Великолепный мерзавец/Литература

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Всеми любимый Урфин Джюс.

Это подстатья к статье «Великолепный мерзавец». Навигационные шаблоны и категории тут не нужны.

Русскоязычная[править]

  • Л. Н. Толстой, «Война и мир»: Долохов — единственный персонаж романа, который может подойти под троп. За весь роман он совершает кучу отвратительных поступков, но остается симпатичен многим читателям. Он крут и талантлив (и очень любит свою мать), хоть и подлец с психологическими проблемами.
  • Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание» — Аркадий Свидригайлов. Мерзавец, давно уже перешедший моральный горизонт событий, однако нескучный и очень проницательный. И, как ни странно, способный на добрые поступки.
    • У него же в «Бесах» Ставрогин. Он не только очень красив, аристократичен и бесстрашен, но и является мыслителем, вдохновившим почти в одно и то же время таких идеологов, ярких самих по себе, как Кириллов, Шатов и Петр Верховенский, в чем они сами признаются в романе («„Нашего“ разговора совсем и не было: был учитель, вещавший огромные слова, и был ученик, воскресший из мертвых. Я тот ученик, а вы учитель»). Также известно, что их (то есть, главным образом, его) идеи вдохновили Ницше (сохранились его конспекты «Бесов») и Камю, цитировавшего «Бесов» в своих философских трудах.
  • «Гиперболоид инженера Гарина» — собственно, сам инженер Гарин. Стал диктатором всей Земли благодаря воровству чужих идей.
  • Эрнст Юнгер, «На мраморных утёсах» — Старший Лесничий, конечно же! На своей харизме правит всем лесом, при том, то его основное население — Огненные Черви.
  • Б. Л. Пастернак, «Доктор Живаго» — адвокат Виктор Комаровский. В экранизации 2005 г. в исполнении Олега Янковского — педаль в пол.
  • «Голова профессора Доуэля»: профессор Керн хоть и неэтичный учёный во все поля, жаждущий в первую очередь славы и поработивший живую голову своего учителя, но хирург он, что называется, от Бога, и даже Лоран в отдельные моменты им восхищается. Да и сложно не согласиться с его аргументами в пользу пересаживания голов обречённых людей на тела людей с погибшим мозгом — как ни крути, а вместо двоих оплакивать будут только одного.
  • И. Ильф, Е. Петров, «Золотой телёнок» — Корейко. Cколачивая своё состояние, успел провернуть немало умопомрачительных афер, которые сделали бы честь и Бендеру.
    • Бендер не воровал еду у голодающих и не крал лекарства у больных.
      • Я не тот автор правки, но его, кажется, понимаю: речь шла не о моральном аспекте деятельности этих мошенников, а лишь об интеллектуальном. Бендер это признавал: «Да, — сказал Остап после некоторого молчания. — Этот денег на тарелочке не принесет. Разве только я очень уж попрошу. Объект, достойный уважения».
  • М. Булгаков, «Мастер и Маргарита» — вся свита Воланда с ним же во главе.
    • Только вот Воланд там ни разу не мерзавец, да и вообще Князь тьмы, к которому не приложимы человеческие стандарты. Впрочем, как и к его свите: они же не люди.
      • С человеческой точки зрения мерзавцами они быть не перестают, впрочем, великолепными тоже.
  • Леонид Соловьёв, «Повесть о Ходже Насреддине» — для власть имущих таким оказывается Насреддин.
    • А для самого Насреддина таким оказался кривой кадий Абдурахман. Старый пройдоха так ловко провернул мутные схемы в полном соответствии с законом, что этому восхитился и сам Ходжа.
  • Роберт Штильмарк, «Наследник из Калькутты» — Джакомо Грелли по прозвищу «Леопард». Из простого пирата, человека вне закона, превратиться, удачно воспользовавшись подвернувшимися обстоятельствами, в знатного лорда, затем многократно приумножить состояние (понятно, что неправедными путями), заслужить звание адмирала и графский титул… Бесспорно, определение «мерзавец» в его личности все-таки перевешивает, но невеликолепный такого добиться бы не смог, ведь так? Да и, помимо самого Грелли, среди его помощников есть парочка колоритных личностей, которым стоит отдать должное.
  • Лев Давыдычев, «Руки вверх! или Враг №1»:
    • Офицер Лахит. Подделывает документы, подсиживает начальство, фальсифицирует данные — но признается начальству в этом с настолько невинным видом, что у начальства просто опускаются руки. С прикрученным фитильком, так как является скорее заместителем злодея, но кто знает
    • Его начальник Шито-Крыто. Злой гений, хотя и склонный к злодейскому аффекту, мечтает предать всех людей.
    • Фонди-Монди-Дунди-Пэк тоже был таким, но потом перешёл на сторону добра и стал курощать своих бывших собратьев-шпионов теми же профессиональными методами.
