Вычурная военная форма

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Bling of War. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
«

Если говорить объективно, — сказал я, — то самые крепкие вояки в Европе — это мы и немцы, и нам одинаково смешно, что французская пехота не может расстаться с красными штанами, а ваши кавалеристы красуются красными мундирами. — Умирать надо красиво, — заметил Нокс.

»
— В. Пикуль, «Честь имею»

На этом персонаже яркий мундир с эполетами, его грудь увешана орденами, на голове — кивер с золотым гербом, на руки надеты белые перчатки, на ноги — отполированные сапоги со шпорами. Красиво, ничего не скажешь, но… он точно собирается в ЭТОМ воевать?

Битлы утопили педаль в дно Темзы. Впрочем, на них не военная форма, а сценические костюмы «Оркестра клуба одиноких сердец», по названию очевидно не военного

В реальности, однако, троп встречался почти повсеместно аж до рубежа XIX—XX столетий. Ещё в древности воины стремились выглядеть круто, для чего оснащали свой костюм всевозможным декором — от шкур диких зверей до перьев на головном уборе, а самые знатные могли даже золото и самоцветы в боевой прикид добавить. Затем наступила эпоха больших армий, вооружённых огнестрельным оружием, и яркая униформа стала символом государства, а в бою — визуальным разделителем на своих и чужих. А ведь желание полководцев выглядеть импозантно никуда не делось, и они выделялись на фоне рядовых ещё большим количеством декоративных элементов…

И вот в какой-то момент выяснилось, что оружие зашло достаточно далеко в своём развитии, и теперь выделяться на поле боя — себе дороже. Армии переоделись в форму защитного цвета, а потом — и вовсе в камуфляжно-пятнистую.

Но если перед нами парадная униформа или церемониальный доспех, то претензий к реализму быть не должно. В конце концов, они затем и созданы, чтобы радовать взгляд окружающих и тешить самолюбие того, кто их носит.

Как троп вычурная форма может выглядеть как круто — для пафосу, так и нелепо — для комического эффекта. Неумелый дизайнер может добиться того, что задумывалось первое, а получилось второе. Своего рода противотроп — форма номер восемь.

Элементы[править]

Примеры[править]

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • «Волшебник Изумрудного города»:
    • Единственный солдат Изумрудного города Дин Гиор был одет в роскошный мундир. А потом его сразу же повысили до фельдмаршала.
    • У пришельцев-завоевателей менвитов с планеты Рамерия роскошный мундир носил их предводитель генерал Баан-Ну. Остальные же менвиты, если верить каноническому художнику серии Леониду Владимирскому, предпочитали практичные комбинезоны, поверх которых, впрочем, натягивали парадные жилеты, украшенные вышитыми золотыми, серебряными и чёрными нитями орденами. У полковников Мон-Со и Кау-Рука на жилетах красовалось по три ордена.
  • В. Пикуль, «Честь имею» — вынесенный в эпиграф троллинг главгероем Альфреда Нокса. Что характерно, британец таки потом отшутился.
  • Л. Раковский, «Кутузов»: в выпендрёже соревнуются закадычные враги — французский маршал Мюрат и русский генерал Милорадович[2]. Эпизод основан на мемуарах одного из участников войны 1812:
« Генерал Милорадович не один раз имел свидание с Мюратом, королём неаполитанским… Мюрат являлся то одетый по-гишпански[3], то в вымышленном преглупом наряде, с собольей шапкою, в глазетовых панталонах. Милорадович — на казачьей лошади, с плетью, с тремя шалями ярких цветов, не согласующихся между собою, которые, концами обёрнутые вокруг шеи, во всю длину развевались по воле ветра. Третьего подобного не было в армиях! »
— Алексей Ермолов
  • Космоолухи — парадный мундир Балфера подробно не описан, но судя количеству сверкающей бижутерии, его дизайном занимался лично пиратский адмирал. Больше всех понравился Петровичу: ёжик радостно принялся отдирать блестяшки.
    • Макс Уайтер косплеит казака не только по кличке: носит синий мундир с жёлтыми погонами и высокую лохматую шапку. В космосе.
    • В одном фанфике присутствует интересная аверсия: форма нормального, камуфляжного (соответственно поверхности) цвета — только вот планета пустынная, а песок в этой пустыне по большей части рубеллитовый. Цвета камуфляжа соответствующие. А уж местная парадная форма… Только упоминается, но, судя по реакции на нее персонажей, для непривычных — педаль в недра планеты.
  • Илья Крымов, «Дети Силаны» — глава Ночной Стражи Бриан л’Мориа ненавидит свой официальный мундир за всё вышеперечисленное. С прикрученным фитильком, поскольку Ночная Стража всё-таки не армия. Но, поскольку сам он именно бывший военный, а дизайн мундира разрабатывал, судя по всему, дизайнер, не имевший никакого представления о службе как таковой… Хорошо хоть, что Бриан, возглавляя данную службу, сам себе разрешает его не носить. Надевает только на суперофициальные мероприятия, когда уже никак отвертеться нельзя.
  • «Рыцарь из ниоткуда»: «…они держались с холодной властностью высоких чинов, ставшей привычной, как вторая кожа, и представляли, несомненно, армию. Одинаковые бирюзовые с черным костюмы, одинаково расшитые золотыми дубовыми листьями. У каждого на левом плече торчит пышный золотой султанчик, похожий на георгин. Одинаковые мечи в черных ножнах с золотыми накладками-драконами и эфесами, усыпанными зелеными камнями. Почти одинаковые наборы орденов — только у того, что с усами, еще и сине-желтый бант на правом плече, приколотый к рукаву мундира золотой брошью в виде короны. Даже лица одинаковые, холеные и высокомерные, пожалуй, даже не генеральские — маршальские. Точно, маршальские, подумал Сварог, вон сколько понатыкано на орденах бриллиантов и прочих самоцветов, куда там дорогому Леониду Ильичу… У этих даже лампасы золотые, а у нас Гречко так и не додумался…»
    • Там такого много. Например: «Повсюду в картинных позах застыли Бриллиантовые Пикинеры — лейб-гвардия, усачи в черных мундирах, обильно украшенных алыми кружевами и густыми рядами бриллиантовых пуговиц, нашитых где только возможно».
  • Э. Раткевич, «Таэ эккейр!» — доспехи опального канцлера Селти на Ланнском турнире:
«

