Боги — сволочи

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Jerkass Gods. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Владыка Света хочет, чтобы врагов сжигали, Утонувший Бог — чтобы их топили. Почему все боги такие жестокие скоты? Где Бог титек и вина[1]? »
— Тирион Ланнистер «Игра престолов»
« Вы оба неправы. Быть богом означает знать бремя верующих. Вы защищаете? Нет. Вы предлагаете утешение, успокоение? Есть ли у вас сострадание? Хотя бы жалость? Для теблоров т'лан имасс, вы были рабовладельцами, нетерпеливыми и голодными, вы требовали многого и ожидали жестоких жертв. И всё это только для того, чтобы насытить свою жажду. Вы были незримыми оковами теблоров. »
— Карса, цикл «Малазанская книга павших», книга «Дом цепей»
« Неправильный вопрос, дорогая. „Почему“ вопрос слабых. Верный вопрос „Почему нет?“ »
— Моттом объясняет свои действия, Kill Six Billion Demons
…потому что штанов он не носит

Кто такие «боги»? Мудрые повелители мира? Справедливые вершители судеб? Добрые и заботливые «старшие братья» для людей? А вот шиш вам, Боги — самые последние сволочи, которые думают только о себе, а люди для них в лучшем случае как муравьи. В худшем — игрушки для садистских забав.

Откуда происходит такой троп? Концепция всеведущего, вездесущего, всепрощающего и непознаваемого людским умишком Бога появилась только в философских течениях вроде всевышнего Дао — закона, стоявшего выше богов, а языческие верования рассматривали богов как этаких продвинутых сверхлюдей: хит-пойнтов много, абилки крутые, а вот по нравственному наполнению — точно такие же скоты, как простые смертные. В свою очередь, монотеистические религии, чаще всего не создававшиеся с нуля, а эволюционировавшие отчасти из того же язычества, наследовали от него (и не только от него) целый ряд не самых лучших идей и философских концепций.

Дело в том, что мир жесток и несправедлив даже сегодня, а в те времена, когда зарождалась мифология — особенно. Поэтому возникает вопрос — почему боги, если они добрые, не избавят нас от наших проблем? Современные монотеистические религии объясняют это неким хитрым планом, в котором учтено всё и вся и который смертным не понять. Язычники же поступали проще и считали, что невзгоды объясняются тем, что боги разгневались на людей или просто были не в настроении. Поэтому их надо умилостивить дарами, и тогда они возможно нас простят. И главное, поменьше их злить. Вы же помните, что стало с Арахной?

Не путать этот троп с тропом Злой Яхве! Если описан сволочной Бог в единственном числе — это туда. Если у нас целый пантеон скотов и мерзавцев — сюда.

Примеры[править]

Мифология[править]

