Борец за нравственность

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Moral Guardian. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
ТАСС.jpgТАСС уполномочен заявить:
В силу специфики тропа здесь раскрывается тема дискриминации. Если вам не исполнилось 18 лет, предлагаем вам покинуть этот раздел, а если вас волнует облико морале, предлагаем вам эту статью не перечитывать, но, однако, и не портить.
« — Если вы англичанин, — в сердцах обратился к нему Рок, — вы должны испытывать естественный нордический протест против всего этого безобразия. »
— Эгер Рок из рассказа Гилберта Честертона «Скандальное происшествие с отцом Брауном»
«

Sun-ch: Накануне выхода в продажу романа «Гарри Поттер и дары смерти» активисты Союза православных хоругвеносцев сожгли экземпляр этой книги напротив храма Христа Спасителя. xa3ap: только в России можно публично сжечь книгу «накануне ее выхода в продажу»

»
— с Баша
« Ханжество всегда является признаком скрытой мерзости. »
— Ведущий новостей Такер Карлсон
Было Uyat-man.jpg Стало

Борец со нравственностью за нравственность, он же моралфаг — один из подвидов козлов, как правило, малоприятная и ненавидимая личность. Почему он козёл? Потому что он понимает нравственность своеобразно: не как «нравственно то, что хорошо для людей», а «нравственно то, что соответствует строжайшим канонам, из которых правильны исключительно те, что совпадают с его взглядами». Обычно у таких борцов не сложилась личная жизнь. Часто сочетается с религиозным фанатизмом. Как правило, борцам не нравятся всевозможные отклонения от гендерных норм и неуважение традиционных авторитетов (старшие, церковь, государство), и они всегда готовы возопить против несоответствующего их устоям произведения «Детям это смотреть нельзя!». Ради своей борьбы он с лёгкостью забудет про все остальные заповеди, включая те, что сам пытается проповедовать.

Педаль в асфальт в шкале сволочизма — если такой персонаж лицемер. В таком случае ещё менее приятен, ведь сам-то он от запретных для других удовольствий не отказывается. Бывает также приверженцем протестантской морали. Иногда доносчик.

Иногда борцы за нравственность пиарятся и делают карьеру, добиваясь поддержки определённых слоёв населения (обычно среднестатистических обывателей с относительно консервативными взглядами). Но не исключено, что через пару лет подобный борец начнет защищать то, что до этого клеймил позором. Либо станет непримиримым оппозиционером при том же курсе власти, хотя до этого был всегда «за». Причём мотивация у борца обычно одна — побольше заработать.

Отдельно доставляет тот факт, что нередко именно повышенное внимание со стороны сабжей делает рекламу каким-нибудь достаточно унылым произведениям, которые публика иначе бы просто проигнорировала. Более того, иногда подобные произведения и создаются намеренно с расчётом на такие реакции: действительно, зачем напрягаться и вкладывать душу, если можно просто оттоптаться по чьей-нибудь «священной корове» (религии, патриотизму и традиционным ценностям или, наоборот, демократии, толерантности и политкорректности), и вуаля — толпы возмущённых борцов за нравственность сделают вашему посредственному креативу рекламу лучше любого PR-агентства.

Тем же градусом неадеквата, но иными ценностями обладают борцы с дискриминацией, на западе известные как Social Justice Warriors (борцы за социальную справедливость). Эти к художественным произведениям придираются по части наличия или отсутствия в них тех групп населения, которые считаются угнетаемыми: негров, гомо- и бисексуалов, женщин. Это порой приводит к так называемой позитивной дискриминации[1], когда такие персонажи обязаны быть просто потому что забыть про них означает оскорбить по мнению защитников справедливости. СПГС у этих господ тоже в почёте, но направлен опять же на выискивание скрытых оскорблений в адрес защищаемых, да и представления об оскорблениях открытых у них бывает довольно странное вроде мемефицировавшегося запрета на называние чёрных (то есть негров, что буквально это и обозначает) чёрными. Классических борцов за нравственность люто осуждают, как несложно догадаться, но потом сами хотят запретить то же самое в клинической форме. По иронии, они во многом сходятся — например, пытаются запрещать обнажёнку (это называется «объективация»[2]!), насилие, ругательства, аниме с несовершеннолетними красотками и т. п. Многие политические SJW старшего поколения — двадцатилетней давности религиозные моралисты, поменявшие всё, кроме желания влезть в чью-то жизнь. В терминальных случаях можно наблюдать постмодернистов-моралистов, которые самую возможность оценки художественной ценности произведений считают мыслепреступлением против авторов и считают, что критика сводится к выявлению коммерческой ценности произведения, так что её изобрели злые реакционные капиталисты.

Нередко борцы за нравственность не знают (либо сознательно игнорируют) матчасть. Чаще всего это бывает, когда в цикле телепередач ругают Хэллоуин и день св. Валентина, обзывая их «сатанинскими» и «языческими» праздниками, забывая/игнорируя, что они просто относятся к другому направлению христианства (и если уж на то пошло, Рождество тоже празднуется в дату языческого праздника). Но при этом в предновогодних выпусках тех же передач рассказывают нормально (и даже позитивно) про восточный гороскоп — год какого животного на дворе и что надевать для его встречи. А ведь это действительно можно считать язычеством (и даже суеверием). Вообще-то, все гороскопы (не только восточные, но и привычные нам знаки зодиака) христианство, мягко говоря, не одобряет.

Но если орава борцов взялась за ружья с вилами и решила повоевать за свои ценности — это уже как минимум храмовники.

К сожалению, иногда подобная борьба увенчивается успехом: например, кодекс комиксов на долгие годы подавил индустрию, и избавиться от него удалось относительно недавно. Примерно та же история с кодексом Хейса, установившем подобие цензуры в Голливуде в начале 1930-х. См. также Научи хорошему и Во всём виновата Дока 2!

Антипод сабжа (и, зачастую, не меньший козёл) — либертин.


Примеры[править]

Фольклор[править]

« Доктор, откуда у вас такие картинки? »
— реакция сабжа на тест Роршаха
  • Анекдот. «Но из вашего окна не видно, что они голые. — А вы залезьте на шкаф».[3]
  • Старый анекдот о старой деве — шизоидной ханже. «Кларисса, почему вы никогда не гуляете?» — «Ах, на улице мужчины…» — «Но ведь они одетые». — «А под одеждой-то они всё-таки голые! Не получилось у вас меня запутать!».
« Идёт цирковое представление. Шпрехшталмейстер:

— Почтеннейшая публика! На арене — самые весёлые клоуны! Выходят клоуны, кривляются, шутят, все смеются, всем радостно. Тут голос из рядов: — Да какие это клоуны? Это п***расы! Размалевали рожи, как бабы! Клоуны смутились, кое-как заканчивают номер. Шпрехшталмейстер: — Почтеннейшая публика! На арене — самые ловкие гимнасты! Выходят гимнасты, прыгают, кувыркаются, все затаили дыхание в восхищении. Тут опять тот же голос из рядов: — Да какие это гимнасты? Это п***расы! Натянули колготки, как бабы! Гимнасты смутились, кое-как закончили. Шпрехшталмейстер: — Почтеннейшая публика! Смертельный номер! Самый отважный в мире человек выполнит прыжок из-под купола цирка! Без страховки! Вниз головой! И знакомый голос: — Ай, п***расы, куда вы меня тащите?!

»
— Сказка ложь, да в ней намёк: гейдар не на внешний вид наводится.

Театр[править]

  • Ж.-Б. Мольер, «Тартюф». На словах — да. «Прикрой нагую грудь. Сей приоткрыв предмет, ты пролагаешь путь Греховным помыслам и вожделеньям грязным».
  • А. Н. Островский, «Гроза» — Кабаниха ратует за почтение к старшим и привычное мировоззрение, а также ворчит на молодёжь и ругает её в стиле бабки у подъезда.
  • Б. Шоу, «Ученик дьявола» — миссис Даджен. «Жизнь не принесла ей ничего, кроме …прочной славы доброй христианки среди соседей, для которых …добродетель представляется им попросту самобичеванием. А так как от самобичевания недалеко и до бичевания других, то с понятием добродетели стали связывать вообще всё неприятное. Поэтому миссис Даджен, будучи особой крайне неприятной, почитается крайне добродетельной… лишь потому, что ни разу не преступила седьмой заповеди и не пропустила ни одной воскресной службы».
  • Михаил Себастьян, «Безымянная звезда» — мадемуазель Куку, классная дама.

Литература[править]

«

У целомудренных особ,
Путем таинственных течений,
Прокисший зря любовный сок,
Идет в кефир нравоучений.

»
— Игорь Губерман
«

Во мне вы видите чудовище разврата?
Пустое! Вы ль, ханжи, живете так уж свято?
Я, правда, пьяница, блудник и мужелюб,
Но в остальном — слуга послушный шариата
.

