Бессмысленная война

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Forever War. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« И две тысячи лет — война,
Война без особых причин…
»
— В. Цой
« Целью войны должен быть мир, лучший, чем довоенный. »
— Б. Г. Лиддел Гарт
« В грядущей битве нет правильной стороны, друг мой. Они постоянно сражаются, потому что никто из них не может или не хочет заняться ничем другим. Обе стороны жаждут крови. Мы с тобой уже видели подобное раньше — две стороны конфликта, вне зависимости от того, кто из них и насколько разными были изначально, вне зависимости от того, кто из них и насколько правомерно начал войну — становятся практически неотличимы друг от друга. Жестокость против жестокости, глупость против глупости. »
— «Малазанская книга павших», книга «Охотники за костями»

Она же — Бесконечная война.

Для чего ведутся войны? Для захвата (или освобождения) территорий, ресурсов, подчинения своей власти других людей. Ради увеличения могущества государства. Ради торжества определённой идеологии/религии. В особо тяжёлых случаях — ради уничтожения определённого народа или расы, объявленной неисправимым воплощением зла. В особо подлых случаях — ради отвлечения подданных от внутренних проблем и их сплочения вокруг правителя.

Но бывают войны, для которых не существует (или, по крайней мере, не просматривается) вообще никакого сколь-нибудь разумного обоснования. Ни одна из сторон в них не способна одержать окончательную победу (а возможно, даже и не стремится к таковой). Линии фронтов более-менее стабильны (часто бои идут за обладание некими пограничными зонами, уже множество раз переходившими из рук в руки, где давно всё разрушено и ничего ценного не осталось). Культурные, религиозные и прочие различия между сторонами не сказать чтобы очень велики (хотя пропаганда и может преувеличивать таковые). Возможно, что и тех, кто всё это начал, давно нет в живых. Тем не менее — вся эта бойня продолжается десятилетиями и столетиями без всякой надежды на окончание. Почему так происходит?

Возможно, когда-то у войны были реальные причины, но за давностью лет они забылись и потеряли актуальность, зато взаимная ненависть и весь образ жизни, связанный с войной, настолько вошли в привычку, что делают возврат к миру в буквальном смысле немыслимым. Возможно, у войны и сейчас есть реальные причины (скажем, кто-то наживается на продаже оружия обеим сторонам, не даёт конкурентам развиться (или наоборот, стимулирует развитие военных технологий), но от простого пушечного мяса их тщательно скрывают. Возможно, наконец, авторам просто нужен военный сеттинг, в котором можно бесконечно клепать сиквелы и новые сезоны (или давать игрокам возможность бесконечно сражаться), а придумать убедительный обоснуй они не потрудились (да он зрителям/игрокам/читателям и не нужен, ибо правило крутизны).

