами. Чем наглядно продемонстрировали свой нешуточный опыт и великолепную боевую подготовку. В дальнейшем волею режиссера низведены из элиты до пушечного мяса и ходячего фейла, страдающего эффектом имени себя.[3] А разгадка проста: в этой вселенной, в отличие от ее меньшего соседа, превозмогать положено повстанцам. А также дикарям, джедаям и прочему преступному отребью, словом, кому угодно, лишь бы не регулярной армии. Любые виды регулярных войск здесь обьявлены Злом.[4]

Телесериалы[править]

  • Резкое отупение статистов и второплановых персонажей, излюбленный ход особо ленивых и тупых сценаристов. Хотя иногда троп играется намеренно, но такое случается гораздо реже чем хотелось бы. Обычно же, нужно срочно продвинуть сюжет, или вырвать главгада из рук подступающего правосудия, а прописывать это толково или ставить нормальную экшен сцену — лень, или денег нет. Хотя бывают и обоснованные исключения.
  • «В Поле Зрения» — и аверсия и инверсия. Как минимум Джон и Шоу, просто слишком хороши, что бы взять и прогнуться под какой ни будь там полицейский спецназ. Но вообще они стараются таких встреч избегать, для всеобщего блага, а в целом американские силовики показаны достаточно компетентно.
    • Однако однажды Джон, будучи в состоянии полнейшего мэнгста, прошёл через отряд спецназа ФБР, будучи раненным в живот, даже не моргнув глазом, отправил их всех в больницу без особого труда. К счастью для них, он не ставил своей целью их убить. Хотя в его состоянии мог бы убить и не заметить.
    • Оперативники "Десима" - тщательно отобранные профессионалы-психопаты, действуют на максимально высоком уровне, лучших спецслужб мира... но Шоу, Джон и Рут (и даже Фаско), настолько круты, что всё равно имеют тоненькую, но сюжетную броню. В прочем сериалу простительно, потому что он всё же кинокомикс в рамках приземлённого реализма, а не тру-крайм, и потом это просто красиво. Да и потом, команде "Машины" постоянно даются какие то оправдывающие их крутость приблуды (навроде "режима Бога"). Правда у оперативников "Самаритянина" их по идее тоже с избытком, но они всё равно сливают.
  • «Лесник», четвёртый сезон, глава «Свидетель обвинения». Лариса — важный свидетель, и к ней приставили в качестве охраны двух полицейских: Каратаева и Марину. Оба вроде не полные лохи (Каратаев чуть ранее спас Ларисе жизнь, вытолкнув её прямо из-под мчавшегося конкретно на неё джипа; а Марина явно очень бывалая и тёртая), и оба не проспали нападение бандитов, но толку всё равно вышло немного: бандиты мигом положили обоих. Пополам с Панургова полиция.
  • «Доктор Кто» — UNIT. Помимо Доктора, там разве что бригадир Летбридж-Стюарт да его дочь на что-то способны.
  • «Торчвуд» — Торчвуд-1 уничтожен пришельцами. Торчвуд-4 пропал без вести. Впрочем и Торчвуд-3 уже не существует после событий «Дня Чуда».
  • «Дневники вампира» — городской Совет Мистик-Фоллс, созданный для борьбы против вампиров, настолько бесполезен и смешон, что с ним никто не считается. А в какой-то момент, основные, если вообще не все его члены, становятся тем или иным образом повязаны с вампирами или другими сверхъестественными существами. Чего далеко за примером ходить — с какого-то момента одно из центральных лиц этого Совета, кроме шуток, вампир. В самом сериале это неплохо обыгрывается одним из персонажей.
  • «Смолвилль» — организация «Шах и мат» не делает почти ничего полезного, только путается под ногами и портит жизнь героям достаточно бесцельными в глобальном смысле операциями.
  • «Первобытное» — основное предназначение рядовых спецназовцев ARC — гибнуть от клыков и когтей очередного доисторического монстра. Закономерный результат откровенно нелепого оснащения и тактики.
  • «Готэм» — полиция Готэма, бесполезна в шестидесяти процентов случаев. С третьего сезона полиция прокачивает скилы компетентности и крутости, и начинает хоть как то город отвоёвывать. Но первые два сезона, полицейские гибнут десятками, и честно говоря как то бесславно.
  • «Agents of S.H.I.E.L.D.» — ну серьёзно, со 2-го сезона у них постоянно компрометируют/взрывают базу и им приходится искать новую. Помимо этого все оперативники быстро дохнут, исключая главных героев. Что это за организация с по факту одним боеспособным отрядом?
  • «Великолепный век. Кёсем» (пополам с реальной жизнью) — элитные войска султана янычары и сипахи. Первые — зазнавшиеся выскочки, которые занимались шантажом и дворцовыми переворотами, вторые — сборище бандитов, которые умели только грабить народ и сеять разруху в государстве (за оплату со стороны врагов-европейцев).
    • Раньше были очень полезными ребятами, но к моменту действия сериала(и реальной исторической эпохе) стали морально разлагаться.
  • «Wellington Paranormal» (сериал относится к миру «Реальных упырей» (является спин-оффом) и «Что мы делаем в тени») — отдел полиции Веллингтона по расследованию паранормальных преступлений пародирует Х файлы и ничуть не стесняется этого. Копы из этого отдела порою поражают своей вопиющей некомпетентностью и жанровой слепотой. С прикрученным фитильком, потому что несмотря на отсутствие супер-сил каждую серию герои успешно разбираются с работой (хотя зачастую и не понимают, что произошло). Кроме того, в последней серии четвёртого сезона показана альтернативная реальность, где нет паранормального отряда, и в ней всё ГОРАЗДО хуже.
  • Королевство двух сердец — в сцене захвата главгада, что южнокорейская группа антитеррора что северокорейский спецназ изрядно так затупили, хотя до этого они провели в целом успешную операцию по спасению матери главного героя
  • «Ментовские войны» — в первом же сезоне. Карательные отряды «антитеррористов» министерства обороны, которых на самом деле используют для теневых операций крайне сомнительного морального характера. Позиционируются своими же командирами, как элитные боевые подразделения для решения задач борьбы с террором. А в результате настоящим профи там оказался только один «внедрённый» к питерским операм. Все остальные «спецы» недооценив ментов, и лишив что они лёгкая мишень, понесли ощутимые потери.
    • И в арке «Золотая Стрела». Когда оказалось, что группой вигилантов, вычищающих питерскую верхушку криминала, переживших 90ые и «поднявшихся», оказывается спецгруппа из сотрудников органов. Только вот оказываются это не профи, а отмороженные уроды, которым мало того что плевать кого убивать — так они ещё и такие дебилы, что не украсть, не посторожить.
  • «Прослушка» — да весь сериал об этом целиком и полностью! Ты можешь быть сколь угодно честным и преданным своему делу профессионалом. Искренне верить в правильность своих поступков, ночевать на работе и жертвовать своей личной жизнью и нервными клетками, ради того что бы защищать жителей своего города от всей этой грязи вокруг. Но если всё общество, весь штат и вся страна, построены на принципах социальной сегрегации, а политиков волнуют исключительно только следующие выборы через четыре года (к которым они начинают готовиться сразу после выигранных выборов только что). Если всем по большому плевать, на какой то там полузаброшенную индустриальную помойку, в которую нормальные люди то и не ездят. То все твои усилия не имеют никакого значения, ты ничего не исправишь и не изменишь. Может быть ты спасёшь и поможешь паре десятков человек, и сумеешь что-то изменить в их жизни. Может быть ты даже уберёшь с улице особо вонючее дерьмо, но это всё на что ты сможешь рассчитывать. Город всё равно продолжит погружаться на дно. Но иногда, всё таки иногда, профессионализм и упорный труд, дают по настоящему большие результаты, которым можно по настоящему гордиться. И что-то ты всё таки меняешь по настоящему.
    • Причём стоит заметить. Полиция Балтимора при всём том чудовищном трындеце, в котором она существует и вынуждена работать — действительно пытается каким то образом сломать игру, даже не смотря на яростную борьбу «бульдогов под ковром» среди начальства. Вот федералы в сериале просто фантастически бесполезные куски дерьма. Даже как то неловко.

