Всё бросил и побежал

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Протагонист наконец-то пришёл домой/дождался выходного/дня рождения сына/собрался с семьёй в супермаркет, театр или на пикник. Все радуются, улыбаются, вокруг атмосфера праздника… Но тут её прерывает важный телефонный звонок, обязательно надоедливый и часто с комментариями жены в стиле «надо вырубить этот телефон из розетки», но герой берёт трубку и, сделав хмурое лицо, бросает всё (жену с сумками в супермаркете; голую женщину в собственной квартире; невесту, так и не предъявив ей кольцо) и бежит на помощь звонившему под матерки жены, сына и зрителей, которым этот штамп порядком набил оскомину. Реже, вместо телефонного звонка может прибежать посыльный/раненый коллега или друг, если герой вдруг проявил жанровую смекалку и телефон выключил. Казалось бы, что в этом такого, спросит нас, недовольных, сценарист подобного фильма? А вот в чём:

  • Почему именно герой необходим? Если он полицейский/спасатель/врач — он что, единственный специалист в округе? Да, если дело касается села, но чаще действие происходит в городе, а у героя куча коллег, которые сейчас на дежурстве и их можно вызвать на задание. Если речь конечно не о особо крупной заднице, когда по тревоге поднимают всех, даже тех, кто уже пару лет как в отставке.
  • Герой бросает всё и срывается с места НЕМЕДЛЕННО, вне зависимости от ситуации, и почему-то не может сказать «я появлюсь чуть позже», «дайте мне час на сборы», «день на с женой переспать» (если речь о свадьбе)
  • Герой почти не проявляет должную для профессии смекалку и не отключает телефон (что постоянно подсвечивается роднёй) и не покидает квартиру, чтобы его не нашло надоедливое начальство. Что вызывает подозрения: а не являются ли стереотипные упрёки близких, типа «Работа тебе дороже нас», в чём-то верными?
  • Герой работает засланным казачком в среде, где с такими разговор короткий, и только что получил условный сигнал «беги, пока живой!».
  • Герой просто сисадмин. Или пиротехник. Видишь бегущего пиротехника — беги за ним.

Троп всегда идёт в комплекте с типичным полицейским сериалом, прерванной любовной сценой и папой, который на бейсбол не пришёл. И очень часто является частью идиотского сюжета, если ни на грамм не продуман.

Небольшой обоснуй: в общем-то, в этих самых неотложных профессиях действительно так случается. Автор правки читала мемуары американки, работавшей на «скорой», которую как-то сорвали на вызов прямо от недопеченного пирога. Естественно, по возвращении ее ждали угольки (потому что впопыхах ей не пришло в голову выключить духовку) и категорически недовольные домочадцы, для которых пара-тройка таких историй уже выглядит как «вечно ты все бросаешь и бежишь», хотя бы они и случались раз в год. Вывод: «Лорды, сэры, пэры, знайте чувство меры!» © — экстренный вызов, конечно, может случиться, и по закону подлости он произойдет в самый неподходящий момент, но не каждый же день и не в каждом же произведении.

Примеры[править]

Практический каждый средненький фильм или сериал про неотложную профессию, будь то полиция, скорая помощь, МЧС.

Литература[править]

  • Александра Бруштейн, «Дорога уходит в даль» и продолжения — врач, отец героини, постоянно живёт в таком режиме. Но тут все обусловлено кучей обстоятельств, к тому же книга автобиографическая. Может быть, с незначительным преувеличением.
  • Айзек Азимов, «Роботы Зари» — Бейли проводит выходной на открытом воздухе, намеренно оставив дома табельный пейджер. Когда из Вашингтона по делу приезжает высокопоставленный чиновник, приходится посылать за Бейли робота, а потом еще и делать выговор.
  • Шутки ради: рассказ Кира Булычёва «Тревога! Тревога! Тревога!» Лучших агентов Земли срочно отозвали с важных заданий… чтобы они писали объяснительные о растрате скрепок.
  • Василий Ершов, серия «Ездовой пёс Неба»: книги автобиографические, основаны на дневниках автора — пилота гражданской авиации. Ершов неоднократно подчёркивает именно эту проблему: пилот дальних рейсов не может в полной мере распоряжаться своим временем, так как из-за сдвигов расписания, неполадок, замен и т. д. его то и дело срывают на вылет в неурочное время. В результате в какой-то момент семья даже планировать что-то с его участием перестаёт — всё равно всё бросит и убежит, работа такая.
  • Джон Гришэм, «Фирма» — главному герою звонят в офис с условным сигналом, что его истинная деятельность раскрыта и за ним уже выехали с целью примерки деревянного клифта, так что бежать приходится теряя тапки.
  • Джанет Эдвардс, цикл «Телепат/Hive Mind» — Эмбер и её команда время от времени бросают всё и мчатся на сигнал тревоги, на бегу влезая в бронежилеты. Но это как раз полностью обосновано: она телепат, одна из тех, благодаря кому в стомиллионном улье практически отсутствует преступность (большинство потенциальных уголовников буквально не смеют даже подумать о нарушении закона). Вот только вопреки всеобщему мнению телепатов в улье не тысячи, а всего пятеро, причём один из них стар и слаб здоровьем, другая страдает чем-то вроде слабоумия, а способности третьего могут в любой момент отказать. Неудивительно, что если случается беда, то девушке и её команде приходится срываться в любое время дня и ночи.
  • Артур Хейли, «Аэропорт» — с прикрученным фитильком на грани субверсии: когда механика Джо Патрони срочно вызывают в аэропорт, чтобы освободить полосу от застрявшего самолёта, «он нутром почувствовал, что безумной срочности тут нет и можно ещё побаловаться с женой или поужинать, но только одно из двух. И он решил пожертвовать ужином».