Наиболее вероятных исхода у такого конфликта два: либо сдадутся солдаты сразу обеих сторон, бросив всё сказав «Штыки в землю!», либо кто-то из начальников психанёт и уничтожит вообще всё и всех, и выйдет что победило оружие. См. также Война — это кошмар.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Свифт, «Путешествия Гулливера» — война между остроконечниками и тупоконечниками. Формальная причина у неё есть, но она настолько смехотворна… Впрочем, в данном случае автор пародировал религиозные войны.
  • Максим Горький, «Русские сказки», 13-я история — война Кузьмичей с Лукичами. «Земля — место тесное, люди — жадны да завистливы, и оттого между людьми из-за всякого пустяка — драки; чуть что кому не понравилось — сейчас — ура! и — в морду! Раздерутся, победят друг друга и давай прибыли-убытки считать: сосчитают — что за чудо?! — будто и хорошо дрались, вовсе беспощадно, а выходит — невыгодно!» В итоге таки помирились… когда дошли до ручки.
  • Луи Буссенар, «Герои Малахова Кургана» — эпилог: «Прошло восемь месяцев. Война давно окончена, войска вернулись домой. После бесконечных дипломатических переговоров мир подписан. Русские и французы стали друзьями. С обеих сторон масса наград, повышений, крестов, медалей и… слёз! (…) Прошло полвека. Человек 1903 года имеет полное право задать вопрос: какое дело было Франции, вступит Россия в Константинополь или нет? Россия расположена далеко от Франции, её интересы не мешают нашим. Её появление на Средиземном море раздражало бы только Англию, нашего врага. Какое дело Франции? Увы! Такова была политика Наполеона III, имевшая ужасные последствия! В 1854 году Наполеон III победил русских, к великой выгоде Англии, в 1858-м он освободил от австрийского ига Италию, которая скоро объединилась с Австрией против нас. В 1866 году он заключил союз с Германией, которая раздавила нас в 1870-м. Теперь, когда Россия стала нашей союзницей и другом, интересно было бы знать, что сделала бы Франция, если бы русское государство пожелало заполучить себе наследство „Больного человека“? Наверное, поддержала бы Россию. Но зачем же тогда в 1854—1855 гг. была война, в которой погибло 400 000 человек?!»
  • Дж. Оруэлл, «1984» — бесконечная война между Евразией, Океанией и Остазией.
    • Причина вроде бы раскрывается в книге Голдстейна, но позже выясняется, что и сама эта книга, якобы содержащая запретную правду — творение всё той же пропагандистской машины Океании.
    • Таким образом, нельзя быть уверенным ни в том, что такая война действительно идёт, ни даже, если подумать, в существовании какой-либо Евразии и Остазии. Да и Океания за пределами Взлётной Полосы 1 — есть ли она?
      • Масштаб лжи и дезинформации действительно колоссален, однако, помимо Британии, где-то должно быть место, откуда завозят рабов, первоклассные кофе и чай (которые не особо растут в Северной Европе), каучук и прочее.
  • Легендариум Толкина: орки постоянно враждуют между собой ввиду своей порченой сущности и объединяются только для набегов на другие расы.
  • Кир Булычёв, «Секрет чёрного камня» — подчёркнуто-бессмысленная война, которая ведётся силами уже даже не армий сторон (от которых ничего не осталось), а регулярно докупаемых на чёрном рынке рабов. По данному в самой книге объяснению (заведомо сатирическому), военная верхушка просто не хочет уходить от кормушки. Напрашивается, правда, несколько более мрачный обоснуй: местные власти просто не могут (или не хотят, а скорее то и другое) разрешить накопившийся клубок проблем, и продолжать воевать оказывается лучшим (с их точки зрения) выходом. Впрочем, одно другому совсем не мешает.
  • «Сага о Форкосиганах» — барраярское вторжение на Эскобар. На первый взгляд — бессмысленная война… если не знать планов императора Эзара:
«

Во благо государства затеяна война. Изящное коварство — смущает лишь цена! Избавиться от сына, угробив целый флот?[1] Меня ты переплюнул аж на двести лет вперёд!

»
— Призрак императора Юрия Безумного в рок-опере «Легенда о принце»
«

Это будет сыну последний дар, Или мой наследник — не стоит флота? Содрогнётся в пламени Эскобар; Алтарём предстанет, не эшафотом.