  • А. Волков, цикл «Волшебник Изумрудного города» — Урфин Джюс (и его приспешник Гуамоколатокинт тоже!). Дважды завоевывал Волшебную страну и ещё дважды помогал защитить её от завоевателей за счёт незаурядного ума и огромной силы воли. Хотя тут скорее сделан Идиотский сюжет «Урфин Джюс и его деревянные солдаты». Начнем с того, что самого начала автор без конца подыгрывает Урфину Джюсу — имея деревянную армию никто не сумел и даже не пытался использовать огненные стрелы против него. Он строит деревянную армию и захватывает Голубую и Зеленую страну при ее помощи, а в Голубой стране полным полно охотников, лучников и фермеров никто не додумался обстрелять дуболомов огненными снарядами или хотя бы сделать вылазку и устроить пожары. Пушку из дерева (!), которая обстреляла дуболомов огнем строят только в конце книги, причем для этого надо было специально для этого тащить из-за гор Элли и дядю Чарли. Мигуны, только что скинувшие со своих плеч Бастинду у которой была настоящая магия и обезьяны с волками сделаи страну жалкому типу с отрядом деревяшек.
    • Есть мнение, что автор подыгрывал этому герою, потому что тот его самого очаровал.
      • Бастинду облила смертельной для неё водой Элли. А мигуны и пикнуть не смели. Их робость Волков не раз подчёркивал.
      • Автору этой правки Урфин понравился не столько военными успехами, сколько тем, что он в «Желтом тумане» отказался помогать Арахне, не желая вредить добрым людям, которых он раньше завоевывал и которые его отпустили с миром. Это было очень круто с его стороны, а то, что он, рассказывая о своем отказе филину, преувеличил свою отвагу и дерзость перед Арахной, даже мило: так сказать, «утепляет» образ.
    • Второй такой персонаж в цикле Волкова — Ментахо, один из Семи подземных королей. Был самым хитрым из них, и даже после обнуления памяти и поворота направо этого не утратил.
  • Борис Акунин, «Азазель» — Иван Францевич Бриллинг. В исполнении Безрукова в мини-сериале — педаль в пол.
    • Их вообще много. Анвар-эфенди в «Турецком гамбите», Момоти Тамба и Дон Цурумаки в «Алмазной колеснице», Ахимас в «Смерти Ахиллеса», Пожарский в «Статском советнике». Даже такие чудовища как доктор Линд и Мари Санфон — к слову, обе — великолепные мерзавки — а также Благовольский/Просперо из «Любовницы Смерти».
      • Вот Благовольский, извините, нет. Это полное чудовище, а все признаки великолепия у него чисто внешние.
  • «Тайный город» — комиссар Сантьяга. Да, он выведен как условно-положительный и весьма харизматичный персонаж, но горе тем, кто забудет, что он — прожжённый шахматист и интриган, который ради выживания своего биологического вида пойдет на всё. Чего стоит его «многоходовочка» в пятой-шестой книгах, вылившаяся в кровавый замес с участием гиперборейцев Кадаф и всех трёх Великих Домов (родной Нави Сантьяга, естественно, отвёл роль офигенных героев).
    • Там же, но труба пониже и дым пожиже — Сдемир. Беспринципный карьерист, донжуан, предатель, отцеубийца и государственный изменник — притом рубаха-парень, отчаянный храбрец и невесту свою любит по-настоящему, настолько, что ради неё готов наплевать на презрение сородичей и невидание столь чаемого титула барона, как своих ушей без зеркала. Впрочем, после перехода горизонта отчаяния по причине, в первую очередь, на редкость жестокого убийства этой самой невесты оказался в шаге от поворота направо и — старательно подталкиваемый вышепомянутым комиссаром — делает уверенные телодвижения в сторону если не антигероя, то антизлодея точно.
    • Многие считают таковым Яргу. Да, он — чудовище, спровоцировавшее бойню среди своих же. Да, после освобождения из Железной Крепости он успел натворить многое, в том числе пытался развязать войну с челама, которая закончилась бы плохо для всех. Но он когда-то сплотил Навь и вывел ее в доминирующую расу Вселенной, а оказавшись в новом для себя мире, не растерялся, а смог не только выжить, но и стать достойным противником для самого Сантьяги, и даже сумел у него несколько раз выиграть. Есть чем восхищаться.
      • Определенно есть. Ярга не просто выигрывал у Сантьяги — он Сантьягу убил. Верится, конечно, в смерть авторского любимчика с трудом (как и в гибель Яны), но попытка засчитана. Так Сантьягу ещё никто не загонял в угол…
    • Под троп подходят многие антагонисты — преимущественно из книг «доярговской» эпохи. Одержимая идеей вечной молодости Кара, едва не поставившая весь Тайный Город на колени. Хитроумный карлик Нур и его протеже Глеб — волевой и жёсткий предводитель Курии, стремящийся разбудить в челах угасающую веру (более того, эти двое проявляют черты культурных мерзавцев). Старый, но всё ещё сильный и несгибаемый Александр Бруджа и — в меньшей степени — амбициозный и коварный Густав Луминар.
  • Серия повестей «Торговец эпохами» Юрия Ивановича — Крафа, враг протагониста.Позже выяснилось, что он совсем не злодей, и он стал союзником протагониста, но поначалу именно такой образ…
  • Вадим Панов, «Кардонийская петля» и «Кардонийская рулетка». Директор-распорядитель Компании Абедалоф Арбедолочик (на самом деле один из Директоров-Наблюдателей всё той же Компании «под прикрытием»). Ослепительно харизматичный, атлетически сложенный, безупречно (разве что с некоторым легким избытком шика) одевающийся красавец-галанит, в равной степени способный и к ведению тонкой интриги, и к прямому физическому насилию. Способен изнасиловать даму, с которой только что вёл галантную беседу — и светски улыбаться наведшему на него пистолет смертельному врагу.
