Вселенная за кадром

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Мы привыкли, что всякие космооперы, фэнтези, приключения дают нам возможность изучить сеттинг вдоль и поперёк, побывав там на каждой планете, острове, городе и т. д. А есть такие произведения или даже целые франшизы, где нам всегда показывают лишь часть вселенной, а остальное остаётся за кадром: действие франшизы крутится вокруг одной планеты, а целые космические империи остаются за кадром, или нам показывают лишь один материк. Например, вселенная Гарри Поттера (до появления книг и фильмов о Фантастических Тварях), в которых есть куча школ магии и волшебства — в Африке, Азии, Америке, России, в конце концов. Там, между прочим, вместо мётел летают на деревьях! Но нам упорно показывают только Хогвартс. Или вселенная Half-Life, где нам прямым текстом говорят о существовании Альянса, который занимает явно не одну систему, а то и галактику, но действие всё равно не выходит за рамки Земли и Зена, в который люди открыли порталы.

А причин такому явлению несколько:

  1. Действие всех произведений показано с точки зрения одного или нескольких героев, которые в эту самую вселенную не попадают. Им туда просто не надо. Тот же Гордон Фримен — явный тому пример: ему просто не пришлось (пока?) посетить города Альянса, их космическую инфраструктуру или хоть что-то.
  2. Часто продолжает пункт выше, но не всегда — действие произведения/франшизы не требует раскрытия расширенной вселенной, ему достаточно того, что и так показали. Например, «Чужой»: у нас есть злая корпорация, несколько основных рас и нужные персонажи. А остальное пусть останется за бортом.
  3. На тропе строится сюжет. Часто применимо к антиутопиям, где есть некая тоталитарная страна, а за её границами или постапокалипсис, или другие тоталитарные страны. Тут в пример напрашивается «1984» с её холодными войнами и прочим.
  4. Дальнейшая проработка планировалась в дальнейшем, но из-за коммерческого провала все продолжения отменили. Особенно актуально для фильмов из-за небольшого, относительного других медиа, объёма.

Частные случаи тропа — декоративная локация и Пуффендуй. Противотроп — мироцентричный сеттинг. См. также: Закон сохранения деталей — детально описывается только то, что непосредственно имеет отношение к героям. Остальное — подразумевается.

Примеры[править]

Мета[править]

  • Вторичные произведения по настольным вселенным, например, книги и видеоигры по Warhammer или D&D. Обычно показывают небольшой кусочек мира и несколько персонажей. Остальное — в кодексах и прочих гайдах для игроков.

Литература[править]

