Великий Гудвин

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статьи Fake Wizardry, Phony Psychic. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Время волшебников прошло. По всей вероятности, их никогда и не было на самом деле. Просто некоторые фокусники умели так ловко обманывать всяких зевак, что этих фокусников принимали за колдунов и волшебников. »
— Юрий Олеша, «Три толстяка»
Иногда достаточно обыкновенной зажигалки

Персонаж, выдающий себя за волшебника, на самом деле обыкновенный шарлатан.

Причины для подобного поведения бывают разные. Зачастую это банальная афера с целью оставить легковерный народ без денег. Может быть, деньги уже не главное, и в дело вступает жажда власти и необходимость держать народ в страхе. Может быть, он пришелец из будущего или с высокоразвитой планеты, которому нужно как-то объяснить свои странные повадки, знание науки и техники и функции своих гаджетов. Или же ему просто не повезло оказаться единственным обычным человеком в мире волшебников и ведьм.

Чтобы выдать себя за волшебника, часто используются самые обычные техники фокусников и иллюзионистов. В другом популярном варианте Гудвин прибегает к сверхразвитой с точки зрения местных технике. Кроме того, есть случаи, когда Гудвин действительно является волшебником, просто конкретные заклинания, которые он якобы колдует, на самом деле невозможны (или на легковерных лень тратить ману), и в дело вступает магия иллюзий или другое трюкачество с примесью реальной магии. Вариант: Гудвин просто маг-недоучка, но при этом выдаёт себя как минимум за архимага.

Некоторые кадры настолько наглеют, что прикидываются богами. Ср. также Чудеса от науки о технологиях, принимаемых, выдаваемых или неотличимых от магии. Внимание: если «волшебник» не прикидывается таковым с целью получения какой-то выгоды, а искренне верит в своё колдовское могущество — это одна из разновидностей тюнибё.

Примеры[править]

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • «Волшебник Изумрудного города»:
    • Великий и Ужасный Гудвин, аналогично Озу, был цирковым артистом, обманувшим местных жителей. У Волкова, в отличие от оригинала Баума, не возвращается в Волшебную страну после первой книги и магии не обучается.
    • Урфин Джюс сначала выдал себя за колдуна с помощью изготовленного им из сорняков живительного порошка, а в книге «Огненный бог Марранов» пошел дальше и выдал себя за бога, впечатлив Марранов умением разводить костры (с помощью зажигалки) и ручным гигантским орлом.
  • У Сергея Сухинова в его цикле об Изумрудном городе есть отдельная книга о Гудвине — «Гудвин, Великий и Ужасный», которую в каноничном издании проиллюстрировал сам Владимирский. Правда, после смерти Гудвин оказался в стране Мертвых и в замке атлантов мало-помалу научился кое-какому волшебству, в финале «Чародей из Атлантиды» остается погостить и поучиться у самого Торна.
  • Александр Рудазов — иногда случается:
    • «Арифмоман» — с этого начинал свою карьеру на Парифате Исидор Яковлевич Эйхгорн — знания физики и химии, а также несколько земных гаджетов вполне это позволяли. Однако прокатило только потому, что Парибул, куда он попал — лютые задворки планеты, и на бриаровского лауреата местный король и не рассчитывал. Уволившись с поста придворного мага, Эйхгорн прикидываться волшебником и вовсе перестал — понял, что настоящих чародеев это не порадует. Хотя колпак носить продолжил — удобно облегал лысину.
    • А вот у Сергея Чертанова не прокатило. «Плохой, негодный шаман, — сказали мбумбу, — может, хоть вкусный
  • Павел Каташов, «Магия трёх мечей» — император (на самом деле — армянский историк-попаданец) Тигран Миграбян, который довольно жёсткими методами внедряет в фэнтези-мир промышленную и буржуазную революцию, всеми считается не то добрым волшебником, не то тёмным властелином.
  • Роман Злотников, «Грон» — с помощью несложных химических и механических фокусов главный герой приобретает у степняков репутацию могучего колдуна, «повелителя демонов песчаной бури и огненной стены». А вот некоторые из реликтовых технологий Ордена тянут на магию даже по нашим меркам (другое дело, что сами Посвящённые их как раз магией и считают).
  • «Порри Гаттер» — с некоторых пор директор Бубльгум. Справляется либо техническими штучками, либо изображением рассеянности и просьбой других поколдовать
  • Янка Мавр, «Амок». Верховное божество яванских бадувисов, шестирукий бог Багара Тунгаль, конечно, управляется верёвочками из-за ширмы хитрыми жрецами, но вот что жрецы владеют примитивной голографией, становится сюрпризом даже для просвещенного европейца Пипа.

