Воинствующая бездарность

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья High Hopes, Zero Talent. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
«

А впрочем, бесконечны наветы и враньё, И те, кому не выдал бог таланта, Лишь в этом утверждают присутствие своё, Пытаясь обкусать ступни гигантам.

»
— Юрий Визбор, «Письмо Высоцкому»

Есть бездарность трогательная: когда за исключением преувеличенного представления о своём даровании персонаж во всех отношениях симпатичный и положительный, в худшем случае вызывающий у публики добрый смех. Который, как известно, продлевает жизнь.

А бывает бездарность воинствующая. Злобствующая. Агрессивная. Которая ничуть не талантливее в плане творческом, но намного талантливее в плане коварства, лизоблюдства, приспособленчества и подлости. Которая не просто воображает себя непризнанным гением — не признавших считает сборищем дегенератов и унтерменшей, неспособных оценить всю мощь её таланта. Которая исходит ядом от зависти и ненависти к подлинному таланту — или хотя бы просто профессионализму. Которая ввинтится в каждую щель, заткнёт каждую дырку и взойдёт на сияющий Олимп по чужим головам и трупам.

Бонусов прибавляет то, что в сравнении с трогательными бездарями подобные «пацаны» гораздо чаще приходят к успеху — благодаря всем вышеперечисленным качествам, которые помогают им устраиваться. И что ещё хуже — нередко за счёт действительно талантливых и незаурядных личностей, которых они оттёрли и смешали с грязью.

Особенно паршиво, когда такие люди оказываются командирами на фронте, где от их решений зависят жизни тысяч солдат. Для бездарных военачальников у нас есть троп Генерал Фейлор, а тут не будем о них. Как и о бездарных докторах. И о бездарных правителях.

Где встречается[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Именно таким зачастую принято представлять Сальери. Который на самом деле был весьма одарённым композитором и Моцарта не травил, да и причин не имел травить (как и физической возможности это сделать: Моцарт прожил ещё год после их последней встречи) — современники ценили его больше[1].
  • Во многих религиозных учениях — сам Дьявол. Не имея даже подобия возможностей Бога, он изо всех сил пытается либо захватить, либо изгадить Творение, но хитрый Яхве в большинстве случаев оборачивает это себе на пользу. Да, как в той цитате, что про силу, вечно желающую зла, но постоянно совершающую благо.

Литература[править]