  • Легендариум Толкина — сюжет охватывает только Аман и западную часть Средиземья (а после исхода нолдор Аман остаётся за кадром), остальная Арда (и окружающая Эа) оставлена за кадром.
  • Лавкрафт. Просто Лавкрафт. Догадываетесь, почему?
  • «1984». Кроме Океании, есть Остазия и Евразия, а также спорные территории, за обладание которыми воюют эти страны. В этой вселенной можно развить целую франшизу, но вместо этого мы имеем одну книгу и два продолжения, каноничность которых под сомнением.
    • Правда, тут стоит заметить важную деталь: существования этих стран под вопросом. Возможно, за пределами Океании нет ничего или лежит обычный мир.
    • Вообще-то и существование Океании за пределами Взлётной Полосы Один тоже под вопросом. И как так вышло, что Взлётная Полоса Один отделена от основной части Океании аж целым Атлантическим океаном и до сих пор не завоёвана?
  • Братья Стругацкие, «Пикник на обочине» — в повести описали лишь одну из Зон Посещения, и даже ту не сказать, чтобы очень подробно осветили.
    • Есть, впрочем, упоминание о Зоне в Сибири: «В России вот о сталкерах и не слыхивали. Там вокруг Зоны действительно пустота, сто километров, никого лишнего, ни туристов этих вонючих, ни Барбриджей… Проще надо поступать, господа, проще! Никаких сложностей тут, ей-богу же, не требуется. Нечего тебе делать в Зоне — до свиданья, на сто первый километр…»), в черновике идет продолжение: «В Россию податься, что ли? Не возьмут…»
  • «Дюна» — космоопера с политическими играми галактической империи и судьбами человечества, тем не менее большая часть действия происходит на одной пустынной планете Арракис. И не просто так, ведь там производят уникальный ресурс, необходимый для межзвёздных перелётов, а кроме того, если регулярно употреблять этот ресурс и жить на планете, где он понемногу разлит везде в воздухе, уже не сможешь жить без него.
    • Ещё больше выражено в играх-стратегиях по мотивам, где только на этой планете битвы и происходят (хотя, между прочим, дополнительная фракция в играх связана с ещё одной планетой, которая не описывалась в каноне).
    • Книги-приквелы описывают другие планеты более тщательно, однако многие фанаты отрицают сам факт их существования. Между ними и фанатами приквелов разгорелась нешуточная война в сети.
  • «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса — перед нами очевидно огромная мультивселенная, но фигурируют только наш мир, собственно Нарния и Чарн, погибший ещё в хронологическом начале мир, из которого происходит главзлодейка Джадис, а также Лес-Между-Мирами.
  • «Космическая трилогия» опять же Клайва Льюиса — в первой книге действие происходило на Марсе, во второй — на Венере (представленных весьма необычно, фантазийно и колоритно), а в третьей — на Земле, и кратко описывалась Луна. Хотя есть ещё три «ангела-бога», правящие планетами — Меркурий, Юпитер и Сатурн, и сорны (раса учёных с Марса) кратко описывали существ с одного из двух последних (планеты с высокой гравитацией, от которой эти существа приплюснуты).
  • Кир Булычёв. Во «вселенной Алисы» существует Москва (непонятно, в каком государстве), периодически фигурирует польский Вроцлав, так как в него переселилась Ирия Гай с Тадеушем, и ни слова не говорится ни о государственном устройстве Земли XXI в., ни о политическом строе.
    • С другой стороны не раз упоминается отмена денег на Земле и других развитых планетах, а это уже намекает…
      • В одном из рассказов профессор Селезнев звонил в марсианское посольство, а значит как минимум эта планета обладает (или обладала, так как Алиса на тот момент еще ходит в детский сад) автономией (хотя бы некоторой).
        • Посольство — представительство независимого государства. Не бывает посольства региона, даже автономного.
        • Порой в книгах упоминаются другие страны (Австралия и Индия в «Сто лет тому вперёд», Япония в «Мой привидений»). Что опять-таки говорит, что как минимум в умах людей эти границы ещё есть. (Ну и они все дружественны)
          • Совершенно не факт. В книгах это могут быть просто названия регионов, а не государств. Если, например, житель Подмосковья упоминает Поволжье, Алтай или Камчатку — это никак не означает наличия государственных границ между Подмосковьем и всем перечисленным.
  • Стивен Кинг пишет про штаты Мэн и Массачусетс, и исключения единичны. Но очень вряд ли все остальные регионы Земли менее интересны, да и существование огромной кучи других реальностей не вызывает никаких сомнений.
  • «Гарри Поттер»: Хогвартс — лишь одна из многих школ мира, но остальные нам не показали: для сюжета о борьбе с Волдемортом это не требуется. Даже во время Турнира Трёх Волшебников ученики французского Шармбатона и североевропейского Дурмстранга сами прибывают в Хогвартс.
  • Филип К. Дик. Этот мэтр американской фантастики обожал создавать фоном к своим рассказам и романам удивительно яркие и интересные миры… чтобы затем никогда к ним больше не возвращаться. Меланхоличный постапокалипсис «Мечтают ли андроиды об электроовцах?», мир противостояния паранормалов и обычных людей «Убика», наконец, вселенная победившего нацизма «Человека в высоком замке» — Филип Киндред Дик умел парой умело наброшенных мазков создать интересный мир, подразнить читателя необычным окружением, в котором действуют его герои. Но раскрывать более подробно свои выдуманные вселенные в других книгах Дику было откровенно лениво и неинтересно, и он предпочитал просто выдумывать новый антураж для каждого нового произведения.
    • Ради справедливости стоит сказать, что значительная часть футуристических миров Дика похожи друг на друга до такой степени, что вполне могут быть частью одной вселенной, просто в разные хронологические периоды: как правило присутствуют Красные СССР и Китай (зачастую еще и Канада), инопланетяне с Ганимеда, а андроиды как правило неотличимы от человека
  • Виктория Шваб, цикл «Оттенки волшебства» — нам показывают только 3,5 Лондона, отрезанных от прочих параллельных вселенных, но автор намекает, что помимо них есть множество других мест от Жёлтого Токио до Синего Копана.
  • Большая часть событий книг Дэвида Вонга из цикла «В финале Джон умрёт» происходит в маленьком городишке, известном как Неназванный, и его окрестностях. Вся остальная планета, где явно тоже происходит много всего интересного, остаётся за кадром, как и дофига миров, из которых вечно лезет всякая хрень. Иногда героев заносит в другие измерения, но они предпочитают там не задерживаться.
  • Чайна Мьевиль, трилогия «Бас-Лаг»:
    • Первая книга описывает события в городе Нью-Кробюзон, где постоянно упоминаются другие государства, целая куча очень странных рас, сильно ограниченно представленных в книге, аномалии, исторические события, вроде войн, иные миры, межпространственные прослойки и даже настоящий ад с демонами и много чего ещё, однако сюжет затрагивает их мельком.
    • Во второй книге почти все события происходят на плавающем городе, состоящим из тысяч кораблей всех мастей, который плывёт к Шраму, где выворачивается наизнанку сама реальность и, по слухам, исполняются желания, оставленному неудачным приземлением пришельцев, а плывёт город, заарканив километрового морского монстра, призванного из другого мира!
    • В третьей книге показывают несколько аномальных зон и просто занятных мест, но тот же Теш практически весь остаётся за кадром. И это не говоря уже о различных видах магии, слиянии людей с животными и механизмами, искусственном разуме, технологиях, нарушающих законы физики, и куче других мелочей, о которых мало что известно.
  • Да и вообще любит Мьевиль этот троп. «Посольский город» — куча обитаемых планет со всякими экзотическими ксеносами, иммер, загадочные Фаротектоны… а всё действие концентрируется в небольшом городе на захолустной планете. «Последние дни Нового Парижа» тоже подходят.
  • Роджер Желязны, «Князь Света» — во первых, действие происходит на неназванной планете, колонизированной после крушения Земли, но единственная ли это колония — наверняка неизвестно. Во вторых, людьми заселён только один из двух (известных) континентов, про то, что происходит на Восточном континенте, упоминается полунамёками (но даже так можно понять, что происходит там много интересного). В третьих, также известно про множество разумных аборигенных видов планеты, но более-менее подробно описаны только два.
  • Татьяна Леванова «Сквозняки» — действие почти каждой книги происходит на довольно ограниченной территории. Обоснуй прикручен простой и изящный: Странник всегда появляется относительно недалеко от того места, с которым связана его миссия, иначе бы ему пришлось минимум полжизни тратить на поиски проблемы.