Зарубежная[править]

  • Марк Твен, «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»:
    • Главный герой-попаданец выдает устраиваемые с помощью своих познаний в науке и технике чудеса от науки за колдовство и становится придворным волшебником по прозвищу Хозяин.
    • Мерлин, бывший придворным волшебником до него, вроде бы обыкновенный шарлатан, но в конце книги произносит единственное настоящее заклинание, усыпляя героя на 1300 лет.
    • По ходу действия главный герой разоблачает других шарлатанов. Так, один из них заявляет, что способен узнать, что в данный момент делает любой человек, на что ГГ предложил: «Скажите мне, что я делаю правой рукой?» Не получил ответа и заявил: «этот приезжий — пустой плуг и лгун». Тот попытался выкрутиться, утверждая, что «маги такого рода, как я, не интересуются делами всякого смертного, а только делами королей, принцев, императоров. Если бы вы спросили меня, чем теперь занят Артур, то я сказал бы вам». Впрочем, про Артура он тоже соврал, а рассказчик смог проверить его ложь, потому что устроил в королевстве телефонную сеть.
  • «Удивительный волшебник из страны Оз» — великий волшебник Оз оказывается обыкновенным цирковым артистом. Впоследствии добрая волшебница Глинда обучает его магии взаправду.
  • В одной из «сказок Барда Бидля» под названием «Зайчиха Шутиха и её пень-зубоскал» жулик прикидывается волшебником с помощью обычных фокусов и устраивается придворным «инструктором магии» с целью обогащения, но его планы в итоге терпят крах благодаря настоящей ведьме.
    • В самом «Гарри Поттере» эту роль играют прорицатели в лице профессора Трелони, предсказывающей всякого рода ужасы и околесицу. Выясняется, что Трелони на самом деле одна из немногих прорицательниц, реально наделенных хоть каким-нибудь даром, просто она совершенно не умеет интерпретировать свои собственные пророчества, а ее попытки в буквальном смысле слова гадать на кофейной гуще вообще заведомо не работают. При этом прорицатели могут быть вполне способны на другие виды магии.
  • «Сага о Копье» — Рейстлин в юности зарабатывал, показывая фокусы на площади и изображая мага. Когда же он на такового и вправду выучился, ловкость рук всё равно не раз его выручала: когда ученик продемонстрировал впечатляющий эффект, при этом вовсе не фоня магией, Фистандантилус знатно охренел, а разгадав фокус — рассвирепел, но уважением к дерзости юнца проникся.
  • «Песнь Льда и Пламени» — Мелисандра вполне способна на настоящую магию, но легковерных проще впечатлить алхимическими трюками.
  • Саймон Грин, «Кровь и честь» — бродячий актёр Джордан не владеет магией, но успешно выдаёт себя за волшебника благодаря спрятанным в специальных устройствах на запястьях стеклянным шарикам с различными алхимическими смесями, дающими эффект как дымовые и зажигательные гранаты. Против суеверного средневекового быдла хватает с запасом. Впрочем, на магически одарённых аристократов тоже неплохо действует.
  • Легенды Этшара — престидижитаторы (то есть фокусники) официально признаются одной из школ магии, наряду с настоящими волшебниками (Wizards, в некоторых переводах названные как «чародеи»), ведьмами, варлоками, демонологами, теургами и исчезнувшими, но тоже настоящими Sorcerers (в одних переводах «колдуны», в других переводах «чародеи»). Настоящими магами официально считаются также и… учёные! (в некоторых переводах… «саентологи» (!) от слова «science» — «наука»). А ещё официально к магам относятся всякие травники.
  • Нил Гейман и Пратчетт, «Благие знамения» — мадам Трейси.
  • Роберт Сильверберг, «Скрываемый дар» — инверсия. В эпилоге главный герой — телекинетик — выдаёт себя за циркового жонглёра.
  • Роберт Асприн, «МИФический цикл» — Скив хоть и способен применять магию (три с половиной заклинания — больше не успел выучить) однако считается наикрутейшим магом не только в захудалом Пенте, но и на Базаре-на-Деве, где реально могущественных чародеев навалом. Дополнительный бонус: его очень уважают за скромность и нежелание применять дурацкие спецэффекты.
  • Сага о ведьмаке — Сорель Дегерлунд, колдунец более чем средней руки, убеждает общественность в том, что его наставник обучил его высшему пилотажу в чародействе. На самом деле вместо демона, которого Сорель на самом деле не призывал, старались выведенные Ортоланом прислужники-полукровки.