  • Н. В. Гоголь, «Портрет» — сперва изначально талантливый герой растратил свой дар в погоне за деньгами и успехом. А потом, став цензором, погубил много действительно прекрасных работ. Существует непопулярное, но интересное мнение, что повесть Гоголя описывает жизненный путь Карла Брюллова. Только вот даты не сходятся — «Портрет» написан в тот же год, когда завершён «Последний день Помпеи», то есть тогда, когда ни о какой «растрате таланта» Брюлловым не могло идти и речи.
  • Альфонс Доде, «Джек» — горе-поэт д’Аржантон. Напыщенный, самовлюблённый эгоист, фанфарон и плагиатор, который не может связать двух строчек, кроме «В далёких Пиренеях, богатых легендами…».
  • Генрик Сенкевич, «Камо грядеши» — Нерон (см. раздел Реальная жизнь).
  • Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита» — Латунский, Ариман и Мстислав Лаврович, написавшие разгромные рецензии на роман Мастера. Впрочем, неизвестно, бездарности ли они.
  • Лев Кассиль, «Великое противостояние» — бесталанный кинорежиссёр Причалин, копавший под действительно талантливого режиссёра Расщепея.
  • Братья Стругацкие, «Понедельник начинается в субботу» — профессор Выбегалло же!
    • Причем не только этот конкретный, но и почти любой иной «Выбегалло».
  • Карел Чапек, «Апокрифы» — субверсия: византийский иконописец, который не может больше творить, потому что руки искалечены артритом, превращается в иконоборца. Ведь ради того, чтобы уничтожить творения ненавистных ему современников, можно даже принести в жертву настоящие шедевры!
  • Вадим Шефнер, «Запоздалый стрелок, или Крылья провинциала» — товарищ Лежачий и другие непрошеные «соавторы» Алексея Возможного.
    • «Счастливый неудачник» того же Шефнера — дядя Боба и Иоанн Манящий. И если первый вполне воинствующий, пусть и в пределах коммуналки, то второй с фитильком — в нём всё-таки больше самолюбования, хотя о дяде Бобе высказался весьма резко и нелестно.
  • «Автостопом по Галактике» — инопланетная раса вогонов. Они живут буквально назло самой природе, и нет для них большей радости, чем обгадить все хорошее, доброе и светлое, что попадется им на пути. К слову, их поэзия считается третьей по омерзительности во всей галактике, причем они прекрасно это понимают и используют её как орудие пыток.
  • «33 несчастья» — граф Олаф же! Впрочем, так ли уж Олаф бездарен? Всё-таки Лемони — крайне субъективный и ненадёжный рассказчик.
    • Завуч Нерон и его игра на скрипке.
  • Михаил Успенский, «Чугунный всадник» — в первую очередь «самый учёный человек в Заведении» академик Диавол (Иаков) Христофорович Фулюганов — пародия на Лысенко. Но вообще многие персонажи подходят под троп, только без подсвечивания. Некоторые даже пытались отнести к таковым самого неутомимого борца со смертью Кузьму Никитича Гегемонова.
  • Н. Кальма, «Чёрная Салли» — хозяйка матери главной героини, мнившая себя великой певицей, хотя её пение больше всего напоминало скрип несмазанной двери. Когда же рабыня осмелилась ей подпеть — набросилась на неё с кулаками.
  • Алексей Кирносов, «Страна мудрецов» — бездарный стихоплёт доктор Клизман, которого за его вирши гнали отовсюду, кроме означенной страны, где всем было просто пофиг. Когда герои начали просвещать жителей Страны Мудрецов, доктор испугался, что те поймут, насколько ужасные стихи он сочиняет, и начал строить героям всяческие козни.
  • Тим Миллер, повесть «Мёртв по рецензии» в жанре сплаттерпанк — член семейки маньяков-реднеков накатал ужастик, который был разнесён читателями в пух и прах. В отместку его родственнички похищают критиков и разделываются с ними по-свойски. В итоге, однако, справедливость торжествует.
  • Кир Булычёв, «Планета для Тиранов» — один из узников заглавной планеты, лягушка Подводный Бык. С детства был лишен музыкального слуха, что сделало его изгоем на родной планете, где положение в обществе определялось певческим талантом. В итоге начал качаться, вырос до размеров великана, завоевал планету и запретил все концерты, кроме своих. Даже другие тираны считают это излишне жестоким.
  • Не совсем в кассу, но типаж нужный: Харлан Эллисон (1934—2018). При всей творческой образности его произведений, известен скорее как «тот чувак, что написал про изуверский интеллект»; этот тип еще сделал себе имя на скандалах и тяжбах, в том числе и с Кэмероном.
    • А «не совсем в кассу» потому, что Эллисон был, конечно, эпический небезобидный тролль, воинствующий склочник и сутяга (уделявший всему этому, а также всевозможным тусовкам и приколам гораздо больше времени, чем собственно творчеству), но уж никак не бездарность. Некоторые спесивые фантасты его так обзывали — но несправедливо.

Кино[править]