Мультсериалы[править]

  • «Чёрный Плащ» — из всех агентов ШУШУ против злодеев ВАОН успешно сражаются только сам ЧП и Гризликов.
  • «Чудеса на виражах» — авиация ПВО Кейп-Сьюзетта. В первый раз все самолёты посбивали пираты дон Карнажа, используя молниемёт. Во второй — панды из летающего города Панда-Ла применили самонаводящиеся тепловые ракеты с предсказуемым результатом. В обоих случаях город спас Балу, протаранив орудие пиратов (обтянув самолёт резиной) и сбив наводку ракет (забив самолёт льдом) соответственно.
  • «Охотники на драконов»: женоподобные воины короля Южного острова, где жители помешаны на своей внешности. Сюда же можно отнести пиратов-наёмников маркизы-адмиральши. Оба примера — люди, не решающие реальных проблем, но усугубляющие те, что имеются.
  • Любой мультсериал о Мстителях. Всё, что может организация ЩИТ под руководством Ника Фьюри — ставить Мстителям палки в колёса. Ну и кое-как удерживать под замком пойманных героями злодеев.
    • Кстати, если речь о Халке, то вся американская армия бессильна его изловить!
    • А в «Человеке-Пауке» 1990-х при борьбе с Электро ЩИТ угробил даже собственную штаб-квартиру! И хорошо ещё, что воздушный авианосец упал в океан. Справедливости ради: в этом мультсериале Электро — совсем другой человек, который, по сравнению с комиксами, поднял уровень крутизны до небывалых высот и чуть не завоевал мир в одиночку в течение пары дней (да ещё он там не электрик Диллон, а немец-нацист Рейнхольм Шмидт, сын Красного Черепа!).
  • «Инспектор Гаджет» — Управление, на которое работает Гаджет. Их основной противник, организация П. С. И. Х., полностью состоит из некомпетентных идиотов, при этом такой же некомпетентный идиот Гаджет оказывается лучшим оперативником Управления, а все неприятности вынуждена разруливать девочка лет 12 и её пес.
    • Особенно хорошо это видно в 3D-сериале-сиквеле-2015. Вступив в Управление в роли стажёра, Пении внезапно приобрела катастрофическую неудачу и ближе к концу серии регулярно оказывается в неприятностях, из которых её вытаскивает… Гаджет, причём по чистой случайности.
  • «Самурай Джек» — семь дочерей Аку, которых с рождения подвергали адским тренировкам для одной единственной цели — убийство самурая Джека. Результат? Почти все убиты за пять минут.
    • Ну назвать их бесполезными сложно, в первом бою с ними Джек был тяжело ранен и выжил только чудом, а во втором бою кто знает что было бы, не подготовь он заранее поле боя. Держат твердое второе место после четырёх гривастых охотников из расы имаканди, у которых получилось не почти.
    • Там же в эпизоде «The princess and the bounty hunters» группа лучших убийц Галактики почти полностью уничтожается Джеком за время, понадобившееся капле воды, чтобы долететь с крыши одноэтажного домика до земли.
  • «Мистиконы» — Астроманты проигрывают вообще всем противникам.
  • My Little Pony: Friendship is Magic — SMILE, которой русский вариант аббревиатуры — УМОРА — подходит гораздо больше. Всю контору распугал до состояния «сменить имя и залечь на дно» один-единственный удравший из тюрячки монстр, которого главные героини забороли походя даже без радуги дружбы (за исключением которой они ни разу не специалисты по борьбе с монстрами).
  • Sonic SatAm — ну и проку от этих сват-ботов?
  • Петя и Волк — деконструкция идеи династий борцов с вампирами. Навыки по наследству не передаются, равно как и необходимые знания и физическая форма.
  • Марти: Железный мальчик — спецгруппа ЦДФ по отлову особо опасных преступников было уничтожена Джеком Асеро в одно рыло, впрочем «синие каски» (войска ЦДФ) регулярно выступают грушами для битья для войск главгада Генерала несмотря на то что их конструкции больше ста лет.
  • RWBY – Спец Отряд из Атласа. С фитильком – по началу они оправдывают свое звание лучшего отряда, успешно выполняя разные миссии с командой RWBY. Но когда у генерала Айронвуда начала медленно, но уверенно ехать крыша, отряд начинает терять в компетентности и фейлит миссию за миссией. Кловеру приказано арестовать Кроу? В процессе из-за идиотизма обоих Тириан убивает Кловера, подставляя Кроу и сбегает. Остальному отряду велено поймать Рубях? «Лучшие Охотники Атласа» в чистую сливаются героям. Приказано поймать Пенни Деву Зимы? Вынуждены отступать. С обоснуем – фейлить отряд стал, когда стало фейлить командование. Но с другой стороны, а не должны ли Охотники и Охотницы быть компетентными самостоятельно, в отрыве от приказов начальства? Неужели Кловер не мог додуматься не провоцировать драку в самолёте рядом с Тирианом, как просил сам Кроу? Неужели взрослые спецы не должны быть способны скрутить вчерашних детей? А всё потому, что отряд в первую очередь солдаты, а не Охотники и Охотницы. Никакой гибкости и самостоятельности.

Комиксы[править]

  • «Хранители»: ряженые герои борются со вполне реалистичными угрозами, но сама организация нестандартна. После триумфального взлёта переживают упадок со всеми полагающимися атрибутами: депрессия, озлобление, усобицы.

