Вангеры

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Уж сколько недоумков, тебе подобных, я перевидал — а всё вас жалко… Вот так же и они бессмысленно моргали, не понимая, кто они, откуда и куда… (…) Когда-то я пытался долго вас учить, я говорил о банчах, о цепи, о подземных куклах, про глупых бибуратов, что живут на Глорксе, и кто такие раффа, про кузовки опять же… Вот-вот, я вижу лишний труд. Ты выпучил глаза свои пустые в попытке что-либо понять, но понять не в силах… »
— элипод Липкий, советник Подиша, эскейва на Фострале
« Советник, а кто иль что есть дальше идет название того/чего, о ком спрашивается? »
— Протагонист спрашивает у советника о ком-то/чем-то

(link)

Заглавная тема

Вангеры — одна из самых необычных компьютерных игр ever. Жанрово представляет собой автомобильную аркаду с видом сверху в открытом (и совершенно безумном) мире. Собрали её в конце девяностых при помощи Си, ассемблера и такой-то матери калининградцы из «KD-Lab». Уникальна сразу несколькими аспектами:

  • это одна из немногих удачных отечественных игр на тот момент.
  • она сочетает в себе аркаду, квест, элементы РПГ и элитообразный геймплей — после открытия по сюжету коридоров, между мирами можно путешествовать совершенно свободно.
  • воксельные деформируемые ландшафты с возможностью сохранения всех изменений.
  • сеттинг. СЕТТИНГ.

Предыстория[править]

В недалёком будущем наука и эзотерика сливаются воедино, порождая эпохальный проект: «Исход». Экстрасенсы-спириты делятся с человечеством невероятной информацией: оказывается, космологические червоточины можно проделывать прямо с Земли при помощи специальных Коридоров, открывающихся в особое спанж-пространство — гиперкосмос, состоящий из миров-пузырьков. То, как человечество полетело на другую планету через спанж, можно лицезреть в вышедшей позже игре от КранКа сотоварищи: «Периметре», а пока вернёмся к «Вангерам». Люди радостно ломанулись осваивать спанж, не подозревая, что буквально через несколько «пузырьков» они вывалятся в родной мир одной коллективноразумного инсектоидного вида — криспо. Разразился конфликт, в ходе которого Коридоры на Землю и родной мир криспо оказались запечатанными, оставив колонистов и криспоидов наедине в небольшой цепочке спанж-миров. Инсектоиды, опытным путём выяснившие пригодность нежных человеческих тушек к разведению внутри оных собственного молодняка, немедленно приступили к сокращению поголовья неприятеля. Люди же, не желавшие становиться инкубаторами, в спешке изготовили некое хитрое биотехнологическое ОМП и жахнули. Жахнуло так, что в течение около тысячи земных лет в Потерянной Цепи бушевал страшный Суп Существ — биомолекулярный хаос, уничтоживший изначальных людей-софти (потому что мяконькие и слабые) и криспо, и оставивший в итоге три относительно жизнеспособных биоса: элиподов, бибуратов и цикс. Самым гадким оказалось то, что при видимой сохранности человеческого разума, новые виды сохраняли зависимость от криспоидной физиологии, а именно — от феромонных следов, оставляемых в толще грунта реликтовыми существами-куклами. И тут на сцену выходят вангеры

Вангерами в Цепи называют отчаянных искателей приключений, готовых перемещаться по Потерянной Цепи на старой технике софти, исполняя мудрёные прихоти биосов. Разумеется, не за просто так, а за горстку славных бибов! В роли одного из таких вангеров мы и начинаем свой нелёгкий путь колёсного катафальщика.