  • Олимпийские боги, просто олимпийские боги. Жуткие сволочи[2], пробы негде ставить![3] До них, во времена Кроноса и титанов, был Золотой век, когда люди жили, не зная забот; именно титаны создали людей, а титан Прометей поделился с людьми огнём. А узурпировавшие их место Зевс с братвой главным образом только и делают, что трахают смертных, карают смертных и принимают подношения от смертных. Посмотрим их «божественные деяния» подробнее:
    • В первую очередь — миф о Пандоре. Боги создали Пандору, сделали так, чтобы она открыла злосчастный ящик в наказание людям… В наказание ЗА ЧТО? За то, что Прометей подарил человечеству огонь и вывел из состояния каменного века. Ладно, покарали бы только Прометея (ну да, его тоже не забыли), но люди-то в чём виноваты, вашу мать?! А в том, что посмели голову поднять. Дело в том, что людей создали не боги-олимпийцы, а их предшественники-титаны, бывшие их благодетелями. По древнеримским мифам Кронос-Сатурн после свержения даже принял облик старика и долгие годы был учителем и наставником людей. Да и Прометей по большинству мифов огонь не крал, а возвращал уже отобранный. Так что там не так уж всё и прямолинейно и ненависть вовсе не на ровном месте возникла.
    • Дальше — миф о Медузе. Посейдон изнасиловал её в храме Афины, где та старалась спрятаться, и после всего этого богиня обратила Медузу в уродливое чудовище — мол, сама виновата (надо было дать богу, а не прятаться в моём храме!). Да, Горгона после этого стала монстром, убивающим людей, богам это было здорово не по душе, но они почему-то ничего с этим не делали, потом окаменевших детишек увидел молодой Персей, но всё же, всё же…
      • Есть вообще мнение, что Медуза превращала людей в камень, чтобы избавить их от власти богов. В советском мультфильме 1973 года Медуза прямым текстом спрашивает у Персея, хочет ли он стать бессмертным. Интересный способ. Автор правки сомневается в желании Медузы избавить людей от богов, а вот в лёгкой (а то и не лёгкой) шизе не сомневается. Ну ещё бы, превратиться в ТАКОЕ, да ещё ни за что.
        • А теперь забываем всю часть о Медузе, потому что она была придумана намного позже римским поэтом Овидием, который использовал сей троп в качестве метафоры на римского императора, который его очень не любил (взаимно). Древнегреческие Горгоны были монстрами с рождения, дочерями либо Тифона и Ехидны, либо Форкия и Кето. Хотя мифы про союз Посейдона и одной из Горгон таки существовали, но там всё было по любви, и по некоторым источникам от этого союза родился герой Орион. А если всё-таки охота пожалеть Медузу — вспомните, что после её убийства, её сёстры плакали так сильно, что камни вокруг превращались в песок.
          • Ну вообще-то Овидий — общепризнанный ещё ТОГДА канон.
    • Миф о Ликаоне. Да царёк был сволочью, но вся эта история нехило отдаёт лицемерием в стиле «Я хороший, мне всё можно». Царь приготовил собственного сына и подал Зевсу, после чего тот разрушил его дворец и превратил в волка. Громовержец, верно, забыл, как сожрал свою первую жену, богиню мудрости Метиду…
      • Совершено очевидно, что Ликаон попросту принёс сына в жертву богам-олимпийцам — только вот олимпийцы (в массе своей) человеческих жертв не приветствовали. Хотя те же греки после битвы при Саламине (если что, это 480 г. до Р. Х. — веков через 8-9 после Ликаона!) заставили Фемистокла лично принести в жертву нескольких знатных персов — и никаких кар от них не воспоследовало!
        • Так персов же, а не людей…
      • Убийство семьи в Древней Греции было ну очень серьёзным преступлением, пусть даже эта семья сто раз этого заслужила (смотри Орестею, где, чтобы отмазать Ореста от убийства матери, Аполлону пришлось изобрести сексизм).
    • Гера наслала на Геракла безумие, во время которого он убил всю свою семью. Да и вообще, большая часть историй о том, как Зевс сношал очередную женщину, выливается в демонстрацию сволочизма Геры.
    • Аполлон и Артемида по приказу своей матери Лето убили всех сыновей и дочерей Ниобы за то, что… она хвасталась — мол, вон сколько у меня потомства, а у богини Лето всего двое! Автор данной правки, читая сей миф, вошёл в режим Кратоса и пошёл бить е..ло богу.
      • По другим вариантам, Ниоба, придя на скромный жертвенник Лето, высмеяла её немногочисленных прихожанок, осквернила его и начала расписывать свои достоинства (плодовитость в том числе), а в конце и вовсе заявила, что она как внучка Зевса и то больше достойна своего храма! Кстати, Ниоба — дочь того самого Тантала.
    • А ещё Аполлон содрал шкуру с мелкого лесного божка Марсия — только за то, что тот играл на флейте лучше самого Аполлона. Бог Дионис в отместку за своего подопечного (Марсия то есть) убил любимчика Аполлона — певца Орфея, натравив на того пьяных в дрова вакханок, которые его попросту разорвали. В общем, веселились по самое не могу…
      • Это с какого это перепугу Марсий играл лучше самого Аполлона? Играл-то он как раз хуже, да ещё и оскорбил Аполлона перед состязанием (собственно кожу бог содрал на эмоциях и по некоторым мифам потом опомнился и свою лиру выкинул). Да и вообще, не надо было соглашаться на состязание, по условиям которого, победитель может делать с проигравшим всё, что ему угодно.
        • А с такого перепугу, что по многим вариантам мифа именно так, особенно с формулировкой «на флейте» — Аполлон играл не на ней, а на лире. За счет чего, кстати и выиграл, по разным версиям, изменив на ходу условия на «играть и петь» либо «играть, перевернув инструмент», что с флейтой было нереально. Кстати, и лиру в этих мифах выкинул или испортил не сам Аполлон, а изобретший её Гермес.
    • Арахна. Просто бедная Арахна. Хотя показывать такой папиной дочке, как Афина, вышивку, на которой этот самый папа показан в самом худшем свете, вероятно было не лучшей идеей…
      • For great justice, этот миф неизвестен классическим греческим источникам, его первые упоминания были уже у римлян (конкретнее у того же Овидия).
    • Троянская война — вот, до чего могут довести помешанные на красоте бабы (особенно — три богини, две из которых, Гера и Афродита — знатнейшие стервы)!
    • Интересно, что, по Гесиоду, одним из плюсов местного рая — Островов Блаженных — является максимальная удалённость от олимпийских богов и их затей…
  • Боги германо-скандинавского пантеона не отстают от олимпийцев! И отнюдь не один Локи: Одину ник «Больверк» («злодей») тоже вполне по заслугам дали…
    • Ещё один ник Одина — «предатель воинов»: имеет милую привычку организовывать гибель своих наиболее крутых «подопечных» (Зигмунда, Зигфрида и т. д.) просто-напросто для того, чтобы побыстрее пополнять ими свою дружину в Вальгалле! Хотя казалось бы: куда ему так уж торопиться?
      • Как куда? А вдруг воин умрёт от старости, растеряв свои боевые качества, и попадет к тётушке Хэлль? Не говоря уже о том, что во время Рагнарёка этой дружине предстоит драться с самой Хель и её армией мертвецов.
    • Воинов это, как правило, вполне устраивало. Славная гибель же! А без «помощи» Одина богатырь типа Сигурда не справлялся. Не было ему равных в бою.
    • Локи по происхождению не бог. Он принадлежит к роду великанов, просто боги разрешили ему жить с ними за его хитрость и смекалку.
  • Но всех вышеперечисленных перещеголяли боги ацтекского пантеона. Совершенно инфернальные существа, для ублажения коих специально устраивали войны лишь для того, чтобы захватить как можно больше рабов, которых потом можно будет принести в жертву особо жестоким способом.
    • Впрочем, мезоамериканские боги и собой жертвовать не стеснялись ради спасения и/или возрождения мира — обо всех вышеперечисленных богах такого не скажешь (скандинавы собирались погибнуть скопом в Рагнарёке, но мир бы это не спасло, да и когда ещё то будет). Кровожадно у ацтеков скорее само мироздание (в буквальном смысле, Земля — это гигантское чужеродное чудовище Сипактли), ради поддержания которого кто-то должен регулярно умирать. Боги и люди просто следуют его законам.
  • Индийская мифология. Особенно «хорошими» с точки зрения современной морали выступают Вишну (который специализируется на особо грязном кидалове в небесах) и его аватара Кришна (специализируется на том же, но уже на Земле). Примерно как Локи в скандинавской мифологии или Одиссей в греческой… но Локи и Одиссей по крайней мере не заявлены близким к абсолютному добру.
    • Точно Одиссей? Он не бог, да и трикстер очень умеренный — потащился на чужую войну, которая ему ни разу не упала, только во исполнения обещания дружбы, девять лет проторчал под стенами Трои, на пути назад умудрился поцапаться с потомком Посейдона (не пожелал добровольно тому скормиться, вот ведь нахал!), а через это поимел проблем и с божественным предком. Ещё чёрт знает сколько лет мотылялся по морю и смог вернуться только после того, как получил прощение (!) этого самого Посейдона. Может всё же имелся в виду Гермес — бог-гонец, покровительствующий торговцам и жуликам?
      • Одиссей тоже вполне себе козел, во всяком случае оригинально подставлять сотоварищей и подличать ему точно не в лом. Вспомнить хотя бы Паламеда и Аякса Теламонида.
  • Древнеегипетская мифология. Сначала Сет убил отца Гора, своего племянника, и преследовал его мать. В отместку Гор оскопил Сета. Правда, дядя в долгу не остался и вырвал тому глаз.
    • Дак Сет злой бог, и от него такое поведение ожидаемо, а Гор ему мстил.
      • Сет не «злой бог», он защитник солнца-Ра, единственный способный победить змея олицетворяющего мрак. Демонизирован был в результате подковёрной борьбы жречества за власть, даже проиграв гонку популярности Гору не утратил функций и не воспринимался однозначно злым божеством. Собственно Осириса он убил так же из мести за то что, по одной из версий, супруга Сета Нефтида зачала от Осириса Анубиса, так что сволочи тут все, а не только «злой бог Сет».
  • В шумерской и ассиро-вавилонской мифологии пантеон представлен такими яркими персонажами, как равнодушный к людям старичок Ану, бог неба (который, однако, регулярно зачинает с Матерью-Землёй, Ки, разного рода вредоносных демонов), самовлюблённый тиран-психопат Энлиль, вступивший в брак посредством изнасилования будущей жены (несовершеннолетней), нимфоманка-садистка Инанна (погубила всех своих возлюбленных) и апокалиптический маньяк Нергал (напоминающий Аида, но не каноничного, а из мультиков про Геркулеса). Энлиль и Нергал отметились попытками уничтожения всего человечества, причём всего лишь за то, что оно производило шум; в попытке Энлиля погубить человечество потопом (вынужденно) участвовали все божества пантеона. Единственный адекватный и позитивно относящийся к человечеству (спас его от потопа, насланного Энлилем) в этом милом коллективе — Энки, бог мудрости, несмотря на это — патологический алкоголик и развратник (поимел собственную дочь, её дочь и её внучку).
  • В гавайской мифологии главной сволочью считается богиня вулканов Пеле, известная своей любовью сжигать и заливать лавой всё, что хоть немного её задевает, даже если это что-то исходит от близких ей людей. Большинство своих возлюбленных она как раз сожгла. И обоих возлюбленных своей любимой младшей сестры тоже (хотя потом всё-таки раскаялась и помогла вернуть второго к жизни).
  • В Библии, кроме самого Единого Бога, в красках описаны «Ваалы и Астарты» с присными. В целом эти самые краски сильно сгущены, однако некоторых из них (например, Молоха, которого задабривали массовым сожжением младенцев в печах)[4] даже завзятые противники христианства защищать не рвутся.
    • Фактически Баал — это никакой не Бог, а просто титул верховного местного бога-покровителя у разных западносемитских племён (имена были табуированы, и их произношение вслух не приветствовалось) и значит «господин, владыка». Когда-то и сам Яхве имел этот титул, изначально будучи племенным божком родов хабиру одного из племён народа сутиев-амореев. Потом ему было присвоен титул и имя общесемитского бога-демиурга — Эля. Астарта аналогично — это титул жены местного Баала, у Яхве тоже изначально была своя Астарта (около 1200—900 года до н. э.). Поэтому астартобаализм — это фактически просто ранний этап развития иудаизма. Можно вспомнить ещё и моавитянского Кемоша, который даже попал в Dungeons & Dragons как тёмный бог.
    • «Ваалы и Астарты»? А как насчёт бога смерти Муту (ему, правда, не поклонялись), которому в угаритской мифологии приписывалось желание сожрать всё живое и поработить весь мир? Изображался он в виде чудовища с разинутой пастью, подобно месопотамскому Нергалу, причём ряд черт его образа позднее был перенесён на сатану и прочих персонажей иудейской демонологии.
  • Буддизм. Кроме того, что он просто не предполагает моление богам, считая, что они такие же смертные как и люди, так еще в тибетском буддизме есть практики защиты ОТ богов и их пагубного влияния на людей (гуглите «8 классов существ»). Впрочем, достаточно просто внимательно прочесть все вышеописанные примеры и понять, что человечество, действительно, от таких богов вполне могло утомиться, чтобы представить, какой волной свежего воздуха был буддизм еще и с этой, ныне забываемой точки зрения.