Кино[править]

  • «Человек ниоткуда» Эльдара Рязанова — всякий раз, как молодой антрополог Поражаев остаётся наедине с возлюбленной и готов признаться ей в любви, поступает звонок из милиции или больницы, куда попал его подопечный, человек из пещерного племени тапи по прозвищу Чудак. В результате Поражаев с радостным воплем «Мой тапи нашёлся!» бежит его выручать, а вслед ему летят цветочные горшки, пущенные разгневанной барышней.
  • «15 минут славы» — герой Роберта де Ниро из-за этого так и не признался в любви своей подруге и не успел вручить ей кольцо.
  • «Скала» — тот самый случай прерванной любовной сцены, Стенли вызывают в Сан-Франциско на самом интересном месте. Неудивительно, что невеста полетела вдогонку.
  • «Годзилла» (2014) — главного героя, который только собрался после долгой разлуки заняться сексом с любимой женой, выдергивают из постели срочным вызовом в Японию, где задержан его отец. Здесь, по крайней мере, понятно, зачем нужен именно герой (других живых родственников нет), но непонятно, зачем бежать немедленно. Секс с женой можно было бы и закончить.
  • «Американский ниндзя 4» — фильм начинается с того, что чернокожий Карл Бракстон женится (а один из двух главных героев, Шон — его шафер), и тут начальство срочно вызывает Бракстона, и тот сваливает прямо со свадьбы, поскольку Отечество в опасности.
  • «Тотальная слежка» — главный герой уже подъезжает к дому, где родные и друзья готовятся поздравить его с днём рождения… но тут звонит начальство — необходимо срочно участвовать в спецоперации! Особенно обидно, что родным причину не объяснишь: они не знают, кем работает герой.
  • «На Дерибасовской хорошая погода…» — пародия с педалью в пол: после объявления «общего сбора агентам КГБ» с балета в Большом театре тут же встаёт и уходит половина зрителей, а также несколько музыкантов и исполнитель балетной партии — прямо со сцены.
    • Надо понимать, остальная половина потом бы ушла уже по "сбору агентов ЦРУ"?
  • «Аполлон 13». Да, именно Кен Маттингли жизненно необходим для борьбы с аварией — он вообще единственный человек на поверхности Земли, кто досконально знаком со всеми системами корабля. Да, он нужен прямо сейчас, счёт идёт на минуты, и то, что он уехал из ЦУПа отдохнуть после напряжённой подготовки к запуску, подождёт. И да, он догадался отключить телефон и телевизор, поэтому сотруднику ЦУПа пришлось ехать к нему, теряя время.
  • Ф.О.Р.С. 3.0 — сцена сбора агентов (самое начало второй части). Их сдергивают с репетиции рок-группы, с экзамена в ВУЗе, с физкультурной тренировки и даже со дна реки.
  • «Железная маска» 1962 года. В комедийном ключе. Невеста подписала брачный контракт. Жених берёт перо… «Капитан, вас требует король!» — «Я скоро вернусь». Нет, пёрышком чиркнуть уже времени нет. А может, он не так сильно и жаждал это подписывать?..
  • «Сорвиголова» — аверсия в обычной версии: ГГ слышит крик о помощи, но остается с любимой. А вот в режиссерской побежал как миленький.
  • забыл название, старый черно-белый фильм: героя поздравляют с Днем Рождения, но звонит телефон и он оказывается втянут в опасное дело. В финале, после победы героя над злодеем, героя снова пытаются поздравить, даже сняв с телефона трубку (чтобы опять не продрынькал вызов «Всё бросай, беги, тревога!»), но убийство происходит буквально за окном…
  • «Приказано уничтожить» — доктора Гранта выдёргивают из ресторана на срочное совещание у министра обороны, не дав даже переодеться из смокинга в что-нибудь более деловое; оттуда же его так же незамедлительно выдёргивают прямо на задание. Так он до конца фильма в смокинге и прошёл через все боевые действия.