Кино[править]

(link)

Трейлер фильма «Оз: Великий и Ужасный»
  • Многочисленные адаптации истории про волшебника из страны Оз, включая фильм-мюзикл 1939 г. с Джуди Гарланд и приквел 2013 г. Сэма Рэйми.
  • «Формула любви» — Калиостро (см. Реальная жизнь).
  • «Братья Гримм» — братья-жулики Яков и Вильгельм выступают в роли охотников на ведьм и магических чудовищ, которых они изображают с помощью трюкачества и своих помощников-актёров. В один момент им пришлось изображать инверсию и сделать вид, что всамделишный заколдованный лес на самом деле просто кишит немецкими партизанами.
  • «Ночь в музее» — узнав, что восковой Аттила суеверен и интересуется всякой магией, главный герой попытался произвести на древнего вождя впечатление при помощи несложных фокусов. Правда, за отсутствием опыта быстро попался на обмане.
  • «Шерлок Холмс» Гая Ричи — лорд Блэквуд.
  • «Красные огни» — героиня Сигурни Уивер с помощником занимаются разоблачением таких вот «Гудвинов». А является ли персонаж Роберта Де Ниро сабжем или всё-таки обладает реальными экстрасенсорными способностями — главная интрига фильма.
  • «Чёрный рыцарь» — главный герой пытается напугать средневековое дурачьё зажигалкой. «Средневековое дурачьё» внезапно не ведётся.
  • «Аллея кошмаров» — главный герой делает вид, что может читать мысли и общаться с умершими, будучи на самом деле всего лишь хорошим менталистом.

Телесериалы[править]

