Волшебники против ведьм

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

В фэнтези-сеттинге, в котором существуют разнообразные магические практики, их можно зачастую разделить на две условные большие категории: «волшебников и волшебниц» и «ведьм и колдунов». Оценить, к какой категории скорее относится тот или иной маг, можно с помощью вопросника:

  • Откуда магия? Волшебниками становятся, ведьмами рождаются. Волшебник учился в магическом университете в столице, где он штудировал целые гримуары магических формул и орудовал алхимическими приборами. Ведьма родилась с Даром, который передался ей по наследству от прабабушки вместе с толстой книгой, написанной неразборчивым почерком, скорее напоминающим шифр. Волшебник влияет на реальность по чётко определенным правилам, ведьма подстраивается под законы природы и действует по наитию.
  • Какого рода магия с точки зрения морали? Волшебники нейтральны или ближе к добру. Ведьмы злы, вступают в договора с тёмными силами, приносят жертвоприношения, насылают проклятья и в буквальном смысле едят детей.
    • Часто на самом деле всё не так, как кажется — ведьм несправедливо оболгали, волшебники занимаются некромантией и демонологией, и вообще чем сглаз злее огненного шара в лицо?
  • Какой у них суповой набор заклинаний? Волшебники используют в бою магию стихий или чистую энергию, призывают иллюзии, управляют временем и пространством, делают магические артефакты. Ведьмы пользуются магией природы, ядами и проклятьями, гипнозом и наваждением, видят будущее и прошлое, варят зелья.
  • Какое у них отношение к властям? Волшебники действуют легально, согласно определенным законам и по лицензии. Ведьмы всячески гонимы властями и прячутся по лесам и болотам. Если те приходят к власти и устраивают магократию — у волшебников это будет диктатура, а у ведьм — хаос и кошмар.
  • Какие еще есть критерии? Волшебник и ведьма — это мужчина и женщина, город и деревня, физики и лирики, порядок и хаос (или хаос и порядок) и многие другие подобные противоположности.

Аналоги волшебника и ведьмы для магов религиозного толка — клерик и шаман.

Примеры[править]

Театр[править]

  • К. Гоцци, «Любовь к трем апельсинам». Маг Челио против Феи Морганы.

Литература[править]

  • В. Гауф, «Карлик Нос» — некая фея или ведьма (антагонистка в адаптациях), которая когда-то поссорилась с волшебником Веттербоком и заколдовала его дочь.
  • «Колесо Времени» — магия делится на мужскую и женскую, субъективно работающие по совершенно разным принципам: женщины находят гармонию со своим источником магии, мужчины заставляют его творить заклинания. В дуэли мужчина, как правило, победит женщину, но мужчины не могут объединяться в ритуальные круги. Кошки ненавидят волшебников, а собаки — волшебниц.
  • Урсула Ле Гуин, «Земноморье». Волшебники обучаются в магической школе на острове Рок, куда принимают только мужчин. Женщины не могут обучаться магии, и все, что им остаётся, если они чувствуют магическую силу — судьба полуграмотной, а порой и полубезумной деревенской ведьмы. Некоторые из них вовсе никакой силы не имеют, а лишь создают себе устрашающий имидж. Недаром существует поговорка: «Слабо, как женские чары, опасно, как женские чары». Мужчины-колдуны тоже бывают: не у всех из них есть желание и возможность ехать на Рок или стать учеником волшебника оттуда.
  • Терри Пратчетт, Плоский мир — маги делятся на волшебников и ведьм. Волшебником может стать любой восьмой сын восьмого сына, их достаточно много, они находят и произносят существующие заклинания, меняя реальность, как им вздумается. Ведьмы получают дар по наследству, их очень мало, и их сила сравнивается с поиском правильного рычага, чтобы подвинуть камень, что приводит к формированию у них дзен-подобного мировоззрения, благодаря которому они предпочитают решать проблемы с помощью психологии (называемой здесь головологией)и пускании пыли в глаза, не используя магию вообще. Также практикуют простую мудрость. Впрочем, из собственно магии они тоже кое-что умеют. В принципе женщины могут стать волшебниками, а мужчины — ведьмами, но таких примеров известно по одному — соответственно, Эск Смит и Джеффри Свивел.
    • Мельком упоминались чернокнижники как мужчины, которые пытались стать ведьмами, но не поняли сути ведьминского подхода.
  • Сергей Лукьяненко и примкнувших к нему авторы, «Дозоры» — Иные-маги исторически разделяются на боевых магов, которые непосредственно пользуются энергией Сумрака, и ведьм и целительниц, которые создают с её помощью магические артефакты. Сегодня иные-новички обучаются и тому, и тому, и деление на группы — больше вопрос специализации.
  • «Сага о ведьмаке» — есть чародеи и чародейки, которые обучаются в магических университетах, и друиды, деревенские знахари, колдуны и прорицатели, действующие по наитию. Ну и сами ведьмаки, тоже чуть-чуть умеющие ворожить.
  • «Алмазный меч, деревянный меч» — официально находящееся при власти сообщество магов Радуга отлавливает несанкционированных ведьм и знахарей.
  • «Хроники странного королевства» — в мире Дельта есть разделение на магов, пользующихся «классической» магией, и неклассических, куда относятся ведьмы, маги из иных миров и их потомки. Особо следует выделить нимф — их магия заметно отличается от классической, но при этом есть мнение, что они суть элементали пятой стихии. Также есть мистики, чьи способности напрямую зависят от веры в то или иное божество.
  • «Преданья старины глубокой» — бабы-яги служат совершенно иным силам, нежели волхвы, и при Всегневе Радонежиче Овдотья Кузьминишна тушуется ничуть не меньше, чем при отце Онуфрии.
  • Алексей Пехов, Анастасия Парфёнова, рассказ «Пряха» — ведьмы буквально плетут заклинания и трудятся на страже кармического равновесия, а волшебники выкачивают силу для мощных боевых заклинаний из трупов магических существ, за что ведьмы за глаза называют их стервятниками.
    • Пехов, Елена Бычковаа, «Ветер и Искры» — конфликт между белой (герметической) и чёрной (клерикальной некромантской) магией.
    • Пехов, «Знак Мантикоры» — чудеса легальны лишь для Церкви, а все прочие считают колдунами и ведьмами при «крещении» младенцам запечатывают их магические способности, которые разблокируют при постриге в монастырь, чтобы можно было являть чудеса
  • К. Сташефф, «Чародей»: волшебники владеют левитацией и летают сами, а волшебницы — телекинезом и летают на мётлах. Герой-гибрид умеет в оба способа полёта.
  • В расширенной вселенной Звёздных Войн, в отличие от фильмов, в которых джедаи против ситхов — простой конфликт добра и зла, джедаи олицетворяют стоицизм, а ситхи — страсть, что дает им доступ к разным способам использования Силы. Кроме того, встречаются чувствительные к Силе, которые не являются ни джедаями, ни ситхами, сильно отличающиеся в своей интерпретации того, что есть Сила и как ее использовать, и зачастую за это преследуемые джедаями.