…кой черт дернул его соблазниться новомодными доспехами с кучей завитушек, побрякушек и накладок? Болван оружейник уверял, что в этих побрякушках неминуемо застрянет любой меч, давая тем самым обладателю доспехов преимущество во времени. А Селти и соблазнился. Ничего не скажешь, завитушки свое дело сделали, застрял в них на славу… да вот только не меч. … Именно в завитушки наплечника и угодил наконечник копья, пригвоздив бывшего канцлера к пестрополосому столбу. Селти помнил сквозь мутное марево, как врезался в тело ремень, удерживающий наплечник — слишком уж придирчиво великий боец перед турниром осматривал свое снаряжение, и надеяться на то, что проклятый ремень не выдержит тяжести и лопнет, не приходилось. Селти помнил, как восторженно свистали зрители, когда злополучную жертву собственной предусмотрительности снимали со столба…

»

На других языках[править]

  • Старше, чем пар — Илиада. Упоминается в поэме и «среброгвоздный меч» Александра-Париса, и золотой доспех Главка ценой в сотню тельцов (обычный медный ценился бы лишь в девять), и изукрашенное снаряжение Агамемнона-Атрида, а уж щит, который Гефест сделал для Ахиллеса, выглядит не то что картиной, а целой картинной галереей. Серьёзно, описание этого артефакта занимает 126 строк!
  • Т. Майн Рид, «Белый вождь» — комендант крепости полковник Вискарра носил золотые галуны, пёстрый мундир, лакированные сапоги, шляпу с перьями — и до кучи перстни. «Настоящий павлин»!
  • Dune — у каждого Великого Дома солдаты одеты в цвета этого самого дома.
  • «Эления» Эддингса. Разбогатевший наёмник Мартэл решил порадовать себя новыми доспехами, красивыми, с богатой золотой отделкой. Что, в конце концов, его и погубило — тяжёлое золото замедлило его в бою с Спархоком. На самую малость замедлило, на долю секунды, он знал, что именно означает серия ударов противника, но адекватно защититься просто не успел. Что честно и признаёт через несколько секунд, захлёбываясь кровью на полу. «В этом есть некоторая справедливость. Убит… собственным тщеславием».
  • «Звезда Стражей» Маргарет Уэйс — Дерек Саган носит украшенный золочёный нагрудник а-ля римские центурионы, пафосный алый плащ и шлем с алым плюмажем. Кто-то очень любил эстетику Древнего Рима, да. Позднее по ходу действия такой же доспех, но в серебряно-голубых тонах, дарят и Мэйгри.
  • ПЛиО — масса богато разукрашенных доспехов. Знатные лорды повсеместно украшают доспехи золотом, эмалью и драгоценными камнями, а метросексуал Лорас Тирелл носил доспех, сплошь украшенный узором из цветов.
  • Роберт Хайнлайн «Космический кадет» — протагонист удивляется, почему у них, будущих офицеров, скромная серая форма, а у космической пехоты — килограммы аксельбантов. Командир объясняет о различиях в мотивации у «аристократа», «торговца» и «обывателя».
  • О.Генри кое-где описывает такую форму, существовавшую в «банановых республиках» — конечно, не у простых солдат.
  • Енё Рейто, «Невидимый Легион» — небольшая армия, сколоченная сэром Йолландом выглядит… именно так, как будет выглядеть банда маргиналов, которую снаряжали глубоко штатские и сильно экономные люди. Черные френчи (материю прикупили у гробовщика), ярко-фиолетовые брюки (от мюзик-холла остались) и лаковые чемоданчики вместо вещмешков. А генерал одет в белоснежный мундир с золотыми позументами (предназначенный не для военного, а для пожарного) и едет за своими солдатами на извозчике. Ах да, и всё это — для экспедиции в Сахаре!
  • Сага о Форкосиганах Л. М. Буджолд — тут и красно-синие дворцовые мундиры офицеров барраярской армии, включающие кавалерийские сапоги и парные мечи, и родовые мундиры у графов, членов графской семьи и оруженосцев, и яркая бирюзово-бежевая форма Бетанского Астроэкспедиционного Корпуса: подсвечено — Корделия говорит, что когда она воевала форма была не такой. И это не говоря уж о мундирах и яркой лицевой раскраске военных Цетаганды.
  • «Codex Alera»: сэр Горацио. Подсвечено: «Будучи трибуном и рыцарем Королевского легиона, он имел право украсить свои доспехи золотой с серебром филигранью, а шлем и рукоять меча драгоценными камнями, но золотая вышивка на плаще — это уже было слишком».
  • Дэвид Вебер, Honorverse — обмундирование элитных войск Андерманской Империи, гусаров «Мертвая голова», выглядит эффектно и крайне неудобно: чёрные расшитые тесьмой мундиры, ментики у офицеров, меховые фуражки, кокарда в виде черепа и костей. Репутация у этих ребят, однако, такая, что мало кто рискнул бы посмеяться над ними.
    • Над ярко-голубой формой грейсонского флота с её галстуками и высокими фуражками а-ля Паша Грачёв (преподобный Остин Грейсон срисовывал её с формы американских ВВС ХХ века) тоже многие посмеиваются. И тоже только над формой, в профессионализме грейсонцы уступают только Мантикоре и Беовульфу.