Аниме и манга[править]

  • Naruto — АНБУ, главный военный отряд Конохи, проходящие адские тренировки… и регулярно убиваемое за кадром. Это можно было бы свалить на то, что они по большей части статисты в масках, если бы не тот факт, что КАЖДЫЙ ВТОРОЙ ЗЛОДЕЙ ОБЯЗАТЕЛЬНО ЗАМАСКИРУЕТСЯ ПОД НИХ (!!!!) Даже у штурмовиков (!) всё было не так плохо.
  • Hellsing — Организация, столетиями истреблявшая вампиров, была обескровлена за один штурм, в OVA Hellsing пережил два нападения. 90 процентов работы по истреблению вампиров брал на себя Алукард.
    • В неканоничном ТВ-сериале схожую роль играет британская САС. С прикрученным фитильком, ибо контртеррористический спецназ для борьбы с вампирами явно не предназначен.
    • В принципе, на Алукарде там всё и держится, а бойцы-человеки это так, мясо.
    • Аверсия — Рыцари Иуды Искариота. Сначала перестреляли взвод солдат Миллениума (читай — ветеранов Второй Мировой, превращённых в суперсолдат-полувампиров), потом вообще сражались с армией фамильяров Алукарда.
  • Blood+ — Отряд Красного Щита, направленный за Дельта-67, почти полностью гибнет. Затем всего два рукокрыла уничтожают всю организацию.
    • С учетом сеттинга вообще неясно, каким образом Красный Щит воююет с хироптерами. Любая схватка с ними без Саи обречена с самого начала. Да и при её наличии — еще не факт что повезет.
  • Hunter x Hunter: Теневые Звери — элитный отряд охотников, прославившийся своей эффективностью ранее, был в буквальном смысле унижен и растоптан ни разу не напрягшимся Увогином.
  • Bleach — В Готэй 13 мало того, что больше ста лет никто не замечал действий предателя Айдзэна, так при возникновении серьёзной угрозы вроде того же Айдзэна и его арранкаров или Яхве и квинси спасали день Куросаки со своей компанией, бывший капитан, изгнанный из Готэя по ложному обвинению Урахара Киске и другие сторонние люди.
    • Хотя, строго говоря, с самими арранкарами справились как раз-таки капитаны и лейтенанты Готэя.
    • Ну и как можно забыть Нулевой отряд, который должен защищать Короля душ. Угадайте, кому пришлось это делать? А сам отряд так и вовсе был побит за кадром. Нам даже толком не показали, на что он способен.
  • Fairy Tail — Магический Совет в целом и Рунные Рыцари в частности. На словах являются грозной силой, поддерживающей правопорядок и защищающей страну от магических угроз. По факту — не смогли справиться даже с разгулом тёмных гильдий внутри страны. Дошло до того, что три крупнейшие тёмные гильдии создали альянс — Союз Балам, и одному автору только известно, почему с таким превосходством в силе они не захватили власть в стране. Ах да, ещё в Совете 10 лет сидели Гад-кукловод и его двойной агент (в итоге выяснилось, что агент был даже тройным). В конце концов, вся верхушка Совета была закономерно уничтожена всего лишь ОДНИМ диверсантом. Сюда же — Десять Святых магов, сформировавших после новый Совет, но оказавшихся абсолютно импотентными против армии чернокнижника Зерефа.
  • Kagaku Ninja-tai Gatchaman – с аверсией Красный импульс и в чистом виде войска ООН. Красный импульс пару раз героев крепко выручал, а два оставшихся члена отряда — после гибели своего командира — даже смогли внедриться в синдикат и попасть в его штаб-квартиру откуда смогли связаться с героями и спасти их из ловушки. А войска ООН, будучи весьма неплохо вооруженными и имея численное превосходство, постоянно сливают то «Галактору», то войскам семьи Эго-Боссле.
  • «Black Clover» – Стражи Духов Королёвства Сердца. По идее – пять сильнейших воинов королевства, владеющие магией рун и берущие силу у природы. По факту, четверо из них были слиты за кадром прихвостнями злодеев Арки. Да, эти Темные Апостолы реально сильные типы, но не до такой же степени? Тем более, что в итоге их валили друзья гг из Клевера, которых тренировали эти самые Стражи (!), причем всего пол года (!!). Только сильнейший из стражей Гаджа и оказался способен завалить Апостола Тьмы.
  • Rave Master — вся Империя. Поначалу были типичными полицейскими из супергероики, которые принимали побитых злодеев. Потом из пары флешбеков выяснилось, что только на создание злодеев они и гораздо (не преднамеренное). А среди четырех главных генералов Империи оказался один шпион Демон Карда, которых их всех и уничтожил. В итоге военные империи либо перешли в Демон Кард, ибо изначально работали на шпиона Снегопада (и кстати оказались способны дать отпор героям, хоть и не долго) либо стали наемниками и убились об предателей в попытке отомстить. Ну и последний целый Генерал после распада империи в последней арке был среди союзников гг, сражавшихся со статистами. При этом, предок этой Империи, Королевство Симфония, бесполезными не были. Долгое время они вели войну с превосходящими силами Империй Рейдгрув и их маг артефактов Дарк Боингов, пока волшебница Риша с силой Эфериона не создала Камни Рейва и не выбрала Рейв Мастера, который с четырьмя ее телохранителями и уничтожили все Дарк Бринги (пусть и очень дорогой ценой).
  • Shingeki no Kyojin - разведкорпус раз за разом демонстрирует троп. И ладно, когда это новобранцы или когда противником выступает слишком непростой титан, но ведь и профи ложатся пачками, убиваясь о непойми кого.
    • В Либерио ситуация зеркально противоположная: марлейские элитные солдаты и 3,5 титана, обязанные охранять руководство страны, побеждены небольшим десантным отрядом. Конечно, у Тайберов был план, но не похоже, что в него входило героическое самопожертвование.
  • Toriko – Нулевой Биотоп подаётся как группа самых сильных бойцов под командованием Ичирью. В итоге, кроме Ичирью никто из них толком в бою не раскрыт, от силы один два, побеждены все за кадром. Хотя некоторые все таки не совсем бесполезные – кто-то один раз вылечил героев от ран, кто-то тренировал их, кто-то нужные вещи сварганил. Но именно как боевое спецподразделение они оказались никакие.
  • «Жена по контракту» – в комиксе: группа захвата конгломерата Инь упустившая находящиеся в их руках (!) злодейку Инь Сюэмо, поэтому неудивительно что взбесившийся протагонист приказал своему помощнику передать этим людям что если это повториться ещё раз то они будут уволены
    • в ранобэ все строго наоборот – спецгруппа телохранителей сыновей героев без шума и пыли выпилила группу террористов пытавшихся похитить сыновей их работодателя и вообще не раз демонстрировала закадровые моменты крутости

Видеоигры[править]

