Великолепный мерзавец

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Eat crayons.pngНа вкус и цвет все фломастеры разные
Эта статья описывает явление так называемой вкусовщины. То есть, наличие или отсутствие этого явления в значительной степени зависит от мнения аудитории. Пожалуйста, помещайте примеры этого явления в статьи о собственно данном явлении.
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Magnificent Bastard. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Злодей настолько умён, крут и успешен, что вызывает у публики невольное восхищение.

(link)

Диментио показывает, как надо отыгрывать троп. Этот и ещё один.
« — Откровенно признаюсь, я восхищаюсь им; и, когда пробьёт его час, я непременно куплю на память о нём кусок верёвки, на которой его повесят. »
— Марк Твен о Сесиле Родсе
« Это человек храбрый, острого и быстрого ума, целеустремлённый. И, если уж говорить о целях, наверняка действующий по убеждению, уверенный в своей правде. Что можно к этому прибавить из опыта личного общения? Незаурядный административный талант. Обаяние.

Просто идеал какой-то, мысленно усмехнулся Фандорин. Если б не две малости: расчётливая жестокость и вероломство. Как сильно бы ты ни верил в свою правду, но вонзать нож в спину человеку, который тебе доверился, — гнусность.

»
— Б. Акунин, «Алмазная Колесница»

Всё именно так, как и написано: персонаж — мерзавец. Вот только с виду он не так уж омерзителен. У него есть харизма, за счёт которой он успешно достигает своих целей. Да, цель оправдывает средства — и в средствах великолепный мерзавец не стесняется: бессовестные манипуляции людьми и не только, шантаж, подкупы, убийства — всё сгодится. В итоге получается кажущееся противоречие: с одной стороны мы имеем совершенно очевидного злодея или просто почти беспринципную личность, но с другой — к нему почему-то испытываешь симпатию. Как правило, великолепный мерзавец отличается от просто мерзавчика тем, что имеет в личном зачёте больше одного коронного момента.

Пополняя список примеров, помните: люди, у которых «другая система мер и весов», могут счесть названного вами персонажа или недостаточно великолепным, или недостаточно мерзавцем.

Высший пилотаж со стороны автора — великолепный мерзавец ещё и полное чудовище или злодей-недотёпа.

Родственный троп — Зло — это круто.

Противоположный, как несложно догадаться — Самоуверенный мерзавчик.

Следует помнить, что ВМ не должен быть слишком хорош, иначе получается Злая Сью.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Библия — Сатана, он же Дьявол. Нет, правда, парень чертовски харизматичен. Если рассматривать Святое Писание как объект литературы.
    • Есть и другое мнение: харизма у Сатаны — только в фанфиках вроде «Потерянного рая», а в Библии подробностей о Сатане мало. Более того, нет уверенности, что это вообще изначально один персонаж, а не три разных (1. ангел, поспоривший насчёт Иова, 2. «князь мира сего», который по сути прокурор бога, и 3. падший ангел, который явно сам отбывает наказание) — «сатаной», т. е. «противником» или «обвинителем», названы первые два, и это не имя.
      • Зато в Библии упоминается, что он бывший ангел, один из бней Ха-Элохим — «сынов Божьих», а это само по себе будоражит воображение.
    • Белиал. Этот демон свиреп и лицемерен, но обычно является в юном, прекрасном, безобидном облике, что заставляет в этом усомниться. Считается самым сильным падшим ангелом, превосходящим даже Люцифера. В Библии упомянут мельком, и ни слова про облик, но в «Гоэтии» — именно великолепный мерзавец.
  • Про Локи из скандинавской мифологии тоже не забываем.
  • Уладский цикл — королева Коннахта Медб.
    • И конечно же Морриган.
  • Русская пословица блестяще иллюстрирует разницу между сабжем и самоуверенным мерзавчиком: «За бестию — двести, а за каналью ничего».