Однако, речь идет о Индийских Богах, но если учесть, что из противники- демоны, да и люди могут быть хуже обоих вышеперечисленных.

Литература[править]

Отечественная[править]

  • Ник Перумов, «Гибель Богов» — Молодые Боги (типа античных) выписаны редкостными сволочами, а вот Древние (типа скандинавских) — суровые, но крутые. В меру логично обосновывается, что Древние заботились о мире, как могли, а Молодые Боги сволочи, потому что тупо пришли и забрали всё готовое, мотивируя это тем, что наступило их время.
    • Спаситель — высший вампир, поработитель и уничтожитель миров.
  • Генри Лайон Олди, «Чёрный Баламут» (трилогия «Гроза в Безначалье» — «Сеть для Миродержцев» — «Иди куда хочешь») — почти целиком об этом. Виртуозный пересказ индийского эпоса «Махабхарата» с критической переоценкой событий.
    • «Ахейский цикл» (роман «Герой должен быть один», дилогии «Одиссей, сын Лаэрта», «Внук Персея» и «Золотой Лук») — олимпийцы, как они есть. Впрочем, Гермес, Афина (впрочем, с прикрученным фитильком), и даже Арес (внезапно, Аид тоже) не лишены человеческого сострадания и привязанности, а Диониса в определённый момент хочется просто пожалеть.
  • Вадим Арчер, «Выбравший бездну» — люди обрели самосознание по ошибке, и боги видят свою задачу в сдерживании его развития, со средневековым болотом в качестве идеала.
  • Александр Золотько, «Игры богов».
  • Александра Рудазова — богов много, и сволочей среди них тоже. При этом со Светом и Тьмой это не коррелирует почти никак.
    • Прекраснейшая Инанна — светлая властительница, целительница и радетельница за смертных, помогающая соединиться любящим сердцам и мечтающая освободить души, томящиеся в Бездонном Хаосе Лэнга. А ещё большая любительница таскать каштаны из огня в чужих рукавицах и действовать по принципу «мопед не мой», да и банальной зависти подвержена.
    • Ктулху — это такой малолетний божественный гопник, которому по боку неписаные правила, соблюдаемые даже Тёмными богами — например, запрет на зохавывание моска смертных.
    • Космодан — молодой и энергичный, но в то же время мудрый и незлобивый архетип Зевса, последний выживший в войне, погубившей пантеон из целой сотни богов и неопределённое число миров, где этим богам поклонялись. Только в силу молодости и энергичности не умеет, как и его прототип, держать член в скафандре, отчего случается немало проблем.
    • Его сын Энзирис — архетип Ареса, к которому эпитеты «Жестокосердный» и «Кроваво-Красный» прилипли ой не просто так.
    • Йокрид — бог смеха, шуток и веселья. А также довольно злобный тролль, после хохмочек которого случаются жертвы и разрушения.
    • Кефринекс — бог жизни и природы, защитник женщин и гроза демонов. Но и у него есть тёмная ипостась, и однажды она капитально берёт верх.
    • Монго, известный на матушке-Земле как Сунь Укун — ещё до своего богорождения натворил немало дел.
    • Дед Мороз в «Преданьях» втайне поминает незлым тыхым словом Ярилу, поматросившего и бросившего беременной его дочь Снежану.

Зарубежная[править]