»
— Омар Хайям

Русскоязычная[править]

  • А. С. Пушкин, стихотворение «Стамбул гяуры нынче славят…», написанное якобы от лица янычара Амин-Оглу.[4]
  • Н. Некрасов, «Нравственный человек („Живя согласно с строгою моралью, я никому не сделал в жизни зла…“)». Это авторский сарказм. Персонаж, от лица которого ведётся рассказ, только и повествует о том, как он разрушал чужие судьбы. При этом он сабж статьи и, похоже, уверен, что во всех этих печальных событиях нужно винить кого угодно, да только не его.
  • В. Крестовский, «Петербургские трущобы». Амалия фон Шпильце, бывшая сводня, сделалась очень нравственна, и на словах преследует всякий порок самым жестоким и безусловным осуждением, совершенно искренно почитая себя особой сердца благородного, помыслов возвышенных и нравственности безукоризненной, с коими будто и весь век свой прожила неизменно.
  • Н. Г. Помяловский, «Молотов» — начальница института благородных девиц всегда была готова «заподозрить во всем ужасы»: «Начальница была так высоконравственна, что в великом посту приказала отдельно развести кур от петухов, хотя потом и сердилась, зачем это нет к пасхе домашних яиц. … До того доходило, что когда одну десятилетнюю воспитанницу отец ее посадил к себе на колени, то со строгим замечанием, что это дурной пример другим, ему запретили делать подобные вещи. Девиц предупреждали, чтобы они не позволяли своим дядям, братьям и даже отцам целовать себя, потому что это… как бы сказать?.. ну, неприлично, что ли».
    • Автор не знает матчасти: яйца курицы — это своеобразные «месячные», а вот цыплята из них могут появиться, только если… ну, да, как у всех.
    • То есть, педоистерия наших дней была и во времена Помяловского…
  • А. П. Чехов, «Человек в футляре» — главный герой, гимназический учитель Беликов, одержимый идеей «как бы чего не вышло», обожает всякие запреты и регулярным капаньем на мозги умудряется влиять не только на гимназию, но и на весь городок.
    • Этот был бы идеальным представителем тропов Зануда и Душнила, если бы их выделили. Что автор правки и предлагает сделать.
  • А. И. Куприн, «Мирное житие» — педаль в асфальт: пожилой рантье Иван Вианорыч Наседкин постоянно пишет анонимные доносы. Итог одного из таких письмишек — купец застал жену с любовником, а потом «Свалив с ног, до устали бил её огромными коваными сапожищами, потом созвал всю мужскую прислугу, приказал раздеть жену догола, и сам, поочерёдно с кучером, стегал кнутом её прекрасное тело, обратив его под конец в сплошной кусок кровавого мяса».
  • Ф. Сологуб, «Мелкий бес» — Передонов.
  • И. Ильф, Е. Петров, фельетон «Саванарыло». Вначале редактор требует от художника, чтобы грудь у девушки на плакате была не видна. Нет, заменить её мужчиной нельзя — надо пропагандировать женский труд. И старухой тоже нельзя — «хотелось бы молоденькую». И девочкой тоже нельзя — детский труд запрещён. Да, и бёдра тоже не должны быть видны. Художник замазал грудь гуашью, а на закуску авторы рассказали о том, как благодаря таким борцам зрители получили тридцать замордованных существ неизвестного пола и возраста вместо обещанных программой мюзик-холла «тридцать герлс».
  • К. Чуковский, «От двух до пяти» — глава «Борьба за сказку» вся о таких блюстителях:
«

Эти нехитрые люди воображают, что каждая сказка, которую расскажешь младенцу, так-таки до гроба и останется в нем со всей своей моралью и фантастикой и определит собою всю его дальнейшую жизнь… В Ростове-на-Дону некто П. тиснул в ту пору статью, где грозно осуждал знаменитую сказку о Мальчике-с-пальчик за то, что в сказке изображены людоеды. Должно быть, он полагал, что ребенок, прочитавший эту сказку, вырастет и сам людоедом. — Почему вы питаетесь человеческим мясом? — в ужасе спросят у него окружающие. — Мне в детстве прочитали сказку о Мальчике-с-пальчик. А в Оренбурге какой-то Булгаков так прямо и напечатал на белой бумаге, что волшебная сказка — это школа полового разврата, потому что, например, в сказке «Золушка» злая мачеха, которая из одной только потребности мучить насыпает своей падчерице золы в чечевицу, есть, несомненно, садистка, а принц, приходящий в восторг от башмачка бедной Золушки, есть замаскированный фетишист женских ножек! В г. Горьком А. Т-ва напечатала тогда статейку о том, что ребенок, наслушавшись сказок, проникнется психологией морального безразличия, начнет стремиться не к коллективному, а к индивидуальному счастью — очевидно, станет растратчиком или скупщиком краденого. Сажая его в тюрьму за решетку, судья так и скажет ему: — Не читали бы вы в детстве «Кота в сапогах»!

»
— «V. Обывательские методы критики»
  • Братья Стругацкие:
    • «Град обреченный» — Изя Кацман утверждал, что видел в Красном Здании двойника Андрея Воронина. В ответ на вопрос Андрея, чем же этот двойник занимался, Изя с удовольствием ответил, что тот занимался «непотребством». «Совокуплялись сразу со многими девочками и одновременно проповедовали кастратам высокие принципы. Втолковывали им, что занимаетесь этим делом не для собственного удовольствия, а для блага всего человечества». Впрочем, Изя уточнил, что «это вроде сна». Иначе говоря, Изя видел не реального двойника, а своё представление об Андрее.
      • Или просто наврал, чтоб побольнее Андрея уесть. Андрей заслужил.
    • «Жук в муравейнике» — Айзек Бромберг. Совершенно особый случай: учёный считал, что нельзя скрывать тайное от народа, это нечестно и неправильно. Результат, возможно, стоил жизни Льву Абалкину.
  • Владислав Крапивин, «Лужайки, где пляшут скворечники» — педсовет в летнем лагере, пропесочивающий героев за купание нагишом, «в рассветной дымке», как-то быстро скукоживается после контраргумента: дескать, от совместного купания дети не заводятся, заводятся они от уединения во-он в той сторожке. По всей видимости, взрослые сами частенько там бывают…
  • «Хроники странного королевства» — кавалер Танта. Клевал мозги своей дочери за то, что не уберегла девственность, до такой степени, что та решила утопиться. За что его в итоге чуть не убил человек, категорически несогласный с таким подходом.
    • В отличие от многих других персонажей этой статьи кавалер как раз не так уж и неправ: хотя полученная им анонимка и была ложной, но дочурка-то и в самом деле лишилась девственности вне брака, а в момент родительской нотации под кроватью у неё прятался Лаврис. Да и не так уж долго он орал: истеричной (и действительно виноватой!) девице хватило нескольких минут, чтобы разреветься и — совсем в духе героинь любимых любовных романов — прыгнуть в реку под взглядами половины придворных. Даже Шеллар несчастного кавалера не осуждает.
    • Не осуждает… Во первых, Танта уже получил от Хоулиана, а, во-вторых, учитывая кого Шеллар подсунул ему в качестве зятя, тут попахивает хинскими традициями мести…
    • Более того, утверждает Шеллар, Танта действительно не ханжа и не лицемер. Его предки были в одном из христианских орденов и его действительно воспитали вот в таких традициях и вот с такими взглядами на мораль. Как он при таких взглядах завёл детей — вопрос отдельный.
  • Антон Орлов, «Крысиный вор» — Гильдия благочестивых горожан в защиту нравственности, основанная магом Шаклемонгом Незапятнанным и амулетчиком Дирвеном Корицем. Озвученная мотивация и стратегия борьбы со срамотизмом просто шедевральны и, увы, взяты из реальной жизни: налицо неприкрытое на тебе! в адрес Милонова и прочих борцов с гомопропагандой. Ну а после того, как в следующей книге Дирвен дорвался до абсолютной власти, вошедший к нему в доверие Шаклемонг с другими «благочестивыми» разгромили весь город, убили и покалечили множество людей, а кого-то даже сожгли на центральной площади. Полный разбор явления протагонистом прилагается. «Голодные, потому что они кормятся чужими страданиями, чужим унижением. Они без этого не могут — это для них и пища, и развлечение, и повод для радости, и способ заявить о своем присутствии в этом мире, куда там до них Лорме. Это у них постоянная потребность, насытиться они не могут, сколько бы ни сожрали, потому и голодные. Беззащитные — другая разновидность: эти будут чувствовать себя в безопасности, только если все окружающие станут жить по их правилам, согласно их представлениям о том, как надо. Это у них распространяется и на членов семьи, и на каждого встречного, и на людей, о которых они только слышали, и на жителей других стран, в которых они никогда не бывали. Если кто-то живет иначе, они испытывают беспокойство, которое сильно их мучает. Чтобы подогнать окружающий мир под свои мерки, они готовы кого угодно угробить — хоть знакомого, хоть постороннего, хоть собственного ребенка, им без разницы. Голодные и беззащитные — не всегда одни и те же, но если и то, и другое сразу — это сволочнее всего».
  • Андрей Белянин, «Тайный сыск царя Гороха»: дьяк Филимон Груздев выжимает педаль в пол, неустанно заваливая лукошкинскую милицию доносами на весь город и едва не добравшись до царя.
  • Ольга Куно, «Графиня по вызову»: барон Рохас действительно денно и нощно бдит о моральном облике всего эсталийского дворянства. И регулярно рассылает всем заинтересованным и не очень лицам письма с подробным описанием, кто, куда и к кому по ночам ходит. Кого помоложе давно бы на дуэль вызвали, но барон, увы, староват — даже пострадавшим неохота о такую развалину руки марать. Для предотвращения дальнейших доносов пришлось устроить для барона и его супруги небольшой спектакль с подставными баронскими любовницами. И любовником. И полутораметровой игуаной. Отчасти помогло: бдеть барон Рохас не прекратил, но писем больше не пишет.
  • Иван Ефремов, «Лезвие бритвы»: возможно, с фитильком (причины напрямую не озвучены). Но некоторые эпизодические персонажи проявляют себя как сабж: советский «приличный человек», раскритиковавший статую Анну за то, что она выполнена в обнаженном виде. И сочувствующие ему — мол, раз женщина — тоже человек, значит, ярко выраженную женскую фигуру иметь не должна, это аморально и антисоциалистично — настоящая советская женщина будет равной мужчине и похожа на мужчину: «Женщина в новой жизни будет похожей на мужчину, тонкой, стройной, как юноша, чтобы быть повсюду товарищем и спутником мужчины, чтобы выполнять любую работу. А тут, смотрите, широкие, массивные бедра. Чтобы соблюсти пропорциональность, ноги пришлось утолстить, сделать сильнее, икроножные мышцы и валики мускулов над коленями. Как много здесь животного, ненужной силы. Зачем это в век машин? И вдобавок не просто силы, а силы пола, эротической. Вот, пожалуй, всё».
    • Также индийские «ценители искусства», раскритиковавшие якобы непотребную позу апсары:
«

