Биоробот

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Весельчак У: Прочь с дороги, ржавая консервная банка!
Вертер: Я биоробот, и меня еще никто так не оскорблял!
»
— «Гостья из будущего»

Биороботы — искусственные существа, являющиеся роботами на биологической, а не механической основе. Частный случай (если они человекоподобны) — андроиды (хотя иногда андроидами называют и «обычных» человекоподобных роботов); впрочем, если робот подобен не мужчине, а женщине, его следует называть не андроидом, а гиноидом, но этот термин в фантастике почти не встречается. Или робоженщиной, фемботом, роботессой и пр. — на свой вкус.

А еще биороботов (как и киборгов и искусственных людей) проще изобразить в кино и сериалах, по крайней мере, в режиме/комплектации «обычный человек». Т. е. во многих сценах можно не привлекать инженеров, мультипликаторов и специалистов по компьютерной графике, что частенько встречалось в малобюджетной фантастике.

Вопрос терминологии[править]

Если посмотреть более пристально, то биороботы делятся на два класса — синтеты, то есть по сути синтетические люди, изготовленные по спецификациям, и органические механизмы. В первых двух случаях термин используется для того, чтобы подчеркнуть их человекоподобие, если автору влом разбираться в андроидах и гиноидах.

Примеры[править]

Театр[править]

  • Собственно, самые первые в мире роботы (первопример и кодификатор самого слово "робот") К.Чапека из «R.U.R.» созданы именно на основе искусственной протоплазмы.

Литература[править]

