Вниз по волшебной реке

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

«Вниз по волшебной реке» — повесть-сказка Эдуарда Успенского 1972 г. Вероятно, первый в СССР образец эпического фэнтези в антураже русских народных сказок. В 1980 вышла музыкальная экранизация под заглавием «Там, на неведомых дорожках…».

Сюжет[править]

Обыкновенный японский советский школьник Митя Сидоров гостит летом у бабушки Глафиры Андреевны. Она отправляет его навестить свою родственницу Варвару[1] Егоровну, и где-то по пути Митя начинает понимать, что кругом совершенно явная сказка: с ним заговаривает Серый Волк, в ближайшей речке плещется молоко, а Егоровна при встрече оказывается натуральнейшей Бабой-Ягой по имени Яга Ягоровна и грозится съесть мальчика, но услышав, что он её родич, оттаивает.

Благодаря волшебному блюдечку, которое показывает всё, что происходит в мире, Егоровна и Митя узнают о беде, которая надвигается на царя Макара и его царство, в котором происходит действие. Царь, предпочитающий физическую работу сидению на троне, хочет уехать в деревню, а государственные дела планирует оставить на боярскую думу. Обеспокоенный этим писарь Чумичка пытается отговорить царя, а когда это не удаётся, выведывает у прислуживающего Василисе Премудрой, внештатному царскому консультанту, Домового, где находится Кощей Бессмертный. Оказывается, что последний уже много лет прикован цепями в подвале царского дворца. Чумичка распилил цепи и предложил ему престол, а затем подал Бессмертному двенадцать вёдер воды для восстановления сил. На сторону Кощея встают также придворные — лакей Гаврила и десятник сотник тысячник миллионский миллиардский Никита[2], у которых тоже шея мёрзнет без ошейника, а боярскую думу узурпатор запугивает демонстрацией силы. Гвардия Макара тоже без колебаний пошла на службу к Кощею («Почему же? Я, конечно, за него, но я не против вас, ваше величество»).

Баба-Яга и Митя оставляют на хозяйстве соседку Кикимору (Болотная Кикимора Кикиморовна, попрошу!) — то ли родственницу, то ли просто подружку (обе — миловидные и положительные старушки) и верхом на избушке отправляются в далёкий путь на подмогу. Кощей бросает Макара в подвал и посылает гонцов за своими подельниками — Лихом Одноглазым, Соловьём-Разбойником, котом Баюном и Змеем Горынычем. Первые двое попадаются избе на пути: Соловей, натурально, разбойничает, грабя проезжающих возле устроенной им засеки, но пасует перед оседлавшей летающую ступу Ягой, а Лихо просто ходит и творит хаос. Теперь Кощею предстоит избавиться от Василисы Премудрой, которая одна может противостоять ему. Однако она при помощи своих волшебных чар уходит от стражников Кощея и собирает ополчение из сказочных богатырей. Является даже Емеля на печи.

Гадский ансамбль собирается. Кощей приказывает отдать Макара на съедение Горынычу, однако прибывшие на помощь Митя с Бабой-Ягой обманом подсовывают Змею воды из волшебного озера (копытца?), которая превращает выпивших её в козлят. Змей становится козлёнком (трёхголовым и жалобно блеющим всеми головами!), а Макар сбегает к Василисе Премудрой и её войску. Бояре из боярской думы отказываются идти воевать на стороне Кощея, и кот Баюн усыпляет их. Кощей едет на битву со своими давними друзьями и войском, силой набранным из крестьян.

