Время Бусово

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Древняя Русь не вылупилась из небытия уже полностью готовая в VIII в. н. э. Разумеется, и до неё на территории, которая впоследствии станет древнерусским государством, что-то было. Эта статья — о древнейшей истории славянских племён с самого их начала и до появления достаточно достоверных исторических сведений о них. Тёмные века Восточной Европы. С исторической точки зрения об этой эпохе сказать можно не больше, чем об истории мидян[1], и это открывает авторам великолепный простор для творчества.

Отрывочные исторические сведения[править]

  • Данные археологии, лингвистики и генетической генеалогии говорят о наиболее вероятной прародине славян в бассейне Вислы и Западного Буга.
    • С лингвистической точки зрения это просто единственное место, где протославянский язык мог бы контактировать одновременно с протобалтскими и протоиталийскими языками (и то, и другое совершенно несомненно). А вот контактов с архаичными иранскими языками у него, в отличие от балтских языков, не отмечено, как и с протофракийскими. Поэтому лужицкая культура считается как минимум частично славянской.
    • Для самых-самых первых веков нашей эры совершенно несомненны контакты с древнегерманскими языками и одновременно нахождение в зоне влияния римской провинциальной культуры. Поэтому пшеворскую культуру не без оснований полагают смешанной германо-славянской, а зарубинецкую — либо совместной германо-протославянской инфильтрацией из бассейна Вислы в бассейн Днепра, либо созданной протославянами, спасающимися от ранних германских вторжений в бассейн Вислы.
  • Первым о том, что на берегах Днепра кто-то живет, писал «отец истории» Геродот (V век до н. э.) Не то что бы можно быть уверенными, что его невры и скифы-пахари являются славянским племенами или их предками — просто неизвестно о существовании в описываемые времена в тех местностях других народов.
  • В I веке до н. э. Страбон упоминает племя бастарнов. По археологическим данным им соответствует зарубинецкая культура. В советское время её считали раннеславянской, сейчас этот вопрос признаётся неясным. Однако её влияние прослеживается в ранних памятниках киевской культуры, по мнению большинства археологов — раннеславянской.
  • Черняховская культура. Советские учёные в 1940-60-е годы упорно приписывали её исключительно славянам, что не соответствует действительности, но практически нет сомнений, что часть ранних славян жила в её ареале.
    • Да и для некоторых позднейших славянских племен этого ареала есть основания предполагать частично смешанное происхождение — это касается и антов, и венедов. Древние сербы и хорваты считаются либо выходцами из антского ареала, либо частично смешавшимися с историческими сарматами-аланами, жившими в долине Дуная, так как их этнонимы скорее иранского происхождения. Для волынян и дулебов давно предполагается частично германское происхождение. Это было совершенно типично для племён гуннской эпохи — останки, приписываемые гепидам, крымским готам и даже испанским вестготам, точно так же указывают на активное смешение народов. Но в целом с останками облом — у большинства черняховцев, самых ранних славян и германцев преобладал обряд трупосожжения, что крайне затрудняет надёжную идентификацию останков как раз именно в период активного формирования племенной группы славян (1000 год до н. э. — 500 год н. э.).
  • Куда менее известной является именьковская культура на территории Среднего Поволжья IV—VII веков н. э. Она происходит от днестровского варианта зарубинецкой культуры, и большинством учёных считается если не праславянской, то очень близкой к этому. Уничтожена вторжением булгар, её представители частично ассимилировались с финно-угорскими народами Поволжья, частично мигрировали в ареал волынцевской культуры.
  • Киевская культура II-V вв. н. э. является как бы смешанной между зарубинецкой и местными юхновской и милоградской. Основана зарубинцами, отселившимися к северу от ареала черняховской культуры. Хоть она и считается куда менее развитой, чем зарубинецкая[2], её культурная экспансия (керамика и украшения) прослеживается аж до нынешней Вологодской области.
  • Культура псковских длинных курганов V-X веков н. э. настолько смешанная и неопределённая в этническом отношении, что даже сейчас её принадлежность не поддаётся точному определению. Считается мощным культурным вбросом с юга из бассейна Днепра; впоследствии она сильно смешалась с местными культурами.
  • Германцы выполняли роль тарана и способствовали широкому расселению протославянских племен ещё в первой половине первого тысячелетия аж до Волги. Складывается впечатление, что до германских нашествий собственно протославянский ареал был не очень велик и до Днепра не доходил, так как прямо из днепровских культур конца первого тысячелетия вроде юхновской, милоградской, скифской вывести опредёленно славянские культуры второй половины первого тысячелетия н. э. невозможно; но, с другой стороны, они (кроме скифской) генетически связаны с сосницко-тшинецкой культурной общностью, из северо-западного ареала которой выделилась и лужицкая культура. Поэтому предполагается, что, несмотря на культурные различия, пришельцы не сильно отличались от аборигенов своим языком, а смешанные культуры стали нормой, как и вторичные миграции этих носителей дальше.
  • При этом нет оснований считать, что праславянское присутствие в бассейне Вислы прекратилось даже в период господства там германцев. Пока те шли оттуда грабить Рим и истребляли друг друга в долине Дуная, даже не дойдя до него, примерно в V-VI вв. на базе синтеза местных вариантов пшеворской и латенизированных (от Ла-Тен, латенская культура) культур типа зарубинецкой на территории Чехии и прилегающих районов южной Польши сформировалась пражская культура. Это едва ли не первая культура, в славянской принадлежности которой нет никаких особых сомнений. Практически сразу началась её активная экспансия и в ареал старой лужицкой культуры — на север вниз по течению Вислы и на восток в бывший ареал зарубинецкой и черняховской. Именно у них впервые у славян фиксируется обычай ношения височных колец и появляются первые прототипы печей.
  • После гибели черняховской культуры началось массовое переселение на её бывший ареал носителей киевской культуры и смешение с остатками её населения. Получившаяся в результате синтеза общность названа пеньковской культурой и связывается с антами. Бывшая территория собственно киевской культуры с некоторой экспансией перерастает в колочинскую культуру. Идущие на восток переселенцы пражской культуры встретились в бассейне Прута и Днестра с расселяющимися на запад пеньковцами в VI—VII веке.
  • Синтез пражской культуры с пост-пшеворским наследием бассейна Вислы дал начало суковско-дзедзицкой культуре. Она интересна тем, что именно в её ареале впервые зафиксированы срубные полностью наземные избы с подпольями, но настоящей печи ещё не было.
  • При этом на VII-VIII вв. зона славянизации не исчерпывалась территорий этих культур — ещё в эпоху киевской и именьковской культур они оказывали весьма существенное влияние как на т. н. «лесные» условно балтоязычные культуры, так и практически несомненно на в основном финноязычные культуры лесостепной полосы бассейна Дона-Волги. При этом остаётся проблема культуры псковских длинных курганов — если её носители хотя бы частично говорили на некоем протославянском диалекте архаичного облика, то это объяснило бы наличие общеприбалтийско-финских заимствований крайне архаичного славянского облика, типа фин. «seitsemaan» («семь»), «tammi» («дуб»), «jaarvi» («озеро»), «dvani» («вилы»), которые необъяснимы, если исходить из балтских, древнерусского или даже позднего общеславянского языков.