— Васноттэджак, эротическое понимание образа женщины, — раздался громкий голос, — возвращение к древнему примитиву! — Непонятно, что хотел сказать художник, хотя есть что-то такое, динамическое, что ли. — Ничего нет, просто стилизовано под древний канон! — Слишком много животной силы. Она прямо тает от желания!

»
— Там же
  • Владимир Константинов, Борис Рацер, также приписывается В. Б. Пановой, «Родительское собрание». Одна из мамаш жалуется, что детей водят то на «Ромео и Джульетту», то вообще в Эрмитаж, где сплошь голые статуи. Лучше бы сводили в парк культуры. «И пусть отбита голова. Зато трусы надеты!»
  • (link)

    Та самая песня.
    Михаил Веллер, новелла «Лаокоон». Образец из палаты мер и весов. Вроде бы быль.
  • Михаил Успенский, «Чугунный всадник» — бывший библиотекарь Заведения Дериглазов «богов, богинь, фавнов, сатиров, менад и дриад и прочих растелешенных и распущенных персонажей с помощью кисточки и чёрной туши нарядил в шофёрские трусы и наглухо закрытые купальники», чем обломал начальству всю культурную программу. Начальство, живописцев Возрождения и Нового времени только за это и ценившее, наградило «эротически грамотного» борца за нравственность соответственно: в тот же день в Заведении появился новый библиотекарь, а старый удостоился высокой чести прижизненной мумификации.
  • «В королевстве Кирпирляйн» Натальи Новаш — доктор Кук
  • Метавселенная Рудазова, цикл «Архимаг» — Дэвид Ли, брат Ванессы, с каких-то мышей (вроде бы в их семье такое не принято) свято уверен, что добрачный секс — это плохо. И ладно бы он блюл только свою честь — но ведь всё то же самое у него распространяется и на сестёр. Своему деверю Джулиану он четыре раза набивал морду, застав его с Эдит до того, как тот сделал-таки ей предложение. Серж, муж кузины Глэдис, тоже от него как-то раз схлопотал, правда, и сам не остался в долгу — не с его телосложением. Даже Креол не уберёгся — спасло Дэвида то, что архимаг по пьянке не осилил заклятия сложнее Паралича и вовремя вспомнил, кем теперь этот бузотёр ему приходится. И, может быть, именно поэтому (хотя и нельзя сказать наверняка) единственный сын четы Ли так до сих пор и не женился.
  • Книги священника Алексия Грачёва, «Что необходимо знать каждой девочке» и «Что необходимо знать каждому мальчику». Изданы в девяностые. Построены в форме рассказов-бесед папы с сыном и мамы с дочкой. Содержат кучу перлов на тему «правильного воспитания». Чего стоит момент, когда мама Наденьки (главной героини) узнаёт, что её дочка нравится одному мальчику в школе, а главное — что она с ним переглядывается. Маму прорывает:
« Ты хоть батюшке на испо­веди гово­рила об этих взгля­дах?.. Девочка должна соблю­дать вели­чай­шую сдер­жан­ность и осто­рож­ность, заме­тив, что она нра­вится маль­чику, юноше. Ты же не хочешь оста­вить в его сердце кро­во­то­ча­щую рану? Это боль­шой грех.

Опа­сайся больше всего, чтобы твое пове­де­ние не было соблаз­ни­тель­ным. Не забы­вай слова Еван­ге­лия о тех, через кого соблазны при­хо­дят в мир!.. Что ты, какие взгляды! Неужели ты не пони­ма­ешь, что Саша может понять их как знак ответ­ного инте­реса к нему? И что потом?..

»

На других языках[править]