»
— Император Эзар Форбарра — там же
  • Примерно такой же войной, но уже со стороны Цетаганды, выглядит в поздних книгах саги вторжение цетагандийцев на Барраяр. И, что характерно, этой войне действительно нет никакого рационального обоснования.
  • Впрочем, в саге неоднократно проговаривается версия, что вторжения на Барраяр, Верван и Мэрилак спровоцировала правящая в Цетаганде каста аут-лордов, чтобы гем-лорды — военно-служилое дворянство империи — выпустили пар и не свергли аутов. Да и тот же Барраяр могли желать захватить, чтобы иметь возможность оказывать давление на Комарру с двух направлений и подчинить себе уже этот торговый перекрёсток (правда, в случае конфликта центагандийская группировка на Барраяре была бы легко и просто блокирована в тупике…).
  • Джо Холдеман, «Бесконечная война» — космическая война с медленными досветовыми двигателями, и пока корабль летит, всё успевает устареть и потерять смысл.
  • Юрий Нестеренко:
    • «Охота за островом (Пилот с Границы)» — война между землянами и коррингартийцами. Тот случай, когда реальные причины есть (у каждой стороны свои), но власти скрывают. И те, и другие.
    • Стихотворение «Из песен Последней Войны» всё об этом.
  • Лукины, «Миссионеры» — война между Вечерними и Утренними. Тоже случай, когда истинная причина скрывается, а состояла она в том, чтобы подготовить полинезийцев к вторжению европейских колонизаторов — в итоге, правда, вышло классическое «ай, молодца!»
  • Гаррисон, «Неукротимая планета» («Мир смерти»). Бессмысленной войну с планетой считает главный герой в конце книги. А в третьей части цикла эта война окончательно прекращается — последних желающих воевать истребили те, с кем они воевали.
  • «Плоский мир» — Пратчетт часто использовал этот троп, и цель большинства упомянутых в цикле войн либо давно позабыта, либо изначально ничтожна и неадекватна потерям. Педаль в Диск давит «Пехотная баллада», которая почти вся об этом.
  • Жерар Клейн, «Боги войны» — в неизмеримо далёком будущем цивилизации Вселенной достигли всемогущества и взялись за перевоспитание своих воинственных предков. Так что в месте, называемом Эргистал, военные преступники прошлого ведут бесконечную войну с себе подобными, причём время от времени все воскресают и попадают в новое случайное место Эргистала.
  • Лоуренс Уотт-Эванс, «Ненужная война». Весь цикл именно об этом. И хотя в принципе эта война когда-нибудь завершится, ибо киборги тоже смертны, но полёты при околосветовых скоростях позволяют ей длиться веками, а военные компьютеры не дают киборгам забыть о своей бессмысленной миссии.
  • Дмитрий Политов, «Пепел удачи» — зигзаг: оказывается что война Империи с ДемСоюзом, только прикрытие для охоты за артефактами древней расы тсиан.
  • Алексей Пехов, «Хроники Сиалы» — Валиостр очень давно враждует с южным соседом за полоску трижды никому не нужных спорных земель. В финале король уступает эти земли и получает подкрепление против настоящего врага.
  • Дмитрий Шатилов, «Изобретатель смысла» — бесконечная война конгарских племён, давно уже превращённая ушлыми земными колонизаторами в кровавое шоу, приносящее прибыль как само по себе, так и за счёт продажи огромного количества мерчендайза.
  • Джефферсон П. Свайкеффер, «Призрак войны» — на Земле появляются два робота, один из которых, Омикрон, запрограммирован на уничтожение жизни, а другой, Дельта, на уничтожение Омикрона. Похоже, для их создателей война является самоцелью.

Театр[править]

Кино[править]

  • «Фанфан-тюльпан» — правители уже сами не могут вспомнить, зачем и почему друг с другом воюют.

Телесериалы[править]

  • «Доктор Кто»: война между двумя расами населяющими Скаро. Педаль в пол — участвующие в ней называют её просто Война, так как она длится настолько долго, что остальные уже забылись.
    • «Дочь Доктора»: субверсия. Бесконечная война между людьми и разумными рыбами-хатами на планете Мессалина на самом деле началась всего неделю назад.

Мультсериалы[править]

  • «Южный Парк» — дилогия из десятого сезона «Вперёд, Бог, вперёд». События серий происходят в будущем, где не осталось религий. И даже там три племени атеистов ведут войну из-за спора о том, как должны себя называть атеисты.
  • «Мои маленькие пони» — крестьянские клановые холивары во всей красе. Сначала встречаем Хуффильдов и Маккольтов, которые воюют много поколений и уже забыли причину. Являются отсылкой к истории о противостоянии американских фермерских кланов, из-за которого пришлось двигать границы штатов. Затем война яблочного и грушевого семейств по ромео-джульеттовскому сценарию.

Аниме и манга[править]

