Божественный музыкант

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
«

В года разлук, в года сражений, когда свинцовые дожди лупили так по нашим спинам, что снисхождения не жди, и командиры все охрипли… тогда командовал людьми надежды маленький оркестрик под управлением любви.

»
— Булат Окуджава
« так хорошо сыграл на флейте

второй механик константин что крысы с боцманом обратно позалезали на корабль

»
— Пирожок с тропом

Музыкантов много. Они могут играть сносно, хорошо, отлично, замечательно, блестяще… Но этот… Все эпитеты будут бледны для его игры. Потому что он играет божественно!

Если сеттинг у нас реалистический, то вовсе не обязательно, что он получил свой талант напрямую от бога. Но впечатление, которое его музыка производит на людей, всё равно будет потрясающим. Если же сеттинг мифологический, сказочный, фэнтезийный — наверняка его дар божественен в прямом смысле (а то он и сам — бог). И тогда он сможет усмирять зверей, воскрешать мёртвых и останавливать полчища врагов.

Субверсия, если музыкант продал душу дьяволу. Играет-то всё равно божественно, лучше любого смертного и вызывает музыкой иные миры, только не к добру это

Противотроп — Ужасный музыкант.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Греческая мифология:
    • Орфей — пожалуй, кодификатор. Аполлон подарил ему золотую лиру, с помощью которой можно было приручать диких животных, двигать деревья и скалы. Когда он исполнял свою музыку в подземном царстве, даже духи мести эринии (фурии) прекратили пытать души и от красоты его музыки расплакались кровавыми слезами. Современные исполнители могут только мечтать о столь брутальных поклонницах…
      • Сам Аполлон, покровитель певцов и музыкантов, тоже играл на кифаре.
      • Там же: лесной дух Пан (у римлян — Фавн) любил играть на свирели. Причём не жутко, как можно было подумать, глядя на самого Пана, а очень даже прекрасно. По крайне мере лесным нимфам нравилось.
  • Библия — Давид успокаивал гневливого и жестокого царя Саула игрой на арфе (точнее, кинноре): «и дух злой отступал от него» (короче царя «отпускала» депрессия). А всё потому, что играли-то тогда в основном религиозные произведения: псалмы, гимны, молитвы… Так что Давид здесь — на самом деле божественный.
    • Там же, с прикрученным фитильком — о взятии Иерихона: «И вострубили в трубы, народ восклицал громким голосом, и от этого обрушилась стена до основания».
  • Старый верный Вяйнямёйнен, буквально маг-музыкант буквально божественного происхождения. Творчество меняет реальность в чистом виде.
  • В современных интернетах под понравившимися треками часто шутят: «Кто-то выбил мне окно кирпичом, чтобы лучше слышать песню». Или так: «я дал послушать это своему коту, он превратился в тигра».

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • Александр Куприн, «Гамбринус» — необычно. Еврей Сашка, обожаемый моряками и рыбаками скрипач из обычной одесской пивнушки, был искалечен полицейскими. Он больше не может играть на скрипке, но научился на окарине. «Наивная свистулька пела на языке, к сожалению, ещё не понятном ни для друзей Гамбринуса, ни для самого Сашки: — Ничего! человека можно искалечить, но искусство всё перетерпит и всё победит».
  • «Хроники странного королевства» — Эль Драко, Золотой голос Мистралии. Причём на прекрасный голос, мастерство игры и несомненный талант накладывался ещё и дар двухсторонней эмпатии, позволявший во время концерта «заразить» своими чувствами весь зал.
  • «Носитель культуры» Вячеслава Рыбакова — Музыкант. Заглавный «носитель культуры» — это не он.
  • Цикл «Безумие Бардов» Иара Эльтерруса. Собственно, Безумные Барды — организация, направляющая развитие Мультивселенной в нужное русло с помощью музыки. Набирают пополнение из разумных существ с разных миров, в частности, одним из них после своей (мнимой) смерти стал Виктор Цой.
  • Метавселенная Рудазова:
  • Мария Семёнова, «Братья» — гусляр Крыло. Сквара, в общем-то, тоже подходит со своим «крылатым» голосом и способностью освоить любой музыкальный инструмент.

