Воинствующий атеист

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Цивилизация достигнет рассвета лишь в тот день, когда последний камень последнего храма рухнет на голову последнего жреца. »
— Император Человечества
«

У меня забот хватает, Путь мой труден и тернист, Так оставь меня в покое, Убеждённый атеист.

»
— Нодар Думбадзе

Воинствующий атеист — человек, в агрессивной форме занимающийся распространением своих атеистических убеждений. Разновидность безрелигиозного фанатика и инверсия фанатика религиозного. Конкретный образ действий может разниться в зависимости от сеттинга и обстоятельств — от простого тыканья «прогрессивностью» своего мировоззрения в лицо окружающим до борьбы с любыми проявлениями религии репрессивными или террористическими методами. В чистом виде (борец за атеизм без других радикальных убеждений) типаж встречается крайне редко — из простого утверждения «бога нет» проповеди не развернёшь. Поэтому большинство воинствующих атеистов относится к одному из следующих видов:

  • Радикальный последователь некоей идеологии — например, коммунист, учёный или сатанист, который верит соответственно в светлое будущее, всесилие науки или Сатану себя любимого. Занимается борьбой с религией, так как она несовместима с его идеологическими установками. Поскольку идеологию поменять легче, чем черты характера, нередко такие люди переходят к воинствующему атеизму от не менее воинствующей религиозности (или наоборот).
  • Нигилист, отрицающий любую религию. Как правило, не верит ни во что, но борьбу ведёт против конкретных конфессий, которые оказывают наибольшее идеологическое давление лично на него. Многие из таких граждан — подростки из семей религиозных фанатиков, которых взрослые своими мелочными и глупыми требованиями довели до бунта. После прохождения «бунтарского запала» обычно перестают воинствовать, но остаются атеистами.

Стереотипный воинствующий атеист не в ладах с богословием, активно мешает в одну кучу всё отрицательное, что найдёт в разных религиях, присовокупляя к ним ещё и суеверия. Убеждён, что все верующие — фундаменталисты, а других людей среди них предпочитает не замечать. В фэнтези может пересекаться с плоскоземельным атеистом. Тем не менее, некоторые антирелигиозные активисты, руководствуясь принципом «врага надо знать в лицо», изучают матчасть критикуемой религии на зависть её адептам (как в полулегендарном диалоге про отца Пигидия).

ИРЛ подобные граждане дискредитируют простых атеистов так же, как религиозные фанатики — верующих. В художественных произведениях образ воинствующего атеиста может быть показан как отрицательно (у религиозных и про-религиозных авторов, а то и умеренно настроенных атеистов), так и положительно (у их идеологических противников) или более-менее нейтрально (когда автор соглашается с мировоззренческой позицией героя, но критикует его образ действий и способы достижения целей).

Надо заметить, что некоторые склонны заносить в «воинствующие» любого атеиста, не скрывающего свои взгляды, а уж тем более — открыто негативно относящегося к церкви и религии и критикующего эти явления. Фактически, с такой точки зрения, чтобы не получить ярлык «воинствующего», любому атеисту нужно в лучшем случае молчать зубами к стенке. Поэтому, прежде чем внести атеиста в список воинствующих (то есть фанатиков), убедитесь, что он соответствует хотя бы одному из нижеперечисленных критериев, иначе это просто критик религии:

  1. Шовинистическая ненависть к верующим, проявляющаяся во враждебных действиях — оскорблении всех верующих (любых или конкретной конфессии), целенаправленном надругательстве над их святынями с целью огорчить верующих, а то и в физическом насилии.
  2. Пренебрежение правом на свободу совести: считает, что люди в принципе не вправе исповедовать религию, и оправдывает принудительные меры ради «просвещения».
  3. Явно выражаемое мнение, что вера и религиозность сами по себе, просто по факту и безотносительно других личных качеств, делают человека хуже, ущербнее и заведомо глупее, чем человека неверующего или не религиозного.

Не следует путать воинствующего атеиста с дистеистом. Первый убеждён, что Бога или богов нет, и сражается за то, чтобы убедить в этом всех остальных. Второй — знает, что Бог или боги есть, и сражается не с верой в них, а с ними самими.

Примеры[править]

«

Кишкой последнего попа Последнего царя удавим.

»
— Молодой А. С. Пушкин, перевод с французского

Фольклор[править]

«

Вампир-атеист изгоняется таблицей Менделеева. Может быть уничтожен, если его сердце пронзить лабораторным электродом. Ненавидит формалин и неспособен войти в лабораторию, к которой у него нет допуска.

Главное — не перепутать вампира-атеиста с вампиром-коммунистом: второй не способен переступить порог ленинской комнаты без разрешения парторга. Вампир-коммунист обращается в бегство портретом Ленина или партбилетом, который нужно предъявить раскрытым. Может быть побежден серпом и молотом или если его сердце пронзить древком красного знамени. Вампира-атеиста может победить могуществом веры не священник, а некто, имеющий научную степень не ниже кандидата наук. Для этого надо смело выставить любую научную книгу и непоколебимо верить, что вампиров не существует.

Вампира-коммуниста — в зависимости от могущества — комсомольский секретарь и выше. Для этого надо выставить вперед партбилет и провозгласить что в светлом будущем коммунизма вампирам не место.

Как известно, вампиры-атеисты и коммунисты не могут происходить от обычных вампиров — фактически их линия обычно начинается с самопроклятия.

Чтобы стать вампиром-коммунистом, нужно разочароваться в идеалах коммунизма, пронзить портрет Ленина и громко поклясться отныне пить кровь пролетариата.

