Бретёр

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Пошлите только ловкого бретёра… »
— Эдмон Ростан
« За короткое время гасконец, к его тайному удовольствию, приобрёл в определённых кругах репутацию опасного бретёра, задевать которого себе дороже… »
— А. Бушков. «Д’Артаньян — гвардеец кардинала»

Слово «бретёр» происходит от французского «шпага» — «la brette» — и, соответственно означает искусного фехтовальщика-задиру, готового в любой момент устроить дуэль и проткнуть кого-нибудь по любому поводу. Позже так стали называть и стрелков-дуэлянтов, обладающих таким же характером. На Диком Западе такой персонаж именуется ганслингером (gunslinger).

Вообще-то «бретёр» — это скорее оскорбление, чем комплимент, но многие известные бойцы весьма гордились такой характеристикой — это было несомненным признанием крутости и мастерства. В литературе, соответственно, отношение к бретёрам зависит от того, на чьей стороне они оказываются: могут быть полными сволочами, а могут — вполне достойными людьми.

Знаменитые бретёры[править]

Театр[править]

  • «Ромео и Джульетта» — Тибальт, двоюродный брат Джульетты, вызвавший на дуэль Ромео, как до того вызывал многих и убивал их ударами, точно рассчитанными «по правилам арифметики». Ромео от дуэли отказался, возмущенный этим Меркуцио вызвал Тибальта сам и был убит (благодаря Ромео, который полез между ними, ведь Тибальт попал в Меркуцио ударив под рукой Ромео, а Меркуцио не сумел поднять меч и защититься), после чего Ромео принял бой и убил Тибальта (могло быть наоборот, что подсвечено, но Тибальт явно его недооценил). И завертелось…
  • «Сирано де Бержерак» — и сам Сирано, и все его товарищи по оружию:
« Это гвардейцы-гасконцы
Карбона Кастель Жалу.
Лгуны, хвастуны и пропойцы,
Которые даже на солнце
Наводят кромешную мглу!
»
— Эдмон Ростан
  • «Романтики» — пародия. Страфорель изображает из себя бретёра. Он, кстати, профессиональный притворщик, «доверенный от фирмы»(с) розыгрышей.

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • А. С. Пушкин, «Выстрел» — Сильвио.
    • «Евгений Онегин» — Зарецкий. Бретер на пенсии, устраивающий дуэли другим и с максимально кровавым исходом.
  • Л. Н. Толстой, «Война и мир» — Долохов.
  • Н. С. Лесков, «Старый гений» — деклассированный военный, который помогает старому, спившемуся, но очень умному юристу (заглавному герою) вернуть одной старушке-помещице огромную (для нее) сумму денег, которую она по наивности ссудила сыну своей покойной подруги, циничному светскому франту. Правда, бретёру в этой новелле даже не пришлось драться. Вероятно, дело даже не в трусости противника, просто ему срочно надо было за границу, а тут вдруг три пощёчины на вокзале прямо перед отходом поезда и, что особо важно, на виду у полицейского, причем уже явно вовлеченного в эту интригу («кстати для вас и бумажка в портфеле есть для вручения»).
  • Братья Стругацкие, «Трудно быть богом» — субверсия. Дон Румата (он же Антон Малышев, заброшенный в средневековое государство Арканар) по легенде бретёр, но из-за того, что за ним не тянется цепочка трупов, легенда горит синим пламенем. «Вы такой дуэлянт, вы такой задира! Сто двадцать шесть дуэлей за пять лет — и ни одного убитого!»
    • Что за идиот! Ну что мешало ввести в легенду такую деталь, как «религиозный обет» — не отнимать людские жизни"?! Серые штурмовики, набранные из третьего сословия, так и объяснили себе странное многолетнее поведение благородного дона. Получается, что те, кто забрасывал Румату, глупее серых арканарских штурмовиков?
      • Невероятная глупость — сам выбор подобного прикрытия, которое вынуждает постоянно драться при том, что земляне Полдня имеют пунктик относительно смертоубийства. Вполне прозрачно показано, что земляне действительно «мышей не ловят» и что их по всем направлениям обыгрывает дон Рэба, не обладающий техническими возможностями Полдня, зато высокоинтеллектуальный и многоопытный участник местной политики. Впрочем, с другой стороны такая легенда объясняет неограниченные финансовые ресурсы и возможность делать все, что вздумается, что для любого другого, кроме эксцентричного и предельно богатого аристократа, было бы противоестественным.
  • «Азазель» и «Турецкий гамбит» Бориса Акунина — Ипполит Зуров. Как ни странно, но именно он был одним из немногих друзей Фандорина.
  • «Сварог», второй том («Летающие острова»). Протагонист — он же и заглавный персонаж — прикармливает нескольких таких деятелей (арканарцы назвали бы таких «безденежными донами»). Одного из своих «карманных бретёров» он натравил на шпиона, который Сварогу мешал.
  • «Время меча» Юрия Нестеренко — женская субверсия. Элина, воспитанная отцом — мастером фехтования, очень не любит тех, кто относится к ней и ее бойцовским возможностям пренебрежительно, и всегда готова делом доказать им, как они ошибаются: «Говорят, что смех продляет жизнь, но иногда он ее укорачивает». Впрочем, убивает только действительных врагов, а с остальными ограничивается бескровной демонстрацией своего превосходства.
  • «Шрам» Дяченко. Гуард Эгерт Солль. Дуэль с магом, впрочем, привела к неожиданным последствиям, вынудившим пересмотреть свое поведение.
  • «Кораблики, или Помоги мне в пути» Крапивина — есть там такие, косплеящие аристократов 19 века и занимающиеся убийствами под видом дуэлей, используя лазейку в законах. Главный герой, конечно, ни разу не крутой фехтовальщик, но владеет искусством управления временем, так что преподносит «благородным донам» сюрприз

