Всеведение

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Всеведение — сверхспособность, состоящая в умении ответить (другому или самому себе) на любой корректно поставленный вопрос. Можно рассматривать как ясновидение с педалью в земную кору.

Поскольку наличие в сеттинге всеведущего персонажа или устройства напрочь убивает интригу — сторона, поддерживаемая (обладающая) им, обрела бы унылую непобедимость — автор практически всегда вводит те или иные ограничения, например, всеведущий:

  1. готов ответить только на конечное (и обычно небольшое) число вопросов
  2. используется крайне неэффективно (либо не используется вообще)
  3. преследует собственные цели, поэтому делится информацией неохотно (или отказывается делиться в принципе)
  4. ставит вопрошающим невыполнимые условия
  5. говорит загадками
  6. игнорируется из-за недоверия (правда Кассандры)
  7. недоступен по тем или иным причинам

Хроники Акаши — подтроп, поскольку абсолютное всеведение включает знание и о том, что ещё не произошло.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Братья Гримм, сказка «Двенадцать охотников» — волшебный лев. Ограничение: король ему не верит.

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • Братья Стругацкие, «Повесть о дружбе и недружбе» — юмористическая аверсия. Компьютер ВЭДРО лишь думает, что всеведущ, а на деле, похоже, не знает о логических парадоксах и легко вводится в ступор одним из них.
  • Владислав Крапивин, «Голубятня на желтой поляне» — бормотунчики. Ограничение: каждый отвечает только один раз, да и то не всегда вразумительно. Один из персонажей нашёл способ создать «вечного» бормотунчика; результат: «Он то и дело несёт всякую чепуху. Он живёт у меня уже девять лет и до сих пор не поумнел… Правда, иногда он подаёт дельные советы».
  • В. Орлов, «Альтист Данилов» — демоны, возмужав, получают всеведение, от чего главный герой уклонился. Однако при этом вопрос, что же такое Синий Бык, поддерживающий демонские Девять Слоёв, принято обходить стороной. Есть серьёзные подозрения, что со всеведением этим не всё так однозначно; очевидно, оно представляет собой пародию на «всезнающую» советскую идеологию.
  • Александр Бушков, цикл «Сварог» — живущий в Хельстаде семиглавый змей Лотан, каждая из голов которого может дать один ответ в неделю, если не отыграет джинна-буквалиста (ответив на машинальный, а не заготовленный вопрос). ГГ тщательно отбирает минимальное количество важнейших вопросов, однако при встрече видит, что жива лишь одна голова (еще одна явно мертва, другая скелетирована, а от остальных вообще лишь шейные позвонки остались), причем она честно предупреждает, что через неделю будет уже нефункциональна, и просит помощи в самоубийстве сразу после ответа. Таким образом, Сварог узнаёт ответ на один-единственный вопрос.
  • Игорь Сахновский, «Человек, который знал всё» — именно то, что написано на упаковке, ГГ обретает всеведение после удара током. Ограничение: смесь неэффективного использования (например, американцы не догадываются спросить об ещё несуществующих, но возможных и полезных изобретениях) и собственной воли (через какое-то время герой от них сбегает и более не работает ни на кого).
  • Михаил Харитонов, «Джехути / Когда-нибудь, но не сейчас» — квантовый компьютер. Или нечто, прикинувшееся квантовым компьютером.
  • Владимир Набоков, «Solus Rex» — Фальтер. С прикрученным фитильком, поскольку знает не все факты в мире, а только «оглавление вещей», то есть, по-видимому, наилучший способ упорядочения и классификации доступных человеку знаний.
  • М. и С. Дяченко, «Пандем» — собственно, Пандем. Ограничение: сначала общается с людьми где и когда угодно, потом только в специальных беседках, а потом и вовсе покидает человечество.
  • «Виртуальная машина» Германа Шендерова — достигший Тихого Дома обретает его. Ограничение: ничего прочего в человеке после этого не остаётся. Знает-то он всё, но ни двинуться, ни сказать что-то не может.
  • С. Лукьяненко "Непоседа": Сфинкс "Мне ведомо все, что находится на земле и под луной. Под землей - это уже не в моей компетенции."
    • Деконструкция, или как поиметь Синкса: "Не путай знание со всеведением. Сфинкс, будучи существом алхимически созданным из разных стихий, может дать ответ на любой вопрос. Но вначале ему надо этот вопрос сформулировать. Если бы он заподозрил, что я его обманываю... К счастью, он - существо очень нервное, неуверенное в себе, ожидающее от жизни подвоха. И мои слова его сразу убедили. Со временем, наверное, разберется что к чему..."