    • Талантливый и прогрессивно мыслящий адиген Нестор дер Фурнье подавал большие надежды и уверенно метил в этот троп. К концу книги… нет, не слился, но перешёл в категорию антизлодея, послав Компанию лесом. Потом отпустил протагониста с миром и даже помогал ему в четвёртой части.
    • С прикрученным фитильком — Руди Йорчик. На фоне яркого, умного и проницательного Абедалорчика он поначалу смотрелся, как самоуверенный мерзавчик и обидчивое чмо (то есть буквально копировал характером Нучика и Осчика из предыдущих томов). В оружии разве что хорошо разбирается — у себя дома он не только профессор, но и крупный промышленник. Однако в пятом томе Абедалоф отошёл за кулисы и перестал давить других антагонистов бешеной харизмой. Тут и выяснилось, что Руди тоже не промах: и мозги умеет вовремя включать, и быстро принимать непростые решения, и рисковать, ведя собственную игру. В том числе — против Арбедалочика.
  • Фрол, «чёрный губернатор» из пресловутого «шантарского цикла» А. Бушкова. Будучи персонажем второстепенным, тем не менее, значительно влиял на судьбы главных героев. Личность безусловно тёмно-серая, но при этом отнюдь не лишённая (анти)злодейских стандартов, да и способность пережить множество… пертурбаций «лихих девяностых» не может не вызывать уважение.
  • Н. В. Гоголь, «Мёртвые Души» — Чичиков же!
  • Наталья Шегало, «Меньше чем смерть» — криминальный диктатор планеты Тонатос лорд Симаргл.
  • Метавселенная Рудазова — периодически встречается.
    • Цикл «Архимаг» — Йог-Сотхотх, Нъярлатхотеп и Носящий Жёлтую Маску. Первый, правда, в итоге сам себя перехитрил, второй погиб (но это неточно) от самоубийственной самоуверенности, а вот третий таки посмеялся последним, несмотря на общее поражение фракции.
    • «Властелин» — собственно, Бельзедор отыгрывает нечто среднее между сабжем и опереточным злодеем. И никому другому не позволяет подпадать под троп — не любит конкуренции в деле Зла.
    • «Криабал» — Антикатисто. Собрал все Криабалы, победил троих демолордов, четырежды убил Бельзедора, чуть не запустил Апофеоз, действуя при всём том настолько скрытно, что был раскрыт по чистой случайности… и даже мотивация у него была по-человечески очень понятная. Не исключено, что он и встречу с Хиротаросом и Дормадосом в Хиарде переживёт — во всяком случае, ожидает её он без страха.
    • «Паргоронские байки» — загибайте пальцы…
      • Демолорд Гламмгольдриг, Желудок Древнейшего, бывший Тёмный Господин Паргорона. Будучи недалёкого ума и плохо владея собой, отличался изуверской хитростью, благодаря которой побеждал и пожирал на голову превосходящих противников.
      • Демолорд Худайшидан, Гниющий Князь, предпоследний выживший из первородных Зубов Древнейшего. Генерал-рубака, способный насмерть разить богов. Учинил военный переворот, чтобы вывести гохерримов на то главенствующее место, которого они, по его мнению, заслуживали в Паргороне; когда тот провалился — ушёл достойно, а когда сумел осознать себя в Банке Душ — организовал оттуда побег (возможность которого раньше даже никем не рассматривалась), намотав вокруг себя Призрачное Веретено. Причём благодаря тому, что присоединял души добровольно, а не насильно, перестал быть демоном — и, надо полагать, выпал из данного тропа, хотя в Паргороне с этим согласятся не все.
      • Демолорд Аркродарок, Повелитель Сущего, первый из гхьетшедариев. Даже гохерримы, ни в хрен не ставящие прожорливых землевладельцев, признавали его лучшим и достойнейшим из них — и он их не разочаровал, погибнув в бою против Космодана и Солары бок о бок с величайшим из гохерримов Мардзекаданом.
      • Демолорд Совита, Владычица Пороков, госпожа вампиров и суккубов. Корыстная сука, откровенно ходящая по головам, не стесняющаяся предательства и подкупа — но делающая это с таким непревзойдённым стилем!
      • Демолорд Сурратаррамаррадар, Кавардак. Во многом похож характером и способностями на того же Нъярлатхотепа, только ещё менее психически нормален — тем и подкупает.
      • Дюжина. Тут спойлеры будут просто вредны — читайте посвящённый ему рассказ.

На других языках[править]

  • Большинство злодеев у Лавкрафта являются либо полными ничтожествами (мраккультисты, полукровки, вырожденцы), либо абсолютно чуждыми человеку сущностями с серобуромалиновой моралью. Говард Филлипович никогда не стремился создавать глубоко прописанных персонажей и даже протагонисты у него прописаны одним-двумя мазками, что уж говорить про всех остальных. И тем не менее пара-тройка образчиков тропа у него найдётся:
    • Ползучий хаос Ньярлатхотеп. В отличие от остальных лавкрафтовских богов, Ньярлатхотеп гораздо ближе к человеческому пониманию. И при этом является садистом и полным чудовищем.
    • Герберт Уэст, особенно в экранизации Стюарта Гордона. Хотя он скорее антигерой, чем настоящий злодей.