  • Шодерло де Лакло, «Опасные связи». Со своего замужества в 15 лет и вплоть до трагической развязки маркиза де Мертёй известна в Обществе как женщина строжайших правил. Ею отдельно восхищаются за то, что она единственная, к которой (как думает наивный светский люд) не посмел подбивать клинья самый записной ловелас Парижа, Вальмонт. И в своём знаменитом 81-м письме она подробно описывает, как именно она добилась такой репутации и какими методами её поддерживает. «Что до Превана — я хочу его и получу. Он захочет рассказать — и выяснит, что не может. Вот в двух словах весь наш роман».
  • В. Скотт, «Айвенго» — магистр ордена тамплиеров Лука де Бомануар возмущается украшениями на оружии, вышитыми коттами и плюмажами на шлемах, воспринимая это как признаки морального разложения. Причина проста: на самом деле вся эта популярная рыцарская эстетика с плюмажами и турнирами — сугубо языческая и Церковью не одобрялась изначально, вот только перебороть традиции и привычки принявшей христианство военной аристократии она так и не смогла. В романе это, конечно, на моральную панику не тянет, потому что представлено словами и взглядами отдельного человека в довольно локальной истории, но в реальности церковь с явлением боролась долго и в целом безуспешно. Причём, что забавно, древней традицией тут было как раз украшательство, состязания и всё такое прочее, а навязываемым относительным новшеством — церковный аскетизм. Хотя церковь, разумеется, полагала иначе.
    • Это не троп скорее по другой причине: Бонумара совершенно не интересуют украшения на произвольном рыцаре (точнее, он об этом ничего не говорит), его волнуют рыцари его ордена, которым по уставу все это иметь не положено. По идее, те, кого правила не устраивали, не должны были бы вступать в орден.
  • Ч. Диккенс, «Мартин Чезлвит» — Пексниф.
  • К. Иммерман, «Мюнхгаузен. История в арабесках» — Геликонское стадо коз. Козлы-самцы учредили «Союз для спасения морально падших созданий» (то есть духовное спасение), вдохновившись тем, что козы-самки создали «Союз для облегчения горестей страждущих существ» для спасения живых существ физически. Одним из подвигов козлов было перевоспитание мясной мухи и навозного жука, чтобы те питались благородной пищей (розами, лилиями и пр.) и вели более нравственный образ жизни. И даже поженили их. Только сами спасаемые из всех заумных речей козлов поняли лишь, что их хотят непонятно почему заставить есть совсем чужеродную пищу, от которой им становится плохо. Кстати, «Союз для облегчения горестей страждущих существ» не сюда, но функционировал не лучше. Коза видит кого-то в беде, сама не спасает (нельзя, так как это какой-то индивидуализм устаревший), а инициирует заседание, где коллективно решается, кого, когда и как спасать.
  • Уилки Коллинз:
    • «Лунный камень» — педаль в пол в лице Друзиллы Клак. Реакция героини на слова тётушки о том, что та скоро умрёт: «О, — произнесла я набожно, — какой невыразимый интерес внушаете вы мне! О, какую пользу намерена я принести вам, прежде чем мы с вами расстанемся, душечка!» После этого мисс Клак пытается подготовить умирающую «к будущей жизни… посредством писем», написанных при поддержке соратниц-спамеров из благотворительного общества. Тётушка умирает, не успев прочитать ни одно, и похоже, что это к лучшему.
    • «Женщина в белом» — такой добропорядочной ханжой делается миссис Катерик. При том, что в молодости она была отнюдь не столь нравственна, — а может, именно потому, что не была.
  • Р. Киплинг, «Ночные часы» — полковник и его жена своим настырным морализаторством и сплетнями отравляли жизнь всем офицерам своего полка и их женам, так что, когда волей случая часы полковника оказались у одной молодой женщины, эта женщина решила вернуть их от своего лица, зная, что полковница начнёт бешено ревновать (та называла её вавилонской блудницей за красоту и весёлый характер). Потом она пожалела полковницу и чуть было не сообщила ей, что произошло недоразумение, но промолчала, вспомнив, как из-за этой дамы одни супруги возненавидели друг друга, влюблённые не поженились, а одна беременная женщина умерла (полковница внушила её мужу, что жена должна непременно следовать за супругом, а климат в Индии даже летом вовсе не такой уж опасный, даже для не привыкших к нему беременных).
  • Гилберт Честертон, «Скандальное происшествие с отцом Брауном» — журналист Эгер Рок.
  • Агата Кристи, «Десять негритят» — педаль в пол. «Эмили Каролина Брент, вы виновны в смерти Беатрисы Тейлор, последовавшей 5 ноября 1931 года». Горничная забеременела и пришла повиниться к своей хозяйке. Что же дальше? «Разумеется, я не захотела держать её дальше под своей крышей. Никто не может сказать, что я потворствую разврату. Но когда все от неё отвернулись, она совершила грех ещё более тяжкий — наложила на себя руки». Девчонке, если что, было 16 лет.
    • С точки зрения морали Брент несёт больше ответственности чем родители. Они бедные люди — иначе не отдали бы дочь в услужение), у которых, скорее всего, были и другие дети, которые из-за «безнравственности» сестры в то время могли потерять репутацию и, следовательно, не получить работу и, если речь о девушках, не выйти замуж. Да и сами родители, если бы о них заговорили, что они «потворствуют развратнице-дочери», потеряли бы работу и не смогли вырастить младших братьев и сестёр Беатрисы. При этом, если бы хозяйка Беатрисы, представительница привилегированного класса, не опозорила её публично, изгнав из своего дома, родители ещё могли бы попытаться скрыть грех дочери.
  • Джордж Оруэлл, «1984» — организация «Молодёжный Антиполовой Союз». Ибо сексуально свободный и раскрепощённый человек не будет направлять свою агрессию на врагов Партии.
  • Саймак, «Дурак в поход собрался». Умственно неполноценный протагонист получает сверхспособности: читать мысли людей и животных, видеть сквозь землю и сквозь тело, воздействовать на окружающий мир… Сначала мстит обидчикам: убивает одного (оставив без средств на существование его семью), поджигает коровник другому (а тот только рад: коровник застрахован, да и не нужен оказался такой большой коровник). Потом насаждает Правду и Совесть: лавочник рассказывает покупателям, кого и насколько обманул, кто-то идёт в налоговую с чистосердечным признанием, кто-то прикрывает самогонный бизнес… И странное дело: чем честнее селяне живут, тем они почему-то безрадостнее. Протагонист решает сделать вторую попытку и отправляется навести порядок в большом городе.
    • Вот уж действительно дурак. Надо было с госаппарата начинать!
  • Рэй Брэдбери, «451 градус по Фаренгейту» — невольная обязанность «пожарных» этого мира, пламенных (в самом прямом смысле) борцов за политкорректность. Кстати, сама книга подвергалась нападкам. В своё время были даже призывы к её запрету! (Иронично, правда?)
    • «Возьмём теперь вопрос о разных мелких группах внутри нашей цивилизации. Чем больше население, тем больше таких групп. И берегитесь обидеть которую-нибудь из них — любителей собак или кошек, врачей, адвокатов, торговцев, начальников, мормонов, баптистов, унитариев, потомков китайских, шведских, итальянских, немецких эмигрантов, техасцев, бруклинцев, ирландцев, жителей штатов Орегон или Мехико. Герои книг, пьес, телевизионных передач не должны напоминать подлинно существующих художников, картографов, механиков. Запомните, Монтэг, чем шире рынок, тем тщательнее надо избегать конфликтов. Все эти группы и группочки, созерцающие собственный пуп, — не дай Бог как-нибудь их задеть! Злонамеренные писатели, закройте свои пишущие машинки!» (Из речи Битти)
    • «Цветным не нравится книга „Маленький чёрный Самбо“. Сжечь её. Белым неприятна „Хижина дяди Тома“. Сжечь и её тоже. Кто-то написал книгу о том, что курение предрасполагает к раку лёгких. Табачные фабриканты в панике. Сжечь эту книгу. Нужна безмятежность, Монтэг, спокойствие. Прочь всё, что рождает тревогу. В печку!» (Из речи Битти чуть позже)
  • С. Лем, «Стиральная трагедия». Вскользь упомянуто, как Наддлег обращался к общественному мнению и к «Лиге дочерей революции» и «Лиге девиц и матрон», чтобы запретить производство «развратных» стиралок-андроидов. Эти лиги как бы намекают на реальные движения.
  • Сэм Мартинес, рассказ «Ради всего святого». Анекдот из серии «…а потом ещё и в раю закидывать огрызками от яблок».
  • Гарри Гаррисон, «Специалист по этике» — упоротый фанатик Михей (Майка) Саймон.
  • «Гарри Поттер»: Долорес Амбридж строит из себя именно такую. Результат получается омерзительный.
  • «Случайная вакансия» — Ширли Моллисон. Её можно понять: на её матери было негде пробу ставить, и она решила, что никогда не будет такой же. Но всё это приводит к печальным результатам: она практически вычёркивает из своей жизни дочь-лесбиянку, а узнав об измене мужа, едва не убивает его.
  • «ПЛиО»:
    • Его Воробейшество, большой блюститель морали, умело играющий на слабости власти и настроениях городской бедноты. При этом вполне осознанный мазохист, получающий удовольствие от побиения плетьми. Хотя, возможно, это не более чем крутая похвальба перед Серсеей. Справедливости ради, те, кого он осуждает, полностью это заслужили.
    • Лорд Станнис. Разврат — это бяка? Против этого утверждения вроде бы доводов нет? Тогда будем коршуном налетать на старшего брата-короля (и выставлять себя на посмешище перед всем Малым Советом, то есть кабинетом министров), требуя немедленно, вот прям сейчас, мгновенно и полностью, административно-командным методом запретить шлюх и бордели по всей стране. Притом что в стране традиционно-средневековые понятия по этому пункту, то есть налицо значительная массовая востребованность «домов разврата», социальный заказ на них. «Может, ещё и винопийство запретить?» — саркастически интересуется король (сам пьяница и распутник). «Да неплохо бы, — на полном серьёзе отвечает Станнис, — от него тоже много несчастий. Сам я, как все присутствующие знают, пью только воду, было бы полезно приучить к этому и народ». Тут терпение короля Роберта лопается, и он гаркает: «Брат, на тебя опять нашло, пойди умойся холодной водой! Боги, может, ещё и издать королевский указ с запретом дышать и срать?!»
      • Секса Станнис, кстати, жаждет (как показала история с жрицей Мелисандрой). Жаждет его и боится. Повлияло и то, что его в своё время практически насильно женили на злой, несчастной и шизоидной дурнушке с тяжёлым характером, и с годами та добрее, счастливее и красивее, разумеется, не стала.
    • Лорд Тайвин Ланнистер — вдовец строгих правил, хранящий верность памяти любимой жены, морализатор, сурово осуждающий посещение младшим сыном борделей и прямо грозящий повесить следующую шлюху, которую найдёт у сына в кровати? Пардон, каким же образом эта самая шлюха оказалась в его собственной кровати?
  • Эддингс, трилогия «Тамули»: эпизодический персонаж, который решил, что он идеален по критериям своей религии, а значит, теперь может вести к идеалу всех остальных. На практике это означает, что он собирает сведения о грехах остальных прихожан и потом, в церкви, публично их обвиняет. А если про чьи-нибудь грехи разузнать не удалось — он выдумывает что-нибудь поправдоподобнее. Всё равно ведь, даже если они этого не делали, публичное обвинение будет им только на пользу!
  • «Логический компьютер по имени Джо» Мюррея Лейнстера: компьютер стал сильно самостоятельным и начал свободно распространять информацию среди людей. Один проповедник-фанатик поинтересовался у компьютера: как исцелить весь мир от похоти и любострастия? Тот научил фанатика, как создать радиостанцию, которая бы излучала волны, убивающие либидо у людей. Хорошо, что горе-целителя вовремя остановили…
  • Брайан Ламли, «Откуда на Средиземноморье акулы?» — аморальные братья в борьбе за нравственность жестоко умерщвляют парочки, живущие в «гражданском» браке.
  • Грег Иган, «Моральный вирусолог» — педаль в пол: главный герой разработал вирус, делающий супружескую измену невозможной (точнее, смертельной) на биологическом уровне. И распространял его. Половым путём, да. А вот о детях-то он и не подумал
  • Филип Жозе Фармер «Плоть» (и в несколько меньшей мере Роджер Желязны «Князь Света») — последний христианин на Земле пытается донести христианские представления о морали до неоязычников из постапокалипсиса.
  • Ю. Несбё, «Снеговик» — Снеговик убивает женщин, которые родили детей не от своих постоянных партнёров и теперь скрывают это, поскольку сам появился на свет от такой связи и унаследовал смертельное заболевание. Свой крестовый поход начал с родной матери.
    • Свейн Финне очень переживал из-за того, что в Норвегии делают слишком много абортов. В результате он не просто стал серийным насильником, но и навещал каждую из своих жертв по ночам и ложился с ними в постель с ножом в руке, угрожая убийством, если женщина попробует прервать беременность. За свои мотивы Финне получил от полицейских циничную кличку «Жених».
  • Маргарет Этвуд — «Рассказ служанки»: борцы за нравственность захватили власть в США и перестроили государство на свой лад. Личная жизнь всех предельно регламентирована. Прелюбодеяние карается смертью. За другие правонарушения и, в частности, непристойное поведение могут выколоть глаз, а совсем безнадежных сослать на урановые рудники. Всё это не мешает руководителям государства иметь подпольные бордели «для своих», а Верховному Командору — строить глазки младшему коллеге.
    • В продолжении «Заветы» оказывается, что на самом деле всё ещё веселее. Об этом в двух словах не расскажешь… Один из самых ярких эпизодов: героиня по имени Агнес сумела пробиться в центр подготовки Тёток (женщин, имеющих привилегированное положение и доступ к чтению, при том, что обычно девочек читать не учат — незачем, мол, ещё думать начнут) буквально накануне свадьбы с Командором Джаддом, пережившим уже пять жён. Пола, мачеха Агнес, пытается силой заставить её вернуться домой («не позорь семью!» и так далее), и единственным, что заставляет приёмного отца Агнес, Командора Кайла, подписать разрешение для Агнес на вступление в ряды Тёток, оказывается информация о том, что Пола убила своего первого мужа из-за романа с Кайлом, а потом свалила всё на Служанку.
  • Кристофер Мур «Агнец: Евангелие от Шмяка, друга детства Иисуса Христа» — оба титульных персонажа (и примкнувшая к ним Мария из Магдалы) решили непристойным греческим статуям сделать обрезание, как заповедано.
  • Адам Кей, «Будет больно». Автобиография британского врача, ушедшего из медицины. В одной из глав он обнаруживает, что доступ на сайт Королевской ассоциации акушеров и гинекологов запрещен, потому что его содержимое определено как порнография.
  • Дэн Симмонс «Террор». Таким показан капитан «Террора» Джон Франклин. Ярый противник внебрачных отношений и законченный трезвенник. А вместе с ним трезвый образ жизни были вынужден вести весь экипаж «Террора»[5]. Плюс постоянно козлил по делу и нет. Неудивительно, что кончил быстро и плохо.
  • Анджей Сапковский, «Случай в Мисчиф-Крик» — преподобный Мэддокс. При этом, что характерно, из всей команды ведьмоловов он был одним из трех, пригодных к размножению.
  • Дэн Браун «Ангелы и демоны» — «Это была одна из самых величайших потерь, которые понесло искусство Возрождения. В 1857 году папа Пий IX решил, что чрезмерно точное воспроизведение мужского тела может пробудить похоть у обитателей Ватикана. Поэтому, вооружившись резцом и киянкой, он собственноручно срубил гениталии у всех мужских скульптур»[6]
  • Нора Сакавич, серия «Всё ради игры» — родители Ники. Учитывая что его отец — баптистский министр, причина более чем очевидна.

