Вот это поворот!

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Вот это поворот»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья "Holy Shit!" Quotient. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

(link)

Вот это поворот!

Название говорит само за себя: практически конец-переворот, вот только не в конце, а где-то ближе к середине (как правило, в третьей четверти произведения, в преддверии кульминации, но возможны варианты). Абсолютно неожиданная для аудитории перипетия, совершенно по-новому освещающая действия персонажа (в идеале — всех персонажей) с самого начала и запускающая ход сюжета в совершенно противоположную первоначальным догадкам аудитории сторону.

Конечно, организовать аудитории «вот это поворот!» — мечта любого автора. Высший пилотаж — сделать «вот это поворот» чеховским ружьём, а то целым арсеналом, который 3/4 действия лежит себе тихонько и не особо привлекает внимание, а в нужный момент как даёт залп! Мало у кого получается. Но некоторые гении могут организовать даже два-три «вот-это-поворота» за произведение.

Используемые подтропы — те же, что и по соседству:

И если аудитории удаётся просчитать готовящийся «вот это поворот» заранее, разочарование бывает гораздо сильней, чем в случае честного отыгрыша штампов, без натужной ВНЕЗАПНОСТИ! Возможно и наоборот — читатель, зритель или игрок, просчитав поворот заранее, испытает восторг: «Я, применив дедуктивный метод, догадался до такого сложного поворота! Да я гений!»

Особенно худо бывает, когда «вот это поворот!» пытаются подменить богом либо дьяволом из машины. И в квадрате особенно худо — если так делают авторы опухшего сиквела или 4-5 сезона выдыхающегося сериала. Ведь чем больше сюжетных ходов автор уже использовал, тем трудней найти ещё не задействованный. Так что нужно трижды подумать, прежде чем готовить аудитории такого рода сюрприз.

Если вотэтоповорот не удался, это называется Унылое разоблачение.

Примеры годных вот-это-поворотов[править]

Фольклор[править]

  • Многие анекдоты. Просто в силу своей природы.

Литература[править]

  • В наше время сюжет повести Р. Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» общеизвестен, но стоит помнить, что в момент выхода повести главный поворот (Джекил и Хайд оказываются одним и тем же человеком) был очень сильным и неожиданным.
  • Агата Кристи, «Убийство Роджера Экройда»: для 1920-х — ВОТ ЭТО ПОВОРОТ!!! Настолько «поворот», что многие коллеги и современники не оценили и набросились на Кристи не то что с упрёками, а чуть ли не с кулаками. А вот «Поворот» в «И никого не стало» уже восприняли куда как благосклонней.
    • «Скрюченный домишко» тоже наделал шуму. В 1949 году никто и подумать не мог, что убийцей окажется внучка покойного, совсем еще ребенок Жозефина, причем вполне сознательно готовившей убийство и водившей за нос детектива и своих родственников.
    • «Восточный экспресс» тоже очень, очень удивил.
    • А один детектив Агаты Кристи (не будем спойлерить какой, тем более их вроде как несколько) произвел поворот в стиле «жертва на самом деле убийца». Эту идею, в отличие от других, вроде как даже подхватили.
  • И если уж мы заговорили об убийцах и жертвах… Артур Конан Дойл, «Загадка Торского моста». Убитая на самом деле покончила с собой, но обставила все как убийство, чтобы её врага обвинили и повесили.
  • Честертон, «Небесная стрела» (из цикла об Отце Брауне). А тут сабжем является способ убийства, равно как и личность убитого!
  • Айра Левин, «Поцелуй перед смертью» — ДВА «вот это поворота» на книгу, да ещё каких!
  • «Хроники Амбера» — много их.
  • Айзек Азимов, цикл «Основание» — финал «Второго Основания». Вообще-то для оригинальной трилогии это чистой воды конец-переворот, но 30 лет спустя автор начал добавлять сиквелы и приквелы.
  • Стругацкие «Обитаемый остров»: Странник оказался резидентом Земли, и всё происходящее на планете — спецоперация Земли по спасению саракшцев от полного взаимоуничтжения. А Максим, молодец такой, прилетел на планету, ни в чём не разобрался, начал геройствовать и думает, что всех спас. И даже операцию до конца не сорвал — есть мобильные излучатели.
  • «Звёздные войны: Решения одного» Тимоти Зана. Никто и подумать не мог, что лорд Одо окажется самим военным диктатором Нусо Эсвой, пока он не устроил диверсию на «Химере».
  • «Песнь льда и огня» же! Вот это поворот был, когда сир Уэймар Ройс оказался фальшивым протагонистом! Потом это стало фирменной фишкой Мартина, но при первом прочтении первого тома произвело мозгобойный эффект.
    • Семеро с ним, с Ройсом, но Нед Старк! Вот уж где был вот-это-поворот!
    • Если точнее, то Мартин достаточно умело драпирует многие традиционные тропы фэнтези под вот-это-повороты, при этом уже случившиеся повороты меркнут по сравнению с теми, что могут ожидать читателей. Не исключено, что даже Иные вовсе не являются антагонистом в данной истории.
  • А. Сапковский, Ведьмак — император Эмгыр — это Йожи — отец Цири!!! Вот это поворот!
  • Брендон Сандерсон, «Архив Буресвета»: в конце третьей книги оказывается, что жуткие Приносящие Пустоту, древний мифический враг человечества, и есть люди, прибывшие на Рошар после уничтожения собственного мира и покорившие коренное население — паршенди. И в этой войне именно люди — неправая сторона. И как теперь с этим жить главным героям?
  • Павел Шумил, «Долг перед видом». С самого начала читатель может заметить ряд странностей, но скорее всего спишет их на то, что действие происходит в очень далёком будущем — мало ли что могло измениться за такое время! И только ближе к середине книги внезапно выясняется, что персонажи — не люди, а разумные динозавры, и их родная планета — вовсе не Земля.
  • Виктор Пелевин, «Ника» — это о кошке, а не о женщине.
  • Prince of Nothing — вторая трилогия заканчивается вотэтоповоротом гомерических масштабов.
  • «Бойцовский клуб»: рассказчик всё это время страдал диссоциативным расстройством, и другая его личность — это и есть Тайлер Дёрден.
  • Джеймс Карлос Блэйк, «Runaway horses» — брат Рохаса не воровал этих лошадей. И не солгал насчет этого. Но это выясняется только в конце рассказа.
  • Брайанна Рид, «Ветви дуба» — тройной поворот: нестабильное психическое состояние Дэниела поначалу все списывают на его любовь к доминированию и неуважение к женщинам, однако его история многое ставит на место, второй раз поворот происходит при откровении мисс Лейн, третий — когда открываются истинные планы Дэниела на отношения с Джинджер и на престижную работу.
  • Тармашев, цикл «Тьма» — до конца первой книги читатель был уверен, что действие романа происходит в почти стандартном фэнтезийном мире, где силы Добра во главе с Эльфами противостоят некромантам. А на самом деле это постапокалиптическое будущее Земли: Люди, Орки и прочие расы — это мутировавшие потоки людей (магия — тоже последствие одной из мутаций), Эльфы — немутировавшие сирийцы, а некроманты — сильно изуродованные генетической болезнью американцы, использующие экзоскелеты.
  • Диана Удовиченко, «Кровавые иллюзии» — графиня Батори занимается целительством и алхимией… А непотребства творит её дочь.
  • Амели Нотомб, «Косметика врага». Далеко не сразу становится понятно, что изводящий бизнесмена Жерома Ангюста Текстор Тессель является вовсе не троллем-извращенцем (привет пресловутым битардам!) а подавляемой субличностью самого Жерома!
  • Стефани Майер, «Сумерки» — в начале книги Белла говорит о том, что умереть за любимого человека — это благородно, и когда она влюбляется в Эдварда те, кто не забыл этих слов думают, что девушка рискнёт жизнью ради него… А вот фиг: на верную смерть Белла пойдёт ради матери.
  • Кодзи Судзуки, «Звонок» — в третьей части мы понимаем, что предыдущие две книги читали не про героев из плоти и крови, а про виртуальную стимуляцию под названием «Петля». Однако произошедшие в ней события угрожают реальному миру.
  • «Планета обезьян» — нашедшие бутылку с повестью космические путешественники не могут поверить в такой бред. Конечно, кто ж поверит в разумных людей, уж тем более не парочка мажоров-шимпанзе!
  • Р. Л. Стайн, — «Лето кошмаров» — ужасы летнего лагеря, в который родители отправили главного героя, оказались всего лишь испытательной программой по его подготовке к путешествию вместе с родителями в самое опасное место во всей Галактике. Но главный поворот - что это за планета. «Есть такая планета — Земля, — сказал папа. — Далеко-далеко, на другой стороне галактики. Там живут люди, похожие на нас. Но они очень странные и совершенно непредсказуемые. Это действительно очень опасное место. И даже, наверное, жуткое. Но зато интересное».