  • Роджер Желязны, «Хроники Амбера» — Хаос и Порядок, персонифицирующиеся через Змея и Единорога. Можно сколько угодно считать, что эти Силы вне всяких морально-нравственных оценок, но только вот они что-то прямо на редкость по-человечески обращаются со всеми самым наикозлейшим образом. Читатели — не подобные им надвселенские сущности, а люди, и поставить себя на их место едва ли могут в той мере, чтобы ощутить некое сопереживание и оправдание козлизма.
    • «Остров мёртвых» — главгерой — аватара бога-громовержца в инопланетном пантеоне. Как выясняется к финалу, вся эпопея является разборками бога вулканов Белиона с извечным врагом — богом молний Шимбо. Протагонист отказывается играть роль шахматной фигуры, хотя бы и ферзя, и посылает всех богов куда подальше.
  • Prince of Nothing — Сто Богов. Весьма жуткие существа, которые пожирают людские души после смерти. Единственный способ не угодить в ад — приносить им жертвы и всячески угождать, и то, как оказывается — это лишь способ угодить не в общий ад к демонам (слабым мелким богам, не имеющим своих культов), а в личный ад конкретного бога. Сами по себе они делятся на три категории: карающие, воздающие и воинственные. Разница между ними примерно как между рэкетиром, мошенником и маньяком-убийцей. Первые угрожают адом в обмен на поклонение, вторые подкупают людей обещаниями рая, а третьи учиняют беспредел просто потому, что могут.
    • Особенно лютует Гильгаоал, бог войны, который иногда реально вселяется в людей на поле битвы и превращает любое сражение в резню. В частности, под Гильгаоалом Священное Воинство вырезало в Карасканде всё живое. Вообще всё. Даже животных.
    • Бог болезней Аккеагни не отстаёт и изобретает всё новые и новые болезни для человечества.
    • Типа воздающая богиня Ятвер едва ли не страшнее их всех. Любит являться своим адептам через гниющие трупы, даёт им возможность выпивать жизнь из других людей, а порой и вовсе посылает в мир Тёмного Мессию — Воина Доброй Удачи.
    • Бог-трикстер Айокли известен своим умением изподволь вселяться в людей и направлять их на путь безумия. В частности, он заставил семилетнего мальчика убить собственного брата и жрать человечину. Просто ради веселья. А его адепты в основном безумные наёмные убийцы и один апокалиптический маньяк, решивший осуществить его план по соединению Той Стороны с Эарвой ради того, чтобы самому стать одним из богов. Не будем показывать пальцем, хотя это был Келлхус.
  • «Малазанская книга павших».
    • Несволочи там тоже есть... Но это исключение, подтверждающее правило.
  • Трилогия «Тёмные начала» Филиппа Пулмана вся об этом. Да нет как раз таки, бог там всего один, да и то оказавшийся лишь первым из ангелов, сволочь, да, но не бог.
  • «Библия Пта» Воннегута и «Создания света, создания тьмы» Желязны — высокохудожественно, замысловато и невразумительно.
  • «Плоский мир» — главная проблема даже не в характере здешних богов, хотя сволочи они ещё те, а в самой их природе. По своей природе они паразиты, живущие человеческой верой, но при этом не имеющие никакой власти над посмертной участью своих последователей. Всё, что им остаётся, — это лгать и запугивать.
    • Справедливости ради, попадаются среди них и честные ребята. Та же Афроидиота предлагает помощь в поиске постоянно теряющихся безделушек, никак не касаясь вопросов смерти и посмертия. Но успеха достигают не такие, а собирающиеся в пантеоны, а то и вовсе стремящиеся в единые.
      • Стремящиеся в единые и успех, хм — нам известно два считавшихся «Едиными» бога Плоского мира — Ом до реформ, проведённых Брутой (своим последним на тот момент верующим), и Нугган — бог жителей Борогравии, упоминается как умерший в «Пехотной балладе». Так себе «успехи».
        • Подозреваю, что тут имелось в виду объединение множества похожих богов в одного.
        • Это Нугган сам себя так называл. Подозреваю, на почве того, что бард в «Последнем герое» наорал на него и чуть не отлупил, у и без того не сильно могущественного и адекватного божества крыша поехала. Большинство же остальных богов после первой книги сделались более-менее адекватными, хотя и воспринимают смертных скорее как игрушек или фишки. Но хотя бы нарочно без нужды не зверствуют — разве что Рок палку перегибает.
  • Глен Кук, «Жалкие свинцовые божки» — две группировки мелких богов ведут войну за храм. При этом их интересует только само помещение, люди и вера для них лишь прилагающиеся неудобства.
  • Мифы Лавкрафта — среди всех чужеродных богов, таковым считается только Ньярлатотеп. Остальных богов обычно люди не интересуют, а некоторые даже о них не знают. Ньярлатотеп же любит задирать людей, требуя жертвы от них после призыва, даже несмотря на то, что ему они совсем не нужны, и часто выдавая им новые возможности уничтожить себя, хотя он просто мог бы уничтожить человечество сразу, если захотел. Его, похоже, не волнуют последствия — он просто огромный козёл.
    • Впрочем, на самом деле его так упростили и опошлили до полного чудовища поздние писатели. У самого Лавкрафта он просто очередное чужеродное чудовище, которого люди совершенно не интересуют. А в своём первом появлении он просто был олицетворением учёного прогресса и только сводил человечество с ума, переполняя их разумы космическим знанием.
  • «Сборщики» (не помню точно названия повести) — собственно Сборщики, путешествующие между временами, мирами и вселенными, почти всемогущие, всезнающие и бессмертные разрушители цивилизаций, которые могут даже отматывать историю вспять к определённому моменту, заново зажигать звёзды и вытаскивать любого из одного времени в другое. Сборщики это делают отнюдь не от хорошей жизни, т. к. есть непреодолимый Великий Фильтр для любого общества, людского, гномьево или инопланетного, имя которому — левая идея (т. е. социализм в понимании Маркса, Адорно, Макрузе и методы его построения). Иммунитета к этой болезни у общества не существует даже теоретически, и любая культура здесь обречена на мучительную смерть, растление и забвение. С точки зрения Сборщиков, гуманнее просто выполоть цивилизацию, чем наблюдать за её движением к неизбежной гибели. Сами Сборщики цивилизации не образуют — они зародились отчасти подобно больцмановскому мозгу, не могут контактировать каким-либо способом друг с другом, хоть и знают о существовании друг друга — и считают себя неким высшим уровнем над разумом.
  • Боги Кринна из «Саги о Копье» — мало чем отличаются в плане психологии от смертных рас. Добрые боги вроде за свободу личности, но при этом дают людям пророчества и вмешиваются в их судьбы, направляя по нужному руслу. Злые, с чего-то, покинули людей, когда те были в ужасе и отчаянии. Верю, верю, что это смертные отвернулись от всех богов разом и в ужасе Катаклизма никто не молил об исцелении или не злорадствовал.
  • Кен Лю, «Королевские милости» — боги Дара от скуки затевают игру между собой, развязывая гражданскую войну в огромной империи и поддерживая различные фракции, а порой и попросту подставляя отдельных людей.
  • Вернор Виндж, «Пламя над бездной». Собственно, это не боги, а достаточно развитые инопланетяне, но, как и гласит описание соответствующего тропа, на этом уровне разница уже не принципиальна. По сути, это сверхвысокая стадия развития, которой рано или поздно достигает любая цивилизация, если раньше не погибнет. Большая их часть покидает нашу галактику и в дела простых смертных больше не вмешивается, но некоторые контактируют и среди них таки находятся примеры тропа. Собственно, противостоянию и разгребанию последствий контакта с одним из таких существ и посвящены два из четырёх романов цикла.
  • Прото-тёмнофэнтезийный цикл барона Дансени «Боги Пеганы».
  • Майкл Суэвик, мир «Железных драконов» — Богиня (впрочем, неясно, существует ли она, или является лишь персонификацией безличных сил, правящих тем (и нашим) миром).
  • «Американские боги» Геймана: хватает, конечно, разных, но в целом картина именно такая. Старые боги выживают, как могут, а могут в большинстве своём хреновастенько, так что с не слишком запятнанной совестью остаются только те, кто всегда был не от мира… никакого. Новые же — прямое отражение своего времени, жестокого, расчётливого и сволочного.

Сетевая[править]

  • На Мракопедии имеется история из якутского фольклора, больше похожая на легенду, чем на страшилку. В ней рассказывается про отважного шамана, который, устав смотреть на творящийся в стране беспредел (действие разворачивается в разгар Гражданской войны), решил нанести визит верховному божеству якутов и попросить его разобраться с балансом добра и зла. Выясняется, что «мудрый» и «добрый» всемогущий небожитель как раз наоборот рад тому, что жалкие ничтожные смертные режут друг друга и проливают кровь, и ничего не будет менять, потому что так и было им задумано изначально.
    • Оригинальная легенда-прототип: «В одной из якутских легенд рассказывается о том, как Юрюнг айыы тойон повелел сжечь непокорного шамана Аан Аргыл Ойууне, который заявил, что не верит в него, а чудеса (исцеление, воскрешение мёртвых) делает своей силой. Впоследствии тело шамана распалось на различных пресмыкающихся, из которых выжила только лягушка» (процитировано из Википедии).

Фанфики[править]

Телесериалы[править]

  • «Сверхъестественное» — противниками братьев нередко становятся языческие боги, которые действительно зачастую те ещё мрази, к тому же с удовольствием принимают кровавые человеческие жертвы от своих последователей, а если таковых нет, добывают жертвы сами.
    • Ангелы ещё могущественнее, чем языческие боги, и сволочизм у них особый, ангельский. А чего ждать от небесных воинов, если они были оставлены Богом и вынуждены сами строить внутреннюю политику, одновременно пытаясь реализовать Его план — в том числе конец света?
  • «Super Sentau», а конкретно Дайдзюджин — тот случай, когда сценаристы пытались создать светлого властелина, а получился мерзавец. Для него нет проблем в том, чтобы издеваться над Зюрейнджерами, маскируя это под тесты. А его мало чем обусловленная ненависть к Бураю даже после поворота последнего направо не выдерживает никакой критики. Он не только отобрал у Зюрейнджеров их силы, когда те попытались спасти Бурая, он еще и соврал о способе спасти его, что привело к огромному количеству проблем, которые можно было бы избежать, скажи он правду с самого начала.
  • «Странствия Геракла» и спин-офф о Ксене-Зене — педаль в пол, только один Бальдр скандинавский показан более-менее положительно. Царя Гильгамеша боги вообще довели до того, что он пошёл служить демону Дахаку.
    • И чем плоха Афродита, например?
  • «Три жизни, три мира: Десять миль персиковых цветков» — педаль в пол: боги прокляли жену короля демонов невозможностью родить здорового ребёнка, в итоге отчаявшаяся королева, которая наконец с невероятным трудом (чуть при этом не умерев) родила ребенка, и узнав про то что он нежизнеспоспособен, принялась убивать мелких богов и бессмертных с целью перегнать их тела в целебный эликсир для своего сына (на самом деле дочери), и по итогу она едва не спровоцировав вторую войну между богами и демонами.
    • следует сказать что боги имели вескую причину для такого наказания, изначально королева была одной из бессмертных но приняла сторону демонов и сообщила тем диспозицию армии Небес, что стоило жизни многим солдатам богов.