  • Властелин Колец и особенно Сильмариллион — собственно, сам Властелин Колец, он же Майрон, он же Гортхаур, он же Саурон. Но, относя его к этому тропу, не следует забывать, что троп отыгран не прямо. Саурон — очень сложный персонаж (если Мелькор и был не менее сложным, то в текстах это не показано, потому что Толкин «не хотел привлекать излишнее внимание к образу Дьявола»); поэтому Саурон одновременно и сабж статьи, и недальновидный гордец, не способный постичь Добра. Бывает!.. (Чигиринская в своём фанфике тоже продвигала, фактически, именно такую трактовку персонажа.)
    • Но по сравнению с Мелькором и уж тем более с Саруманом… Неслучайно Гэндальф припечатал Майрона метким определением «Мудрый глупец!». Заметьте, не просто глупец, а — мудрый! Это тянет фактически на признание достойным противником. Да, впрочем, банальный дурак и не провернул бы ту аферу с Нуменором и не смог бы свершить ещё ряд ярких, хоть и гнусных деяний.
      • Надлежит также уточнить, что Мелькор и Саруман просто омерзительны многим современным фанатам Саурона, и те норовят в своих фанфиках «посильнее их опустить» — но сам Толкин отказывался СОВСЕМ УЖ НАПРОЧЬ принизить обоих этих истеричных предателей. Автор настаивал, что некая доля былого величия и харизмы сохранилась у них обоих. Иначе кто бы стал вестись на Мелькора?! А ведь велись, и массово… И Фродо в финале ВК, пообщавшись с Саруманом, замечает, что «Некогда Саруман был велик…» — дескать, это всё ещё заметно. Но Саурон действительно показан у Толкина самым блестящим из трёх, так что на троп, с оговорками, из троих тянет лишь он один — по крайней мере, не истерит на публике так, как истерили Моргот и Курумо.
        • В отношении Курумо вдобавок повлияла и «внутритусовочная очернительская кампания», проводившаяся в 1990-х — 2000-х годах авторами и фанатами «Чёрной Книги Арды». Они, по факту, сделали из Курумо «диавола своей особой религии» и приписали ему ПОЛНЕЙШУЮ чмошность «с самых Предначальных Времён», а также кучу злодейств, которых он в каноне не совершал, и пороков, которыми он не страдал, или страдал не в такой мере (как будто ему своих мало). У Толкина образ гораздо сложнее, а с течением времени эволюционировал (в худшую сторону) сильнее — хоть Профессор и не думал «оправдывать» или, храни Эру, «обелять» Курумо.
  • Артур Конан Дойл, «Приключения Шерлока Холмса» — Профессор Мориарти. Комментарии тут излишни.
  • В. Скотт, «Айвенго» — Бриан де Буагильбер.
  • «Три мушкетёра» — кардинал Ришелье. Да и про Миледи забывать не стоит.
    • Упомянем тогда уж и Мордаунта... А в исполнении Виктора Авилова он не только великолепен, но и по-настоящему страшен.
  • Шарль де Костер, «Легенда о Тиле Уленшпигеле» — император Карл V. Грабит всё, до чего дотянется, устраивает войны и сам же их сливает, но при этом не лишён вкуса и чувства юмора.
    • А вот о Филиппе II такого не скажешь. Это, увы, чмо, да ещё и мелочное, и говнисто-мстительное, и отбитое на всю голову. Ему что людей мучить, что животных — особой разницы нет. Чувствовал своеобразное удовлетворение, но «не смеялся».
  • Генрик Сенкевич:
    • «Крестоносцы», включая экранизацию.
    • «Огнём и мечом» — Богун. Храбрец, красавец, отличный рубака и обожаемый своими солдатами полковник… и граничащий с тропом «полное чудовище» бандит, насильник, грабитель и т. д. Сложная, очень сложная фигура.
      • Как минимум, по отношению к Елене, которую любил по-настоящему, и не думал ею овладеть против её воли, — уж точно не чудовище! Как оскорбился, когда его враги спросили, не опозорил ли её: мол, неужели вы думаете, что я уже и на настоящие чувства не способен? А если ещё сравнить с тем, как его соперник Скшетусский думал отдать Елену в монастырь, если её изнасилуют, — и вовсе смотрится гораздо приличнее. Ну а что до военных действий — здесь ещё большой вопрос, какую сторону считать правой. Но автор-поляк по-другому написать, конечно, не мог.
    • «Потоп» — гетман Януш Радзивилл. Великолепный воевода, щедрый и безмерно богатый магнат, человек на самом деле недюжинных способностей… и при этом показан как монстр тщеславия и гордыни, готовый пойти на измену ради возвеличивания своего дома и себя любимого. Фигура реальная и весьма неоднозначная.
      • И его двоюродный брат Богуслав Радзивилл. Блестящий придворный, ловкий политик, могучий рыцарь, способный выдать 220 и самому отважному, дерзкому противнику… и при этом человек абсолютно без чести и совести, способен ради власти на что угодно, да и с женщинами не всегда обращается по-рыцарски.
  • «Последние дни Помпеи» Э. Булвер-Литтона — Арбак, пополам с тропом Культурный мерзавец. Мечтает не много не мало воссоздать былое величие Египта. А ещё он философ и посвящённый маг (хотя колдунств не творит, ибо жанр не тот).