Кино[править]

  • Любой фильм Шьямалана. Собственно, фраза из пародии на его фильмы и стала кодификатором.
    • «Шестое чувство» — психолог Малколм Кроу, помогающий ребенку, видящему призраков, осознает, что сам призрак! Годный вотэтоповорот, если не думать о том, почему он год не замечал, что с ним никто не разговаривает и вообще в упор не видит (только жена почему-то на букву Е - егнорирует, но год и СОВСЕМ?). И почему Коул не обратил внимание, что у дяди психолога пулевое ранение и кровища - призраки ведь такие страшные, потому что выглядят так, какими их застала смерть.
    • «Неуязвимый»: на протяжении всего фильма комикс-гик убеждает простого охранника, что тот супергерой, поскольку выживает в авариях. В последней сцене мы узнаём, что этот гик — суперзлодей, убивший кучу народу, чтобы найти того самого героя. По мнению многих, один из лучших поворотов Шьямалана, даже породил сиквел.
    • «Знаки» — а вот тут Остапа понесло. Инопланетяне, прилетевшие захватывать Землю, боятся воды, она для них, как голливудская кислота! Поэтому они высадились ГОЛЫМИ, и голыми же бегали по мокрой от росы кукурузе.
      • Ляпы ляпами, но главная тема для вотэтоповорота лежит в главном герое и потере/обретении им веры. ГГ никак не ожидал, что тяжелейшая болезнь сына, странности в поведении маленькой дочери и навыки младшего брата — это натуральные ружья Чехова, дружный залп которых спасёт всех четверых... а когда осознал — опять стал священником.
    • «Таинственный лес» («Деревня»): деревенька пуритан XVII века в глухом лесу на самом деле находится в современном заповеднике.
    • «Визит»: чудаковатые бабка и дедка на самом деле маньяки, убившие настоящих бабку и дедку.
      • В интернете предлагали более крутой неканоничный финал: бабка и дедка нарочно пугают внуков, чтобы у тех кино получилось покруче. Фильм-то псевдодокументальный!
    • «Стекло»: вигилянта, маньяка и просто убийцу почему-то держат вместе в одной карательной психушке, пихнув их туда по приказу психиатра без суда и следствия, и пытаются уговорить их, что они не супергерои (хотя только один из них считает себя супергероем, причём мерами охраны психиатры с этим де-факто соглашаются). Это как такое возможно? А просто дело в том, что всё это заговор тайного общества по скрытию реальности супергероев! Тот случай, когда твист, к сожалению, делает сюжет ещё более идиотским.
  • «Терминатор 2». Поначалу кажется, что Т-800 прибыл убить Джона Коннора, а второй пришелец из будущего — человек, который хочет его защитить. До тех пор, пока Т-800 не говорит Джону «пригнись» и не стреляет во врага, который оказывается жидкометаллическим роботом.
    • На самом деле этот поворот был проспойлернут в рекламном трейлере.
    • В «Генезисе» вотэтоповоротом должно было стать появление злого Джона Коннора. Опять же проспойлерили в трейлере.
  • «Звёздные войны» — эпизод 5. Да, для конкретно эпизода 5 — это конец-переворот, но для всей трилогии в целом — как раз почти начало третьего акта.
    • Тайна личности Дарта Сидиуса. Для третьего эпизода — поворот, для новой трилогии — конец-переворот.
      • Но неужели это хоть для кого-то был реально сюрприз?
        • Для тех, кто смотрел фильмы много позже дат их выхода в детстве (как автор правки) и с первого эпизода по номеру, а не по году выпуска, - таки да, тайна личности Палпатина поворот.
  • «Контракт со смертью», фильм периода бесславных девяностых. ГГ ценой многих усилий доводит до общественности тот факт, что под видом «благотворительного центра» для «отбросов общества» — бомжей, наркоманов, проституток — действует учреждение, занимающийся незаконной трансплантацией органов и медицинскими экспериментами. После чего общественность выходит на улицы… радостно приветствуя существование этого учреждения.
    • Оставляем в стороне момент, делающий сюжет если не идиотским, то странноватым — неужели органы больных люмпенов годятся для трансплантации?
  • «Хранители»: что главным злодеем окажется Озимандия — поворот не очень неожиданный и в принципе предсказуемый, намёков хватает. Настоящий «вот это поворот!» — в одной строчке: «Я сделал это тридцать пять минут назад».
  • «Обливион» 2013 года. Герои, закачивающие воду на корабль для человеческих колоний, на самом деле зомбированные клоны и работают на пришельцев-захватчиков, сами того не зная. Пришельцы-террористы, захватившие поверхность, это и есть настоящие люди.
  • «Хижина в лесу». Если вы видели этот фильм — пояснять нечего. Если не видели — спойлерить не будем.
  • «Бесславные ублюдки». Признайтесь, когда вы смотрели это кино в первый раз, вы не ожидали такого финала, а? А потому что Тарантино плевать хотел на историческую правду (при том, что с матчастью у него всё в порядке). Да, даже в таком масштабе.
    • Один в один такой же трюк он провернул в «Однажды в Голливуде».
  • «Тёмный город» Алекса Пройаса. Смотрите вы себе нуарный детектив, смотрите… а потом ОКАЗЫВАЕТСЯ![1]
  • «Остров», «хороший фильм Майкла Бэя, провалившийся в прокате»™: герои на самом деле живут не в постапокалиптическом будущем, а в современности, и их разводят на органы. Не смотрите трейлер, там всё проспойлерили заранее.
  • «Прибытие» — в первых же минутах фильма нам показывают, что у героини была дочь, которая умерла. В дальнейшем героиня периодически видит флешбэки с ней, что воспринимается как материнское горе. И вдруг при общении с пришельцами героиня спрашивает: «Кто этот ребенок?»… Да, дочь ещё не родилась, это были флэшфорварды!
  • Мумия: Принц Египта — простенький фильм про фараонов, мумий и проклятья, но какой же шикарный финал.
  • «Шерлок Холмс» Гая Ричи — а Лестрейд, оказывается, член Четырёх Орденов. Холмс, несмотря на офигевание, умудряется потроллить инспектора, за что Лестрейд дает ему под дых. Гай Ричи вообще обожает это дело.
    • Стоп, значок на лацкане — разве не маскарад для злодея?
  • Фантастические твари: Преступления Гриндевальда — Криденс на самом деле не Корвус Лестрейндж, а Аурелиус Дамблдор. Что бы это ни значило.
  • «Другие» — это основные персонажи умерли. А «призраки» как раз живые.
  • «Достать ножи» — аж несколько прекрасных вотэтоповоротов.
  • «Майор Гром: Чумной доктор» — личность главного злодея, причём трижды Сначала под маской оказался Олег Волков, телохранитель Разумовского, и первый поворот донельзя примитивен. Второй — уже другое дело Олег Волков погиб за год до событий фильма, Чумной Доктор - последствие раздвоения личности Разумовского. А третий, в сценах после титров, ещё больше перемешивает карты "Чумной Доктор" - это языческий бог Кутх, вселившийся в тело Разумовского, а Олег Волков на самом деле жив и воюет на Ближнем Востоке.