  • Max Payne 3 — Макс в принципе, та ещё машина смертоубийства плохих парней, и наёмников крутых он тоже немало перещёлкал. Но в третьей части, он практически в одну каску, выносит как минимум всю ночную (а может и вообще всю целиком) смену военной полиции Сан-Паулу. Целыми ротами и участками. И те вообще не могут его остановить, хотя очень стараются. В жизни конечно военная полиция Бразилия, организация со спорной репутацией. Но за что так то?
  • Bloodrayne — пополам с Глупая спецслужба: G.G.G. с которой, собственно, борется героиня на протяжении всей первой игры. Это даже не подразделение, а целая армия для «сверх-естественного». Выносится даже не столько самой Рейн, сколько дикими вампирами (и никто даже не подумал использовать против вампиров воду!) или же своими неудачными экспериментами
    • «Элитные охранники» Кагана же! «Древние вампиры, которых он обратил давным давно»… выпиливаются без особых проблем, недотягивая даже до уровня непростых головорезов.
  • Dishonored — Смотрители. Они, являясь боевым крылом местной церкви, наделены исполнительными полномочиями и могут казнить еретиков без суда, их тренируют с детства, у них большое кол-во снаряжения, в отличии от городской стражи носят бронированные маски, имеют гранаты, собак, технологии по противодействию магии, но при этом не смогли спасти ни одну из своих целей от игрока, а также проиграли абсолютно все свои сражения. В ходе игры мы можем найти убитый отряд в логове китобоев, убитый отряд в логове ведьм, полностью уничтоженное в ходе штурма Башни Дануолла столичное отделение, в Пыльном квартале банда колдуна Паоло, имеет кучу трофеев из их масок, а так же пленённого смотрителя в подвале. При этом не смотря на борьбу с магией, они ничего не знают о Безглазых — секте создавшей и охраняющей Чужого, а также изучающей Бездну — источник магии в сеттинге.
    • сам заглавный протагонист Корво Атанно в первой части по идее такие люди должны иметь сеть своих собственных информаторов, неотлучно находится при государе и подозревать даже кошку правителя, и что мы видим в игре? Мальчика на побегушках.
  • Skyrim — дополнение Dawnguard, как только герой достигает 10-го уровня, по Скайриму распространяется новость о том, что главный аванпост дозорных Стендарра, главных охотников на всякого рода нечисть, вырезан вампирами клана Волкихар.
    • Хотя тут прикручен фитилек: Дозорные специализируются на даэдра, а не на вампирах, как Стража Рассвета. После этого события можно встретить особых Дозорных, убивающих вампиров.
    • в четвёртой и пятой играх серии — Клинки. Считается, что после вымирания драконов они перековались из драконоборцев в госбезопасность… Но де-факто что в четвёртой, что в пятой части это дуболомы, неплохо машущие катанами, но старательно фейлящие в стратегическом плане. Серьёзно, в «Oblivion» — они провалились буквально везде, где только могли, кроме охраны Мартина.
      • Подтверждение этому может послужить также то, что перед Великой Войной ВСЕ наискрытнейшие агенты были вырезаны в Валенвуде, Эльсвейре и Саммерсете без особых проблем.
        • Напрашивается подозрение что их банально предали.
  • F.E.A.R. — секретное подразделение в одноимённой игре, созданное для борьбы с паранормальными угрозами. Когда оно и правда встретилось с чем-то сверхъестественным, лишь один главный герой показал себя полезным. Правда, вины организации тут нет — ни у кого, кроме нашего персонажа, не обнаружилось иммунитета против сверхмощной телепатии.
    • Там же. Элитное спецподразделение Дельта, подготовленное и оснащённое для борьбы с любым человеческим противником, вчистую сливает отрядам клоноспецназа корпорации Армахем.
      • Притом, до финала игры, помимо ГГ Беккета (которому симпатизирует Альма), выживают водитель БТР Моралес и Кира Стокс, у которых не было телепатических способностей. Все остальные «телепаты» из «Тёмного сигнала» умирают от проявлений Альмы, и почти все погибают без особого сопротивления.
        • Справедливости ради, сливают «Дельтовцы» при подавляющем численном и огневом преимуществе противника, даже до начала паранормальщины. Так как вояк командование похоже послало тупо на убой.
          • Всё же в бою против оперативников Армахема Дельта себя проявляет достаточно хорошо, даже при подавляющем большинстве последних. А вот именно к проявлениям потусторонщины наши телепаты не были готовы, от чего почти все они и погибли.
  • Half-Life — спецназ HECU. Не справляется ни с чу-чу, ни с Гордоном Фрименом. В итоге присылают Чёрных Оперативников. Ну а в Opposing Force Оперативники начинают убивать уже спецназовцев, а всю Чёрную Мезу взрывает G-Man.
    • Пехотинцы Нихиланта тоже не ахти против Фримена…
  • Half-Life 2 — а вот здесь как не странно, инверсия. Белый «элитный» солдат Альянса, даже оставшись без прикрытия, создаёт ощутимые проблемы, стреляет метко и больно, и весьма резво передвигается, не давая себя убить.
    • А Охотники из синтетов, вообще один из самых опасных врагов за всю франшизу. Даром что они и являются элитным боевыми юнитами альянса, для того что бы выслеживать и уничтожать.
  • Resident Evil 3 — UBCS. Якобы направлены в Ракун-Сити для эвакуации персонала и имущества компании, на самом деле подавляющее большинство кормит зомби в первые пять минут открывающей сцены.
    • Вот только UBCS это не спецподразделение, а самые обычные наёмники, набранные чуть ли не по объявлениям. Настоящее спецподразделение Амбреллы — это USS, которые показывают себя значительно лучше и отлетают только от «элитных» зомби, вроде мутировавшего Биркина или Тирана.
      • Алсо, UBCS отправили не для какой-то полезной цели, а тупо посмотреть, как зомбаки покажут себя против вооружённых бойцов. Правда, гибель всего отряда почти сразу после высадки кураторы операции всё-таки не ожидали.
    • Дальнейшие части — BSAA. Все персонажи кроме главных героев представляют собой бесполезное пушечное мясо убиваемое направо-налево.
  • Metal Gear Solid 5: TPP. Отряд XOF. Вроде бы и элитный отряд Скаллфейса, но про тактические отступления и перегруппировку явно не слышали, нормально обыскивать помещения не умеют от слова «совсем», да и в целом как противники ничем, кроме экипировки, не превосходят простых русских солдат из Афгана/наёмников из Африки.
    • Здесь же отряд Next Generation Special Forces. По идее — крутые генномодифицированные бойцы и кадровый резерв для спецназа FOXHOUND. По факту — дилетанты в балаквалах.