Кино[править]

  • «Артур и минипуты» — из мира минипутов показаны только центральный район в столице Первого Королевства, немного территорий и построек на поверхности, город и бар в Пятом и лишь небольшая часть твердыни главгада, Некрополиса.
  • «Пятый элемент» — что нам вообще известно о мире будущего? Похоже, вся наша планета стала сплошными Соединёнными Штатами: Вито Корнелиус приходит именно к президенту США, а не к генсеку ООН, правительства других стран не участвуют в решении кризиса с Изначальным Злом и даже не упоминаются — похоже, другие страны попросту не существуют. В оперном театре на Флостонском Раю мелькает какой-то азиатский император, но не факт, что его владения расположены на Земле. Касательно разумных рас — кроме людей существуют мангалоры (которые после сокрушительного поражения в войне с человечеством перешли в положение пиратов и наёмников), мандачиване (мондашаване/миндачуи) и раса Плавалагуны. Вот, собственно, и всё.
  • Вселенная Риддика — нам показывают пару планет-тюрем (перечислено ещё несколько, откуда Риддик сбежал), пару Пандор и одну сожжённую злой империей систему. Впрочем, прожженному уголовнику Риддику, за голову которого дают столько, что за ней рентабельно отправлять команду наемников на задворки вселенной, в цивилизованные миры соваться и не стоит.
  • «Бегущий по лезвию», что оригинал, что сиквел. Человечество давным-давно и очень успешно освоило космос, однако действие фильмов не просто ограничивается Землёй — о самом факте существования космической программы известно только по тому, что репликантов создавали как раз для работы во внеземных условиях. В оригинале — ещё по фразе, которую антагонист произнёс перед смертью, и она показывает, насколько дофига всего осталось даже отчасти не упомянутым.
    • Есть теория, что фильмы о Чужих и Хищниках — это расширенная вселенная к «Бегущему», ну и наоборот. То есть что сюжетно они связаны.
    • Фильм «Солдат» с Куртом Расселом является своеобразным приквелом к «Бегущему», показан процесс колонизации космоса и первые попытки применить репликантов в деле.
  • Вселенная «Чужого» и «Хищника» (до выхода «Прометея») — в первом же фильме появляется инженер со своим кораблём, то есть развитая цивилизация, освоившая полёты в космосе. Яутжа — нам почти не показывали, где они живут и как, только охоту. Всё, что мы видели — их охотничьи угодья в третьем фильме о Хищниках и мимолётно планету во втором кроссовере. Арктурианцы — человекоподобные существа, которых вообще не показывали ни разу, лишь упомянули в «Чужих». По книгам ещё есть антропоморфные животные. Всё это опять же за кадром.
  • «Яркость» — об устройстве мира, роли орков, эльфов и прочих существ в нём почти ничего не рассказывается, а та информация, что даётся в фильме, порождает больше вопросов, чем ответов.
  • «Тайна дома с часами» — история фильма очень маленькая и локальная, и может происходить в любом сеттинге жанра городское фэнтези, особенно таких, как Mage: The Ascension и SCP Foundation.
  • «Побег из Нью-Йорка» — упоминаются нескрываемые диверсии на территории СССР, ответные действия красных и полная антиутопия в США… нам показывают только город-тюрьму (и тот не полностью).
  • Первый «Горец». Потом вселенную раскрыли… и ещё раз… и ещё… что считать каноном зависит лишь от вкуса фанатов.
  • На момент создания такими были в 1983-м и Звёздные войны — всего пять планет (две из них повторяются), плюс две в иллюминаторе. Считаем:
    • «Новая надежда» — Татуин, Альдераан в момент уничтожения и газовый гигант Явин.
    • «Империя наносит ответный удар» — Хот, Дагоба и газовый гигант Беспин.
    • «Возвращение джедая» — снова Татуин и Дагоба, из новых только спутник Эндора.
    • Мон-Каламари и вся галактическая империя представлены своими звездолетами, но не планетами.
  • Довод. Что за война будет в будущем, да и все деятельность Довода. Мы видим лишь один из конфликтов.
  • «The One» — части мультивселенной нам показывают пять. Наш мир, мир победивших судя по всему хиппи, крайне высокоразвитая цивилизация вселенной Прайм которая собственно изобрела технологии перемещения через кротовые норы. Но особенно любопытно смотрится вселенная «Анубис». В которой тоже вроде как 2001 год и США. Но полиция владеет тюрьмами, все копы одеты в сверхпрочную и сверхлёгкую броню способную выдержать очередь из автомата в упор, а по улицам ездят исключительно на броневиках. В прочем, тут работает «правило крутости», с точки зрения атмосферы и дизайна.