На других языках[править]

  • Роберт Шекли, «Верный вопрос» — Ответчик. Ограничение: практически невыполнимые условия использования. Вопрос должен быть сформулирован, исходя из истинной (то есть исповедуемой самим Ответчиком) картины мира, а она радикально расходится с картиной мира всех спрашивающих.
    • Там же — создатели Ответчика, но они куда-то ушли в полном составе.
  • Станислав Лем:
    • «Формула Лимфатера» — искусственный разум, созданный ГГ. С прикрученным фитильком, поскольку всеведение касается лишь области, до которой успел бы дойти световой луч от момента его создания до текущего. Ограничение: не используется вообще и вскоре уничтожается создателем.
    • «История о множественниках» — совершенный Советчик. Ограничение: глупый и параноидальный король под влиянием провокации Трурля вскоре перестает ему верить.
    • Демон Второго Рода из «Кибериады» же! Ограничение: крупицы ценной и правдивой информации тонут в море информации правдивой, но никому не нужной (а информации во вселенной ой как много).
  • Уильям Моррисон, «Мешок» — загадочный инопланетный артефакт. Ограничение: у него есть личная этика и он понимает, что своим существованием приносит людям огромный вред, поэтому использует попытку его похитить, чтобы сбежать от человечества навсегда.
  • Dresden Files — Genius Loci знает обо всем, что происходит на его участке, главное задать вопрос правильно. Маг может создать связь с ним и стать таким же всеведующим, пока находится в соответствующем месте.
  • Филип Дик, «Золотой человек» — с прикрученным фитильком (точнее, в фирменном безумном стиле Дика). Титульный персонаж помнит будущее, а прошлое для него неведомо. Впрочем, он не говорит и никому ничего не выдаст.
    • Спародировано у Евгения Лукина в «Юности кудесника»: коты помнят только будущее, поэтому наказывать их бессмысленно.
  • Цикл «Андреа Вернон» — супергерой Инспектор Ну Вообще-то способен ответить на любой вопрос, но только если поставить этот вопрос в форме неверного утверждения, которое он не может не поправить, причём всегда начинает реплику с «ну, вообще-то...» Как выразилась главная героиня, он спасает мир самым занудным способом в истории.

Мультсериалы[править]

  • RWBY - дух, обитающий внутри Реликвии Знаний, может ответить на три любых вопроса касающиеся прошлого, настоящего но не будущуго. Потом 100 лет перезаряжается.

Веб-комиксы[править]

  • Homestuck - Док Скрэтч, один из антагонистов. Знает всё (кроме того что специально скрыто силой Пустоты, но это незнание не мешает ему в достижении планов, а иногда даже и помогает). Именно всезнание позволяет ему быть псевдомилым злодеем со стандартами - он всегда очень вежлив, угощает врагов конфетами даже если они пришли его убивать, всегда говорит правду и даже даёт героям действительно полезные советы - потому что заранее знает, что всё произойдёт именно так, как он хочет.

Аниме и манга[править]

  • Eden's Zero — чтец времени Сяомэй знает всё что было, всё что есть и всё что будет за двумя исключениями: во-первых, она не знает где находится та, от которой она и получила дар всеведения, а во-вторых Сяомей сама ограничивает свою силу на специальной арене, на которой в качестве платы за право задать ей вопрос сражаются посетители, что развеивает ей скуку от всезнания.

Видеоигры[править]

  • Master of Orion II — Элерианы (космические эльфы) обладают именно этим свойством (по игровой механике означает, что они сразу видят всю карту и тому подобное)
  • "Герои Меча и Магии 6" - Невидимая библиотека Безликих и их же объединённое сознание. Парадоксально, но, в отличие от этих ваших джедайских архивов, Безликие в состоянии дать верный ответ даже на бронебойный вопрос: "Что. Вы. Забыли?".
    • В пятой части серии способность "Колдовское всеведение" открывается героям Академии волшебства в качестве суперабилки - открывает доступ ко всем заклинаниям в игре
    • Получается, что таким же ограниченным всеведением владеют и элементали Конфлюкса из третьих Героев, когда возводят в своём городе постройку Грааля.

Реальная жизнь[править]

  • Приписывается некоторым людям, от дельфийской пифии до Нострадамуса. Ограничение: смесь недоступности и склонности говорить загадками.