Армии сходятся при Калиновом мосту. Первыми поединщиками выступают Соловей-разбойник и Иван Коровий Сын; бандит поначалу свистом мешает богатырю подойти, но когда тот всё-таки доходит, то с лёгкостью его одолевает. Тогда из Кощеева войска выходит Баюн, усыпляет Ивана и пришедших на подмогу богатырей и начинает драть когтями. В ответ Василиса выпускает дубинку-самобейку, и побитый Баюн вынужден ретироваться. Тогда Кощей выпускает Лихо Одноглазое. Оно с лёгкостью уничтожает дубинку и одолевает богатырей, однако Митя вызывает на помощь Волка. Тот сначала стесняется сражаться с «пожилой женщиной», но колдовство Лиха оборачивается против него самого: с каждым шагом Волк становится только злее и вынуждает Лихо спасаться от своих клыков… не где-нибудь, а на Кощеевом коне! Тот моментально падает, а Кощей лишается меча. Вскоре разбегается и вся армия Кощея, и он теряет силу. Его снова приковывают цепями, а царь Макар решает перед отъездом в деревню оставить вместо себя править Василису Премудрую.

Бабушки провожают Митю на поезд. Он уезжает домой, но обещает вернуться на следующий год.

Тропы в книге[править]

  • Гадский ансамбль — блистательный Кощей Бессмертный (Главгад), Чумичка (Дракон и Злой гений), Змей Горыныч, Кот-Баюн и Соловей-разбойник (Громилы), Гаврила (Шестой рейнджер), миллиардский Никита (Тупой приспешник), Лихо Одноглазое (Псих-наёмник).
  • Ахиллесова фигня — здешний Кощей хоть и заморачивается с сохранением артефакта-смерти самым классическим способом — с зайцами и яйцами, — но его смерть не играет роли в сюжете книги. Игла попала в стог сена, и её уже не нашли. Хотя Кощея всё равно победили, потому что реально его непобедимость обеспечивалась поддержкой масс: пока с ним войско — он неодолим (причём буквально неуязвим и очень силён), стоит всем его бросить — и его можно брать голыми руками.
    • В фильме таки нашли: Митя прошерстил стог сена намагниченными ножницами, к которым иголка и притянулась. После чего теми же ножницами легонько иглу «покусывает». В этот самый момент Кощею — который до того, оставшись в одиночестве, спокойно отбивался от пытающихся взять его молодцев, а то и нарочно подставлялся под стрелы, демонстрируя неуязвимость — становится плохо, он роняет меч, и его спокойно вяжут. Ну а в конце сказки бабушка, вспоминая приезд Мити, говорит что-то типа «…и такую иголку мне подарил — всё время остра и сносу ей нет», чем очевидно намекает на Кощееву иглу.
  • Бело-серая мораль — по характеристике Дмитрия Быкова, «кажется, что ни один герой „Вниз по волшебной реке“ не является по-настоящему злым и неприятным». Даже сам Кощей — и тот скорее великолепный мерзавец, а отчасти даже и благородный козёл, почти не тиранящий страну, чей престол узурпировал. А вот экранизация стала заметно темнее и острее.
    • В книге Кощей вынашивает планы захватнических войн за пределами сказочного царства (интересно, что там — наш мир или сказочные королевства европейских сказок?). Другое дело, что его легко и быстро нейтрализовали, сдобрив фэнтезийную войну фирменным юмором автора.
  • Буквальный зомби-робот — здешний Кощей весь сделан из железа.
  • Злодей-недотёпа — Соловей-разбойник. Лишился зуба, шепелявит и свистеть не может, так что его уделывает даже бабка с помелом. Немного погодя по ориентировке, текст которой достоин прямой цитаты:
«

Царь наш Макар Васильевич повелел изловить дерзкого преступника Соловья-разбойника. Росту он высокого. Сложения крепкого. Одноглазый. Лет ему от роду пятьдесят. Особых примет нет. Обе ноги имеет левые. За поимку живого или мёртвого награда — полбочонка серебра. Год сегодняшний. Лето нынешнее. Писал писарь Чумичка.

