Боевой зверь

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Beast of Battle. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Медвежья кавалерия встречается в некоторых сеттингах, например, Warhammer и HoMM.

Боевой зверь, или, точнее, боевое животное — животное или какая-нибудь тварь, которая используется преимущественно в бою.

Человек — существо хлипкое. Но иногда умное. Например, зачем бить врага самому, если можно взять, допустим, слона, обвесить его бронёй, приделать лезвия к бивням (или пушку на спину) и отправить крушить вражескую пехоту? А уж тем более, не слона, а дракона, совмещающего в себе летучего разведчика, осадное орудие и тяжёлый огнемёт?

Вот так и появляются всевозможные боевые животные. Как правило, боевыми животными становятся травоядные — хищники мельче, достаточно ленивы, трусоваты и их сложнее прокормить. Впрочем, в вымышленных мирах этим мало кто заморачивается (существует и обоснуй: хищник в данном случае заколдован до состояния фамильяра, между ним и хозяином существует особая психическая связь, а корм для него синтезируется магически или — в злодейском варианте — поступает прямиком из темниц, где томятся пленные, и т. п.).

Часто боевые звери используются как скакуны, что уже само по себе серьёзно сказывается на их подготовке и приручении: обучают боевых зверей обычно с самого малого возраста (дикая тварь, скорее всего, попросту не позволит на неё сесть), и всаднику требуется установить определённый уровень доверия, чтобы эффективно пользоваться боевым зверем.

Небоевой вариант — не лошадь. Частный случай — драконий наездник.

Пересекается с тропом Неуправляемый питомец, но лишь отчасти, поскольку здесь зверушка действует в целом согласно хозяйской воле, а там — против или без ведома хозяина.

В чём отличие от ручного монстра[править]

Боевые звери — не ручные монстры. Они могут быть не менее агрессивны, столь же неразумны и обладать дурным характером, но — не всеми этими качествами сразу. Благодаря чему с ними возможно (и даже желательно) вести себя как с равным, боевым товарищем.

В какой-то мере их можно считать антиподами друг друга.

Примеры[править]

Литература[править]