  • Монстр Франкенштейна — не столько, впрочем, оригинал, сколько его типичная интерпретация с металлическими болтами на голове или шее.
  • Мифы Ктулху — шогготы, собственно, являются таковыми.
  • А. Беляев, рассказ «Чёртова мельница» — профессор Вагнер использовал реанимированные части трупов для создания, например, самобеглой повозки в буквальном смысле.
  • С. Лем, «Звёздные дневники Ийона Тихого», «Путешествие двадцать первое». На планете Дихтонии, докатившейся до состояния постбиопанка, вся более-менее разумная техника — биороботы. Также есть и неразумные устройства, выращиваемые на полях: мебель, магнитофоны, телевизоры и проч., а кроме того, всякие пыталки-убивалки и воскрешалки. Есть на Дихтонии и привычные роботы, но они для жителей планеты уже списанное старье, до которого никому нет дела — изредка заглянет туда компания проверяющих, поизображает бурную деятельность и уйдет. Но для И. Тихого эти роботы — единственные нормальные существа, у которых есть свое подобие монастыря и религии.
  • Филип Дик, Мечтают ли андроиды об электроовцах? — не совсем понятно, из чего сделан мозг у местных андроидов, является ли он цифровым или аналоговым, но тело у них определённо биологическое.
  • Братья Стругацкие, цикл Мир Полудня:
    • «Попытка к бегству» — описаны эмбриомеханические яйца, из которых можно вырастить дома, глайдеры, синоптические установки.
    • «Далёкая Радуга» — аналогично: «Понадобился транспорт. Канэко стал выращивать [из эмбриозародышей] „медузы“, а оказалось, что это не „медузы“, а кибернетические кухни».
    • «Малыш» — описаны «ребятишки»-киберы, у которых есть нервные узлы и мышцы, рефлексы и задняя черепная коробка, которую можно вскрыть скальпелем, блок аксиоматики и координационная система, которой нужны сменные узлы. А ещё их зовут как собак — Том, Джек и Рекс.
    • «Жук в муравейнике». «История с андроидами в общих чертах была мне известна и раньше, главным образом потому, что ее всегда приводят в качестве классического примера неразрешимой этической проблемы. Однако для Бромберга проблема „субъект или объект?“ не существует вовсе. На тайну личности ученых, занимавшихся андроидами, ему наплевать, а право андроидов на тайну личности он полагает нонсенсом и катахрезой. Все подробности этой истории должны быть распубликованы в назидание потомству, а работы с андроидами должны продолжаться…»
  • Они же, «Улитка на склоне» — мертвяки.
  • Василий Головачёв "Консервный нож" – сабж в виде земной девушки был создан инопланетянами, когда в их родную систему пришли земляне, чтобы выяснить что к чему.
  • К. Саймак, «Заповедник гоблинов». Биороботом является саблезубый тигр Сильвестр, питомец Кэрол Хэмптон. Его сконструировали студенты отца Кэрол, и подарили ему при выходе на пенсию. Внешне выглядит и ведёт себя, как вполне живой ручной тигр.
  • Лю Цысинь, «Память о прошлом Земли» — Томоко, представитель трисоляриан на Земле. Облико морале неоднозначный (как и у трисоляриан вообще), но безусловно крута.
  • Роберт Хайнлайн, «Фрайди» — Искуственные Люди. Созданы в лаборатории, имеют модификации (например сила, скорость реакции и так далее). Многие люди считают что отличат сразу. Специалисты сразу говорят что обычный человек не отличит пока искусственник не начнет демонстрировать свои нечеловеческие способности, но специалист сможет. И почти сразу выясняется что ведущие разговор с Фрайди «обычный человек» и «специалист» как минимум в одном конкретном случае — облажались хотя с Фрайди давно общаются и даже спят. В удостоверениях личности ставится особая отметка но так — права равны с обычными людьми. В теории. А на практике отношение у многих — вполне в рамках тропа, из-за того что (якобы) нет души — встречается (причем все слова про существование души — только от тех кто дискриминирует). Но не все люди себя так ведут. Общих детей с обычными людьми иметь можно если есть желание. А еще есть живые артефакты, этих от людей отличить просто но не понятно есть ли разумные живые артефакты.
  • Сергей Казменко, «Право собственности» — человечество добровольно вступило в Сообщество и обязалось соблюдать законы. Некоторые корпорации Сообщества производят биороботов, способных менять форму, работать в очень сложных природных условиях и так далее. Проблемы с контролем решаются тем что все биороты проходят процедуру после которой у них нет свободы воли. Да, по закону если если у кого то есть запатентованная метка производителя в ДНК — это биоробот, независимо от документов (при этом если есть метка — есть и все остальные способности). Просто все члены Сообщества проводят (или должны проводить) генетический контроль что ребенок — от отца и матери при рождении. Одна из корпораций предъявило иск о том что Земля скрывает биороботов, и земляне сами виноваты что нарушили кодекс. Да, все было подстроено. Да, земляне нарушили кодекс. Да, Все пошло слишком так, для этой корпорации метку несут ВСЕ проверенные на карантинной базе люди, а это значит что ее несет биороботами является подавляющая часть населения Земли. И имеют все соответствующие способности. И способны ими пользоватся.
  • Д. Биленкин, «Сила Сильных» — унтермен… то есть нечки.
  • Владимир Михановский:
    • «Аполлон» и «Шаги в бесконечности» — т. н. белковые роботы, то есть построенные из белков.
    • «Малыш и Грубиян» — собственно роботы-картёжники Малыш и Грубиян, как и вся продукция компании.
  • Software.exe — редчайший случай, когда то, по какому принципу устроены и работают эти биороботы, подробно расписано. В этом сеттинге биороботы состоят из генномодифицированной плесени и измельчённого пластика в качестве наполнителя, так что смахивают на кусок теста, способный самостоятельно принимать любую форму. Чаще всего они выглядят как шахматная пешка, слепленная из теста и имеющая лицо и руки (рук может быть много, но обычно при общении с людьми руки две, а при необходимости можно отрастить дополнительные руки).
  • Павел Шумил, «Слово о драконе» — главный герой, анализируя свое поведение при активации заложенных знаний, приходит к выводу, что он биоробот. Реальность, однако, куда оптимистичнее: он полноценное живое существо, хоть и созданное искусственно. Зато три мириамы, созданные им в седьмом томе, вполне вписываются: при дополнительном апгрейде они даже становятся способны рожать, при этом продолжая подчиняться очень сложной, но все же программе.
  • Пародийный пример — в раздолбайско-юмористическом рассказе автора-вундеркинда:
« На фирме «Урал» — новая неуправляемая техника.
Кто делал? Доктор Ватсон.
Чтобы ему не было скучно — он и сделал такого робота. А назвал он его «Шерлок Холмс».<…>
Робот был удивительный. Он сам читал, писал, рисовал, играл на скрипке — и естественно, ходил в туалет.
»
— Антон Касимов, «Комические записки о Шерлоке Холмсе»: «Робот Шерлок Холмс»