Сетевая литература[править]

  • «Очарование девичьей скромности» — отец Маши. Запрещает девочке ходить на дискотеки (даже на безобидные детские!) и ездить на школьные экскурсии под предлогом того, что там сплошной разврат. По этой же причине не разрешает Маше ходить в гости к подругам, считая, что все встречи должны проходить у них дома. Видит порнографию даже в коротких топиках и из-за этого даже выгнал подругу дочери. Убеждён, что его дочери (да и вообще девочки) должны быть просто воплощением скромности, но про воспитание сына не обмолвился ни словом.
    • Вдобавок его ещё и поддержали матери некоторых одноклассниц Маши, а также половина комментаторов в реальной жизни.

Кино[править]

Отечественные фильмы[править]

  • Фильмы Рязанова:
    • «Карнавальная ночь» — товарищ Огурцов, сказочный идиот, бюрократ и ханжа, увидел комично-дружеский поцелуй в сцене с клоунами… и оказался единственным, кто заметил в этом что-то неприличное. В другой сцене он требует, чтобы балерина прикрыла ноги и оделась «пристойно». Да и балет его пугает. «Не для того мы затрачиваем такие средствА на обучение, чтобы вот так кидаться экономистами!» (с)
    • «Дорогая Елена Сергеевна» — собственно, Елена Сергеевна, которая фактически говорит лозунгами о том, что есть настоящее счастье.
  • «У тихой пристани» (1958): мерзкий старикашка по фамилии Куприянов пишет жалобы на всё, что движется и не движется. Этим доводит двух стариков — главных героев фильма — до стрррашной мести: они подсовывают Куприянову чернила, которые через несколько минут исчезают с бумаги. Старый кляузник от такого просто-напросто сходит с ума.
  • Фильмы Гайдая:
    • «Бриллиантовая рука» — управдом Плющ яро боролась за облико морале жильцов дома. «Позор пьянице и дебоширу Горбункову С. С.!» Но, услышав «Помоги мне…», песню про «буржуазно-экзотическое моральное разложение» (откровенно смакуемое), начинает её напевать.
    • «12 стульев» — старушка-редактор молодёжного журнала (Рина Зелёная): «Что вы пишете? Ну где вы видели, чтоб мужья изменяли женам? Я такого не помню! И потом, это же наши мужья, это же наши жёны!».
      • Судя по всему, она просто не хотела писать в журнале о подлецах, а хотела, чтобы персонажи подавали хороший пример.
  • «Сильва». Австро-венгерский генерал (В. Басов-старший), строгий критик чужой нравственности. «Скажу только одно: РАЗВРАТ!».
    • Кстати, любопытно, что в более ранней (1971), венгерско-немецкой, экранизации этот оперетты с прелестной Анной Моффо присутствует очень похожий персонаж, видящий во всем «РАЗВРАТ», только там это молодой офицер.

Зарубежные фильмы[править]

  • «Разрушитель» — целиком об обществе, построенном борцом за нравственность.
  • «Стриптиз» (1998 г.) — Дэвид Дилбек же! Предаваться разнузданному разврату прямо перед предвыборным митингом у «молодых христиан», а потом как ни в чём ни бывало толкать речь про семейные ценности — для него в порядке вещей.
  • «Бэтмен: Начало» К. Нолана. В этой киноадаптации комиксов Ра’с аль Гул и Лига Теней уничтожают города, которые считают порочными. На момент действия фильма очередь дошла до Готэм-Сити.
    • Под пороком тут понимается коррупция, преступность и прочее.[7]
  • «Отличница лёгкого поведения»: Марианна и её группа воинственных пуританцев. Они потребовали чтобы школа сменила название спортивной команды с «Дьяволы» на «Бобры», чтобы не поминать нечистого. Затем, когда узнают, что Олив потеряла девственность (просто слухи), то начинают кампанию нравственности против неё. Олив поначалу нравится притворяться школьной шлюхой назло всем, но потом всё выходит из-под контроля, особенно когда у парня Марианны обнаруживают венерическое заболевание, и он указывает пальцем на Олив, хотя подцепил его у миссис Гриффит.
    • На «Beavers»? Хе-хе, это же жаргонное обозначение женских гениталий.
      • Да английские жаргоны уже все слова в языке к сексу свели!
  • «Кто там» Элая Рота (2014 г.): именно таких строят из себя девушки, соблазнившие женатого главного героя, а после начавшие шантажировать его.
  • «Калейдоскоп ужасов», первая часть — жестокий папаша Билли, который наказывает его за то, что он читает хоррор-комиксы, но при этом сам хранит под своим бельем коллекцию порно-журналов.
  • «Спящий лагерь» (второй и третий фильмы). Безумная маньячка-убийца, монстр в человеческом обличии Анджела Бейкер — ну о-очень черноюморная пародия на троп.
  • «Дорогой диктатор» — возлюбленный главгероини — воинствующий христианин, очень негативно реагирующий на робкие попытки физического контакта (чмок в щёчку) — это прямая дорога в ад. Чуть позже, впрочем, теряет девственность со злейшей соперницей главгероини, да ещё и под наркотой и умудрившись сие действо заснять на телефон.
  • «Седьмая печать» с Деми Мур. Один из персонажей, типа святой мальчик-агнец, убивший своих родителей во имя Божье, путем сожжения заживо, потому что они родили его в результате инцеста.
  • «Побег из Лос-Анджелеса». Власть в США захватили борцуны за мораль. Под запрет попали курение, алкоголь, красное мясо, свободное ношение оружия, сквернословие, нехристианские религии и внебрачный секс. Разумеется, Змею Плискину это сильно не нравится, и он в итоге оказывается в Лос-Анджелесе, превращенном в еще одну громадную, самоуправляемую тюрьму.
  • «Порки 2» (1982) — преподобный Флэйвел требует отменить школьный фестиваль Шекспира, обвиняя пьесы прославленного драматурга в пропаганде безнравственности. Что ничуть не мешает ему — в компании прочих ревнителей нравственности, кстати сказать — коротать ночи за просмотром порнофильмов, отпуская при этом замечания в стиле «Вот это буфера!».