  • «Властелин Колец» — назгульские виверны и харадримские мумаки. А также огромные варги — ездовые волки орков.
  • Ник Перумов «Кольцо тьмы»: тигроволки у армии Олмера Великого.
  • «Гарри Поттер»: гиппогрифы вполне могут быть боевыми зверями.
  • «Песнь Льда и Пламени» и телесериал «Игра престолов»: Робб Старк и Джон Сноу используют своих лютоволков в качестве боевых зверей. Возможно, что и Лохматика, лютоволка Рикона Старка, ждёт такое же будущее (в сериале не ждёт)[1].
    • Дом Таргариенов пришёл к власти в Семи Королевствах благодаря тому, что в качестве боевых зверей у них был не кто-нибудь, а драконы. На момент действия саги три последних дракона подрастают в далёком Эссосе, и два из них дожидаются своих хозяев; если не к шестой, то к седьмой книге драконы снова появятся на полях битв Вестероса.
  • Цикл Эдгара Берроуза о Джоне Картере: калот-ящер — собака, тот-ящер — лошадь.
  • Цикл Джона Нормана «Гор»: тарны — огромные хищные птицы, на которых ездят верхом. Тарны могут даже летать со всадником! (Гравитация Гора меньше земной, так что это не так дико, как кажется.) При этом они — опасные хищники и, в частности, используются в гладиаторских играх. Вместо лошадей тут тарларионы — здоровенные ящеры, есть также кавалерия на них.
  • Идейно близкая к «Джону Картеру» и «Гору» серия «Сага о Джандаре» Лина Картера — обитатели Танатора-Каллисто ездят на нелетающих ЧЕТЫРЁХНОГИХ птицах-тапторах, что-то вроде гиппогрифов.
  • «Хроники странного королевства» — граки Орк и Матрёна, прирученные Элмаром для себя и своего новоприобретённого друга Виктора Кангрема. Фишка в том, что граки считаются самыми опасными монстрами-мутантами на просторах постъядерного мира Каппа, и приручить их для верховой езды могло прийти в голову только такому обезбашенному приключенцу (хоть и с приставкой «экс-»), как Элмар.
  • Юрий Нестеренко:
    • «Крылья» — в качестве коней используются тйорлы (изображён на обложке книги), а в качестве сторожевых собак — крупные четвероногие птицы тйарвы (а вот в качестве ездовых собак — совершенно другие существа, цуцапи, видимо, что-то вроде лисиц или соболей, которых запрягают в упряжку сразу по 12 или по 16).
    • «Время меча» — в основном вся фауна та же, что в нашем мире, но в восточных степях уцелели динозавры, которых использовала Ургунская империя и образовавшееся после её захвата кочевниками Тургунайское ханство. Однако, как и боевые слоны в реальной истории, боевые ящеры лишь грозны на вид, а в сражении легко пугаются, не держат строй и причиняют больше вреда своим, чем противнику.
  • Стерлинг Ланье, «Путешествие Иеро» — главный герой перемещается по миру на спине огромного ездового лося. Участие в боёвке прилагается.
  • Вера Камша:
    • «Crataegus Sanguinea. Время золота» — посчитавшие себя сильно умными гномы попытались превратить в боевых животных захваченных в ближайшем монастыре лошадей. Их ждал грандиозный облом: кони оказались чересчур норовистыми. К тому же гномьи знания о верховой езде можно уместить в предложение «всадник сверху, лошадь снизу».
  • «Отблески Этерны» — бакранская козлерия.
  • Алексей Иванов, «Сердце пармы» — вогульские (мансийские) боевые шаманы сражаются верхом на лосях, причём на каждом звере сидит по двое всадников. Описано как нечто жуткое, учитывая, что лось гораздо крупнее распространенной в сеттинге татарской лошади (а для пехотинцев лосиные всадники попросту недосягаемы), и в целом это весьма необычно. Слово Божие уверяет в достоверности, однако бывало ли такое ИРЛ — неизвестно. Хотя лося возможно приручить, но он недостаточно вынослив, чтобы ходить в упряжке или под седлом.

Кино[править]

  • «Хоббит» Питера Джексона: знаменитый лось Трандуила (на самом деле — большерогий олень, Megaloceros giganteus; в нашем мире вымер около 10 тысячелетий назад), а также ездовой кабан Даина. Оттуда же большие горные козлы, используемые гномами в качестве кавалерии и впряжённые в колесницу.
  • «Аватар»: боевые драконы и некоторые представители наземной фауны.
  • «Звёздные войны». На Ондероне долгое время существовали «звериные наездники» («Beastriders»), которые могли использовать как наземных животных, так и неназванных летающих скатов. И с прикрученным фитильком — боевые дроиды «василиск». По виду — гибрид шагающего танка и штурмовика или истребителя. ИИ и повадки — нечто среднее между лошадью, боевым слоном и собакой, обращаться с ним надо было соответствующим образом. Василиск неразумен, даже маленькие дроиды-астромехи во много раз умнее его, но он крайне чуток к эмоциям и мыслям хозяина и был «будто продолжением его тела».
  • 300 — боевые слоны и носорог персов.

Мультсериалы[править]