Отдельные личности[править]

  • Бус, или Бож, тропнеймер благодаря более позднему «Слову о полку Игореве». Правитель племенного союза протославян-антов, живший в IV в. нашей эры, упомянутый готским историком Иорданом. Воевал с остготским королём Витимиром, в первом бою разгромил его, но в последующем потерпел поражение и был распят вместе с сыновьями и 70 старейшинами[3]. Витимир за это получил титул «Винитарий»[4], т. е. победитель венедов (так в старинной литературе называли славян). Правда, своим триумфом наслаждался он недолго: уже в следующем году гуннский король Баламбер, союзник славян, разгромил войско Витимира и убил его самого, а остготов частично поработил, частично вынудил покинуть родину вслед за вестготами. Случилась вся эта кровавая Санта-Барбара около 375 г., вскоре после падения готского государства Ойум. Первый славянин в истории, о котором нам точно известно, что он им был. Правда, согласно неготским источникам Витимир, будучи неспособен победить в честном бою, убил Буса, пригласив его на пир и вероломно там убив, что не лишено вероятности — согласно готской же истории подлость и вероломство им были более чем свойственны.
    • А вот в наше время он известен в основном благодаря псевдоязыческому фрику Асову ака Бусу Кресеню, который из рассказа о его казни сделал целый сакральный миф и называет бедного анта не иначе, как — зацените! — «Арийский Спаситель Бус Белояр».
  • Мезамир, сын Идаризия и брат Келагаста. Ант. Был отправлен своим отцом договариваться с аварами о выкупе пленных, однако как посол оказался настолько никудышным (по описанию тогдашнего византийского историка, «пустослов и хвастун, по прибытии к аварам закидал их надменными и даже дерзкими речами»), что авары вопреки обычаю его убили, а военные действия возобновили усиленно. Первое в истории (середина VI века) упоминание о славянских княжеских династиях хотя бы в формате «такой-то, сын такого-то» и первое в истории упоминание о дипломатической деятельности славянских племен. Имя его до сих пор на любом славянском языке понятно: (Стоящий на) меже (границе) между мирами.
  • Кий, Щек и Хорив (и сестра их Лыбедь) — легендарные основатели Киева, три брата из племени полян. Согласно «Повести временных лет», Кий поселился на месте Боричева взвоза (то есть на Старокиевской горе, примерно там, где сейчас находится Национальный музей истории Украины), Щек на горе Щековице, а Хорив — на Хоривице, а потом три брата построили город в честь старшего. Скорее всего, это этимологический миф.
  • Чех, Лех и Рус — такие же эпонимические праотцы-основатели трёх важнейших (с точки зрения средневековых авторов) славянских народов. Видимо, изначально существовали в легендах, откуда проникли в хронику Козьмы Пражского, а в канонической форме закрепились уже в Великопольской хронике.
    • Крок — мудрец, преемник Чеха на троне и основатель Кракова.
    • И его дочери Кази, Тета и Либуше, из которых правительницей стала последняя, и правила успешно, но вызвала бурление местных сексистов, недовольных правлением женщины и потребовавших от Либуше избрать себе мужа, который и станет князем. А её приближённые девушки впоследствии устроили целое движение феминисток — Девичью войну.
  • Олимар (возможно, по-настоящему его звали Велемир) — упоминаемый в «Деяниях данов» «русский король». Согласно хронике, будучи союзником гуннов, участвовал в войне против датского короля Фродо III, командуя флотом. Однако, потерпев поражение в битве на море, перешёл на сторону короля Фродо и уже вместе с ним нанёс полное поражение своим бывшим союзникам-гуннам, уничтожив их армию и убив их царя Гуна. После победы король Фродо распределил земли между союзниками и бывшими врагами, признавшими его власть, обязав платить дань и соблюдать общие законы. Олимару достался во владение Хольмгард (Новгород).