»
…его задерживают и доставляют в столицу… вот только там уже заправляет Кощей Бессмертный, который велит вставить Соловью недостающий зуб и немедленно рекрутирует в своё войско. И вот тут-то разбойник разворачивается во всю душу.
  • Жанровая смекалка — не очень понятно, куда это ещё отнести, но тем не менее: когда Домовой и Макар отказываются отделены от Кощеевой погони молочной рекой, Домовой быстро находит способ их отрезать, покрошив в молоко чёрный хлеб и вызвав творожный ледоход.
  • Моральный вертихвост — «Я, конечно, за него, но я не против вас». (Гаврила при необходимости выбирать между царём и Кощеем.)
  • Небоевой товарищ — на сбор богатырей у Плещеева озера приезжает и Емеля на своей печке. Богатыри поначалу поднимают его на смех, пока Иван — Коровий Сын не даёт им суровый укорот:
«

— И что смеётесь, дурни?! — закричал Иван — Коровий Сын. — Он же для вашей пользы приехал! Помочь вам желает! — Помочь? — удивились богатыри. — Да он же сабли в руках не держал! Разве что кочергу! — Или ухват! — А кто вам обед приготовит? Щи там или кашу? Или вы бабушек с собой прихватили? — съехидничал Иван — Коровий Сын. — Не, — отвечали молодцы, — не прихватили мы бабушек. — То-то вот!

»
  • Персонаж-призрак — Илья Муромец. Соловей-разбойник, выживший после встречи с ним, очень его боится и очень рад, когда среди богатырей, которых собрала Василиса Премудрая, его не оказывается.
  • Ходячая катастрофа — Лихо Одноглазое. Детская сказка, и троп обыгрывается по-детски: с помощью манипуляций с удачей Лихо чинит повсюду неприятности. И всадник рядом с ней падает с лошади, и меч ломается, и мост разваливается на брёвна. Эта способность использовалась в качестве оружия местным злом (весьма условным).
    • Непонятного пола — то ли мужик в платье, то ли женщина в брюках (в фильме — однозначно женщина).

Тропы вокруг книги[править]

Тропы в фильме[править]

