Волшебный водоём

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Волшебный водоём — природный или рукотворный водоём, вода из которого обладает сверхъестественными свойствами. Это может быть озеро, пруд, небольшой бассейн, родник или даже фонтан.

В зависимости от происхождения и роли в сюжете волшебные источники воды можно разделить на следующие виды:

  • Священный источник — добрый вариант. Источник, являющийся святыней в какой-либо религии. Как монотеистической, так и языческой. Прежде всего вода из священного источника исцеляет: после её приёма хромые начинают плясать (желательно, чтобы они сами при этом были верующими), слепые прозревают, проходят неизлечимые болезни. Ну и заодно очищает верующих от духовных скверн. Обычно священным становится водоём находящийся или возникший в месте явления Вышней Силы, действия Божьего Апостола, иного Святого, а то и просто истово молящегося священника.
  • Магический источник — нейтральный вариант. Буквальный источник магии, вода которого наполнена волшебством или вообще является маной в жидкой форме. Помимо исцеляющего эффекта эта жидкость может обладать множеством других свойств. Например быть источником молодости. В отличие от священного источника, совсем не обязательно, что в появление этого водоёма поучаствовали Высшие Силы или какой-нибудь святой. Источник могли создать и простые волшебники и относится к нему без особых придыханий. Ничто, впрочем, не мешает такому озерцу быть источником всей магии в мире, а следовательно, и культовым местом у чародеев.
  • Тёмный/Проклятый источник — злой вариант. Водный источник созданный (или осквернённый) Тёмными Силами, их последователями или злыми волшебниками для личного употребления, либо для того, чтобы травить других людей. Из такого источника воду лучше не пить и не пытаться плавать в ней, иначе проблем не оберётесь. Или козленочком станете. Если только вы сами не на короткой ноге со злыми силами. Для большей аутентичности вода в источнике может иметь типичный «злой» цвет: чёрный, фиолетовый, ядовито-зелёный, а то и вовсе быть не водой, а кровью.
    • С прикрученным фитильком, если это всё же священный источник в мрачном языческом культе в котором жертву топят в священном источнике в качестве жертвы богам. Такой источник может быть не совсем водой, а каким-нибудь болотом или зыбучим песком или асфальтовым/битумным/нефтяным озером.

Смежные тропы — священное место и аномальная зона, если она являет собой водоём.

Примеры[править]

Религия, мифология и фольклор[править]

  • Библия: «Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью» (Ин 5, 2-4).
    • По Священному Преданию христиан, после того, как Иисус исцелил одного из этих больных, Ангел в купальне больше не появлялся — Иисус дал понять, что за исцелением теперь нужно обращаться к Нему и к Его ученикам, и не раз в год, а в любое время.
    • Все священные источники христианства соответствуют тропу, но святая вода не гарантия исцеления или вообще какой-либо помощи — только одно из веществ, через которое по молитвам к Богу может случиться чудо.
  • Источник Мимира, из которого Один выпил воду, дарующую знание и мудрость, в обмен на глаз, который был спрятан в том же источнике.
  • Источник молодости из легенд араваков и таино. Подразумевался, по-видимому, Целебный грот на о. Бимини, чьи воды богаты литием. Конкистадор Хуан Понсе де Леон в поисках этого источника ненароком открыл Флориду.
  • Легенда о китайском чиновнике, который на новом месте службы обнаружил, что местные раз в год топят несколько девушек в реке. Узнав об этом он вместо этих несчастных девушек, приказал утопить всех жрецов и жриц этого культа, наказав местным не приносить новых жертв, пока жрецы не вернутся с вестями от богов.
  • Шведская народная сказка «Принцесса-лгунья»: судьба приводит главного героя к роднику, который оказывается источником Истины — выпив воды из него, главный герой получает от загадочной девушки-звезды (возможно, феи) в награду за честность исполнение одного желания. Загадав желание вылечить принцессу от безудержной лживости (которая, впрочем, напоминает скорее безудержный полёт фантазии, но в сказке в любом случае искренне осуждается), герой получает инструкцию, как это сделать, и успешно её выполняет с помощью воды из этого самого источника.
  • Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» — козлиное копытце. Не пей, козлёночком станешь!
    • Это было уже третье на пути копытце (то есть оставленная копытом яма, в которой сохранилась вода), до козлиного были коровье и лошадиное. Увесистая басня: для маленьких детей — не пейте из луж, для их родителей и других родственников — если ведёте маленького ребёнка в жару, ему захочется пить, так что возьмите с собой воду.