Телесериалы[править]

  • «Космическая полиция» — действие не выходит за пределы планеты Алтэр и ближайшего космоса, кроме одной серии, когда персонажи посещали приблизившийся к планете астероид. При этом недвусмысленно говорится о содружестве многих планет, включая Землю.
  • «Министерство времени» — главные герои работают в министерстве времени, которое действует только на территории Испании.
  • «Причуды науки» (1997) — эпизод «Упакованные» (3 серия). Так-то вообще-то в этой вселенной бушевала война как минимум межпланетного масштаба, которая закончилась к середине серии. Но кто с кем из-за чего воевал и кто в итоге победил, нам не расскажут, потому что это история об озабоченном космолётчике, который никак не может пристроить свой член.

Мультфильмы[править]

  • Франшиза Lilo & Stitch — большая часть сюжета происходит на одном гавайском острове Кауаи. Что касается инопланетных миров, то нам лишь мельком показали следующее: столицу Галактической Федерации Туро, планету, где находится колледж, в котором преподавал Пликли, родную планету самого Пликли (только фоном), космическую тюрьму и ещё пару планет и астероидов.
    • В играх Lilo & Stitch (GBA) и Disney’s Stitch: Experiment 626 герои путешествовали по различным планетам, но информации о них всё равно крайне мало. Да и каноничность этих игр под сомнением.
  • «Сага о Бьорне» — Единственная сцена с распределением душ умерших по загробному миру показывает, сколько всего осталось за кадром.

Мультсериалы[править]

  • «Непоседа Зу» — действие ограничено несколькими жилыми кварталами.
  • «Супер Монстры» — действие не выходит за границы сравнительно небольшого города.
  • My Little Pony: Friendship is Magic — всё крутится вокруг Эквестрии. Прочие народы представлены в лучшем случае полисами, а в худшем — деревнями по соседству с единственной нормальной страной (США, конечно же) или даже отдельными представителями. При этом несколько раз в кадре появлялся глобус, то есть, что происходит на другой стороне его, неизвестно.
    • Особо выделяется Троттингем, город расположенный на маленьком острове между Эквестрией и Грифонией. Предположительно местная Британия, но шоу интересует только то что это одна из самых больших авиабаз Эквестрии.
  • «Любовь, смерть и роботы» — по понятной причине, большинство эпизодов. Короткий метраж не позволяет раскрыть историю и все особенности сеттингов, и не объясняют, как и откуда это может быть.
  • «Лунтик» же! В первых сериях и сезонах, когда главный герой только осваивался на Земле, мир казался и подразумевался огромным, где обитает множество самых разнообразных персонажей и других букашек (мелких животных). Но в итоге все истории ограничились территорией вокруг единственной огромной ивы и мелкого пруда. Каст персонажей так же круто уменьшился, вплоть до отсутствия фоновых неизвестных насекомых (которые имелись в двух первых сезонах). Их место заняли пару 3D-моделек одинаковых жуков и их редкие видоизменённые версии.