Чтобы стать вампиром-атеистом, нужно поверить во Всемирный Заговор Скрывающих Истину Ученых, сжечь учебник по физике, поклясться нести на земле мрак и мракобесие и пить кровь у грызущих гранит науки (пищевая цепочка получилась).

»

Литература[править]

  • Д. Ф. де Сад, «Философия в будуаре», «Жюстина», «Жюльетта», «120 дней Содома, или Школа разврата» — большинство главных действующих лиц, включая носителей священного сана, в том числе Папу Римского Пия VI. При этом стоит заметить, что они исповедуют идеологию под названием либертинаж, согласно которой человек должен «служить природе», которая («природа») осведомляет человека о своих целях через врождённые наклонности этого человека (все злодеи де Сада являются патологическими садистами, которые возбуждаются от всего, что порицает христианская мораль, с очень жестокими врождёнными наклонностями, потому активно потакая себе, они скатываются до кромешных полных чудовищ первого и второго типов).
    • Скорее имеет место субверсия, поскольку здесь «природе» приписываются осознанные мотивы что-то предписывать, а представленная философия по факту является чисто пантеистической, а заявленный «атеизм» направлен лишь на борьбу с любой религиозной моралью, которая ограничивает служителей преступной природы. В «Жюстине» и «Жюльетте» эта субверсия подсвечивается: там добродетельных людей постигает кара, добрую Жюстину постоянно истязают, зло торжествует, а в конце злодеи отпускают её в грозу, споря, как поступит с ней Природа. Один из них даже клянётся стать добродетельным христианином, если молния не убьёт Жюстину. Но молния её убивает именно в этот момент. И довольные злодеи прямо хвалят высшую силу вселенной за то, что она на стороне порока. Сама порочная Жюльетта несколько раз восхваляет Бога после удачных злодеяний. Так что де Сад вывернул христианские нравоучительные памфлеты, и это один большой троллинг как идей просвещения, так и традиционных духовных скреп. Один из злодеев Сен-Фон так вообще открыто провозглашает свою веру в абсолютно злого Единого Бога, уча, что грешники после смерти станут крутыми демонами, а люди добродетельные будут вечно гореть в аду.
  • «Овод» — главный герой романа, Артур Бёртон, он же Феличе Риварес, он же Овод. Классический разочаровавшийся адепт, чей антирелигиозный пыл сконцентрирован на конкретном человеке, ставшем для него символом всех изъянов христианской религии.
  • «Сказки тёмного леса» — Маклауд из верующего превратился в самого завзятого нехристя. Причём такого, что впечатлил и Грибных, которых не без основания считали сатанистами.
    • Также Слон — атеист-материалист самого радикального толка, не стесняющийся спорить с товарищами, погружёнными во всякую мистику.
  • «Чудотворная» В. Ф. Тендрякова — советский роман, доброжелательно описывающий тип воинствующего атеиста. Прасковья Петровна, школьная учительница, устраивает жесткий прессинг ребенка из верующей семьи (самому ребенку религиозность не свойственна), даже насильно забирает его из дома (после чего он чувствует себя «арестант не арестант, а вроде этого»). Декларируется как положительный персонаж, хотя для современного читателя смотрится жутковато.

Телесериалы[править]

  • «Доктор Хаус» — главный герой. Слова «верующий» и «идиот» для него являются синонимами.
    • На воинствующего он не тянет, максимум, троллит тех верующих пациентов или некоторых коллег.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40000 — Император с своим позаимствованным у Э. Золя — «Цивилизация достигнет рассвета лишь в тот день, когда последний камень последнего храма рухнет на голову последнего жреца».
    • Изначальный 17-й легион Астартес ака Имперские Вестники или Иконоборцы. Фанатично проповедовали Имперскую Истину… а потом нашёлся их примарх Лоргар и «перековал» их в уже в духе божественности самого Императора (что последнему в итоге очень не понравилось).
  • Красная земля — советский Союз Воинствующих Безбожников. Всеми силами сражаются с религией и магией, особо упертые атеисты даже защищены от магии и считают Новую Науку антинаучной и так же подлежащей ликвидации.

Музыка[править]

  • «Элизиум», «Религия — яд!». Полностью состоит из чеканных фраз с советских антирелигиозных плакатов.

Реальная жизнь[править]

  • Значительная часть коммунистических и якобы-коммунистических идеологов. Хотя как материалисты, которым всякое трансцендентное неинтересно, они чаще продвигают не антирелигиозные, а антиклерикальные взгляды.
    • Владимир Ленин. На публику говорил и писал о религии сдержанно-отрицательно и выступал за свободу совести, зато по частной переписке понятно, что к церкви у него были и личные счёты. Хотя небезызвестное «попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно. И как можно больше» — всё-таки фальшивка: дураком Ульянов не был, последствия обнародования документов такого рода понимал и указания подобного характера если и отдавал (если!), то устно.
    • Николай Бухарин. В первом номере журнала «Безбожник» выпустил вступительную статью «С земными царями разделались, принимаемся за небесных», в которой бравировал подростковыми кощунствами, а в «Правде» наезжал на Есенина, язвительно предполагая, что «завтра он лижет икону».
    • Никита Хрущёв. Ещё один деятель категории «это личное», причём по отношению как к религии, так и к Сталину. Собственно, дал рестарт антирелигиозной кампании, Сталиным свёрнутой, и пообещал показать советским людям последнего попа. Вместо этого попы увидели последних советских людей.
    • Красные кхмеры — это как если смешать, но не взбалтывать деятельность всех вышеперечисленных, включая фальшивки, и быстро, решительно воплотить в жизнь.