Кино[править]

  • «Шазам! 2: Ярость богов» — дочери Атланта. И если Антея показана как минимум сострадающей человечеству, то её старшие сёстры Геспера и Калипсо готовы убивать их без задних мыслей. Причём, первая — из принципа (но не лишена стандартов), а вторая — ради забавы.

Мультфильмы[править]

  • Советские мультфильмы А. Снежко-Блоцкой по древнегреческим мифам, особенно «Прометей». Несмотря на определённый процент идеологии в духе «Иисус партия одобряет», некоторые боги получились, в целом, немногим лучше, чем в мифах-первоисточниках, и до вопиющего неканона очень далеко.
  • «Полный расколбас» — люди с точки зрения живых продуктов питания. Действительно, кому понравится, когда вместо вечного блаженства за пределами супермаркета тебя ждут мучительные пытки и пожирание заживо? Справедливости ради, люди просто не воспринимают пищу как живых существ (кроме обдолбавшегося наркомана, да и то ненадолго), а легенду про «вечное блаженство» специально придумали нескоропортящиеся продукты, чтобы успокоить страхи остальных.

Мультсериалы[править]

  • RWBY — напополам со Что за идиоты! Чуть не поругались из-за одной наглой девки, уничтожили единственное общее творение и свалили, поджав свои драконьи хвосты, когда запахло воинствующими атеистами.
    • Бог Света (старший брат) — тряпка, тешится иллюзией контроля и мнит себя «первым среди равных». Отказал наивной девушке в воскрешении любимого на основании собственного «правила». Вот только он забыл обсудить это «правило» с братом, который оказался не против. И как же поступить с девушкой? Признать свою ошибку и помочь? Простить и отпустить? Дать брату её убить? Нет, лучше нести добро и свет до конца — пусть живёт пока не поймёт тупости божественного замысла!
    • Бог Тьмы (младший брат), как и положено, редкостный мудак и садист. Хотел помочь обнаглевшей девушке, которая посмела просить его о воскрешении любимого, но обиделся, что он у неё не первый в списке. Уничтожил всё человечество, обидевшись на нападение нескольких десятков ополченцев, сломал Луну и улетел в неизвестном направлении.
    • Светлый, чтобы совсем всё усложнить, в тайне от брата реснул человечество без средств к существованию и оставил его на растерзание существам Гримм. Да, и не забываем об озлобленной и лишённой остатков человечности де-факто бессмертной бабище, которая на голову выше всего остального мира, управляет этими самыми Гримм, ненавидит и стремится убить всех человеков. А ещё закинем четыре макгафина и реснем её любимого с проклятием бесконечного перерождения, чтобы нёс волю Нашу! Действительно, что же может пойти не так?
      • И это людям ещё повезло, что Тёмный сыграл в обиженку, а не нёс треш, угар и содомию до конца. Он бы мог после всего этого убить девку, а её хахаля воскресить. Такой разрыв шаблона захлестнул бы и мир живых, и мир мёртвых!
  • «Равноденствие оникса» — индейские боги, питающиеся кровью (см. выше раздел про мифологию), чья жажда крови выросла, и некоторые из них просто устроили резню, с чего и стартует сюжет.
  • Wakfu и Dofus — пантеон Мира Двенадцати. И если в Вакфу об этом известно только со слов Братсва Забытых, которые те ещё ненадёжные рассказчики, то в Дофус своими глазами можно убедиться, что Экафлип не особо приятная личность. Превратить послушников своего храма в животных за то, что не пренесли ему чего интересного? Запросто, и похоже расколдовать не собирается. А что боги вытворяют в комиксах и прочих ответвлениях! Кра ослепила собственную дочь за то, что та более меткий стрелок, Фека ударила (а возможно и прибила) художника, который не смог нарисавоть ей картину животины гобола. История Садида, его Куклы Лакримы и пьяного Йопа это вообще кошмар! Один бог по пьяни изнасиловал живую куклу, второй ее создатель попытался уничтожить получившиеся в итоге дитя прямо в животе беременной куклы, а потом просто бросил ее, как ненужную игрушку. У несчастной Лакримы от такого рассудок не выдержал… А потом эти товарищи вообще свалили из мира фиг пойми куда, оставив его на произвол судьбы и совершенно забив на все. После такого Братсво Забытых уже не кажется ненадежными рассказчиками.

Веб-комиксы[править]

  • Kill Six Billion Demons — помимо Демиургов (среди которых есть как отъявленные мерзавцы, так и не лишённые стандартов личности), надо отметить также богиню Аэсму, интриганку и завистницу.
  • Корейская манга «The God of Highschool» — педаль в солнце и дальше. ВСЕ Боги ЛЮБОЙ человеческой религии — это существа из другого мира, которые питаются человеческими молитвами, жертвами, жизнями, и с таким подходом, ВСЕ БОГИ — СВОЛОЧИ! Тут и греческие Зевс, Аид, Посейдон, Гера и Афина, и скандинавский Один и его валькирии (хотя у него есть стандарты и он скорее просто безразличен к людям, а не стремится им навредить), и китайский Нефритовый Император и Принцы Наотак (причём с императором интересный выверт — он был тем богом, который жил среди людей и управлял организацией, которая Джи поставляла энергию жертв для подпитки других богов, то есть порядочная сволочь, но по сравнению с остальными он ещё ничего — геноцидить людей не собирался, потому упорно не хотел пускать собратьев в мир людей) и буддийский Тахтахага, и индуистские Шива и Кришна, и христианские Михаил, Рафаил, Вельзевул и Сатана (да, ангелы и демоны тоже считаются за богов. Кстати, Сатане скорее, как и Одину, просто всё равно). А те, кого здесь называют демонами — это боги, которых свои же изгнали. И нет, не «из гестапо за жестокость», но известные 4 из 9 главных демонов хоть и лучше богов, но тоже не идеальны (Гаруда так вообще предатель и опять зачислен к богам, а лис страж, несмотря на принадлежность к демонам, добросовестно защищал главного бога, то есть не препятствовал его сволочной деятельности… Пока хозяин не избавился от слуги из страха перед его силой. Владыка Рогатого Скота вроде бы хорошая… Да вот в её королевстве на дальнем плане видно нешуточное рабство). Исключением являются только тот самый бог, который даровал людям главную фишку манхвы чарьек для защиты от божеств, за что свои же его и прикончили.
    • С Сунь Укуном произошло поднятие уровня доброты — в прошлом он был безответственным королём обезьян и одним из 9 демонов царей зверей, который задумал война с товарищами выше чисто от скуки, что почти погубило его народ. Только потом, когда он буквально реинкарнировал и задним числом вспоминал прошлую жизнь, он осознал, каким хреновым королём был.
  • «Воспитание дьявола» — главный гад истории бог Зевс, который по совместительству и является правителем Рая, пытался заставить сестру Геру ненавидеть собственного сына и потом сделавший все чтобы развязать войну между раем и адом.
  • «Эннеада» — практически все египетские боги.

