Волшебные законы физики

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Волшебные законы физики — это законы природы, на которых стоят миры, непохожие на наш, и вытекающие из какой-нибудь астральной хренотени. Забудьте всё, что знаете о физике: здесь бал правит магия. Забудьте всё, что знаете о химии: здесь бал правит алхимия. Забудьте всё, что знаете об астрономии: здесь бал правят киты, черепахи и хрустальные сферы. Забудьте всё, что знаете о биологии: здесь полностью и официально подтверждён креационизм, а закона квадрата-куба не существует вовсе, поэтому здесь не только шмель, но и дракон летать может. И медицину забудьте: раны здесь не гноятся, и легко исцеляются молитвой к Пелору. Ну и конечно, забудьте всё, что знаете о социальных и гуманитарных науках: здесь может тысячелетиями существовать одна и та же империя с одним и тем же языком, а поэзией и музыкой колдуются заклинания. Шах и мат вам, аметисты!

Волшебные законы физики могут использоваться для самых разных целей. Во-первых, они легко подводят обоснуй под средневековый застой: здесь не знают пороха или электричества потому, что здесь просто нет таких явлений природы[1], зато есть файербол и метаемая из пальцев молния. Во-вторых, они подводят обоснуй под существование самых разных шкажошных шушеств — от бессмертных эльфов и окаменяющих взглядом василисков до неестественно летающих тяжеленных драконов и могучих богов. В-третьих, они позволяют поиграться с формой мира: шар — это же скучно, вот то ли дело плоский блин под хрустальным куполом!

Где встречаются[править]