Телесериалы[править]

  • «Следствие ведут ЗнаТоКи», дело № 2 («Ваше подлинное имя»). Вроде бы обычный бродяга без документов. Только вот он последовательно называет 3 разных имени, по свидетельству сокамерника — очень скрытен, обучен рукопашному бою, много и очень быстро читает. Да и медицинская экспертиза выявляет странности. В финале выясняется, что это шпион.
  • «Чёрные паруса» — в 5 серии 2 сезона мотивации капитана Флинта раскрываются с совершенно неожиданной стороны…
  • «Шерлок», последняя серия сезона 1 — первая серия сезона 2. Больше года все мучились, чем же закончится шоудаун с Мориарти. А Мориарти просто взял и ушёл. Гениально.
  • От того же шоураннера — конец восьмого сезона «Доктора Кто». Целый сезон все гадали, кто же эта загадочная Мисси, а она оказалась… лучше бы не оказывалась.
    • Данный сериал вообще изобилует «вот-это-поворотами»: чего стоит только один эпизод с Жанной-Антуанеттой Пуассон!
  • «Родина» — конец первой серии.
  • «Байки из склепа» — почти все серии.
  • «Звёздный путь: Дискавери» — 12 серия первого сезона: Лорка — родом из зеркальной вселенной. Сбежал при неудачной попытке свергнуть императора. Всё это время преследует две цели: вернуться домой и захватить власть, а также сблизиться с Бёрнэм, так как он был влюблён в её двойника. Редкостный подонок.
  • «Звёздный путь: Глубокий космос 9» — 18 серия 1-го сезона. На «ГК-9» проездом случается носитель заболевания, которое случалось только на Баджоре в период кардассианской оккупации, причем в самом жутком местном концлагере… Вот это поворот — больной — кардассианец! Действительно там служил — но просто писарем. Но присланной фотографии писаря ни разу не соответствует — зато, вот это поворот — соответствует ни много ни мало коменданту лагеря, которого на Баджоре давно ищут, чтобы повесить! Но — вот это поворот — комендант уже умер, а задержанный недавно сделал пластическую операцию и завершил все дела… Вот это поворот — это действительно тот самый писарь, который решил выдать себя за коменданта, чтобы устроить над собой показательный суд и во время него рассказать про все, что видел. И, вот это поворот, в финальной сцене получает от местного баджорского синюги нож в спину — не за то, что военный преступник, а за то, что кардассианец. Занавес.
    • Серия 6-19: план наивного Циско по втягиванию Ромуланской империи в войну во взаимодействии с прожженным кардассианским гэбистом Гараком превращается в целый водоворот вотэтоповоротов. Циско был намерен показать ромуланскому сенатору фальшивую запись совещания командования Доминиона. Гарак просит вытащить из тюрьмы мега-хакера, которого затем убивает. Ромуланский сенатор смотри запись, и заключает, что это подделка. На обратном пути взрывается на подложенной Гараком бомбе. Выглядит все так, как будто ромуланский сенатор, возвращаясь с переговоров с Доминионом был взорван, а в обломках нашли интересную флэшку... Теперь ромуланцы получили стопудовое доказательство агрессивных намерений Доминиона, а любые следы монтажа, скрыть которые принципиально нереально, будут сочтены результатом взрыва. А хакера он просто давно замочить хотел, только в тюрьме добраться не мог.
  • «Игра престолов» — новый Азор Ахай, убивший короля ночи, это не Джон. И не Дейенерис. И даже не Джейме. На самом деле это - Арья Старк, всадившая королю ночи перо под ребро. Тот случай, когда и не знаешь — то ли это проходит по категории тропа, то ли по категории «Вы серьёзно?!».
  • 6 кадров — тут данный троп является основой всех сюжетов и всего юмора.
  • Agents of S.H.I.E.L.D. — главный вотэтоповворотный эпизод так и называется: Turn, Turn, Turn…
  • «Диверсант» — финал первой серии, когда особист спрашивает красноармейца (чьё настоящее имя зрителю неизвестно), присвоившего документы покойного Бобрикова, когда и при каких обстоятельствах он стал Алексеем Бобриковым.
  • «Родина ждёт» — вроде бы у нас актуальная на начало 2000-х борьба с исламским терроризмом, но вот истинная подоплёка очередной местной копирки Аль-Каиды… Вся организация - фикция, придуманная одной американкой с целью «развести на бабки» богатеньких шейхов, сочувствующих терроризму. Вот только «демонстрационные» взрывы с большим количеством жертв в любом случае будут настоящими!
  • Dark Angel- Эймс Уайтт не просто оперативник комитета (организации, стоящей за Мантикорой и решившей избавиться от лишних свидетелей), он сам суперсолдат (прислужником), но выведенный культом в ходе тысячелетней селекции.
  • Призраки- прошлое Лукаса Норта.