Телесериалы[править]

  • Delhi Crime — на основе реальной истории, детектив про расследование изнасилования. Насильники свои действия пытались оправдать тем, что парень с девушкой вели себя по их мнению «безнравственно», и потому они решили их так «наказать».
  • «Прокурорская проверка»: прокурор Владимир Анатольевич Подколёдный видит разврат везде где только можно, будь то поцелуй Макса и Оли или любимые Сашкой сайты знакомств. При этом сам спокойно снял прямо в прокуратуре кальсоны, чтобы продемонстрировать, как сильно они электризуются.
  • «След» — в серии «Доброхот» бывший участковый по фамилии Добряков активно боролся за нравственность в подъезде. В итоге настолько достал всех жителей, что те отказались его спасать.
    • В серии «Я расскажу всю правду» группа моралфагов забила до смерти парня, поверив слухам о его якобы нетрадиционной сексуальной ориентации.
    • А в серии «Белый огонь» троп подан карикатурно. Сабж считал рок-музыку злом и сильнее всего он докапывался до одной группы из-за названия коллектива и текстов песен. Не переубедили его и слова Рогозиной, что в реальной жизни солист группы является порядочным человеком и вместе с женой усыновил девятерых детдомовских детей.
  • «Зачарованные» 2018 года — одна из тех сестёр, Мел. Борец за политкорректность в режиме педаль в асфальт. Доходит то того, что она прямо на вечеринке пристает к целующейся паре, у которых всё по полному согласию. Выглядит омерзительно.
  • Бразильский телесериал «Берег мечты» — Женезия Перейра, дочка вице-префекта, второстепенный персонаж. В начале сериала — педаль в магму: комичный и набожный синий чулок. В промежутках между молитвами и уборкой в местной церкви проповедует всем встречным, ссорится с матерью, распугивает проституток. Заодно нападает на сестру, срывая с нее «слишком развратное» платье или обливая водой из ведра, когда та занимается сексом с мужем. Мечтает стать монашкой и слывет в городе за сумасшедшую. После знакомства с одним официантом-раздолбаем постепенно преображается, оказавшись очень милой девушкой. В финале сериала отказывается уходить в монастырь, идет под венец со своим официантом и меняет имидж — из дурнушки в красавицу.
    • Против местного… дома договорного гостеприимства собралась целая толпа женщин с красными флагами (у некоторых — из нижнего белья), большинство из них высокоморальными назвать сложно.

Мультфильмы[править]

  • «Хортон» — Кенгуру.
  • «Южный Парк: больше, длиньше, без купюр» — целая организация сабжей во главе с мамой Кайла. Довели страну до войны с Канадой и вторжения сил Ада. Причём в своей же песне признают, что надо бы поскорее винить во всём Канаду, пока люди не догадались винить их самих.
  • Короткометражка «Цензура». В музей забралась монахиня, которая чёрными полосками зацензуривает наготу на всех картинах и статуях. Охранник пытается ей помешать и успевает вызвать полицию. Дальше, заметив, что монашка неадекватно реагирует на наготу, начинает сбрасывать одежду. Монашка вконец перепугана и, кажется, побеждена, прибывает полиция и… арестовывает охранника. Пополам с Ужас у холодильника — хорошо, если они просто ошиблись, а если действия монашки по новым правилам законны?

Мультсериалы[править]

  • «Симпсоны»: в разных сериях такими могут выступать Мардж и преподобный Лавджой. Но чаще такое нисходит на Фландерса. Учитывая его ненасильственно-дидактический подход… В общем, лучше бы протестовал. А жена Лавджоя постоянно требует чтобы в первую очередь думали о детях.
    • Впрочем, Лавджою (и — в силу традиций — его жене тоже) это просто по профессии положено. Если сделать на это скидку, то ничего особенного не останется. Мардж же, хотя она и несколько двинута на «традиционных ценностях», всё же не чуждо ничто человеческое, и она закрывает глаза на очень многие аморальные поступки жителей Спрингфилда, включая мужа и сына.
  • «38 обезьян» — Главный Педоискатель (Paedofinder General). Выискивает и казнит «педофилов» по таким материалам, как фотографии своих новорождённых детей или надпись на трусах SPEEDO. При этом настоящего педофила в упор не замечает!
  • «Футурама»: в серии «Bender Should Not Be Allowed on TV» (Бендера нельзя пускать на ТВ) Бендер попадает на телешоу, понимает, что является для молодёжи ужасным образцом для подражания, и… организует акцию протеста против себя самого.
    • И, конечно же, эпизод «In-A-Gadda-Da-Leela» (В Лилейском саду) со спутником V-GINY.
  • Организация «ПК» в 19-м сезоне South Park — борцы за политкорректность с весьма жёсткими мерами. Невольно помогли осуществить план по полной джентрификации Южного Парка.
  • Drawn Together — Принцесса Клара, фанатичная христианка. Всеми силами пыталась помешать состоятся гомосексуальному браку Ксандера и Свина, несмотря на то, что последнему это было нужно только ради медицинской страховки, и, будучи убежденным гетеросексуалом, супружеский долг он исполнять не собирался. При этом, сама Клара является лицемеркой, так как состояла в лесбийской связи с Фокси Лав. И, тем не менее, после свадьбы Ксандера и Свина, как и предупреждала Клара, наступил Апокалипсис, по земле потекли лавовые реки и нацисты стали ездить на динозаврах. Чего еще ожидать от шоу, которое высмеивает стереотипы?
    • Фокси Лав типичный борец за политкорректность. Вот только её жажда наживы и полное соответствие стереотипам об афроамериканцах мешают ей в этом.
  • «Финес и Ферб» — целиком с «На тебе!», направленным в этот троп. В плохом будущем они разрушили человеческое общество, уничтожив всю креативность и веселье, а потом засунув всех детей в капсулы, в которых они должны сидеть, пока не достигнут совершеннолетия.
  • «Кот Ик» — в одном из эпизодов показаны борцы, которые хотят запретить «жестокие мультики». Вместо мультсериала в стиле «Тома и Джерри» они предлагали запустить милашный — про розовые пушистые шарики.
  • Похожие персонажи действуют и в мультфильме[8] «Ферма Орсона» — свинтус-режиссёр Алоизий, ханжа и скупердяй, и трио Дружных медведей.

(link)

Та самая песня.
  • «Озорные анимашки» — как и в предыдущем примере, в скетче про Белку Слэппи часто поднимается тема мультипликационного насилия. В одной из серий появляются люди, которые пытаются помочь её племяннику наладить отношения со школьным хулиганом мирными путями. Однако, все это оказывается безрезультатным, и лишь насилие Слэппи помогает племяннику. В конце, белка засовывает борцов за нравственность в свою адскую машину, после чего они прекращают преследовать жестокие мультфильмы.
  • «Удивительный Мир Гамбола» — одна из серий вращается вокруг запретителей компьютерных игр. В конце серии Гамбол и его друзья пытаются сломать им шаблон, исполнив то ли песню, то ли рэп о том, сколько ужасов и насилия содержится в книгах. Борцы за нравственность оказались последовательными. Устроили массовое сожжение книг.

Веб-комиксы[править]

  • Homestuck — Канкри Вантас, прямая пародия на SJW (Хасси назвал его SJB — social justice blogger). Он готов говорить о социальной несправедливости буквально часами и раздражителен даже по меркам своего мира Бефоруса, где немало этой социальной справедливости и так воплощено в жизнь! Имеет тенденцию появляться из ниоткуда, осекать любые маты и проявления неуважительного отношения с добавлением слов о «Триггерах». Впрочем, считается скорее положительным персонажем. А вот его версия из Альтернии — трагический народный герой, благородный мятежник и настоящий борец за справедливость, с очевидными отсылками к Иисусу.
  • Gamergate Life — рисованная хроника баталий между геймерами и SJW.
  • Living with HipsterGirl & GamerGirl — по ним автор любит пройтись со вкусом. Современной социально-справедливой вариации достаётся больше, потому что она более многочисленна; но и старым, религиозным моралфагам тоже прилетает.
  • Комиксы от Gesperax про невезучую немку Белинду Крюгер — американка-спасатель, выпоровшая Белинду за загар топлесс на публичном пляже.