  • «Небесные скитальцы» (The Sky Crawlers). «Войны — это жизненно важный элемент для существования человеческого общества. Невозможно поддерживать мир, если в новостях не будет рассказов о гибели людей. Необходимо показывать эту трагедию, без этого нельзя осознать значение мира. Иначе мы не сможем почувствовать, что такое жизнь». Так что человечество, чтобы не забыть, какая хорошая штука мир, намастерило клонов-килдренов, посадило на самолёты и отправило друг друга убивать.
  • «Легенда о Героях Галактики» — война Галактического Рейха и Союза Свободных Планет: 150 лет непрерывной мясорубки в Изерлонском коридоре.
    • Впрочем, как минимум у Союза, формальная причина для войны есть — стремление Рейха (внутриполитическое устройство которого, по меркам довольно либеральных граждан Союза, близко чуть ли не к тоталитаризму) к поглощению Союза, людей Союза не очень-то воодушевляет.
    • Формальная причина со стороны Рейха — «вернуть сепаратистов в лоно империи».
      • Да и скрытых от народа причин в этой войне вполне хватает.
  • Короткометражка «Пушечное мясо» от Кацухиро Отомо. Изо дня в день жители огромного города надрывают спины и травятся пороховыми газами, стреляя из громадных пушек по невидимому (и наверняка несуществующему) врагу. Может, это не только антивоенный памфлет, но и сатира на общество потребления?
  • «Ходячий замок Хаула» — для прекращения непонятной войны хватило одного слова советницы короля.
  • Gargantia on the Verdurous Planet — война людей из Галактического Альянса с осьминогами-хидеасами. Жестокая, давно потерявшая смысл и тянущаяся уже много веков. А ещё хидеасы тоже люди, но генетически изменённые.
  • «Звуки Небес» — «войны на костях», продолжающиеся уже больше двухсот лет. Хотя в конце сериала прямо намекается, что причина есть: с каждым годом пригодных для жизни территорий становится всё меньше.
  • Hellsing — именно такую войну хочет и организует Майор.

Видеоигры[править]

  • Практически любая MMORPG, главный смысл которой — в боевых действиях.
    • Особенно подсвечено в Аллодах: Кания и Хадаган ненавидят друг друга «извечно».
    • Отдельно есть смысл выделить вселенную WarCraft, где война между Альянсом и Ордой была и до WoW во всех трёх играх жанра RTS.
      • Правда, назвать её бессмысленной трудно: все вооружённые конфликты длятся сравнительно быстро, а их причины довольно весомы.
    • Warframe довёл своих игроков до того, что они начали считать себя (!) безыдейными террористами.
  • World of Tanks. Впрочем, под троп подходит слабо — сюжет там отсутствует по определению.
    • Нашлись люди, сочинившие фанфик на WoT, в котором снабдили этот игроопус сюжетом. Согласно этому хэдканону, «Франция», «Германия», «США», «СССР» и другие — не настоящие, а ряженые. Это другие фракции, на другой планете, всего лишь принявшие такие названия, в подражание настоящим США, СССР, нацистской Германии и т. п. И война между ними идёт именно что бессмысленная. Зато она полна смысла для хорошо законспирированных деятелей, которые получают с этой войны вполне ощутимую выгоду — а ради этого постоянно и дозированно снабжают все воюющие фракции ресурсами. Чтобы войнушка не увяла и «кормушка» не закрылась.
      • Это часом не «На тебе!» в адрес авторов этого игроопуса?
    • В (полу)официальных фанфиках А. Мартьянова о похождения Ганса Шмульке война является чем-то вроде соревнований в местном воинском раю.
  • Зигзаг в War Thunder. Случайные аркадные бои — чистый сабж, а вот симуляторные сражения и некоторые события тянут на реконструкцию реальных сражений, пусть и с натяжкой.
  • А в Armored Warfare завезли откровенно идиотский, но всё сюжет. Все сражения завязаны на битвы ЧВК за ресурсы в мире 2030—40-х, где почти все государства развалились и балом правят мегакорпорации и наёмники.
  • Стратегии Paradox Interactive — искусственный идиот в некоторых случаях будет продолжать военные действия вплоть до границы временных рамок, особенно в борьбе с такими-же искусственными идиотами.
  • «Серп и Молот»: действие происходит в послевоенной Германии, в американской оккупационной зоне (на границе с советской). Протагонист, советский диверсант, должен разобраться, что за странности там происходят. Террористическая организация по заказу американских военных промышленников планирует стравить межу собой СССР и США. В случае плохой концовки — бессмысленная война, к тому же ядерная.
  • Скайрим — упоминается, что норды называют войну «бесконечной порой».
  • Mount and Blade. В Кальрадии (балканизированной бывшей феодальной империи) шла именно такая война между несколькими народами, но тут пришёл протагонист…
  • Космосим Космоаркада Starlancer и лор её сиквела Freelancer. Космическую войну за Солнечную систему ведут (вели) два блока: Западный Альянс (ядрёный гибрид ТТП, НАТО и ЕС) и Восточная Коалиция (старательно рисуемые под красно-коричневых). Из-за чего она началась — никто толком не помнит; известно только, что два блока никак не могли ужиться в одной системе и договорились положить конец куче локальных конфликтов путём заключения мира, но вместо подписания мира Коалиция внезапно напала на войска Альянса и нанесла им тяжёлый первый удар в духе блицкрига. Коалиция не стесняется применять стратегию выжженной земли, по-видимому, собираясь править пеплом, и Альянсу ничего не остаётся, кроме как сбежать на пяти супербронированных кораблях поколений в другую систему за бесчисленные световые годы от Солнца. Затем впервые появляются злодеи Freelancer'а — Номады — и превращают Солнце в сверхновую вместе со всей Коалицией. На кой это было нужно им — вопрос так и не разгадан.
  • Planetary Annihilation — самовоспроизводящиеся боевые роботы воюют друг с другом, разоряя и уничтожая планеты, потому что такова их программа. С точки зрения людей это бессмысленно, только вот люди давно закончились.
  • Team Fortress 2 — бесконечная борьба двух братьев за отцовские земли, руками наёмников.