Мультсериалы[править]

  • «Робоцып» — эпизод «Поворот», смеху ради (см. видео).
  • «Скуби-Ду: Мистическая корпорация» — концовка эпизода «Гнев Крампуса». На этот раз «монстра» создали наши герои. Его появление было частью их гамбита и хитрого плана.
  • «Секретные материалы псов-шпионов», эпизод-мюзикл «Пёсик-холл». Весь эпизод старательно нагнетается слезогонка — вот-вот хозяева вышвырнут своих раздражающих питомцев… Однако всех героев просто отправляют в санаторий с целью избавления от проблем (разве что такса Фрэнк просто отдыхает, пока хозяйка меняет ковры на линолеум).
  • «Miraculous, les aventures de Ladybug et Chat Noir» — конечно то, что Агрест-старший это Бражник мало для кого стало сюрпризом, но вот то, что его ассистентка является его драконом...
  • «Dragons: Race to the Edge». Начиная с третьего сезона, в сериале появляется все больше антагонистов, но все они оказываются лишь подручными у подручных. Просто досмотрите пятый сезон до конца и не упадите со стула. Педаль в пол  Слово божие гласит, что так было запланировано еще с самого первого сезона.
  • «Полиция Парадайз» — финал 1 сезона как раз про это. Безжалостным главарём наркоторговцем оказался Джеральд «Фитц» Фитцжеральд, который весь сериал старательно «шланговал» под пацифиста с ПТСР, а потом и вовсе изображал коматозника на почве боязни клоунов.
    • Хотя конечно местная «дурь» как бы намекала на кое-что
  • Drawn Together — в финальной серии 1-ого сезона МНОГОКРАТНО подсвечивается, какой же крутой поворот ожидает обитателей дома в финале! В итоге же оказывается, что это всего-навсего унылое «победителя не будет».
  • «South Park» — внезапно, интернет-тролль под ником ОхотникНаШалав42 — это не Картман. На самом деле это Джеральд Брофловски.
  • Человек-Паук 90х — в конце одной из серий, Питер Паркер добровольно деанонимизирует себя перед своей поклонницей — маленькой девочкой Таиной. Безнадёжно больной маленькой девочкой, которой осталось недолго.

Мультфильмы[править]

  • «Бэтмен: Возвращение рыцарей в масках» (2016). Явление явно пародируется, плюс рояли в кустах и каждый из персонажей через раз всегда готов. Столкновение очень хитрых планов Пингвина, Джокера, Загадочники и Кошки (от которой ее сообщники в середине истории решили избавиться) с не менее хитрыми планами Бэтмена, Робина и Альфреда.
  • «Смех и горе у Бела моря» — да, название как бы намекает. Вот только перед весьма слезогонной историей про Ивана и Адриана последовало шесть(!!!) веселых побасёнок и настроение у зрителя совсем не предполагает такого драматичного окончания.

Комиксы[править]

  • «Экслибриум»: появление Агаты в конце 24-го выпуска.
  • «Block 109», середина первого тома. Пауль Цутек, диктатор Третьего Рейха замерший в одном шаге от полного чудовища, желающего гибели человечества, с целью сохранения ибзранных во главе с собой оказывается… тоталитарным миротворцем, желающим "перезагрузить" мир погрязший в Мировой Войне на уничтожение и дать избранным шанс построить лучшую жизнь. И да, ни для него, ни для его подчиненных места в бункере нет, что они отлично осознают.

Аниме, манга, ранобэ[править]