На других языках[править]

  • Бальзак, «Отец Горио» — некий «полковник луарской армии, только что назначенный в королевскую гвардию», знакомый Вотрена (тот уточняет: «мне многим обязан»), виртуоз в фехтовании (вероятно, и в стрельбе, но это не уточняется). Вотрен хочет, чтобы этот персонаж убил брата Викторины Тайфер, влюбившейся в Растиньяка, и тогда наследницей всего состояния банкира Тайфера окажется именно эта девушка.
  • А. Дюма:
    • «Три мушкетёра». Напрямую героев так не называют (за это можно и вызов получить), но вот ведут они себя соответствующе, как и все королевские мушкетёры. Гвардейцы кардинала — точно такие же задиры и дуэлянты, а их заявления «Мы тут дуэли пресекаем» — просто удобная отговорка и хороший повод докопаться до мушкетёров. А за порядком должны были следить совсем уж третьи службы. «Могла появиться стража и арестовать всех участников дуэли — и здоровых и раненых, роялистов и кардиналистов».
    • «Графиня де Монсоро». Все участники финальной пафосной дуэли «трое на трое» таковы. Однако, графа де Бюсси молва ставит на голову выше остальных, его страсть к дуэлям и мастерство, позволяющее при этом оставаться почти невредимым, известна каждому в Париже, даже далёкому от таких развлечений монаху Горанфло. В завязке романа миньоны короля берут над ним верх только вчетвером на одного, при этом двоих он успевает серьёзно ранить. В конце романа он успевает убить своего врага и больше десятка наёмных убийц и остаётся ещё жив, когда приходят основные заказчики резни, о которых он не знал.
  • «Капитан Фракасс»: их там немало, но круче всех — Жакмен Лампурд и его закадычный кореш Малартик. Что характерно: главный герой — не бретёр, хоть и побеждает их всех. Ведь он сам ссор не ищет, а сражается исключительно во имя любви!
  • Р. Сабатини:
    • «Хроника капитана Блада» — Тондёр, человек весьма неважной репутации. Намеревался во время дуэли всадить шпагу в Джереми Питта, но Блад ловко помешал этому. ;-).
    • «Скарамуш» — кучка профессиональных бретёров из дворян буквально терроризирует неугодных ей депутатов Национального Собрания. Но тут на помощь третьему сословию приходит протагонист, ставший к тому временем учителем фехтования…
      • А мог ли дворянин в принципе вызвать на дуэль недворянина или это, со стороны данного автора, незнание матчасти? Обычно считается, что вызвать на дуэль можно было только равного себе по статусу.
        • Дворянин, вызывая на дуэль низшего, таким образом возвышает его до своего уровня, признавая за ним наличие чести и давая возможность оную защитить. Истории, когда дворянин вызывал на поединок простолюдина, иногда случались, хотя посматривали на такое довольно косо — как раз потому, что таким образом возвышать кого попало неуместно.
        • На момент этих дуэлей потомственное дворянство уже отменено, и с описания этого как раз начинается глава «Дуэлянты-убийцы». Так что вчерашние маркизы и шевалье превратились в простолюдинов, и с точки зрения формальностей все честно.