Театр[править]

Литература[править]

  • Легендариум Толкина:
    • Озеро Иврин, которое хранит сам вала Ульмо и на чьих берегах был исцелен Турин.
    • Озеро Хэлеворн назвалось священным.
  • А. Волков, «Семь подземных королей» — Источник усыпительной воды.
  • «Колесо Времени» — Око Мира. Представляет собой колодец, полный саидин — мужской половины Истинного Источника. Был создан сотней магов, также очистивших его от порчи Тёмного, который осквернил саидин. Именно к Оку Мира пришли герои в конце первой книги и нашли там несколько артефактов.
  • Гарри Гаррисон, «Мастер на все руки» (и другие варианты перевода) — вокруг гиперпространственного маяка, дающего слабую радиацию, местные аборигены, выглядящие как ящеры, выстроили целую пирамиду, объявив воду из открытого контура охлаждения священным источником.
  • Ирина Коблова aka Антон Орлов, Сонхийский цикл — мир Сонхи имеет несколько таких мест:
    • Лилейный омут — очень глубокое озеро с очень холодной водой. По легенде, исполняет желание нырнувшего в него человека. Так это или нет — неизвестно, потому что всех нырнувших потом достают заранее опущенной на дно сетью. Дирвен привёл Эдмара к этому месту, потому что вспомнил вещий сон, который Элмар рассказал ему, а потом случайно столкнул туда Эдмара. Тут-то и открылась истинная суть омута — он возвращает нырнувшим всю память обо всех предыдущих жизней, отчего у тех разум не выносит
  • Тим Пауэрс, «На странных берегах»: здесь понседелеоновский источник — главный макгаффин-место.
  • Пирс Энтони, Ксанф — источник любви, при испитии из которого существа разных полов и любых видов немедленно влюбляются друг в друга и успешно (иногда тут же на месте) создают плодовитое потомство. Нет, о подробностях лучше не задумываться. Именно так в этом сеттинге появились кентавры и другие гибриды.
    • Если из источника любви выпьет кто-нибудь один, он влюбится в существо, которое первым увидит. Иногда этим намеренно пользуются.
  • Туи Сазерленд, «Драконья Сага» — одно из творений дракомантов ледяного племени — Дар Изобилия. Представляет из себя три незамерзающих озера на окраине Ледяного Королевства. Заколдованы они таким образом, чтобы любой дракон, погрузивший лапы в их воду, с легкостью поймал тюленя. Однако такая халява считается уделом ледяных, находящихся внизу иерархии, никто из уважающих себя драконов с высших рангов не согласится на такую легкую добычу. По крайней мере в этом уверен Холод.
  • Грэм Макнилл, «Последняя церковь» (из цикла «Ересь Хоруса») — Откровение крайне скептически относится к различным «святым источникам». «Некая девушка утверждала, что в видении она узрела женщину, святую, удивительным образом похожую на представителей религиозного ордена, к которому принадлежала тетя девушки. На том месте тоже были построены купальни, но люди, ими управлявшие, боялись, что священного источника на всех не хватит, поэтому воду в бассейнах меняли только два раза в день. Сотни пилигримов, больных и умирающих, каждый день окунались в одну и ту же воду. Нетрудно представить, в какую ужасную лужу превращался бассейн к вечеру: сгустки крови, хлопья кожи, струпья, обрывки бинтов — отвратительная гуща, полная болезней. Чудом было то, что хоть кто-то вообще вышел из этих человеческих нечистот живым, не говоря уж об излечении от недугов».
  • О. Громыко, «Профессия: ведьма» — в центре Догевы находится фонтан, поставленный на перекрестке магических линий. В итоге вода там — совсем не простая.
  • Солярис Станислава Лема, живая планета-океан. Многое из того, что она умеет, вполне сойдёт за волшебство.