  • Уилки Коллинз, «Женщина в белом»: граф Фоско — толстый, немолодой, но умный, обаятельный, крайне харизматичный, при этом еще и оценивший некрасивую, но умную и сильную Мэриан, в то время как ГГ пленился ее хорошенькой, милой и слабой кузиной Лорой. Мэриан тоже сперва была очарована графом, но потом стала смотреть на него как на врага, поскольку граф участвовал в заговоре против Лоры, а Мэриан ее любила и защищала.
  • «Остров сокровищ» — Джон Сильвер давит педаль в пол: недаром он в финале сбегает с корабля, да ещё и прихватив часть сокровищ.
  • Р. Сабатини, «Одиссея капитана Блада» — Левасёр. Правда, с прикрученным фитильком: сильно уступает коллеге из примера выше.
  • «Десять негритят» — судья Лоуренс Уоргрейв. В фильме тоже, но в книге, как кажется автору правки, круче.
  • «Трехгрошовый роман» Бертольда Брехта — почти все дельцы — Кокс, Пичем, Аарон. Но всех их затмевает Мэкхит, прошедший путь от уличного грабителя до главы концерна розничной торговли, младшими партнерами стали все его выжившие и избежавшие тюрьмы конкуренты.
  • «Уловка 22» — Милоу Миндербиндер.
  • «Пасынки Вселенной» Роберта Хайнлайна — Финеас Нарби. Правда, мог бы выглядеть не таким великолепным, если бы герои не показали себя беззаботными дурнями без навыка просчитывать последствия.
  • Рэй Брэдбери, «451 градус по Фаренгейту» — брандмейстер Битти.
  • «Звёздные короли» и «Возвращение на звёзды» Эдмонда Гамильтона — Шорр Кан, глава Лиги Тёмных Миров. В сиквеле ещё и поворот направо делает.
  • «Тот кто использовал Вселенную» Алана Дина Фостера — Киис ван Лу-Маклин.
  • «Дюна» Фрэнка Герберта — Владимир Харконнен с его действительно коварными планами, дипломатичной манерой общения и необыкновенной преданностью семье (когда племянник пытается его свергнуть, барон только вздыхает в духе «Эх, молодёжь, рано вам ещё…» и волнуется за будущее рода, а не лично своё). Фейд в этом плане пошёл в дядю, а вот Раббан и Питер де Вриз показаны жестокими тупыми ничтожествами.
  • В целом ряде книг Стивена нашего Кинга типичным представителем семейства великолепных мерзавцев оказывается дракон Алого Короля Рэндалл Флэгг, также известный как Уолтер, Мартен Броадклок, Человек-в-Чёрном, Добрый Человек, et cetera, et cetera.
    • «Нужные вещи» — Лиланд Гонт: коварный демонический манипулятор, который, умело играя на пороках и слабостях обитателей Касл-Рока, посеял хаос в городе, едва не заставив его жителей поубивать друг друга. В конце романа не понёс никакого наказания за свои деяния, благополучно покинул Касл-Рок и открыл новый магазинчик в другом городе. По одной из версий — всё тот же вышеупомянутый Флэгг.
    • У него же — гангстер Джинелли из «Худеющего». Хоть и бандит, но своей смелостью, предприимчивостью и преданностью попавшему в беду другу вызывает симпатию — так что печальный финал Джинелли невольно печалит и читателя.
  • «Сага о Копье» Маргарет Уэйс и Трейси Хикмена — Рейстлин Маджере. Сильнейший маг, смертный, ставший богом, смертный, повергший мир в хаос… и спасший его.
    • В отечественном мюзикле харизма подчёркивается крутым баритоном исполнителя, хотя у Рейстлина Маджере по книге неприятный, тихий и хриплый голос.
    • «Рейстлин обладает каким-то странным обаянием! Ведь ты никогда не встречался с ним? Я сам не раз чувствовал в нём нечто располагающее и до сих пор не могу понять… […] Каждый из нас в своей жизни хоть один раз был посмешищем, каждый из нас хоть однажды завидовал своим близким. Всем нам приходилось испытывать боль и страдать так же сильно, как ему. И все мы — хоть однажды — желали получить такое могущество, какого хватило бы, чтобы раздавить наших врагов. Мы жалеем его и ненавидим. Мы боимся его только потому, что частичка его живёт в каждом из нас, хотя признаться себе в этом мы осмеливаемся лишь самой тёмной ночью, в полнейшем одиночестве».
    • И его старшая сестра, Китиара ут-Матар, тоже. Видимо что-то в генах.
    • А учитывая, что брат и сестра они только по матери, и гены, очевидно, материнские. Похоже, жителям Утехи сильно повезло, что Розамунд не развивала свой магический талант.
  • «Забытые королевства» — Артемис Энтрери и тёмный эльф Джарлакс Бэнр. Первый — наёмный убийца высочайшего класса, второй же возглавляет могущественный и авторитетный клан наёмников и, возможно, является самым умным дроу Мензоберранзана.
  • «Досье Дрездена» — Джонни «Джентльмен» Марконе. Глава преступного мира Чикаго, опаснейший, жестокий и безжалостный мафиози. При этом обладает своим кодексом чести и недюжинными умом, волей, харизмой. Достаточно сказать, что он — единственный известный в мире серии обыкновенный человек, который смог стать независимым властителем собственной территории и полноценным игроком в партии, которую играют боги, полубоги, маги, колдуны, демоны, вампиры и прочая могущественная братия.