  • Согласно профессору Толкину, Арда (планета с континентом, называвшемся Средиземье) имела несколько версий. Они же эпохи. Особенность Арды — деградация магии со временем и ее убывание. Обоснуй существования магии: так захотел Эру, при сотворении Арды внедрив в нее нужные ему законы. Обоснуй угасания: становятся недоступными носители магии. Магия как закон остается, но учить ее применению некому. Но, ведь, в таком случае, это и не троп вовсе.
    • 1 версия, эпоха Валар. Магия божественного уровня. Плоский мир с двумя светильниками на Северном и Южном полюсе. Затем Мелькору мир чем-то не понравился, и он уничтожил светильники, обрушив их на Арду.
    • 2 версия, время Древ (или деревьев). Магия божественного уровня. После обрушения светильников Арда темная и пустая, разрушенная. Богам удалось сохранить более-менее в целости и сохранности только Аман, окруженный горами и океаном. Отныне свет будет только там в виде двух древ, золотого и серебряного. И боги тоже будут жить там до конца времен вместе с эльфами. Начинается 1 эпоха и пробуждаются эльфы. Затем Мелькор и Унголиат уничтожают деревья. Боги создают Солнце и Луну как нормальные небесные объекты.
    • 3 версия, Эпоха Солнца.
      • продолжение 1 эпохи. Начало летописного времени Арды. Пробуждение людей. Главные носители магии — эльфы Валинора, учившиеся у валар.
      • 2 эпоха. Возвышение Нуменора. Главные носители магии — люди, которые успели обучиться у валинорских эльфов. Мир ВСЕ ЕЩЕ плоский, есть возможность уплыть на Запад. В конце эпохи мир становится нормальным, то есть шарообразным. Аман закрывается (видимо, становится карманным измерением), возможность уплыть в него сохраняется только для избранных через особый путь (портал).
      • 3 эпоха. Магия есть только в отдельных местах у отдельных носителей. В конце эпохи связь с Аманом и валар обрывается окончательно. Все носители магии выше слабой или уплывают в Аман, или развоплощаются, или еще как-то исчезают.
      • 4 эпоха. Исчезновение магии. Теперь Арда становится похожа на обычный средневековый мир. Магия если и осталась, то очень слабая, на уровне элементарных фокусов. Эльфы все еще живут в Средиземье, но их очень мало и от знаний предков у них ничего не осталось.
  • Ловко играется с волшебными законами и Терри Пратчетт со своим Плоским миром. Маги этого мира изучают свойства гигантских черепах, на одной из которых стоит мир, знают такие алхимические элементы, как октоген, слонород и рассказатий, а друиды Лламедоса строят компьютеры из каменных кругов.
  • Ф. Х. Фармер, «Многоярусный мир» — куча искусственно созданных миров (да и наш в том числе). Представители расы, обладающие такой технологией, выяснив, что и их мир искусственный, начали делать каждый сам себе по такой карманной вселенной самых безумных форм и законов физики.
  • Клайв Льюис, «Нарния»:
    • Это тот самый мир, где младоземельный креационизм полностью подтверждён, и акт божественного сотворения всех видов живых существ в их окончательном и неизменном виде имеет живых свидетелей.
    • Мир плоский и имеет край, до которого можно доплыть на корабле (и который можно преодолеть, чтобы оказаться в загробном мире живым).
    • Судя по разговору Аслана и Люси, магия Нарнии — это тоже своеобразная физика, которой подчиняется даже Аслан. При том, что он сам же её и придумал.
  • Ну и вишенка на торте — Гарри Поттер и методы рационального мышления. Вместе с Магия — фэнтезийная наука. Как оно так сочетается — эээ, а атлант его разберёт, чесслово. На лестнице автор объясняет, что законы магии — истинная физика этого мира, а физические законы — запущенная под ними оболочка.
  • Метавселенная Рудазова — данный сеттинг во многом знают именно за это. Непреложных законов всего три: сохранение материи-энергии (и примкнувшего к ним эфира, собственно, и обеспечивающего магию) — эрго, ничто не появляется из ниоткуда и не исчезает в никуда; однонаправленность времени — эрго, прошлое адамантово неизменно, хронокаша невозможна, а машина времени действует только вперёд, но не назад; первая оболочка души aka Атман стопроцентно реальна и потому принципиально неповреждаема. Всё остальное очень и очень разнится от мира к миру, а иногда и в его пределах.
  • Евгений Лотош, «Делай что должно» (первая книга цикла о Демиургах). Волшебные законы физики во всей красе. Магия работает, а мелкие проблемы реального мира — вовсе не проблема. Даже тектоника «волшебная». Все хорошо вот только бессмертного тирана надо свергнуть. Он правда готовился к визиту Героев, даже охрану (но не армии) вооружил огнестрелом. А еще - допустил ошибку. Ну не он программировал те самые волшебные законы физики да и устройство Станции не знал до конца. План-то был навечно изолировать мир и править, из-за ошибки при мгновенном контакте волшебной физики с обычной — систему Текиры просто аннигилировало бы, но рядом оказались те, кто как раз очень хорошо разбираются в том, как всё это работает на самом деле, правда местному населению пришлось адаптироваться к жизни в мире с обычной физикой.. У него же в подцикле «Корректор» — мир Академии Си (там даже девочки-волшебницы есть)! А еще есть одна маленькая деталь — Академия Си это именно что игровая площадка в виртуальной реальности. Для проекта с Академией ее даже толком не адаптировали и остались некоторые игровые заморочки.. Да и способности девиантов в том же подцикле НЕ воспринимают как троп, только потому что там вполне себе развитое технологическое общество (официальная версия — военная разработка утекшая, одна из неофициальный — инопланетяне в определенном смысле - это правда, Старшие Демиурги из Текирской Рабочей группы родились еще до того как на Текире вообще появилась разумная жизнь) .
  • В Girl Genius нет какой-то последовательной волшебной физики (Искра достаточной силы вкапывается во всё более и более глубокие слои, а потом приходит Искра ещё сильнее и ломает уже эту физику) — а вот биология конкретная и аккуратная, а именно — лысенковская. Вы можете сшить из разных живых тканей крошечного мамонта и все его потомки тоже будут крошечными мамонтами! Конкретно про них, правда, в кадре ничего не показали, но все остальные конструкты имеют именно такой механизм наследственности.
  • На таких законах построена и вселенная The Elder Scrolls. Планеты — измерения богов, стихии три — огонь, лёд и молния, а алхимия позволяет варить из хлеба и сыра зелье восстановления запаса сил. Обливион — измерение Даэдра — окружает Нирн как атмосфера Землю, а звезды — дыры в этом самом обливионе, через который проникает свет Этериуса — мира духов, через который в «мир ограничений», проникает энергия «неограниченности» — магия. А если убрать Талоса, всё рассыпется к скампам гирциньим.
  • Заслуживает внимания и настольный ролевой сеттинг Exalted от White Wolf. Солнце — суперлинкор, земля — плоская и имеет пять полюсов стихий, а в аду зелёное солнце.
  • Ну и есть ещё такой сеттинг, как Spelljammer. Это — внимание, барабанная дробь! — КОСМООПЕРА, построенная на сказочных законах физики Dungeons and Dragons.
  • В ту же копилку — Planescape. Путешествуя по Планам, забудь всё, что ты знал о физике, берк. Особенно о гравитации и пространстве.
  • «Тысяча ударов меча» — изначально игра, вроде WoW, но в виртуальной реальности. После теракта игровой мир превратился в новый мир со сдвигом в тысячу лет, но законы физики остались те, что напрограммировали в свое время: например, порох отказывался гореть. Правда, застрявший в игре главный программист смог использовать читы, сделал себя бессмертным, прибавил интеллекта группе гоблинов, и многое другое.
  • Как ни странно, мир NWC[2] Might and Magic, включая RPG и стратегии. До уничтожения Энрота. Все события происходят в целиком и полностью искусственных мирах, созданных неизвестной, но очень развитой технически цивилизацией, по шкале Кардашева располагающейся не ниже 4-5 уровня. Магия является лишь частным проявлением местных законов, при чем в каждом мире они могут отличаться! Как и способности к магии у местных жителей, которые являются колонистами. Псевдосреднековье объясняется разрушением связи с координирующим и занимающимся развитием заново созданного мира центром и последующей деградации населения до убогого варварства.
    • На конкретно Энроте есть Небосвод из 7 сил: 4 стихии и 3 силы Эго. Свет, Тьма и прочие разделы магии являются вторичными силами, доработкой местных ученых. Причём имеют несколько модификаций. В играх показаны не все, только основные и наиболее стабильные.
    • Многие местные «волшебные существа» являются на поверку либо остатками технологий Древних (ангелы), либо пришельцами иных миров (демоны), либо работниками местного Небосвода (Элементали), либо обычными колонистами (эльфы), либо плодом местной науки (минотавры).
    • Магия Энрота никогда или почти никогда не достигнет уровня техники Древних. На это однозначно намекают события линейки игр. Магия сильно облегчает местным жизнь, но не дает прорывных технологий. Скорее она есть кастрированная Наука.
  • Хроники Края же! Камни на самом деле колония полипов, при охлаждении становящиеся легче воздуха во много раз, деревья, издающие мелодию, когда горят, металл, в темноте невероятно тяжёлый, на свету же лёгкий, как пёрышко, да и сам Край, плывущий над бездной… И при всём при том никакой магии и магов в сеттинге вообще не существует, это — чистые фундаментальные законы мира.
  • MtG выжимает педаль в недра Слепой Вечности — мало того, что вся тамошняя физика основана на магических потоках с разными свойствами и других подобных вещах, так ещё и в каждом мире она своя! Например, небо Тероса — это буквально куполообразная структура, где живут местные боги.
  • Яцек Дукай, «Иные песни» — аналогично мощный пример, а именно детальное описание мира, основанного на аристотелевской космологии.
  • Ханну Райаниеми, «Квантовый вор» — зигзаг с Собороностью и особенно зоку. Да, всё это виртуальные миры, но в местном пост-сингулярном сеттинге виртуальная реальность плавно перетекает в обычную и наоборот, так что провести между ними границу в принципе невозможно.
  • Знакомая всем с детства песенка о медведях — шутки ради планета вращается не потому, что сохраняет момент импульса, а стараниями неутомимых медведей.