  • Ахиллесова фигня — получив «перелом иглы», Кощей сдаётся (может быть, становится смертным?).
    • Впрочем, в финале игла заряжается обратно в яйцо и утку и отпускается на волю. «Не люблю, когда у сказки КОНЕЦ».
  • Бревно Ильича — царь Макар, который натирает полы. Подсвечено: писарь Чумичка ещё и выговаривает ему за это.
  • Божья роса — Змея Горыныча ругать нельзя, кто его ругать станет, того он съест. А если уж выругал, надо и похвалить в противовес.
  • Да кто вы такие? Откуда взялись? — крутой, но ленивый стрелец Дрёма, в книжке отсутствовавший. Бьёт руками, причём крепко. Больше ничего не умеет, в свободное время спит. Постоянная шутка: «Ой, кто его разбудит, тому плохо будет!». С гневным басистым криком «Меня будить?! Н-НА!!!» Дрёма размахивается и лупит со всей богатырской силушки. И даже если ты сверхъестественное существо, суперспособности не спасут тебя от его увесистой плюхи. Формально оказался в армии Кощея, но при этом так и не понял (ибо спал на ходу), что происходит. Бил вроде бы всех, кто попадался ему под руку, но за весь фильм прилетало от него только отрицательным персонажам — Соловью-Разбойнику (2 раза), вплоть до того, что именно он вывел из строя Лихо Одноглазое — один из сильнейших юнитов в армии Кощея??? и это ещё к их счастью, если парой тумаков дело и ограничивалось.
    • Это, пожалуй, самая известная роль могучего Александра Пяткова, мастера эпизода.
  • Домовой — по его словам, может превращаться в разных животных. (Неясно, как обстоит дело в книге).
  • Зловещая кошка — аверсия: кот Баюн, в отличие от книги, отсутствует.
    • Змей Горыныч в сюжете экранизации присутствует, а вот в кадре — нет (только после превращения в козлёночка).
  • Коронная фраза:
    • Дрёма — «Меня будить!!!» (стражника разбудили, и сейчас кто-то пострадает).
    • Кощей Бессмертный — «Ваша взяла, значит, наше время ещё не пришло».
    • С точки зрения писаря Чумички, вообще многие высказывания Кощея достойны увековечивания. А до освобождения Кощея он называл таковыми высказывания царя Макара. И плевать, что царь с этим не согласен — писарю виднее, какие царские мысли надо увековечивать для потомков.
  • Лишить и обезвредить — Соловей-разбойник получил золотой зуб от Кощея, но при пробе свиста разбудил Дрёму, и тот вышиб зуб к чёртовой бабушке Бабе-Яге («Опять жуб вышибли, швиштяшчий!»).
  • Непонятного пола — Лихо Одноглазое в фильме играет акробатка.
  • Одушевлённое оружие — дубинка из сундучка Василисы, как собака, сама принимает решение оборонять дом от непрошеных гостей и по приказу хозяйки ложится на место.
  • Погоня — стрельцы на лошадях за Митей на печке. По пути он кидался в преследователей картошкой и котелком из-под неё, а потом крышку от котелка использовал как щит.
  • Порезался, когда брился — Чумичка именно так объясняет происхождение фингала: «на столб налетел». Кощей иронично отмечает, что столб был похож на кулак.
  • Сатанинский архетип — Кощей.
  • Секрет Полишинеля: где заключён Кощей (в подвалах царского терема) — государственная тайна. Вот всё государство её и знает…
  • Смешной злой — Кощей в исполнении Александра Филиппенко мрачен до такой степени, что становится смешно. При этом является очень стильным злодеем. А какова песня «Хвала Кощею», исполняемая его приспешниками, среди которых (в роли Соловья-Разбойника и «десятника-миллионника») Олег Анофриев и Леонид Каневский!
  • Цвет добра, цвет зла — стрельцы Кощея одеты в синие кафтаны, гвардия царя носит красные.
  • Чёртова дюжина — Кощей сильно подобрел к десятнику, когда узнал, что тот умеет считать до тринадцати.
  • Шапка-невидимка делает невидимым надевшего её вместе с одеждой и содержимым карманов, а предметы, взятые в руку, почему-то остаются видимыми.
  • Красные рубашки — преданные царю Макару стрельцы. При попытке схватить Кощея, он положил большую их часть. Из «синих рубашек» (стрельцов, преданных Кощею) не погиб никто, не считая десятника (правда они успели вовремя сбежать). Соловей-разбойник, единственный из кощеева войска, также носит красный кафтан и получает по зубам каждый раз, как показывается в кадре.
  • Панургово стадо — стрельцы, как преданные Макару, так и переметнувшиеся к Кощею. Первые понесли большие потери, пытаясь толпой в 20 человек совладать с одним Кощеем и погибли бы все, если бы не найденная игла, вторые постоянно терпели неудачи — не смогли поймать мальчишку, были биты дубинкой в доме Василисы Премудрой.
  • Не щадить детей — стрельцы-коллаборационисты во время погони за печкой, на которой от них убегал мальчишка дважды стреляли в него из луков, если бы не деревянная крышка-щит, вторая стрела попала бы прямо в него. Кощей также приказывает отдать Митю на съедение Змею Горынычу.

Тропы вокруг фильма[править]