Кино[править]

  • «Двенадцать месяцев» (1972). Начальник королевской стражи носит белый мундир с красными манжетами и поперечными широкими полосами на груди; у рядовых одна штанина — красная, другая — синяя.
  • «Красный Барон» — по каким-то причинам главный герой имеет ярко-красные погоны и околыш фуражки, а его брат — ярко-жёлтые, хотя они всегда служат вместе. Той же цветовой схемы они придерживаются в раскраске самолётов.
  • «Диктатор» — главный герой, генерал-адмирал Аладин.
  • «Короли и капуста» — поразительно нефункциональная форма Анчурии. Одни только фиолетовые мундиры чего стоят.
  • «Маски в армии» — шутки ради. Каждый из представителей штаба воплощает троп по-своему: кто-то при помощи шлема с султаном и красных ботинок, кто-то — трёх кокард одновременно… Неожиданной инверсией оказывается главнокомандующий, который вообще забыл одеться, так что на нём ничего нет, кроме трусов, фуражки и плаща, в который он и кутается всё заседание.
  • «Тот самый Мюнхгаузен» — классика жанра: «Что вы мне даёте? Однобортный мундир? Вы что, не знаете, что в однобортном уже никто не воюет? Война на пороге, а мы не готовы! Мы не готовы к войне!» Судя по тому, что в военном деле герцога интересует только крой кармана, высота и ширина талии и прочие прибамбасы, и даже расстояние до Англии он измеряет при помощи портняжного сантиметра на глобусе, с вычурностью формы в государстве всё по высшему стандарту.
  • «Дюна» (минисериал) — низкий бюджет постарались компенсировать интенсивным костюмным порно, в том числе и в военной и полувоенной форме.

Телесериалы[править]

  • «Мандалорец» — не форма, а броня: полный мандалорский доспех из бескара серебристо-яркий и привлекает очень много внимания (учитывая редкость бескара и его ценность, это всё равно, что носить броню из чистого золота, инкрустированную драгоценными камнями и обвешанную, как печатями чистоты, акциями «Газпрома» или Apple). Оружейница прямо предупреждает Мандо, что такая броня сделает его мишенью для любого преступника просто из желания захватить её как трофей. ГГ это не остановило, и его можно понять: броня в дальнейшем спасала его чуть ли не каждую серию. Первая броня в истории ЗВ, которая действительно помогает от бластеров!
    • И что еще круче, от световых мечей, режущих большинство остальных материалов как масло. Теперь причины, по которой каждый второй встречный пытается ограбить Мандо, еще очевиднее.
  • Game of Thrones — Тирелл в доспехе, инкрустированном драгоценными камнями!
    • Красные доспехи Ланнистеров и доспехи Королевской Гвардии, особенно в последних сезонах — а-ля Чёрный Властелин.

Комиксы[править]

  • «Валериан и город тысячи планет» — форма генерала с огромным золотым горжетом[4] с барельефами на нём
  • La Caste des Méta-Barons: на церемонию получения титула Стальная Голова надел самый пафосный мундир, который только можно представить. И не менее пафосную голову (они у него съёмные).
  • Некромантийя: подсвечивается в первой части, когда король Некрофилакс перед объявлением победителя второго тура «королевских игр» требует карлика-камердинера принести ему наряд: «Мне нужно переодеться во что-то тяжелое и агрессивное! Я хочу скрыть за пафосом свои детские комплексы!» — «Думаю, — отвечает карлик, — стиль милитари нам идеально подойдет».