Аниме и манга[править]

  • Пару раз данный троп встречался в работах Осаму Тэдзуки:
    • Принцесса-рыцарь — богиня Венера неоднократно строит козни влюблённым Сапфир и Францу просто потому, что сама хочет заполучить себе понравившегося юношу. Самое мерзкое, что при этом Венера даже не считает свои поступки подлыми и даже наоборот — она утверждает, что соперница и так должна быть благодарна ей за то, что не превратилась в уродину и что вообще осталась жива.
    • Юнико — а здесь Афродита вредит более прекрасной смертной сопернице, Психее, для чего похищает любимого единорога девушки.
      • Отдельное слово об экранизации 1981 года — целый пантеон богов приговаривает маленького единорожка к изгнанию на Холм Забвения, откуда никто никогда не возвращался. Только из-за того, что малыш Юнико своим даром приносить всем счастье якобы ставит под угрозу власть богов над людьми. А ведь могли и просто убить, но быстро передумали… потому что «если боги будут убивать — люди перестанут их любить» ©!
  • Берсерк — роль Бога с большой буквы тут исполняет Идея Зла — воплощение всего зла этого мира. Боги поменьше — архангелы у него на подтанцовках, причём каждый из них при жизни был великим грешником, ранее принёсшим Богу в жертву всех людей, которых он любит. А ещё он послал в мир тёмного Мессию, призванного обрушить Ад на Землю. И ему это удаётся. Причём намекается на то, что он создан самими людьми (этакое коллективное бессознательное)! Которые в мире Берсерка только и делают, что сражаются, убивают и насилуют. Таким образом получается, что ангелы и спасители в мире Берсерка именно такие, каких человечество заслужило.
  • Goblin Slayer — а вы думаете, кем являются боги в мире, который они используют для игры в Dungeons & Dragons?
  • «Благословение небожителей» — согласно местной космологии, достаточно выдающийся смертный может вознестись и стать божеством. Однако вознесение прибавляет сил, но никак не меняет характер, так что среди небожителей полно сомнительных личностей. Кроме того, чем больше у божества храмов и последователей, тем он сильнее, так что к людям они со временем начинают относится скорее как к ресурсу.
  • Toaru Majutsu no Index — Бог Магии Отинус уничтожила Вселенную по своей прихоти. Благодаря способности создавать и разрушать все, что она пожелает, Отинус рисует мир таким, каким она хочет, например: стирает из него все формы преступления, или боли, просто для того, чтобы сделать его более привлекательным, а не для тех, кто в нем живет. Также Отинус, относилась к продолжающемуся существованию Томы как к забавной игре, пока он действительно не стал ей доставлять неудобства. Она не боится угрожать, или причинять вред любому, кто причиняет ей хоть малейшие неудобства, будь то враг или союзник.
  • Kurohime — здешние боги, по сути своей, космические паразиты, высасывающие энергию целых планет. Людей на той планете, где происходят все события, они создали лишь затем, чтобы облегчить и ускорить этот процесс.
  • Kumo Desu ga, Nani ka? — фактически, все боги. Без исключений. Что администратор D, развлекающая себя интригами с судьбами смертных и загремевших в её угодья попаданцев, что сама же Шираори, которой вообще на всех плевать кроме себя любимой… Даже условно добрая Сариель, с чьего негласного позволения этот трэш и творится. Всего-то ей нужно было перестать поддерживать систему и дать этому миру умереть вместе со всеми его жителями, подарив им милосердную эвтаназию взамен существования на садистских условиях D, но нет же — она, как образец концентрированной в местном сэттинге добродетели, слишком сердобольна для этого.

Видеоигры[править]