  • Фирменный стиль Хадзимэ Исаямы.
  • Gakkougurashi! — рафинированный слайсик к концу первой серии оказывается галлюцинацией обезумевшей от происходящего в реальности девочки. Разумеется, кто заранее читал первоисточник, те и так знали.
    • Истинная сущность ИИ Лучника, помогавшего героям, (под него маскировалась ученая Шихо, сопровождавшая героев до последнего) и суть зомби-эпидемии (Чума поражает не только при укусе зараженного, но постепенно заражает воздушно-капельным путем (мужчин гораздо быстрее). Сама чума была природным вирусом-эндемиком региона Мегагуриока, взятым на вооружение корпорацией Рэндалл и вырвавшимся на волю...из-за немытых рук сотрудников. Единственное средство исцеления - вода из местной реки, поэтому вплоть до вмешательства корпорации вирус не выходил за пределы региона и не влек пандемии. Героини и выживали так долго, поскольку в школьные резервуары набрали воду из этой реки)
  • «Naruto» — Тоби оказался, внезапно, главгадом. Нет, не оказался. И тот, кому он служил, тоже не главгад (это, правда многие, включая автора правки, годным не считают). Там же — Итачи оказался героем с плохой репутацией.
  • Pandora Hearts — Оз на самом деле не человек, Алиса — не кролик, Джек — не герой, Баскервили — не злодеи, и это далеко не полный список.
  • Bleach — поворот с главгадом первых арок. Ну кто мог ожидать, что им окажется Айзен?
    • Ещё один — Иссин Куросаки — ну вот кто ожидал, что он окажется синигами капитанского уровня?
    • Намёки на то, что капитан Унохана вовсе не так безобидна, как кажется, давались неоднократно, но тот факт, что она была одним из самых отпетых головорезов и первой Кэмпати, уронил на пол немало челюстей.
      • Причём поворот был явно заготовлен задолго до своего момента, потому как в ходе него также вскрытось прошлое действующего капитана одиннадцатого отряда и его лейтенанта заодно, а также попутно была объяснена странная причёска самой Уноханы — и всё это фактически одним махом.
  • Kill la kill — всю свою жизнь Сацуки взращивала себя как бойца и тирана, захватывала школы по всей стране и поднимала боевую мощь своей личной армии школьников лишь ради того, чтобы в самый решающий момент ударить своей матери в спину (в прямом и переносном смысле слова) и предотвратить гибель человечества.
  • Tengen Toppa Gurren Lagann — Лордгеном. Просто Лордгеном. В первом и во втором сезонах. И еще Ния.
  • Bungou Stray Dogs: Dead Apple — Тацухико Шибусава на самом деле был убит Ацуши задолго до действия фильма и всё это время мы видели его же собственную способность, которая умудрилась материализоваться и сочла себя Тацухико Шибусавой.
  • Sola — состоит из данного тропа чуть менее, чем полностью.
    • Главная героиня, милая девушка, в которую влюбляется главный герой — на самом деле не человек, а «яка», оно же «спокойствие ночи». Это сверхъестественное существо, которое может существовать на протяжении столетий. Тот амбал с мечом и маленькой девочкой, который гоняется за главной героиней — хочет ее силу из-за трагический бекстори: его спутница, маленькая капризная девочка — тоже такая же нелюдь. Когда-то она была живой, а он был ее одноклассником, но потом она стала яка в результате несчастного случая. Однако, существует легенда, что если слить силу двух яка, одна из них снова оживет.
      • А теперь следите за руками: сестра главного героя, лежащая в больнице анемичная куудере — тоже яка. Но что же заставило ее, почти бессмертную сущность, так занедужить? Она использовала слишком много сил, потому что создала главного героя из оригами и оживила. Он -- вообще не человек, а творение яка, которой стало одиноко. На фоне столкновений и магических драк типа-девушки главного героя и его типа-сестры, да с шастающим поблизости амбалом с мечом, главная героиня принимает судьбоносное решение. В процессе этих драк, главному герою становится ясна его нечеловеческая сущность, а главная героиня осознанно лишает себя жизненных сил, чтобы яка-сестра героя снова стала человеком. Последняя уезжает из города. Конец.
        • А ведь все начиналось с романтической истории про мальчика, который любил фотографировать рассветное небо, и в процессе встретил девочку! Вот это поворот, ага.
  • Yuri!!! on Ice — разговор в кафе в 10-й серии и финал этой же серии, после которых действия Виктора в самом начале сериала начинают выглядеть прямо противоположно первому впечатлению: если изначально его решение стать тренером и дать Юри, казалось бы, вовсе не подходящий ему «Эрос» выглядят, как склонность Виктора к неожиданным и спонтанным поступкам, то после серии очевидно, что и решение НЕ БЫЛО спонтанным (более того, НЕ БЫЛО принято под влиянием видео с прокатом), и программа была дана потому, что Виктор ЗНАЛ на что способен Юри. А его весьма фривольное обращение с японцем в начале сериала наконец получило своё объяснение: чего там стесняться, если при всём честном народе тебя сначала втравили в парный танец, а потом чуть ли не предложение сделали?
  • Legend of the Sun Knight:
    • В третьем томе вотэтоповоротной стала последняя глава, в которой выяснилось, что Солнце действительно ослеп в процессе воскрешения Листа. Автор настолько тщательно замаскировал правду, что откровение получилось действительно неожиданным.
    • А в шестом томе автор выдал просто феерический поворот, когда выяснилось, что Солнце на самом деле кандидат в Короли-Демоны. Дополнительный балл за то, что чуть позже выяснилось, что его учитель с самого начала знал об этом и перед своей отставкой поделился этой правдой с Карой.
    • Ну а финал шестого тома и вовсе вжал педаль в земную твердь, когда оказалось, что третьим кандидатом с самого начала был Роланд.
  • Kanata no Astra — целая батарея «вотэтоповоротов». Только самые крупные:
    • Оказывается, главных героев намеренно собрали вместе, чтобы убить всех разом, из-за чего они и оказались в открытом космосе.
    • Все главные герои — клоны. Причём, за исключением Эрис, Луки и Чарса, клоны собственных же родителей.
    • Причина создания этих клонов — стремление родителей завершить проект по переносу памяти, который начал отец Зака, и все они были созданы для того, чтобы достигнув совершеннолетия стать новыми сосудами для своих родителей.
    • Карибский кризис завершился Третьей Мировой войной, после которой было создано единое правительство.
    • На самом деле главные герои не земляне, а уроженцы планеты Астра. Но они потомки землян, просто те в своё время переселились на Астру, когда стало известно об угрозе столкновения с Землёй огромного астероида. После переселения новое правительство подкорректировало историю, выдумав Третью Мировую, для объяснения объединения человечества.
    • Но Третья Мировая таки произошла, когда широким массам была открыта правда об астероиде и системе червоточин. Именно из-за последних она стала невероятно разрушительной — за два месяца погибла почти половина населения планеты. Именно из-за этого люди согласились с изменением истории, а чтобы полностью спрятать концы в воду хронология была отмотана на целый век назад из-за чего действие манги, на самом деле, происходит не в 2063-м, а в 2163-м году и о настоящих событиях XX-го и первой половины XXI-го веков уже почти никто не помнит, ибо их очевидцам (кроме Полины, которая 112 (а не 12, как казалось изначально) лет провела в анабиозе), которые ещё живы уже перевалило за век.
  • Kimi no Suizou wo Tabetai — больная раком Сакура умерла не от болезни, а была убита уличным преступником.
  • «Пленённая принцесса и тоскующий король» — два «вотэтоповорота» (три, если учесть, что многие пришли с Akatsuki no Yona того же автора) или даже больше на короткий сингл, это действительно круто!
  • Fullmetal Alchemist — на самом деле Хоэнхайм, отец братьев Элриков, является живым философским камнем, которому досталась половина душ Ксеркса - несколько сотен тысяч! Несколько сотен лет Хоэнхайм терзался чувством вины и ощущал себя монстром, беседовал с каждой душой в своем теле, пока наконец не встретил Тришу. А из семьи ушел для того, чтобы подготовить обратный круг преобразования Аместриса!
  • Mirai Nikki — Юно Гасай , прибыла из будущего, где уже состоялась игра и где ей даже удалось победить и получить силы бога. Однако Юкитеру воскресить не удаётся, потому она отправляется в прошлое, убивает саму себя (показано в первой серии). Благодаря защитному механизму удаления воспоминаний (как удобно!) забывает и о прошлой жизни, и о том, что является богом, дабы сыграть заново.
    • Туда же: миленькая Мурумуру, ранее двигатель фансервиса, самый настоящий главгад. Прибыла вместе с Юно и всё время ей подыгрывала, нарушая правила. Более того, обладает половиной сил Деуса, а со снятыми печатями вообще превращается в монструозную версию себя и вступает в rage mode.
  • Шарлотта — присутствует подобный финт со временем.
  • Tomodachi Game — интересный пример перебора с тропом: в манге столько «вотэтоповоротов», что примерно с середины истории они перестают вызывать вау-эффект, а начинают попросту раздражать. Это при том, что сами по себе эти повороты вполне качественные, но их количество просто запредельное.
  • И только я знаю, что этот мир игра – поскольку ГГ пользуется багами недоожившего игрового мира, сабжа хватает. Но особо запоминаются следующие моменты:
    • Победа в первой дуэли над Хисами, обладающей читерскими по меркам игры способностями, – условия были составлены так, что ГГ на неё просто не пришёл и поэтому выиграл.
    • Подготовка к уничтожению владыки демонов – ГГ к своему удивлению смог его укокошить ещё на 1-й стадии реализации плана. Ну не были разработчики настолько конченными, чтобы предусмотреть ход протогониста.