  • Г. Сенкевич, «Огнём и мечом» — Володыёвский, причём именно в этой книге и в тандеме с Заглобой. В свободное время двое развлекаются тем, что задирают местных шляхтичей: пан Михал молод, ему скучно, и хочется порубать, а Заглоба — мастер троллинга. В других книгах трилогии герой отказался от такого сомнительного хобби, потому что повзрослел и возмужал.
  • Хонор Харрингтон — Денвер Саммервейл. Профессиональный бретёр, а по сути киллер. Умеет пользоваться раритетными дуэльными пулевыми пистолетами. Провоцирует тех, за кого ему заплатили, на оскорбление, вызывает в ответ на дуэль, после чего «на законных основаниях» убивает.
  • «Песнь Льда и Пламени». В славном граде Браавосе пасутся целые стада таких. Это местные мелкие дворянчики, разодетые попугаями и именуемые бравос[1] («храбрецы»).
    • Джейме Ланнистер, конечно же. Угрожал Боросу Блаунту поединком даже после того, как потерял правую руку.
      • Но это было расчётливое «взятие на понт». Джейме стремился дать понять, будто и одной левой сможет порубить Блаунта в фарш — спекулировал на собственной грозной репутации, славе бретёра. На самом же деле правша Джейме после своего увечья еле-еле мог ворочать мечом с помощью левой руки (что тщательно скрывал от всех, кроме своего немого и неграмотного тренера, который всё равно никому не разболтает[2]); Ланнистеру только ещё предстояло, ценой будущих долгих усилий, переучиться на другую руку и постепенно восстановить «фехтовальную форму»… А пока надежда была на то, что Борос Блаунт трусоват. И, что характерно, сработало — сир Борос спасовал, не принял вызова.
    • «Красный Змей» принц Оберин Мартелл тоже пользовался славой любителя поединков и кровожадного человека.
    • Но самый архетипичный — сир Лин Корбрей. Задиристый и высокомерный дворянин из древнего, но обедневшего рода.
  • «Приключения Капитана Алатристе»: сам Диего к молодецким дуростям не склонен, но временами пользуется бретёрской культурой для совершения заказных убийств — при свидетелях провоцирует цель на поединок, задев плечом на улице. В Испании наемных головорезов называли эспадачинами (шпажниками).
    • Один из антагонистов, Гвальтерио Малатеста — отчетливый пример тропа.
    • Один из собутыльников Алатристе, знаменитый поэт Кеведо со своим коронным «Придется подраться!»

Кино[править]

  • Дуэлянт (фильм 2016) — бывший дворянин (лишённый при ссылке дворянства), вернувшись из ссылки под другим именем (под именем погибшего дворянина), теперь зарабатывает именно этим, и мечтает восстановить своё честное имя и отомстить виновнику своих бед.
  • Дуэлянты 1977 года Ридли Скотта. Месье Фера, антагонист фильма. Настоящий задира, готовый вызвать на дуэль по любой мелочи.

Телесериалы[править]

Аниме и манга[править]

  • Легенда о героях Галактики: Гольдшмидт — профессиональный дуэлянт, нанятый графом Херксхеймером, чтобы представлял его на дуэли с виконтом Шафхаузеном. Который тоже в дуэли участвовал не сам, а поручил это Райнхарду фон Мюзелю — будущему императору Галактики.