  • «ЧТД (Что и Требовалось Доказать)» — одна из серий полностью посвящена разборкам между экстрасенсами-шарлатанами и убийству одного из них.
  • «Коломбо» — в эпизоде «Коломбо идёт на гильотину» убийца является жуликом, выдающим себя за ясновидящего и успешно дурачащего сотрудников ФБР. Лейтенант эффектно троллит и разоблачает его.
  • «Константин» (адаптация комиксов Hellblazer для NBC) — субверсия: Джон является настоящим магом, но распугивает грабителей самым обычным, хотя и эффектным, фокусом (на картинке в начале статьи).
  • «Менталист» — Патрик Джейн раньше прикидывался экстрасенсом, но бросил это занятие и теперь работает на полицию. Патрик терпеть не может Гудвинов, считает их лжецами и с большим удовольствием разоблачает.
  • «Ясновидец» — Шон Спенсер — криминалист-консультант полиции, выдающий себя за экстрасенса. На самом деле у него нет никаких способностей, он просто умный и наблюдательный, но реально идти в полицейскую академию и заполнять целый день бумажки ему просто лень.
  • «Детектив Монк» — в серии «Мистер Монк и экстрасенс» муж, убивший жену, нанимает медиума, чтобы та якобы мистическим образом нашла её тело.
  • «Секретный агент Макгайвер» — в одном эпизоде Макгайвер ударился головой и очутился в средневековой Англии, где быстро разоблачил Мерлина, который всего лишь использовал разные фокусы. Затем, однако, Мерлин оказался настоящим магом и отправил агента назад в его место и время. Причём Макгайвер потом ещё раз видел чародея, уходящего через какой-то портал. Были это приключения в Комаляндии с остаточными галлюцинациями или нет — вечная загадка.
  • «Крод Мандун и Огненный меч» — Зезельрик, чернокожий маг, чьим величайшим магическим даром является…
  • «Чудеса» (они же «Святой дозор») (2003) — как правило аверсия: в подавляющем большинстве серий главные герои имеют дело с настоящими чудесами.
    • Но в десятой случился прямой отыгрыш. Простая официантка Дебби Олсон из маленького городка, у которой обнаружилась способность мгновенно залечивать полученные раны, оказалась шарлатанкой. Сначала сообщник, прикинувшийся грабителем, «перерезал ей горло» бутафорским ножом. Затем он же натравил на неё «смертоносную змею» с удалёнными ядовитыми железами. А историю о том, что она якобы исцелила ребёнка, ей приписала молва (а может быть, этот слух тоже пустили сообщники). Пополам с Планом Степлтона: Всю эту комедию со «святой-чудотворницей» организовал местный мэр, чтобы привлечь в свой город туристов.
    • Туда же и Джейсон Хэрлок из последней серии — стереотипный телевизионный экстрасенс, разводящий публику байками в стиле «Ко мне обратился умерший родственник кого-то из присутствующих. Кажется в его имени есть буква „Т“». Но случайно прикоснувшись к Полу во время очередного своего сеанса, он нежданно-негаданно впервые в жизни словил настоящее видение из будущего.
  • «Чем мы заняты в тени» (2019) — 2 сезон, 8 серия. Гильермо оставил Нандора и ушёл на службу к вампирше Селесте, которая совсем недавно была фамильяром, а теперь намерена организовать вампирское сообщество и сулит своим слугам обращение после того, как они прослужат ей всего лишь неделю. Однако, в итоге выяснилось, что она никакая не вампирка, а всё та же фамильярка, которая в отсуствии хозяйки прикинулась вампиршей, чтобы ощутить, каково это, когда все тебе прислуживают.

Мультипликация[править]

  • В мультфильме «Принц Египта», адаптации истории Моисея, придворные колдуны фараона воспользовались ловкостью рук, чтобы превратить посохи в змей, в отличие от Моисея, который совершает то же самое по-настоящему с помощью Бога. Что интересно, в оригинальном тексте про такое шарлатанство нет ни слова, просто наколдованные египетские змеи были слабее.

Мультсериалы[править]

  • «Мишки Гамми» — в одной из серий Толстун желает обучиться магии при помощи самодельного медальона. Малыш, не желая разочаровывать друга, подстраивает ему целый спектакль. И успешно — магом Толстун, конечно, не стал, но научился недурно показывать фокусы.
  • «MLP» — Великая и Могущественная Трикси!
    • В одной серии упомянутая Трикси завладела магическим амулетом и стала реально невероятно могущественной волшебницей. И тогда, чтобы победить её, уже Твайлайт пришлось прибегать к трюкам и хитростям,
  • Гидеон Глифул в «Гравити Фоллз» с успехом выдает себя за экстрасенса, но оказывается разоблачённым — он следил за горожанами через скрытые камеры. Стэн, впрочем, раскусывает его сразу, потому что, во-первых, его мама была тоже экстрасенсом-мошенницей, а во-вторых, настоящий телепат бы называл его настоящим именем — Стэнли, а не Стэнфорд.
  • «Конан: Искатель приключений» — Конан и компания помогали низкоуровневому волшебнику-иллюзионисту То-Рин-Нону Грозному закосить под невероятно крутого мага, способного творить очень сильное колдунство, дабы отпугнуть нацелившегося на него Рат-Амона.
  • «Футурама» — вариант без магии, но смысл тот же. Великая Компьютера — правительница планеты амазонок. Переливающийся лампочками суперкомпьютер величиной с нехилый такой шкаф— это лишь фасад, за которым скрывается обычная женоробот.
  • «Приключения Джеки Чана» — не очень этичный археолог Питер Бэйли выдал себя за великого шамана, показав эскимосам волшебную коробочку, с помощью которой он может общаться с другими шаманами (обычный мобильный телефон).
  • «M.A.S.K.» — в одной из серий Слай Рекс, используя потайной лазерный бластер и дымовые бомбы, прикинулся призраком Юлия Цезаря, чтобы отогнать реставраторов от Колизея, когда они начали мешать тайным и незаконным раскопкам Мейхема.