Биосы[править]

  • Элиподы. Жирные и премудрые червеобразные (с виду напоминающие гусеницу Cerura Vinula), способные единовременно видеть события, происходящие в Потерянной Цепи при помощи некоей «линзы». Общаются витиевато и заумно (Липкий, к примеру, вещает пятистопным ямбом). В целом, наиболее лояльны к вангерам. Криспоидный реликтовый паттерн: эЛирекция — ритуальная гонка с личинкой элипода в трюме. Зелёные.
  • Бибураты. Хитиновые, жукообразные и носатые. Бюрократы, зануды и носители квадратности и гнездовости. Вполне могут отобрать у незадачливого вангера его любимую коляску, если не узнать от элиподов некие хитрости. Криспоидный реликтовый паттерн: сбор плодов из летающих над миром Жаблей (Пип-Шоу и Ядерная Война). Красные.
  • Циксы. Двукрылы, мухообразны и феминны. Пишут и собирают всяческие истории из жизни Цепи — попонки. Главная цикса регулярно порывается сделать вангера любимым мужем. Ew. Криспоидный реликтовый паттерн: ритуальная гонка с Маленьким цЫком в трюме. Синие.
  • Спириты. Представлены единственным механическим резидентом, занимающим эскейв в Икспло — Парафином.
  • Инферналы. Странные сущности, проводящие в жизнь какие-то хитрые планы насчёт УниВанга 3/8. Антагонистичны спиритам. Представлены КарМаном — жёлтым кругом на Трилле.
  • Вангеры. Сокращение от «вандалы»+«герои». См. в тропах, ибо спойлеры и вообще.

Потерянная Цепь[править]

  • Фострал. Наша нубская песочница. Зелёный мир, полный взрывающихся грибов-вонючек и ржавеющих конструкций времён освоения софти. Как и все последующие основные миры, имеет топологию тора (бублика). Два эскейва: Подиш (Липкий) и Инкубатор (Палец, функция Липкого).
  • Глоркс. Водный мир с осыпающимися земляными мостами. Много водорослей и водоворотов. Три эскейва: ВигБу (вместилище Бюро, Буравчик), Лампассы (арена, Модный Гиря) и Огород (Обурец).
  • Некросс. Болотистый сине-зелёный мир. Дырчатые мосты, сухие русла и тайники под листьями. Два эскейва: ЦыПа (Цыфра, муженёк!) и БиЗона (Цыкатуха).
  • Икспло. Пустынный мир, полный пирамид. Необходим для продвижения по сюжету. Единственный эскейв: Спобс.
  • Трилл. Раскаленный мир с черными каменными дорожками над лавой. Также необходим по сюжету, вместо эскейва содержит Кармана - резидента инферналов, общающегося с вангером с помощью появляющегося прямо на экране текста.
  • Проклятые миры. Виксов, Кокс, Арк-а-Зной, Бузина и ХМок. Имеют сферическую топологию (а остальные — цилиндрическую). Содержат полезные в народном хозяйстве артефакты.

Тропы[править]

Ключевые образующие:

  • Авторские неологизмы — и никаким Крот-Ригом не добуриться до той геологической страты, куда уходит педаль мехоса в этом случае.
  • Вывих мозга — вся игра для неподготовленного игрока. На практически каждое внутримировое понятие есть своё особое слово, значение которого придётся выяснять играющему. «А кто иль что есть кузовки, советник?»
  • Суп существ.

Дальше по мелочи:

  • Ай, молодца!:
    • Если привезти элипода-пассажира бибуратам. Ещё гаже на душе будет, если привезти им же эЛика.
    • при выполнении задания КарМана. Биосы получают в своё распоряжение кукол, закрывают эскейвы и уходят в вечную нирвану, что приведёт, в конечном итоге, к их быстрому вырождению и гибели.
  • Антизастревательная фича — каждый мехос оборудован встроенной прыгалкой, с помощью которой можно выбираться даже из самого сложного ландшафта. Также мехосы умеют кувыркаться вбок, что тоже бывает полезно.
    • А если задолбался пытаться выигрывать гонки Глоркса и Некросса, можно уйти погриндить и вернуться со 100000 бибов для ключа на Некросс и 500000 для ключа на Искспло.
  • Вот это поворот! и Помидор в зеркале — концовка. Как из концовки спиритов, так и инферналов, становится понятно, что вангеров на самом деле не существует. Просто однажды мехос приходит в движение и действует самостоятельно (правда, как это сходится со словами Липкого о бывшем эЛике, или с процедурой переноса холостого вангера между эскейвами цикс, знал только КранК). Также выясняется, что сам играющий принимает, таким образом, участие в некоем глобальном эксперименте Высших Сил, своими действиями формируя поведенческую матрицу будущего вангера. Третья же концовка даёт нам понять, что играющий формирует матрицу вангера таким образом, что хитрый, но сокрытый от нас план инферналов терпит крах из-за спонтанного возникновения в УниВанге некоей непредвиденной флуктуациии, в ходе которой Потерянная Цепь начнёт функционировать совершенно непредсказуемым инферналами и спиритами образом.
  • Досрочная концовка — если чем-либо расстроить Гирю. Либо при использовании способности «Счастливчик» Механического Мессии.
  • Жуткая кукла — Механический Мессия. Настолько жуткая, что вангера с такой игрушкой в трюме просто выкидывают из любого эскейва. Про Спумию и говорить не стоит.
  • Знать, где упадёшь — без этого игру пройти очень сложно.
    • Если приехать в любой эскейв Глоркса, не имея в трюме предмета под названием Раббокс, отберут все деньги и посадят на раффа. Об этом могут предупредить где-то на Фострале при входе в экскейв после получения ключа, но не сразу, а непонятно когда. Обходится ловушка приездом в Огород при зелёном цвете воды и жёлтой суше и тыканьем курсором в обрамление интерфейса пока не откроется ячейка с искомой вещью.
    • На Некроссе та же фигня. Если сразу поехать в ЦыПу, всё отберут и отправят в БиЗону. Если поехать первым делом туда, пошлют в ЦыПу. Чтобы не грабили, надо тыкаться в нижний эскейв несколько раз.
    • Чтобы достать артефакт с Бузины, нужно кодовое слово. Слово говорит первый доставленный пассажир (появляются как товары после выполнения табутаска) и записать его в игре некуда: какого-либо квестового журнала нет. Поэтому помните, что чрезмерная уверенность убивает медленно и коварно, и запишите сами.
    • Аналогично с десантом биосов на проклятые миры: куда и сколько отвёз, нигде не записывается, так что нужно составлять целую таблицу.
  • Край уровня — тороидальные миры «спаяны» краями с образованием гравитационных гор, не позволяющих быстро переместиться, скажем, из Подиша в Инкубатор. Однако, если найти Механического Мессию…
    • Если раффа подрывается на фостральском грибе, его может катапультировать через половину мира, и на перелёт отталкивающего барьера импульса тоже хватит. Этот манёвр может сильно помочь с квестами на участие в гонке, надо только не убиться.
  • Круто, но непрактично:
    • Железный Призрак. Отличный мехос, если бы не одно «но» — высокий центр тяжести. Проклянёте всё, если заедете на любую неровность.
    • Последний из Могикан. В некоторой степени. Огромная дура на шести колёсах… в трюм которой не помещается куккиш. И которая из-за своего размера не помещается на дорогу и не может заехать с первого раза в эскейв.
    • Крастест-мортира. Совершенно неприличный урон компенсируется мизерной дальностью полёта снаряда, и поди ещё из неё попади по движущейся цели.
    • Бут-сектор. По идее, даёт возможность заиметь несколько мехосов и переключаться между ними. Вот только на момент первого перемещения играющего пересаживают в раффу. Без раббокса. И, понятно, всего прочего содержимого трюма. И зачем всё это?