Аниме и манга[править]

  • Osomatsu-san — 1 сезон, 14 серия. В скетче «Учитель Чоромацу» Чоромацу пытается договориться с директором школы о проведении фестиваля, но тот излишне печётся о безопасности детей и всюду видит двусмысленные намёки. Пробивает педаль в пол фразой: «А вдруг кто-то увидит здесь пошлую ассоциацию? У меня, вот, уже пошлые мысли появились!».
  • Yoru wa Mijikashi, Arukeyo Otome — Руководитель исполкома студенческого фестиваля хочет сорвать запрещённую пьесу своего друга Пахана Труселей «Король-чудак», как безнравственную. Уж не в том ли дело, что «таинственной возлюбленной» Пахана, которой он и посвятил эту пьесу, надеясь на её отклик был сам Руководитель исполкома, переодетый в поп-айдола?
  • Shimoneta to Iu Gainen ga Sonzai Shinai Taikutsu na Sekai — в Японии пришли к власти борцы за нравственность, сделав её самой приличной и благовоспитанной страной в мире. Теперь запрещены все эротические изображения, откровенная одежда, разговоры на интимные темы и любые намёки на секс, а все подростки носят специальные устройства, которые докладывают о любых случаях непристойного поведения (а планировалось еще и их модернизация в буквальные пояса верности!). Разумеется, по душе такой мир отнюдь не всем…
    • Кстати, Танукити стал добровольно сотрудничать с эротерористами, после того как увидел чем оборачивается для подростков такая информационная блокада, ведь они не могут мало того что понять свои чувства, но у них нет даже понимания что пристойно, а что нет!
  • Dokyuu Hentai HxEros — здесь действует целая раса инопланетных цензуро-жуков (серьезно, именно так они и называются), поглощающих H-энергию из людей: фанаты айдолов расходятся учить уроки и на работу, сами айдолы идут пахать на завод и петь исключительно от счастья работы за станком… Лепота! Вот только герой (и Силы обороны Земли) с этим не согласен и сражается с ними силой своего эроса (да и Земля, знаете ли, не стоит на фригидных и импотентах). К слову, знаменитое засвечивание интимных частей тела — тоже их рук дело!
  • Bakuman — именно из-за сабжей главным героям не дали аниме по PCP, а уж когда разгорелся скандал из-за грабителя, якобы вдохновившегося их мангой, борцунам и вовсе настало раздолье - да такое, что у Такаги единственный раз за всё аниме случился нервный срыв, благо, он оправился.

Видеоигры[править]

  • Ведьмак 3 — серийный убийца Неравнодушный Гражданин. Его религиозному фанатизму не мешает даже тот факт, что он является вампиром, то есть «чудищем магическим», априори греховным и подлежащим уничтожению согласно канонам его же собственной веры.
  • Postal 2 — разработчики оттянулись по полной: в ассортименте наличествует борцы с жестокими играми, борцы с книгами, воинствующие веганы и зоозащитники.
  • Assassin’s Creed 2 — Савонарола нехило так зажёг во Флоренции, борясь с грехом и развратом.
    • Отчасти основано на реальных событиях — реальный епископ Савонарола был тот ещё предмет статьи, боролся с роскошью, светским искусством, модными в Ренессанс изображениями обнажёнки и т. п., и даже сжигал всё это (но не людей).
    • В жизни Савонарола не был епископом. Мог бы, если согласился играть по правилам. Но не стал.
  • Borderlands 2 — в дополнении робот Ц3Н30Р дает игроку задания собрать порножурналы и убить их распространителя, расстрелять бандитов за использование пиратского софта и прикончить диджея-сквернослова. Подсвечено в самой игре: «Пусть на Пандоре процветают убийства, воровство и людоедство — зато вам удалось искоренить нецензурную брань».
  • Fallout 2 — аверсия: Этил Райт придерживается чуть ли не пуританских нравов, но в Нью-Рино она единственный нормальный человек.
  • Yakuza: Like a Dragon — Движение «Очистим Японию», с которыми мы начинаем конфликтовать немножко дальше пролога. Вот только силы, стоящие за ними («очистителями Японии») совсем неправославные.
  • The Headmaster — школьный инспектор от министерства образования, верующая, защитница прав учениц Рут Томас, главный противник методов протагониста по перевоспитанию девушек и покровительствующих ему учредителей школы (те терпят ее, но не более).

Визуальные романы[править]

  • Ace Attorney — в количестве, при чём как среди злодеев, так и в рядах второстепенных персонажей… Но Кристоф Гавин, которого мёдом не корми — да не дай некомпетентной «черни» из состава присяжных влиять с третьей, «общественной» стороны на постановления суда по и без того наполовину сфабрикованным делам, пожалуй, переплюнул каждого, прошив педалью насквозь всю стопку законодательств планеты. И нет, разум не вынес, когда даже братец-прокурор послал сабж куда подальше.
  • Kara no Shoujo — так начинали маньяки «Черная Мадонна»/Кусака Тацухико и Рокушики Макото/Сайто Тамаки. Оба возомнили себя «карающей дланью», призванной наказать «блудниц», которые осквернили своё тело и убили своих нерожденных детей. Со временем, впрочем, и тот, и другой серийный убийца увлеклись процессом настолько, что стали убивать беззащитных женщин уже без разбору и оглядки на их «облико морале».

Музыка[править]

  • Главный герой композиции «Симфония огня» группы «Ария» («Я избавлю наших детей // От опасных, ложных идей!»). Неудивительно, учитывая, что это трибьют Брэдбери…
  • Deep Purple — «Mary Long», неприкрытое «на тебе!» «борцам за нравственность» Мэри Уайтхаус и лорду Лонгфорду.
    • Аналогично, Pink Floyd — «Pigs (Three Different Ones)», жёсткое «на тебе!» в адрес всё той же Мэри Уайтхаус.
  • Тимур Шаов, «Разговор с критиком» — заглавный критик, «разгневанный радетель за чужую добродетель»:
«

Возмущался, что я грязно, Своевольно, безобразно Слово гадкое «оргазм» Безнаказанно пою. … Слушал я, ушами хлопал, А когда совсем устал, То сказал я громко: «Жопа!» Тут он в обморок упал.

»

Между прочим, песня основана на реальном случае: когда Шаов пел в зале другую свою песню, в которой как раз было слово «оргазм», из зала послышался возмущённый возглас.

«

Очень трудно нам ребята, Тяжело, друзья, живётся: Даже в школьном амфитеатре Про мужицкий секс поётся, Даже радуга на небе Намекает на плохое, А ведь за ней ещё и небо… голубое!

»
  • Anacondaz, «Воспоминания о тебе»: про SJW, борцов за нравственность с другой стороны баррикад. Музыканты не считают, что борьба с расизмом, сексизмом и гомофобией — это плохо, а лишь высмеивают порой доходящие до абсурда крайности этой борьбы.
  • Marilyn Manson - Get your Gunn, вся про это. И вдохновлена была одним конкретным трупом акушера Дэвида Ганна, который занимался абортами и был застрелен пролайфером Майклом Фредериком именно по вышеназванной причине, мол "ты теперь больше никого не убьешь". И эта песня как бы спрашивает у сиих господ "а чем вы, ребята, лучше?".

Прочее[править]