Аниме и манга[править]

  • Общий троп реалмех: боевые роботы камуфляжной расцветки встречаются редко, и то — только серийные образцы, которые никуда не годятся. Мехи значимых персонажей почти всегда окрашены броско и уникально.
    • Генерал-лейтенант М’Куве (в белом) забыл надеть обшитую золотом чёрную накидку, зато добавил к форме шейный платок.
      Например, в Gundam протагонист традиционно пилотирует белый мобильный доспех, а его главный противник — красный. Но тут на самом деле обосновано — из-за частиц Миновского (или их аналогов) обычные ответчики госопознания работают очень нестабильно. А первичное обнаружение мобильного доспеха на фоне звезд все равно происходит в инфракрасном диапазоне. Если же взглянуть на форму вооружённых сил Земной Федерации и Княжества Зеон, то по вычурности вторые улетают вперёд с гигантским отрывом. Основным знаком различия званий является огромная во всю грудь вышитая золотом эмблема. На повседневной форме украшательств меньше, однако, к ней прилагается чёрная накидка с золотыми эполетами и вышитыми золотом знаками различия. Лишь у пехоты есть полевая форма на которой шитьё поскромнее и светло-серое, а не золотое. Ну и скафандры пилотов имеют лишь небольшие нашивки обозначающие звания.
    • Five Star Stories давит педаль в глубины мироздания: мехи в стиле барокко — это концентрированный наш троп.
    • Ладно Шнайзель с Императором, но как Рыцари Круга со своими мундирами врагов громить умудряются?
      Code Geass (см. фото) — с прикрученным фитильком, ибо касается только командного состава. Особо пафосная форма есть только у высшего британского командования (те самые «красные мундиры»), Рыцарей Круга (белые мундиры под парчовыми мантиями), командного состава ОЧР («маскарадный» костюм Зеро, мундир ОЧР у С. С., бронескафандры у Каллен и «Святых Мечей», «эсэсовская» шинель Оги Канаме). Рядовой и младший офицерский состав у британцев носит вполне типичную (разве что, слегка футуризированную) для XXI века экипировку спецназа, офицеры — не особо яркие серо-синие бронескафандры. Бойцы ОЧР так вообще ходят в бой без бронежилетов, в черных гимнастерках.
      • Впрочем, есть китайские гвардейцы, которые по уровню косплея гвардии Манчжурской Династии (старинные мундиры с автоматами) оставили всех вышеупомянутых товарищей позади. И их пехота тоже носит современные бронежилеты, скопированные с реальной армейской экипировки.
  • Legend of the Galactic Heroes — тут это обожают среди высшего офицерства Рейха. Чем выше чин, тем более вычурная форма — знаки различия у флаг-офицеров буквально вышиваются серебряной нитью по мундиру. А у самых высших чинов к форме даже прилагается длинный плащ (таких чинов, правда, всего четверо на все вооружённые силы). В конце концов, им на коне не скакать и в рукопашную не ходить, а даже если вдруг и ходить — все, не выпендриваясь, влезают в нейтральный практичный доспех.
    • В манге мундиры проще, но зато украшены роскошными эполетами.
  • Берсерк — многие рыцарские доспехи очень вычурны, и белая броня Гриффита — ещё не самый броский пример. Впрочем, мангака как раз хорошо знает матчасть и попросту ориентируется на реальную моду 16-17 веков.
  • 07-Ghost — мундир Аянами.
  • Katekyo Hitman Reborn! — с прикрученным фитильком Деймон ди Спейд — от формы там один мундир с эполетами и то, это его повседневная одежда. После захвата тела Мукуро и побега из Вендиче, его одежда стала более похожа на военную, окрасилась в белый и стала в разы пафосней.
  • Vinland Saga — внезапная анатомическая кираса Аскеладда, чёрная с золотой каймой. Точно кираса, ибо полностью сдержала удар топора.
    • Обоснуй: Аскеладд валлиец (точнее, наполовину всё же датчанин, но эту свою половину он искренне ненавидит) и сознательно косплеит романо-бритта. У него даже настоящее имя римское.
  • Лейдзиверс - троп давится от сериала к сериалу. Ладно, в 70-е (старый сериал про Харлока, Галактический Экспресс) форма была в духе 1940-х годов и выделялась в основном двинутых размеров фуражками- "аэродромами". В "Аркадии моей юности" пробил звоночек - форма у космонавтов опять же в подобном стиле, но красная. Харлок такую носит весь пилотный эпизод, под конец переодевается в пошитый женой костюм пирата, где есть характерный чёрный плащ с красным подбоем... Запомнили этот момент? В новоделах такой плащ - вообще штатная форма капитана корабля! Даже Кей себе китель в таком же стиле пошила. Возможный обоснуй в свете нынешнего канона: Харлок из АМЮ - легендарный герой, при его потомке из старой/новой эпопеи его плащ и правда стал частью формы. Ведь в отличие от уставшего от жизни потомка предок был кадровым военным, да и пиратом стал ради партизанской войны с оккупантами.