    • Пилот — автопилот, да. Но водит он как бот, сами понимаете.
  • К чёрту сценарий! — это позволяет делать КротРиг, с помощью которого можно подкопать тайники, в частности — на Коксе и Бузине. По Коксу придётся изрядно попрыгать для выполнения этого трюка, а легальный доступ к хранилищу Бузины требует пароля, который даёт вам первый доставленный пассажир… см. выше. Способность «страус» Начертателя позволяет сделать так же, только с ним под землёй нельзя передвигаться.
  • Ложный бог — Маленький Цык, которому посвящена ритуальная гонка цикс — Цыклоп, а также все попонки Цыфры. Вот эта синяя глиняная поделка с глазами не абы что, а последний софти!
  • Мир смерти — Арк-а-Зной и Трилл.
  • Музыкальный триппер — саундтрек, написанный лид-геймдизайнером КранКом и звуковиком Рубером въедается в мозг сразу и намертво.
  • Ненужная фича — большинство абилок Начертателя. Способ 83 только разбирает мехос на коридорную пыль и собирает обратно, страус и Цирк закапывает и подвешивает соответственно, при этом двигаться нельзя. Хотя у Страуса пара применений есть. Фестиваль бибов приносит копейки для того момента когда появляется. А вот размеривание позволяет легче протискиваться по Коксу.
  • Обычные необычные деньги — бибы. Жуки, ползающие по поверхности Цепи. Их можно давить, тем самым увеличивая счётчик денежных средств. Только это долго и муторно.
  • Пейзажное порно и Пейзажное гуро. УниВанг весьма разнообразен!
  • Подземный город — эскейвы, бывшие убежища софти.
  • Save scumming и Святой Рандомий — табутаски, задания Советников. Выдаются вслепую, колеблются от «разогнать 5 роёв», до «перелететь от эскейва к эскейву, ни разу ни приземлившись». А провал взятого табутаска грозит снижением важного параметра «удачи».
    • Педаль в пол — Взятый табутаск можно проиграть (обычно) или выиграть (редко) вообще без усилий, просто потому, что (не) повезло взять его перед сменой «времени года», в которых отсчитывается отпущенный на выполнение задания срок и смена которых в игре никак не афишируется.
      • Вроде бы таймер есть в левом нижнем углу.
  • Сила катсцен на максимум — в заставочном ролике Кислый Монк стряхивает с хвоста Ат-Трактор Биббанозной Блокадой. Которая стреляет только вперед, а в Монка не то что не устанавливается — в трюм не влезает.
  • Стартовый ускоритель — нужно украсть у Липкого липурингу, дающую 50 удачи, РАСКОПАВ КУРСОРОМ СВОБОДНЫЕ ОТ ЕГО ТУШКИ ЯЧЕЙКИ ЭКРАНА ЭКСЕЙВА ВО ВРЕМЯ ЭЛИРЕКЦИИ. С удачей 50+ можно открыть особый тип тайников, в одном из них лежит инкарнатор — оружие, обменивающее мехосами стрелка и цель при попадании. Используем его на крутом мехосе киллера, которого за нами послали за воровство, убиваем собственного монка и возвращаем артефакт.
  • Так грубо, что уже смешно — игрища, проводимые Модным Гирей в Лампассах. Это надо читать. А один из бибуратских товаров называется «героин». Не подумайте плохого, это просто упакованный бибурат, ожидающий транспортировки в Лампассы, чтобы там геройски убиться.
  • Темнота смертельно опасна — на Коксе постепенно гаснет свет, и когда становится совсем темно, появляется счётчик воздуха как под водой с закономерным итогом по истечении времени. Чтобы бороться с темнотой, нужно ехать по стрелкам к лампам и последовательно их зажигать. В конце этой гонки и ждёт артефакт.
  • Технотрёп — «Принцип действия базируется на мгновенных малопротяженных сдвигах пространственных решеток, диссоциирующих на время любые твёрдые образования.»
  • Упрощённое снабжение — самый первый пулемёт «Махотин» перезаряжается при погружении мехоса в воду. А «гОрб-генератор» можно постоянно подзаряжать на специальной станции.
  • Язык хмыканий — «Эмьемуль, эмьемуль!»
  • Инсектоиды — Гусеницы-элиподы, жуки-бибураты, мухи-циксы. Как и их предки — криспо.
  • Злой мух — Циксы.
  • NPC не воруют — полная аверсия, вплоть до того что во время нахождения в эксейвах мир снаружи продолжает жить, и предусмотрительно выложив на пол механического мессию (ибо с ним в эскейв не пустят), вы можете по выходу его не найти.
  • NPC не трусят! — трусят ещё как, стоит только набрать достаточно авторитета. И у них самих параметр авторитета тоже имеется, так что реакции NPC друг на друга рассчитываются точно такие же, как на игрока.