  • Бравлин — русский князь, живший в конце VIII или начале IX в., о котором известно из «Жития святого Стефана Сурожского». Согласно источнику, данный князь из «Новаграда» (Новгорода) атаковал византийскую Таврику, захватил все её города и в конце концов взял штурмом Сурож (современный Судак). Ворвавшись в храм Святой Софии, Бравлин разграбил хранившиеся там драгоценности и осквернил мирно покоящиеся в храме мощи святого Стефана Сурожского, после чего с ним случился приступ, и жадный князь оказался парализован. Испуганный Бравлин приказал вернуть всю награбленную добычу и освободить города, однако это не помогло. Тогда к нему в видении явился сам святой Стефан, сказавший, что пока князь не примет крещения, возвращения в нормальное состояние ему не видать. Князь послушался совета святого, и болезнь отступила. Вместе с князем приняли крещение и его бояре, после чего русское войско, освободив пленников, покинуло Крым.
  • Бой — упоминается в скандинавских сагах и белорусских легендах. По скандинавской версии он потомок Одина, по славянской — праотец белорусов. Возможный прототип не найден.

Примеры[править]

Литература[править]

Средневековая[править]

  • «Повесть временных лет» — повествование начинается не с Рюрика, а со всемирного потопа: во введении автор дополняет то, что головотяпы-составители Библии недостаточно подробно отразили в книге Бытия, и выводит происхождение славян от Иафета, младшего сына Ноя. Там же поведана легенда о возникновении основных ветвей славянства и о расселении их по Восточной Европе. Основная часть стартует 852 г. — дата первого известного Нестору упоминания Руси в византийских хрониках. Из жизни древних славян он рассказывает три эпизода: 1) миссионерство апостола Андрея; 2) основание Киева; 3) история белых угров (хазар) и обров (аваров).
  • «Чешская хроника» Козьмы Пражского (начало XII в.) — история возникновения чешской нации от «праотца Чеха».
  • «Великопольская хроника» aka «Великая или пространная хроника поляков или лехитов» (XIV в.), посвящённая древней истории Польши. В ней содержится утверждение, что все славяне — выходцы из Паннонии. Там же впервые полностью изложено предание о Чехе, Лехе и Русе.
  • «Слово о полку Игореве» — упомянуто «время Бусово», о котором поют готские девы. Скорее всего, автор «Слова…» сравнивал современные ему времена раздоров с теми, семивековой давности. Тут речь идёт о готах, ещё живших в Крыму — только в XVII в. они окончательно были ассимилированы крымскими татарами.
  • «Сказание о Словене и Русе и граде Словенске» — новгородское летописное сказание, ранние известные списки которого относятся к XVII в. (хотя и нельзя исключить, что данная легенда более старая). В чём-то (например, в в библейской версии происхождения славян от Иафета) солидарно с ПВЛ, но большей частью ему противоречит. «Сказание…» выводит происхождение предков славян от Скифа, правнука Иафета. По легенде, потомки Скифа, братья Рус и Словен, из-за конфликта с остальной роднёй, отправились на север и там, достигнув берегов нынешнего озера Ильмень, основали два города: Словен — Великий Словенск (позже ставший Новгородом), а Рус — Русу (Старую Руссу). Случилось это якобы в 3099 году от сотворения мира (2409 год до н. э.). Дальнейший текст «Сказания…» повествует об истории северных славян до времён призвания Рюрика.
  • Саксон Грамматик, «Деяния данов» — 16-томная хроника конца XII или начала XIII в., посвящённая в первую очередь, естественно, истории древних скандинавов, однако содержащая и некоторые сведения и о славянах первого тысячелетия н. э.