      • В данном случае, подсвечено в самой игре, поскольку бойцы NGSF не имеют реального боевого опыта и учились только в симуляторах. Так что да, они действительно дилетанты в балаклавах.
    • В MGS 2: Sons of Patriots такую роль играет SEAL. С прикрученным фитильком, ибо на противостояние с суперсолдатами «тюлени» явно не рассчитывали.
  • Call of Duty: Modern Warfare — Спецназ ОТГ-141 за который мы играем. Несмотря на кучу крутых спецов большинство миссий заканчивается «пирровой победой». А в конце MW2 спецназ вообще пускают в расход.
    • Учитывая, что в миссиях с тактической группой участвуют примерно 4-5 бойцов TF141 и около 100 противников, подразделение далеко не бесполезно. Особенно эффектно выглядят миссии с захватом конспиративной квартиры Макарова и операция на кладбище самолётов в Афганистане, где идёт война на 3 стороны, причём на нашей стороне всего 3 человека (Соуп вообще большую часть миссии действует один). А в конце игры 2 бойца перебьют почти весь элитный отряд генерала Шепарда «Shadow Company».
    • И причина, как в одном из случаев выше, предательство в верхах. Все миссии ОТГ 141, в целом, выполнила. Другое дело, что стратегические задачи ставили не они, а Шепард.
    • К «бесполезным» подразделениям тут можно отнести практически всех врагов, во всей игровой серии. Но в особенности в последних частях. И это касается не только русских, хотя их и приходится убивать чаще всего, уже практически во всех частях серии. Это касается в принципе всех противников в игре, против кого бы игрока не выпускали в тир. Даже если противник заявлен, как легион непробиваемых ублюдков, жрущих на завтрак гвозди и нагнувший половину мира — все действия против него всё равно превращаются в жалкий тир против болванчиков, с цирком в виде «сюжета» между процессом отстрела. Особенно если за нашу сторону воюют 2-3 «бессмертных» бойца, которые реально жрут гвозди на завтрак, иначе и не объяснишь как они встают после того, как враг поливает их огнём в упор.
  • No One Lives Forever — собственно говоря, игра с этого и начинается: почти всех агентов UNITY перебил Дмитрий Волков, так что приходится (какой ужас для Британии 1960-х!) подключать к оперативной работе бывшую воровку Кейт Арчер, которая до этого занималась всякой мирной рутиной типа прослушки.
  • Spider-Man — игра 2018 года. Silver Sable International и лично их руководительница Серебряный Соболь нанятые для защиты города Нью-Йорка и мэра Озборна. Не имеют представления о шифровке средств связи, организации блокпостов и патрулей, заходи кто хочет. Сливают вчистую в любой миссии, где появляются, кроме первого появления, там, собственно, просто нет противника. Палят в белый свет на улицах города, ни чём в этом не отличаясь от тех, от кого они город защищают. При любой сюжетной неудаче хамят и обвиняют Человека-Паука. И это международные наёмники, профессионалы.
  • Legendary. «Совет 98» — могущественная и крайне влиятельная организация, многие века охраняющая секрет Ящика Пандоры — древнего артефакта, который способен уничтожить весь мир. Это на бумаге, на деле же вся игра — это череда событий, вызванных полной беспомощностью командования организации. Пропустить обнаружение самого опасного предмета в истории, позволить его открыть и выпустить в мир полчища чудовищ, планировать полностью провальные операции, несущие с собой огромные потери людских и технических ресурсов, бросаться в лобовую атаку на явно расставленную ловушку, приносить зараженный вирусом жесткий диск на главную базу и открывать тем самым ее расположение врагу (Черному Ордену, террористической организации, когда-то отколовшейся от Совета 98, что является еще одной его огромной ошибкой), лишившись с трудом добытого артефакта и потеряв при этом остатки сил, и, в конце концов, обернуть против себя главного персонажа своими неадекватными действиями в его отношении — это мы можем, это мы сюжет движем. Подготовленные и многоопытные солдаты Совета достойны своих генералов — легкоусвояемое пушечное мясо, удивленно тычущее пальцами в каждый непонятный объект на своем пути, лезущее под огонь противников и когти монстров, хватающиеся за мокрые решетки под напряжением, в ужасе вопящее после того, как самолично влезет в горящий от коктейля Молотова костер. Понимая их полную бесполезность, командующий Совета все самые важные (да и не очень важные) задания дает лично гражданскому-протагонисту — Чарльзу Декарту, вору-медвежатнику, который прекрасно с ними справляется без этих ваших военных подготовок, знания вооружения и бронежилета, который прижимистый Совет так и не удосужился ему выдать до самого конца событий.
  • Disgaea 4 — President’s special assassinaiton task force. Беда даже не в том, что они по сюжету не могут остановить нашу команду, а в том, что они выступают в самом начале игры, то есть годятся только против самых низкоуровневых демонов, а уже среднеуровневые их в лёгкую нахлобучат.
  • Dragon Age — Орден Храмовников, которые ожидаемо оказались молодцами против овец, вернее, против усмирённых и обезвреженных магов. Когда демоны и маги стали буянить в Башне ферелденского круга, храмовники героически забаррикадировали входы, при этом понимая, что когда случится прорыв, им всем хана (храмовникам, а не магам и демонам). В Киркволле, где они развернули полицейщину на всю катушку, каждый маг крови и теракт в церкви оказывается шоком без СМС и регистрации. Более того, Хоук может хоть сам быть магом крови, не заметят.
    • Педаль в Тень в Инквизишне — храмовники поделились на отмороженных бандитов-наркоманов (видящих мажеский посох в каждой лопате каждого крестьянина, и это даже не преувеличение, а один из квестов) и более-менее сохранивших командную структуру… под командованием натурально одержимого демоном! Маги, конечно, тоже жгли, но они хотя бы не называли себя воинским орденом, да и большого выбора у них не было (в отличие от).
  • Payday 2 — спецназ ФБР, который вроде как состоит из закаленных ветеранов, но при этом на ура выкашивается даже со стартовой винтовки; при этом существуют ZEAL, которые уже заявлены как суперсолдаты на крайний случай и неподготовленного игрока убивают еще на первой волне.
  • GTA 4\5 — с одной стороны, прибытие спецназа обычно означает что становится веселее. Ибо они умеют резво прыгать к укрытиям, бронированы и вооружены автоматами. Но как правило процесс отстрела спецназовцев, от отстрела других копов ничем не отличается. Ребята не умеют ни в какую тактику кроме «давить на игрока числом».