    • Там же Никодимус Архлеоне[1], Мэб и Лара Рейт.
    • Несколько раз Гарри встречается в своём подсознании с «плохим собой». Этот «плохой Гарри» — вполне себе великолепный мерзавец.
  • «Лучше подавать холодным» Джо Аберкромби — Никомо Коска, в меньшей степени Монцкарро Меркатто и отравитель Морвеер (под конец стал напоминать противотроп).
  • Серия Г. Макнилла про Ультрадесант и Железных Воинов — кузнец войны Хонсю. Регулярно подсвечивается разнообразными могущественными хаоситами, с которыми Хонсю контактирует. Организация военного вторжения на родину Ультрадесанта, которое разгромили по сути роялем в кустах — это без дураков круто.
  • «Плоский мир» — патриций Ветинари. Профессиональный манипулятор и единственный человек, способный управлять Анк-Морпорком. Хотя горожане ненавидят Ветинари, но всё же признают, что без него было бы гораздо хуже.
  • Нил Шустерман, «Unwind» — Мэйсон Старки.
    • Впрочем… Харизмы Старки, конечно, не занимать, но при этом он ТАК фейлит всё, к чему прикоснётся (при этом искренне считая себя дофига крутым лидером, вполне достойным того культа личности, который образовали вокруг него подчинённые — бедные отчаявшиеся дети), что это, пожалуй, другой троп.
  • Гарри Поттер — Гриндельвальд был такой способный злодей, что даже Дамблдор не смог его победить и он находился после поражения в тюрьме Нурменгард исключительно (!) по своей воле.
    • Ну-ну… О том, что Гриндельвальд якобы сдался сам, сообщает ведь Рита Скитер, а ей разве можно верить?
    • А если бы она сказала, что чистить зубы два раза в день полезно для здоровья — это тоже была бы ложь? Ведь Дамблдор одолел Гриндевальда на дуэли, а не зарезав во сне — а в дуэли обладатель Бузинной палочки непобедим.
      • Только Бузинная палочка сама меняет владельца, по методу «достанусь сильнейшему». Так что, выходит, что Дамблдор на дуэли его все же побеждал, если оставить за скобками вопрос о методах победы.
      • Но в остальном — да, вполне великолепный, не чета Вольдеморту. И размах был пошире, хоть и действовал лишь на материке, и до пакости вроде крестражей не опускался, и к убийству (судя по эпизоду с кражей Старшей Палочки) прибегал не всегда, и человеческих чувств не был лишён. Потому и смог раскаяться, да и умер с честью — смеясь в лицо своему убийце.
  • «Сага о ведьмаке» — главгад книжной серии, Вильгефорц из Роггевеена. Абсолютно аморален и властолюбив, но при этом умён, смел (схватился с ведьмаком в рукопашной), деятелен, много знает и умеет, и отнюдь не беспомощен физически (Геральта в первой схватке он одолел). Даже побеждать его пришлось хитростью.
    • Впрочем, под конец свою харизму он растерял, превратившись в карикатурного маньяка, с брызжущей изо рта пеной. Да, его боевые навыки и крутизна никуда не делись, но от того харизматчного и утончённого мага, что предстал перед Геральтом на Таннеде не осталось и следа.
      • Но тут ещё возможно, что он малость поехал крышей после событий на Таннедде.
  • Колин Маккалоу, серия «Владыки Рима» — Луций Корнелий Сулла.
  • «Звёздные Войны», трилогия Тимоти Зана — блистательный Гранд-Адмирал Траун! Хотя он даже на мерзавца не тянет. Скорее это прагматичный правитель.
    • А вот Император Палпатин — полностью наш случай.
  • В книге «Потерянное освобождение» из цикла «Ересь Хоруса» в этой роли выступает Альфарий — примарх Альфа-Легиона. В результате проведённой им комбинации оказывается верная Императору Гвардия Ворона не может быстро восстановить потери из-за вируса в генокоде, заботливо внесённым туда шпионом из Альфа-Легиона. Однако и сторонникам Хоруса Альфа-Легион тоже плюнул в кашу — переданные им генокоды далеко не точные. Правильные генокоды Альфарий оставляет себе, попутно далеко послав Кабал — третью силу, на которую должен был работать Альфа-Легион для спасения мира.
    • Грэм Мастертон, «Devil in Gray» — майор-конфедерат Джозеф Шрауд, оседланный Шанго. Смеется над детективом, убивает старушек, произносит крайне вменяемую речь на тему «какой идиот додумался до этих вудуистских штучек? Я-то еще везучий, у меня никого не было, а вот у остальных двенадцати оседланных родственники были». Детектив с ним в этом совершенно согласен.
  • «ПЛиО» — в сравнении с сериалом:
    • Петир Бейлиш. В отличие от поздних сезонов, уровень великолепия книжный Мизинец пока не терял.
    • Тайвин Ланнистер, но чуть меньше, чем в сериале.
    • А вот Русе Болтон — наоборот, великолепнее выглядит как раз в книге.
    • Варис, в сериале понизивший уровень мерзавства.
    • Манс Райдер. Как мерзавец уступает предыдущим, но в разы великолепней сериального воплощения.
    • Но сильнее всего в сериале пострадал Эурон Грейджой, великолепное чудовище, в книге (судя по спойлерной главе из пока не вышедших «Ветров зимы») вздумавшее бросить вызов аж самим богам.