Комиксы[править]

  • Каста Метабаронов — на грани антисеттинга. Более-менее постоянны в кадре династия Метабаронов, их заклятые враги — секта Шабда-Оуд, и галактическая столица (о которой мы знаем в основном то, что это планета целиком из золота). Всё остальное — невообразимые существа, небывалые расы, необъяснимые явления — появляются на краткий миг, прежде чем исчезнуть в небытие.

Веб-комиксы[править]

  • Homestuck — педаль в пол. Мы вообще ничего не знаем про Землю (кроме того, что у неё привычный внешний вид, но, учитывая распространённость инвентек, это ничего не значит) и почти ничего не знаем про быт Альтернии, кроме как по примеру самих 12 троллей и записях в дневнике Майдфэнг. А там, на минутку, смесь космооперы и (условно удачной) молодёжной антиутопии (с исторически-политическим фэнтези в эпоху Майндфэнг).
    • Последние допущение исправляет Hiveswap, рассказывающий именно про жизнь троллей.

Аниме и манга[править]

  • Хаяо Миядзаки — мастер этого тропа, раскрывающий свои миры буквально несколькими деталями. «Небесный замок Лапута», «Ходячий замок», Принцесса Мононоке и многие другие.
  • Берсерк — нам известны псевдо-северогерманское королевство Мидланд, находящееся в центре континента и ведущее столетнюю войну с псевдофранцузской империей Тюдер. А на юге находятся Кушанская Империя, жители которой во многом напоминают индусов. Плюс в северных морях есть остров Скеллиге (нет, не тот), где живут эльфы и колдуны, и который напоминает Ирландию и другие кельтские острова. И… это пока всё.
  • «Клеймор». Все ждали от автора раскрытия сеттинга за пределами одного острова, на котором и разворачивались абсолютно все события манги. Лишь ближе к концу мелькнула информация о том, что «внешний» мир (внешний относительно наших персонажей манги) может быть не менее интересен, и именно этот намёк и заставлял ждать переноса событий на материк. Но не дождались… Манга внезапно кончилась. Хеппи эндом, наши победили, злодеи наказаны. Усё…
  • Code Geass — Оригинальный сериал, на проверку оказывается, что все действие происходит в одной Японии (и Китае ближе к концу), про Британию и то, как она устроена почти ничего не известно, не говоря уже о Европе, в которой, между прочим, во время действия сериала велась не показанная война.
  • El-Hazard — местный сеттинг явно не ограничен Роштарией и багромами, да и их нам показали мельком.
  • Fullmetal Alchemist — основное действие сосредоточено в Аместрисе, родном государстве главных героев. Часть событий охватывает империю Син и древний город Ксеркс, также одно из сражений происходит на границе с Драхмой. Но судя по несколько раз показанной карте, мир довольно большой, так что стран и локаций там навалом.
  • Pandora Hearts — педаль в пол: действие происходит внутри одной страны, у которой даже нет названия, но которая напоминает в плане культуры Викторианскую Англию. Действие крутится вокруг четырёх (на самом деле пяти) влиятельных домах, имеющих связь с Бездной.
  • Pokemon — число регионов понемногу расширяется, но всё равно четыре из восьми поколений разворачиваются в Японии, и вообще об этом мире известно на удивление мало. Точнее, практически ничего, хотя число эпизодов составляет примерно тысячу.
  • «Укрась прощальное утро цветами обещания» — показано одно королевство и достоверно известно о существовании ещё одного. Всё остальное просто не нужно в рамках истории о смертности и материнской любви.
  • Shingeki no Kyojin — с фитильком. Страны были показаны мельком, более-менее рассказали лишь о Марлии, да и про ту — куча дыр и тумана (не ясно даже, республика это или монархия).
  • Slayers — действие что в манге, что в ранобе происходит лишьна довольно небольшом субконтиненте, отрезанном магическим барьером, и этот барьер исчез после событий второго (середина оригинального ранобэ). В третьем (неканоничном) сезоне героев отправляют обследовать внешний мир. Оказывается, там меньше магии, зато больше используют пороховые бомбы. Однако же, «внешний мир» в итоге фигурирует лишь как локация нового приключения, и особо не раскрывается его взаимодействие с тем субконтинентом, и весь огромный мир, карта которого фигурирует в заставке, всё-таки не объезжают.
  • Tower of God — почти ничего неизвестно о мире за пределами Башни, кроме того, что оттуда родом Баам, Рахиль и прочие «незаконные». Однако, один персонаж упоминал, что Башня крошечное место по сравнению с внешним миром. Учитывая тот факт, что каждый из 135 (только известных) этажей Башни размером с континент (чтот делает её в десятки раз больше Земли по величине), можно только догадываться, какие размеры имеет вселенная снаружи.
  • Звуки Небес — действие сериала происходит в приграничном городке Сейз и его окрестностях, оставляя за кадром быт и мироустройство постапокалиптических государств, о которых зрители узнают из карты, показанной в 13-й серии.