  • «Аллоды»: демиург Сарн на самом деле — узник собственного мира, создавший и Свет, и демонов. Вторых — для неизбежного уничтожения Сарнаута. А загнал его туда бог тьмы Нихаз, персонаж драконоподобный и лавкрафтианский одновременно.
    • Сарнаут — мир-тюрьма для Сарна, созданный Нихазом. Сарн, дабы выбраться, создал жизнь на планете и эволюционным путём вывел разумные расы, чтобы они уничтожили мир (в итоге создал людей, у них почти получилось), но эти расы не захотели умирать и предали Сарна, в итоге тот создал демонов, как послушный и идеальных разрушителей. Свет же сотворил Нихаз, тёмный демиург, дабы жители того-что-осталось-от-мира могли выжить и убить Сарна. Потом мир решил уничтожить сам Нихаз, ибо «люди» решили, что своего мира им маловато, давайте-ка остальные завоюем, что не входило в планы Нихаза и жителей галактики. И ещё в этот мир вторгался машиноподобный Архитектор — Бог Порядка, желающий «упорядочить весь этот Хаос» и «сделать частью Целого». Пришлось-таки вытащить Сарна из тюрячки и сшибить с Архитектором — сработало, уничтожили друг друга.
  • Baldur's Gate: местный пантеон богов был составлен из таких отморозков, что те в конце-концов довели довели верховное божество Ао до ручки и тот просто насильственно вселил весь пантеон в смертные аватары и почти полностью лишил их сил. Пока он сменил гнев на милость, с полдесятка богов было убито в смертных аватарах и их место заняли обожествлённые смертные. Выжившим же по мнению Ао (речь у Уотердипа) изгнание пошло только на пользу.
    • Боги в пантеоне разные, как добрые так и нет. А отправил он всех(кроме Хельма) на первичный материальный план, из-за того что у него украли скрижали судьбы.
  • Bastion — в игре не очень видно, но только послушайте, что Рукс поёт про пантеон.
  • Diablo — с прикрученным фитильком. Боги (их роль играет местный Совет ангелов) не злодеи и — теоретически — даже не козлы, но среди них наличествуют все цвета спектра. Ауриэль и особенно Тираэль, способный пожертвовать собственной ангельской сущностью, людей любят; Итераэль ни рыба, ни мясо и в важных вопросах придерживается нейтралитета; Империй людей (и нефалемов, как опасных конкурентов) презирает и ненавидит соответственно, и даже странно, что протагонисту не пришлось его бить; а тихоня Малтаэль…
    • Человеки в данном сеттинге — это всего-навсего потомки смешанных браков ангелов и демонов, дезертировавших с войны. Их потомкам искусственно промыли мозг и лишили памяти и отняли былое могущество. Малтаэль додумался до того, что люди из-за смешанной природы, будучи носителями и злого начала, являются демонами, подлежащими уничтожению.
  • WarCraft — тоже с прикрученным фитильком. Титаны, конечно, добрые, мир упорядочили и Древних осадили… но ряд здешних рас стали разумными, а не големами-марионетками, чуть ли не вопреки их воле. Может, даже под действием тех же Древних или Круговерти Пустоты[5]. Но педаль в пол давит посланник титанов Алгалон Наблюдатель со своим Кодом «Омега». Прибыть, оценить степень заражения планеты Древними Богами и пересоздать[6] её в случае чего. Впрочем, учитывая новость о существовании титана Азерот, опасность совращения которого Древними Богами присутствовала, его меры выглядят как раз весьма оправданными.
« Я видел миры, охваченные пламенем Творцов. Их жители гибли, не успев издать ни звука. Я был свидетелем того, как галактики рождались и умирали в мгновение ока. И всё время я оставался холодным… и безразличным. Я… не чувствовал… НИЧЕГО! Триллионы загубленных судеб. Неужели все они были подобны вам? Неужели все они так же любили жизнь? »
— Алгалон Наблюдатель, просто исполняющий приказы богов.
    • Тролльи лоа. Требуют кровавых жертвоприношений (даже покровитель весьма положительного племени Чёрного Копья Бвонсамди — и тот очень рад, когда его служитель участвует в битве, и души погибших достаются ему), могут отобрать у тролля регенерацию, могут свести с ума видениями, могут, обидевшись на недостаточно крутые жертвы и недостаточно тщательные молитвы, послать видение о планах подконтрольного им племени врагу этого племени…
    • А Кровавый бог Хаккар сволочь даже по меркам самих лоа и троллей. Если учесть, что эту заразу срисовали с Кетцалькоатля…
  • Starcraft 2 — Амун. Зел-Нага, создатель протоссов и Сверхразума зергов, неожиданно оказывается ГлавГадом и финальным боссом в конце.
    • Уточнение: то, что он окажется главгадом — было очевидно начиная с Wings of Liberty, если не раньше. А вот кем он и правда неожиданно оказался — так это создателем протоссов.
  • Neverwinter Nights 2: Mask of the Betrayer. Традиционно местный языческий пантеон изображаются очень хорошо причёсанным в сравнении с теми же олимпийцами. Но данная игрушка намеренно фокусирует внимание на всех его — вполне каноничных и в настольном сеттинге — острых углах, и как результат светло-серые боги оказываются едва ли не угольно-чёрными.
  • Disciples: все боги — те ещё сволочи. Даже условно-добрый Всевышний далеко не белый и пушистый, особенно если вспомнить предысторию дьявола Бетрезена.
    • Тут несколько сложнее (и интереснее) — боги «злых» рас (нежити и демонов) изначально были как раз хорошими ребятами, но под действием обстоятельств обозлились и съехали с катушек. При этом боги «добрых» людей и гномов не имеют никаких оправданий, хотя, если вдуматься, именно они виновны во всём происходящем в Невендааре хаосе. Ну и как особый случай у нас есть Галлеан, который был, наверное, самым положительным из богов, пока не был предательски убит союзником. Спустя тысячелетия он вернулся… благодаря своей жене, превратившейся в Полное чудовище, среди прочего убившее немало детей самого же Галлеана. Попытки отвязаться от неё и навести хоть какой-то порядок в сильно изменившемся в худшую сторону мире закончились очень плохо, и бедняга начал сходить с ума (припадки и раздвоение личности прилагаются).
  • God of War: все боги — сволочи. Их предки-титаны тоже. Устроивший им геноцид Кратос же эталонный пример — в процессе сего благородного деяния устроил локальный конец света.
    • Скандинавские боги мало чем отличаются от своих греческих аналогов.
    • Не все. Аполлон ни разу в кадре ничего плохого не сделал, помогал Кратосу в приквелах, и просто не вмешивался в финале. Артемида всегда играла честно, не стала мстить Кратосу за убийство своей избранной, и судя по всему ушла с братом перед финалом. Гефест пытался защитить приёмную дочь. Афродита просто хаотично-похотливая. Да и многие другие боги, судя по всему, стали такими только из-за ящика Пандоры. Со скандинавскими сложнее, но и среди них есть неоднозначные персонажи. А вот Кратос — да, сволочь.
      • Ага, вот только стоит помнит ПРИ КАКИХ обстоятельствах он стал «сволочью».
  • Final Fantasy XII — Оккурии. Впрочем, как видно по Final Fantasy Tactics, восставшие против них лукави/эсперы ещё хуже.
  • Final Fantasy XIII — фал’си.
  • Final Fantasy XV — таки Астралы, при том что сами по себе они вполне адекватны. Но Ардин, Ноктис и Луна не дадут соврать, что они всё же сволочи. В первую очередь Багамут с его гениальнейшим замыслом насчёт спасения мира, но и мега-коза Левиафан, Шива, которую от бросания мира на произвол судьбы остановила невероятно светлая Луна, и Ифрит, который вообще чуть не уничтожил людей (справедливости ради, он тут единственный, кого реально можно понять) недалеко ушли.
  • Torment: Tides of Numenera — местные «боги» — это либо поехавшие после многих миллионов лет одиночества ИИ, либо последние выжившие представители древних (для людей сеттинга, будущих — для нас) высокоразвитых рас, либо же это учёные, которые смогли разобраться в древних механизмах и получили доступ к Инфосфере — очень далёкому потомку современного Интернета, содержащему сумму знаний за миллиард лет существования Земли и населявших её рас. И да — эти сущности, такие как Подоснова Табар, Цветение и Меняющийся Бог, являются сволочами высочайшей пробы.
  • Dragon Age — Древние Боги, которым тевинтерцы поклонялись человеческими жертвоприношениями. Хотя однозначно неизвестно, были ли они такими изначально, но сейчас, восставая в лице Архидемонов, однозначно злые чудовища (хотя кто знает, может быть, это скверна на них так действует).
    • Эльфийские Творцы. Современные эльфы такими считают Забытых — пантеон богов, который враждовал с Творцами, но как выясняется, Творцы были просто могущественными магами-королями с манией величия, а Забытые были то ли диссидентами, не желающими поклонения (по крайней мере один из них, и речь отнюдь не о Соласе), то ли чем-то хуже.
  • The Elder Scrolls — тут таких тоже очень даже много. Королева-мать Барензия даже предупреждает Нереварина: мол, опасайся богов с амбициями смертных… Это она по поводу Вивека и Альмалексии, конечно, но ко многим остальным тоже подходит. В том числе к Шеогорату — та ещё зараза (хотя, по меркам некоторых других Даэдра он ещё няша)!
    • Кстати дракон Алдуин, которого полагается грохнуть в Skyrim — одна из аватар Акатоша, бога-дракона, который создал Нирн… там с самого начала, видимо, всё неладно было…
      • Аватарой Акатоша его считают имперские теологи. Норды всегда знали, что это два разных дракона. Партурнакс также считает, что Алдуин не является Акатошем. А самое весёлое то, что в данном случае верны все версии одновременно — вот так тут всё запущено.
        • Алдуин не только не Акатош, он в принципе никакой не дракон и не обладает ни собственной волей, ни, скорее всего, даже личностью — это всё выверты восприятия примитивных существ. Алдуин — это основополагающий «природный» механизм, осуществляющий пересоздание мира, который срабатывает, когда накапливается слишком много противоречий. Мерунесу Дагону и Молаг Балу в одном из прежних воплощений мира хорошенько дали по жопе за попытки уничтожить Алдуина и заставили вечно искать и уничтожать скрытые ими осколки прежних миров.
  • Не к ночи помянутая игра о Сонике 2006 года: Солярис.
    • Впрочем, таким он становится только после Проекта Солярис, который должен был поставить его под контроль людей, а по факту разорвал на две части. До этого и после реткона Проекта вместе с нехилым куском временной линии Солярис никакого сволочизма не проявляет.
    • А в основной серии есть Хаос, защитник Чао. Не лучше Соляриса…
    • Вообще-то, Хаос не плохой, его довели до режима «всех утоплю». Именно что защитник Чао. Его выбесило, когда клан Ехидн напал на его храм, на маленьких Чао и попытались отобрать Мастер изумруд для победы в войнах. Тут любой разозлится. И после того, как Соник его победил, Хаос успокоился и спокойно ушел вместе с Чао и Тикал. Без провокаций сволочизма не проявляет.
  • «Годвилль» — игрок вполне может вести себя именно так по отношению к герою.
  • Dogar и Kazon из «Star Control 2».
  • Mortal Kombat — Старшие Боги. При этом они старательно корчили из себя «Силы Добра». Вы подумали, что они и вправду таковы? Подумайте ещё раз.
    • Впрочем, куда им до падшего бога Шиннока. Но это скорее другой троп: сатанинский архетип.
    • В концовке Рэйна (Mortal Kombat 11) выяснилось, что мразью был и эденийский бог Аргус. Он был любовником эденийки Амадии, а когда у них родился сын, Аргус скрыл его, чтобы избежать позора, что у него есть бастард. Амадии соврали, что Рэйн родился мёртвым, и она умерла от горя. Самому же Рэйну наплели, что мать бросила его при рождении. Кстати сволочность Аргуса была понятна ещё в Armaggedon, где он хотел уничтожить старый мир и построить новый- с помощью своих детей. В результате всё получил Шао Кан.
    • Тёмный Райден от Шиннока уже ничем не отличался, хвала Кронике, просуществовал недолго.
    • А вот сама Кроника — это сволочь на фоне даже остальных.
  • Divinity: Original Sin 2 — Семь богов. В целом положительные черты тоже проявляют, но мало того, что по сути являются вампирами Истока и смертные расы вообще сотворили, чтобы поглощать Исток с их душ, так ещё до сотворения мира заточили в Пустоту весь свой народ вместе с королём, чтобы иных конкурентов не было. В середине игры, сразу после удачной диверсии Даллис превращаются в обезумевших от жажды чудовищ и пытаются сожрать души ГГ и партии, от рук которых и погибают.
    • А их владыка, Король-бог, ещё хуже.
  • Warriors Orochi 4 — тут по-разному. Гея тут однозначно хорошая девушка (ну ладно, так она выглядит, на самом деле она бабушка Зевса). Афина высокомерная храмовница, пусть и не в такой степени, как следующие образцы. Арес возомнил себя великолепным мерзавцем и намеревался стать во главе человечества, предал Зевса насмерть и вообще даже после перехода на нашу сторону, он всё ещё оставался порядочной козлиной. Зевс уже конкретный мудак, манипулирующий людьми и собственными соратниками, чтобы посмотреть, смогут ли они противостоять Одину. Результатом таких выкрутасов стало воскрешение Орочи и полная вседозволенность Локи. Даже после перехода на сторону людей он не оставил своих приколюх, однажды заставив людей сражаться друг против друга за браслет, которого не было, или против призраков Орочи Икс. Один же тут даже хуже, чем в изначальной мифологии, ибо если тот всё-таки был меньшим злом, чем Хель, то этот опустился до апокалиптического маньяка, который стал таким из страха смерти.