Где НЕ встречаются[править]

  • Павел Шумил, «Слово о драконе». ГГ-дракон в первой части отлично понимает, что с точки зрения физики он летать не может. Его крылья не поднимут пять тонн его веса. Если просто махать крыльями — этого недостаточно для взлёта, но вот с учётом, что тело дракона — «гравитационный лазер», и масса специально подобрана для его эффективности, при желании можно вообще взлетать, не маша крыльями, а просто напрягая мышцы. Именно ГГ все это и спроектировал, только вот забыл.
  • Евгений Лотош, подцикл «Корректор». Та же самая Текира, что и в Делай, что должно но уже летающая в космос и строящая андроидов с ИИ (причем проблема с тем что люди считают таких андроидов лучшими сексуальными партнерами чем других людей — уже на горизонте) — появляются девианты, люди со сверхспособностями — обычно 'невидимые руки' — манипуляторы + что-то еще (наносканер, наноманипуляторы, возможность управления эмоциями цели). Исследователи не могут понять что это вообще такое а официальные версии — противоречивы. Эксперимент одного из Демиургов, про которых власти знают но держат в секрете, реально вирусный эффектор это фантомная структура, что-то вроде самоподдерживающегося силового поля.
  • Дэвид Брин, «Дело практики» — ГГ попадает в параллельный мир, в котором законы термодинамики несколько отличаются. По крайней мере, именно так пытаются объяснить то, что неодушевлённые предметы не износятся от использования, а становятся лучше. Наоборот — предмет без дела «атрофируется». Каменный топор может со временем (и использованием) стать хрустальным под лазерную заточку, а сани — парящей гравиплатформой. Причём мастерить новые вещи умеет далеко не каждый. Многие открытия делаются случайно. ГГ пытается использовать своё образование учёного, чтобы совершить научную революцию в этом мире.
  1. Правда, почему-то есть и химия, и люди с мышцами и нервами, и молнии в грозу бывает посверкивают…
  2. 3DO — издатель.