Властелин мира

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
«— Как прекрасно вы играете!..
Эльза вздрогнула. Опершись на рояль, перед ней стоял Штирнер и внимательно смотрел на неё. Когда он вошёл?»

«Властелин мира» — роман советского фантаста Александра Беляева, впервые опубликованный в 1926 году. Некоторые критики (в том числе автор статьи) считают его лучшим произведением этого писателя.

Фантастические произведения с аналогичными названиями есть у Жюля Верна (фр. Maître du monde, 1904) и Николая Дашкиева (укр. Володар Всесвіту, 1955; в издававшемся русском переводе название идентично беляевскому вместо буквального «Властелин Вселенной»), причём в последнем речь также идёт о воздействии на мозг с помощью радиосигналов, первоначально открытом немецким учёным.

Сюжет[править]

Действие происходит в Европе 1920-х годов. Молодой немецкий учёный Людвиг Штирнер, изучающий рефлексологию и радиотехнику, открывает принцип передачи человеческих мыслей, настроений и эмоций на расстояние. В качестве эксперимента он проецирует эмоции и мысленные приказы своим подопытным животным и понимает, что может с тем же успехом внушать свою волю и людям, которые не имеют специальной защиты. Штирнер колеблется, но, движимый честолюбием и неразделённой любовью к красавице Эльзе, решает воспользоваться своим открытием в личных целях. Он внушает Эльзе любовь к себе и женится на ней, получает контроль над крупным банкирским домом, заставив богача переписать завещание на Эльзу, а потом захватывает всё больше и больше финансовой и политической власти, пока, наконец, немецкое правительство не объявляет Штирнеру войну. Но конвенционным оружием Штирнера победить не удаётся — по его внушению солдаты ударяются в панику или обращают оружие против своих. Европа в панике. Единственный учёный, способный понять, что делает Штирнер, и разработать меры противодействия, обнаруживается в СССР — его фамилия Качинский. Но Штирнер далеко ушёл вперёд в своих исследованиях и без труда захватывает Качинского в плен.

К удивлению советского учёного, Штирнер не убивает его, а отдаёт ему все свои записи и чертежи и уходит. Штирнер понял, что одному человеку не под силу тягаться с государством и тем более со всем миром. Все его либо ненавидят, либо подчиняются мыслепередатчикам, из-за нервного истощения он оказался на грани провала. Штирнер осознаёт, что натворил, и понимает, что такая власть не стоит усилий по её поддержанию.

В ту же ночь Штирнер возвращает Эльзе её прежнюю личность и воспоминания, рассказывает ей обо всём, что совершил, и просит прощения. «Единственное, что оправдывает меня, это то, что я действительно любил… и люблю вас, люблю глубоко и искренне. <…> И разве любовь меня первого толкнула на преступление?», — так объясняет Штирнер мотивы своих поступков. Видя его искреннее раскаяние и горе, Эльза, несмотря ни на что, сочувствует ему. Штирнер говорит, что внушил себе перманентное перевоплощение личности и ровно в час ночи станет совершенно другим человеком, утратив всю память о прошлом. Так и происходит: едва заканчивают бить часы, Штирнер превращается в нового человека — Штерна, тихого и беззлобного. Не узнавая Эльзу, он уходит прочь.

Проходит три года. Эльза и её ближайшая подруга с сыном и небольшим штатом слуг живут на тропическом острове, где их никто не знает. К берегу причаливает яхта со звероловами, среди которых Эльза узнаёт Штирнера-Штерна. Но даже будучи Штерном, Штирнер в конце концов вновь влюбляется в Эльзу, а она, помнившая о нём и его исповеди все эти годы, тоже начинает любить его, уже по собственной воле. Штерн-Штирнер, завершив экспедицию, уплывает вместе с коллегами и, сидя на палубе яхты, думает об Эльзе.

Пятиминутка реальности[править]

Некоторые персонажи романа имели реальных прототипов. Качинский — советский учёный Б. Б. Кажинский, инженер, исследователь биологической радиосвязи. Директор зоосада Дугов — знаменитый дрессировщик и цирковой артист В. Л. Дуров, увлекавшийся рефлексологией и психиатрией и использовавший для создания своего метода дрессировки животных научные труды Сеченова и Павлова. Также в романе упоминается выдающийся русский психиатр и физиолог В. М. Бехтерев, основоположник рефлексологии в России.