Театр[править]

  • Опера (и пьеса) «Тóска» — хитроумный интриган барон Скарпиа, обладатель суперкрутого злодейского монолога «Va, Tosca» в финале 1-го действия и не менее крутой сцены с Тоской в середине 2-го. Наивеликолепнейший мерзавец на всей оперной сцене, провернувший отличный гамбит Ксанатоса, к тому же крутой баритон. Да просто послушайте его злодейский монолог на фоне зловеще-пафосного песнопения.
  • «Трубадур» — граф ди Луна. С фитильком — он, в общем-то, не самый отмороженный на фоне предыдущего пункта, так, высокомерная аристократическая сволочь. Но весьма эффектная.
  • Рок-опера «Моцарт» — Сальери. Из-за своей не то любви, не то ненависти к Моцарту он то толкает его к успеху, то неожиданно решает убрать с пути.
  • Мюзикл «Последнее испытание» — конечно же, Рейстлин Маджере. Впрочем, великая Такхизис не уступает.
  • А. Н. Островский, «Бесприданница» — Сергей Сергеич Паратов.
  • Евгений Шварц, «Дракон» — сам Дракон. Хотя он и тиран, но не лишён обаяния, не глуп, «самодур, солдафон, паразит, всё, что угодно, только не трус», Ланцелоту задал трёпку. В общем, хотя и убили его заслуженно, но даже среди тех, кто обожает Ланцелота, найдутся симпатизирующие Дракону больше, чем Бургомистру и Генриху, что заняли его место.
    • В общем-то, подсвечено автором. Один из главных посылов пьесы: Бургомистр/Генрих на самом деле куда опаснее и страшнее, чем Дракон.
  • Лев Славин, «Интервенция» — Филипп-«анархист».

Литература[править]

Примеры вынесены в подстатью Великолепный мерзавец/Литература

Сетевая[править]

  • «Worm» Дж. Маккрэя — Бойня № 9, целая банда таких. Конченные отморозки без единой положительной черты, но до чего круты и харизматичны…
    • Собственно, великолепные мерзавцы там Джек Остряк и Ампутация. Душечка — самоуверенная мерзавка, а, скажем, Манекен немой и не слишком человекоподобный, так что его проще считать монстром, чем злодеем.
    • Кайзер — ещё один великолепный мерзавец. Правда, был автором слит, едва успев в произведении появиться.
    • К тропу близки Выверт и Маркиз, но первый недостаточно великолепен (слишком уж неприятное у него хобби), второй недостаточно мерзавец (его кодекс (злодейской) чести пусть и своеобразен, но нерушим).
    • Все признаки такового демонстрирует одна из апокалиптических угроз, Симург. В то время, как Бегемот и Левиафан тупо крушат города, эта ведет против человечества многоходовую интригу.

Фанфики[править]

Кино[править]

Примеры вынесены в подстатью Великолепный мерзавец/Кино

Телесериалы[править]

Примеры вынесены в подстатью Великолепный мерзавец/Телесериалы

Мультфильмы и мультсериалы[править]

Примеры вынесены в подстатью Великолепный мерзавец/Мультфильмы и мультсериалы

Комиксы[править]

Примеры вынесены в подстатью Великолепный мерзавец/Комиксы

Аниме и манга[править]

Примеры вынесены в подстатью Великолепный мерзавец/Аниме и манга

Видеоигры[править]

Примеры вынесены в подстатью Великолепный мерзавец/Видеоигры

Визуальные романы[править]

  • Danganronpa — два слова: Эношима Джунко. В экранизации, впрочем, уровень великолепия подрастеряла.
    • Монака Това тоже подходит под троп.
    • Как и Кокичи Ома.
      • Кокичи Ома на самом-то деле антигерой. Все его злые поступки продиктованы «всеобщим благом» (и это работает... по большей части).
  • Dies Irae — Рейнхард Гейдрих (чья нечеловеческая харизма много раз подсвечивается в тексте) и Карл Крафт/Меркурий. Туда же в меньшей степени Валерия Трифа и Русалка Швагёлин.
  • THE DELUCA FAMILY — консильери криминальной семьи Де Люка, Уилфред. А еще он серый кардинал и мастер хитрых планов: чтобы захватить территории, которые контролировала союзная семья Фацио, спровоцировал при помощи подложного письма на мятеж старшего (приемного) сына их дона Джакобе. В итоге мятежника убил собственный отец и затем, чтобы сгладить конфликт между Семьями, был вынужден пойти на серьёзные уступки, в том числе и сдать территорию. Самое главное — ДеЛюка формально остались пострадавшей стороной, к которой у Фацио нет никаких претензий.