На других языках[править]

  • Генри Лонгфелло, «Песнь о Гайавате» — Чайбайабос, у которого певчие птицы учились петь.
  • Х. К. Андерсен, «Соловей» — собственно соловей. В финале своим пением прогоняет от императора саму Смерть.
  • Гастон Леру, «Призрак Оперы» — Кристина.
    • Самого Призрака можно отнести как к этому тропу (музыку любит до безумия и ею никому вреда не приносит, Кристина называет его «Ангелом музыки»), так и к противотропу (совершает нехорошие поступки).
  • «Сильмариллион» — таких много, особенно среди эльфов. Музыка вообще у них в фаворе, — что и неудивительно, учитывая её роль в сотворении мира. Особенно выделяются Маглор (прозван Песнопевцем), Даэрон (тоже прозван Песнопевцем), Лютиэнь (прозвана Соловьём) и Финрод. Последний — ещё и несёт много черт от образа мессии.
    • И сам Эру Илуватар. Куда уж божественнее…
  • «Музыка Эриха Цанна» Лавкрафта. Эрих Цанн своей божественной скрипкой вызывает самих Древних!
    • Рассказ множество раз упоминается в поп-культуре, а немецкая прогрессив-метал-группа Mekong Delta записала целый альбом The Music of Erich Zann.
  • Джанни Родари, «Приключения Чиполлино» — профессор Груша. Только скрипка его, тоже сделанная из половинки груши, чрезвычайно уязвима к внешним воздействиям — фальшивит от единственной севшей на деку мухи. А уж если, не приведи Г~дь, зачервивеет…
  • Ллойд Биггл-младший, «Негромкий голос труб» — Тор и некоторые другие музыканты. Педаль в пол: они круты даже по меркам цивилизации, основанной на восхищении красотой во всех её проявлениях и воспринимающей феноменальные для землян произведения искусства как само собой разумеющееся.
    • У него же — «Музыкодел». Музыкант был настолько божественный, что сверг медиаимперию, монополизировавшую право на музыку за рекламой, и возродил в человечестве интерес к искусству. Впрочем сам пострадал…
  • Марина и Сергей Дяченко, «Алена и Аспирин»: так называемая Алёна — девочка мистического происхождения, сводящая людей с ума своей игрой на скрипке.
  • Орсон Скотт Кард, «Соната без сопровождения» — главный герой. В антиутопическом обществе, где запрещено хоть немного отклоняться от курса.
  • Патрик Ротфусс, «Хроники убийцы короля». Главный герой Квоут — один из лучших лютнистов в мире.
  • Т. Пратчетт:
    • «РОКовая музыка» — Дион Селин. И как фронтмен рок-группы, и как арфист.
    • «Дело табак» (в другом переводе «Понюшка») — гоблинская девочка Слёзы Гриба. Тоже, кстати, изумительная арфистка.

Телесериалы[править]

  • Lucifer — отец Фрэнк Лоренс. Чуть менее квалицицированный, зато периодически радующий зрителей на протяжении всего показа (возможно, с щепоткой зловещести) — сам Люцифер к концу пятого сезона прокачивающийся до божественного уровня буквально. В другом смысле и опосредованно — сам Бог как выяснилось в 5-м сезоне, любящий магически спровоцировать на музыку других.

Мультфильмы[править]

  • Грузинский мультфильм «Талант». В руках одухотворённого, одарённого изготовителя воздушных шариков гуделки, прикреплённые к ним, играют прекрасную музыку и наполняют вдохновением души всех, кто её слышит, так что мир вокруг становится лучше. А в руках мелочного, косного торгаша, озабоченного лишь наживой, те же самые гуделки лишь мерзко пищат.
  • Забыл название мультфильма: группа индейцев-джазменов смогли призвать дождь во время засухи, чего не получалось у шамана. Просто тучи пришли послушать музыку….

Мультсериалы[править]

  • «Металапокалипсис»: в одной из серий Dethklok в полном составе (почти) продали души демону блюза, чтобы научиться играть что-нибудь ещё, кроме металла.
    • А в серии Deathroll вызвали (и затем усыпили при помощи «дедушкин гитара») древнего и очень злобного финского тролля Мустакракиша!
  • «Футурама»: дважды таким становился Фрай — когда носил в своём организме «суперчервей» и когда махнулся руками с Робо-дьяволом.
  • «Симпсоны» — Лиза Симпсон.
    • Зигзагом — в 23-м сезоне в серии про будущее Мегги стает успешной и популярной рок-певицей. Однако зрителям не дают насладится голосом, поскольку из-за беременности той нельзя говорить.
  • Мой шумный дом — Луна Лауд. В серии «Наша громкая музыка» — педаль в пол, особенно когда ей кажется, что и остальные члены семейства Лауд начинают петь.