Телесериалы[править]

  • «Спасатели Малибу» — серия, где Митч Бьюкенен пытается воссоединиться с женой Гейл по просьбе сына. Их свадьба прерывается помощниками героя — где-то случилась беда. Почему нужен именно Митч и герои не могут позвать на помощь других или справиться без него? Где вообще вторая и третья смены — ведь наверняка Митч отпросился с работы или у него был выходной? В сериале это не объяснено, хотя зрителю ясно: герой — завидный жених, и обломать ему свадьбу с бывшей как персонажам-женщинам, так и сценаристам — дело чести. Итог: Гейл посылает его, и происходит ссора с сыном.
  • «Джек Райан» — педаль в пол: Джека выдергивают с вечеринки, где он уже было раззнакомился с симпатичной женщиной, даже не звонком, а прибытием патрульного вертолета.
  • «Power Rangers» — классика жанра.
  • «Игра Престолов» — метапример. В одном из интервью Кит Харингтон (Джон Сноу) рассказывал о пожаре, который как-то раз случился на съёмочной площадке. «Я понял, что что-то не так, только когда увидел, как мимо бежит Бран».
  • «Sherlock» — шутки ради, Лейстрейд бросил поимку грабителей рецидивистов, что бы помочь Шерлоку… написать свадебную речь.

Телевидение[править]

  • Троп спародирован в рекламе апельсинового сока. Престарелый мафиозный дон приказывает своим людям выяснить, правда ли, что любимый сок его жены стопроцентный. Лучший человек семьи в это время как раз собирается развлечься в постели с девушкой, но ответив на телефонный звонок, говорит «Дела!» и уходит.

Мультфильмы[править]

  • Пародийный мультфильм «Шпионские страсти». Последовательно вызывают («…срочно явитесь в управление!») по нисходящей трёх контрразведчиков: майора, капитана и лейтенанта. Первого — снимают с поезда «Москва—Сочи», второго — как раз из ЗАГСа (невеста падает в обморок), третьего — из деревни, где бабушка собирается кормить вареньем (банку с вареньем прихватывает с собой; потом, у генерала — тихонько заталкивает ногой под стол…)
  • Серия выпусков флеш-анимации «Антимульт» от одноимённой российской мультипликационной студии, выпуск № 7,5 «Звонок» — Программиста прямо перед поездом Фина (его начальница) вызывает обратно из отпуска.

Мультсериалы[править]

  • «Щенячий патруль» — практически в каждой серии. Ну а куда деваться, если в этом городе, кроме десятилетнего мальчика и шести щенков, разбираться с происшествиями некому?
  • «M.A.S.K.» — в каждой серии агенты, едва запищит наручная вызывалка, стремглав бегут работать, не доев обед, не домыв машину и не доиграв соло на концерте. Прямо одна из фишек сериала — угадывать, кого от чего оторвут на этот раз.
  • My Little Pony — начиная с пятого сезона, к счастью, изредка, героинь вызывает Карта Дружбы для решения проблемы дружбы.

Комиксы[править]

  • Batman: Year One — лейтенант (ещё не комиссар) Гордон устраивает с женой романтический вечер с планами на вино и секс, но тут его выдёргивают телефонным звонком с сообщением о появлении в Готеме неведомого чудища, похожего на огромную летучую мышь.

Видеоигры[править]

  • Kingdom Come: Deliverance — баг в ранних версиях: если позвать персонажа куда-то ночью, то он так и пойдет в исподнем.
  • Starcraft II: Wings of Liberty. Первая миссия за Зератула. Герой идет громить зергов с большой армией, которую собрал его союзник, и внезапно приказывает всем, включая союзного героя, остановиться, прыгает на скалу и убегает зерг знает куда. Протоссы стоят выпучив глаза — что это вообще такое? А на самом деле прыгнуть на эту скалу и побежать в секретный проход необходимо для того, чтобы завершить дополнительное задание — там у зергов третья база, которая дает при разрушении образец технологии. И достанется этот образец не Зератулу, а Рейнору, и на все последующие миссии повлияет. Но представьте себе лица протоссов в самом игровом мире…
    • Пожалуй, что с фитильком: он все же эксцентричный мудрец, и к подобным выходкам с его стороны товарищи уже должны были привыкнуть. А уничтожение тайной базы зергов актуально и с точки зрения протоссов.
    • А ещё в этой игре есть возможность бросить все силы не на выигрыш миссии, а на получение того или иного достижения. Когда оно будет получено, можно просто загрузить сохранённую игру и направить те же силы на победу. Достижение не пропадёт.
  • The Division — принцип действия «Стратегического подразделения безопасности» — как только случается масштабный теракт, глубоко законспирированные подготовленные агенты должны прибыть на место и возглавить руководство местными службами.
  • Shenmue 2 — любой житель Гонконга, если его попросить проводить до нужного места, бросит все свои дела и пойдет помогать незадачливому туристу из Японии.