  • «С приветом по планетам»: зворнаки.
    • Кто такие, чем знамениты?
  • «Хи-мен и повелители вселенной»: Подлиза/Боевой Кот.
    • А также Дух/Быстрокрылый — пегас его сестры Ширы.
  • «Охотники на драконов»: ездовой дракон Зории по имени Мечта.
    • Иногда на что-то такое храбрится крошка Гектор. Как правило, выходит «не очень», а вносить действенный вклад в охоту получается, в основном, хитрыми тактиками.
  • «Погонщики динозавров» — именно то, что написано на упаковке.
  • «Кибер-шесть» (1999)
    • Разумный генетически модифицированный пантер Базис-седьмой. В эпизоде «Базис-7 и Джулиан» (2 серия) он был послан злобный нацистским генетиком фон Рихтером для убийства заглавной героини, но в итоге совершил поворот направо и стал ей другом, напарником, питомцем и братом в одном лице.
    • Среди монстров недели тоже нередко встречаются боевые звери: гигантский наутилус (4 серия), стаи обычных птичек под управлением человекоподобного птице-мутанта (6 серия), искусственно созданные псы-ищейки и целый цирк разнообразных механических животных (11 серия). Ну и на закуску медуза-камикадзе размером с небольшой (но в то же время и не маленький) остров, способная снести своим взрывом целый город (13 серия).

Комиксы[править]

  • «ElfQuest» — у Вернувшихся это прирученные огромные лоси с надетыми на рога стальными наконечниками; у Парящих — гигантские хищные птицы, самые смертоносные из «боевых зверей», в чём убедились Волчьи всадники; у них самих же волки — скорее семья и часть их племени, чем боевые животные, но в стычках с людьми их симбиоз был очень кстати. У Солнечных же эльфов, как у предельно мирного народа, боевых зверей не было.
  • «Русы против ящеров: Месть Дрочеслава» — у заглавного древнего Руса есть покрытый рунами ездовой медведь, знающий команду «Дракарис»!

Видеоигры[править]