Комиксы[править]

  • «Бесобой» от Bubble  — здесь бретёрами именуется адский легион, состоящий из демонов-убийц.

Видеоигры[править]

  • Hellish Quart — все персонажи т. к. симулятор дуэлей.

Настольные игры[править]

  • «Берсерк — вселенная магических битв». Там даже есть такая карта — «Бретер», без точек над «ё». По малограмотности многие фанаты настолок именовали ее «Бре́тер», именно ввиду отсутствия этих точек.
  • WarHammer 40,000 — Люций Вечный из легиона Детей Императора.
  • Warhammer Fantasy Battles — Вендетта Весперо, целая рота профессиональных дуэлянтов родом из Тилии. Саботаж, убийства, защита — всё по прескуранту. Вообще-то они взяли традиции фехтовальщиков Эсталии, но вместо ещё одного отряда мечников со щитами появился элитный отряд, способный как защищать, так и убивать по приказу клиента. Сам их предводитель известен как «Тилейская Оса» и имеет славу самого успешного наемного убийцы-человека в Старом Свете.
  • Эсталийские диэстро. Профессиональные дуэлянты, которые считаются лучшими фехтовальщиками среди «цивилизованных» людей Старого Света.Часто отряды дуэлистов с жаркого юга отправляются искать достойных противников на север,в Империю и даже Кислев. Как раз этих господ и взял за образец для своих подопечных Стабио Скверный, изгнанный принц Луччини. Известный эсталийский диестро Кристобаль Пачеко обучал их искусству дуэльного фехтования, имя мастера тайных убийств, обучившего юношей своему искусство неизвестно.

Зато известно имя его лучшего ученика — того самого Весперо по кличке Оса, прославившего дуэлистов не только в Тилее, но и за ее пределами. Школу Стабио(который нашел себе новое призвание) назвали «Черной Гильдией» и из-за дел, творимых ее выпускниками, и из-за того, что ее члены любят одеваться в черные плащи с глубокими капюшонами, закрывающими лицо.

Музыка[править]

  • КняZz — «Дуэлянт».

Реальная жизнь[править]

  • Есть мнение (основанное на текстах непосредственно скандинавских источников), что подобную роль в культуре викингов играли берсерки. Согласно этой теории, в отличие от более позднего, мифологизированного представления, изначально берсерками называли профессиональных бойцов, нарочно провоцировавших и оскорблявших других членов общины, чтобы получить вызов и по результатам судебного поединка присвоить чужое имущество. Отсюда крайне неприязненное отношение и обобщения вроде «беззаконные люди, разбойники и берсерки».
  • В ренессансной Италии ими можно было дороги мостить. Доходило до того, что великий художник Микеланджело Меризи да Караваджо в равной степени известен и как художник, и как вор, дуэлянт и убийца. Как, кстати, и его коллега-скульптор Бенвенуто Челлини. Как и тот Микеланджело, который Буонаротти. Как и… ну вы поняли.
  • Де Бюсси, зачем-то отбелённый Дюма, был по нынешним меркам серийным убийцей в законе. Искал, на что оскорбиться, оскорблял сам, а потом методично убивал несчастного. Нередко делал это с расчётом на выгоду (так, в Варфоломееву ночь грохнул родственничка-гугенота). Педаль в пол пробил, когда ему поручили командовать отрядом в военной кампании, и он немедленно… вызвал на дуэль командира союзного отряда.
  • Ирландский политик Ричард Мартин, по прозвищу «Дик-курок» или «Дик-спусковой крючок», живший в конце XVIII — начале XIX в. Более ста дуэлей, причём несколько — в здании парламента. Кстати, Мартин — один из основателей Общества защиты животных. Как он сам говаривал: «Корова пистолет не удержит»!
  • Граф Федор Иванович «Американец» Толстой. Задира, картёжник, хулиган. Одиннадцать убитых, а самих дуэлей вообще никто не считал. Вел убитым особый список, который называл «синодиком» (правда, вносил в него только убитых наповал, а умерших потом не считал). Имел также обыкновение тех, кого презирал, на дуэли не убивать, а целенаправленно ранить в пах — «и душу не погубил, и дураков плодить не дал». В свое знаменитое путешествие до американских островов попал именно из-за смертельной дуэли с одним полковником (сыграла роль разница в званиях).
«

Но голова у нас, какой в России нету, Не надо называть, узнаешь по портрету: Ночной разбойник, дуэлист, В Камчатку сослан был, вернулся алеутом И крепко на руку нечист[3]; Да умный человек не может быть не плутом.