Комиксы[править]

  • Такого рода злодеи регулярно встречаются во вселенной Marvel. Самый известный из которых — заклятый враг Человека-паука Мистерио, специалист по спецэффектам, химик, гипнотизёр и так далее.
    • Впрочем, с Мистерио субверсия. Некоторые сюжеты жирно намекают что в какой то-момент он действительно овладел магией — возвращаясь из мертвых, овладевая телепатией, заключая сделки с демонами и путешествуя между мирами.
  • Hellblazer — Джон Константин, хотя и очень мощный маг, регулярно пользуется фальшивыми заклинаниями, если можно ими обойтись.

Аниме, манга, ранобэ[править]

  • Арасака Рэйген в «Mob Psycho 100» — фальшивый экзорцист и спирит, изгоняющий духов с помощью своего ученика Моба. Правда, у большинства его клиентов проблемы вовсе не со сверхъестественным.
  • Dr. Stone — Гэн Асагири, виртуозный иллюзионист, психолог и шоумен не раз выдавал себя за колдуна перед дикарями постапокалиптического будущего. Субверсия с Хромом: его тоже принимали за колдуна, и он сам считал себя таковым, но на деле был начинающим учёным, заново открывшим некоторые законы физики.

Видеоигры[править]

  • «Южный Парк: Палка Истины»: один из играбельных классов — Маг, пользующийся автомобильным аккумулятором, огнетушителем и т. п.
  • В погоне за бессмертием в «Crusader Kings 2» можно нарваться на фальшивого мистика. Что интересно, тот может случайно (хоть и очень маловероятно) провести самый настоящий ритуал бессмертия.
  • Медиум? (вопросительный знак входит в название) в «Cultist Simulator» начинает шарлатаном, пока неожиданно не обретает способности реального медиума посреди одного из театральных выступлений. Поскольку реальные голоса и воспоминания мертвых — немного не то, что хочет услышать публика, ее карьера на этом заканчивается, зато некоторые воспоминания можно продать знающим толк за хорошую цену.
  • «HITMAN™» и «HITMAN™ 2»
    • Вариация на тему. Марко Абиатти из отдельно стоящей миссии «Обвал» — очень нехороший человек, метящий в мэры Сапиенцы — выдаёт себя не за волшебника, а за эдакого «кандидата от народа», который чуть ли ни каждого избирателя знает в лицо и в курсе всех его нужд. На самом деле всю нужную информацию ему подсказывает в наушник специальный человек, сидящий за компьютером в импровизированном штабе. И Сорок Седьмой может использовать это, чтобы подобраться к Абиатти и убить его.
    • Кампания «Нулевой пациент». Лидер секты Ойбек Набазов выдаёт себя не то за необычайно просветлённого гуру, не то за бога во плоти. Для демонстрации своих божественных сил он суёт ладони в пламя, которое не причиняет ему никакого вреда. На самом деле он предварительно наносит на ладони огнеупорную жидкость, а наш коварный лысый киллер может подменить её на другую — особо горючую.
    • В миссии «Дом на песке» Сорок Седьмой может и сам отыграть троп — замаскироваться под предсказателя судьбы, нагадать цели скорую смерть и тут же, не отходя от кассы, собственноручно исполнить «пророчество».
    • Во втором сезоне основной кампании он же может переодеться под местного шамана и провести ритуал изгнания духов со стройплощадки, дабы успокоить суеверных рабочих и заодно подобраться поближе к очередной цели.
    • При этом совсем не факт, что вышеупомянутые предсказатель судьбы и шаман относятся к тропу. Они вполне могут верить, что обладают магическими способностями, или даже действительно ими обладать.
  • «Ведьмак 3: Дикая Охота»" — божество Всебог, которому местные крестьяне приносят богатые съедобные жертвоприношения, оказался Сильваном-шарлатаном, обитающим в подвале под идолом Всебога и вещающим оттуда страшным голосом. Сильван он, быть может, существо и волшебное, но до бога (даже до низкоуровневого языческого божка) ему явно далеко.