  • Визуальная отсылка — Соловей-Разбойник в исполнении Анофриева очень напоминает Бармалея из «Айболит-66» в исполнении Ролана Быкова.
    • Кстати, на протяжении фильма Соловью после свиста несколько раз прилетает по свежевставленным зубам от стрельца Дрёмы — не этим ли повторяющимся моментом вдохновились авторы мультфильма «Илья Муромец и Соловей-Разбойник»? Хотя, конечно, согбенная бабулька с клюкой совсем не похожа на шкафоподобного стрельца…
    • А само обезвреживание Соловья через «швиштяшший жуб» вообще, похоже, восходит к мультфильму 1978 г. Ну не показывать же было советским ребятишкам жуткой былинной сцены с выбитым стрелою Муромца глазом
  • Окрутеть в адаптации — Кощей тут отлично владеет двуручным мечом и уложил несколько бойцов, прежде чем ослаб из-за найденной иглы.
  • Пнуть сукиного сына/Убить в адаптации:
    • Чумичка был утоплен… нет, не в сортире, а в болоте проснувшимся Дрёмой. Чумичка его нечаянно разбудил — конец немного предсказуем. Помним, не любим, не скорбим.
    • Другого предателя, генерала Никиту по прозвищу десятник Миллионский, сжёг его новый хозяин, Кощей. Кощей очень рассчитывал на своё живое супероружие — Горыныча… Но по халатности приспешников защитники Добра сумели подсунуть Змею той самой «водицы из козлиного копытца». Виноватым Кощей назначил его. «ТЫ МНЕ ЗА ЗМЕЯ ОТВЕТИШЬ!» — грозно сипит Кощей и что-то кастует. И от Никиты остаётся только маленькая кучка пепла на оплавленном полу. Это урок всем остальным: дескать, вот что бывает, если подводить владыку и упускать из рук ценных боевых зверей.
  • Получилось страшно. Вот кому хи-хи, а в 6 лет Лихо Одноглазое реально воспринималось как жуткое. У Кощея тоже лицо стрёмноватое…
    • Да и сгоревший десятник — тоже жутковато.
  • Просочиться в канон — песня «Приходите в сказку» была написана Ю.Кимом на готовую музыкальную тему заставки популярной телепередачи «В гостях у сказки» (куда, в свою очередь, взята из значительно менее популярного детского фильма «Капля в море», но это совсем другая история, как и аллюзия Дашкевича в припеве на уже вышедшую к тому времени из моды финскую Летку-Енку) в качестве очевидной прямой отсылки. Вскоре после выхода фильма (и показа его в рамках передачи)[3] мелодия на заставке зазвучала со словами.
  • Сало и горилка — фильм снимался в Чернигове, у стен знаменитого Коллегиума.
  • Сменить возраст в адаптации/Старше, чем выглядит — Василиса Афанасьевна Премудрая в книге не выглядит подростком. Впрочем, её настоящий возраст в фильме неизвестен (а Татьяне Аксюте было 25).
  • Шрамы от цензуры — по словам исполнителя Филиппенко, в фильме после фразы его героя «Ваша взяла! Значит, наше время ещё не пришло» поначалу (как и в книге) не было ответа царя Макара «И не придёт оно никогда!». Эта фраза царя появилась по требованию цензуры.
  • Армия из одного человека — Кощей, он же крутой фехтовальщик. Сражался в одиночку с целой толпой стрельцов и многих перебил — его преследовало человек двадцать, а в плен вели только семеро. Вероятно, вырезал бы всех, если бы не найденная игла.
  • Пиррова победа — Кощей пленён, но что осталось у победителей? Половине войска больше нельзя доверять, оно ведь сразу перешло на сторону врага, а потом обратно. Почти все верные стрельцы пали от меча Кощея. Сотник сожжён живьём, а ближайшие слуги оказались предателями. Царь вдобавок норовит сбежать в деревню — трон шатается вовсю.
    • Стрельцов можно набрать новых, как делали и в реальности. Одного из них назначить новым сотником. А если трон займёт Василиса Премудрая, то Кощей более не опасен — она позаботится о том, чтобы у тётушки Яги не пропала её швейная иголка, которой его можно живо усмирить, если попробует взяться за старое.

Примечания[править]

  1. Имя известно из экранизации, в книжке — одно отчество. Откровение у холодильника: уж не бывшая ли это Краса-Длинная-Коса?
  2. В фильме, судя по всему, Миллионский — его фамилия.
  3. Где, кстати, Эдуард Успенский в качестве приглашённого гостя почти не скрывал своего прохладного отношения к экранизации и со страдальческим лицом открестился от предположения ведущей Валентины Леонтьевой, что является автором её сценария.