Всегда хорошие

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Always Lawful Good. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Целая раса, целый народ или целая категория героев могут подпадать под этот троп. Например, в советском кино представители Красной Армии и советской милиции — однозначно всегда хорошие. Так же существуют нации, которые между собой дружат: сербы и русские, поляки и венгры… Список продолжается.

Ни один из персонажей фракции Всегда хороших не опускается до плохих поступков даже под давлением обстоятельств (например, ради спасения собственной жизни). Каждый его поступок выверен с точки зрения морали и направлен, в конечном итоге, на благо. Особенно часто такие персонажи встречаются в литературе, которую могут читать дети.

Есть два основных сюжета, связанных с этим штампом:

1) Мир, где любой положительный или даже нейтральный нейтральный персонаж — всегда хороший. Только злодеям дозволяется пинать собак (несильно и по праздникам). Если же хорошие персонажи и делают плохие вещи, то по ошибке или незнанию.

Один из любимых приемов всех фикрайтеров — это помещение в такой добрый мир настоящего злодея, который, пользуясь наивностью населения, быстро приходит к успеху. А у самого населения доброго мира происходит разрыв шаблона (ваш страшный злодей хотел аж посадить в темницу, наш изнасилует, вырежет всю вашу семью и заживо снимет кожу).

  • Фильм-пародия на космооперные сериалы «Galaxy Quest» (США, 1999): Раса термианцев из туманности Клаату по природе своей слишком порядочна и в принципе не знает, как вести себя с агрессорами-рептилоидами.
  • Комедийный боевик «Разрушитель» (США, 1993): (анти)утопическое общество вырастило людей, не способных на какую-либо агрессию. Но однажды из криотюрьмы сбегает психопат Саймон Феникс.

2) Всегда хорошие в не всегда хорошем мире. Тогда фракция обычно служит воплощением морального идеала и своим поведением сильно контрастирует с окружающим миром. Ее членам приходится сталкиваться, во-первых, с уже по-настоящему злыми злодеями, во-вторых с серыми персонажами, которых они пытаются наставить на путь истинный.

  • Легендариум Толкина — все Валар, кроме Моргота. Эльфы, до которых вышеупомянутый Тёмный Властелин не добрался, тоже практически все подходят под сабж, особенно во Вторую и Третью эпохи (в Первой в их рядах ещё были сомнительные личности вроде феанорингов или Эола Тёмного с его сыном), где они не только чрезвычайно мудры, но и готовы противостоять нашествию Тени до последнего вздоха.
  • Старки из ПЛиО/ИП. (NB: не все, а только живущие сейчас, т. е. потомство Неда Старка. Ибо в прошлом Старки под корень истребили немало правящих домов Севера. (Теон Старк сумел разгромить андальскую армию в битве на реке Плачущей. После чего Теон переправился в Эссос с телом Аргоса, привязанным к носу флагманского корабля и разорил земли андалов, уничтожив множество деревень. Головы убитых Теон привез с собой на Север и насадил их на пики, расставленные вдоль всего побережья в предупреждение другим возможным захватчикам. А о устроившем в конце Танца Драконов Час Волка Кригане Старке помнит весь Вестерос. Нагнуть Таргариенов и все великие дома, опоздав на саму войну — это надо суметь.)
    • Правда, Арья учится на убийцу (и уже отправила на тот свет немало народу), Брана взялся обучать магии очень подозрительный старичок, да и погибший задолго до начала саги их дядя Брандон по воспоминаниям некоторых персонажей был далеко не добряком. Не говоря о том, что как правитель Севера и полководец Нед Старк был реально крут и чувство долга было чувством долга, а не стремлением жить как персонаж рыцарского романа (а вот его наследник Робб именно так и понимал смысл семейных традиций).
  • Джедаи (кроме перешедших на Тёмную Сторону).
  • Черепашки-ниндзя.
  • Земляне/люди коммунистического будущего в советской фантастике, попадающие в социально отсталый мир.
    • «Час Быка» Ивана Ефремова. Герои, хоть и ценой страшных жертв, ухитряются найти решение проблемы: как только за счёт дозированной передачи технологий помочь местному сопротивлению уничтожить диктатуру Совета Четырёх, не поступившись при этом принципами, в том числе не нарушив категорический моральный запрет на умышленное убийство.
    • «Сила сильных» Дмитрия Биленкина. Группа диверсантов коммунистической Земли изымает у врагов (потомков сбежавших в своё время с Земли от коммунистических преобразований капиталистов, основавших в другой звёздной системе свою цивилизацию) оружие некоей древней цивилизации, угрожающее Земле уничтожением. Педаль в пол: земляне настолько круты, что не нуждаются в аморальных методах для достижения своей цели.

Деконструкция тропа, как правило, сводится к тому, что либо фракция жестоко страдает и гибнет в полном составе (джедаи), либо ее члены по одному/все вместе ломают «обеты хорошести» (Земляне в романах Стругацких), либо то и другое сразу (например, Старки частично были перебиты, частично сломались и мимикрировали).

Впрочем, у автора-оптимиста фракция Всегда хороших побеждает, не замаравшись, либо разделяется внутри себя на пожелавших остаться Всегда хорошими и добровольно отказавшихся от этой роли, чтобы мараться не пришлось всем.