В будущем одеваются как в настоящем

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья No New Fashions in the Future. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Сегодняшняя мода — торжество практичности как в носке, так и в массовом производстве. Современную одежду делают из тканей, сочетающих в себе гигиеничность, красоту расцветки, прочность и носкость (за счет добавления синтетики) и, что немаловажно, дешевизну! Фасоны современной одежды рассчитаны на человека, который много двигается, часто стирает одежду и — немаловажно! — делает это сам, без помощи слуг. Поэтому даже смокинги и вечерние платья нередко пошиты так, что Джеймс Бонд с подругой прямо в них и надирают задницы злодеям. Никаких тебе панье, фижм, корсетов, кринолинов и прочих усложняющих жизнь конструкций. Плюс невероятное разнообразие фасонов, выбирай себе на вкус: крутые и практичные джинсы или модный утил-килт, женственная юбка в пол или мини, шорты или костюм-тройка.

Так чего от добра добра искать? Все эти тенденции продлятся в будущем, потому что никто так просто не откажется ни от практичности, ни от дешевизны, ни от разнообразия. Да посмотрите, в конце концов, на модные тенденции последних 100 лет: с тех пор, как женщину вынули из корсета, а колготки превратили чулки и пояс для них в элемент эротического белья, много ли изменилось в принципе? Даже сейчас человек любого пола может прийти на вечеринку одетый по моде 1920-40-х годов, и никто не сочтет его слишком экстравагантным. Отсутствие однообразного стиля — вот нынешний стиль. Достань из шкафа бабушкино платье — и окажешься в самом тренде.

Словом, лучше, чем сейчас, уже не будет.

Отдельно надо сказать про военное полевое обмундирование. С одной стороны, над его разработкой трудятся лучшие военные умы планеты, поэтому актуальная версия выглядит круто, практично и совершенно — и вполне органично смотрится даже в футуристичном сеттинге. С другой, несмотря на то, что полевая военная форма меняется часто и достаточно радикально, для людей гражданских (коих большинство) вся она выглядит примерно одинаково: нечто зелёное и пятнистое. А значит, можно нарядить космодесантников в камуфляж с распродажи военного имущества, и это не будет бросаться в глаза.

Ватсонианский обоснуй: некоторые математические модели развития цивилизации представляют его в виде логистической кривой Ферхюльста — то есть после прохождения точки сингулярности прогресс начнёт замедляться, а через некоторое время и вовсе практически остановится. И, как не раз показывала история, в обществе без технического прогресса в фасонах одежды тоже будет наблюдаться застой. Очевидно, что такое объяснение накладывает серьёзные ограничения на сеттинг, поэтому проще списать на цикличность современной моды.

Дойлистский обоснуй: сколько геморроя с плеч долой! Какое облегчение художнику по костюмам! Сколько списанного армейского барахла можно купить по дешевке!

Примеры[править]

Литература[править]

  • Цикл «Завтра война» А. Зорича — встречается сплошь и рядом. Обоснуй: конкретно у человечества так проявляется феномен ретроспективной эволюции. Так что землянин далекого будущего в одежде века ХХ-го является нормой и никого не удивляет. Как и муромец (житель планеты Большой Муром) в домотканой одежде à la «Финист — Ясный Сокол».
  • "Сто лет тому вперёд" К.Булычёва (и еще в нескольких произведениях про Алису) - костюм Коли в будущем откровенно "карнавальный", а вот когда в СССР 70-ых оказалась уже Алиса, её одежда (не считая больничной пижамы) не вызывала ни у кого подозрений, в том числе и в больнице.
    • В экранизации аналогично. Сарафан Алисы в СССР, конечно, выделяется из толпы, но не больше, чем любой добытый во время заграничной командировки дефицит. К тому же в первоисточнике на дворе апрель, а в экранизации тёплое лето.

Кино[править]

  • «Вспомнить всё» со Шварценеггером (хотя, возможно, что несколько гротескнее) и его ремейк 2012 года.
  • «Время» (фильм, 2011) - Педаль в пол. Несмотря на то, что действие происходит в далёком будущем (Раз люди победили смерть и вместо денег теперь используется время жизни человека), все люди одеваются, как в настоящем. Даже богатые бессмертные.
  • «Звёздные войны». Богачи могут одеваться как угодно вычурно, но военные и middle class рассекают во вполне тривиальных брюках, майках и куртках.
    • Сильным зигзагом: на многих планетах своя собственная мода или традиционный дресс-код, так что как люди, так и нелюди разных регионов могут носить что угодно — от стилизованных рыцарских лат до тог в древнегреческом стиле. Но на относительно обычную с точки зрения землянина ХХ века одежду — тоже легко наткнуться, особенно на планетах-ойкуменополисах, вроде Корусанта или Нар-Шадда.
  • «Голодные игры» — аналогично: у жителей Капитолия — буйство красок в нарядах и тонны косметики, а вот жители дистриктов особо не выделялись бы ни в наши дни, ни даже лет 50 назад.
  • «Зелёный сойлент» — в будущем одеваются, как во время съёмки, то есть как в 1970-е. Фильм выглядит очень, очень по-семидесятнически.
  • Аналогично в советской экранизации «31 июня» Джона Бойнтона Пристли (1978 г.). Обоснуй: на момент начала линии Сэма в XXI веке возникла мода на ретро 1970-х.
  • Туда же «Завтра встану и ошпарюсь чаем» 1977го года. Действие преимущественно разворачевается в 1997м (т.е. недалеком будущем), но в кадре сплошные клеша, ботинки на "танкетках" и бакенбарды.
    • Справедливости ради в конце 90х и 00х действительно имел место быть некоторый ревайвл моды 70х, но конечно не настолько тотальный.
  • Кино про Годзиллу и компанию «Уничтожить всех монстров» (Destroy All Monsters, 1968 г.). Действо происходит в 1999 г, а костюмы за 30 лет вообще не изменились. А еще на улице хватает и антикварной техники.
  • «Дознание пилота Пиркса» (по С.Лему, 1979 г.) Мода образца второй половины 1970-х. К тому же была поставлена цель сделать фильм как можно реалистичней, т. е. футуризм в одежде по мнению авторов не пошел бы на пользу.