Видеоигры[править]

  • Ведьмак 3: Кровь и вино — в Туссенте в порядке вещей размалевать доспехи в яркие цвета (и Геральт тоже сможет). Оно и понятно — с одной стороны, страна осталась в стороне от разрушительной войны, с другой — вовсю изображает из себя Романтическое Средневековье.
  • Fallout 4 — никто не запрещает размалевать силовую броню на манер предыдущего пункта, но здесь это ещё и приносит бонусы.
  • В общем-то, любая онлайн-игра с широкими возможностями кастомизации, но Warframe выжимает педаль в Бездну сразу по трём причинам. Во-первых, это Орокин и их золотое величие, благодаря которому вся прайм-экипировка имеет вычурный дизайн с огромным количеством золота. Причём чем новее, тем вычурнее: первые прайм-варфреймы выглядят скромнее новых обычных. Во-вторых, это популярность предмета среди игроков вплоть до того, что игру в шутку называют Fashionframe и разработчики сделали нечто под названием «каптура» специально для этих модных показов. А в-третьих, всё вышесказанное — о ниндзя.
  • «For Honor» — центурион в анатомической кирасе, крутом плаще и страшной маске, использующий приёмы не менее вычурные. И да, реальные центурионы ни масок, ни кирас не носили.
  • «Heroes of Might and Magic VI» — доспехи улучшенных солдат большинства фракций. Особенно Альянса Света.
  • «Blasphemous» — формулировка «доспехи в стиле барокко» при описании разработчиками Крисанты уже говорит о многом. У неё гигантский металлический колпак, на котором выгравированы целые сцены как на колонне Траяна, металлический же нимб позади и маска, не менее вычурные наплечники и набедренники с торчащими гребнями из расписных же полукруглых пластин, а также бронелифчик и плащ. Правда, большая часть этой красоты есть только в артбуке и комиксе, ибо воистину графон не нужен.
  • Dark Souls — полно анимешных вычурных лат в духе вышеупомянутого «Берсерка».
  • Assassin's Creed — балахоны ассасинов уступают предыдущим примерам, но для общества тайных убийц они одеваются слишком приметно, не говоря уж о том, что узнаваемая униформа им только помешала бы.

Настольные игры[править]

« CAMOUFLAGE IS THE COLOR OF COWARDICE »
— афоризм космодесанта из Вахи. Впрочем, они могут себе это позволить.
  • Warhammer 40000, как наглядное воплощение всего, что круто, но непрактично, демонстрирует и этот троп:
    • Некоторые полки Имперской Гвардии носят весьма демаскирующую форму. На ум сразу приходят Мордианская Железная Гвардия (одеты как современные армии на параде) и Востроянские Первенцы (одеты как технологичная версия царских стрельцов или донских казаков).
    • В Имперской Гвардии многие командиры одеваются под великих полководцев старины. Золотой (во всех смыслах) эталон — Лорд Солар Махарий.
    • Космодесант, конечно! Силовая броня выкрашена в цвета ордена, а эти цвета часто весьма яркие. Количество декора варьируется от доспеха к доспеху, и если Железные Руки сводят эту часть к минимуму, то Ультрамарины (например) вовсю лепят на броню лавровые венцы и прочие рюшечки в подражание древнеримским легионам.
      • Педаль в ядро Земли Баала — Кровавые Ангелы. Ярко-красный цвет с обилием золота, скульптурные «анатомические» нагрудники, декоративные крылья и золотые шлемы в виде посмертных масок.
        • До, во время и некоторое время после Ереси им не уступали Дети Императора.
    • А Серые Рыцари в сверкающей серебристой броне, исписанной заклятиями от демонов? Хотя вопреки общей тенденции серебристый здесь это как раз родной цвет керамита, а заклинания от демонов внезапно помогают против демонов — целевого противника ордена.
    • Ну и примархам сам отец велел выделяться на фоне битвы.
    • Педаль в ядро Галактики: золотые и богато инкрустированные доспехи Адептус Кустодес и, разумеется, самого Императора Человечества.
      • После Сражения на Барже и заключения Императора в Золотой Трон, кусты сменили свои пафосные золотые с красным доспехи на траурные чёрные с красным… но при этом не менее, а то даже и более пафосные.
    • Эльдар хоть и не центр повествований, но тоже любят ярко покраситься и надеть пафосный шлем-маску: красный Сайм-Ханн, сине-жёлтые Иянден и Алаиток, бело-зелёный Биэль-Тан… а также синие Зловещие Мстители, оранжевые Огненные Драконы и красные Пауки Варпа.
      • Иннари красятся в красный (хотя им можно, умирать не боятся), а уж Иврайна и Визарх это высшая точка вычурной формы для эльдар. В случае Визарха даже подсвечено: его запредельно пафосная броня символизирует то величие, вернуть которое стремятся Иннари.
    • Как ни странно, орки тоже знают в этом толк. По понятным причинам отличились понторезы (да и вообще богатеи из Плохих Лун к этому склонны) и Кровавые Топоры из-за карго-культа в отношении имперской униформы. А кроме того, орки показывают недостатки сабжа, определяя имперских командиров по вычурности формы взамен не работающего для большинства остальных рас и привычного для самих орков правила «большой начальник».
      • Орки-«карсары» рядятся под стереотипных пиратов.
      • Зная орков, можно с уверенностью предполагать, что средний зеленокожий скорее выберет круто (на орочий взгляд) выглядящую броню, чем ту, которая лучше защищает.
    • Некроны же, с тех пор как стали ряжеными под Египет. Они не носят вычурную военную форму, они и есть вычурная военная форма: одна династия даже сделана из специального золотого сплава.
  • Warhammer Fantasy Battles: Империя умеет и любит в этот троп, в полном соответствии с историческим прототипом — германскими армиями Ренессанса. Если пройтись ещё немного по местным СФК, можно найти также французских рыцарей эпохи сюрко и шлемов-вёдер, итальянских кондотьеров и южноамериканских индейцев, о которых тоже написано ниже.
    • Age of Sigmar: золотые доспехи штормкастов. Которым, тем не менее, далеко в плане красоты до тех же Кустодес.