Настольные игры[править]

  • Vampire: The Masquerade. Глупые охотники на вампиров в принципе обычно живут недолго — до столкновения с первым боевым вампиром. Умные приходят днём, когда вампир спит, и вызывают ему на дом полицию, которая и вывезет его на солнышко.
  • Варгейм Streets of Stalingrad — Подразделения НКВД. С легкой руки разработчиков, превратились в балластные отряды с низкой моралью. Что за фигня, Ломбарди?
  • Warhammer 40,000 — ассассины храма Виндикар, обучающиеся годами, умеющие убивать с расстояния 2+ километра… постоянно забывают о защитных силовых полях, благословении богов хаоса, да и просто мажут. Из-за чего происходят казусы вроде осады Вракса.

Реальная жизнь[править]

  • Осада Маунт-Кармел и действия всех федеральных правоохранительных органов США, но в особенности ATF, — педаль в преисподнюю по всем пунктам. Про «профессионализм» американских федералов в принципе ничего хорошего не говорят даже американцы не увлекающееся политотой, и не видящие во всех федах наследие времён Никсона. Но данная растянувшееся трагедия, стала настоящим позором. Начиная с крайне непрофессиональных действий ещё на стадии наблюдения за общиной и сбора информации. Заканчивая критической неподготовленностью личного состава ATF к любым силовым действиям против крупных групп людей прикрывающихся заложниками (в данном случае своими же детьми), кроме как «ломимся в лоб и давим огнём». В конечном итоге, единственное на что хватило мозгов у руководства, когда все другие меры были исчерпаны, подогнать танки, стреляющие снарядами со слезоточивым газом. А потом немножко пострелять в дом который загорелся, в результате чего большая часть жителей общины собственно и погибла (включая детей, который из дома так никто и не освободил). Причём достаточно изучить выложенные в открытый доступ материалы, что бы понять, что возможностей избежать трагедии или по крайней мере смягчить последствия, было с десяток, но их просто тупо игнорировали ответственные лица. И, судя по другим громким инцидентам, произошедшим уже в последующие годы, ATF, как ничего не умело, так ничему и не научилось за всё это время.
    • ATF вообще в США имеет довольно печальную славу наиболее тупорылых и некомпетентных копов, вообще из всех. А это довольно таки почётно, для страны где тебя могут захерачить с двух стволов за переезд на красный свет.
  • Разбитая атака «Бессмертных» в сражении при Фермопилах сильно деморализовала персидскую армию. После греко-персидских войн отряды «бессмертных» были расформированы.
  • Чёрные рейтары 16 века наводили на врагов панический ужас, безнаказанно расстреливая и обращая в бегство плотные пехотные формации пикинёров. Пока не начали распространяться тяжёлые и дальнобойные мушкеты, от которых трёхчетвертной доспех не спасал. После этого рейтарам пришлось перепрофилироваться в кирасиры, после чего уже пехота, отказавшаяся от пик в пользу мушкетов, стала уязвима к банзай-атакам с шашками наголо аж до появления винтовок под унитарный патрон и первых пулеметов.
  • Японское Агентство Общественной Безопасности (PSIA): в настоящее время в основном наблюдает за деятельностью остатков секты «Аум Синрикё», всячески стараясь показать, что эта деятельность вообще есть. Пару лет назад в Сеть утекло подробное досье на большинство сотрудников агентства, документ был озаглавлен «Самая некомпетентная спецслужба мира».
    • Проблема PSIA заключается в том, что обрисовав им задачу, японское правительство забыло выдать им полномочия по её выполнению. Любое действие PSIA по их официальному статуту должно быть рассмотрено и одобрено Комиссией по Общественной Безопасности, а это, ВНЕЗАПНО, орган непостоянный, собирающийся по случаю, и вообще состоящий из ни болта не понимающих в деятельности спецслужб парламентариев. Более того, выполняя, в сущности, полицейские функции, полицейских прав агентство тоже лишено — у них нет даже права производить аресты, из-за чего к ним постоянно прикомандировывают офицеров обычной полиции. Поэтому единственным занятием, на которое оно вообще способно, пугание крокодилов и является.
    • А разгадка сей безблагодатности одна — японское правительство, нахлебавшись проблем с чрезмерно эффективными спецслужбистами в прошлом, решило, что не нужны ему эти именины, и ударилось в другую крайность, максимально замордовав новую организацию (нет, американцы тут ни при чём, честно).
  • Многие спецподразделения по окончанию Второй Мировой. Использование массовых подразделений в рамках традиционных войсковых операций было признано бесполезной растратой ценных ресурсов. Те же «Скауты Аламо» или «Мародёры Меррилла» показывали впечатляющие успехи в трудных условиях, но потери были зашкаливающими, а восполнять их было тяжело. В итоге остановились на крупных соединениях профессионалов с подготовкой «чуть лучше» чем у остальных и малочисленным отрядам диверсантов. Всё это аукнулось в 60-е, когда выяснилось, что эффективно воевать с террористами умеют только англичане, сохранившие свои САС и СБС.
  • Знаменитая во всем мире Британская Королевская гвардия и Швейцарская гвардия в Ватикане, вооруженная только алебардами (!) в основном церемониальные и существуют больше как декорации.

Где не встречаются[править]

  • Практически любое произведение, где спецподразделение является главным героем, особенно в видеоиграх. (Впрочем, и там облажаться вполне могут коллеги-«смежники», и зачастую с этого начинается сюжет).

Кино[править]

  • Средний боевик, где в главных ролях не единственный герой, а геройская команда.
    • Педаль в пол и одновременная инверсия в «Troppe De Elite». С одной стороны — они по сути единственные, кто может бороться с наркоторговцами на их территории. С другой — против коррупции и вороха социальных проблем, они бессильны.
  • Звездные войны — имперский космодесант. Внезапно, у Империи он тоже есть. Численность под миллион-другой, бронированы и вооружены как ходячие танки. В постоянных фейлах замечены не были, тупость и косоглазие им тоже не присущи. Даже проигрывая, умеют навести шороху и уйти красиво: в Битве при Слуис Ван всего 9 космодесантников поставили на уши весь повстанческий флот. В конце битвы были брошены отступившим Трауном, но, тем не менее, отказались сдаться, сражаясь до конца, последние двое взорвали себя, повредив ближайший корвет. Повстанцы сравнивали каждого космодесантника с одноместным боевым звездолетом (Ведж и Мадина дошли до того, что предлагали бороться с ними при помощи истребителей), и даже Лейя неохотно признавала их лучшими воинами Галактики.
  • «Осиное Гнездо» — с реализмом всего происходящего, в этой страшной постмодернистской сказке про ужасы что приходят из ночи, говорить сложно. Да и огребли французские силовики в фильме мощно. Но окопавшись на складе бойцы евроинтегрированного спецназа объединившись с ворьём, действуют вполне себе грамотно, выставляя линию обороны, всячески затягивая оборону до спасительного утра, и пытаясь отрубить противнику все возможные способы попасть вовнутрь. В чём им помогают ещё и до кучи, всевозможные интересные тактически приблуды нереалистично китчевого вида, но явно на основе реального оружия и снаряжения.
  • «Горячие Новости» — связанные по рукам и ногам дебильными решениями руководства о превращении операции в «реалити-шоу», сборная ОМОН-СОБР вынуждена подстраиваться под условия и всячески «демонстрировать силу» перед камерами устраивая показуху. В результате с десяток бойцов столкнувшись с матёрыми упырями, отправляются в больницу, и чудом никто из них не погибает (и то не факт). Но в кульминации большая часть бандитов ликвидирована, а заложники освобождены. При том на протяжении всего фильма, действия бойцов показаны вполне себе грамотно с тактической точки зрения.
  • "Великий Уравнитель 3" - в фильме про героя одиночку против большого злого мира, не ожидаешь - что антитеррористы итальянских карабинеров (они же Nucleo Operativo Centrale di Sicurezza ака NOCS), будут действовать реально по красоте, даже не как по учебнику, а с чувством, с толком, с расстановкой. Плюсик к и без того весьма неплохому фильму, который не стал демонстрировать очередные "красные рубашки".
  • "Бой с Тенью 2" - внезапно, сцена облавы спецназа ФСКН на воровскую малину с группой тяжеловооружённых боевиков, показана весьма и весьма адекватно. Хотя бы за то, что авторы понимают что в реальной жизни к дому где засели какие то бакланы с автоматами - никто не будет ломиться в лоб, а просто тупо подгонят БТР, решпект.
  • "Август Восьмого" - спецназ ГРУ разумеется безумно крут. И что характерно, показано так что в этом охотно вериться.
  • "Командир" - автобиографическое кино про создателя "Альфы" Геннадия Николаевича Зайцева, и частично про операцию по освобождению захваченного автобуса уголовниками в Ставрополье в 1988 году. Операция примечательная тем - что в ней не пострадали не заложники, не преступники, и закончилось всё благополучно. Благодаря грамотным действия группы и отдельно самого Зайцева, ведущего переговоры с захватчиками.
  • "Балканский Рубеж" - шесть "рэксов" (бойцов разведывательной группы) и двое Югославских ментов против двух сотен боевиков. Размен двух сотен выродков на трёх хороших парней, это всё равно слишком много, но расклад честный, и задачу выполнили - аэропорт до подхода ВДВшников удержали.