  • Age of Wonders: гномы перемещаются на кабанах и огромных кротах, гоблины — на волках, вивернах и гигантских жуках, кочевники (видимо, азраки из первой части) помимо лошадей активно используют слонов, верблюдов и птиц Рух, валькирии архонов летают на пегасах, амазонки эльфов седлают единорогов, тиграны катаются на саблезубых кошках, полурослики — на пони и гигантских орлах, фростлинги — на снежных волках и мамонтах, сироны же ездят на динозавриках а-ля паразауролоф, а теневые демоны — на ездовых жуках. Ящеролюды из первой части применяют огромных черепах для транспортировки осадных орудий по воде, а сами резво скачут верхом на… гигантских лягушках.
  • ParaWorld — огромный выбор боевых динозавров. А также прочей древней живности (например мамонтов).
  • Heroes of Might and Magic. Грифоны Замка.
    • В третьей части гоблины ездят на волках, а орки — на кабанах. Эльфийки — на пегасах.
      • В фанатском моде A Wake of Gods единороги — внезапно! — боевые звери… гномов.
    • В четвёртой части у героев каждой фракции уникальный скакун. У Жизни и Порядка — обыкновенная лошадь, у Смерти и Хаоса — подходящий по фракции кошмар, у Природы — почему-то зебра, и только варвар бегает на своих двоих.
      • Грифоны переехали в замок Природы и теперь конкурируют за место существа 3 уровня с единорогами. На первом уровне там же волки, а на втором — почти бесполезные белые тигры.
    • В пятой части — аналогично. У людей конь, у некромантов его скелет, у волшебников слон, у гномов тоже, но мохнатый, у лесных эльфов единорог, у тёмных мелкий тираннозавр, у орков овцебык, а шкандыбать пешком досталось демонам.
      • Дрессированного зверья тоже хватает. К людям вернулся грифон, у демонов завелись адские скакуны и кошмары, у орков виверны и паокаи, у гномов есть наездники на медведях, у тёмных эльфов — на ящерах, да ещё гидры. Ну и драконы, присутствующие аж у половины фракций в качестве семиуровневого монстра.
  • Во вселенной Fallout именно таково происхождение Когтей смерти — фирменных монстров серии, трансгенных ящеров-мутантов. Они создавались как боевые звери для армии США, но разбежались и расплодились после того, как США перестали существовать (хотя потом организация-правопреемник правительства США — Анклав — и пыталась безуспешно вновь поставить их под свой контроль). В секретной лаборатории «Большая Гора» выводились и другие виды трансгенных зверей — ночные охотники и касадоры, которые потом также разбежались и расплодились.
    • Впрочем, Когти смерти, как мы узнаём ко второй части, разумны, так что считать ли их «зверями» — это вопрос. Хотя их используют в качестве таковых: например, мутант Мельхиор во второй части (похоже, он их приручил) или зверомаги в Тактиксе (эти действуют путём шантажа, держа в плену смертокогтовскую матку).
    • Вышеупомянутый Мельхиор также может натравить на протагониста целый зоопарк своих питомцев: до смертокогтов он пускает в бой крыс, ящеров и летунов. А не менее вышеупомянутые зверомаги кого только не водят с собой: ос, тараканов, волков, а ещё используют в качестве гранат особых взрывоопасных божьих коровок.
    • И, конечно, собаки протагонистов (и не только: у злого рейдера Дариона во второй части тоже есть собака-кусака). Также главный герой может временно побродить с чужими животинками: собакой Лэдди и брамином Бесс (и та, и другая — в Модоке), которые в случае драки будут сражаться на его стороне в меру своих сил. Кстати говоря, пресловутую собачку-неудачку тоже можно использовать в качестве оружия, если игрок знает, как обращаться с особенностью «Jinxed»: её эффект действует не только на протагониста, но и на его врагов.
  • Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura — Собака, в девичестве «Бесценный болван». На высоких уровнях прокачки способна в одиночку пустить клочками по закоулочкам пару крупных монстров или целую пачку мелких. На низких иногда критически промахивается и откусывает себе голову.
  • Sacred 2 — у каждого класса есть возможность раздобыть собственного боевого зверя: тигр у серафимы, виверна у высшей эльфийки, варан у дриады, цербер у воина тени, паук у инквизитора. А стражу храма животное не дали, ему достался мобикулум — одноколёсный байк, почти как у Гривуса из Звёздные войны.
  • Pillars of Eternity — сопровождает следопыта.
  • Dragon Age — мабари, особая порода боевых псов, распространённая в Ферелдене и среди племён Авваров, используются также отрядом наёмников «Воины пепла». Помимо отличных бойцовых качеств, отличаются умом и сообразительностью.
    • А несколько веков назад Серые Стражи летали в бой на грифонах (с тех пор грифоны вымерли).
    • Инквизиция: драколиски. По внутриигровому описанию эти красавцы — нечто среднее меж боевым зверем и ручным монстром. На геймплеее это не отображается никак.
  • Royal Quest — кроки (нечто вроде хищного страуса), ирексы (крылатые двуногие ящеры), сары (тоже ящеры, но другого вида), много пород премиум-зверья для донатеров, а также ездовые хаулы гоблинов.
  • Minecraft — скелеты ездят на костяных лошадях и пауках, а зомбодети — на… курицах (а на Бедроке вообще почти на всех животных). Сам герой, помимо лошадей, может оседлать свинью и даже управлять ею, взяв в руки удочку с морковкой. Кроме того, можно завести одомашненного волка для помощи в бою с враждебными мобами, а прирученный оцелот отпугивает криперов.
    • Впрочем если эти существа на боевых не тянут, то Разоритель разбойников уже действительно страшная тварь.
  • WarCraft же! В этой вселенной можно ездить верхом на всём, что бегает, летает, плавает и может выдержать вес гнома. Существует и кавалерия, специфическая для каждой расы (у орков — волчья, у ночных эльфов — кошачья, и т. д.) А вот в World of Warcraft для игроков действует правило «Для боя нужно спешиться».
    • Боевые питомцы охотника. Некоторые игроки за ханта отмечают эмоциональную связь с ними (особенно до отмены показателя Настроение).
    • Мини-петы aka здешняя версия покемонов (начиная с Cataclysm). Дерутся между собой, но среди них есть и довольно серьёзные по облику товарищи.
  • Snail Battles — заглавная гигантская улитка.
  • Diablo — целый зверинец у друида: волки, медведь, вороны и нечто неведомое под названием «лоза» (растение с повадками хищного червя).
  • Dwarf Fortress — полно их, начиная собаками и заканчивая драконом.
  • RimWorld — животные (а приручить можно абсолютно любых) в этой игре делятся на шесть типов: маленькие и бесполезные (кошки, зайцы, крысы, черепахи, йоркширские терьеры и так далее), способные к переноске предметов (более крупные собаки, волки, медведи, слоны и иже с ними), ходячие источники шерсти (верблюды, муффало, альпаки и мегатериумы), источники молока (муффало и коровы), птицы, годящийся только на мясо скот (олени, козероги и прочие) и вьючные животные (верблюды и муффало). Представителей всех категорий, кроме первой и некоторых из второй, можно использовать в большом количестве против врагов без автоматического оружия или взрывчатки. В этом случае необходимость отправлять в бой поселенцев может полностью отпасть. Можно ликвидировать угрозу жуков с помощью стада приручённых муффало (гибрид буйвола, быка и яка), понеся среди животных не такие уж большие потери.
    • Отдельно стоит отметить особо крутых боевых зверей, которых очень трудно приручить, но которые сметают всё на своём пути: это мегатериумы и трумбо. Последний плюёт даже на гранаты и пулемётный огонь, в то время как сам он может убить противника одним ударом.
  • Warframe — собаки-Кубрау и кошки-Каваты у Тенно. Гриниры тоже разводят свои породы данных зверей.
  • ARK: Survival Evolved — можно приручать многие виды древних животных, в том числе и таких, которые опасны.
  • Plants vs. Zombies — зомби используют в качестве транспорта и оружия разных животных от куриц до динозавров. Последние кстати по какой-то причине зомби не являются.
  • Far Cry Primal — все хищники, прирученные Таккаром. Волки и дикие собаки полезны на охоте, ягуары, леопарды, пещерные львы и саблезубые тигры нужны для засад, а барсуки и медведи пригодятся в открытом бою.
    • Мамонтов, бурых медведей и саблезубов можно использовать как транспорт, изучив специальные навыки.
    • Сову можно обучить метать бомбы и нападать на врагов. Также она служит главным разведчиком.
  • «Чёрная книга» (2021) — гигантский паук Черань для колдуньи Пряхи. Если (а точнее — «когда», поскольку иных вариантов развития событий нет) Василиса сможет пробраться мимо паука и не поддастся на уговоры его хозяйки, то Пряха нападёт на неё верхом на Черане. Паук настолько огромен, что на его спине спокойно помещается целый трон с колдуньей.