    • Не стоит забывать и об «альфе и омеге» всей саги, Тирионе Ланнистере. В сериале большую часть мерзавства из него вычистили, однако в книге беспринципности и сомнительных поступков хватает, чтобы записать хитрожопого карлика в явные антигерои. Правда, в третьей книге у Тириона произошёл заметный «кризис великолепия», однако в «Танце Драконов» уровень начал восстанавливаться, к тому же появились намёки на повышение мерзавства.
  • Брендон Сандерсон, «Рождённый туманом» — Вседержитель. Богоподобный император Последней империи, из простого носильщика ставший тираном, который объединил известный мир под своим правлением и изменил его согласно своему видению. Несмотря на века, потраченные на борьбу с влиянием Разрушителя на собственные мысли, Вседержитель оставался полон решимости обеспечить выживание человечества любыми необходимыми средствами и привел в действие многочисленные планы на случай непредвиденных обстоятельств. Даже после смерти Вседержителя его рука продолжала работать за кулисами, и это сыграло ключевую роль в окончательном поражении Разрушителя. И даже спустя столетия его влияние на историю Скадриала все еще ощущается.
  • «Князь Пустоты» — протагонист-злодей Анасуримбор Келлхус. Впрочем, крутость на грани мэрисьюшности (пусть и обоснованная) и нечеловеческая психология мешают ему в полной мере сопереживать.
    • А вот нанурский крутой генерал Икурей Конфас отыгрывает троп наполную — коварный, сексуально извращённый и жестокий наследный принц Нансурии не лишён харизмы, а также полководческих и политических талантов. Большая часть его армии не бросила Льва Кийюта, даже когда Келлхуса уже считали настоящим пророком (которым он едва ли являлся, и Конфас так и не повёлся на его проповеди).
    • Найюр урс Скиоата. Сначала антигерой, а затем антизлодей на службе у Консульта. Невероятно суровый и жестокий варвар, но при этом (в отличие от верхних двух примеров) способен на сострадание и любовь, по-совему честолюбив и несчастен.
    • В тетралогии-сиквеле «Аспект-Император» великолепным мерзавцем является лорд Косотер. Военный социопат, ветеран многих войн и лидер наёмничьего отряда Шкуродёров. Человека отмороженнее, чем этот тип, нужно ещё поискать (и это по меркам запредельно тёмного фэнтези!), но как же он бесстрашен и непреклонен в своих целях… А ещё смог переманить на свою сторону древнего нелюдя-мага, а суметь просто так найти подход к кому-то настолько безумному и опасному надо уметь.
  • У Дэвида Эддингса чаще встречается противоположный типаж, но есть и исключения:
  • «Орден Манускрипта» — граф Страве. К счастью для героев, он на их стороне.
  • Цикл Эда Макбейна о 87-м полицейском участке — Глухой. Да, преступник, почти террорист и с явными садистскими замашками, но как эпично он издевается над полицией, какие планы продумывает — однозначно великолепен.
  • Рик Янси, цикл «Монстролог» — доктор Джон Кернс, интеллектуал, эстет, философ, садист и Джек Потрошитель в одном лице. Да, он полное чудовище (хотя и не без принципов), но это нисколько не умаляет его харизмы. На становление личности Уилла Генри Кернс оказал не меньшее (а то и большее) влияние, чем собственно доктор Уортроп.
  • «Серебряное крыло» — Гот из-за своей склонности к манипуляциям и неспособности остаться мертвым.
  • Робин Хобб «Сага о живых кораблях» — пиратский капитан Кеннит. Харизматичен и обожаем своей командой, строит грандиозные планы и ничем не гнушается для их исполнения.
  • Коты-Воители — Звездоцап. Просто Звездоцап.
  • Драконья Сага — Мракокрад. И королева Пурпур. Так же, такой пытались показать принцессу Ожог, но как-то не вышло.
  • Альфред Аттанасио, «Доминионы Ирта» — Даппи Хоб — гад-кукловод сотого уровня, трикстер. Почти все описываемые события дилогии — часть его гениальной многоходовочки, целью которой является заполучение власти вселенского масштаба.
  • «Пленник Зенды» Энтони Хоупа и экранизации: Руперт фон Хенцау же! Милый, отважный, крутой, неприлично везучий… развесёлый негодяй без намёка на моральный компас.
  • Дин Кунц, «Острота ощущений» — Эдглер Форман Вэсс. Харизматичный красавец, уважаемый шериф и при этом маньяк, убивающий ради остроты ощущений
  • Теодор Драйзер, «Трилогия желания» — Фрэнк Каупервуд. Кидал партнеров по бизнесу, не стеснялся запускать лапу в общественные средства, а обеих жен снабдил не одним комплектом ветвистых рогов. Но как всякий раз выкручивался, сукин сын — аж сердце радуется! К тому же большой меценат…
  • BIONICLE — в книгах таковым раскрывается Теридакс. Любой другой злодей на фоне этого существа кажется мелкой и незначительной сошкой. Ещё когда он не обратился в прямое зло, Теридакс был наиболее компетентным членом Братства Макут и молниеносно подавил восстание маторанов, не стесняясь пользоваться на полную развязанными руками. Дальше, когда весь мир захватили шесть полководцев Лиги Шести Королевств, он лично возглавил армии и начисто разбил тиранов.