»
— «Горе от ума»
  • Александр «Наше всё» Пушкин — учитывая его манеру затевать пьяные ссоры с вытекающей дуэлью (в том числе с вышеупомянутым Американцем), даже удивительно, как поэт дожил до рокового поединка с Дантесом.
    • Просто все остальные прекрасно понимали, с кем им предстоит стреляться и что с ними сделают благодарные современники, если не дай Бог попадут. Так что то поутру Александра Сергеевича друзья отговаривали, то оскорблённый решал уладить дело миром. До барьеров дело дошло всего раза четыре, трое, похоже, стреляли либо в воздух, либо нарочно мимо, включая (предположительно) графа Воронцова, у которого, скажем честно, были все основания не жеманничать.
      • Лотман заметил, что немалую (если не решающую) роль в исходе дуэли той эпохи в России решали секунданты. Ну и конечно, те, кому выпадало служить в этом качестве Александру Сергеевичу, делали все возможное и невозможное для того, чтобы дуэль либо вовсе не состоялась, либо дуэлянты имели минимальные шансы причинить друг другу вред. Показателен пример (возможно, легендарной) дуэли Пушкина с полковником Старовым, состоявшейся в непроглядную метель, при этом дуэлянтов поставили на такое расстояние друг от друга, что они бы и в идеальную погоду друг по другу бы просто не попали. Ситуацию спасло и то, что повод к дуэли был максимально кретинским, Пушкин к утру уже успел поостыть, а Старов в ссоре вообще участия не принимал, а стрелялся за подчиненного (то есть у него лично к Пушкину изначально претензий не было).
      • Дантес, кстати, тоже не был исключением из этого правила. Но тут Александр Сергеевич «Наше всё» проявил просто-таки дьявольскую изобретательность, загнав соперника в положение, при котором тот сам был вынужден послать вызов (публично оскорбив приемного отца Дантеса, который, будучи послом, просто не мог сделать вид, что "ничего не было и он лично не обижен", но в силу возраста заведомо не мог драться на дуэли сам). От первого "прямого" вызова на дуэль самим Пушкиным Дантес не без труда уклонился.
  • В студенческие годы репутацию заслужил дипломат 80 уровня Отто фон Бисмарк — более 20 дуэлей и лишь одно поражение. Не говоря уже о том, что сам Отто отличался достаточно буйным нравом, за что и получил от товарищей прозвище «Дикарь».
    • Впрочем, это были мензурные дуэли, в которых шансы погибнуть были очень небольшие, а ставкой был шрам на лице. Поговаривают, что и проиграл свою единственную дуэль фон Бисмарк потому, что выпустившегося из университета без дуэльного шрама могли в те времена ославить трусом (вернее, проиграл, скорее всего, честно, но после этого так открыто нарываться перестал).

Примечания[править]

  1. В Италии они были бы bravi. А в Браавосе множественное число образуется иначе, подобно тому как в Вестеросе имя лорда Старка — не Эдвард, а Эддард. Фэнтези-ономастика.
  2. В телесериале тренер другой: с даром речи, но при этом надёжный, потому что крепко заинтересованный в неразглашении ради сохранения выгодной дружбы с Джейме. Вот только методы ведения боя там ни разу не рыцарские.
  3. Современник вспоминает, что за эти две строчки Толстой выговаривал автору: во-первых, «в Камчатку чёрт носил», ибо был не сослан, а выслан от греха подальше, и во-вторых, «крепко на руку нечист» звучит так, словно он табакерки со стола ворует, а он всего лишь мухлюет в карты (обвинение в нечестной игре в то время было вполне законным поводом для вызова, но Толстого-Американца вызывать всё же побаивались), так что следовало написать «в картишки на руку нечист».