Визуальные романы[править]

  • Rewrite — практически любой фамильяр, учитывая, что их любят делать на основе животных.

Настольные игры[править]

  • В Dungeons & Dragons и играх-наследниках некоторые классы могут завести себе такую зверушку. Особенно этим знамениты друид и рейнджер.
  • Warhammer Fantasy Battles — Грифоны Империи, ездовые драконы, мантикоры и ездовые ящеры Холодные (Cold Ones) Тёмных эльфов, выверны у орков, скаковые медведи Кислева.
  • Warhammer 40,000. Круутские псы, круутоксы и кнарлоки.
    • Стоит отдельно отметить Сквиггота — огромную разновидность обычного сквига, которая может оказаться размером «всего-то» с танк, а может вырасти по колено Титану. Буйствует, жрёт и давит врагов во время боя, пока орки, сидя у неё на спине, с хохотом стреляют во все стороны.
  • «Берсерк — вселенная магических битв». Некоторые персонажи изображены верхом на различных боевых зверях. Самый известный пример, с медвежьей кавалерией — см. иллюстрацию.

Реальная жизнь[править]

Примечания[править]

  1. В сериале вообще, из-за нехватки бюджета на спецэффекты, от Лютоволков избавились: либо убили (Лохматик, Лето), либо задвинули на третий план (Призрак, Нимерия).