Видеоигры[править]

  • Half-Life — мы имеем Землю, Зен, Альянс, нанимателей Фримена, которых представляет G-Man, Расу Икс, которая тоже сама по себе и является вполне развитой цивилизацией. Это уже тянет на масштабы полноценной космооперы, только с порталами вместо космических кораблей. Если бы вышла третья часть, то мы бы, возможно, смогли выйти за пределы Земли и посмотреть на Альянс, но не судьба. Будем довольствоваться красотами Зена.
  • Fallout — война была великой, и пал весь мир, весь мир и возрождается, но уже 8 игр подряд нам показывают только Северную Америку, причём даже не всю — в основном столичные регионы и западное побережье США. Один раз шагнули в сторону Чикаго и один раз в сторону Техаса. Говорить о других материках и смысла нет. Ещё показали инопланетян, а по их появлениям можно предположить, что за Землёй наблюдает некая очень крупная сила. Эта же сила могла даже расселить некоторых людей на другие планеты для своих целей, например, разведения землян в качестве скота.
    • Более того, тут троп работает ещё в одной плоскости — во времени. История довоенных лет не менее интересна: ретрофутуристичный мир, выполненный в стиле 1950-х годов, в котором в Европе идёт война, некоторые страны уже лежат в руинах, а США отбивается от китайцев. Но хотя бы пару флэшбэков оттуда показали.
    • Ещё одна часть закадровой вселенной — более или менее восстановившиеся от войны части США. Как минимум места действий первых двух игр на момент беседковских частей цивилизованны, на что неоднократно намекают в New Vegas'е, да и вообще НКР за кадром облагородила очень многие места, вплоть до некоторых частей Мексики.
      • Более того, во второй части мы даже встречаем призрака, а в третьей и четвёртой есть намёки на мистические события (оба раза это связано с компанией Данвича).
    • Аллистер Тенпенни — англичанин. Нет, не потомок, а переселенец.
    • Русские — в наличии. Собственно, протагонистка первой части русская (дочь дипломата), а в третьей есть карикатурный «новый русский», проживающий на окраине города в окружении водки, наркотиков и гор довоенных денег, а чтоб не скучно было, еще и в компании пары проституток. Как это непротиворечиво объяснить в рамках ЛОРа — непонятно.
  • X-COM — аналогично с Half-Life. Земля — это лишь очередная планета на пути этого инопланетного альянса, а до этого было множество таких же вторжений. Например, как мы узнаём в третьей части, сектоиды в своё время точно так же были порабощены.
  • Xenonauts — то же самое, на игрока определённо нападает лишь малая часть той сверхдержавы, которая может позволить себе слать сотни кораблей с пилотами-камикадзе просто ради разведки.
  • No Man’s Sky — прилетая на планеты, мы можем повсеместно находить космические порты, колонии, сделанные в одном стиле. То есть это работа одной силы. Плюс одинаковые космические станции и корабли говорят о серийном производстве. А значит, где-то в неизведанной части космоса есть гигантская сила, способная клепать всё это в промышленных масштабах просто ради освоения космоса. Да и главный герой, скорее всего, в начале игры летел из тех самых краёв.
    • Такая сила есть, и это Атлас, а вся вселенная виртуальная, так что это даже не серийное производство, а именно что спавн шаблонных объектов. Но откуда взялся ГГ, нам так и не скажут. Возможно, это ты.
  • StarCraft — если колонисты смогли отстроиться до масштабов конфедерации, то насколько же развиты ОЗД? А главное — сколько в Млечном Пути ещё подобных формирований?
    • К слову, повествование крайне редко выходит за пределы сектора Копрулу, а если и выходит, то недалеко и ненадолго.
  • RimWorld — тема космоса в контексте этой статьи бесконечна, как и сам космос. Вот, например, простой выживастик про группу людей, оказавшихся на незнакомой планете. Как мы видим, космические технологии в этом мире очень доступны, и все, кому не лень, летают туда-сюда. Вполне возможно, все или большинство пригодных для жизни (и непригодных тоже) планет заселены людьми. Причём, как видно из игры, многие из этих людей — не самые приятные персонажи. Если где-то там есть космическая империя или федерация, то можно представить, как она зачищает эти планеты, колонизирует их, ну или как они воюют друг с другом. А ведь это уже идея для продолжения!
  • Papers, Please — антиутопия. Нам показывают Арстоцку, но лор игры содержит несколько разных стран, войны, революции. Хотя, возможно, эту часть мира мы увидим в будущем.
  • The Elder Scrolls — в каждой части, за исключением первой и онлайн-приквела, нам показывают только по одной провинции огромного Тамриэля, который в своё время не единственный континент на Нирне. Не исключено, что одновременно с очередным протагонистом свой квест по спасению мира у себя на родине осуществляет приключенец с далёкого Акавира.
  • Mass Effect — действия развиваются в области меньше сотой части нашей Галактики. Остальные 99 % никогда не будут раскрыты из-за вариативности результата гранд-финала.
    • В четвёртой части события развиваются только в пределах одного скопления звёзд в галактике Андромеды.
  • Dragon Age — только континент Тедас, размерами не больше нашей Европы. Остальное за пределами карты. Впрочем, в отличие от предыдущего примера, карту могут расширить в будущем.
    • Справедливости ради, третья часть показывает больше двух предыдущих, правда, ограничена Ферелденом и Орлеем. Первая часть ограничена Ферелденом и Орзаммаром (подземный город гномов). Вторая часть вообще почти не выходит за пределы единственного города. Даже в третьей части нам показывают всего два квартала огромной столицы Орлея — Вал Руайо, хотя Денерим — столицу Ферелдена — в первой части показали гораздо больше, да и Орзаммар тоже. Ещё известно полдесятка держав, о которых только слышно и представленных несколькими персонажами, да ещё совершенно чуждая культура кунари.
  • Resident Evil 1-3 — штаб-квартира корпорации «Амбрелла» располагается в Париже, филиалы — по всему миру, но действие не покидает пределов Ракун-Сити.