  • Итальянская комедия «Ужасный инспектор» с Паоло Вилладжо в главной роли — его герой Паоло де Анджелис, провалив экзамен на медбрата из-за высказывания чересчур бездарно-радикальных взглядов на лечение (например, сломанную руку нужно только ампутировать), тем не менее делает карьеру в медицине при помощи поддельного диплома. Людей не лечит, а калечит (прописывает не те лекарства, уколы всаживает со всей дури и т. д.), а в клинике устраивает чуть ли не армейскую дисциплину и по каждому поводу пишет рапорт.
  • «Добряки» (1979, по пьесе Леонида Зорина) — Гордей Кабачков. Абсолютно бездарный в науке, зато искусный манипулятор, да ещё и лицемер: когда надо — на жалость надавит, а когда надо и пригрозит, благодаря чему делает блестящую карьеру вплоть до должности директора института (для чего, в том числе, расчётливо женится на дочери бывшего директора, добровольно уступившего ему пост). И дорвавшись до этой должности, начинает беспардонно строить почтенных профессоров, даже «тыкать» им — тем самым, которых в начале слёзно умолял проголосовать за его горе-диссертацию, где писал, например, что «аэды играли на кифарах».
  • «33 несчастья» (2004) — до Нерона дойти не успели, а вот Олаф там стараниями блистательного Джима Керри отыгрывает коварного бездаря на все сто.
  • Экранизации «Камо грядеши».
  • «Впервые замужем» — Валерий, зять Тони, бездарный актёр с невообразимо раздутым самомнением, хам и козёл («Мойте ваши колбы», — отвечает он тёще в ответ на резонное замечание). Актёру Игорю Старыгину пришлось попотеть, изображая откровенного бездаря — сам-то он привык играть не за страх, а за совесть.
  • «Власть страха» — капитан полиции Говард Чейни, редкостный козёл, имеющий очень слабое представление о следственной работе (героиня Анджелины Джоли прямо называет его «воплощением некомпетентности»), однако ставящий палки в колёса гениальному детективу Линкольну Райму. Доходит до того, что он прямо оскорбляет прикованного к постели, беспомощного Райма. Когда серийный убийца в конце концов до него добирается, зритель откровенно злорадствует.
  • «День выборов 2» — кандидат Балашов. Телереклама и попытки записать поздравление старейшему жителю области — фееричны!
  • «Большие глаза» — бездарный художник, но отличный продажник Уолтер Кин присваивает работы жены Маргарет, выгодно их продаёт и загребает всю славу. Судя по тому, что даже в личных разговорах он называет работы своими, и как бурно реагирует на негативные отзывы критиков и галеристов, обвиняя Маргарет в том, что это она превратила ЕГО картины в китч (хотя продавать их на постерах, открытках и предметах интерьера была исключительно его идея), Кин, похоже, сам поверил в собственную ложь и гениальность. Фильм, кстати, основан на реальных событиях: Уолтер Кин до конца жизни судился с бывшей женой и пытался оспорить авторство.

Телесериалы[править]

  • «33 несчастья» — тут и Нерон, и Олаф блистают… причём Олаф сильно подрывает доверие к словам Лемони своими великолепными пошлостями (ну его же играет Нейл Харрис, который Барни Стинсон!).
  • «Не родись красивой» — Вика, сама же признается, что ни черта не умеет, но при этом искреннее считает, что ей все должны. Присваивает чужие успехи и идеи, провоцирует скандалы, с треском проваливает любое задание, подставляя других, не продержалась бы и месяца на работе, если бы не протекционизм Киры, но при этом требует ЗП чуть ли не замдиректора.

Мультфильмы[править]

  • «Тайна Коко» — главный гад Эрнесто де ла Крус, педаль в сенотМексике — водоём в провалах известняков), в котором он пытался утопить однажды уже убитого друга и его правнука, глагероя.
    • С прикрученным фитильком — артист и поп-певец он на самом деле неплохой, а вот поэтическим и композиторским даром обделён — и уже на этом фоне стал присваивать чужое творчество с готовностью идти по трупам.

Мультсериалы[править]

  • King of the Hill — Пегги Хилл, изрядно переоценивает свои творческие и преподавательские таланты и особенно — своё знание испанского, который она знает на уровне средних классов, при этом воспринимая в штыки любую критику. Конечно, совсем бесталанной её не назвать — она успешно поработала журналистом и риелтором и хорошо играет в боггл, но иногда её заносит настолько, что ей начинает казаться, будто она умеет вообще всё. И кому-нибудь навредить или просто испортить настроение в процессе она вполне способна.

Комиксы[править]

  • В екатеринбургской газете «Теленеделя» (ныне «Телесемь») выходила детская страничка «Телевичок». В одном из выпусков супергерой ГеСА (Герой-С-Амбициями) сражался с чокнутым художником-неудачником по имени Кривокрас, который хотел выкрасить весь его родной город серой краской.