Видеоигры[править]

  • BioShock. Вы действительно думали, что именно вы управляли главным героем?
  • BioShock Infinite. Да весь сюжет игры бьет по мозгам одним «вот это поворотом» за другим. А в концовке… нет, не будем портить все спойлерами. Скажем только, что там не просто поворот, а целый сногсшибательный «серпантин» сюжета, который в течение буквально нескольких минут успевает перевернуть с ног на голову все, что до этого выяснил главный герой по ходу игры.
    • Дополнения Burial at sea не отстают.
  • Dragon Age: Inquisition, DLC «Чужак»: ну ладно, что Солас — эльфийский бог Фен’Харел, мы узнали из сцены после титров в основной игре. Но что эльфийские боги — не боги, а просто могущественные смертные маги, порабощавшие себеподобных, словно тевинтерские магистры? Что Солас собственноручно создал Завесу, отделив материальный мир от мира духов?! Что Скайхолд когда-то принадлежал ему (ну, об этом можно догадаться, но всё равно)? Наконец, что он хочет разорвать Завесу обратно и уничтожить нынешний мир? Вот это поворот!
  • Ghost Trick. Блондин с безумной причёской в красном пиджаке, умирающий в начале игры, за призрак которого вы играете — это антагонист. Вы его кот.
  • Horizon: Zero Dawn: с чего бы начать? Молодая и любознательная девушка-изгой с детства стремится узнать две вещи: тайну своего рождения и кто ее мать. Дальше начинается история мести Мраккультистам. Ровно до «Предела Мастера». Впереди спойлеры.
    • В «Пределе Мастера» начинает приоткрываться тайны, связанные с рождением Элой, и появляются новые, связанные с «Чумой ФАРО» и «Новым Рассветом».
    • В «Кладе смерти» мы узнаем подробности войны с «Чумой ФАРО», и снова промелькнет «Новый Рассвет».
    • В «Погружении во тьму» мы узнаем об истинном Главном Гаде.
    • В «Великих Тайнах Земли» и вовсе все переворачивается с ног на голову, узнав при этом истинные цели «Нового Рассвета».
    • В «Сердце Матери» мы получаем окончательный ответ на вопросы, связанные с рождением Элой и ее связь с «Новым Рассветом».
    • Ну а «Павшая Гора» окончательно расставляет все точки над i в истории «Нового Расвета». Теперь только окончательная битва с ГлавГадом и его Драконом.
    • Окончательная ли?.
  • Jade Empire: наш добрый и мудрый учитель, которого мы изо всех сил спасали от жестокого Императора — на самом деле коварный манипулятор и гад похлеще этого самого Императора!
  • Star Wars: Knights of the Old Republic — то, что мы узнаем на «Левиафане». Есть несколько моментов, которые намекают заранее, но…
  • Dragonsphere: король, за которого мы играли пол-игры, на самом деле никакой не король, и всё это — сложно наведённая иллюзия пополам с манипуляцией воспоминаниями? Однако!
  • Starcraft: существом, выведенным Сверхразумом, оказывается Кэрриган! А новым союзником Тассадара — Рэйнор. В наши дни опытным игрокам повороты кажутся так себе. Но тогда, в девяностые, когда в играх не видели серьёзные произведения с глубоким сюжетом, и для очень юного на тот момент автора этой правки повороты произвели эффект взорвавшейся бомбы.
  • Starcraft II: они убили Зератула! Перипетий в сюжете очень много, но это единственное, чего от них в самом деле НЕ ОЖИДАЛИ.
    • Эксцентричного мудрого наставника сразу нескольких главных героев? Серьезно не ожидали?
      • Автор этой правки знает реакцию игроков на разных сайтах. Серьезно не ожидали. Да и не столько он мудрец, сколько мегакрутой воин, который в первой и второй части вместе множество миссий с игроками прошел, и третью кампанию второй части начал, и тут
  • Final Fantasy XV: то, что Ардин — гад-кукловод, стоящий за действиями императора Альдеркапта и не совсем человек ещё можно было предугадать даже из трейлеров. Но то, что он — первый король Люциса и предок протагониста и его отца было реально неожиданным.
    • Демоны — не просто тупые животные, а бывшие люди.
  • Call of Duty: Modern Warfare — немало игроков до сих пор проклинает предательство Шепарда во второй части.
    • Да и развязка военного вторжения в Курак из первой части тоже была в своё время шоком!
  • Fallout: New Vegas — каково узнать, что протагонист имеет прямое отношение к появлению жуткого Разлома, пусть и невольное?
    • Да и раскрытие истинной сущности платиновой фишки резко меняет все расклады — недаром в том же Легионе и НКР Курьера готовы амнистировать за ЛЮБЫЕ совершённые преступления!
      • В обоих примерах отсутствует, собственно, поворот, меняющий представление о сюжете — о Разломе до начала дополнения мы вообще ничего не знаем, а о ценности фишки мы вполне себе догадываемся, но до определенного времени она просто макгаффин.
      • Просто к сведенью — про ценность платиновой фишки до поры до времени знают только трое — Бенни, Йесмен и Хаус. Амнистию со стороны главных соперников Курьер получает отнюдь не за знание о фишке, а за то что он стал первым за почти 280 лет человеком, вошедший в Лаки 38 пред светлый экран Хауса. По понятным причинам обе стороны хотя получить такого «явно уникального и могучего» союзника.
  • Fallout 4 — престарелый глава Института и есть пропавший сын главного героя.
  • S.T.A.L.K.E.R: Тень Чернобыля — Стрелок это сам Меченый, а Монолит — жестокая обманка для не в меру настойчивых сталкеров.
    • Мод «Последний сталкер» — оказывается, стену через Кордон злая корпорация построила затем, чтобы сталкеры на слабо лезли в Зону, пролезали только самые лучшие, а их под предлогом легализации потом пускали на опыты с инопланетными материалами. Группировка «Долг», в свою очередь, хочет захватить стену… Чтобы сталкеры на радостях полезли в Зону, понаходили всяких ужасов, а «Долг» под эту тему начал бы никого не пускать в Зону. И вообще в моде столько спорных вотэтоповоротов, что иногда трудно ладонь от лица отлепить.
  • Фирменный стиль серии Tales of…. Как правило связан с мотивацией антагонистов и тайнами мироустройства
    • Tales of the Abyss — предательство Вана жанрово подкованный игрок запросто может предугадать, как и то, что главный герой — клон Аша, ведь намёков раскидано предостаточно. А вот то, что мир стоит на энергетических столбах над морем ядовитой жижи и газа стало действительной неожиданностью. Как и то, что основанное на памяти планеты всеобъемлющее пророчество описывает не приход мира к процветанию, а его уничтожение. Так что и антагонисты стремятся не просто отыграться на мире и его коллективном сознании за трагичное прошлое, а создать новый мир, не обречённый на уничтожение.
    • Tales of Xillia — Ризе Максия — искусственно созданный местным богом мир-заповедник, где он собрал всех людей, способных использовать магию без убивающих духов спайриксов, дабы спасти хотя бы часть изначального мира — Элимпиоса — от истощения и гибели от чрезмерного использования спайриксов. Оставшиеся по другую сторону барьера люди уже поняли, что им грозит вымирание и категорически с этим не согласны, тем более что части из них удалось пробиться в Ризе Максию...
    • Tales of Berseria — нападение Аббатства на Титанию и второе путешествие в Земной пульс выдают нехилый поворот сюжета: Лафицет на самом деле не умер, а переродился в Безымянного. Более того, он с самого начала знал, что Артур собирается сделать, поскольку сам его об этом и попросил. В итоге у Велвет происходит резкая переоценка приоритетов: теперь на первый план выходит разрушение планов Аббатства, в список мести наряду с Арториусом добавляется и Лафицет, а сама причина мести меняется с «Отомщу за брата» на «Отомщу за свою разрушенную жизнь».
  • BlazBlue — в каждой части по несколько (для отдельных игр это часто концы-перевороты):
    • Calamity Trigger: сюжетные режимы разных персонажей — не разные варианты развития событий, а день сурка. Внесённый в название «Каламити Триггер» — это Ноэль, и она является истинной Наследницей Лазури, а носимый Рагной Лазурный Гримуар — подделка.
    • Continuum Shift: Теруми — создатель Лазурного Гримуара, а все события игры, включая его «поражение» были частью его плана. Сестра Рагны и Джина — Император Либрариус.
    • Chronophantasma: Сая на самом деле не более чем сосуд для Изанами, а спасённая героями Ню-13 не хочет быть спасённой и в «благодарность» ударяет Рагну в спину.
    • Central Fiction: Теруми не просто предудущий владелец Сусаноо Юнита, он и есть Сусаноо Юнит (точнее, его душа, покинувшая тело). Изанами — обрётший собственную личность Драйв Мастер Юнита. Рой на самом деле осазнаёт, что происходит и не хочет быть спасённым. Рагна и есть «Цетрал Фикшен», который является причиной существавания нашего мира.
  • Финал Resident Evil 7 перевернул все с ног на голову. Крис Редфилд, спасший мир два раза, прославленный боец с био-терроризмом, ветеран спецназа чуть ли не с двадцатилетним стажем — и в рядах той самой загадившей мир Амбреллы!? Фанаты даже поначалу не поверили и посчитали, что это всего лишь тезка героя.