Современная[править]

  • Немец Музеус, «Либуше» — от Чеха и до Пржемысла. Не то чтобы современная — XVIII в., но явно не документальное сочинение, а уже исторический жанр.
  • Алоис Ирасек, «Старинные чешские предания» (1894; также словацкие и еврейские о Големе) — литературная обработка. На волне противостояния австриякам чехи вспомнили о собственных легендах.
  • Валентин Иванов «Русь изначальная» (первая часть трилогии) — объединение славянских племён и сложности со степняками с одной стороны и загнивающей Византийской империей с другой.
  • Дмитрий Мищенко, «Синеокая Тиверь», «Лихолетье Ойкумены» — действие происходит в те же времена, что и в предыдущем примере, так же рассказывается о славянских племенах (правда, более западных — тиверцев, живших на Дунае), и других народов: византийцев, авар, потомков гуннов, и многих других.
  • Юрий Вронский, «Необычайные приключения Кукши из Домовичей» — о славянском подростке, взятом в плен викингами и пережившим настоящую одиссею по всей тогдашней Ойкумене, от Норвегии до Византии.
  • Богдан Чалый и Александр Пархоменко, «Сказание о Кие».
  • Исторические романы Марии Семёновой из эпохи «Тёмных веков», такие, как «Валькирия» или «Лебединая дорога» (речь идёт в основном о викингах, но и о славянах много).
  • Юрий Никитин, «Трое из леса» — троицу героев из племени невров (упомянуты античными авторами) злые дряговичи (в ПВЛ упомянуты), чуть было не скормили упырям. А ещё уничтожение обров (которые упомянуты в ПВЛ своей горестной судьбой) — это личная инициатива Олега, который её и исполнил. И да, упомянутый в ПВЛ Яфет (Иафет) в сеттинге не просто есть, он иногда и лично появляется.
  • Андрей Валентинов, «Ория» — о жизни наших предков веке эдак в V—VI[5]. В наличии магия, драконы, оборотни и многое другое.

Кино[править]

  • «Русь изначальная» (1985) — экранизация одноименного романа, спорная (слишком много тарковщины, которой не было в романе); финал с пресловутым «щитом на вратах Царьграда», чего в первоисточнике и близко не было.
    • Плюс одноимённый мультфильм по мотивам фильма.
    • Плюс одноимённая песня группы «Аркона» с цитатами из фильма.
  • «И на камнях растут деревья» (экранизация повести Вронского) — славяне и викинги. До времен исторических осталось совсем немного.
  • «Когда Солнце было богом» — фильм Ежи Гофмана (вольная экранизация романа Юзефа Крашевского «Старинное предание») о ранней дохристианской истории Польши.

Видеоигры[править]

  • Total War: Atilla, DLC «Культура славянских народов». Славяне представлены тремя фракциями: анты, склавины, венеды.

Музыка[править]

  • Балет Игоря Стравинского «Весна священная» — действие происходит предположительно тогда.
  • Римский-Корсаков, «Снегурочка» — хотя исторические берендеи были тюрками-кочевниками, сама атмосфера оперы очень намекает на троп.
    • Есть мнение, что в основе лежит патриотическая самоклюква вроде современного долбославия — так называемая кабинетная мифология.

Примечания[править]

  1. Фраза из устного рассказа И. Ф. Горбунова (1831—1895), сохранившегося в записи одного из его современников. Учитель истории диктует в классе: «История мидян... история... мидян... точка и подчеркнуть. С новой строки: введение в историю мидян... Точка и подчеркнуть. G красной строки: история мидян... история мидян... темна и непонятна... темна и не-по-нятна. С красной строки: конец истории мидян. Точка и подчеркнуть» (Павел Шереметев, Отзвуки рассказов И. Ф. Горбунова, СПб. 1901, с. 98). Фраза цитируется как шутливая характеристика малосодержательного, бестолкового рассказа о чем-нибудь.
  2. Как раз на это время приходится вторжение гуннов — а такие вещи прогрессу не способствуют. Даже такую технологию, как гончарный круг, умудрились утерять на несколько веков!
  3. Историки отмечают, что само это перечисление — Бож, сыновья, 70 старейшин — свидетельствует о зарождении у славян зачатков государственной иерархии
  4. Да, имя соответствующего персонажа из «Волкодава» Семёновой — отсылка к этой личности.
  5. Упоминание креста как символа единого римского бога с эпитетом «Вознесенный» — это однозначно позже Фессалоникийского эдикта 380 года.