Веб-комиксы[править]

  • Homestuck — Калиборн, который буквально не способен нарисовать ничего красивее случайно переплетённых линий, но при этом уверен, что он Творец, из чьих глаз льётся ЧИСТОЕ МАСТЕРСТВО ХУДОЖНИКА, и что все ему завидуют. Что вполне сочетается с тем, что он самоуверенный мерзавчик и сиротинушка. Не поверите, но со временем, благодаря невероятному упорству, прошёл огромный прогресс и научился рисовать не только кривые линии, но и уродливых человечков, однако ничего по-настоящему красивого, оригинального или осмысленного он создавать всё равно не может. Всё-таки, гностический архетип Демиурга.

Видеоигры[править]

  • GTA San Andreas — OG Loc. По причине того, что сам неспособен сочинить что-то стоящее, отправил Си-Джея в дом к признанному рэперу Мэдд Доггу, чтобы протагонист украл тексты его песен, перерезав по пути охранников. А затем «НА УРОВНЕ ГРУНТА МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ» подговорил Си-Джея убить менеджера Мэдд Догга и сломать карьеру рэпера, чтобы подняться к славе самому.
  • No One Lives Forever — Инга Вагнер, этакая злая пародия на Флоренс Фостер Дженкинс. Музыкально бездарную девочку сделали оперной певицей (якобы для того, что не позорить род ТЕХ САМЫХ Вагнеров), что напрочь испортило ей характер и толкнуло в ряды террористов из H.A.R.M. Впрочем, даже там её бездарность сыграла свою роль Инга выстрелила в Кейт Арчер специальным ядом, но выставила срок в 10 дней вместо требуемых 10 часов. Неудивительно, что всё в итоге закончилось фатально как для самой Инги, так и для её «куратора», Баронессы Дюма.
  • Heroes of Might and Magic V — Файдаэн/Финдан, воинственный эльф со своими ужасными стихами. В игре их оставляют без комментариев, а среди игроков он презренный Джа-Джа.

Реальная жизнь[править]