    • И это настоящий Крис. Впрочем, из дополнения следует, что контора пересмотрела политику, переквалифицировалась в ЧВК и пытается своими силами исправить все, что натворила. Самой же Амбрелле Редфилд не верит, и прямо заявляет, что его действия — приказ более договороспособного начальства.
  • Assassin's Creed Odyssey — раз за разом:
    • Раз — и Николаос герою не родной отец.
    • Два — за всеми бедами стоит некий зловещий культ Космоса.
    • Три — самым крутым орудием культа является младшая сестра/брат героя, которую/ого на глазах у ребенка сбросили со скалы.
    • Четыре — кровь не водица, Деймос не выдаст брата/сестрицу!
      • И это ещё только треть игры…
    • А для автора правки, разоблачившего жителей Пефки с их поддельным минотавром, вот это поворотом оказалось то, что под минойскими развалинами живет настоящий Минотавр.
  • Vampire Night — Главные герои (охотники на вампиров) в конце сгорят на солнышке вместе с главным вампиром, притом добровольно. И это при том, что они выглядят, как люди, к у местной нежити более специфическая внешность.
    • Обоснуй: в бонусных материалах, раскрывающих предысторию игры, пишется, что главный вампир сам создал этих двоих охотников 300 лет назад, и именно затем, чтобы они его убили. Логично.
  • «Корсары: Каждому Свое» — из-за невероятно длинного и запутанного сюжета такие открытия происходят регулярно, но главное, конечно, связано с загадкой своеобразного мессии индейцев ица, который при помощи древних артефактов возродит славу цивилизации майя, ибо по крови является наполовину индейцем. В целом, индейские черты можно спутать с французским типом… о черт! Брат протагониста Мишель, которого мы всю игру спасали из заточения!
  • Super Smash Bros 4 — нет, то что одним из играбельных персонажей станет Боузер Младший мало для кого оказалось сюрпризом, но то, что его альтернативными цветовыми гаммами будут Купалинги…
  • Tyranny — собственно, второй акт с этого и начинается: произошедшие до этого оглашение и разрешение Эдикта Владыки не являются для Вершителей Судеб чем-то совсем уж экстраординарным. А вот попутно произошедшее событие в лице активации Горного Шпиля весьма значительно меняет расклады ибо открывает в протагонисте нового Архонта. Ну и конечно же третий акт в котором Владыка больше не препятствует вражде архонтов, ожидая что Ярусами будет править только один!
  • Квест Waxworks — по сюжету, ведьма прокляла весь род главного героя в средневековье. Отныне, в роду время от времени будут рождаться братья-близнецы, один из которых обязательно станет жестоким злодеем. Итак, протагонист решил положить конец проклятию его рода, и спасти своего брата-близнеца. Ближе к концу раскрывается, что вы играете за злого брата, который решил положить конец проклятию.
  • QWOP — хотя казалось бы, какой тут может быть сюжетный поворот? Проковыляв сотню метров, вы обнаружите, что это была не стометровка, а прыжки в длину.
  • Oddworld: Stranger’s Wrath — поначалу игра имеет вполне линейный сюжет: мы играем за охотника за головами, ловим бандитов и копим деньги на операцию, которая «необходима, чтобы выжить». По ходу сюжета мы также получаем контракт, который не можем выполнить. После 2/3 игры происходит неожиданный поворот: жертвой невыполнимого контракта оказывается сам протогонист, а операция нужна для того, чтобы изменить его внешность. Заказчик этого контракта срывает операцию и оставшуюся треть игры мы пытаемся его убить.
  • Professor Layton and Azran Legacy — То, кем оказываются протагонист и второй антагонист Жан Дескол. Разлученные в детстве братья, да-да. А еще настоящее имя Лейтона вовсе не Гершель, а Теодор.
  • Half-Life: Alyx — ближе к концу Аликс подслушивает разговор, из которого узнаёт, что висящий над Городом-17 объект — это тюрьма, в которой содержится некто, переживший Инцидент в Чёрной Мезе. Она, её отец и закадровый штурман Расселл решают, что это может быть только Гордон Фримен, и всю оставшуюся игру Аликс пробивается к тюрьме, чтобы освободить его. Уже приготовились встретить главного героя игровой серии и спасти дважды (ну ладно, на момент действия игры ещё только единожды) спасителя человечества? А нет: человек в тюрьме — совсем не Гордон Фримен.
  • «Metal Gear Solid» Кодзима обожает этот троп и поэтому встречается он по несколько раз за каждую игру.
  • 35MM — как оказалось, верный Напарник, который всё это время сопровождал Петровича в его дороге домой, к жене и дочке, сам же и виновен в их смерти — по пьяной лавочке он устроил автоаварию, в которой и погибли родные главного героя, о чём он всё это время не подозревал.
  • Scriptwelder обожает такие тропы:
    • Совсем уж небольшая игра A Small Talk at the Back of Beyond. Герой просыпается в бункере, а местный ИИ говорит ему, что случилась ядерная война, и всё человечество вымерло. Вот вы начинаете болтать с компьютером и не замечаете, как ваш герой почему-то умирает. А всё потому, что никакой ядерной войны не было. Вы и ИИ летите на космическом корабле, потерявшем управление, прямиком к ближайшей звезде. Искусственный интеллект соврал герою, потому что чувствовал себя одиноким. Дальше даётся выбор: либо улететь на спасательной капсуле (но вероятность выжить всё равно крайне мала), либо остаться вместе с компьютером и умереть вместе.
    • The Deepest Sleep — в двух предыдущих играх серии герой, путешествующий по миру снов, встречался с теневыми людьми, населяющими мир осознанных сновидений. Вторая игра, Deeper Sleep, заканчивалась как раз встречей с данными существами. И вот в третьей части он снова пытается выбраться из мира снов, но никаких теней нет (зато есть твари похуже). Под самый конец игры герой смотрит в зеркало и видит, что сам превратился в живую тень — предыдущая встреча с теневым народом кончилась тем, что его тело украли эти самые существа, которые являются душами людей, застрявших в мире снов и потерявших физическое тело. Нам даже дадут выбор: либо забрать тело у ещё одного сноходца, либо остаться навсегда в мире снов, разорвав порочный круг.
    • Don’t Escape 3 — на борту космического корабля Horizon, перевозившего груз инопланетных кристаллов, что-то страшное уничтожило весь экипаж и попыталось избавиться от протагониста, выбросив его в открытый космос. К счастью, наш герой выживает, потихоньку чинит корабль и начинает расследовать дело. Судя по видеозаписям, всех членов экипажа перебил предатель в белом костюме астронавта (кто сказал Among Us?). И вот герой открывает комнату, где находит пустой костюм. Со своим именем на бирке. Да-да, дорогой друг, предатель — это ты, и не зря тебя хотели в самом начале выбросить в космос из шлюзовой камеры. Впрочем, это всё лишь потому, что те самые кристаллы — космические паразиты, сначала захватившие тело протагониста, а после решившие избавиться от него, когда тот пережил свою полезность. Именно поэтому худшая концовка — та, где герой всё-таки сбегает с Horizon, или где корабль находит спасательная экспедиция. Для лучшей же потребуется взорвать Horizon вместе со всеми кристаллами к чертям.
      • Есть ещё одна концовка, где тайна убийств раскрыта, но при этом не все кристаллы и не весь корабль уничтожены. Спасательная экспедиция с судна UEFS Warsaw находит бортовые записи, вычисляет, что произошло и забирает останки корабля на исследовательскую базу Sidereal Plexus 1. Думаете, что это хорошая концовка? Хрен там. В Don't Escape 4 оказывается, что компания Sidereal Plexus, занимавшаяся добычей этих кристаллов, является местной версией Weyland-Yutani. Именно их попытка добыть эти самые кристаллы на Луне привела к тому, что небесное светило раскололось и стало медленно падать на Землю, руководство компании же вместе с сотрудниками предпочло вместо разруливания проблем сбежать от апокалипсиса в другое измерение. Вот подумайте, а точно ли стоит доверять этим людям тайну кристаллов, учитывая, как они могут их применить?
  • The Beginner’s Guide: игры Коды, которые мы проходили, оказались из лучших побуждений «доработанными» рассказчиком (в частности, фонари в конце уровней именно его задумка), что извратило их смысл и разрушило дружбу разработчиков.
  • Mortal Kombat — нехилый такой вотэтоповорот случился в Aftermath — оказывается Синдел вовсе никакая не жертва, она всегда любила Шао Кана (и это взаимно!), сама сделала с широкой душой поворот налево и ничуть об этом не жалеет!
  • The Elder Scrolls V: Skyrim — в каждой сюжетной линии какой-нибудь гильдии попытались добавить сабж с разной степенью успешности:
    • Соратники — вся верхушка организации — оборотни
    • Коллегия Винтерхолда — Артефакт, найденный в Саартале — это Око Магнуса, способное при неправильном использовании уничтожить Нирн
    • Гильдия Воров — Нынешний глава гильдии Мерсер Фрей — предатель, убивший прежнего главу гильдии Галла Дезидения и укравший у даэдрической покровительницы воров Ноктюрнал Скелетный ключ, чем навлёк на всю организацию проклятие.
    • Тёмное Братство — Астрид тайно договорилась с имперским властями, попытавшись обменять жизнь главного героя на безопасность собственного убежища. Не помогло, убежище разносят бойцы Пенитус Окулатус.