Музыка[править]

(link)

«Легенда о героях галактики» знает в этом толк
  • K’ala Marka — видеоклип на «Mar querido, mar soñado».
«

Пока планета ещё жива, Пока на небе сияют звёзды, Пришьём на китель мы кружева,[5] Пока не поздно, пока не поздно… Расшитый хлястик, свободный крой, Шинель из норки — вот наша сила! Считай, что сразу проигран бой, Когда ты храбрый, но некрасивый…

»
— На тебе! в адрес военной формы от Юдашкина[6]

Эстрада и цирк[править]

  • Номер Принцессы Тенко с пушкой, где она отыгрывает роль снаряда. Военная форма ее помощников. Золотые, серебряные и прочие блестящие кители и фуражки. Можно видеть в качестве финального трюка в телешоу «Tango — Dream Illusion» (1994, телевизионной адаптации музыкального фестиваля в провинции Танго, префектура Киото)

Реальная жизнь[править]

« Их жизнь настолько коротка и безрадостна, что великолепная одежда – одно из их немногих удовольствий. Я не собираюсь отбирать его у них. »
— Император Максимилиан о ландскнехтах
  • Воины античности любили этот троп. Достаточно вспомнить эллинских гоплитов или центурионов с плюмажами на шлемах[7]. А про лорику мускулату (анатомический доспех) и говорить не приходится.
    • Стратег Ахейского союза Филопемен (рубеж III и II веков до н. э.) понял невозможность искоренить у юношей любовь к роскоши. Тогда он убедил их украшать не одежду, а военное снаряжение. Ахейские воины стали носить золочёные доспехи, серебрёные щиты, крашеные перья на шлемах, расшитые разными цветами плащи. «Это зре­ли­ще уве­ли­чи­ва­ло отва­гу, воз­буж­да­ло пыл, дела­ло каж­до­го отча­ян­ным, гото­вым идти на вся­кую опас­ность» (Плутарх, жизнеописание Филопемена).
    • В могиле одного из кельтских вождей нашли покрытый настоящим золотом… щит! И это при том, что щиты были расходным материалом, и после тяжёлого боя было нормой сменить изрубленный и утканный стрелами щит на новый.
      • Если этот вождь и воевал, то явно не с этим щитом.
  • В вендельскую эпоху приличные доспехи могли позволить себе только вожди и их дружинники, поэтому все украшалось максимально богато. Особенно поражает шлем из Саттон-Ху, полностью покрытый декоративными пластинами и личиной, искусно отделанной серебром, бронзой и индийскими гранатами. Несмотря на то, что все это больше похоже на ювелирное изделие, использовали его именно в бою.
    • Вот уж вряд ли эти шлемы использовали в бою, на них даже характерных отметин нет (на мягком золоте это оставалось бы прекрасно видно). Вернее всего эти шлемы были церемониальными (как корона), так как многие имели сложную, но хрупкую корзинчатую конструкцию, явно не подходящую для держания удара. В бою шлемы были попроще.
      • Уже в XV веке Карл Смелый приказал вмонтировать в свой боевой шлем… бриллиант в 55 карат! и пошёл в этом шлеме в бой! Удивительно, как это бриллиант не разбили, и не сняли трупа, но получившего по лицу алебардой Карла опознали потом по чудом уцелевшему бриллианту.
  • Расшитые сюрко (верхняя одежда) у рыцарей и разнообразные украшения на шлемах у них же.
    • Да и сами латные доспехи уже попадают под троп, особенно в парадном и турнирном вариантах. Рогатые и крылатые шлемы по справедливости должны были стать символом не брутальных викингов, а расфуфыренных турнирных рыцарей!
    • Ближневосточные знатные воины, например, мамелюки. Например, было очень популярно взяв дорогой роскошный халат сделать к нему подкладку из кольчуги.
  • Особо импозантный доппельзольднер одетый в стиле «буффы-и-разрезы».
    Ландскнехты (см. эпиграф к статье). Буфы и разрезы, шляпы и береты с султанами из перьев (нередко экзотических птиц), и при всём при этом — брутальные бороды. И это ещё необходимый минимум! Многие модники ещё добавляли бахрому и вычурные вышивки из позолоченных и серебряных нитей по всей одежде. Золотое тиснение всей кожи — ремней, ножен, сапог, сумок. И в таком виде допельзолднеры с двуручниками шли в бой! Многие из них ради скорости и сохранения выносливости в бою носили самый минимум доспеха. Недаром указом императора Священной Римской империи им было позволено не соблюдать весьма строгие тогдашние запреты на роскошь в одежде для простолюдинов. Им подражали даже короли и императоры, а за ними и дворянство.
    • Как ни странно, разрешение на роскошь распространялось и на их «кампфенфрау» — и вчерашние горожанки и крестьянки носили возмутительно короткие юбки (чуть ниже колена) шелка и бархат, золотые украшения. Они выполняли роль поварих, медсестёр, собирали и продавали трофеи и были предшественницами маркитанток. Войско ландскнехтов на марше, да и в бою, имело весьма яркий вид.
  • Южноамериканские индейцы, которых потом разгромили конкистадоры, в бою носили выделанные шкуры ягуаров. И это помимо перьев. Конкистадоры тоже любили приодеться…
  • Польские крылатые гусары. Не только сияющие латы, не только декоративные крылья, но ещё и шкуры диких зверей.
  • Русская военная аристократия XVI в. Кафтаны и шапки из дорогущих тканей и мехов, украшенные кольчуги, тегиляи и шлемы. Особенно ярко проявлялось во время регулярных воинских смотров, когда от степени оснащенности дворянина или сына боярского с его боевыми холопами — напрямую зависел размер жалования.
« «Так, некто Леваш Иванов сын Яковля Олтуфьев явился на смотр „на коне в пансыре [кольчатый доспех], на пансыре тегиляй толстой камчат [т. е. стеганый мягкий доспех, сделанный из камки, шелковой цветной узорчатой ткани]“. Будай Угримов сын Болтин был на смотре, согласно записям, „в доспесе в пансыре и в шеломе и в наручахс лохти…“. Князь Иван княж Федоров сын Горчаков был „в доспесе с копьем дав шапке, да на нем же тегиляй бархатен…“. Иван Иванов сын Петров Заболоцкий прибыл на смотр „в бехтерце [кольчато-пластинчатый доспех] и в шапке…“. Послужилец сына боярского Никиты Семёнова сына Вердеревского приехал в камчатом тегиляе „з горностаи“ (хозяин не поскупился, выдал своему верному слуге тегиляй, подбитый горностаем — мехом зверька, которым принято подбивать мантии королей и аристократов). Этот перечень можно продолжать довольно долго. Пансыри, бехтерцы, куяки, юмшаны (у Никиты Фёдорова сына Вышеславцевы был юмшан, „а на верх доспеха приволока бархатна“ — то есть доспех был крыт бархатом), тегиляи, зерцала, наручи, наколенки, шеломы, шапки железные, медные, бумажные — список более чем впечатляющ!» »