Но быть таким великолепным во всех отношениях макутой под властью какого-то, с позволения сказать, демиурга, которого все славили просто за то, что он есть, справедливо показалось Теридаксу унизительным. Тогда он изобрёл хитроумнейший план, который позволил бы ему взять власть Великого Духа в свои руки. Этот план был так сложен и хорошо продуман, что даже поражения Теридакса в бою не просто не мешали ему, — они все сработали ему же на руку.
Круты не только его деяния (а свергнуть лидера макут, одной из сильнейших фракций, занять его место и держать в страхе всех подчинённых, а затем воспользоваться ими исключительно в своих целях определённо круто), но и он сам — владыка тьмы, носитель Маски Тьмы, способный менять тела по прихоти, вооружённый ещё сорока двумя силами.
  • «Фабий Байл: Прародитель» Джоша Рейнольдса — протагонист Фабий Байл. Полное чудовище — но сама идея создать новое, более совершенное человечество чуть ли не в одиночку, готовность идти к этой цели веками, преодолевая смертельную болезнь, атеизм в Оке Ужаса и перед лицом демонов хаоса — всё это определённо делает его крутым. И да, Фабий не сильнейший боец и вовсе не лучший фехтовальщик, но и в бою тоже крут.
  • Ю Несбё, цикл о Харри Холе:
    • «Красношейка» (3-я книга) — бывший легионер СС Гюдбранн «Малиновка» Юхансен. По мнению автора правки — наиболее впечатляющий среди всех антагонистов цикла.
      • И Даниель Гюдесон тоже.
    • «Немезида/Не было печали» (4-я книга) — легенда преступного мира Норвегии, албанский цыган Расколь Баскхет, по совместительству дядя бывшей любовницы Харри Холе Анны Бетсен.
    • «Спаситель» (6-я книга) — хорват Христо Станкич, лучший наёмный убийца Европы. В финале романа выступает в качестве зла воздающего.
  • Иэн Рэнкин, серия романов об инспекторе Ребусе — М. Г. Кафферти, гангстер, «крестный отец», противостоящий инспектору. Конечно, мерзавец, но все же великолепный. Однажды Кафферти спас жизнь инспектору, затем инспектор спас Кафферти, сделав искусственное дыхание. Сам автор в Твиттере признал, что его завораживают отношения между Ребусом и Кафферти.
  • Звёздные войны, серия книг Майкла Стэкпола «X-wing» — Исанн Айсард. Ярка и харизматичная злодейка со своими принципами и идеалами.
    • Ну, это спорно. По книгам Стэкпола создается впечатление, что это скорее поехавшая маньячка, одержимая идеей уничтожить Разбойную Эскадрилью. Впрочем, в его книгах, в отличие от книг Зана, враги Республики никогда на отличались ни умом, ни адекватностью.
  • Генри Каттнер, «Ярость» — Сэм Рид (на самом деле Харкер). Крайне неоднозначная личность. Тиран и аморальный преступник, пролезший в верхи за счет обмана, убийств и шантажа? Да, но только с точки зрения еше более аморального олигархата, которое он скрутил буквально в бараний рог. И вместе с тем — блестящий организатор и руководитель, народный герой, на одной своей харизме буквально за уши вытащивший человечество из той задницы, в которой оно пребывало в Куполах под руководством загнивающей аристократии. Да, диктатор, да, обманщик. Но даже его заклятые враги с неохотой признавали, что без его обмана человечество было бы обречено.

Сетевая[править]

  • «Worm» Дж. Маккрэя — Бойня № 9, целая банда таких. Конченные отморозки без единой положительной черты, но до чего круты и харизматичны…
    • Собственно, великолепные мерзавцы там Джек Остряк и Ампутация. Душечка — самоуверенная мерзавка, а, скажем, Манекен немой и не слишком человекоподобный, так что его проще считать монстром, чем злодеем.
    • Кайзер — ещё один великолепный мерзавец. Правда, был автором слит, едва успев в произведении появиться.
    • К тропу близки Выверт и Маркиз, но первый недостаточно великолепен (слишком уж неприятное у него хобби), второй недостаточно мерзавец (его кодекс (злодейской) чести пусть и своеобразен, но нерушим).
    • Все признаки такового демонстрирует одна из апокалиптических угроз, Симург. В то время, как Бегемот и Левиафан тупо крушат города, эта ведет против человечества многоходовую интригу.
  • Стюарт Слейд «The Salvation War» — архангел Михаил, пополам с «благонамеренным экстремистом». Подставы, манипулирование, торговля наркотиками в промышленных масштабах, тайные операции по вытаскиванию людей из Ада. При этом он остается достойным противником как для демонов, так и для Человечества. Причем, в отличие от Азраила, достойным во всех смыслах. А по факту он еще и единственный нормальный ангел во всем руководстве Рая. за исключением Элмаса

Фанфики[править]

Примечания[править]

  1. Между прочим, тут та еще деконструкция. Да имеет и старательно поддерживает образ сабжа… Но в «Маленькой услуге» выясняется, что свой орден он не контролирует, продул собственный же Гамбит Ксанатоса, едва не был задушен насмерть (и был осведомлен что про эту слабость знают только они вдвоем с Дрезденом). В «Шкурном вопросе» и вовсе вовсю плясал под дудку Мэб, Марконе и Крингла + слил в фехтовании Майклу (у которого из экипировки был только меч). Да, несмотря на весь свой опыт.