Настольные игры[править]

« ABANDON REASON! KNOW ONLY WAR! »
— Cуть Warhammer 40,000 устами хаоситов

(link)

Азария Кирас из Dawn of War 2 поясняет.
  • Warhammer — Кхорн, будучи воплощением войны и насилия, требует от своих демонов и культистов именно этого. Также бессмысленно воюют орки, т. к. не воевать не могут, а получить и понять цель войны — не от кого и некому, и, главное, незачем: нечеловеческая психология орков заставляет их воевать потому что это весело.
    • Warhammer 40,000 — локальный пример в книге «Каста Огня»: война на Федре ведётся исключительно для того, чтобы заявить о присутствии на планете Империума силами наименее нужных полков. С тау ситуации полностью аналогична — мир выступает своеобразным местом ссылки. Что характерно, сама планета обеим сторонам просто не нужна.
    • Warhammer Fantasy Battles
      • Война бороды. Когда Малекит решил подставить высших эльфов и стравить их с гномами, обе стороны не стали проводить грамотное расследование и решить проблему мирным путём, а начали бессмысленную и кровавую войну, из-за которой до сих пор отношения между расами крайне напряжённые. Да и в принципе гномы мастера тропа, и потомки когда-то пострадавших от кого-то могут начать войну против потомков обидчиков.
      • Более локальный, но не менее упоротый случай — Война Молота из-за гномьей же реликвии, в которую был вставлен нехекарский бронзовый диск. Кто у кого что первым спёр, история умалчивает, но делили молоток несколько веков.
      • Война Малекита за престол Ултуана, он шесть тысяч лет пытался завоевать трон. Это привело к почти полной потере эльфийских колоний, которые некогда Малекит и завоевал, и полному демографическому истощению эльфийского народа, и как следствие — потере Малекитом Наггаронда под натиском миллионной армии хаоситов, а когда он всё же стал Королём Фениксом, через пару дней Ултуан затонул. А для полной картины можно добавить, что это был ещё и хитрый план эльфийских богов по его, Малекита прокачке.

Музыка[править]

  • Борис Гребенщиков, «Поезд в огне»:
«

Мы ведём войну уже семьдесят лет, Нас учили, что жизнь — это бой, По новым данным разведки, Мы воевали сами с собой.

»
— Полковник Васин
  • Кино, «Звезда по имени Солнце»:
«

И две тысячи лет война, Война без особых причин. Война — дело молодых, Лекарство против морщин.

»
  • Vocaloid, «Nemesis of the Ruined Kingdom». Главные герои начинают путь с двоих нищих детей, которые живут в стране, которая буквально выжжена войной, а сами они вынуждены голыми руками закапывать трупы погибших. Каждый из них взрослеет, превращаясь в лидеров, возглавляющих свой народ, надеясь отложить в итоге клинок и тщетно ища старого друга из детства. Пока они в итоге не сходятся на поле боя, узнавая друг друга, сходятся в бою, буквально со слезами на глазах, обвиняя друг друга как лидеры враждующих сторон, всё ещё убеждённые, что они сражаются за мир, но отказываются слушать друг друга, так как не опускают клинок.