А. Беляев был ярким представителем твёрдой научной фантастики, постоянно следил за новейшими научными разработками и использовал их в своих произведениях. То, о чём он пишет в романе — радиосигналы, излучаемые мозгом, металлическая клетка, экранирующая «чтение мыслей» (w:клетка Фарадея), — существует на самом деле, и в настоящее время учёные занимаются разработкой идей, высказанных Беляевым в романе. В частности, методика ЭЭГ (электроэнцефалографии) позволяет регистрировать работу различных областей мозга на основе их электрической активности. Впрочем, беспокоиться не стоит — до прямого чтения мыслей и тем более телепатического внушения науке ещё очень далеко. Максимум, на который пока способны адские устройства на этой основе — измерять уровень стресса и управлять робо-рукой, причем для этого нужно долго учиться это делать силой мысли. Читать же мысли и копаться в памяти, тем более человека, который этого не хочет, эта штука, вероятнее всего, способна не будет вообще. Так что спите спокойно, до телепатии нам ещё как до Луны пешком.

Тропы[править]

  • Антизлодей — Штирнер. В итоге даже Эльза, одна из наиболее пострадавших от его влияния, прониклась сочувствием к нему. Да и Качинский признаёт: «В нём было своё благородство».
  • Бедный злодей!/Болеть за Империю — Штирнер.
  • Ботать по фенеаверсия. Вернувшийся с задания Кранц заявляет, что он Штирнера «выбрил». Начальство полагает, что это неологизм для «убил», но Кранц Штирнера действительно побрил, подчиняясь мысленному приказу.
  • Брюнет и блондинка — на иллюстрациях такими часто изображают Штирнера и Эльзу. Эльза действительно блондинка, а вот насчёт цвета волос Штирнера ничего не сказано.
    • Многие представляли Штирнера блондином. Он же стереотипический Герр Доктор.
  • Въедливый мент/Законопослушный дурак — сыщик Кранц, который арестовал сам себя за то, что не сумел противостоять мыслеприказам Штирнера! Педаль в пол: когда ему в камере приносят нормальную еду, а не баланду, как остальным арестантам, он требует ухудшить пищу!
  • Дрон — американцы послали против Штирнера эскадрилью беспилотных бомбардировщиков. Неудачно.
  • Красота — это проклятие — Эльза (с прикрученным фитильком). С детства отличалась редкостной красотой, из-за чего, с одной стороны, её удочерила и дала ей образование хорошая женщина, с другой — после её смерти юной Эльзе стало очень трудно найти себе нормальную работу, потому что все работодатели рано или поздно начинали к ней клеиться. Ну и ещё в неё влюбился Штирнер, но тут уж по совокупности признаков, не только из-за красоты.
  • Культурный мерзавец — Штирнер очень образован, начитан и любит классическую музыку.
  • Печальная фортепианная мелодия — редкий литературный пример: «Лебедь» Сен-Санса, композиция, которую часто играет Эльза, и которая звучит в двух особенно драматических сценах.
  • Умный — это зло, тупой — это доброзигзаг. Штирнеру противопоставлен не слишком умный, но вроде как благородный Зауэр. Однако в дальнейшем Зауэр оказывается беспринципным корыстолюбцем, доигравшимся-таки до чего следовало. А Штирнеру читатель сочувствует.
  • Любовный треугольник — Эльза, Штирнер и Зауэр. Редкий случай, когда безответно влюблённому Штирнеру в конце концов везёт, а счастливого соперника бросают.
  • Прелесть какая глупенькая — Эмма Фит, лучшая подруга Эльзы.
  • Самоуверенный мерзавчик — Рудольф Готлиб. Пусть он и на стороне героев, противодействующих Штирнеру, ни малейшей симпатии этот мелкий алчный козёл не вызывает.
  • Шапочка из фольги. От прибора, внушающего мысли, защищает заземлённая клетка и её мобильные варианты — «пальто» из металлической сетки и такие же вуальки. А также просто шёлковое покрывало на голове плюс руки на трубе отопления. Средство двустороннее: защищает, но и не даёт самому излучать мысленные приказы. Художественная правда: металл действительно экранирует от электромагнитного поля.