  • WarCraft — по уверениям разработчиков, мы видели планету только с одной стороны, и континентов там много, хотя, когда Азерот показывают из космоса, так не кажется…
    • И это не считая того, что в этой вселенной бесчисленное количество планет, а герои редко выглядывают дальше Азерота или Дренора. На самом деле число хоть раз посещённых миров перевалило за десяток, но даже на Аргусе нам показали лишь местное захолустье и промышленный центр, что уж говорить про какой-нибудь Боних, от которого мы видели лишь одну полянку.
  • Borderlands — под контролем человечества находится аж 6 галактик! Но место действия всех игр, кроме третьей части, не выходит за пределы одной захудалой планетки.
  • Mount & Blade — действие оригинальной игры, Warband и Bannerlord происходят в Кальрадии, которая являет собой кусок некоего материка. В сиквеле решили не развивать эту тему и лишь слегка расширили доступную территорию. И не понятно — вся жизнь на материке ограничивается этим местом, или оно только часть цивилизации на планете? Будем надеяться, что хотя бы в третьей части пустят там погулять.
    • ОЧевидно, второе. Как минимум упоминаются Джеройя и места, откуда прибыли норды. Протагонист в первой части тоже прибывает из-за моря, вообще-то.
  • Dead Space — игру отличает добротный научно-фантастический сеттинг с большим количеством любовно проработанных деталей, но вот общая картина того, что из себя представляет человечество 25-ого века, раскрывается крайне неохотно и обрывочно, особенно это касается первой части. Впрочем, тут всё в лучших традициях «Чужих», коими вдохновлялась игра.
  • Франшиза Mega Man X — зигзагом. Начиная с серии X, нам дают крайне мало сведений о мире. Неизвестно, какова структура земного правительства, и какую роль там играют люди и реплоиды. Из локаций, помимо нескольких городов, баз Сигмы и орбитального лифта, мельком дают побывать разве что на дне океана (который люди загадили) и в джунглях Амазонки. События Войны Эльфов тоже не показывают.
    • В серии Mega Man Zero в плане локаций ситуация уже получше, но о жизнях оставшихся людей в Нео Аркадии (которым задолго до этого устроили геноцид во время Войны Эльфов) кроме Сиэль (работает на Сопротивление) и Вейла (главгада-киборга) известно очень мало.
  • LISA — действие, преимущественно, происходит в городе Олайте и окрестностях. Что находится за пределами показанных в трилогии локаций — неизвестно, но там ситуация вряд ли лучше.
  • Operation Flashpoint-ArmA — где-то в Москве взрывают собор Василия Блаженного и вообще творят историю, а игрок мотается по пятачку размером 10х10 км.
    • Впрочем, не существует еще шутера, в котором физически смоделирована ВСЯ планета Земля, так что для игр определенного жанра такое положение дел является стандартным.
  • Star Wars: Knights of the Old Republic — целые планеты представляются полудюжиной пустоватых локаций.
  • Dark Souls же! В каждой игре есть несколько (новых) стран, о которых известно только то, что оттуда прибыли некие персонажи и там есть школа магии/церковь/рыцарский орден/что-то ещё.
  • Dishonored — действия разворачиваются в Дануолле, однако по ходу игры можно прочесть книги, в которых рассказывают об обычаях людей, культуре, других городах и странах. Есть даже огромный континент Пандуссия, который мы вряд ли увидим в ближайшее время.
  • Singularity — нам говорят, что в результате действий главного героя история пошла по другому пути, и Советский Союз захватил мир с помощью советской сверхнауки, однако мы видим только остров с заброшенными лабораториями, мутантами и временными аномалиями, куда, судя по всему, захвативший мир Советский Союз до сих пор опасается соваться.
  • Ghost of a Tale — события разворачиваются на сравнительно небольшой территории (крепость, лес на склонах, гавань и берег) в период условного Средневековья, но, судя по заметкам в справочнике, мир игры достаточно обширен, а история уходит вглубь на пару-тройку тысячелетий; кроме того, в диалогах регулярно упоминаются как иные места, так и события различной давности.
  • Саботаж: Кулак Империи — о жизни в Империи и в Конфедерации за пределами столицы практически ничего не известно. Это не говоря уже о базовых вещах, в игре нет прямого указания о количестве колоний у действующих государств и конкретной исторической сводки с датами основных событий произошедших в истории мира. Даже год событий можно выцепить только в диалоге с Джанет Симпсон (и то не напрямую, а зная год её рождения и возраст, и как итог получаем 2181).
  • Rogue Trooper — имеем планету с правильно олбанцким названием Nu Earth (Ново-Земля), за которую воюют некие Северяне и Южане. Куча отсылок на Гражданскую войну в США, вплоть до топонимов и фракций. Воюют потому, что планета находится в системе с черной дырой, а черные дыры, как оказалось, позволяют совершать мгновенные сверхсветовые перелеты. Воюют поголовно в химзащите, потому что довоевались. ГГ синий и бегает с голой грудью потому, что генетические эксперименты, чтобы не бегать в химзащите. Кто такие Северяне (кроме того, что они крепчайшая настойка британской клюквы про немцев и про русских на спирте «Рояль» с димедролом) и Южане (кроме того, что они полностью Конфедерация Южного Креста), за что воюют, что твориться в остальной Галактике, когда это происходит, какие появились бананотехнологии? Да фиг его знает.
    • С фитильком, потому что действие происходит во вселенной, неплохо раскрытой серией британских комиксов от 2000AD и книг. Только вот кто те комиксы видел? И в самой игре нигде не сказано, к примеру, что постоянно поминаемый Milli-Com, к примеру, это не луна, но космическая станция (всякие отсылки к Звезде Смерти случайны), расположенная в межзведном пространстве и являющаяся штабом и центральным узлом снабжения сил Южан в галактического масштаба противостоянии с Северянами? Где в игре сказано, что Южане — это союз Великобритании и США, а Северяне — мрачных немцев и злобных русских? Да нигде)