Реальная жизнь[править]

« Вам когда-нибудь приходилось интернациональный долг исполнять? Вот я его наисполнялся и уяснил себе три вещи. Первое — что всякая война сначала тупик, потом — катастрофа. Второе — всякие войны, даже если это войны столетние, они все кончаются одним — переговорами и миром. Для меня давно встал вопрос — а стоит ли наградить гору покойников, наплодить вдов, сирот, калек, пустить прахом по ветру труд десятков предшествуюших поколений, чтобы всё равно потом сесть и договориться? Может быть, эту нецивилизованную часть вообще исключить? И третье — каждая мама, она рожает сына, и для неё её Ваня, или Магомед, не суть важно — он самый лучший. Так вот, не надо эту жизнь естественную прерывать пулей или осколком. »
— Александр Лебедь

В реальной жизни кристально чистых примеров, пожалуй, нет, но есть приближения:

  • Локальные войны между семьями/кланами, основанные на кровной мести (но тут победа одной стороны за счёт полного истребления другой всё-таки возможна).
  • Религиозные войны, особенно между конфессиями одной религии.
    • Частный пример: Тридцатилетняя война для всех её участников, кроме Швеции и Франции. Каждый получил на «будь здоров», особенно немецкие княжества.
  • Войны цветов! Проводились только ради добычи пленных для жертвоприношений богам.
    • Впрочем, считалось, что без них Солнце вскоре должно остановиться и потухнуть, что означало бы апокалипсис. Так что с их точки зрения — всё как раз даже могло попадать под троп «святая война».
    • Угу, и ещё под парочку тропов: настолько задолбали покорённые народы, что те массово поддерживали конкистадоров Кортеса.
  • Пелопоннесская война — Афины+союзники vs Спарта+союзники. Исходной причиной стал конфликт Спарты и Афин за главенствующую роль в Греции, усугублённый разностью их политических систем, в итоге всё это вылилось в 27 лет бойни, в результате которой Афины чуть не погибли, а итог? Нууу, на какое-то время приподнялась Спарта… которая всех достала ещё быстрее, чем Афины. В итоге греческие города-государства перессорились настолько, что пришедшей чуть позже Македонии осталось лишь собрать этот веник по прутику.
  • Столетняя война, начавшаяся как династический спор между ветвями одной династии и продолжавшаяся (с большими перерывами) почти полтора века[2], когда исходные претенденты на французский престол уже давно упокоились в могилах. Следует учесть, что английская и французская знать (а мнение простонародья никого тогда не волновало) в то время была почти что одним народом (франкоговорящим после норманнского завоевания), поэтому никаких причин патриотического характера, по которым французы не могли бы объединиться с англичанами в одно государство, не было.
    • Но всё же, несмотря на то, что английские короли — ближайшие родственники вымерших Капетингов, они не имели права на Францию. Поскольку женщины и их потомки не могли наследовать земли, если жив хоть один мужчина (на смену Капетингам пришли их не самые далёкие родственники — Валуа, они не пресеклись по мужской линии и вели свой род от короля Франции Филиппа III). Салический закон, как-никак.
    • Такова была французская точка зрения. Англичане её оспаривали, полагая, что внук Филиппа Красивого — более прямой и законный наследник, чем его же племянник. Но в любом случае, стоило ли это юридическое крючкотворство десятилетий взаимной бойни?
      • Английскую сторону ждала корона Франции — одного из могущественнейших государств тогдашней Европы. Французам разжиться землями в Британии тоже было бы не лишним, да и банально не потерять своих земель аналогично хочется. Так что, с точки зрения противоборствующих сторон, вполне стоило.
        • Французскую знать скорее волновало сохранение власти удобного и управляемого короля. Все же, когда монарх сидит на континенте, куда удобнее на него влиять, чем нежели когда он сидит в своем Лондоне через Ла-Манш, да ещё и имеет приличный личный домен в виде Британии (попробуй его достань, если не угодит). А земли в Британии... Не лишнее, но не основное.
  • Погуглите войну за дубовое ведро 1325 года. Пожалуй, самый вопиющий пример.
    • Предпосылки для войны были достаточно серьёзными — дележка власти между Германским Императором и Папой Римским, вылившиеся в пару столетий взаимного смертоубийства. Кража ведра — просто casus belli для очередной разборки.