Аниме и Манга[править]

  • Pumpkin Scissors — инверсия. Несмотря на репутацию «беззаботного отдела», существующего исключительно для показушно-пропагандистских целей, III отдел управления разведки имперской армии вполне справляется со своими задачами по борьбе с послевоенной разрухой (в частности — ликвидацией банд и вправлением мозгов зарвавшимся дворянчикам, с их до зубов вооружёнными подручными).
    • С другой стороны как раз по части эффективности в тех самых показушно-пропагандистских целях у третьего отдела не всё так уж безоблачно, но они стараются.
    • А вот у первого отдела управления разведки применительно к его прямым задачам эффективность временами на грани фола, но умелое командование и постоянные тренировки делают своё дело, раз за разом помогая ребятам не ударить в грязь лицом.
    • И всё совсем печально обстоит у спецподразделений министерства иностранных дел, при том как по части экипировки (причём не с её наличием, со снабжением-то как раз у этих ребят полнейший порядок, а с её устареванием), так и по части непосредственной подготовки (приблизительно на уровне способности максимум поучаствовать в параде).

Видеоигры[править]

  • «SWAT 4» — интеллект подчинённых игроку бойцов отряда, конечно оставляет желать лучшего, из-за чего пресловутый «реализм» заметно проседает. Но практически любая попытка «бить в лоб», даже если речь идёт о психах с пистолетом на перевес, может привести к раненным бойцам. Работа же по боевикам в броне и с автоматами, упирается полностью в тактический подход и осмотр каждой каморки и чуланчика, с риском получить автоматную очередь в лицо, как в жизни. Особенно игра доставляет до мурашек, на больших картах, когда к концу миссии начинают заканчиваться патроны, а половина отряда уже в трёхсотых. При максимально сложных настройках, проходя миссию хотя бы просто успешно, вынося где то с дюжину наёмников, чувствуешь себя командиром настоящей элиты, выполняющей невыполнимые миссии.
  • X-COM: UFO Defense (1993 год) — несмотря на финансовые трудности и техническое превосходство врагов, XCOM успешно справляется с вторжением пришельцев. Если игрок-новичок, или у него мозгов нет, и игра идёт на easy — то, терпя поначалу огромные потери, по два месяца не вылезая в положительный баланс, но справляется. В общем случае. А вот во время террора пришельцев (особенно криссалидов, причём во всех частях), с точки зрения гражданских, они часто оказываются в состоянии бесполезного спецподразделения — врагов поубивать они могут, но вот защитить тупых, лезущих под пули людишек они чаще всего не в состоянии независимо от частоты использования Save/Load. Но умные игроки как-то выкручиваются.
    • С прикрученным фитильком: на средней сложности и с использованием Save/Load после террора выживает минимум две трети гражданских, и даже при игре без сохранений кто-то из местного населения да уцелеет. А если на террор не прилететь или свалить с него сразу после приземления, «цивилы» гибнут поголовно.
  • Prototype — зигзагом. Два-три морпеха способны зачистить улицу от зомби, десяток оных может быстро положить Охотника, а танки и вертолёты представляют серьёзную угрозу даже для протагониста — по крайней мере, на ранних стадиях игры. Тем не менее, «благодаря» коллективному разуму вируса процент заражённого населения неуклонно растёт, пока инфекция не будет обезглавлена уничтожением «матки» — но после этого преимущество уже явно на стороне военных.
  • Skyrim — Стража Рассвета. Здесь зигзаг. С одной стороны их штаб-квартира находится в самой настоящей глухомани, где люди практически не живут. Кого они там защищать от вампиров собрались? Более того, Стражи Рассвета даже не пускают внутрь форта немногочисленных беженцев, которые всё-таки добрались до него, те вынуждены ютиться под его стенами, подвергаясь нешуточной опасности, ибо защищает их лишь патрулирующие Стражи (главным образом Вари). С другой, Стражи таки принимают активное участие в финальном штурме замка Волкихар и истреблении его кровососущих обитателей. Правда, с самим Харконом Довакину всё равно придётся разбираться самостоятельно. А ещё Стражи Рассвета становятся одними из самых мощных спутников Довакина (Селан и Ингъярд), так как у них нет ограничений на рост уровня.
    • Потому что никого защищать они и не собираются (вы их лидера видели? Явно не образец человеколюбия). Стража это организация убийц, для которых главное выследить кровососов и прикончить.
  • Act of War : Direct Action — тактическая группа Коготь показала себя только с лучшей стороны, особенно в аддоне где отряд объявили вне закона и открыли сезон охоты.
  • Dragon Age: Inquisition — Инквизиция, которая быстро и уверенно вычищает демонов, строит королей и верховных жриц, даже с многочисленными шпионажами и диверсиями прогоняет кунари, и до кучи решает множество других проблем.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 — Космодесант/Адептус Астартес же! Несмотря на то, что в (почти) каждом ордене всего по тысяче бойцов, только глупец будет их недооценивать, и то только пока он не будет разорван на куски попаданием из болтера или ударом цепного меча. Впрочем, со всеми угрозами одни космодесантники справиться не способны, потому и существует Имперская Гвардия. Которая тоже отнюдь не толпа бесполезного пушечного мяса, как принято среди кое-кого считать.
    • Сюда же и сционы Милитарум Темпестус, являющиеся аналогом отрядов прорыва и войскового спецназа. Настолько не бесполезны, что силами одного из полков смогли отбить планету у космодесантников Тысячи Сынов. А другой полк заслужил такой уровень уважения в глазах Ультрамаринов, что часть из его бойцов стали принимать в космодесант.[5]
  • Warhammer Fantasy Battles — у многих фракций есть спецподразделения, которые можно выставлять на стол только в количестве одной штуки, потому что настолько крутых бойцов удаётся набрать только на один отряд во всей стране. И потому что игровой баланс с толпами таких удальцов полетел бы в царство Хаоса.
    • В видеоигровой адаптации сыграно прямо, потому что со снятием строгих лимитов эти отряды подверглись тотальному нерфу. Больше всего игроки негодуют по поводу Белых Львов Крейса, которые оказались слабее собственно львов, хотя по лору должны быть способны забороть таких один на один.
  • Новый Мир Тьмы — Hunter: the Vigil:
    • Эшвудское аббатство Организация богатых и влиятельных сибаритов, для которых Бдение не более чем развлечение. Желание получить трофеи или испытать удовольствия может выходить за разумные рамки. О тех, на кого охотятся, знают только общие сведения, поэтому часто объединяются с другими, более сведущими, охотниками. Но большое количество денег и хорошие связи позволяют держаться на плаву.
    • Долгая ночь У организации нет единой структуры, она представляет собой объединений всевозможных околоцерковных активистов. Многие из них прибегают к странной тактике как, например, пытаются вернуть человеческий облик пойманным чудовищам, результаты выходят сомнительными. Но другие организации отмечают их решимость.
    • Лоялисты Туле Не слишком большие боевые навыки членов организации компенсируются обширными знаниями. Причём знаниями настолько глубокими, что их хотят добыть организации, имеющие тысячелетнюю историю.
    • Сеть зеро Многие участники не могут похвастаться даже физической подготовкой. Но часто они оказывают техническую поддержку другим охотникам. И некоторых даже вербуют в серьёзные организации.
    • Нуль Мистериис Желание применить ко всему рациональный научный поход в Мире Тьмы может привести к плачевным последствиям. Отрицание очевидного факта может быть смертельным. С другой стороны у организации много высококлассных специалистов.
    • Профсоюз Состоит в основном из представителей рабочего класса. Обладает хорошей организованностью и обеспечением. Но часто члены организации ведут себя как толпа с вилами. Не гнушаются терроризмом, что создаёт головную боль властям.
    • Эгис Кай Дору Древнейшая организация охотников. Хотя по большей части занимаются сбором артефактов и применением их против врагов. За долгие годы разучились колдовать и утратили много знаний. Новых членов отбирают долго и тщательно.
    • Восходящие Вторая по старшинству организация, появилась ещё в Древнем Египте. Знатоки изготовления всевозможных эликсиров. Но конфликтуют с другими организации, поскольку в первую очередь в них видят простых наркоторговцев.
    • Коллектив Хирон Научно-исследовательская корпорация, для которой прибыль превыше охоты. Члены организации используют биотехнологии для работы.
    • Люцифуг Имеют проблемы с другими охотниками, поскольку члены Люцифуг — потомки Люцифера.
    • Маллеус Малефикарум Наследники инквизиции. Очень часто эта организация становилась фигурой в подковёрной игре католической церкви.
    • Опергруппа: Валькирия Американская вооружённая структура. Обладает хорошей организации и материальном обеспечении, но страдает от бюрократии. Есть подозрение, что организация под контролем сверхъестественных сил. Многие любопытные агенты пропадали без вести.
  • Старый мир тьмы, — если слишком хулиганить, то за вами приедут хмурые (не-)люди на черном автобусе… Говорят у них еще кровь неправильная.