Визуальные романы[править]

  • Ever 17: The Out of Infinity: финальная линия выжимает педаль в асфальт — там целое комбо таких поворотов.
  • «7 дней лета»: сабж гарантирован игроку, если он будет проходить руты Слави и Ольги Дмитриевны последними. Также подходят под сабж так называемые «истинные» концовки персонажей, которые заставляют совсем по-другому переосмыслить их историю.
  • Kara no Shoujo — Токо родилась в результате непорочного зачатия и является племянницей убийцы жены главного героя, а сама возлюбленная Рейдзи собиралась сделать аборт, чтобы избавиться от их общего ребёнка.
  • Фирменный стиль Котаро Учикоси (Ever 17: The Out of Infinity, Zero Escape, AI: The Somnum Files).
  • Fate/Zero и Fate/Stay night: Сакура — родная сестра Рин, Широ и Арчер — один и тот же человек, Грааль заражён тьмой и исполнение ним чуда стоит огромных жертв, Сейбер удалось спонтанно призвать благодаря Авалону, вживлённому в тело Широ. В этом же и причина его живучести.

Настольные игры[править]

  • Мафия этим только и дышит. Выкинули на дневном голосовании доктора или, ещё хуже, комиссара? Вот это поворот! Игрок, которому доверяли больше всех, оказался доном мафии? Вот это поворот! На последнем ходу вдвоём выкинули последнего оставшегося мафиози, но вдруг верный союзник усмехается и вскрывает свою карту маньяка? Вот это поворот!

Музыка[править]

  • DyE — Fantasy. Просто посмотрите клип, это словами не передать.

Примечания[править]

  1. Убивающие интригу и сильно портящие восприятие фильма вступительные слова по ходу первых минут отсутствуют в режиссёрской версии.