Настольные игры[править]

  • Warhammer — очень и очень многие. В первую очередь, Боги Хаоса (присутствующие во всех версиях), педаль в асфальт так как являются сконденсировавшимся воплощением сволочных черт. Эльфийский/эльдарский пантеон тоже довольно неприятен, но уже в более классической манере. Особенно Кхейн. Особенно фэнтезийный. А также Горк и Морк, которые по сути те же орки, только боги.
    • Отдельно в фэнтези — вообще разные боги у разных народов, ибо СФК. Например, нехекарские вроде Сокта, Сахмет и особенно Усириана. А за скандинавских тут вообще боги хаоса.
    • Ещё более отдельно — Рогатая Крыса. Кхорн воплощает как безудержную резню, так и честь с выдержкой; Нургл — это смерть, разложение и отчаяние, и он же — стойкость, жизнь и жизнерадостность; Тзинч — не только ложь и манипуляции, но и мудрость и стремление к познанию; Слаанеш олицетворяет безудержный гедонизм и любое самосовершенствование, пусть даже и зигмарского проповедника, находящего словом (и молотом) путь в сердца самых ярых противников. У Рогатой Крысы хоть сколь-нибудь положительных аспектов нет. Вообще. Он просто хочет, чтобы скавены убили всех тварей и уничтожили мир.
    • Отдельно в сороковнике — К’тан (хотя бы потому, что фундамент для появления демонов, в том числе и вышеупомянутых Богов Хаоса, дали именно К’Тан) не лучше. Да и Его Пафосность, близость которого к божественному статусу подтверждается всё больше, тоже хорош.
  • Dungeons & Dragons, начиная с трёхсполовинной редакции. Ужас у холодильника с фитильком, потому что в официальных материалах на общий божественный сволочизм были только намёки. Богов много — есть откровенные добряки, есть козлы, есть полные чудовища, есть апокалиптические маньяки. А ещё есть Стена Вопящих Душ, которую создал злобный бог смерти Миркул в качестве соверщенного орудия пыток. Строительным элементом в ней являются, собственно, души неверующих смертных, которые сходят с ума и медленно поглощаются небытиём. После смерти создателя Стены ей всё равно продолжают пользоваться — и эта процедура не вызывает ровно никаких возражений со стороны даже самых добрых и сострадательных божеств. Актуальный законопослушно-нейтральный бог смерти вообще лицемерно судит каждого неверующего в Базилике Утраченных Надежд — с предсказуемым исходом. Просто всем божествам необходимо поддерживать свое существование, а метод любой сгодится. Именно этот элемент освещается в Neverwinter Nights 2: Mask of the Betrayer (см. раздел про видеоигры), но рассматривать игру сторонних разработчиков как канон в данном случае нельзя.
  • Одна из линеек Мира Тьмы Demon: The Fallen — все языческие боги на самом деле являются Привязанными к Земле, чрезвычайно могущественными демонами с высоким показателем Муки. В своё время они практически превратили человечество в свою кормушку, но потеряли большую часть влияния в процессе распространения авраамизма на западе и буддизма на востоке. Естественно, они до сих пор строят планы по возвращению былого могущества, не считаясь в процессе ни с какими потерями и жертвами.
    • Поправочка: не все языческие боги — Привязанные. Некоторые — могущественные вампиры. Некоторые — феи. У Квей-Джин есть еретическая дхарма, предполагающая выдачу себя за бога и получение ци через поклонение культа, то есть перегоняя Веру в Ци. Некоторые боги — просто офигенно крутые маги с очень большим Арете и точками Сфер выше пятой (к примеру, Осирис, который давно свалил с Земли на Дальние Берега и теперь разве что мумий иногда засылает, чтобы видимость контроля над ситуацией сохранять), а некоторые — умбральные духи, до которых маги-шаманы могут достучаться. Да, не все эти «боги» были сволочами, но статистика всё же в пользу заглавия статьи. Пожалуй, единственные из супернатуралов, кто вообще ни разу не претендовал на божественность — это Фера, оборотни… что не помешало волкам в своё время устроить резню среди других пород, выведя их в Европе почти под ноль, после чего начать короткую эпоху владычества волков-оборотней над людьми в режиме Третьего Рейха. А, ещё слабосильные Призраки, хотя верхушка их Иерархии вполне себе тянет по замашкам на богов пусть не среди людей, но хотя бы среди прочих призраков.
  • GURPS Fantasy II — божества Мэдланда. Не столько сволочи, сколько обладатели серобуромалиновой психологии, но местному населению от этого не легче.

Интернет[править]

  • SCP Foundation: сыграно ради смеха SCP-1541, древнее забытое божество, которое преследовало потомков его последователей. С помощью текстового сообщения. Пока пьян.

Примечания[править]

  1. Окстись, Тирион, он может оказаться не лучше, что даже в статье про Диониса написано.
  2. Ну точнее сволочи в основном только часто встречающиеся мифологические фигуры. Тот же Аид уже давно меметичен из-за того, что не делал ничего предосудительного в мифологии (с похищением Персефоны всё не так просто), но почему-то всегда злодей. Ещё стоит вспомнить Гефеста, Гестию и конечно же кучу мелких божеств типа Эрота.
  3. Надо заметить, что стоит отличать «исконную мифологию» (чёткого канона в язычестве нет и быть не может) от постепенно вытеснявших первые сказания доработок и переработок философов-рационализаторов и поэтов, которые могли быть даже атеистами (да, уже тогда, в античные времена). Впрочем, эти выдумки ведь тоже значимые культурные явления, наравне с «ядром» составляющие греко-римскую мифологию. А боги в ver 1.0 могут восприниматься сволочными в связи с изменившейся моралью.
  4. Впрочем, реальные финикийцы и карфагеняне обычно приносили в жертву ему мёртвых несовершеннолетних, дабы следующая жизнь их была более длинной и менее печальной, но это было уже сильно после написания Библии.
  5. Если автор правки правильно помнит Хроники Варкрафта, то разумными и мясными големы стали ровно из-за действий Древних Богов, которые наслали так называемое проклятие плоти. Причина тому — на сознание подконтрольных титанам големов по другому невозможно было влиять.
  6. Для тех, кто не понял: это значит «уничтожить и создать заново».