Кино[править]

  • Blade Runner. Репликанты, судя по первому фильму, собираются из искусственных органов. Являются искусственными людьми, которые, построив колонию на другой планете, должны через несколько лет помереть, уступив своё место настоящим людям.
    • В сиквеле Бегущий по лезвию 2049 произошёл явный реткон, превративший репликантов в банальных клонов.
      • Эти клоны(?) бетонные стены на бегу проламывают и живут с дыркой в печени.
  • «Судья Дредд». У Рико был на вооружении атомный биоробот, и, судя по всему, режиссёр не любил терминологическую точность.
    • Режиссёр может и не любил, да только робот назывался «A.B.C. Warrior». «Atomic», «Bacterial» and «Chemical», серия роботов предназначенная для действий в условиях ядерной, бактериологической и химической войны. В оригинале (комикесе) каждый робот был уникальным. Про них даже есть серия комиксов.
  • «Ведьмина гора» — биоробот-ассасин Сайфон.
  • Кайдзю Гайган из фильмов о Годзилле. Огромный инопланетный ящероподобный биоробот.
    • Спорный случай. Там же: Мехагодзилла периода «Сёва» — точнее, поверх робота инопланетные захватчики сделали некое подобие шкуры Годзиллы. Надо полагать, что из живых клеток. Не то киборг, не то биоробот. В более поздних Мехагодзилла — пилотируемый почти ОБЧР (только ящероподобный). Хотя в фильмах периода Миллениум Мехагодзиллу создали на основе скелета первого Годзиллы. И из-за этого скелета Мехагодзилла начал безобразничать, ведя себя как Годзилла (т. е. совмещение бунта машин и пересадки души).
    • Жители планеты Икс из «Годзилла против монстра Зеро». Инопланетяне, по сути, люди с другой планеты, но образ их мысли ближе к машинному. Да и планетой фактически правит не гуманоид Правитель, а главная ЭВМ. Именно ее волю выполняет Правитель.
  • Робот Поля из «Острова Ржавого генерала»/«Миллиона приключений» из приключений Алисы Селезнёвой. Чувствуется некоторая перекличка с роботом Вертером, о котором ниже.
    • В книгах робот Поля/Гриша — привычный робот.
  • «Реаниматор» по мотивам одного из рассказов Лавкрафта — центральный персонаж занимается оживлением частей трупов и созданием из них разнообразных конструктов.

Телесериалы[править]

  • «Гостья из будущего» — Вертер же!
    • А вот на рисунках Е. Мигунова Вертер — обычный робот со встроенным в туловище пылесосом, но с такой же причёской.
    • А где вы вообще нашли мигуновское изображение Вертера, если в «Сто лет тому вперед» он не прописан? Вместо него там именно что обычный робот пылесос.
    • Был, кажется, в иллюстрациях «Чулана Синей Бороды» (1999 г.), т. е. уже просочился в канон.
    • Иллюстрации из «Алиса и чудовище» http://www.rusf.ru/kb/stories/alisa_i_chudovische/migunov/big/pict-b03.htm http://www.rusf.ru/kb/stories/alisa_i_chudovische/migunov/big/pict-b04.htm
  • «Андромеда» — биороботов много, начиная от аватар кораблей Звёздной Гвардии и заканчивая функциями Центрального Процессора союза роботов. И если первые похожи на людей в целом, то вторые — только лицом.
  • «Dark Matter» — аватара корабля, а также, кое-кто из главных героев, кто даже не подозревает о том, что является биороботом.
  • Battlestar Galactica — человекоподобные сайлоны. Философским рассуждениям на тему, чем же они всё-таки отличаются от людей, если физически точно такие же, посвящено немало времени.