Аниме и манга[править]

  • Rave Master — Риша Валентайн, она же Элли. Конечно, не музыкант, а танцовщица, но тем не менее под троп подходит: своим танцем, безо всякой магии (которой у неё тоже в достатке), очаровала легендарного гигантского змея (ДВАЖДЫ) и заставила закоренелого нарцисса и эгоиста из числа злодейского кордебалета сделать поворот кругом.
  • Rozen Maiden — Канария. Героиня тропа пополам с «ужасным музыкантом»: играет она прекрасно, но только вот сверхмощные звуковые волны способны причинить неприятности различного масштаба — от простой крови из ушей до разрушения целого дома и даже до вызова локального урагана.
  • B: The Beginning — Коку великолепно играет на скрипке. Его начальник (отец Лили Хосино) даже говорит ему, что Коку следовало бы играть на большой сцене на скрипках, а не чинить их.
  • One Piece — Брук. Прекрасно играет на скрипке, пианино и вообще на всём, на чём можно играть; способен одной только музыкой подтолкнуть толпу неприемлющих насилия людей защищать свои земли с оружием в руках. После таймскипа поднял уровень мастерства и теперь буквально умеет зачаровывать музыкой, создавая для слушателей реалистичные иллюзии. Что особо доставляет, внешне при этом выглядит как противоположный троп.
  • «Придворный оркестр марионеток» — главные герои. В этом сеттинге музыка — единственное, что может убивать зомби-кукол гиньолей, так что волшебная она в самом прямом смысле. Но и само по себе звучание завораживает… насколько, конечно, можно судить по картинкам в манге.
  • Звуки Небес — Илия Аркадия и Рио Казумия.

Видеоигры[править]

  • The Legend of Zelda — здесь музыка обладает волшебными свойствами, и с её помощью можно вытворять всякое колдунство. Например, поменять время суток и направление ветра, телепортироваться и даже путешествовать во времени. Так что по ходу игры Линку придётся отыгрывать и эту роль.
  • The Bard’s Tale, старая добрая… Сам Бард. Не только классно играет на лютне, но и может вызывать этой игрой целую кучу помощников — крайне полезных, между прочим.
  • Brutal Legend — да вся игра об этом!
  • Genshin Impact — играющий на лире Венти, причём, божественный в прямом смысле.
  • Dead by daylight - Кейт Дэнсон. Со временем, как она сама считала, начала терять навыки, но попав в мир Сущности восстановила их.

Визуальные романы[править]

  • Long Live the Queen: прокачав навыки пения и игры на музыкальных инструментах, можно стать таким персонажем. Элоди-музыкант может подтолкнуть главгада к повороту направо.
  • Бесконечное лето - Мику, глава и единственный член музыкального кружка, куда периодически пытается заманить хоть кого-нибудь. По её словам, умеет играть на каждом из инструментов в кружке, а также прекрасно петь. Однако совмещение игры с вокалом ей даётся тяжело, поэтому если Семён всё же заглянет к девушке на четвёртый день, тому придётся брать в руки гитару, чтобы помочь девушке с исполнением песни.
    • Также под троп попадает Алиса, в чьём руте Семён, заместо лагерной дискотеки, вспоминает уроки игры на гитаре, сидя вместе с ней на сцене. А в концовках её рута таковым намеревается стать и сам главный герой.
    • В моде "Булки, Кефир и Рок-н-Ролл" представителями тропа становятся Ульяна и эпизодический персонаж Толик. А вот Семёна, по словам Алисы, приходится тренировать хотя бы до уровня простого исполнителя на басухе (над чем героя постоянно стебут что персонажи, что само дополнение).

Музыка[править]

(link)

И змеей пущен чёрный слух / Что смычком моим правит адский дух / А мой лучший друг — Гений Тьмы, сам Сатана!
  • Булат Окуджава (исп. Виктор Берковский), «В городском саду» (Круглы у радости глаза и велики у страха).
    • Тоже Окуджава, «Песенка о ночной Москве» (см. эпиграф). Метафора, но тем не менее…
  • «Ария», «Игра с огнём»: под талантливым итальянским музыкантом, якобы продавшим душу дьяволу, подразумевается Паганини. Хотя слов «Николо» или «Паганини» в тексте нет, во вступлении композиции звучит едва переделанный каприс № 24 (авторства Паганини), что очевидно намекает на прототип.
  • Сауроныч, «Чернокнижник» — легенда о барде-чародее.
  • Dream Theater, «The Astonishing»: по сюжету, молодой певец Габриэль поёт настолько проникновенно, что вдохновляет свой народ на борьбу за независимость, а позже сверхъестественная сила его вокала возрастает настолько, что может даже исцелять смертельно раненых (правда, не без помощи всеобщего хора сопереживающих). Библейские аналогии во все поля.
  • «Нашей юности оркестр».
  • Михаил Анчаров, «Баллада об органисте». «Звуки начали души нежить, и зов любви нарастал, и небыль, нечисть, ненависть, нежить бежали, как от креста!»
  • Tenacious D, «Tribute». Дьявол требует от музыкантов «лучшей в мире песни». Рандомный набор звуков, исполненный музыкантами, совершенно случайно оказывается именно лучшей в мире песней, так что поражённый Дьявол спрашивает: «Вы что, ангелы?» и слышит бронебойный ответ: "Не, мы ЛЮДИ!"
    • Божественный видеомонтаж сделал эту песню ещё лучше.
  • Джон Фрушанте же!