Кино[править]

Телесериалы[править]

  • Lost — по сути все многочисленные загадки сериала в итоге объясняются действием волшебного источника.

Мультсериалы[править]

  • «Утиные истории» — в одной из серий Скрудж сотоварищи искали Фонтан Молодости. Не только нашли, но и как следует нахлебались — но оказалось, что фонтан не омолаживает, а лишь показывает «помолодевшее» отражение.
  • «Аватар: Последний маг воздуха» — водоём на Северном полюсе, где плавают священные рыбки кои (на самом деле — духи Луны и Океана). Вода из него многократно усиливает способности целительниц из племени Воды, позволяя вылечить даже самые опасные раны.

Комиксы[править]

  • Girl Genius — именно это из себя представляла река Дин, будучи ключом и вытекающим из него ручьём, который убивал или превращал в сверхсильных монстров всех, кто в него окунался. По крайней мере, до тех пор пока первый из Гетеродинов не решил выпить воды из него, выжил, и построил на месте источника свой замок (а один из его потомков расширил источник, сделав ручей рекой). Теперь вся «волшебность» забирается замком на свои нужды, и из него вытекает уже просто вода.
  • Oglaf — история конкистадора, ищущего Фонтан Молодости. Пока нашел лишь Фонтан Сомнений, Фонтан Смерти и Фонтан Девы. Из-за последнего сам конкистадор, его помощница и мул превратились в прекрасных девушек. Теперь он занят поисками Фонтана Члена.
  • Man-Thing — источник вечной молодости в затерянной Хасиенде в болотах Флориды. Испивший из него превращается в живущего вечно (но не бессмертного), уродливого пурпурного огра, а вот на того, кто искупается в водах фонтана, он действует омолаживающе и оздоравливающе.

Видеоигры[править]