« Вы думаете, что я вас не переиграю, что я вас не уничтожу? Я вас уничтожу. »
— Евгений Понасенков. Что характерно, спорный персонаж.
  • По свидетельствам современников, именно таким был кровавый император Нерон, мнивший себя великим поэтом, музыкантом и актёром. Согласно легенде, последними его словами было «О, какой великий артист погибает!»[2]
  • Те, кто не любит Виссариона Григорьевича Белинского, ещё с XIX века приписывают его к нашему тропу. Известно, что его собственные творения — в основном критика других авторов, а всё остальное время не пощадило.
  • Прототипом профессора Выбегаллы стал советский биолог-агроном Трофим Лысенко, известный не только множеством псевдонаучных теорий и заимствованием чужих открытий, но и беспощадной травлей своих научных оппонентов. Во Франции даже учреждена «Премия Лысенко»[3] — согласно формулировке оргкомитета, эта своеобразная антипремия вручается «автору или лицу, которые своими произведениями или деятельностью внесли образцовый вклад в дезинформирование в области науки или истории, используя идеологические методы и аргументы».
    • В принципе, под троп подходят большинство лжеучёных.
  • Некоторые современные кинодеятели (имён называть не будем, во избежание), пытающиеся заткнуть рот своим критикам, например Евгению Баженову. Что радует, в этом вопросе стабильно остаются с носом. Однако деньжата на реализацию «звенящей пошлости» х**чечная Минкульт им по-прежнему подкидывает.
  • На стыке с соседним тропом: всевозможные талант-шоу исправно поставляют публике бездарностей — в основном трогательных, но иногда и таких. Получается ещё смешнее. Один из самых эпичных примеров — одесский исполнитель «экспериментального альтернативного рэпа» Максим «Cruel Addict»[4] Доши, который «что-то на уровне Высоцкого, а может быть, даже и выше». С ним вышел зигзаг: отбора он, понятное дело, не прошёл и выставил себя на посмешище, но таки стал относительно известным и даже заимел (анти)фанатов, то есть своего в конечном итоге добился.
  • Очень многие МТА на просторах Сети. На всякую критику своего, кхм, творчества реагируют агрессивно, поливая критикующих грязью. Типичный пример.
    • Некоторые МТА для рекламы своих виршей не стесняются умалять достоинства классиков: «У Пушкина глагольные рифмы, Крылов плагиатор, Чуковский несёт бред, а совковые чиновники включили их в школьную программу для оболванивания населения! Читайте лучше мои нетленки!»
    • Вообще, автор в первую очередь обязан писать ГРАМОТНО. Это вопрос элементарного приличия и уважения к читателям. Однако все попытки указать молодому (а порою, увы, и не очень) дарованию на ашыпки встречают яростное сопротивление: «Что вы прицепились, мы не на уроке русского языка!»
      • Бывает и наоборот, грамматика — единственная критика, которую они готовы принять. «Запятую пропустил? — ок, исправлю, это конструктивная критика. Что значит дыра в сюжете размером с планету, персонажи нераскрыты или само произведение попахивает трешем? Да вы сами лучше напишите сначала, а я вас потом покритикую
  • Что ж, там где литература, там и фанфикшен, с его так называемыми «йашками» (производное от ЙА, что в свою очередь — сокращение от «йунный аффтар»). Хотя тут скорее фитилёк, так как исходя из изначального название речь идёт о детях (примерно 12-16 лет), у которых просто отсутствую нужные знания и навыки о том, как правильно писать литературные произведения. Но факт есть факт: в купе с юношеским максимализмом, непомерной детской агрессивностью, полным игнорированием какой-либо критики (даже конструктивной) и полной уверенностью самой йашки в том, что её «произведение» — ни с чем несравнимый шЫдевр, и вообще «вы проста зовидуете», мы получаем по сути одну из разновидностей МТА. Не путать, пожалуйста, с ЮА — то есть, уже «юный автор» без иронизирования и колкостей, и просто автор, который к критике прислушивается и действительно стремится к развитию. И да, йашки — явление отнюдь не уникальное, и не одним лишь Фикбуком едины.
  • МТА Александр Полярный/Енотов давит педаль в Австралию. Не просто воинствующая бездарность, но и громкий пиарщик с сомнительными методами продвижения своей макулатуры, которые с каждым разом становятся всё лицемернее и омерзительнее: как вам шантаж %Роскомнадзором% аудитории, состоящей, преимущественно, из подростков, если его книгу не раскупят определённым тиражом? Не менее омерзительны и попытки дарования переобуться в полёте: дескать, его не так поняли, это всё токсичные обзорщики вырвали слова из контекста, а он лишь хотел нести в мир добро и любовь, и вообще, подайте бедняжке на лечение и на покушать, а то он весь погряз в кредитах, питается одной гречкой и может не дожить до завтра. При этом «болячки» Полярного — набор типичных для современного человека хворей (жить с ними малоприятно, но не смертельно — вполне можно устроиться хоть на какую-нибудь непыльную работу), которые он выдаёт за звиздецомы. Несмотря на непролазную нищету, Сашенька может себе позволить фоткаться с последнего Айфона, переехать в дорогостоящий курортный город под начало туристического сезона и оплатить услуги московских адвокатов, чтобы засудить «токсичных блогеров». Несмотря на то, что в свете последних выходок от МТА отвернулась значительная часть аудитории, у него всё равно осталось немало фанатов, готовых простить ему кидалово почти на миллион рублей и прочие махинации и дальше донатить ему деньги.