Настольные игры[править]

  • Шарлатан, престиж-класс в Dungeons & Dragons, не имеет магической силы, пользуясь умением блефовать, ловкостью рук и так далее.
    • Небезызвестный сэр Медведингтон, конечно, не шарлатан, а шпион, да и косил не под мага, а под аристократа, так что с прикрученным фитильком. Но, думается, у него бы получилось.
    • В 5 редакции Dungeons & Dragons игрок может выбрать предысторию шарлатан, что даёт неплохие плюшки. Субверсия: шарлатан способный метать фаерболы/исцелять наложением рук/превращаться в зверей когда припечёт — явление нередкое. А на высоких уровнях любой игровой класс способен творить паранормальные вещи.
  • Шарлатан в The Dark Eye обладает минимальными навыками магии, но в основном пользуется фокусами и алхимией.

Музыка[править]

  • Король и Шут, «Идол» — инверсия. Суеверная толпа приняла Казимира, который всего лишь нёс на плечах найденного в горах идола, за Бога. И все все его попытки объяснить им их ошибку, имеют лишь обратный эффект. И в итоге эти предположительно cредневековые, но совершенно точно дебилы решают, что Господь хочет, чтобы они обратили его плоть в прах, и «нужно сжечь его, чтоб он не стал таким, как мы».

Прочее[править]

  • Серия роликов «Дэвид Блэйн: Уличный маг» (не путать с настоящим Блэйном!) — в выпуске, где заглавный герой не достаёт двух своих постоянных жертв, он демонстрирует именно такую «магию». Например, одним взмахом рук заставляет стаю голубей взлететь.

Реальная жизнь[править]

  • Все до одного гадалки, целительницы, экстрасенсы и всё тому подобное прочее — до того момента, пока с научной строгостью не будет доказано обратное. Редакция заранее приносит извинения записавшимся на приём к победителям очередной «Битвы экстрасенсов».
  • Джузеппе Бальзамо aka Калиостро знают именно за это.
  • Григория Ефимовича Распутина — не только и не столько за это, но по сути тем самым он и был.
  • Ещё один Григорий за неумелое гудвинство даже отсидел четыре года (и сидел бы ещё столько же, но вышел по «удочке»).
  • Фокусники раньше выдавали себя за вполне настоящих магов, хотя сейчас принято говорить «ловкость рук и никакого мошенничества», и посетители не сомневаются, что их обманывают — другой вопрос, как. Ури Геллер — один из последних фокусников «очень старой школы», то есть совершенно серьёзно выдающих себя за настоящего сверхчеловека, без kayfabe. Вернее, как фокусник он не снискал той популярности, на которую рассчитывал, вот и подался в «сверхъестественные маги». Даже организовал телешоу «Феномен» (российская версия с российскими «гудвинами» была показана осенью 2008 г., точнее в августе начали, в октябре закончили, а в мае 2009 г. обсуждали у А.Малахова). Там даже было целое соревнование «великих-ужасных гудвинов».
    • Гарри Гудини — аверсия: показательно не верил в существование магии, обещая награду тем, кто заставит его изменить своё мнение, но в памяти народа остался именно магом (до такой степени, что его именем на уютненьком посмотрелье назван тот, кто способен заморочить голову самой судьбе). Это подчёркивается фильмами о нём, например, диснеевским «Молодой Гарри Гудини», тем более, что секреты некоторых его фокусов коллеги по цеху до сих пор не смогли разгадать.
    • А если почитать «нетленку» А.Вадимова и М.Триваса «От магов древности до иллюзионистов наших дней», то в «мире магии» с 18-19 веков боролись две тенденции от предмета статьи (хотя иногда и в не совсем серьезной форме) до полной аверсии. А в СССР никаких «гудвинов»! Максимум факиры и «психологические опыты» (с предсказанием, угадыванием и проч.). А вот экстрасенсы из бывших фокусников стали появляться в начале в 1980-х (не очень смело), а потом понеслось.
    • А еще в некоторых «учебниках» по фокусам про ментальную магию пишут, что тут цель некий «переворот в умах», а не ощущение ловкого трюка (у Марка Уилсона такое было). В прочем, не забываем про тонкую грань перейдя которую артист оригинального жанра может превратиться в шарлатана.