  • Half-Life — лужи в Ксене обладают способностью к восстановлению здоровья игрока. Это, видать, какое-то очень сильное колдунство.
  • The Elder Scrolls V: Skyrim — под неприметной хижиной известной как Красноводное логово, находится сеть пещер в одной, из которых есть родник с загадочной красной жидкостью («красной водой»). Вампир нашедший Красноводный источник установил, что у смертных она вызывает сильное привыкание и начал гнать скуму, чтобы жировать на наркоманах.
  • Warcraft — волшебных луж великое множество. Крупнейшие из них имеют богатую историю и огромное влияние на мир и сюжет этой вселенной.
    • Источник Вечности — озеро, наполненное огромным количеством тайной магии, исследуя которое ночные эльфы привлекли внимание Саргераса, что и привело к вторжению Пылающего Легиона и Войне Древних. Саргерас пытался явиться в Азерот через Источник, но последний был уничтожен в ходе войны. Однако Иллидан сумел прихватить несколько сосудов с водой из Источника, которые впоследствии использовались для создания меньших Источников.
    • Второй Источник Вечности — находится на вершине горы Хиджал. Именно за его создание Иллидан получил свои десять тысяч лет, ибо после вторжения демонов, которых привели в Азерот маги-Высокорожденные, ночные эльфы смотрели на тайную магию косо.
    • Солнечный Колодец — создан Дат’Ремаром Солнечным Скитальцем, лидером ночных эльфов-противников запрета тайной магии, который ухитрился получить один из сосудов с водой изначального Источника. В WarCraft III Колодец был осквернён Артасом, который сунул туда останки некроманта Кел’Тузада для его оживления в виде лича, что сильно ударило по высшим эльфам. А потом через Колодец по примеру своего начальника, пытался пролезть Кил’джеден. В общем много чего произошло, но в итоге Солнечный Колодец вернули в изначальное состояние.
    • Геймплейно в WarCraft III есть источники жизни, которые восстанавливают здоровье находящимся рядом юнитам, и источники магии, которые восстанавливают ману.
    • Лунные колодцы ночных эльфов и производные от них коралловые бассейны наг поставляют этим фракциям пищу, увеличивая лимит войск. Первые тоже умеют восстанавливать здоровье и ману, но не постоянно, а за действие — а своя мана у них восстанавливается только по ночам.
  • Heroes of Might and Magic — тут можно встретить всякие фонтаны, колодцы и прочие родники, которые восстанавливают или даже удваивают ваш запас маны, увеличивают удачу и боевой дух, увеличивают очки передвижения.
    • В городе фракции Rampart (Оплот) можно построить Волшебный пруд, дающий каждую неделю случайные ресурсы, а после проапгрейдить его до Фонтана удачи, увеличивающего удачу героя во время осады.
    • А в оригинальной ролевке такие давали плюсы к параметрам, деньги, омоложали ну или могли проклясть как-нибудь…
  • «Принцесса в доспехах» — помимо стандартных для Heroes of Might & Magic источников (см. выше), имеется уникальный живительный источник гоблинов, благодаря которому они становятся смелыми и сильными и бьют морды оркам! Источник находится в подземной пещере, и подозрительно похож на озеро… алкоголя, что явственно видно по опухшей кривой морде с синяками гоблина, возглавляющего этот источник. Судя по всему, напившиеся гоблины бьют морды оркам лишь за счёт того, что под мухой не чувствуют боли и теряют страх.
  • Quest for Glory 3 — находящееся посреди пустыни озеро волшебницы Эраны, зачарованное так, что возле него невозможно никакое насилие, и можно спокойно там ночевать.
  • Rome: Total War — священные пруды богини Фрейи.
  • Age of Empires 3 — сюжет построен вокруг Источника Молодости, вода из которого может наделить бессмертием.
  • Zanzarah — источник-озеро в сердце леса, восполняющий ману и здоровье фей. Если войти в него, светится и странно гудит-звенит. Как и полагается настоящему волшебному месту — о его происхождении ничего не известно, как и вообще о нём. Он просто существует. При этом игроки, которые не настолько любопытны, чтобы зайти в него, рискуют пройти игру, вообще не узнав об этом необычном месте.
  • Dragon's Dogma — три целебных источника, разбросанных по карте. Если у вас есть пустые бутылочки, воду из источника даже можно взять с собой.

Интернет-проекты[править]

  • SCP Foundation — объекты-водоёмы. Или объекты, выглядящие как водоёмы.
    • SCP-006 «Источник молодости» — небольшой родник к западу от Астрахани. Вода из родника обладает исцеляющим эффектом. Доступ к объекту разрешён лишь членам Совета О5, руководящего Фондом.
    • SCP-354 «Алое Озеро» — озеро красной жидкости, находящееся в северной Канаде. Из него постоянно лезут разные чудовища. Возможно, что озеро разумно, и точно установлено, что оно растёт.

Реальная жизнь[править]

  • С прикрученным фитильком — не волшебные, но благоприятно воздействующие на здоровье источники минеральной воды.
  • Священные источники в различных религиях
    • в Европе случалось, что языческий священный источник крестили и строили вокруг него церковь
    • Замзам в Исламе — изначально родник, вокруг которого позже выстроили колодец
    • Гуатавита — при коронации нового монарха местные индейцы покрывали его смолой, а затем… золотым песком (испанцы, услышав про него, именно его назвали «El Hombre Dorado» = «золотой человек»), после этого он, добравшись на плоту до середины озера (диаметром примерно в полтора километра), прыгал в воду, и пока плыл к берегу, должен был смыть с себя всё золото.
  • Субверсия: люди развели культ вокруг священного источника. А потом пришли коммунальщики ремонтировать прохудившуюся трубу.