— Цит по: В.В. Пенской «Цветны и доспешны», 2016
  • Самураи. У них, правда, декор в основном был сосредоточен на шлеме. А у VIP ещё и огромные расцвеченные плетением из шёлковой шнуровки наплечники.
    • Во избежание ржавчины во влажном морском климате, японские доспехи часто покрывались кожей, лакировались и богато шнуровались крашенными и вощёными хлопковыми или кожаными шнурками. Выпендриться блеском лакированной кожи и узором шнуровки любил каждый самурай, который мог себе это позволить. Богатые княжества Такеда и Шимадзу даже массовые доспехи, выдававшиеся бедным самураям и асигару, тотально красили в ярко-алый цвет — см. легендарную «красную конницу» Такеды и затянутого в красную кожу маньяка Тоёхису Шимадзу (совершенно реального, кстати, деятеля) из «Drifters».
  • Практически все европейские армии того периода, когда пехота строилась в каре, а из ружей палили залпами, носили яркие мундиры и внушительных размеров головные уборы. Оправдывалось это тем, что во времена дымного пороха полководцы хотели иметь возможность разглядеть собственное войско. Правда, вражеский полководец тоже его видит, но на то они и джентльмены, чтобы оказывать друг другу услугу. Да и всё равно тогдашние сражения происходили большими массами людей на весьма близкой дистанции (максимум в сотни метров) — какой тут к чёрту камуфляж?
    • Наиболее ярким «символом эпохи» были британские «красные мундиры».
    • Французы обычно носили синее, хотя брюки могли быть тоже красными или белыми. Что интересно, синей впоследствии стала (и оставалась таковой до конца XIX века) и униформа армии США, которым французы неслабо помогли в борьбе за независимость (в том числе и поставками мундиров).
    • А вот русские одними из первых додумались до скромной серо-зелёной униформы. Но тут зигзаг — начиная с петровских времён, когда носили тёмно-зелёные мундиры, но с красными обшлагами, она неоднократно менялась, и в итоге русско-японскую войну русская армия встретила в белых гимнастёрках с чёрными штанами и чёрно-белых же фуражках. Это тоже было удобной мишенью для японцев, одетых в защитную униформу.
  • Барон Роберт Николас Максимилиан фон Унгерн-Штернберг (Роман Фёдорович) в Гражданскую войну носил монгольский халат с золотыми погонами и Георгиевским крестом.
    • А анархист Фёдор Щусь, известный как правая рука Махно, носил свою матросскую бескозырку с разукрашенным гусарским мундиром.
  • Именно по этой причине Иосиф Сталин отказался носить форму Генералисимусса Советского Союза (хотя звание со скрипом принял).
    • А вот его монгольский коллега Чойбалсан таки последние годы жизни рассекал в идиотском мундире с эполетами, который особенно нелепо смотрелся при его маленьком росте.
  • Парадно-повседневная форма СС — та самая, чёрная и белая. Что характерно, ей успели попользоваться в полевых условиях… немецкие фольксштурмисты, одному из отрядов которых в конце войны за неимением собственной формы выдали пылившиеся на складах черные шинели и фуражки с черепами (в реале форма эта оказалась крайне неудобной и была снята со снабжения ещё в 40-м году).
    • Также на этом поле отметился лично рейхсмаршал Геринг, знатный любитель появляться на публике в пафосных мундирах — причём чуть ли не каждый день новых.
  • Именно так выглядят стереотипные военные (и не очень) диктаторы, причём в реальной жизни тоже.
  • Парадная униформа ряда современных стран. Особенно в гвардии и подобных ей формированиях вроде президентских полков. Швейцарские наёмники папы римского до сих пор носят средневековые «буфы и разрезы», причем в широких рукавах прячут автоматические пистолеты. Греческая парадная форма тоже выглядит вычурной.
    • На самом деле современная форма швейцарских гвардейцев была введена в… 1913 году, именно как косплей ренессансной Cohors Pedestris.
    • Или вот, если вспомнить мелькавшие на Ютубе не так давно ролики про смену караула на индо-пакистанской границе
      • Это совершенно реальная парадная форма, сохранившаяся со времён Британской Индии. Как и «министерство дурацких походок», заведующее строевой подготовкой.
  • Так называемая «дембельская» униформа, которую иронически называют «униформой мотошвейных войск». Жертва моды и так плохо, что уже хорошо в одном флаконе.
  • Современные «ряженые» казаки, предмет многочисленных насмешек. Подчас их «форма» сшита в полном несоответствии с историей, дресс-кодом и незнанием воинских званий. Так, автор правки как-то наблюдал казака, одетого в парадную авиационную форму и почему-то милицейскую фуражку.
  • Некоторые повседневные элементы военной формы можно в погоне за модой довести до абсурда:
    • Всем известные матросские брюки-клеш, по моде 1-й половины XX в. В экстремальных случаях клеши могли быть чуть ли не в полроста моряка. Их полагалось носить с фланелевой рубахой в обтяжку.
    • Фуражки. В особо запущенных случаях даже не у диктаторов можно на выходе получить околыш размером с велосипедное колесо и тулью высотой с кивер эпохи наполеоновских воин. Например, такие фуражки-«аэродромы» были в моде у российской армии и милиции-полиции до 2010-х годов (после изменения формы фуражки стали намного скромнее и эстетичнее, поскольку шьются по образцу фуражек Люфтваффе).
      • "Мягкие" фуражки-кепи тридцатых-пятидесятых годов куда более практичны в повседневной носке, хорошо сочетаются с рабочей курткой или комбинезоном, а вот современная "жёсткая" фуражка это уже больше церемониальный головной убор.
  • Татенокай же вообще и Юкио Мисима в частности! Ну ладно форма а-ля парадка 1943 г., ладно даже хатимаки на башке (оно понятно, на самоубийственную акцию собирались)... Но эта форма. Была. Оранжевая. Оранжевая, Карл.