  • Университетскую группу автора правки как-то раз привели добровольно-принудительно на лекцию местечковой поэтессы. Само творчество не совсем уж «звенящая пошлость!»(с), но и восхищаться, в целом, нечем — обычные любительские и наивные стихи от дамы бальзаковского возраста (для регионального уровня уже и такое — вполне себе достижение), но вот ЧСВ поэтессы было прямо-таки обратно пропорционально качеству её произведений. Два часа авторша объясняла студентам глубину и смысл своих строк и с гордостью рассказывала, что ей на роду было написано писать стихи, ведь её фамилия созвучна со словом «пиит» (устаревшее «поэт»), и как она горда тем, что крупнейшее издательство республики в поэтическом сборнике напечатало её произведения «между Петраркой и Пушкиным». Хотя те же метафоры творческой мадам настолько очевидные и избитые, что их даже метафорами назвать стыдно. А в сборник включили, вестимо, за небывалый талант, а вовсе не потому, что надо забить книгу ещё и местными писателями. И да, то что она — ещё и редактор республиканского литературного журнала, тоже вовсе не сыграло никакой роли…
  • Орёл наш Уве Болл являет собой воинствующую бездарность в самом буквальном смысле — имея разряд по боксу, он всегда готов начистить физиономию тем, кто критикует его фильмы. С фитильком, так как снимать прилично герр Болл при желании все-таки умеет, да и критиков своих он лично пригласил на ринг, честно победил их в прямом эфире, после боёв пожал им руки, и их популярность после этого выросла в разы, а отношение к Боллу порядком потеплело.
  • Англичанин Ричард Бриттен накатал фэнтези-эпик под названием «The World Rose» и разместил его на Амазоне. По словам самого автора, его книгу сравнивали с произведениями Диккенса, Шекспира, Роулинг, Раймонда Фэйста и Норы Робертс (знать бы ещё, кто именно сравнивал, и что вообще общего между этими писателями). Ну а те, кто считал, что мистер Бриттен накатал унылое твистострадальческое говно, получали от благодарного автора угрозы. Мужик сказал — мужик сделал. После того, как некая Пейдж Ролланд из Шотландии назвала писанину Бриттена скучной и претенциозной, а героиню — слащаво-идеализированной, автор не поленился разыскать её в магазине, где она работала — проехав 800, сука, километров!!! — и отважно хватил 18-летнюю девушку по затылку увесистой бутылкой вина, после чего с достоинством удалился, оставив несчастную лежать без сознания в луже крови. В итоге Пейдж пришлось накладывать швы, она пережила психологическую травму, ну а мистер Бриттен на два с половиной года отправился в творческий отпуск, где дружелюбные соседи приложили все усилия, чтобы отучить беднягу от дурных наклонностей. После одного из уроков у Ричи окончательно снесло башню — он стал слышать голоса и возомнил себя дьяволом. На свободу Ричи вышел отсидев половину срока, но полиция за ним приглядывает. Причаститься к реакции благодарных читателей можно здесь и здесь.
  • И если вы считаете, что хуже уже быть не может, со дна постучит поэт-самоучка Дмитрий Лучин, продемонстрировавший всему миру, что выесть мозг настоящий графоман способен не только фигурально
  • Павел Горгулов, посредственный писатель-эмигрант и упоротый националист, застреливший президента французской республики Поля Думера. Что характерно, публиковался под псевдонимом Поль Бред.
  • Датский художник-ситуационист Йорген Наш (забирайте себе, пусть будет Ваш), похвалявшийся тем, что отпилил голову памятнику Русалочке в Копенгагене в качестве акции протеста против «буржуазного искусства». Для искусства было бы гораздо лучше отпилить голову самому Йоргену. Или хотя бы руки.
  • Петр Павленский. Любопытно, что за поджог двери здания ФСБ получил штраф (который не оплатил, уехав во Францию), а за поджог двери Банка Франции — три года тюрьмы и штраф.
  • Алекс Махан, больше известный как Yanderedev — хрестоматийный пример для разработчика. Когда-то подавал призрачные надежды своим интересным проектом (настолько, что он получил свое спорное место на этом сайте), ныне известен как бездарный программист, вор чужих графических наработок и патологический борец с критикой своего детища.

Примечания[править]

  1. У Пушкина была реконструкция: Сальери был успешнее, но понимал, как велик Моцарт. Единственный из современников. И потому убил, что невыносимо было знать о его существовании.
  2. Впрочем с Нероном всё не так однозначно, так как по немногим сохранившимся письменным свидетельствам императором он был вполне вменяемым и без явных перегибов. На фоне всяких там Калигулы, Коммода и особенно Гелиогабала он смотрелся выигрышно. Ну, в рамках изменившейся морали, конечно, куда его любовь скармливать христиан львам явно не укладывается. На что те (христиане, не львы) отвечали ему горячей любовью, особенно после того как пришли к успеху и стали госрелигией.
  3. В России вручается аналогичная премия «Почётный академик ВРАЛ»
  4. Сам Максим упорно переводил свой псевдоним как «Жестокий влиятель»; в итоге, устав от насмешек «ничего не понимающего быдла», сменил его на Cruel Rebel.