  • Семилетняя война: по сути — первая (нулевая) мировая война. Все получили невиданных люлей, а вышли ни с чем[3].
  • Чакская война для Боливии — напав на гораздо более слабый Парагвай (который до сих пор отходил от последствий Войны против Тройственного альянса), чтобы полностью захватить спорный регион Чако Бореаль, в котором предположительно находились богатые месторождения нефти, боливийцы огребли эпичнейших люлей, потеряв больше 90 тысяч человек убитыми, умершими от ран и болезней, пропавшими без вести или дезертировавшими, а попавшими в плен от 25 до, по некоторым данным, совершенно фантастических 300 тысяч. По итогам мирного договора регион на 3/4 отошёл Парагваю, боливийцам дали кусочек территории с выходом к реке Парагвай и право судоходства по ней, чтобы перевозить нефть… И вся закавыка в том, что эту самую нефть там нашли лишь спустя 75 лет. В итоге Боливия потерпела сокрушительное поражение в войне, которая (на тот момент) была для неё бессмысленна изначально.
    • А вот для Парагвая эта война была скорее святой — ввиду катастрофы, которая постигла Парагвай во время Войны против Тройственного альянса[4], удержание спорных территорий становилось для него делом национального престижа — в случае потери всего региона территория страны уменьшилась бы до 1/3 от изначальной (на 1811 год).
  • Развитие национального самосознания малых народов подтолкнуло то, что для них войны крупных наций во времена сословной морали были как раз бессмысленны, и это в лучшем случае.
  • Футбольная война 1969 года между Сальвадором и Гондурасом. Между странами накопилось великое множество противоречий: территориальные, торговые, миграционные вопросы. Но старт полномасштабной кампании дал именно футбольный матч (правда, не абы какой, а решающее противостояние за выход в финальную часть мирового первенства). Помимо тысяч собственных граждан, эти крутые футбольные державы умудрились прикончить ещё и соглашение о центральноамериканском общем рынке, изрядно ударив по экономике всего региона.
    • Сальвадор таки пробрался на чемпионат мира, где героически продул три матча из трёх, пропустив девять мячей и не забив ни одного. Было ради чего сражаться!
  • Педаль в нижний ярус термитника/муравейника: войны термитов и муравьёв. Эти насекомые беспрерывно воюют уже не меньше ста миллионов (!) лет — с тех самых пор, как возникли муравьи.
    • Инверсия: термиты для муравьёв — любимый деликатес, а для некоторых видов — единственная пища.
    • Это потому что статья не совсем правильно называется. Как раз под определение бесконечной войны термито-муравьиная возня подходит лучше всего.
  • Фолкелднская война между Аргентиной и Великобританией — «спор двух лысых из-за расчёски».
  • На 146 % подпадают под троп сетевые холивары (букв. «священные войны»).
  • Первая мировая война — исходный конфликт был довольно бессмысленным, эскалация забылась уже к осени 1914 — и последующие 4 года воевали просто потому, что идёт война. «Счёт мясника» прилагается.
    • Рынки сбыта, колонии, территории и прочее имело смысл.
  • Да в общем-то любая война, которая длится больше пары лет без существенных перемен на фронте. То есть, когда-нибудь историки подробно распишут, кто там к чему стремился и чего добивался, но с точки зрения непосредственных участников и (особенно) мирного населения — именно сабж.

Примечания[править]

  1. Строго говоря, он избавился не только от сына, но и вообще от всей прогнившей верхушки, у которой государственную мудрость заменяла жестокость.
  2. Если точнее, то на протяжении 116 лет выделяют четыре войны. При этом получается примерно 88 военных лет и 28 мирных. Сами войны тоже были довольно вялотекущими, что вполне обычно для средневековья.
  3. Кроме Британии (как в отношении люлей, так и в отношении выигрыша) и, частично, Пруссии (люлей получила больше всех, но при этом, выиграв-таки войну, не только сохранилась как независимое государство, но и вошла в круг ведущих держав, начав тот процесс, который веком позже закончился созданием Германии) с Россией (опять же получила нехилых люлей, но набила столько военной экспы, что за следующие полвека продула лишь одну войну из-за поражений на суше).
  4. Если коротко, то в результате страна потеряла от 60 до 90 процентов населения (в зависимости от оценок численности населения на начало войны) и почти половину территории.