Просьба размещать только самые эпичные примеры, ибо нет им числа

  • «Воины социальной справедливости» или просто SJW — борются с расизмом, сексизмом, гомо- и трансофобией везде где только их находят, а находят они их… буквально везде.
  • Автор правки как-то стал свидетелем максимально абсурдной ситуации, когда 21-летнего главного админа его комьюнити и первого помощника разработчика, в Твиттере начали клеймить педофилом и грумером за то, что он встречался с 16-летней девушкой, и, внимание, обвинителям было вообще похуй на то, что в странах обеих этих людей 16 это как бы возраст согласия. Ещё эти типы пытались убедить девушку, что они лучше её знают, что она чувствует и тп. А то, что некоторым подросткам реально может хотеться встречаться со взрослыми, для них было как-то непонятно почему-то, они вообще как будто не имели такого понятия как "молодёжь". Дополнительные баллы в абсурдность за то, что многие из них поддерживают SJW, то есть так называемых "либералов". В квадрате - за то, что некоторые из них сами относятся к молодёжи.
  • Не столько эпичны, сколько специфичны фандомы нравственно заряженных произведений, отыгрывающие троп применительно к фанатскому творчеству. Например, именно по этому признаку прошёл первый раскол фанатского сообщества My Little Pony: Friendship is Magic, чьи «паладины» требовали от всех соблюдать «дружбомагичный» облико морале и считали его неотъемлемым признаком истинного фаната-брони («брат пони», то есть, вот оно как). Или печально знаменитый как обитель SJW «Steven Universe».
  • «Научи хорошему» — настолько божественен, что удостоен отдельной статьи.
  • Карикатура-комикс из армянского сатирического журнала «Возни» («Ёж») 1962 № 15 https://zen.yandex.ru/media/id/5d7a3734c05c7100ad8cedf6/borba-za-nravstvennost-i-podvodnye-kamni-1962-5e5e8cd9475428597d6fc013
  • https://cdnb.20m.es/madrereciente/files/bg_8530360.jpg Честное слово, лучше не стало
  • Новое руководство Tumblr в 2018 году решило выстрелить в ногу полностью очистить сайт от ВСЕГО взрослого контента. За две недели. Соцсеть, которая только за счёт разрешения этого самого контента и взлетела, ага. Мало того, заниматься этим должна плохо отлаженная нейросеть, которая видит порнографию даже в камнях и вазах.
    • В результате сеть обесценилась в 300 раз.
  • Comedy Woman — Борцы за защиту детей от всего приходят на репетицию «Красной Шапочки» и придираются к каждой мелочи вплоть до того, что даже дровосеков они занесли в гомосеков представителей нетрадиционной ориентации.
  • Рестлинг-шоу Smack Down — существовавшая в первом половине 2000-х одиозная группировка Right To Censor (в России их называли Инквизиторами). На ринг выходили в чистых белых рубашках и галстуках и проповедовали там нравственность путем забивания толпой одного, вмешательств в бои, подлых ударов со спины и других проявлений неспортивного поведения. Постоянно наезжали на других рестлеров за их якобы безнравственное поведение, неприличные псевдонимы и костюмы…К слову, создана группировка была как пародия на Parents Television Council (Родительский Телевизионный Совет), изрядно доставший американскую общественность повсеместным насаждением цензуры.
  • «Шоу Уральских пельменей», номер https://www.youtube.com/watch?v=copMXgH3Z3E Отражает некоторые недавние события. История с травлей учительницы за фото в купальнике. В конце ролика оказалось, что у суровой директрисы под макси-юбкой скрываются шорты.
  • Карикатура Старчикова: школьная экскурсия в музее возле трудноопознаваемой картины с возлежащей на боку девицей, едва прикрытой чем-то прозрачным. Рядом пара — пожилой дядечка под ручку с молодой и весьма фигуристой красоткой, которая возмущается — мол, разве можно показывать детям полуголую женщину? Сама при этом — в ультракоротком платьице с вываливающимся из огромного декольте бюстом.
  • Хакеры с двача, деанонимизировавшие каких-то порноактрис под раздачу попали и просто ни в чём не повинные случайные двойники с похожими лицами. Тот случай, когда противоположности сходятся, и скучающий козел, делающий окружающим гадости «ради лулзов», перестает отличаться от предмета статьи. Хотя часто борцы за нравственность вырастают именно из скучающих козлов, когда те понимают, что безопаснее для себя травить тех, против кого настроено общество, а не тех, кто под руку попадется, или кто громче реагирует. А там со временем и до рубки бабла и политической деятельности может дело дойти.
  • На сайте Задолба!ли была опубликована фееричная история: Разрешено не всё, что не запрещено. «Я дружинник, и меня задолбала фраза, которую я слышу от многих нарушителей порядка: „Ну нигде же не написано, что это запрещено, значит, я ничего не нарушаю, имею право“.» Персонажу не нравилось, что люди лежат на газонах без футболки и босиком. С тех пор слово «дружинник» стало на проекте локальным мемом, который переполз на Баш: подобные жалобы на «непристойность» время от времени повторяются.
    • Там же периодически объявляются борцы с пляжной модой и пляжами, прикрываясь разными обоснуями: от канонов высокой моды до борьбы с педофилами.
  • Скандал с социальной рекламой, в Казахстане летом 2020, снятой на бюджетные деньги: девушка останавливает машину, водила с внешностью типичного братка, предлагает ей деньги за секс-услуги, она заявляет, что не является проституткой, на что бандит… начинает читать ей мораль на тему того, что она в миниюбке и топике. Тут борец за нравственность ещё и лицемер.
  • В Италии во времена «Флорентийского монстра» — маньяка-убийцы, специализировавшегося на занимающихся сексом парочках, неравнодушные прохожие перевернули труп одной из его жертв (женщины), посчитав, что та лежит в «непристойной» позе, тем самым затоптав все следы и ещё больше затруднив полиции работу.
  • В 2021 году узбекский видеоблоггер Жавохир Султонов занялся тем, что выбивая двери вламывается в дома к женщинам, чьи мужья уехали на заработки в Россию и обвиняет их в непристойном поведении. Единственное доказательство «непристойности» — это долгое отсутствие мужа.
  • Найти сейчас не получается, это было году в 2007… Но бейцы под трамвай, что видел на ИноСМИ.ру перевод американской статьи, в которой рассуждалось о том, что фильм «Ночной дозор» снят по заказу безнравственного путинского режима, дабы внушить людям, что не существует объективного добра и объективного зла (напоминаем, что снято было по книге, написанной в 1998 году). А еще польская уже статья про то, что ментовские сериалы, такие как «Улицы разбитых фонарей» и «Каменская» сняты для того, чтобы напоминать населению, что милиция всегда бдит и сопротивление бесполезно.
  • «Две кумушки» — ещё один эпичный интернет-проект, посвящённый семье, образованию и воспитанию детей. Подвергает разгрому чуть ли не всю современную педагогику и психологию как «антихристианскую» и «сатанинскую»; Ян Амос Коменский, Ушинский, Януш Корчак и Василий Сухомлинский оказываются разрушителями христианской морали и проводниками «сатанинского» гуманизма (а Корчак — якобы ещё и педофил!), не говоря уже о современных педагогах и психологах. Договорились до того, что, оказывается, художественная литература не может научить хорошему, а детям надо давать читать только жития святых. Антисемитизм и поиски еврейско-масонского заговора прилагаются. Одна из авторов проекта — некая Асия Кадырова, вторая «кумушка» предпочитает оставаться инкогнито.
  • Книгу Кармен Марии Мачадо «Дом иллюзий» про свои тяжелые гомосексуальные отношения возненавидели даже не столько консерваторы, сколько квир-активисты. Именно потому что показываются деструктивные отношения в ЛГБТ-паре, а это якобы потворствует стереотипам о нетрадиционных отношениях и роняет тень на облик всех ЛГБТ и квир.
  • Энтони Комсток (1844—1915), главный почтовый инспектор Соединенных Штатов, чье имя в Америке стало нарицательным. Протестант-фундаменталист, посвятил жизнь борьбе с пороками и развратом, как он их понимал (включая сексуальное просвещение, аборты, контрацепцию и любые попытки затронуть тему сексуальности). Добился принятия пакета законов, которые предусматривали наказание за распространение контрацептивов и порнографии вплоть до тюрьмы, причём определение порнографии было таким широким, что под него подпадало все, что угодно, от реальной порнухи до медицинской литературы, книг по искусству, анатомических атласов и фривольных намёков в личной переписке. Активно и успешно боролся с распространением знаний о контрацепции и ЗППП, по потрясающей логике «только страх перед беременностью и венерическими заболеваниями не дает нашим юным невинным девушкам потерять невинность». Открыто гордился тем, что довёл до самоубийства как минимум 15 «развратных личностей» (среди таковых, например, была суфражистка Ида Крэддок, которую затравили за безобидную брошюру о сексуальной жизни в супружестве). Справедливости ради, пользу тоже приносил (боролся с коррупцией, банковскими аферами и патентованным средствами), но в историю вошел не этим. Процесс отмены «комстоковских законов» (при том, что многие из них тупо противоречили Конституции США) тянулся с 1930-х аж до 1970-х.

Примечания[править]

  1. Негативная дискриминация, для краткости называемая просто дискриминацией предполагает ущемление человека по различным независящим от него признакам (пол, национальность, раса и т. д.). Позитивная — выдача различных бонусов по тем же самым признакам. Между ними находится золотая середина в виде толерантности, когда вышеописанные признаки никак не влияют на отношение к человеку. SJW очень любят выдавать позитивную дискриминацию за толерантность.
  2. При этом мало того, что употребляют слово неправильно, так ещё и, почему-то, полностью игнорируют модельный бизнес, стриптиз, порно и проституцию (в тех странах, в которых она легализована), хотя это буквально тоже самое.
  3. В реальной жизни анекдот в точности воплотился с гендерной инверсией.
  4. Точка зрения арзрумца-исламиста полностью опровергнута ходом событий. Во-первых, «гяуры» (то есть русские) захватили отнюдь не развратный Стамбул, а благочестивый Арзрум, сдавшийся почти без сопротивления. В плен к русским попал Мамиш-Ага, в прошлом командир янычаров. Он согласился стать парламентером Паскевича и отправился в Арзрум, где стал уговаривать (и уговорил) военачальников сдать город. Во-вторых, достаточно сравнить концовку, прославляющую недоступность арзрумских гаремов и неподкупность их евнухов, с рассказом Пушкина о том, как он побывал в брошенном гареме и даже видел неприкрытые лица его обитательниц. Гяур под маской янычара
  5. При том, что нижним чинам алкоголь полагался по уставу
  6. В реальности это «благородное» дело начал Иннокентий X, Пий был одним из учеников и последователей
  7. Что в кои-то веки правильно укладывается в один ряд с Содомом и Гоморрой, которых тоже именно за это, а не за то, что всем запомнилось
  8. Скорее это один из блоков в мультсериале про Гарфилда 1990-х.