Телесериалы[править]

  • «Звёздные врата» — сеттинг в основном «через недельку нашей эры», однако в костюмах лантийцев\Древних… десятитысячелетней давности прослеживаются современные черты. Особенно похожа лантийская корабельная униформа на современную униформу персонала Атлантиды.
    • А вот остальные инопланетяне могут одеваться как угодно вычурно.
  • «Доктор Кто» — люди носят современную одежду и в 200 000 году, и сотни триллионов лет спустя.
  • Пространство — Солнечная система двести лет как колонизирована, а изменилась лишь военная форма.
  • Altered Carbon — та же история.
  • «Вавилон-5» - если человека (у инопланетян, надо полагать, своя мода) из сериала (23 век) поместить на улицу современного города, то его одежда бросаться в глаза точно не будет.

Аниме и манга[править]

Реальная жизнь[править]

  • С точки зрения XX века, в котором многие из нас прожили большую часть жизни, наступивший XXI век — будущее. И одежда особо не изменилась.
    • И даже немного XIX в отношении мужской моды. Мужской костюм викторианской эпохи был весьма практичен, в отличие от женского.
    • Фасон свадебных платьев часто копируют моду более раннего времени. Особенно любят кринолины в духе середины XIX века. Встречается также имитация готики — не неформального движения, а эпохи средневековья.
  • Мужской деловой костюм 20-х годов XX века принципиально не отличается от современного делового дресс-кода почти сто лет спустя[1].
    • Чисто технически принципиальные изменения коснулись в первую очередь самих материалов. В том числе всё чаще стали встречаться смесовые ткани с добавлением синтетики, а последнее время всё больше распространения получает добавление элистичной нити. В то же время практически вышло из обихода сукно, тогда как на начало двадцатого века это был один из самых распространённых и практичных материалов.
    • Если же углубляться в детали, то можно заметить, что современные вариации всё чаще делают более приталенными, что как раз ближе к викторианскому костюму, тогда как родоначальником для современного делового костюма считают как раз пришедший на смену викторианскому более свободный эдвардианский костюм. В то же время разница между мужской викторианской модой и мужской эдвардианской модой за исключением уже означенного момента не так велика.
  • На созданных в XIX и начале XX века открытках и иллюстрациях типа «Жизнь через столетие» (а то и через тысячелетие) персонажи как правило одеты по современной художнику моде. В том числе в корсеты и кринолины. Если художник и пытается сделать с одеждой что-то, то обычно добавляет какой-нибудь элемент, на взгляд нашего современника нелепый, типа антенны или громоотвода на шляпке. Догадаться до современной эклектики и куда более легкого отношения к демонстрации тела то ли никто не сумел, то ли не посмел изобразить.
    • Многие опирались на то, что прогресс приносит новые аксессуары, и пытались угадать, как эти аксессуары могут выглядеть. Справедливости ради отметим, что годах в восьмидесятых столетия минувшего человек с карманным радио с не самой микроскопической антенной удивления не вызывал. Другое дело, что антенна не к головному убору крепилась, а была смонтирована на самом радиоприёмнике и складывалась, но всё равно в каком-то смысле по части антенн некоторые художники на самом деле были близки к тому, чтобы угадать.
  • Может получиться предмет статьи, если вы решили поставить спектакль или снять фильм по научно-фантастическому произведению, где действо происходит в будущем. С одной стороны, если начать придумывать футуристические элементы, то нет гарантии, что персонажи не будут выглядеть глупо. Особенно, если наряды делаются своими руками да еще и первый раз в жизни. С другой стороны, проще - актеры пришли в своих современных костюмах и выглядят более-менее естественно. Или можно добавить к их нарядам парочку дополнений - шляпы, плащи, пояса и проч.
    • Альтернативно можно наоборот удариться в минимализм по части аксессуаров, а в качестве элемента футуристичности использовать не самые стандартные материалы (при этом в экзотику по части кроя не ударяясь). Исторически так уж сложилось, что по мере развития прогресса люди всё меньше обвешивают себя всяческими подсумками (потому что придумали карманы) и перевязями (для самых упорных существуют разгрузочные жилеты), а самые ходовые аксессуары становятся компактнее, за счёт чего проще сделать их неброскими и рассовать по карманам, нежели дополнительно их декорировать.
      • Может статься, что в ближайшее столетие те же ремни и подтяжки отправятся в музей, а их функции возьмут на себя вшитые элементы предметов одежды. Когда-то жилетки служили в первую очередь способом не запутаться в собственной рубашке, а сейчас современные рубашки вполне себе нормально застёгиваются и не болтаются.
  1. Если не считать головной убор частью делового костюма, разумеется.