Сетевая литература[править]

  • «Стоит свеч» — волшебниками является большинство магов, магические школы которых подчиняются определённым правилам, и инициация в них строго контролируется магическими университетами-Атенеумами. В роли ведьм выступают друиды, магия которых не только вообще не подчиняется категоризации, но попытки экспериментально изучить пределы возможностей друида для них смертельно опасны. В листе персонажей даже нет навыка, отвечающего за друидскую магию.
    • «Тёмный волшебник Донкерка» того же автора есть две основные формы магии: клятвенная, дающая силы в обмен на соблюдение обетов, и тёмная, требующая жертвоприношений.
  • «Мать учения»: есть магическая традиция икосиан — магов, благодаря которым мир понемногу входит в эпоху техномагии. И есть ведьмы, более древняя и самобытная традиция Алтазии, которых недолюбливают и которых рассказывают темные легенды. Первые фактически позаимствовали у вторых почти всё стоящее и ввели в свою магическую систему — так, зельеварение с котелком на огне превратилось в алхимию с ретортами, спиртовками и обязательной вытяжкой. Вторые менее зависимы от цивилизации и общества, и потому селятся в глуши.

Мультсериалы[править]

Комиксы[править]

  • Marvel — очень необычный пример. Здесь есть маги вроде Доктора Стрэнджа, которые изначально были обычными людьми, но обучились искусству управления всякими разными энергиями, и всевозможные мутанты со сверхспособностями. Общая концепция, таким образом, полностью соблюдена, но остальные критерии из «вопросника» или отсутствуют вообще, или сыграны ровно наоборот.

Аниме, манга, ранобэ[править]

  • В «Невесте чародея» алхимики используют свою собственную духовную силу по законам герметической магии, а волшебники и чародеи черпают силу из пространства, нарушая его законы — чародеи пользуются заклинаниями запретного характера и за это презираемы волшебниками.

Видеоигры[править]

  • Волшебники против Некромантов в серии Might & Magic и ее более известном спиноффе Heroes Of Might & Magic.
  • В Geneforge есть профессиональные Шейперы, прошедшие длительную тренировку, и разного рода бунтари, которых первые считают дикарями, пытающимися контролировать силы, на которых у них не хватает ни навыка, ни мудрости.
  • В Dragon Age магия Тени, черпающая силы из потустороннего мира сновидений, разрешена и строго контролируема властями, а магия крови, использующая заключённую в крови (своей или жертв) магическую силу, в лучшем случае не поощряется, а Храмовниками вообще карается смертью на месте.
  • Аллоды Онлайн: разнообразная магия в Сарнауте в порядке вещей, но конкретно ведьм, практикующих запретную магию крови с человеческими жертвами, преследуют закон и инквизиция. Судя по тем представительницам, которых герой встречает на своем пути — абсолютно заслуженно.

Настольные игры[править]

  • Разделение в Dungeons & Dragons магов на традиционных (волшебник, клерик, друид) и спонтанных (чародей, колдун, избранный) в том, что первые должны изучать ритуалы и формулы (но им доступно больше заклинаний одновременно), а вторые используют то, что дает им их источник магии, по наитию.
  • MtG — здесь более чем достаточно представителей обоих направлений (например, Мироходцы и просто шкажошные шушества во многом близки к ведьмам, а другие маги обучаются всему специально), а также множества других, и все вместе они образуют такую беспорядочную кашу, что каждый случай приходится рассматривать отдельно.