Книги-игры[править]

  • Д. Браславский, «Верховный жрец Айригаля» — лунный эльф Эстендар, один из главных помощников злого жреца Веденекоса.
  • Он же: Барлад Дэрт из «Подземелья Чёрного Замка». И капитан Зелёных Рыцарей.

Настольные игры[править]

  • В мире Warhammer 40,000 таких мерзавцев хватает:
    • Боги Хаоса Тзинч и Слаанеш, а также особо крутые их адепты.
    • Видные фигуры Тёмных Эльдар. Архонты, лидеры кабалов и суккубы, возглавляющие культы ведьм, на любом из них пробы ставить негде, настолько они мерзавцы, а поднялись так высоко, потому что великолепны. Самые одиозные:
      • Лелит Гесперакс, правящий суккуб культа Раздора — является таковой в глазах своих сородичей. Лелит люто завидуют и ненавидят ведьмы-соперницы, но обожают все прочие тёмные эльдар.
      • Несравненный Асдрубаэль Вект. Чтобы успешно править Комморагом, нужно быть именно великолепным и именно мерзавцем. Только Вект не просто великолепный мерзавец, а самый великолепный мерзавец из всей своей расы общепризнанных великолепных мерзавцев.
      • Впрочем, Леди Малис из кабала Ядовитого Языка не сильно от него отстаёт.
        • Уже сильно. Она в бегах и в долгах, а Вект — в буквальном смысле полубожественен. Впрочем, Вект не сильно спешит её найти и прикончить... А то скучно.
    • Архиеретик Хорус/Горус/Гор Луперкаль. Очень многие пошли за ним именно за счёт его харизмы.
      • Лоргар не отстает. Пусть у него не такие невероятные лидерские качества, как у Хоруса, он также был одним из самых харизматичных примархов. Написал книгу, по которой Империум впоследствии жил 10000 лет, одним лишь этим оказав существенное влияние на сеттинг, да и вообще был достойным зависти интеллигентом и интеллектуалом с благородными идеалами. И как вишенка на торте — единственный из примархов-предателей, про которого можно сказать, что он пришел к успеху (ибо с Альфарием все сложно). Возможно даже, что по пути он манипулировал Эребом и Кором Фаэроном, кося под дурачка.
      • Некоторые считают представителем тропа Лемана Русса. Есть за что.
    • Доктрина Альфа-Легиона (сомнительной достоверности, между прочим) подразумевает выращивание таких мерзавцев в значительных количествах.
    • Некронский владыка Тразин Неисчислимый. Чуть ли не единственный персонаж Вахи, регулярно побеждающий в чужих кодексах[1].
    • Некоторые считают таковым Тифуса Странника, как ни странно.
  • Warhammer Fantasy Battles не отстаёт в этом плане. Практически каждого видного деятеля злых фракций можно назвать таковым — король темных эльфов Малекит, его мать Морати, Малус Темный Клинок, Локхир Жестокосердный, Архаон Навеки Избранный, Манфред фон Карштайн, к чёрту Манфреда, Влад, Влад фон Карштейн!, Гримгор Железношкур, гоблин Скарсник, лорд скавенов Скролк… Список можно продолжать и продолжать.
  • Magic: The Gathering: обаятельнейшая некромантка Лилиана Весс и дракон-мироходец Никол Болас.
    • Отчасти — древний вампир Сорин Марков, но в последних выпусках он уже и не мерзавец, а благородный защитник созданного им же мира.
      • Только для тех, кто там живёт.