Аниме и манга[править]

  • Neon Genesis Evangelion — Евы.
  • Eureka 7 — Нирваш.
  • AppleSeed — биороиды, являющиеся искусственными людьми, и при этом обладающие всеми теми же правами, что и человек. Чтобы не помереть, время от времени должны проходить особую медицинскую процедуру.
  • Dragon Ball — Целл. Он был спроектирован суперкомпьютером доктора Геро и выращен из клеток нескольких сильных существ, среди них Гоку, Веджита, Фриза, Пикколо. Получилось вполне разумное существо с зелёными покровами тела, хвостом и чем-то вроде двойного гребня на голове. В генетическую память ему поместили информацию о техниках воинов, чей материал в нём использован, а также стремление проглотить двух других андроидов и таким образом достичь Совершенной формы. Примечательная способность — его регенерация, даже потеря верхней половины тела прошла без больших последствий, а потом и взрыв.
  • Black Rock Shooter: Dawn Fall — химетеос-юниты. По сути — девочки-сироты, переработанные в суперсолдат.

Видеоигры[править]

  • Bioshock:
    • Большие Папочки и Маленькие Сестрички. Их прежняя личность стерта, есть только внедренные стремления защищать Сестричку и собирать АДАМ соответственно. Большие Папочки даже говорить не могут, только ревут. Маленькие Сестрички видят мир сквозь розовые очки — трупы кажутся им ангелами, а Папочки выглядят как рыцари без страха и упрека.
    • Джек. Создан из эмбриона, зачатого Райном, достиг зрелости в рекордные сроки, кондиционирован подчиняться приказам, начинающимся со слов «будь любезен».
  • Spore — гроксы. Да, выглядят они скорее как киборги, но во всех описаниях именуются машинами.
    • Кроме того, последний официальный патч и многие моды добавляют детали роботов, которые можно отыскивать и применять ещё на этапе существа. Да, они вроде как металлические, но сути в данном случае это не меняет.
  • Fallout 4 — синты третьего поколения.
  • Серия Metroid — с прикрученным фитильком, силовая броня Самус это живое (хотя вряд ли разумное) биомеханическое существо.
  • Warframeварфреймы, пополам с аватарой. Были созданы Балласом из добровольцев и не очень(в основном из касты воинов, Даксов) как оружие против Владеющих Разумом, не имевших власти над плотью и Заражением. Изначально были зараженными людьми, биороботами их сделало массовое копирование с заменой плоти на переработанные зараженные материалы и аугментику.

Настольные игры[править]

  • MtG — биосфера Мирродина состояла из подобных существ примерно наполовину. Остальные — или перенесённые из других миров изначально органические разумники, или более традиционные роботы, не начавшие обрастать мясом. Когда Мирродин захватила Новая Фирексия, всю подвернувшуюся под руку синтетическую жизнь пустили на органы.
    • Интересный момент тут в том, что до того, как Мирродин стал Мирродином, он звался Аргентумом и был населён големами разной степени одичалости, которые там зародились сами по себе.
  • Warhammer 40 000 — в Империуме после войны с ИИ в конце Тёмного Века Технологий, из-за которой он и стал Тёмным, не очень любят обычных роботов, поэтому по большей части вместо них используются сервиторы — созданные из преступников, клонированных органов или частей трупов биороботы, в которых процессором работает человеческий мозг вполне биологической природы.
    • Многие вычислительные машины тоже замещаются биороботами из бывших людей. Например, те, что обеспечивают самонаведение ракет и торпед…
    • Формально под запрет не попадают некоторые автоматоны, использующие для вычислений ЦПУ на базе органических соединений (а такие там есть — Инкарнадин подтвердил бы, если бы был поразговорчивее).
    • Отдельным пунктом тут идёт тонкость запрета на совмещение живого с машиной: между живыми и механическими частями должна присутствовать чёткая граница. Лоботомированный сервитор с манипуляторами вместо рук — да пожалуйста. Ракета с вкрученным в неё человеческим мозгом — да пожалуйста. Регенерирующий несущий каркас из живой металлокерамики — ни-ни.

Музыка[править]

  • Пик (Более известен как Ikotika) — Биоробот.

Прочее[править]

  • BIONICLE — подавляющее большинство обитателей Вселенной Маторанов и персонажей вообще.

Реальная жизнь[править]