Визуальные романы[править]

  • Rewrite — в игре чёрным по белому сказано, что битвы сверхлюдей и призывателей происходят по всему миру. Но 95 % всей игры пройдут в родном городе героя, Кадзамацури. Хоть в одной из финальных арок дадут погулять по настоящей Луне, где лунная Кагари создаёт различные параллельные миры с помощью своей теоремы.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 — как и в случае с фоллаутом, троп работает во времени. Некронтирская цивилизация? Империя эльдар? Сверхразвитое человечество времён Темной Эры Технологий, стремительно колонизировавшее галактику и докачавшееся до бунта машин при активных, кстати, космоэльфах? Да кому нужны галактические махачи прошлого, когда можно продавать модельки превозмогающих пафосммаринов! Лучше ещё пару орденов распишем.
    • В пространстве отыгрывается сознательно, ибо в огромной галактике есть не только эпичные вотэтоповротные кампании, но и множество мелких войн, где найдётся место для любого возможного настольного матча.

Реальная жизнь[править]

  • Сколько стран вы посетили? Даже если много — в скольких из них вы побывали за пределами туристических маршрутов и крупнейших городов? А в скольки городах своей собственной страны побывали? Наконец, сколько у вас знакомых людей? Скорее всего, исчезающе малый процент даже от населения собственного города, не говоря уже про весь мир.
  • Ну и в целом, конечно — далекие галактики, туманности, аномалии, квазары, всевозможные планеты… Вся наша история разворачивается на одном крошечном каменном шарике (ну хорошо, последние полвека — ещё немного в его окрестностях).