Прочее[править]

  • SCP Foundation — Доктор Альто Клеф. Тролль, любящий досаждать фонду и, возможно, самой реальности.
    • А Брайт Клефа в троллинге переплюнет.
    • Вот только Клеф и Брайт — антигерои, а не антагонисты.
    • Да, так что будем называть их «лайт-версией», ладно?
    • Ещё «Лайт-версия» — Кондраки.

Реальная жизнь[править]

Настоятельно просим не добавлять сюда современных политических деятелей (XX—XXI веков)

В общем и целом — все великие завоеватели и просвещённые тираны прошлого выглядят именно так с точки зрения изменившейся морали (или глазами уважающих их противников)

  • Аттила. Пришёл к власти через труп собственного брата. Устроил Риму такой шухер, какого там не видали со времён Ганнибала. Учитывая варварское происхождение, даже тянет на великолепного зверя.
  • Викинги в целом. Наводили такой ужас на Европу, что в наши дни считались бы международными террористами, но при этом были безусловно круты.
    • Лично Ролло Нормандский. Будучи викингом, умудрился взять и ограбить Париж. В итоге был практически нанят Францией отгонять других викингов.
    • А его правнук Вильгельм на чистой наглости захватил Англию, удачно выбрав момент.
  • Альбрехт фон Валленштайн.
  • И Шарль Морис де Талейран-Перигор.
  • Чингисхан и его генерал Субэдэй (командовавший позже войсками Батыя). Великолепные завоеватели, мастера военного дела — да! Фантастически жестокие мерзавцы — и с этим не поспоришь! От Чингисхана остался ещё и ряд цитат-бастардов, изображающих его как эдакого мудрого философа… ну, знаете, типичный философ, орды которого стирают города с лица земли.
    • Тамерлан продолжил их дело полтора века спустя и в том же стиле.
  • Эрнан Кортес. Уничтожил целую американскую цивилизацию, но для начала — напал на целую цивилизацию с многократно меньшим отрядом, оцените сталь его cojones!
    • Да и Христофор Колумб, хотя у него отдельно величие (великое географическое открытие), отдельно мерзавец (его «эффективное руководство» колониями, превратившееся в геноцид карибских индейцев).
  • Иоанн Грозный, за жестокость прозванный Васильевичем. Успешный завоеватель, увеличивший свою державу втрое, развивший дипломатию и печатное дело. Вместе с тем — параноик, которому заговоры мерещились везде, и садист, с удовольствием каравший правого и неправого. Вместе с тем — блестящий игрок в престолы (который дважды отрекался от трона, а в результате каждый раз получал больше полномочий) и один из образованнейших людей своего времени, мастер троллинга по переписке. Да вымышленные тёмные властелины — его жалкие подражатели!
  • Ода Нобунага. Рафинированный вариант. Эталон. Беречь и сдувать пыль. Хотелось бы подробностей в статье.
  • Сесиль Родс (см. эпиграф).
  • Григорий Распутин. Аверсия: такова его репутация в западной поп-культуре, но малейшее изучение реальных воспоминаний о нём показывает, что и не великолепный (никакой магией он не владел, вёл себя непристойно и нагло), и не мерзавец (его самое страшное «преступление» — бурная половая жизнь и неудачные попытки лезть в политику).
  • Отто Скорцени.
  • Аль Капоне. Неуловимый гангстер, которого все знали, но посадить не могли.
  • Фрэнк Эбигнейл. Гений мошенничества и мастер маскировки, биография которого легла в основу фильма Стивена Спилберга «Поймай меня, если сможешь», с Леонардо Ди Каприо в главной роли.

Примечания[править]

  1. Случаи, когда фракция в чужом кодексе хоть и не побеждает, но «даёт прикурить» и не дает победить фракции, которой посвящен кодекс, проскакивают (Тау в дополнении Йандена (это где войска Йандена летят давать большим-хорошим кинзюлей за Лиларсус), Гвардия Смерти в кодексе Тау).