Интернет-проекты[править]

  • SCP Foundation: эти ребята сдержат угрозу любого масштаба[6] и напишут об этом в энциклопедии объектов. Даже отдельно вошёл в историю период «лолфонда», когда он начал двигаться к тропу, но был героически остановлен в ходе войны в сообществе. Одним из символов явления было дисциплинарное наказание отправкой на работу с самыми сложными в содержании и опасными для всего мира объектами.
    • Массовые смерти сотрудников класса D? На то они и расходный материал, и вообще их набирают из зэков. При этом необходимость неоправданных жертв среди персонала для сдерживания новых потенциальных объектов расценивается как убитый штамп.
    • Глобальная Оккультная Коалиция из этой же вселенной также крута, уничтоженных ею аномалий не счесть (на самом деле, ГОК вовсе не стремится убивать всех аномалиев без разбору и не особо опасных может просто уговорить сидеть тихо и не высовываться, но как у персонажей вселенной, так и у читателей Коалиция ассоциируется в основном с истреблением).
    • Однако, хоть организация справляется в целом, отдельные штурмовые отряды бывают бесполезны, в частности история любой аномалии с искажением пространства начинается с гибели в ней специально подготовленного для действий в пространственных аномалиях отряда.
    • Зато бесполезны на фоне Фонда и ГОК государственные спецслужбы. Самые заметные из них это Отдел Необычных Происшествий ФБР и Отдел «П» ГРУ, которым урезали финансирование после окончания Холодной Войны (особенно ГРУ), в результате чего Фонд расценивает всех ФБРовцев одинаково, а из Отдела «П» так и вовсе произошла эпичная утечка кадров в криминал. А ещё есть, например, Комитет по Сохранению Исламских Реликвий и другие.
    • Впрочем, даже тут бесполезным можно назвать разве что Отдел Необычных Происшествий, а вот Отдел «П» до распада СССР, обладавший внушительным списком уничтоженных и поставленных на содержание аномалий, а также влиянием, сравнимым с таковым у Фонда и ГОК (и даже прерывавший их мероприятия на территории стран соцлагеря), под этот троп явно не попадает.


Реальная жизнь[править]

  • Освобождение театрального центра на Дубровке. Тот самый случай, которым любят пенять властям на ошибки. А некоторые особо мерзотные категории людей, откровенно отплясывать на костях. А между тем, с учётом степени угрозы и масштаба кризиса, и того чем по итогу могло всё закончиться, операцию можно считать одной из самых успешных в истории. Даже не смотря на ошибки, привёдшие в том числе и к трагическим последствиям, операцию силовиков по освобождению театра, считают эталоном во многих спецподразделениях мира. По крайней мере аналогично успешных операций, при таком масштабе кризиса, больше нигде не проводили.
  • Захват школы номер №1 в Беслане. Профессионализм, самоотверженность и героизм сотрудников силовых и смежных структур, выполняющих тогда операцию по освобождению заложников в школе, не может подвергаться сомнению. Террористы прикрывающееся сотнями заложников и вооружённые до зубов, с самого начала поставили силовиков в такие условия, что никакие тактические схемы и планы в «чистом виде», здесь попросту бы не смогли сработать. В результате, огромное число убитых заложников, и наверное самые тёмные дни для элитных российских спецподразделений («Альфа» и «Вымпел» не теряли больше столько людей нигде, не до, не после). Но с учётом всего происходящего, как не чудовищно бы звучало, это был лучший исход из возможных с минимальными потерями. К сожалению в отечественной истории был и Будённовск, где нерешительность руководства операцией и паскудство высокопоставленных лиц сделали ситуацию гораздо хуже. Так что да, Беслан при всей трагичности, мог стать ещё более кошмарным.
  • Из отечественной практики - практически все операции проведённые "Альфой", из тех что стали достоянием общественности. Особенно операции по освобождению заложников в захваченных самолётах. Здесь "Альфа" продемонстрировала себя как раз таки, возможно лучшим подразделением в мире в принципе, для работы в таких специфический условиях.

Примечания[править]

  1. Отправились в будущее на помощь собратьям.
  2. Это «чёрная команда» простые? Ну-ну…
  3. Справедливости ради: во всех прочих ситуациях, где на горизонте не маячат Главгерои, одетые в неразрушимую стилкретовую сюжетную броню, штурмовики показывают себя теми, кем они и являются на самом деле: стремительными, сильными, опытными профессионалами, в клочья рвущими всех своих противников.
  4. 2-3 эпизоды, пылкие антимилитаристские речи «хороших» политиков вроде Падме Амидалы и Бейла Органы.
  5. Скорее «признали как равных». Принятие в космодесант для простого смертного невозможно, ввиду невозможности генетической терапии, вживления нужных органов и высокой смертности кандиатов. Лучшее что возможно — полудесантники-операторы Альфа-Легиона, но и то с ограничениями ввиду того, что Альфовцы еще располагают нужными технологиями, которых уже нет у имперцев.
  6. Не совсем — есть, например, объекты, которые невозможно ни захватить, ни сдерживать, поэтому используется показуха «типа мы их контролируем» для успокоения нервов — например, 200-километровый закованный под землёй и грозящий порвать цепи гигант в другом измерении, номер 2317 «Дверь в другой мир». Но, в целом, в основном они более-менее справляются.