См. также[править]

Примечания[править]

  1. Не всегда. Зачастую в реальности это просто цвет некрашеной ткани, отбеленной на солнце. Т. е. наиболее дешёвый и практичный вариант, учитывая нестойкость и дороговизну тогдашних красителей.
  2. В тот момент Наполеон как раз занял Москву и наивно ждал мира, а русская армия набиралась сил у Тарутина. Поэтому и получилась такая «странная война» — перемирия как бы нет, но и воевать никто не рвётся. Чуть позже Мюрату аукнется такая беспечность, а Наполеону предстоит гибельное отступление из Москвы.
  3. Гишпания — старая транскрипция Испании, аналогично история была гишторией.
  4. украшение изначально являвшееся настоящим латным воротником доходившим чуть ли не до середины груди и середины лопаток, но затем превратившееся в пластину в форме полумесяца висящей рожками в верх на груди недалеко от шеи. В Германии традиционно явояется символом власти жандармов, инспекторов и военных полицейских, как правило, но нем изображена ведомственная эмблема.
  5. На самом деле у имперской формы знаки различия не пришивались в виде кружев, а вышивались прямо по чёрному шёлку парадного кителя настоящей серебряной нитью. Правда реально серьёзными они становились только у генералов и адмиралов, ну и в полевой форме всё было сильно попроще.
  6. Кстати, Валентин Юдашкин очень обижается, когда нынешнюю форму приписывают ему. Фактически ему заказали только несколько выставочных образцов для пиара, а всё остальное дизайнили и шили по дешёвке конторы, близкие к Минобороны (и, похоже, далёкие от солдатской жизни).
  7. Плюмаж служил скорее видимым издалека знаком различия, а не просто украшением. Легионер должен видеть своего командира на поле боя и знать, куда тот движется! В тех условиях это было очень важно.